Законодательный орган франции


Особенности законодательной власти / Франция / Политический Атлас Современности

Франция / Особенности законодательной власти

Носителем законодательной власти в Пятой республике является парламент, состоящий из двух палат — Национального собрания (нижняя палата) и Сената (верхняя палата).

577 депутатов Национального собрания избираются сроком на 5 лет путём всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Действует одномандатная мажоритарная система в два тура. Каждый депутат проходит от избирательного округа, величина которого по численности избирателей не одинакова — в среднем 100 тысяч человек. Мажоритарная система была введена генералом де Голлем с целью покончить с крайней неустойчивостью правительств в период Четвёртой республики, одной из причин которой была, в частности, пропорциональная система выборов. В 1986 году правительство социалистов, стремясь увеличить представительство небольших партий и групп, восстановило пропорциональную систему, но уже в 1988 году она снова была заменена мажоритарной, которая и сохраняется до сих пор. При выборах в Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, собравшие в первом туре не менее 12,5 % голосов избирателей, принимавших участие в голосовании. Избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов, то есть больше, чем любой другой кандидат, взятый в отдельности.

В Сенат избираются 343 сенатора (с 2011 года — 348) сроком на 9 лет посредством косвенных трёхстепенных выборов, состав Сената обновляется на треть каждые три года (с 2011 года — на половину каждые три года, то есть срок полномочий сенаторов составит 6 лет). Трёхстепенная структура выглядит следующим образом: избирают основную часть коллегии выборщиков (избирательной коллегии), то есть муниципальных советников, последние — делегатов, и затем проводятся выборы сенаторов. В состав этой коллегии входят депутаты Национального собрания, члены представительных собраний регионов и департаментов, делегаты муниципальных советов. Голосование проводится по департаментам. В тех департаментах, где избирается три или более членов верхней палаты французского парламента, применяется пропорциональная система, в остальных — двухтуровая мажоритарная.

Двухпалатную структуру (бикамерализм) зачастую оправдывают ссылкой на необходимость обеспечить действия системы сдержек внутри парламента. Согласно конституции, законопроект считается принятым, если он одобрен обеими палатами в идентичной редакции. В противном случае, если примирительная процедура не даст результатов и не последует согласия палат между собой, законопроект считается отклонённым.

Вместе с тем нижняя палата играет преимущественную роль по сравнению с Сенатом: при наличии разногласий между палатами правительство может просить Национальное собрание вынести окончательное решение. Кроме того, именно Национальному собранию принадлежит решающее слово при окончательном утверждении бюджета. Только Национальное собрание может принять резолюцию порицания (отказать в доверии правительству). Считается, что преимущество нижней палаты не противоречит демократическим принципам, так как именно нижняя палата представляет общенациональные интересы, что подтверждает и порядок её формирования.

Парламент работает в сессионном порядке, ежегодно проводятся две сессии. Решение о вопросе созыва чрезвычайной сессии закреплено за президентом. Французский парламент остаётся формально единственным законодательным органом страны. Это означает, что среди всех государственных органов только ему, в соответствии с особой процедурой, установленной конституцией, принадлежит право принимать законы республики. Вместе с тем существует два весьма существенных исключения. Во-первых, Президент Республики по предложению правительства (или совместному положению палат) может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти или предусматривающий ратификацию международного договора при условии, что он не противоречит конституции.

Второе (не менее существенное) ограничение законодательных полномочий парламента установлено ст. 34 конституции. Данная статья определяет вопросы, регулируемые законодательными органами. Это гражданство и пользование правами и свободами, право и дееспособность, уголовное наказание и судопроизводство, налоги и денежная эмиссия, разрешение объявления войны, продление на срок более 12 дней осадного положения, предоставление полномочий на ратификацию наиболее важных международных договоров. Кроме того, законом устанавливаются общие принципы организации обороны, местного самоуправления, национального образования, режим собственности и прав собственности, гражданских и торговых обязательств, социального обеспечения, трудовых и профсоюзных прав.

На стадии, предшествующей промульгации закона, Президент Республики, премьер-министр, председатели палат или группа из 60 депутатов или 60 сенаторов могут обратиться в Конституционный совет. Последний должен в течение 30 дней высказать своё суждение о предоставленном тексте. Акт, признанный антиконституционным, не подлежит введению в действие. Если же речь идёт о законе, уполномочивающем на ратификацию международного договора, то при констатации противоречия Основному закону ратификация становится невозможной, кроме случая пересмотра самого Основного закона. Такой порядок должен защищать закон от попытки его изменения неконституционным способом.

К числу традиционных важнейших функций парламента относятся: установление государственных доходов и расходов, принятие государственного бюджета и утверждение отчёта о его исполнении. Финансовые законопроекты подготавливаются и вносятся в Национальное собрание правительством. Другая важная функция парламента — контроль за деятельностью правительства. В этой области Пятая республика обладает целым рядом новшеств. Парламентарии сохранили за собой право устных и письменных вопросов, адресуемых премьер-министру или членам правительства. Однако самой важной и значимой формой контроля остаётся институт парламентской ответственности. Именно в этой области перемены наиболее существенны. Одно из самых весомых нововведений заключается в том, что возможность постановки вопроса о доверии правительству может исходить от самого правительства.

Основные принципы избирательного права определены в ст. 3 французской конституции 1958 года, а также в Избирательном кодексе, ряде законов, декретов правительства и циркуляров, издаваемых министрами (в том числе премьер-министром). Согласно Основному закону, выборы во Франции являются всеобщими, равными и тайными. Таким образом, право голоса предоставлено всем французским гражданам, достигшим 18-летнего возраста и проживающим на месте не менее 6 месяцев. Депутатом Национального собрания, муниципального и генерального совета может быть каждый гражданин, достигший 23 лет, а сенатором — гражданин не моложе 35 лет. Правом голоса на общенациональных выборах — президентских, парламентских — пользуются только граждане Французской Республики, в то время как участвовать в голосовании на местах могут и лица, не являющиеся гражданами Франции, но постоянно проживающие в стране.

В связи с введением на основе Маастрихтского договора 1992 года гражданства Европейского союза предусматривается, что граждане ЕС, находящиеся на территории Франции, могут принимать участие в выборах в Европейский парламент, при этом они также могут участвовать в муниципальных выборах при условии проживания во Франции, но не могут осуществлять функции мэра или его заместителя и входить в коллегию по выборам сенаторов. Применяемый во Франции избирательный кодекс предусматривает возможность ограничения избирательных прав некоторых категорий граждан: недееспособных, лиц, отбывающих наказание по приговору суда, злостных банкротов и др. Любое ограничение избирательных прав может быть обжаловано в судебном порядке. Закон устанавливает также различные правила неизбираемости и несовместимости. Не подлежат избранию прежде всего лица, от деятельности которых зависит организация выборов, проведение голосования, осуществление избирательных операций (префекты департаментов, работники префектур, непосредственно участвующие в организации выборов, и некоторые другие категории государственных служащих).

