Замок во франции шамбор


Моя Франция / Туризм / Замки Франции / Шамбор

Моя Франция / Туризм / Замки Франции / Шамбор

Замок Шамбор (Château de Chambord)

Это один из самых оригинальных и ярких архитектурных памятников Франции. Замок Шамбор ни с чем нельзя спутать. Он стоит на притоке Луары, небольшой реке Бревон. Сейчас он считается самым знаменитым и великолепным из всего многообразия замков долины Луары. Тоже было и в средние века. До возведения Версаля именно Шамбор носил титул самого экстравагантного замка во Франции.

Но история его взлета начинается в X веке, когда окружающие замок земли принадлежали  графу де Блуа. Они были куплены в 1392 году герцогом Людовиком Орлеанским. Владения, окружающие замок были огромны и включали в себя большой и богатый дичью лесной массив, который знать использовала для охоты. Когда герцог взошел на трон и стал Людовиком XII,  замок стал принадлежать короне и планировался как крепостное сооружение, но события сложились иначе. Главным вдохновителем, придавшим замку его неповторимый колорит, стал преемник Людовика XII – Франциск I.

После своих итальянских походов, Франциск I, увлекавшийся архитектурой, был поражен расцветом эпохи Возрождения и активно внедрял новые тенденции архитектуры во французском зодчестве. Достоверным фактом является и то, что король пригласил во Францию Леонардо да Винчи и много времени уделял общению с ним. Не вызывает сомнения факт, что архитектура дворца отражает значительное влияние великого маэстро, хотя обнаруживает наработки и другого архитектора - Доминико да Кортона. К сожалению, достоверно имя архитектора осталось неизвестным. Как бы там ни было, но в 1526 году остатки старого замка сносят и приступают к строительству Шамбора, который станет шедевром и неподражаемым эталоном французского зодчества эпохи Возрождения. Верхняя часть замка устремлена в небо люкарнами, украшения которых типичны для итальянских строительных традиций. Это  пинакли, фонари, колонны, украшенные орнаментом, а также скульптурными саламандрами – геральдическим животным Франциска I.

Этот замок заслуживает самого внимательного рассмотрения. Современники считали его очень запутанным, с несколько беспорядочной планировкой. Есть легенда, согласно которой этот эффект был создан умышленно, чтобы многочисленные фаворитки короля не могли случайно встретиться. В основе планировки здания - донжон, состоящий из 5 этажей и 2 крыла. На каждом этаже донжона располагаются 8 комнат: 4 из них круглые и 4 комнаты - в угловых башнях, как правило, спальня и гардеробная. Комнаты прислуги располагались выше. Это были повседневные жилые помещения знати. Залы третьего этажа, с красивыми кессонированными или сводчатыми потолками, отводились для проведения балов и прочих торжеств. Для того чтобы представить масштабы дворца, достаточно сказать, что в нем 440 комнат и большая часть из них, а именно 365, имеют собственные камины. Замок фактически обладает собственной системой автономного отопления.

Однако только жилыми помещениями богатство замка не исчерпываются. Как королевская резиденция, в нем, конечно же, были построены королевские покои. Они расположены в северо-восточной части здания и представляют собой очень большой, вытянутый зал, предназначенный для официальных приемов, и второй зал, призванный служить кабинетом. Он выполнен в классических формах эпохи итальянского Возрождения. В замке также была возведена и капелла в том же стиле, но с тяготением в сторону античности. Основа ее конструкции – две парные колонны и фронтон, которые соединяются вверху, под самым сводом. Такое построение типично для античной Эллады.

Еще одним подлинным шедевром архитектуры является лестница, построенная под явным влиянием конструкторских мыслей Леонардо да Винчи. Есть даже предположение, что великий Леонардо разрабатывал конструкцию своей знаменитой лестницы именно для Шамбора, но после смерти маэстро проект был значительно упрощен. Лестница завита двумя спиралями вокруг общей оси и проходит через все этажи замка. Не смотря на то, что она состоит из 4 маршей, которые накладываются друг на друга, они при этом нигде не пересекаются. Верхняя часть лестницы выходит на большую террасу, которая представляет собой еще одно уникальное сооружение в замке. Фактически это не что иное, как смотровая площадка, проходящая по периметру всего замка. Отсюда открывается великолепный вид на островерхие крыши дворца, каминные трубы и самую высокую часть здания – высокую башенку, почти шпиль, украшенную королевской лилией. Пейзажи вокруг представляют собой редкое по красоте великолепие. Замок окружен огромным лесным массивом, который даже в наше время внесен в список наследия природы Франции. Стена, ограничивающая владения замка, имеет длину 32 км. Сам Франциск I питал слабость не только к архитектуре, но и был страстным охотником. Он регулярно, раз в 2 года, наведывался в Шамбор на несколько недель охотничьего сезона. В остальном его визиты в замок носили случайный характер, когда он наведывался сюда со своей супругой Элеонорой Габсбургской и фавориткой Анной дЭйи.

После смерти Франциска I в 1574 году сиятельные особы не особенно баловали замок посещениями, и он пустовал практически полвека. В 1626 году король Людовик XIII передает земли Блуа, вместе с Шамбором, своему брату Гастону Орлеанскому. Но это было исключительно политическое решение, которым король хотел обеспечить себе верность брата. В это время в замке происходят только незначительные реконструкции, и вскоре он вновь становится собственностью французской короны.

Некоторое оживление наступает только в период правления Людовика XV. По его приказу перестраивают северную часть здания, организовывая театральную сцену. В это время в Шамборе пишет свои произведения знаменитый французский драматург Мольер.  Премьерная постановка «Мещанина во дворянстве» была сыграна именно в Шамборе. Его величество заказывает Мольеру комедийную пьесу, но представленный королю спектакль «Господин де Пурсоньяк» был принят знатной публикой очень холодно, и Мольер был вынужден покинуть Шамбор.

В 1725 году Людовик XV передает замок своему тестю Станиславу Лещинскому, а позднее он переходит к маршалу Саксонскому, который был вполне успешным военным и прославился в боевых действиях при Рокуре, Праге, Фонтенуа. Но в 1750 году маршал скончался. Причины этого точно неизвестны. Принято считать, что блестящего военного свела в могилу тяжелая простуда. Другая возможность состоит в том, что маршал - известный сердцеед - получил удар шпагой на дуэли, и это стало истинной причиной смерти. После этих событий замок многократно переходит из рук в руки. Во время Великой французской революции Шамбор чудом избежал уничтожения, хотя и был разграблен практически полностью. Только спустя много лет, в 1930 государство выкупило его у Элии Бурбонского и предприняло серьезную реставрацию дворца.

В наше время старинный замок функционирует как музей. В нем можно полюбоваться не только удивительной красоты архитектурой, но и прекрасными средневековыми интерьерами. Удалось сохранить подлинную мебель, посуду и другие многие другие предметы быта прошлых веков. В замке также расположен музей охоты и природы. Его экспозиция вполне уместна, поскольку многие из французских сюзеренов были страстными охотниками. Таков был не только Франциск I, создавший замок,  но, например, и Карл IX, об искусности и выносливости которого в деле охоты ходили настоящие легенды еще при жизни.

Сейчас Шамбор является всенародным достоянием и охраняется ЮНЕСКО как памятник всемирного исторического наследия.