Правило несовместимости предполагает недопустимость совмещения выборного мандата с тем или иным видом профессиональной деятельности или занятием каких-либо должностей на государственной или частной службе. Наиболее существенное значение имеет закреплённая в конституции несовместимость мандата парламентария с вхождением в состав правительства. Во Франции предпринимались попытки пересмотреть эти конституционные постановления путём реформирования основного закона, однако соответствующая поправка принята не была.

Судьёй по выборам на общенациональном уровне выступает Конституционный совет: ему принадлежит право проверки правильности проведения выборов и обоснованности приносимых жалоб.

На законодательном уровне также регулируется порядок проведения избирательной кампании. Злоупотребление избирательной пропагандой, равно как и нарушение сроков проведения избирательной кампании, служит основанием для кассирования результатов выборов, хотя прецедентов пока не было. Так, например, по законам от 22 декабря 1990 года и 19 января 1995 года о финансировании партий и избирательных кампаний, политические партии и комитеты в поддержку различных кандидатов должны публиковать данные о расходах на избирательную кампанию (они должны быть сбалансированными), особенно связанных с политическими выступлениями в СМИ. Они обязаны в течение одного года до выборов не выходить за рамки определённого бюджетного лимита. За четыре месяца до начала официальной кампании запрещено размещать предвыборные афиши на коммерческих рекламных щитах.

В отношении финансирования политических партий были также приняты ограничительные меры. Прежде всего жёстко установлены потолки по финансовым средствам и обязательная декларация взносов, перечисленных предприятиями, промышленными объединениями и частными лицами. Далее, предприятиям строго запрещено оказывать партиям финансовую помощь. Компенсация части расходов на избирательную кампанию из государственного бюджета зависит от результатов выборов.

Прямым всеобщим голосованием по спискам в масштабе всей страны избираются в Европейский парламент 78 депутатов от Франции сроком на пять лет. Необходимо отметить, что законом от 5 апреля 2000 года запрещено совмещение мандатов депутата или сенатора с мандатом депутата Европарламента от Франции. В соответствии с договором о Европейском союзе проживающие во Франции выходцы из стран — членов ЕС могут голосовать за один из списков кандидатов от Франции. При выборах в Европейский парламент применяется пропорциональная система выборов (блокирование списков, панаширование и преференциальное голосование запрещены). Каждый список должен включать число кандидатов, равное числу мест, подлежащих замещению. При выборах в Европарламент вся страна образует единый избирательный округ, и, следовательно, каждый список должен включать количество кандидатов в соответствии с числом мест, подлежащих замещению по квоте, предоставленной Франции. Выборы в Европейский парламент 2004 года вошли в историю в связи с рекордным процентом неявки (57,5 %) и по количеству голосов, которые набрала Социалистическая партия, — 29,2 %.

←   Назад  |   Особенности законодательной власти   |   Вперёд   →

www.hyno.ru

51 Система органов государственной власти Франции.

Особенностью управления французским государством при четком в соответствии принципу разделения власти является некоторый приоритет исполнительной власти перед законодательной. В Пятой Республике центральная исполнительная власть представлена Президентом и Правительством. Полномочия президента регламентированы в Разделе II Конституции. В соответствии со статьей 5 Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров. Таким образом, Президенту принадлежат важные личные полномочия и ответственность за судьбу страны.

Показателями широких полномочий Президента Франции могут служить положения статьи 16 Конституции: "Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом. Он информирует об этом нацию в своем послании.

Из приведенной статьи Конституции усматривается право Президента на роспуск Национального Собрания. Лишь в трех случаях: во-первых, в соответствии со ст. 16 (последний абзац) Президент не может распустить Национальное собрание в период осуществления чрезвычайных полномочий; во-вторых, не может быть произведен роспуск Национального собрания в течение года, последующего после предыдущего роспуска; в-третьих, временным Президентом республики (т.е. когда функции Президента временно исполняет председатель Сената). Одним их самых серьезных полномочий Президента, закрепленных в статье 11 Конституции является право проводить национальный референдум (об этом подробно указывалось в разделе о референдуме).

Конституция различает два понятия:

Совет министров - как собрание министров под представительством Президента Республики, и Кабинет министров - как собрание министров под председательством Премьер-министра. Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по Конституции правительству. Все акты, исходящие от этого органа, подписываются Президентом. Премьер-министр может председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только на основании специальных полномочий, предоставленных Президентом по определенной повестке дня.

Деятельность Правительства регламентирована в разделе III Конституции. Хотя выше было очень много сказано о неограниченных полномочиях Президента Франции, статья 20 Конституции придает Правительству также высокий авторитет: "Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы".

В статье 21 Конституции говорится о полномочиях Премьер-министра: "Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением статьи 13 Конституции он осуществляет регламентарные полномочия и назначает на гражданские и военные должности... В случае необходимости он замещает Президента Республики в качестве председателя на заседаниях советов и комитетов, упомянутых в статье 15". "В исключительных случаях он может замещать Президента Республики в качестве председателя на заседаниях Совета Министров по определенному поручению Президента и с определенной повесткой дня".

Полномочия Правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и осуществляемые лично Премьер-министром. Статья 23 Конституции запрещает совмещать функции члена Правительства с осуществлением любого парламентского мандата, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, с государственной службой или профессиональной деятельностью. Органический закон устанавливает порядок замещения лиц, обладающих вышеуказанными мандатами, функциями или должностями,

Высшим законодательным органом Франции является Парламент. Его компетенция закреплена в разделе IV Конституции. Парламент состоит из двух палат: Национальное собрание и Сенат. Своеобразие французского Парламента состоит в том, что согласно статье 24 Конституции: "Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием. Сенат избирается путем косвенного голосования. Он обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики. Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате". Национальное собрание - нижняя палата, а Сенат - верхняя палата Парламента.

Парламент собирается на сессию один раз в году: она открывается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний день июня. Сессия должна длиться не более 120 дней. Исключение составляют обстоятельства чрезвычайного положения и сессия может собраться помимо обычного регламента после переизбрания Национального собрания, если второй четверг после выборов не приходится на обычную сессию. Чрезвычайные сессии парламента созываются с определенной повесткой дня либо по требованию Премьер-министра, либо большинства членов Национального собрания.