Фотографии замка Шамбор (Château de Chambord)

Сайт замка Шамбор (Château de Chambord)

Замок Шамбор (Château de Chambord) на карте Франции

Просмотреть увеличенную карту

www.france-world.ru

Шамбор (замок) - это... Что такое Шамбор (замок)?

Замок Шамбо́р (фр. château de Chambord) — самый крупный из всех замков Луары. Был построен по приказу Франциска 1-го, который хотел быть ближе к любимой даме — графине Тури, жившей неподалёку.

Строительство велось между 1519 и 1547 гг. на изгибе реки Коссо́н (Cosson) — небольшого притока реки Бёвро́н (Beuvron), впадающей в Луару, приблизительно в 6 км от левого берега Луары и в 14 км на восток от Блуа во французском департаменте Луар и Шер (номер департамента 41).

План замка Шамбор

Архитектура

Шамбор, бесспорно, один из самых узнаваемых замков, архитектурный шедевр эпохи Ренессанса. Длина фасада 156 м, ширина 117 м, в замке 426 комнат, 77 лестниц, 282 камина и 800 скульптурно украшенных капителей.

Имя архитектора неизвестно, но исследования доказывают участие в проекте Леонардо да Винчи, бывшего в то время архитектором при дворе короля Франциска I, но умершего за несколько месяцев до начала строительства, а также участие Доменико да Кортона, прозванного Боккадор.

План замка нарисован вокруг центрального объекта, названного «донжоном», потому что, хоть он и не предназначался никогда для отражения атак, но построен по образцу укреплённых замков Средневековья. Внутри донжона находятся 5 жилых этажей. На каждом этаже по 4 квадратных и 4 круглых помещения; четыре коридора между помещениями, как будто с четырёх сторон света, ведут к двойной лестнице в центре. Король Франциск I впоследствии расширил замок и квартировал в более просторных помещениях восточного крыла. В западном крыле была построена часовня, законченная Жаном ле Гумбль (Jean le Humble). Подобное расположение часовни и королевских покоев было необычным для того времени: поместив себя в направлении Иерусалима, король хотел показать себя правителем духовной власти в своём королевстве.

Поговаривали, что Франциск I со своим другом Жаном ле Гумбль хотели даже изменить русло течения Луары, чтобы она текла прямо перед замком, но отказались от такой идеи.

Двойная, двухзаходная винтовая лестница в самом центре замка более чем лучше передаёт творческий стиль Леонардо да Винчи. Двухзаходная — из двух лестниц спиралью, поворачивающихся в одном и том же направлении, но ни разу не пересекающихся, так чтобы спускавшиеся могли избежать встречи с теми, кто поднимался им навстречу и наоборот. По этой монументальной лестнице с резным орнаментом можно подняться на большую террасу, также задуманную Леонардо, полюбоваться на дымоходы и капители крыши и обойти донжон по периметру. Над лестницей возвышается маяковая башенка, видная и внутри здания с нижних этажей. Она возвышается над всеми каминными трубами, достигая высоты 32 м; на самом верху не привычный крест, а королевская лилия.

Второй этаж также примечателен своими сводами, украшенными эмблемой короля (монограмма F, увенчанная короной, и саламандра) в сопровождении шнура в узелках — эмблемы его матери, Луизы Савойской. Некоторые монограммы лестницы на уровне террас выполнены кверх ногами, — «чтобы Бог с высоты неба видел королевскую мощь»!

Королевский замок Шамбор XVI века

История строительства

Строительство началось в 1519 г. и стало одной из самых крупных строек Возрождения. Рассказывают, что на стройке было занято до 1700—1800 рабочих. Потребовалось около 220 000 тонн камня. Жизнь на стройке была не из легких, тем более, что замок строился на болотистом месте, много рабочих умерли от болотной лихорадки. Плотники загоняли дубовые сваи фундамента на глубину до 12 метров. Во время профилактических раскопок 2007 г. обнаружено, что юго-западная башня опирается на скалу известкового происхождения, что сохранились следы круглой постройки из песчаника — возможно остатков башни средневекового замка, существовавшего до строительства настоящего замка[1].

На телегах из порта Сен-Дье (Saint-Dyé) привозились строительные материалы и особенно каменные блоки из белого песчаника — камня белого цвета, рыхлого и хрупкого. Каменотесы, не в пример другим рабочим, не имели фиксированной зарплаты, им платили сдельно, как и положено за работу сдельщика. Поэтому на каждом обработанном камне они вырезали свой особый неприметный знак. Такая подпись позволяла казначею оценивать и оплачивать работу; знаки до сих пор видны на некоторых каменных блоках, ещё не пострадавших от граффити после открытия замка публике.

История владельцев замка

Саламандра, эмблема короля Франциска 1-го

В 1392 году семья герцогов Орлеанских покупает у графа Блуа большое лесистое поместье Шамбор. Когда герцог Орлеанский становится в 1498 г. королём Франции под именем Людовика XII, Шамбор соответственно превращается в королевскую собственность.

В 1516 г. Франциск I возвращается из Италии вместе с Леонардо да Винчи и желанием осуществить нечто большое в стиле итальянской ренессансной архитектуры той поры. В 1519 он выбирает Шамбор для строительства охотничьего замка на месте бывшего крепостного замка. Начиная с 1526 г., 1800 рабочих задействовано на строительстве нового замка, завершённого после многочисленных пристроек в 1547 г., уже после смерти короля. Франциск I проводит, в конечном счёте, довольно мало времени в Шамборе — всего несколько раз поохотиться и продемонстрировать своё богатство и величие сопернику испанцу Карлу V.

После смерти Франциска I последующие французские короли не особо интересуются заброшенным замком. В 1639 г. Людовик XIII дарит его своему брату Гастону Орлеанскому.

Людовик XIV в 1684 г. распоряжается о новых внутренних перестройках замка, о новой крыше для часовни, о том, чтобы соединить четыре жилых покоя северного вестибюля второго этажа в анфиладу комнат для короля, типа королевских аппартаментов в Версальском дворце. 14 октября 1670 г. Мольер с театральной группой из Парижа, приглашенной Людовиком XIV, дает в замке самое первое представление пьесы «Мещанин во дворянстве».

С 1725 по 1733 гг. замок был занят Станиславом Лещинским — свергнутым польским королём и тестем Людовика XV. С 1745 по 1750 гг. он служит казармой для полка Морица.

Известно, что в середине XVIII века по разрешению Людовика XV в замке располагалась химическая лаборатория графа Сен-Жермена.

В 1792 г. революционное правительство распродаёт мебель. Наполеон Бонапарт отдаёт замок маршалу Бертье. В 1821 поместье будет выкуплено у его вдовы благодаря национальной подписке и передано юному Анри д’Артуа, герцогу Бордосскому, родившимуся за год до этого. После революции 1830 г., уже в ссылке, герцог возьмёт себе титр «графа Шамборского». Ещё до этого Карл X недолго проживал в замке, слегка его подремонтировав. Во время франко-прусской войны замок служит как полевой госпиталь. Граф Шамборский в 1871 г. обратится к французам из Шамбора с манифестом, призывающим к восстановлению монархии и белого флага. С 1883 г. замок принадлежит герцогам Пармским: герцог Роберт Пармский наследует замок от графа Шамборского, своего дяди по материнской линии.

Выкупленный в 1930 г. у Элии Бурбонского за 11 миллионов франков золотом, Шамбор становится собственностью французского государства и управляется при посредничестве «Ассоциации друзей Шамбора». В 1945 г. из-за пожара частично уничтожена кровля юго-восточного донжона. В 1947 г. начинается большая работа по превращению замка в важнейший туристический объект, предлагающий с 1952 г. также свето-звуковые вечерние представления.

С 1981 года внесён в список всемирного достояния ЮНЕСКО под номером 933. С 2005 г. замок имеет статус государственного общественно-коммерческого предприятия. В 2007 году 17 300 скаутов в течение трёх дней праздновали в парке замка столетие создания скаутской организации лордом Баден Пауэллом.

Парк

Опоясанная самой длинной стеной во Франции протяженностью 32 км (длина парижской кольцевой дороги «периферик»), территория в 5 441 гектар, из них 1000 га открыты для публики, — это самый большой огороженный парк лесного типа в Европе. Символы парка — олень и кабан, здесь обитает более 100 видов птиц.

Курьёзы

  • На втором этаже располагается отделение Музея охоты и природы;
  • Деревня Шамбор также принадлежит государству, а домики используются в туристических целях.

В кино

Замок Шамбор стал декорацией при съемках музыкального фильма «Ослиная шкура» реж. Жака Дёми в 1970 г.

Изображения

Примечания

  1. ↑ Le Monde 20 марта 2007, Статья Крепостные останки под замком Шамбор

См. также

Ссылки

Портал о Франции — Франция на страницах Википедии

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Замок Шамбор

Замок Шамбор

Вот он - один из самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары. Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским.

Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Его очень привлекала личность Лоренцо Великолепного, крупного политика и щедрого флорентийского мецената.

 

 

После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем было удовлетворено лишь частично с реконструкцией замка Блуа Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза. В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор.

Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было занято более 1800 человек. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.

Во время своего пребывания во Франции в правление Карла VIII Доменико да Кортона выполнил в дереве макет замка с квадратным донжоном и с большими крестообразно расположенными залами, разделявшими каждый этаж на четыре сектора с идентичными апартаментами. По проекту на одной из линий креста была расположена лестница с прямыми маршами, соединявшая все этажи. Жилой корпус замка Шамбор кажется очень похожим на этот макет замка и таким образом имеет все основания относиться к итальянской архитектуре классического направления.

План в форме креста не использовался со времен античности, и только Браманте сумел возродить его к жизни в 1507 году в базилике Св. Петра в Риме. В кессонированном потолке также чувствуется влияние этого выдающегося памятника церковного зодчества.

Разделение этажей на самостоятельные, но идентичные апартаменты свидетельствует о сильном влиянии тосканских вилл той эпохи, тогда как большие террасы и великолепная винтовая лестница, помещенная в центре крестообразно расположенных залов, обнаруживают влияние стиля Леонардо да Винчи. Этот тип лестницы, хотя и имеет отношение к средневековой традиционной схеме, отличается от нее своим оригинальным разделением на два, не соединяющихся друг с другом витка с многочисленными открытыми проемами по рукавам коридоров.

Другая связь с французской средневековой традицией выражена в угловых башнях жилого корпуса, органично включенных в здание.

Работы продолжались в течение многих лет; в 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.

Увенчанная фонарем центральная лестница с двойной спиралью поднималась на все этажи до самой крыши. Эта лестница несомненно имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.

Наверху лестницы расположена большая терраса, также имеющая непосредственное отношение к замыслу Леонардо да Винчи. Отсюда открывается великолепный вид на островерхую кровлю замка.

Даже на расстоянии можно заметить, как вся верхняя часть замка взметнулась в небо своими люкарнами, украшенными в типично итальянском стиле пинаклями, фонариками, каминными трубами, орнаментированными колоннами, фронтонами, скульптурными саламандрами, узорами из кровельного сланца, напоминающими облицовку из итальянского полихромного мрамора. В центре кровли вытянулась самая высокая часть - фонарь, высотой 32 o метра, который венчает винтовую лестницу. Изначально этот фонарь был сквозным, витражи являются более поздним добавлением. Купол фонаря поддерживают выступающие сводчатые арки средневекового происхождения. Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба капителей классического ордера обнаруживает, однако, типично французский вкус.

Королевские апартаменты, для которых требовалось обширное пространство, не могли разместиться в жестко разграниченных равносторонних отсеках жилого корпуса, поэтому в 1526 году были построены два крыла, предназначавшиеся специально для апартаментов короля и капеллы. Это добавление, хотя и не предусмотренное в первоначальном проекте, прекрасно вписалось в общий ансамбль по стилю, замыслу и пропорциям уже существовавшего здания. Для разработки проекта был использован модуль, соответствующий каждой стороне жилого корпуса, модуль, увеличенный в три и в два раза, чтобы таким образом достигнуть необходимой ширины и глубины построек.

Апартаменты короля, расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву Р - эмблему короля Франциска I.

Капелла, расположенная в северо-западной части, также навеяна итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также кессонированную декорировку. План замка, строго симметрический, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью земной - преходящей, и властью небесной - вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 километра...

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях. На нижнем этаже располагались туалетные и ванные комнаты.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д'Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

kolizej.at.ua

Замок Шамбор

У многих девочек в детстве (признавайтесь!) была мечта — стать принцессой и жить в замке, и я признаюсь, что я не исключение — диснеевские мультики и рассказы о рыцаре на белом коне определенно наложили свой след на мое мировоззрение. Увы и ах, повзрослев, я осознала, что реальность далека от сказок, но при этом должна сказать, что в моей жизни был такой момент, когда казалось, что чудеса существуют. Речь идет о том дне, когда я посетила волшебный замок Шамбор, который находится в знаменитой долине Луары, богатой изысканными архитектурными произведениями искусства.

Важная информация

Начну с того, что на входе в замок есть информационный центр, где вы можете взять брошюру или аудиогид (стоит он 5 EUR)на русском языке. Рядом вы увидите кассы, где можно купить билеты. Простое посещение замка стоит 11 EUR, если вы хотите совместить это с вечерним представлением или конным шоу, о которых прочитаете чуть ниже — берите комбинированный билет (о них также немного позже).

Шамбор открыт для туристов целый год. Исключение составляют несколько праздничных дней: 25 декабря, 1 и 31 января. В период с 26 марта по 2 ноября замок «работает» с 9:00 до 18:00, в остальное время — с 9:00 до 17:00. Важно знать, что кассы работают до 17:30 и 16:30 соответственно.

Если вы хотите приобрести какие-либо сувениры на память — на территории дворцово-паркового комплекса есть несколько магазинов, где можно купить различные вещи на память — от стандартных магнитов и открыток до необычных местных деликатесов. В соседних городках есть множество уютных и недорогих кафешек.

Как добраться

Замок Шамбор (он же Шамборский замок, а по-французски — Château de Chambord) находится в 180 км от Парижа, и поэтому отлично подойдет для однодневной вылазки из французской столицы. До замка можно добраться двумя способами: на машине и на общественном транспорте.