Во французском Конституционном праве существует различие между законопроектами и законодательными предложениями. Законопроекты вносятся Правительством Франции, а законодательные предложения - членами Парламента.

Центральными органами конституционного контроля во Франции являются: Конституционный совет и Государственный совет. Конституционность актов, исходящих от государственных органов, рассматривается различными органами: от парламента - Конституционным советом, от органов исполнительной власти - Государственным советом.

Компетенция Конституционного совета разнообразна. Совет рассматривает жалобы, связанные с правильностью избрания членов Парламента, вопросы неизбираемости и несовместимости должностей, возникающие в отношении членов Парламента. Совет обсуждает регламенты палат Парламента до их применения для проверки их соответствия Конституции.

Высший орган магистратуры - высший административный орган по делам французских судей и прокуроров. Обеспечивает независимость судебной власти.

studfiles.net

Тема лекции 16. «высшие органы власти франции» 1. структура и порядок формирования парламента франции

тема лекции 16.

«Высшие органы власти франции»

1. структура и порядок формирования парламента франции

Парламент является общегосударственным законодательным и представительным органом Французской Республики. Согласно Конституции Франции 1958 года, он состоит из двух палат. Нижняя палата Парламента Франции именуется Национальным собранием, а верхняя – Сенатом.

Национальное собрание состоит из пятисот семидесяти семи депутатов и формируется путём прямых выборов на основе равного и всеобщего избирательного права. Срок полномочий палаты составляет пять лет. Её состав обновляется при выборах полностью. Выборы проводятся по мажоритарной униноминальной (одномандатной) системе в два тура. Вся территория страны делится на соответствующее числу депутатов число одномандатных округов. В общее число депутатов Национального Собрания входят представители от так называемых заморских департаментов и территорий (Гваделупы, Французской Гвианы, Мартиники, Реюньона, Майотты, островов Сен-Пьер и Микелон, Новой Каледонии, Французской Полинезии и островов Уиллиса и Футуны). В первом туре выборов применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, во втором – мажоритарная избирательная система относительного большинства. Одновременно с кандидатурой депутата выдвигается и кандидатура его заместителя (в случае досрочного прекращения полномочий избранного члена Национального Собрания, его мандат в палате переходит к избранному заместителю; досрочные выборы по округам, таким образом, проводить нет необходимости).

Кандидатом на выборах в Национальное Собрание может быть гражданин Французской Республики, достигший возраста двадцати трёх лет, в полном объёме обладающий избирательными правами, не занимающий государственной должности, внесший избирательный залог.

В 2003 году во Франции был принят закон, существенно реформирующий верхнюю палату. Ранее верхняя палата Парламента Французской Республики – Сенат обновляла свой состав каждые три года на одну треть (аналогично Сенату Конгресса США), а срок полномочий сенатора составлял девять лет. Реформа предполагает избрание сенатора на шесть лет, с периодичностью выборов раз в три года (обновляется половина состава палаты). Требования к кандидату на должность члена Сената: гражданин Французской Республики, достигший возраста тридцати пяти лет, в полном объёме обладающий избирательными правами, не занимающий государственной должности, внесший избирательный залог.

Выборы в верхнюю палату Парламента Франции являются косвенными и производятся от департаментов – территориальных единиц. Избирают сенаторов особые коллегии выборщиков. В эти коллегии входят депутаты представительных органов различных уровней (от депутатов Национального Собрания в соответствующей территориальной единице до депутатов коммунальных советов). Численно в указанных коллегиях преобладают, причём существенно, депутаты низовых представительных органов.

От департаментов избирается разное число сенаторов, в зависимости от численности населения в конкретной территориальной единице. На выборах в Сенат применяется как мажоритарная двухтуровая избирательная система (абсолютного и относительного большинства), так и пропорциональная. Первая применяется, если число мандатов составляет не более пяти, а вторая используется, если число мандатов больше пяти. В Сенате представлены также и граждане, проживающие вне пределов Республики (на заморских территориях).

Палаты французского Парламента имеют свои руководящие и рабочие органы. Прежде всего, каждая палата имеет своего председателя. Национальное Собрание избирает данное должностное лицо на собственный срок полномочий – пять лет, а Сенат – на срок три года (до следующих ближайших выборов в палату). В каждой палате создаётся бюро, состоящее из Председателя, вице-председателей, секретарей, квесторов. Также, функционируют конференции председателей, состоящие из председателей, их заместителей, председателей фракций (партийных групп в Парламенте), председателей постоянных комиссий. Для осуществления функций Парламента, в палатах создаются различные комиссии: постоянные (для работы над основными направлениями деятельности Парламента), временные, специальные, смешанные (создаваемые из членов обеих палат Парламента совместно, для урегулирования разногласий), комиссии по расследованию и контролю. В основном, природа комиссий идентична природе соответствующих органов в иных парламентах.

2. компетенция парламента франции

Компетенция Парламента Французской Республики сходна по своим функциям с полномочиями законодательных органов других зарубежных государств. Парламент наделён представительной, правотворческой (законодательной), бюджетной, избирательной, контрольной функциями.

Представительная функция присуща Парламенту Франции в целом. Специфика её выражения в палатах состоит в том, что Национальное собрание представляет интересы народа (французов), а Сенат – интересы территориальных единиц (коллективов).

Законотворчество, согласно Конституции Французской Республики, является прерогативой Парламента. Перечень вопросов, по которым Парламент принимает законодательные акты, установлен Конституцией. Он может изменяться и дополняться органическими законами. Кроме того, Парламент уполномочен давать разрешение Правительству издавать акты по вопросам, находящимся в сфере законодательства.

Закон устанавливает правила, касающиеся: гражданских прав и свобод и основных гарантий; обязанностей, возлагаемых в связи с национальной обороной; гражданства, состояния и правоспособности лиц, семейных отношений, наследования и дарения; определения преступлений, деликтов, наказаний, правил уголовного судопроизводства, амнистии, создания новых судебных установлений и статуса судей; установления тарифов, налогов, условий их взимания, порядок денежной эмиссии; порядка выборов в Парламент и органы местного самоуправления; установления категорий публичных учреждений; гарантий для гражданских государственных и военнослужащих; национализации и приватизации предприятий; организации национальной обороны, свободного управления местных коллективов, их компетенции и их доходов; образования; режима собственности, вещных прав, гражданских и торговых обязательств; трудового права, профсоюзного права и права социального обеспечения.