На машине

Автомобиль, конечно, дает большую свободу перемещения: вы не зависите от расписания поездов и автобусов и вольны сами выбирать и время отправления, и свой конкретный маршрут. Мы, например, решили попробовать охватить необъятное и вполне успешно с этим справились, посетив сразу два замка за один день. Думаю, что при желании и большом запасе времени можно даже постараться увидеть и три, и даже четыре.

Итак, если вы взяли в аренду автомобиль или, что еще круче, приехали во Францию, на своей машине, выезжайте из Парижа на трассу А10 и по истечении примерно полутора часов начинайте искать съезд на небольшой город Мер (Mer). После того, как вы проедете его насквозь и пересечете реку Луару, в честь которой и названа долина, вы увидите широкие леса — это и есть территория замка Шамбор. Езжайте по указателям, и буквально через пару минут вы заедете на парковку, которая, кстати, для легковых автомобилей стоит всего 4 EUR в сутки, для кемперов — 7 EUR.

Общественным транспортом

  • Самый быстрый и дешевый способ — это рейсы компании FlixBus, благодаря которым вы менее, чем за три часа доедете прямо до замка. Автобусы отъезжают в 7 утра от станции метро Porte Maillot, что рядом с Булонским лесом и совсем недалеко от Триумфальной Арки. Обратный автобус отъезжает в 18:50 и прибывает в Париж в 21:35. Не опаздывайте — это первый и последний рейс. Билеты стоят около 10-15 EUR в одну сторону. Единственный минус этого варианта — расписание, поскольку рейсы выполняются всего дважды в неделю: по субботам и воскресеньям. Рекомендую приобретать билеты заранее, поскольку французы (а уж туристы тем более) любят выбираться на выходных из города, и все места могут быть раскуплены. Кроме того, как правило, чем раньше вы берете билеты, тем более выгодная на них цена.
  • Вышеописанный способ появился относительно недавно, поэтому раньше туристам приходилось ездить гораздо более неудобным маршрутом, который, ко всему прочему, еще и стоил значительно дороже. Если вы захотите отправиться в Шамбор в будние дни — увы и ах, в вашем распоряжении только этот способ. Итак, для начала приезжайте на вокзал Аустерлиц (Gare d'Austerlitz) и садитесь на поезд до города Блуа (Blois). Кстати, в нем самом тоже есть очень красивый замок, на который стоит посмотреть. Скорее всего, прямых маршрутов не будет, и вам придется делать пересадку в Орлеане (Orléans). Не переживайте — стыковка между поездами всего 10-15 минут, так что много времени вы не потеряете. После того, как вы приедете в Блуа (а это будет примерно через два часа), нужно будет выбирать, на чем добираться до самого замка: такси или автобус. Говорят, что также можно взять в аренду велосипед, но, признаюсь, я не видела там ни одной подобной компании, однако не отрицаю, что они там могут быть. Если вы едете компанией, не раздумывайте и берите такси — сэкономите много времени и сил. Поездка в одну сторону обойдется вам примерно в 20-30 EUR. Можете попросить у водителя визитку или номер телефона, чтобы и обратно доехать вместе с ним.
  • Что касается автобусов, надо сказать, это не очень удобный, зато крайне дешевый способ. С 14 мая по 2 сентября между Блуа и замком курсирует туристический автобус. Время в пути — около 40 минут, билет стоит 6 EUR и дает скидку в 1,5 EUR на вход в Шамбор и некоторые другие замки (Блуа, Шеверни). Расписание можно посмотреть по этой ссылке в разделе Chateaux de la Loire. В нетуристическое по мнению местных властей время до Шамбора можно доехать на обычном автобусе, который едет по маршруту № 2 (Ligne 2). Билет стоит 2 EUR.

История

О том, как создавался Шамбор, ходит множество легенд, что делает его еще более таинственным. Известно, что строительство замка началось в 1519 году, и поговаривают, что в его проектировании принимал участие сам Леонардо да Винчи, в то время служивший при дворе короля Франциска I. Знаменитый творец скончался незадолго до начала работ, но оставил после себя схемы двойной спиральной лестницы, которая до сих пор удивляет многих туристов. О ней вы, впрочем, прочитаете немного позже. В одной книге я прочитала, что в создании этого удивительного архитектурного ансамбля участвовало около 2000 рабочих, а для сооружения самого замка понадобилось более 220 000 тонн камня! За каменные блоки, кстати, отвечали специально обученные люди, которым платили за каждый отдельный вытесанный блок. Поэтому присмотритесь к ним внимательнее — на каждом камне Шамборского замка высечено имя его мастера — так сказать, подпись или метка. Строительство продолжалось вплоть до 1547 года и в общей сложности заняло около 30 лет. Создатели замка хотели, чтобы его великолепие затмило чуть ли не все европейские дворцы, и, как мне кажется, они вполне достигли своей цели. До появления Версаля Шамбор по праву считался самым роскошным замком своего времени.

После того, как скончался инициатор создания замка Франциск I, Шамбор, бывшая охотничья резиденция французского короля, за пять веков успел поменять десятки владельцев. На протяжении какого-то времени в нем даже располагалась экспериментальная химическая лаборатория Сен-Жермен, а также прятался польский король Лещинский. Ближе к середине 20 века французскому правительству удалось выкупить замок у его последнего владельца, после чего он был признан национальным наследием Франции и даже был занесен в список ЮНЕСКО.

Шамбор сегодня: внешний облик и внутреннее убранство

Чтобы осознать величие и великолепие замка Шамбор, нужно его увидеть вживую — ни самые лучшие эпитеты, ни самые качественные фотографии не смогут передать то, что открывается перед вашими глазами, когда вы заезжаете на территорию дворца. Попав внутрь, вам кажется, что вы находитесь в небольшом отдельном городке со своими улицами и площадями.

Впрочем, приведу несколько цифр, чтобы у вас была возможность хотя бы немного представить, насколько роскошно жили раньше французские правители. Итак, вообразите себе: в замке насчитывается 426 комнат, 282 камина и 77 лестниц. Надо отметить, лестницам здесь уделяется много внимания, а в особенности той, которую спроектировал да Винчи. Ее особенность заключается в том, что она, по сути, состоит из двух лестниц — обе они поворачиваются в одном и том же направлении, но при этом никогда не пересекаются, поэтому те люди, которые спускаются, никак не могут столкнуться с теми, кто поднимается. Кроме этой удивительной особенности, спиральная лестница украшена резным орнаментом, лепными фигурами загадочных нимф, химер и фавнов и сама по себе представляет уникальную архитектурную ценность. По этой лестнице можно подняться на большую террасу, откуда открывается вид на окрестности дворца: лесной парк — между прочим, самый крупный в Европе, в котором охотились французские короли, свежепостроенные гостиницы неподалеку, берег реки, где можно арендовать лодку и, собственно, саму реку, которая называется Коссон. Изначально Франциск I хотел изменить течение реки Луары, повернув ее русло так, чтобы она протекала прямо перед замком, и он, таким образом отражался бы в ее водах. В итоге обстоятельства сложились так, что от первоначальной идеи пришлось отказаться, и к Шамбору провели русло реки Коссон. Сама терраса украшена разнообразными каминными трубами, фигурами сказочных существ, удивительно декорированными раковинами и ромбами. На экскурсии мне рассказали, что однажды в замок прибыл венецианский посол и, поднявшись на террасу Шамбора, он, изумленный красотой и величием дворца, признался, что на какой-то момент ему почудилось, будто бы он находится в сказке. Думаю, такое ощущение возникает у большинства людей, которые приехали в Шамбор.

Теперь расскажу вкратце о внешнем виде замка: Шамбор состоит из пятиэтажного донжона (иными словами, это главная башня в феодальных замках) и двух пристройках к нему — восточное и западное крыло. Планировка замка очень хитрая и запутанная, но при этом все коридоры пересекаются в центре этажа около вышеописанной лестницы. Согласно легенде, любвеобильный король Франциск сам настоял на такой хаотичной схеме дворца, чтобы его многочисленные фаворитки не могли столкнуться друг с другом, прогуливаясь по бесконечным длинным коридорам.

Обратите внимание на третий этаж — своды залов там отделаны удивительной красоты резьбой, на которой видны первая буква имени Франциска — «F», а также его символ — мифическое животное саламандра, которая, по преданиям, может жить в огне.

Чем заняться в замке и его окрестностях

Если вы уже «находились» по замку, повздыхали о том, как здорово, наверное, было бы иметь такую летнюю резиденцию, и даже поднялись на террасу, самое время ознакомиться с иными вариантами времяпровождения, которые есть в Шамборе.

Поездка на лодке по каналу перед замком

Как я уже писала, в лесном парке, что вокруг замка, есть канал, рядом с которым находится пункт аренды лодок. Они тут достаточно необычные, не весельные, а на электрических двигателях, поэтому теоретически даже самые хрупкие девушки могут спокойно с ними управляться. Надо сказать, что лодки двигаются совсем не быстро, поэтому рассчитывать на катание с ветерком не стоит — вместо этого вы получите спокойную и расслабленную прогулку по каналу. Полчаса такого удовольствия стоят 14 EUR. За эти 30 минут вы получите колоссальное эстетическое удовольствие и почувствуете такое умиротворение, что наверняка поддадитесь соблазну продлить это блаженство еще хотя бы ненадолго…

Вечернее шоу «Шамбор — мечта и огни»

Если прогулка на лодочке — это, скорее, приятное дополнение к обычному посещению замка, то еще один вариант времяпровождения может смело выступать как отдельная достопримечательность. Это доказывает немаленькое количество машин, заполняющих парковку ближе к вечеру. Эти люди приезжают специально к вечернему светомузыкальному представлению. По моему скромному мнению, не попасть на него, уже находясь на территории замка — ну просто самое настоящее преступление. Единственная загвоздка в том, что шоу идет лишь в период с начала июля до середины сентября (в июле в 23.00, в августе после 22.30, в сентябре после 21.30). Оно длится чуть меньше часа, однако будьте готовы, что, возможно, вам придется задержаться еще на минут 20-30, поскольку иногда начало спектакля немного задерживается из-за светлых французских ночей. Сегодняшнее представление называется «Шамбор — мечта и огни». Оно, как говорилось в путеводителе, «объединяет звук и свет». Первое такое шоу было проведено в 1952 году и встретило полнейшее одобрение среди публики, поэтому создатели решили двигаться дальше и за полвека успели показать целую серию удивительных постановок, таких как «Битва дня и ночи», «Метаморфозы» и многое другое.

Цена на посещение — 13 EUR, но если покупать комбинированный билет: вход в замок + представление, можно немного сэкономить, поскольку он стоит 18 EUR. Впрочем, для любителей крутых лайфхаков есть еще один вариант. В то время как добропорядочные зрители располагаются на специальных лавочках, которые находятся на противоположной от Шамбора стороне канала, те хитрые туристы, кому было неохота покупать билеты, сидят сбоку от замка. Никто их не прогоняет (но это не точно), но вид оттуда, конечно, не совсем тот. Впрочем, если ваш бюджет очень ограничен, а посмотреть на такое волшебство хочется — вполне рабочий вариант.

Описать то, что вы чувствуете во время просмотра этого шоу, просто-напросто невозможно, но попробуйте себе вообразить такую картину: теплая летняя ночь, чистейший воздух, один из красивейших замков и удивительные картины на нем. Спектакль показывает историю создания Шамбора, параллельно идет рассказ на французском. Увы и ах, я не говорю на этом языке, поэтому очень советую вам заранее почитать о том, как строился этот архитектурный шедевр, чтобы не чувствовать себя там не в своей тарелке. Лично мне очень запомнилось, когда на замке показывалось, что было раньше на месте Шамбора — леса, поля и пасущиеся там олени. Впрочем, их и других представителей дикой природы можно встретить там и сейчас. Нам, например, на пути обратно перебежал дорогу вполне себе упитанный кабанчик. Напоследок о представлении скажу, что оно оставило у меня одни из самых ярких и теплых воспоминаний из той поездки, поэтому очень и очень рекомендую его всем тем, кто еще не соблазнился моим рассказом!

Конное представление

Помимо этого, с мая по сентябрь в конюшнях маршала Саксонского устраивают конный спектакль (Spectacle équestre) под названием «В лесу истории». Билеты продаются там же, а не в основной кассе замка, и стоят 9,5 EUR и 7 EUR для взрослых и детей соответственно. В мае, июне и сентябре спектакль идет во все дни кроме понедельника и начинается в 11:45 по будням и в 11:45 и 16:30 в выходные. В высокий сезон — июль и август — шоу показывают каждый день и в 11:45, и в 16:30.

Это представление длится чуть больше сорока минут и включает в себя множество всего интересного. Лошади исполняют различные трюки, а артисты рассказывают забавные истории и демонстрируют акробатическое мастерство, находясь при этом на лошади. Выглядит это невероятно круто и даже несколько страшно. Кстати, в любое другое время вы также можете попасть в конюшни и посмотреть на различные экипажи, или даже прокатиться в одном из них по территории замка. Такая поездка стоит, если не ошибаюсь, около 11 EUR, а комбинированный билет «посещение замка + поездка на экипаже» обойдется вам в 20 EUR.

Выставка картин

Все еще не устали и готовы к чему-то еще? Тогда держите еще один вариант — с 1 апреля и до самого конца сентября в Шамборе проходят выставки достаточно знаменитого в определенных кругах художника Джамеля Тата. Я думаю, экспозиция будет интересна тем, кто любит современное искусство (увы и ах, я не в числе этих людей). Надо отметить, что картины этого живописца висят в галереях по всему миру, а вход на выставку включен в стоимость билета в замок — поэтому есть если время, стоит заглянуть

Игры оленей

Вы наверняка заметили, что все вышеописанные варианты актуальны лишь в теплое время года, в туристический сезон. А ведь есть и такие люди, для которых конец лета — это только время начала путешествия. Для них есть чудесная возможность прогуляться по заповеднику с гидом и посмотреть на animal show, которое называется «Разгар гона».

Во время этого уникального зрелища вы сможете понаблюдать за тем, как олени, обитающие в лесах близ замка, устраивают, так сказать, любовные игрища и дерутся рогами с соперниками за установление первенства. Такая необычная экскурсия длится около 3 часов и стоит 35 EUR.