К особой категории в Конституции Франции отнесены проекты финансовых законов (сюда же относится и закон о государственном бюджете), вследствие чего и представляется возможным выделение бюджетной функции французского Парламента. Как сказано в основном законе Республики, законы этого рода принимаются с соблюдением условий, установленных для принятия органических законов.

Избирательная функция парламента, как известно, обычно заключается в назначении, или согласовании назначения определённых должностных лиц. Что касается палат французского Парламента, то они и их председатели играют важную роль в формировании Конституционного совета, Высшего совета магистратуры, Высокой палаты правосудия. За Парламентом не закреплено полномочие утверждения (согласования) кандидатуры Премьер-министра и министров, однако, Президент вынужден учитывать мнение парламентского большинства (из-за того, что Парламент вправе вынести в отношении Правительства резолюцию порицания).

Контрольная функция Парламента Французской Республики, главным образом, реализуется в отношении Правительства. Члены обеих палат Парламента вправе обращаться к членам Правительства с запросами по вопросам государственной политики. Кроме того, Правительство несёт ответственность перед нижней палатой – Национальным Собранием. Национальное Собрание вправе, как уже было сказано, вынести в отношении Правительства резолюцию порицания. Кроме того, оно же может отказать Правительству в доверии. И то, и другое, может привести к отставке Правительства во главе с Премьер-министром. Также, особо отмечено в Конституции, что Парламент контролирует исполнение финансовых законов.

3. особенности законодательного процесса во франции

Законодательный процесс во Французской Республике имеет ряд особенностей. Регламентируется он, прежде всего, самой Конституцией. Значительную роль в урегулировании данной парламентской процедуры также играют регламенты палат.

Субъектами законодательной инициативы являются Премьер-министр и члены палат Парламента. Законодательная инициатива, исходящая от исполнительной власти, именуется законопроектом, а инициатива от депутатов и сенаторов называется законодательными предложениями и поправками. Законопроекты обсуждаются в Совете министров по получении заключения Государственного совета и вносятся в бюро одной из двух палат (законы о финансах вносятся исключительно в Национальное собрание). Законодательные предложения и поправки должны строго соответствовать законодательной компетенции Парламента. В случае разногласий между Правительством и палатой по данному вопросу, своё постановление должен вынести Конституционный совет.

Законы принимаются в трёх чтениях. Предполагается, что в каждом чтении проекты последовательно рассматриваются каждой палатой. В случае возникновения разногласий может быть создана смешанная паритетная комиссия двух палат Парламента (следует отметить, что право созыва заседания указанной комиссии принадлежит Премьер-министру). В связи с отсутствием единой позиции по предмету законопроекта или законодательного предложения, Правительство может ускорить процесс принятия акта, потребовав от Национального собрания его принятия в окончательной редакции.

Особенностями рассмотрения проектов органических законов следующие: постановка на голосование только спустя пятнадцать дней после внесения в палату; поддержка проекта в Национальном собрании абсолютным большинством голосов; необходимость подтверждения Конституционным советом соответствия его Конституции Французской Республики.

Проект или предложение о пересмотре Конституции должны быть приняты обеими палатами в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом, однако, это не обязательно, если Президент созовёт Парламент в качестве Конгресса и передаст проект на рассмотрение ему. В данном случае требуется три пятых голосов, чтобы пересмотр состоялся.

Президент может передать на референдум (по предложению Правительства, или обеих палат Парламента) любой законопроект, касающийся организации публичных властей, реформ в экономической и социальной политике нации и публичных служб; законопроект, разрешающий ратификацию международного договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов.

Президент подписывает (промульгирует) закон, принятый палатами Парламента в течение пятнадцати дней. До истечения этого срока он может направить проект в Парламент для повторного обсуждения проекта в целом, либо отдельных его статей (своеобразное отлагательное вето).

4. Президент и правительство франции

Главой государства во Французской Республике является Президент. По Конституции он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства; является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Срок полномочий Президента составляет в настоящее время пять лет (ранее семь лет). Избирается данное должностное лицо путём прямых выборов. Установлено, что Президент избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства. Если ни один из кандидатов не набирает необходимого числа голосов, то должен быть проведён второй тур выборов, на котором будет использоваться мажоритарная система относительного большинства. Ограничений на число переизбраний во французской Конституции не установлено. Кандидат на должность Президента должен иметь право избираться в Парламент (таким образом, возрастной ценз, тридцать пять лет), соответствовать тем же требованиям, что и кандидаты в члены Парламента. Кроме того, для регистрации кандидатуры необходимо собрать определённое число подписей лиц, занимающих государственные должности (в определённом числе департаментов).

Президент Республики обладает широким кругом важных государственных полномочий: назначает Премьер-министра и прекращает по представлении им заявления об отставке правительства исполнение им функций; назначает по представлению Премьер-министра других членов Правительства и прекращает исполнение их функций; председательствует в Совете министров; промульгирует законы; распускает Национальное собрание; подписывает ордонансы и декреты, рассмотренные в Совете министров; назначает на гражданские и военные государственные должности; является главой вооружённых сил, председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны; принимает меры, которые диктуются ситуацией серьёзной и непосредственной угрозы Республике и так далее. Таким образом, он обладает полномочиями в сфере правотворчества, государственного управления, чрезвычайными полномочиями, полномочиями в сфере внешней политики и обороны.

В случае, когда пост Президента становится вакантным, либо при наличии препятствия к исполнению им своих обязанностей (это должен подтвердить Конституционный Совет), его полномочия временно осуществляются председателем Сената, а если и у того имеются препятствия, то, как сказано в Конституции, Правительством.

Что касается Правительства, оно определяет и проводит политику нации, распоряжается администрацией и вооружёнными силами. Конституция устанавливает его ответственность перед Парламентом. Его деятельность руководит Премьер-министр.

Реальное положение Правительства зависит, как считается, от политической ситуации в Республике. В том случае, когда Президент и парламентское большинство (в Национальном собрании) принадлежат к одному политическому лагерю, фактически, единоличным главой Правительства, исполнительной власти является сам Президент (Премьер-министр здесь не отличается самостоятельностью). В ситуации, когда глава государства и парламентское большинство не составляют единой политической силы, Президент вынужден при назначении Правительства учитывать мнение Национального собрания (части, оппозиционной Президенту). В таком случае, роль Правительства и его главы существенно возрастают.

5. конституционный совет франции

Конституционному совету посвящён седьмой раздел Конституции Французской Республики 1958 года. Кроме того, его полномочия упоминаются и в других разделах основного закона Франции.

Конституционный совет является, по сути, несудебным органом конституционного контроля. Девять его членов назначаются (по трое) Президентом, председателем Национального собрания, председателем Сената. В него пожизненно входят бывшие Президенты Республики. Президент назначает Председателя Конституционного совета (его голос является решающим в случае разделение голосов поровну).

Основная функция данного органа – это конституционный контроль, то есть проверка ряда актов на соответствие Конституции. Обязательному контролю подлежат органические законы и регламенты палат Парламента. Обычные парламентские законы могут быть предметом рассмотрения по инициативе Президента, Премьер-министра, председателя Национального собрания, председателя Сената, шестидесяти депутатов Национального собрания, шестидесяти сенаторов. Контроль является предварительным (акты проверяются до их промульгации). В случае объявления каких-либо положений неконституционными, они не могут ни применяться, ни быть промульгированными.

Если Конституционный совет заявит, что Конституции не соответствуют положения проекта международного соглашения, то последнее не может быть ратифицировано (одобрено) до пересмотра Конституции.

Помимо конституционного контроля, Конституционный совет рассматривает дела о распределении компетенции между Правительством и палатами Парламента, следит за правильностью избрания Президента Республики, следит за правильностью проведения референдума и объявляет его результаты.

В случае угрозы институтам Республики, независимости нации, целостности территории государства, выполнению международных обязательство, при необходимости принимать меры, Президент, в том числе, консультируется по поводу применения таких мер, средств, с Конституционным советом.

Решения Конституционного совета какому-либо обжалованию не подлежат. Они обязательны для всех публичных властей, для всех административных и судебных органов.

Порядок организации и деятельности Конституционного совета, процедура, применяемая в нём (в частности, сроки обращения в Совет), определяются органическим законом.

Тема лекции 17.

«Федеративное устройство Германии»

1. Состав федерации в Германии

Германия является государством с федеративной формой государственного устройства, что обусловлено особенностями исторического развития данного государства.

Федеративное устройство, будучи впервые закреплено в конституции Северо-Германского союза 1867 г., затем последовательно воспроизводилось конституциями Германской империи 1871 г., Веймарской республики 1919 г., Основным законом ФРГ 1949 г. Незыблемость и прочность федеративного принципа германского конституционализма нашли свое подтверждение и после 1990 г. в процессе объединения Германии.

Федерация Германии является конституционной, т.к. она основана на конституции, а не на федеративном договоре. Также она является территориальной, т.к. в ее составе находятся лишь субъекты, образованные по территориальному принципу – национальные субъекты отсутствуют.

ФРГ является ассиметричной федерацией, как и все остальные существующие федерации мира, что проявляется в различных сферах (статусе земель – имеются города-земли; количестве представителей в Бундесрате – зависит от численности населения земли; и др.).

В состав немецкой федерации входят 16 субъектов называющихся землями. Это Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Макленбург-Предпомерания, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Саар, Саксония, Саксония-Ангальт, Рейланд-Пфальц, Шлезвиг-Гольштейн и Тюрингия. Три из этих субъектов – Берлин, Гамбруг, Бремен – являются крупнейшими городами ФРГ.

Конституционный статус земель Германии в большей степени вытекает не из текста Основного закона, а из конституций самих земель. Однако следует запомнить, что земли не являются государствами в традиционном понимании этого явления, хотя конституции ряда субъектов (Бавария, Берлин, Гамбург) провозглашают земли государствами. Правильнее их считать государственными образованиями, которые не имеют суверенитета, права на сецессию и т.д.

Как гласит ст.28 Основного закона ФРГ, «…Конституционный строй земель должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе настоящего Основного закона….».

Таким образом, названные принципы характеризуют всю федерацию Германии в целом (включая земли).

Кроме этого, немецкая федерация строиться на таких принципах как:

  1. презумпция компетенции земель;

  2. верховенство федерального законодательства над правом земель;

  3. взаимная административная и правовая помощь федерации и ее субъектов.

Статья 28 устанавливает, что «…В землях, округах и общинах народ должен иметь представительство, созданное всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными выборами …». Таким образом, административное устройство ФРГ предполагает выделение округов и общин. Территория земель включает 438 округов, но основной политико-территориальной единицей самих земель является община.

Община является основные звеном организации местной власти в Германии. «….Общинам должно быть предоставлено право регулировать в рамках закона под свою ответственность все дела местного сообщества. Союзы общин также пользуются правом самоуправления в рамках своих полномочий и в соответствии с законом. Гарантия самоуправления включает также основы собственной финансовой ответственности; к этим основам относятся налоговые поступления, обеспечивающие экономическую достаточность общин, и установление ставок налогов…».

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и землями в ГЕрмании

Как известно, существует несколько способов разграничения компетенции между Федерацией и субъектами (дуалистическая федерация и т.п.). Германия же характеризуется как кооперативная федерация, поскольку конституционно оформлено сотрудничество Федерации и земель, а также земель между собой.

Кооперативная федерации возникает в случае конституционного взаимодействия, «кооперации» (а, возможно, и «конкуренции») разных уровней управления при решении определенного круга вопросов. Данный перечень получил название «совместной» (совпадающей, конкурирующей) компетенции.

Особенность немецкой кооперационной федерации состоит в конституционном определении компетенции Федерации и сферы совместной компетенции Федерации и ее субъектов.

Правотворческие полномочия в ФРГ разделены на четыре вида: исключительные (федеральные), рамочные (совместные), конкурирующие (совместные) и остаточные (собственные полномочия земель). Нормы ст.75 Основного закона ФРГ (о рамочных предписаниях федерации) стали основанием для признания неконституционными некоторых излишне детализированных законов ФРГ.

Так, исключительные полномочия Федерации (ст. 73 Основного закона ФРГ 1949 г.) составляют следующие вопросы:

  1. иностранные дела, а также оборона, включая защиту гражданского населения;

  2. гражданство Федерации;

  3. свобода передвижения, паспортный режим, иммиграция и эмиграция, выдача;

  4. валюта, денежное обращение и чеканка монеты, режим мер и весов, а также установление точного времени;

  5. таможенное и торговое единство территории, договоры о торговле и судоходстве, свобода товарного обращения, оборот товаров и платежей с заграницей, включая таможенную и пограничную охрану;

  6. воздушное сообщение;

  7. железнодорожное сообщение, которое полностью или в своем большинстве принадлежит Федерации (железные дороги Федерации), строительство, поддержание и эксплуатация рельсовых путей этих дорог, а также взимание платы за использование этих путей;

  8. служба почты и телекоммуникаций;

  9. правовое положение лиц, находящихся на службе Федерации и федеральных корпораций публичного права:

  10. правовая охрана промышленной собственности, авторское право и издательское право;

  11. сотрудничество Федерации и земель: а) в области уголовной полиции; b) в защите основ свободного демократического строя, существования и безопасности Федерации или земли (охрана Конституции) и с) в защите территории Федерации от стремлений путем применения силы или направленных на такое применение подготовительных действий поставить под угрозу внешние интересы Федеративной Республики Германии, а также учреждение федерального ведомства уголовной полиции и борьба с международной преступностью;

  12. статистика для целей Федерации.