Прогулка по окрестностям замка

Кроме того, каждую среду и субботу на территории парка организуются экскурсии, на которых вы вместе с гидом проедете на внедорожнике по основным природным достопримечательностям местности, даже самым труднодоступным. Стоит такое развлечение 18 EUR для взрослых и 12 EUR для детей от 6 до 17 лет.

И многое-многое другое

Нередко в замке организуются различные временные выставки или создаются новые экскурсии — для того, чтобы быть в курсе всех нововведений, следите за актуальной информацией на официальном сайте Шамбораэ

Напоследок

Итак, подытожим: для чего, когда и кому стоит ехать в Шамбор?

  • Для чего? Для того, чтобы отвлечься от повседневной рутины, почувствовать себя героями рассказов о средневековых королях, полюбоваться шедевром французской архитектуры, увидеть удивительное вечернее шоу и, конечно, совершенно неожиданно встретить оленя или кабана, перебегающего вам дорогу.
  • Когда? Определенно тогда, когда вам начнут надоедать городские пейзажи Парижа, а ежедневно сверкающая башня начнет действовать на нервы (не удивляйтесь — такое бывает), срочно садитесь на поезд/автобус/за руль автомобиля и езжайте в долину Луары. Ну, или когда просто выдастся свободный денек. Что же касается «сезона», лично я думаю, что лучше всего будет отправиться в Шамбор в сентябре. Логично ведь, что отпускной сезон заканчивается, туристов с каждым днем становится меньше, а значит, атмосфера волшебства чувствуется все лучше и лучше. При этом светомузыкальное представление все еще идет по вечерам. Впрочем, мы ездили в замок в конце июля и остались крайне довольны его посещением, поэтому писать о том, что летом здесь совсем уж людно, будет неправильно.
  • Кому? Всем-всем-всем! От серьезных взрослых любителей истории до самых маленьких детей — это место не оставит равнодушным никого. Искренне надеюсь, что после этой статьи вы как минимум добавите Шамбор в список мест, которые нужно посетить, а как максимум — купите билеты в самую романтичную страну на свете.

travelask.ru

Замок Шамбор. Долина Луары. Франция. Часть 1.

Местность, на которой возвышается замок, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским.

Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции.

Франциск I. Портрет работы Жана Клуэ, 1525, Лувр

После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи.

Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем было удовлетворено лишь частично с реконструкцией замка.

Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза.

Francois I with Leonardo da Vinciin 1519

В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку.

План замка

В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было занято более 1800 человек.

Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.

Архитекторы планировали строить крепость, поэтому стены здесь толстые, потолки высокие, залы сырые и холодные.

Пьер-Дени Мартен - Вид на замок Шамбор со стороны парка 1722

Их должны были обогревать 365 каминов, расположенные в опочивальнях (их количество совпадает с числом дней в году). В замке три этажа, более 440 помещений.

И хотя в ходе работ Шамбор попытались превратить в комфортное жилье, внутреннее устройство все-таки больше подходит для обороны от врагов, чем для отдыха.

Старый чертеж замка Шамбор, юго-восточная сторона Дата 1749

Шамбор, гравюра 1860 г. Автор неизвестен

Сердце замка – донжон – квадратное в плане помещение с круглыми башнями по углам. Конечно, это сооружение уже не было рассчитано на оборону. Своими монументальными формами он должен символизироваться величие власти владельца. Впрочем, согласно традиции, перед замком был вырыт глубокий ров с водой (засыпан в XVIII веке) и установлен подъемный мост.

Ограждение замка имеет прямоугольную форму. Две круглые башни ограждения, фланкирующие центральный въезд, позже названы "Королевским", были невысокими, с плоской крышей, так что там могла находиться стража с приданными ей легкими пушками. Две другие башни, завершенные высокими коническими кровлями, уже связывались с композицией противоположного, северо-западного фасада, который стал основным. Во внутренних углах их разместились винтовые лестницы, напоминавшие лестницу в замке Блуа.

Знаменитая двойная спиральная лестница в центре замка поднимается с первого этажа до светового фонаря, возвышающегося над крышей. Двойные спирали ее маршей заключены в восьмигранник, образующий мощный ствол. Это словно самостоятельный павильон, стоящий в центре греческого равноконечного креста пересекающихся сводчатых залов – "Залов Стражи".

Такая необычная архитектурная фантазия создавала своеобразный игровой лабиринт в духе новых светских затей, что существенно отличало эту лестницу от ее прототипа – лестницы с двумя самостоятельными маршами в парижской церкви св. Бернардена. В отличие от примеров готического зодчества, придававших лестнице служебное назначение и заключавших ее в каменный футляр, здесь лестница занимает центральное положение в композиции интерьерного пространства, являясь его лучшим украшением. Белый камень с берегов Шера и Эндра, который заставлял фасады дворца светиться на солнце, подобно кристаллу, в интерьере с приглушенным освещением, открывается иными своими качествами – почти скульптурной пластичностью всех элементов, мягко прорисовывая каждую деталь.

Поднимаясь по одному ряду ступеней и спускаясь по другому, каждый раз можно по-новому воспринимать одно и то же пространство интерьера. Крестообразные переходы, наподобие мостиков, ведут от ступеней лестницы на второй этаж. Сама же она поднимается в башнеобразный фонарь, возвышающийся на террасе донжона. Кессонированные своды лестницы содержат, чередуясь в шахматном порядке инициал F и изображение саламандры (символы Франциска I).

На каждый спиральный марш есть свой вход.

Панорамный вид двойной спирали лестницы.

Человек, поднимающийся по "своей" спирали, может увидеть идущего по другой только сквозь небольшие окна, но встретиться друг с другом они не смогут. Эта лестница, несомненно, имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.

План замка, строго симметричный, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью земной – преходящей, и властью небесной – вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 километра...

Все апартаменты, расположенные на разных этажах донжона, выходят окнами во внутренние помещения, образующие крест с лестницей в центре.

Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.

Первый этаж

Здесь находится вход в часовню (западное крыло), вход в королевское (восточное) крыло, выставка карет и выставка скульптуры.В помещении для карет собраны конные экипажи. Они никогда не использовались, так как были заказаны графом Шамбор у каретного мастера Биндера в 1871 году специально для торжественного въезда нового короля в Париж, который так и не состоялся. Седла и прочие шорные изделия были выполнены знаменитой парижской фирмой Гермес.

Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба капителей классического ордера обнаруживает, однако, типично французский вкус.

Statue of Madame Élisabeth 1792Sister of Louis XVI

Второй этаж

На втором этаже посетители могут ознакомиться с различными вариантами обстановки жилых помещений замка с XVI по XIX века, благодаря воссозданию элементов интерьера тех времен.

Камин на втором этаже замка Шамбор

Покои Франциска I расположены в восточном крыле. Это легко заметить по многочисленным изображениям лилий и саламандры (королевского геральдического символа), используемых во внешней и внутренней отделке, например, на двери:

Поначалу Франциск размещался в донжоне, но вскоре решил перебраться в восточное крыло здания, в которое ведут галерея и наружная винтовая лестница. В это крыло входят одна комната, два кабинета, небольшая молельня и зал заседаний.

Королевская кровать

The royal statue of King Francis I (1494-1547)

Апартаменты короля, расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву F – эмблему короля Франциска I. Саламандры символизируют девиз короля "Nutrsco et extinguo", что можно перевести как "я питаюсь (хорошим огнем) и гашу (плохой огонь)".