Конкурирующая компетенция Федерации и ее субъектов (ст.74 Основного закона ФРГ) включает такие области как:

  1. гражданское право, уголовное право и исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат и юридическая консультация;

  2. акты гражданского состояния;

  3. право союзов и собраний;

  4. право иностранцев на пребывание и постоянное проживание;

  5. законодательство об оружии и взрывчатых веществах;

  6. дела беженцев и перемещенных лиц;

  7. государственное социальное обеспечение;

  8. военный ущерб и его возмещение;

  9. обеспечение инвалидов войны, родственников погибших и попечение о бывших военнопленных;

  10. могилы павших воинов, могилы других жертв войны и жертв тирании;

  11. хозяйственное право (горное дело, промышленность, энергетическое хозяйство, ремесла, кустарная промышленность, торговля, банковское и биржевое дело, частное страхование);

  12. производство и использование ядерной энергии в мирных целях, сооружение и эксплуатация установок, предназначенных для этих целей; защита от опасностей, возникающих при высвобождении ядерной энергии или вследствие ионизирующего излучения, и захоронение радиоактивных материалов;

  13. трудовое право, включая положение о предприятии, охрану труда и посредничество по найму, а также социальное страхование, включая страхование от безработицы;

  14. регулирование субсидий на образование и содействие научным исследованиям;

  15. право принудительного отчуждения;

  16. передача земель, природных богатств и средств производства в общественную собственность или в другие формы общественного хозяйства;

  17. предотвращение злоупотреблений экономической властью;

  18. содействие производству в сельском и лесном хозяйстве; обеспечение снабжения продовольствием, ввоз и вывоз продукции сельского и лесного хозяйства, рыболовство в открытом море и в прибрежных водах, охрана побережья;

  19. сделки в отношении земельных участков, земельное право (без права участия в освоении земли) и сельскохозяйственная аренда, жилищное дело, населенные пункты и дома на праве личной собственности; и др.

Согласно ч.1 ст.70 Основного закона ФРГ «…земли имеют право законодательства в той мере, в какой настоящим Основным законом законодательные полномочия не предоставлены Федерации…». А на основании ч.1 ст.72 «…В сфере конкурирующей законодательной компетенции земли обладают полномочием на законодательство лишь тогда и поскольку, когда и поскольку Федерация не пользуется своими законодательными правами…». Таким образом, как полагают некоторые исследователи (С.С.Новикова, Б.А. Страшун) сформулирована презумпция законодательной компетенции земель.

refdb.ru

51 Система органов государственной власти Франции.

Особенностью управления французским государством при четком в соответствии принципу разделения власти является некоторый приоритет исполнительной власти перед законодательной. В Пятой Республике центральная исполнительная власть представлена Президентом и Правительством. Полномочия президента регламентированы в Разделе II Конституции. В соответствии со статьей 5 Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров. Таким образом, Президенту принадлежат важные личные полномочия и ответственность за судьбу страны.

Показателями широких полномочий Президента Франции могут служить положения статьи 16 Конституции: "Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом. Он информирует об этом нацию в своем послании.

Из приведенной статьи Конституции усматривается право Президента на роспуск Национального Собрания. Лишь в трех случаях: во-первых, в соответствии со ст. 16 (последний абзац) Президент не может распустить Национальное собрание в период осуществления чрезвычайных полномочий; во-вторых, не может быть произведен роспуск Национального собрания в течение года, последующего после предыдущего роспуска; в-третьих, временным Президентом республики (т.е. когда функции Президента временно исполняет председатель Сената). Одним их самых серьезных полномочий Президента, закрепленных в статье 11 Конституции является право проводить национальный референдум (об этом подробно указывалось в разделе о референдуме).

Конституция различает два понятия:

Совет министров - как собрание министров под представительством Президента Республики, и Кабинет министров - как собрание министров под председательством Премьер-министра. Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по Конституции правительству. Все акты, исходящие от этого органа, подписываются Президентом. Премьер-министр может председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только на основании специальных полномочий, предоставленных Президентом по определенной повестке дня.

Деятельность Правительства регламентирована в разделе III Конституции. Хотя выше было очень много сказано о неограниченных полномочиях Президента Франции, статья 20 Конституции придает Правительству также высокий авторитет: "Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы".

В статье 21 Конституции говорится о полномочиях Премьер-министра: "Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением статьи 13 Конституции он осуществляет регламентарные полномочия и назначает на гражданские и военные должности... В случае необходимости он замещает Президента Республики в качестве председателя на заседаниях советов и комитетов, упомянутых в статье 15". "В исключительных случаях он может замещать Президента Республики в качестве председателя на заседаниях Совета Министров по определенному поручению Президента и с определенной повесткой дня".

Полномочия Правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и осуществляемые лично Премьер-министром. Статья 23 Конституции запрещает совмещать функции члена Правительства с осуществлением любого парламентского мандата, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, с государственной службой или профессиональной деятельностью. Органический закон устанавливает порядок замещения лиц, обладающих вышеуказанными мандатами, функциями или должностями,

Высшим законодательным органом Франции является Парламент. Его компетенция закреплена в разделе IV Конституции. Парламент состоит из двух палат: Национальное собрание и Сенат. Своеобразие французского Парламента состоит в том, что согласно статье 24 Конституции: "Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием. Сенат избирается путем косвенного голосования. Он обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики. Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате". Национальное собрание - нижняя палата, а Сенат - верхняя палата Парламента.

Парламент собирается на сессию один раз в году: она открывается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний день июня. Сессия должна длиться не более 120 дней. Исключение составляют обстоятельства чрезвычайного положения и сессия может собраться помимо обычного регламента после переизбрания Национального собрания, если второй четверг после выборов не приходится на обычную сессию. Чрезвычайные сессии парламента созываются с определенной повесткой дня либо по требованию Премьер-министра, либо большинства членов Национального собрания.

Во французском Конституционном праве существует различие между законопроектами и законодательными предложениями. Законопроекты вносятся Правительством Франции, а законодательные предложения - членами Парламента.

Центральными органами конституционного контроля во Франции являются: Конституционный совет и Государственный совет. Конституционность актов, исходящих от государственных органов, рассматривается различными органами: от парламента - Конституционным советом, от органов исполнительной власти - Государственным советом.

Компетенция Конституционного совета разнообразна. Совет рассматривает жалобы, связанные с правильностью избрания членов Парламента, вопросы неизбираемости и несовместимости должностей, возникающие в отношении членов Парламента. Совет обсуждает регламенты палат Парламента до их применения для проверки их соответствия Конституции.

Высший орган магистратуры - высший административный орган по делам французских судей и прокуроров. Обеспечивает независимость судебной власти.

studfiles.net

Законодательный орган Франции еще раз запретил отрицание Геноцида армян

Арут Сасунян Учредитель и редактор газеты «Калифорния курьер» www.TheCaliforniaCourier.com   Обе палаты законодательного органа Франции вновь приняли закон, криминализирующий отрицание признанных Францией или международными судами геноцидов и преступлений против человечества, их принижение или радикальное унижение, сопровождаемое насилием либо ксенофобией. 14 октября Сенат Франции 156 голосами «за» и 146 «против» одобрил новую редакцию закона, следуя принятию парламентом 6 июля, которое имело место при соотношении голосов 305-157.  Закон вступит в силу после подписания президентом Франсуа Олландом, что он обещал сделать. Вопрос сейчас в том, одобрит ли закон Конституционный совет Франции, или он вновь сочтет его антиконституционным, как то было в 2012 году, когда Совет решил, что закон нарушает свободу слова. Впервые парламент Франции признал Геноцид армян 29 мая 1998 года, после чего последовало признание Сенатом 7 ноября 2000 года. Однако, между двумя голосованиями состоялись выборы, и парламент вынужден был подтвердить принятие закона во второй раз – 18 января 2001 года, заверив, что «Франция публично признает Геноцид армян 1915 года». 29 января 2001 года премьер-министр Лионель Жоспен и президент Жак Ширак подписали принятый законодательным органом закон. В ответ правительство Турции отозвало посла из Парижа. Учитывая то обстоятельство, что ряд представителей французских медиа и французских турок вместе с их марионетками продолжали отрицать Геноцид армян, французская община попыталась привлечь к ответственности отрицавших геноцид, как это делается при отрицании Холокоста. Французские армяне потребовали равной законной защиты, справедливо утверждая, что нельзя ставить разницу между жертвами геноцидов… В результате 10 лет работы французские армяне и те, кто их поддерживал, наконец, достигли цели: 22 декабря 2011 года парламент принял закон, который определял наказание в виде лишения свободы на 1 год и 50 тыс. долларов штрафа за отрицание Геноцида армян. Сенат одобрил законопроект 23 января 2012 года. Турция вновь отозвала посла из Парижа… 28 февраля 2012 года Конституционный совет Франции принял решение, согласно которому закон антиконституционен, поскольку нарушает свободу слова. Решение Совета вылилось в скандал. Некоторые из 11 членов Совета имели серьезное столкновение интересов, поскольку члены их семей имели деловые связи в Турции, и они высказались против ряда положений закона… Самое удивительное – один из членов Совета лично возглавлял турецкий аналитический центр – Босфорский институт, который открыто агитировал против принятия закона… После того, как одна из французских газет разоблачила эти незаконные связи, двое членов Совета заявили о самоотводе. Сейчас Конституционный совет состоит из 10 членов: трое были в составе Совета и в 2012 году и отклонили одноименный проект. К счастью, некоторые из новых членов настроены более благосклонно. Но что еще важнее, новый закон, который называется «Равенство и гражданство», существенно отличается от варианта 2012 года. Президент Олланд, законодатели и французская община сделали все, чтобы новый текст не противоречил свободе слова. Несмотря на то, что свобода слова является одним из основополагающих прав во всех демократических странах, существует ряд обстоятельств, которые следует иметь в виду: 1)   Свобода слова – более абсолютная ценность в Соединенных штатах, чем в Европе, где есть масса законов, ограничивающих эту свободу. Даже в США есть определенные ограничения на то, что можно произносить или писать, например, законы о клевете и оскорблениях. 2)   В странах, где отрицание Холокоста евреев запрещено, должно быть запрещено отрицание и других геноцидов, в том числе Геноцида армян. Не должно быть двойных стандартов в этом вопросе. 3)   Поскольку во Франции принят закон, признающий Геноцид армян, то должно быть установлено наказание за нарушение этого закона, как в случае других законов… 4)   Подобные законы могут пресечь экспорт Турцией отрицания за пределы своей страны. 5)   В демократической Франции ложь о Геноциде армян противоправна, как правда о геноциде – в авторитарной Турции…