Рабочий кабинет Франциска I

Парадные апартаменты были созданы в 1680 году, когда две отдельные квартиры, расположенные вдоль северного фасада здания, были объединены в одну для приведения замка в соответствие правилам этикета, которые были введены при царствовании Людовика XIV.

Парадные апартаменты 1861 г.

Поэтому северный вестибюль был устранен. Зал охраны, первая и вторая прихожая, парадный зал и частные апартаменты переходят одна в другую, как в Версале. Оформление парадных апартаментов, которое вы видите сегодня, было выполнено по заказу маршала Саксонского в XVIII веке. Меблировка была восстановлена по этому последнему известному состоянию помещений.

Есть гобелены и портреты известных исторических личностей и мраморный бюст самого Людовика.

Королевскую часовню (вход с первого этажа), занимающую западную башню Шамбор, начали строить при Франциске I, а заканчивал при Людовике XIV архитектор Версаля Ж.А Мансар. Ее архитектурное решение также навеяно итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также кессонированную декорировку. Зал часовни необыкновенных размеров представляет собой самое большое помещение замка.

Апартаменты королевы, в которых по очереди жили две супруги Людовика XIV, Мария-Тереза Австрийская и маркиза де Ментенон, расположены в башне по соседству с апартаментами короля. Они так же состояли из зала охраны, двух прихожих, зала и частных апартаментов. В XIX веке одна из прихожих была переделана в столовую по заказу герцогини де Берри.

Апартаменты XVIII века видели самое оживленное время в жизни замка – в течение целых 12 лет их занимали приближенные персоны Станислава Лещинского и маршала Саксонского. Критерии комфорта значительно изменились со времен Франциска I: чтобы обеспечить достаточное отопление замка, объем залов был уменьшен путем их разделения на несколько помещений, создания ниш и опускания потолков. В больших каминах XVI века были устроены камины более скромных размеров. Здесь воссоздана обстановка эпохи Просвещения.

Польская кровать из "комнаты олеандров"

Печь с гербом маршала Саксонского

Печь с гербом маршала Саксонского

Жилые помещения были переоборудованы и под Музей графа Шамбор – последнего владельца замка и последнего из прямых потомков Людовика XVI – в память об одном из важных периодов истории Франции. Граф Шамбор оставался владельцем замка с 1821 года до самой смерти в 1883 году, но он провел в нем всего лишь три дня. Он должен был вступить на престол Франции в 1871 году после поражения Франции в войне с Пруссией. Отказавшись от трона, граф отправился в изгнание, и во Франции была провозглашена Третья Республика. Среди экспонатов музея – коллекция военных игрушек графа, его посуда и столовое серебро, его парадная кровать, а также серия гравюр и портретов, которые принадлежали его матери, герцогине де Берри.

Галерея миниатюрных пушек

Кровать графа де Шамбор, выполненная в Нанте в 1873 году Эмилем Пуансоном

Цитата сообщения MatrioshkaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Замок Шамбор - архитектурный шедевр эпохи Ренессанса. Часть 1.

art.mirtesen.ru

Запоминающийся замок Шамбор во Франции

 

Одним из самых живописных и ярких замков в долине Луары является замок Шамбор. Наверное, нет любителей Ренессанса, которым это строение было бы незнакомо. Особая красота Шамбор кроется не только в потрясающем исполнении фасада, восхитительных и богатых интерьерах, но и в окружающей его местности, будто бы искусственно созданной вокруг замка и невероятно тонко подчеркивающей его королевское великолепие и роскошь.

Но, обо всем по порядку.

Путь из Парижа занял прилично времени, и недаром — практически 160 километров. Как и во многих местах, дорога платная: мы отдали почти 15 евро, но хоть есть за что ;). Обрадовавшись было, что добрались до внешних стен имения, мы обнаружили, что ехать ещё предстоит несколько километров — парковая зона просто огромна: все вокруг покрыто ухоженными насаждениями, предусмотрено множество дорожек, а для активистов даже есть аренда велосипедов.

Парковка также довольна удобная и, выложив 4 евро, мы оставили автомобиль практически у входа. Тут же приобрели билеты: дети до 18 лет входят бесплатно, от 18 до 25 лет — 8 евро и для всех остальных — 11 евро. Единственное, что огорчило на данном этапе, так это отсутствие аудиогида на русском языке.

Свою экскурсию мы начали с оценки внешнего вида замка Шамбор.

Главный фасад очень хорош: многочисленные башенки, не похожие одна на другую, да и не малые размеры самого строения делают его похожим на самый настоящий королевский дворец, достойный символ мощи и величия всей страны.

Имя архитектора этого шедевра до сих пор достоверно неизвестно, но во времена разработки проекта при Франциске I (примерно 1519 год) придворным мастером подобного амплуа был Леонардо да Винчи, чьё участие в проекте некоторые специалисты пытаются доказать. Так или иначе, но замок не пользовался большим спросом у сильных мира сего. Небольшое разнообразие во внутреннюю жизнь имения в конце XVII века внёс Людовик XIV, который приказал немного изменить планировку и создать королевские апартаменты наподобие таких же, как в Версальском дворце. Также примерно в это время здесь провели несколько крупных балов и устроили первый показ пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве». В последующие два столетия здесь проживает свергнутый польский король Станислав Лещинский, проводит свои эксперименты граф Сен-Жермен, а в период франко-прусской войны замок служит госпиталем.

В 1930 году французское правительство выкупает имение и начинает превращать его в один из важнейших туристических объектов страны. С 1981 года Шамбор внесён в список всемирного достояния ЮНЕСКО.

Обойдя замок, нам открылся немного другой вид, который мне показался значительно интереснее. Тут же начинаются вышеупомянутые тропинки и дорожки, по которым рассекают велосипедисты, а справа находится небольшая часовенка.

Войдя внутрь, первое, что попадается на глаза — это чучела животных, висящие на стенах, и картины, изображающие сцены охоты. Видимо когда-то окружающие имение леса были наводнены разнообразной живностью.

Далее находится знаменитая витая лестница Шамбора, которая разбита на два витка, то есть спускающиеся никак не пересекаются с поднимающимися. Именно этот элемент некоторые считают неоспоримым участием Леонардо.

Вверх по лестнице и мы оказались на шикарной террасе.

Здесь можно в мельчайших подробностях рассмотреть всю кровлю, обильно украшенную каминными трубами и фонариками, колоннами и пинаклями.

Место над лестницей венчает вытянувшаяся к небу постройка высотой 32 метра.

Ну и, конечно, обворожительные панорамы…

После мы спустились ниже и начали бродить по всем доступным для посещения залам. Вот такими предстали нашему взору покои короля Людовика XIV.

В мелких и больших элементах интерьера часто встречается знак саламандры с монограммой в виде буквы F — это символ Франциска I.

Примерно насчитается около 400 помещений, куда посетители могут зайти беспрепятственно, но мы не осилили даже половину из них. И это несмотря на то что довольно плотно перекусили спустя несколько часов после прибытия в уютном кафе у ворот замка. А вот местные поступали гораздо мудрее — они устраивали самые настоящие пикники и группками отправлялись исследовать Шамбор или просто гулять по территории, так что в следующий раз я знаю, как правильно провести здесь день).