www.lragir.am

Законодательный орган Франции еще раз запретил отрицание Геноцида армян

Арут Сасунян Учредитель и редактор газеты «Калифорния курьер» www.TheCaliforniaCourier.com   Обе палаты законодательного органа Франции вновь приняли закон, криминализирующий отрицание признанных Францией или международными судами геноцидов и преступлений против человечества, их принижение или радикальное унижение, сопровождаемое насилием либо ксенофобией. 14 октября Сенат Франции 156 голосами «за» и 146 «против» одобрил новую редакцию закона, следуя принятию парламентом 6 июля, которое имело место при соотношении голосов 305-157.  Закон вступит в силу после подписания президентом Франсуа Олландом, что он обещал сделать. Вопрос сейчас в том, одобрит ли закон Конституционный совет Франции, или он вновь сочтет его антиконституционным, как то было в 2012 году, когда Совет решил, что закон нарушает свободу слова. Впервые парламент Франции признал Геноцид армян 29 мая 1998 года, после чего последовало признание Сенатом 7 ноября 2000 года. Однако, между двумя голосованиями состоялись выборы, и парламент вынужден был подтвердить принятие закона во второй раз – 18 января 2001 года, заверив, что «Франция публично признает Геноцид армян 1915 года». 29 января 2001 года премьер-министр Лионель Жоспен и президент Жак Ширак подписали принятый законодательным органом закон. В ответ правительство Турции отозвало посла из Парижа. Учитывая то обстоятельство, что ряд представителей французских медиа и французских турок вместе с их марионетками продолжали отрицать Геноцид армян, французская община попыталась привлечь к ответственности отрицавших геноцид, как это делается при отрицании Холокоста. Французские армяне потребовали равной законной защиты, справедливо утверждая, что нельзя ставить разницу между жертвами геноцидов… В результате 10 лет работы французские армяне и те, кто их поддерживал, наконец, достигли цели: 22 декабря 2011 года парламент принял закон, который определял наказание в виде лишения свободы на 1 год и 50 тыс. долларов штрафа за отрицание Геноцида армян. Сенат одобрил законопроект 23 января 2012 года. Турция вновь отозвала посла из Парижа… 28 февраля 2012 года Конституционный совет Франции принял решение, согласно которому закон антиконституционен, поскольку нарушает свободу слова. Решение Совета вылилось в скандал. Некоторые из 11 членов Совета имели серьезное столкновение интересов, поскольку члены их семей имели деловые связи в Турции, и они высказались против ряда положений закона… Самое удивительное – один из членов Совета лично возглавлял турецкий аналитический центр – Босфорский институт, который открыто агитировал против принятия закона… После того, как одна из французских газет разоблачила эти незаконные связи, двое членов Совета заявили о самоотводе. Сейчас Конституционный совет состоит из 10 членов: трое были в составе Совета и в 2012 году и отклонили одноименный проект. К счастью, некоторые из новых членов настроены более благосклонно. Но что еще важнее, новый закон, который называется «Равенство и гражданство», существенно отличается от варианта 2012 года. Президент Олланд, законодатели и французская община сделали все, чтобы новый текст не противоречил свободе слова. Несмотря на то, что свобода слова является одним из основополагающих прав во всех демократических странах, существует ряд обстоятельств, которые следует иметь в виду: 1)   Свобода слова – более абсолютная ценность в Соединенных штатах, чем в Европе, где есть масса законов, ограничивающих эту свободу. Даже в США есть определенные ограничения на то, что можно произносить или писать, например, законы о клевете и оскорблениях. 2)   В странах, где отрицание Холокоста евреев запрещено, должно быть запрещено отрицание и других геноцидов, в том числе Геноцида армян. Не должно быть двойных стандартов в этом вопросе. 3)   Поскольку во Франции принят закон, признающий Геноцид армян, то должно быть установлено наказание за нарушение этого закона, как в случае других законов… 4)   Подобные законы могут пресечь экспорт Турцией отрицания за пределы своей страны. 5)   В демократической Франции ложь о Геноциде армян противоправна, как правда о геноциде – в авторитарной Турции…

www.lragir.am

Законодательный орган Франции еще раз запретил отрицание Геноцида армян

Арут Сасунян Учредитель и редактор газеты «Калифорния курьер» www.TheCaliforniaCourier.com   Обе палаты законодательного органа Франции вновь приняли закон, криминализирующий отрицание признанных Францией или международными судами геноцидов и преступлений против человечества, их принижение или радикальное унижение, сопровождаемое насилием либо ксенофобией. 14 октября Сенат Франции 156 голосами «за» и 146 «против» одобрил новую редакцию закона, следуя принятию парламентом 6 июля, которое имело место при соотношении голосов 305-157.  Закон вступит в силу после подписания президентом Франсуа Олландом, что он обещал сделать. Вопрос сейчас в том, одобрит ли закон Конституционный совет Франции, или он вновь сочтет его антиконституционным, как то было в 2012 году, когда Совет решил, что закон нарушает свободу слова. Впервые парламент Франции признал Геноцид армян 29 мая 1998 года, после чего последовало признание Сенатом 7 ноября 2000 года. Однако, между двумя голосованиями состоялись выборы, и парламент вынужден был подтвердить принятие закона во второй раз – 18 января 2001 года, заверив, что «Франция публично признает Геноцид армян 1915 года». 29 января 2001 года премьер-министр Лионель Жоспен и президент Жак Ширак подписали принятый законодательным органом закон. В ответ правительство Турции отозвало посла из Парижа. Учитывая то обстоятельство, что ряд представителей французских медиа и французских турок вместе с их марионетками продолжали отрицать Геноцид армян, французская община попыталась привлечь к ответственности отрицавших геноцид, как это делается при отрицании Холокоста. Французские армяне потребовали равной законной защиты, справедливо утверждая, что нельзя ставить разницу между жертвами геноцидов… В результате 10 лет работы французские армяне и те, кто их поддерживал, наконец, достигли цели: 22 декабря 2011 года парламент принял закон, который определял наказание в виде лишения свободы на 1 год и 50 тыс. долларов штрафа за отрицание Геноцида армян. Сенат одобрил законопроект 23 января 2012 года. Турция вновь отозвала посла из Парижа… 28 февраля 2012 года Конституционный совет Франции принял решение, согласно которому закон антиконституционен, поскольку нарушает свободу слова. Решение Совета вылилось в скандал. Некоторые из 11 членов Совета имели серьезное столкновение интересов, поскольку члены их семей имели деловые связи в Турции, и они высказались против ряда положений закона… Самое удивительное – один из членов Совета лично возглавлял турецкий аналитический центр – Босфорский институт, который открыто агитировал против принятия закона… После того, как одна из французских газет разоблачила эти незаконные связи, двое членов Совета заявили о самоотводе. Сейчас Конституционный совет состоит из 10 членов: трое были в составе Совета и в 2012 году и отклонили одноименный проект. К счастью, некоторые из новых членов настроены более благосклонно. Но что еще важнее, новый закон, который называется «Равенство и гражданство», существенно отличается от варианта 2012 года. Президент Олланд, законодатели и французская община сделали все, чтобы новый текст не противоречил свободе слова. Несмотря на то, что свобода слова является одним из основополагающих прав во всех демократических странах, существует ряд обстоятельств, которые следует иметь в виду: 1)   Свобода слова – более абсолютная ценность в Соединенных штатах, чем в Европе, где есть масса законов, ограничивающих эту свободу. Даже в США есть определенные ограничения на то, что можно произносить или писать, например, законы о клевете и оскорблениях. 2)   В странах, где отрицание Холокоста евреев запрещено, должно быть запрещено отрицание и других геноцидов, в том числе Геноцида армян. Не должно быть двойных стандартов в этом вопросе. 3)   Поскольку во Франции принят закон, признающий Геноцид армян, то должно быть установлено наказание за нарушение этого закона, как в случае других законов… 4)   Подобные законы могут пресечь экспорт Турцией отрицания за пределы своей страны. 5)   В демократической Франции ложь о Геноциде армян противоправна, как правда о геноциде – в авторитарной Турции…

www.lragir.am


Смотрите также