 

venividi.ru

История замка Шамбор - Sweta Bel

Шедевр Возрождения, королевский каприз – оба эти определения идеально подходят к величественному Шамбору, самой пышной королевской резиденции на Луаре. Замок, расположенный к востоку от Блуа, доминирует над всей местностью. Одни считают, что своим великолепием Шамбор уступает только Версалю, другие возражают, говоря, что замысел и размах дворца на Луаре затмевает парижскую резиденцию Бурбонов.

Признаться, я всего этого не знала, когда выбирала замки для посещения - скорее это было наитие, наложенное на маршрут следования.Шамбор - самый большой замок долины Луары, именно с него начинают осмотр замков большинство турфирм. Это своего рода "ворота" в долину Луары. Но в моём списке он оказался лишь четвёртым..Сразу хочу сказать, что никаких особых историй с ним не связано - замок строился как охотничий домик. Короли приезжали, охотились несколько дней и уезжали обратно. А то, что этот "домик" похож скорее на дворец, иначе, как причудой короля не назовёшь. Но я люблю чудиков, а уж королевские чудачества - тем более.

История замкаШамбор – один из самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары. Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским. Когда он взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Сразу же после своего вступления на престол Франциск отправился на покорение Миланской провинции в Италии, которую не сумел сохранить его предшественник.

Франциск I, король Франции

После возвращения во Францию молодой и честолюбивый король, одержавший победу в сражении у города Мариньян, страстно увлеченный итальянской архитектурой эпохи Возрождения и охотой, начинает строительство замка Шамбор. После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии. Тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем, было удовлетворено лишь частично реконструкцией замка Блуа. Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен, так как в 1519 году художник умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза. Франциск I очень любил Леонардо, называл его своим отцом и был с ним до самой последней минуты его жизни.

Строительство Шамбора началось в тот же год, в год кончины Леонардо да Винчи, и стало одной из самых крупных строек Возрождения. Рассказывают, что на стройке было занято до 1700—1800 рабочих. Потребовалось около 220 000 тонн камня. Жизнь на стройке была не из легких, тем более, что замок строился на болотистом месте, много рабочих умерли от болотной лихорадки. Плотники загоняли дубовые сваи фундамента на глубину до 12 метров. Во время профилактических раскопок 2007 г. обнаружено, что юго-западная башня опирается на скалу известкового происхождения, что сохранились следы круглой постройки из песчаника — возможно остатков башни средневекового замка, существовавшего до строительства настоящего замка.

На телегах из порта Сен-Дье (Saint-Dyé) привозились строительные материалы и особенно каменные блоки из белого песчаника — камня белого цвета, рыхлого и хрупкого. Каменотесы, не в пример другим рабочим, не имели фиксированной зарплаты, им платили сдельно, как и положено за работу сдельщика. Поэтому на каждом обработанном камне они вырезали свой особый неприметный знак. Такая подпись позволяла казначею оценивать и оплачивать работу; знаки до сих пор видны на некоторых каменных блоках, ещё не пострадавших от граффити после открытия замка публике.

Начиная стройку, архитекторы Франциска приняли за основу типичный для замков позднего средневековья план: центральная укрепленная башня (донжон), расположенная внутри крепостных стен. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.

Работы продолжались в течение многих лет. При Франциске I построили донжон, но король за все 32 года своего правления провел в замке в общей сложности 72 дня. В 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д'Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".

Хотя замок не был тогда полностью готов, в нем в 1539 году с пышностью и размахом прошли торжества по случаю визита императора Священной Римской империи германской нации Карла V. С особым размахом и пышностью прошло это парадное торжество, организованное церемониймейстером – бароном Монморанси.

Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали.

В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.

Генрих III и Генрих IV охоту не любили, а потому посещали замок крайне редко – замок оставался незанятым в течение 50 лет.В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года, резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей. Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. Охотничьи угодья постепенно преобразовывались в парк. В 1725 году Людовик XV передал Шамбор своему тестю – потерявшему свой польский трон королю Станиславу Лещинскому, продолжившему совершенствовать резиденцию вплоть до того момента, как он занял трон герцогства Лотарингского.

Двадцать лет спустя, в 1745 году, замок перешел к маршалу Морицу Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввёл в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.

Мориц Саксонский

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году всё его великолепное убранство было вывезено. Жители близлежащего городка постановили разобрать эту "ненормальную громаду на камень и построить дома для патриотов", что и попытались сделать. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье.

В 1821 году легитимисты выкупили замок и преподнесли его в подарок внуку Карла Х герцогу Бордо, принявшему титул графа Шамбор. Последний представитель династии Бурбонов был своеобразным живым символом партии роялистов, стремившейся к реставрации монархии. Он мог бы стать королем под именем Георга V, но ответил на все предложения отказом, хотя и сохранил до самой смерти, наступившей в изгнании в 1883 году, верность белому флагу с золотыми лилиями.

Граф де Шамбор

Во время Второй мировой войны, когда Франция была оккупирована немецкой армией, замок занял гитлеровский генерал. В 1944 году, убегая, он в качестве «отвлекающего маневра» поджег Шамбор. Замок спасли партизаны-маки, и писатель Гастон Монмуссо, воевавший в долине Луары, словами одного из своих героев сказал:

"Вот замок капиталистов... Я должен был бы ненавидеть этот замок с его башенками, парадными лестницами, роскошной обивкой стен. Но нет, наоборот, я его люблю, есть в нем что-то мое..."

Это «что-то мое» создавалось трудом не одного поколения мастеров: каменщиков, резчиков, плотников, художников, кузнецов. Прекрасные слова об очаровании замка Шамбор сказал писатель Виктор Гюго, сравнивший его с «женщиной, у которой порывом ветра разметало волосы».

С 1932 года Шамбор принадлежит государству. В 1948 году леса вокруг замка получили статус национального парка. Около пяти тысяч деревьев, тенистые аллеи составляют роскошное зеленое обрамление белокаменного дворца. В пейзаже дворец встает как видение, "сказочные чертоги Багдада и Кашмира" (А. де Виньи). Он не мыслим без своего окружения. Если средневековые замки, суровые и угрюмые, казались чуждыми пейзажной среде, то тут мы видим иное. И цвет земли, и зелень леса, наползающие с Луары, создают свое настроение, свою особую атмосферу.

Говорят, будто бы в ненастную погоду, когда молнии разрезают ночное небо, а в лесу протяжно завывает ветер, на тихих аллеях парка можно встретить загадочного всадника, несущегося на черном коне. Это призрак графа Тибальда, обитающий в замке и выезжающий поохотиться в Шамборском лесу в ненастные ночи. История призрака загадочна и противоречива. Кто-то рассказывает, что граф погиб в лесу во время страшной, внезапно разразившейся грозы. Кто-то утверждает, что он пал жертвой дворцовых интриг и был предательски убит во время охоты… Сам призрак не опасен, однако его внезапно появляющийся из темноты и несущийся напролом силуэт может здорово напугать.

Историю замка я целиком и полностью взяла из интернета - заморачиваться не стала, так как впереди нас ждёт большая обзорная экскурсия, которую я сама и проведу, как всегда. В общем, продолжение следует..

sweta-bel.livejournal.com


Смотрите также