Законодательный орган франции называется


Парламент высший государственный орган Расшифровка юридических терминов

Главная Расшифровка юридических терминов

Сложить необходимый формуляр у адвоката стоит больших затрат. Потому что это не легкий труд, требующий квалификации. Фактически письмо это заменитель ума обращающегося. Начальник бессознательно получает суждение о человеке, что написал собственные причины, воспринимая текст и его мысли. Это бывает принципиально влиятельнымв ситуациях, если ответ формируется от эмоционального состояния.

Парламент – высший законодательный и представительный орган во всех демократических государствах. В России парламент носит общее название – Федеральное Собрание. Парламент может иметь однопалатную и двухпалатную структуру, до недавнего времени существовали и трехпалатные парламенты (например, в ЮАР в период 1984-1994гг). Основной деятельностью парламента являются исполнение законодательных и контрольных функций, в частности формирование государственного правительства, назначение судейского органа и т.д. Одним из самых важных полномочий парламента является утверждение гос.бюджета. Внутренний порядок деятельности парламента осуществляется в соответствии с отдельным регламентом, форма его работы называется – сессия.

2. Зарубежный парламент. Место парламентов в системе высших органов государственной власти.

Парламент – высший орган государственной власти, наиболее полно выражающий интересы и волю всего народа.

Парламент принимает законы, осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти (министерств, ведомств) и высших должностных лиц (президента, министров). В некоторых государствах функция парламента – формирование других высших органов власти (избрание президента, назначение прокурора, верховных судей, членов правительства, ратификация международных договоров, которые заключает правительство, объявление чрезвычайного положения на территории страны и т.д.)

Официальное наименование данного органа может быть разным: собственно парламент, национальное собрание, конгресс, государственное собрание и т.д.)

Согласно теории разделения властей, которая в той либо иной степени нашла свое отражение в конституционализме любой демократической страны, парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти.

Согласно букве демократических конституций парламент является верховным законодательным органом государства, однако, в действительности его реальные полномочия иные. В парламентарных странах парламент подвержен эффективному воздействию со стороны правительства, которое не только монополизировало законодательную инициативу, но и оказывает сильное влияние на все стороны деятельности парламента. В президентских республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом, законодательная инициатива принадлежит только депутатам. Тем не менее, президенты и в этих случаях располагают богатым арсеналом средств воздействия на парламент. В тех странах, где существует конституционный надзор (США, Италия, ФРГ, Франция, Япония, Индия, Австралия и т. д.), любой акт парламента может быть отменен по причине несоответствия его конституции.

И законодательный орган государственной власти

Понятие и структура парламента. Высшими представительными и законодательными органами государственной власти в подавляющем большинстве современных государств являются парламенты, которые, как уже было отмечено, в разных государствах могут называться по-разному. Термин «парламент», как принято считать, происходит от французского глагола «parler» – говорить, разговаривать, хотя этот термин имеет корень в латинском языке: «parlamentum» – собеседование, переговоры от латинского слова «parlare» – говорить[18]. В средние века парламентами называли, например, народные собрания, на которых могли выступать все граждане (Италия), провинциальные суды (Франция), консультативные органы при монархе (некоторые другие страны).

Вместе с тем родиной парламента в его современном понимании считается Англия. В XI–XIII вв. при короле в качестве вспомогательного органа стали созываться советы, в состав которых входили вначале крупные феодалы (бароны) и высшее духовенство, а затем и представители городов и сельских общин. В XIV в. бароны и духовенство стали собираться отдельно от представителей городов и сельских общин, вследствие чего образовались две палаты – палата лордов и палата общин, ставшие палатами парламента. Впоследствии подобные учреждения, носящие сословный и сословно-представительный характер, возникают и в других странах (Польше, Венгрии, Франции, Испании и т. д.).

Современный парламент – это высший представительный орган государства, носитель верховной законодательной власти. Он призван представлять интересы народа и выражать его волю.

Все современные парламенты характеризуются одно- или двухпалатной структурой, хотя до недавнего времени существовали парламенты и с бóльшим числом палат. Так, Конституция Южно-Африканской Республики, действовавшая в 1984–1993 гг. предусматривала трехпалатный парламент, палаты которого формировались по расовому принципу – Палата собрания из белых, Палата представителей из цветных (мулатов) и Палата из индийцев. По Конституции Социалистической Федеративной Республики Югославии 1963 г. (в редакции 1968 г.) в Союзной скупщине (парламенте) число палат фактически доходило до шести.

С момента своего возникновения парламенты имели, как правило, двухпалатную структуру и состояли из верхней и нижней палат. Такое название палаты получили вследствие того, что в верхних палатах первоначально были представлены высшие слои, «верхи» общества, а в нижних палатах – «низы» общества. Необходимость в подобной структуре диктовалась обычно тем, что верхняя палата, которая традиционно играла роль консервативного тормоза прогрессивных преобразований и формировалась менее демократичным путем, чем нижняя палата (по наследству, путем назначения и т. д.), должна была удерживать нижнюю палату от поспешных, непродуманных решений. В настоящее время в большинстве развитых стран вопрос об одно- или двухпалатной структуре парламента решается уже, исходя из политических соображений в момент проведения конституционной реформы в стране.

В современных государствах двухпалатный парламент характерен в основном для федеративных государств, в которых одна палата (нижняя) формируется на основе представительства всего населения государства, а в другой (верхней) представлены отдельные субъекты федерации. Только в четырех федеративных государствах (Танзании, Сент-Китсе и Невисе, Федеративных Штатах Микронезии, Коморских Островах) существуют однопалатные парламенты. Унитарным же государствам присущи в основном однопалатные парламенты, хотя в ряде унитарных государств (Испании, Италии, Польше, Франции, Японии и некоторых других) встречаются парламенты с двухпалатной структурой. В настоящее время однопалатные парламенты существуют примерно в половине государств Европы (Болгария, Венгрия, Дания, Швеция и др.), во многих малых государствах Америки (Коста-Рика, Сальвадор и др.), в большинстве государств Тропической Африки и, как правило, в авторитарных и тоталитарных государствах Азии.

Для обеспечения нормальной работы парламенты или их палаты создают специальные руководящие органы. К ним в первую очередь относятся председатели и их заместители . Во многих, особенно англо-саксонских странах председатель нижней палаты именуется спикером. Обычно председатель парламента или палаты избирается из среды наиболее многочисленной фракции, а его заместители – из других фракций. В тех палатах, где партийных фракций нет (например, в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации), председатель и его заместители избираются иначе. В некоторых странах (Великобритании, Индии, США) председатель парламента (палаты) не избирается, а занимает это место по должности. Например, в США председателем верхней палаты (Сената) по должности является вице-президент. В других он назначается главой государства. В Нидерландах председатель нижней палаты назначается монархом из числа трех предложенных палатой кандидатур, в Канаде председатель верхней палаты (Сената) назначается генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра. В некоторых развивающихся странах председателем парламента выступает сам глава государства. В отдельных странах (например, в странах тоталитарного социализма) функции председателя парламента выполняют коллегиальные органы (президиумы, бюро, комитеты, конференции).

Как руководитель парламента (палаты) председатель обладает целым рядом полномочий. Он представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, обладает дисциплинарной властью, по договоренности с заместителем (заместителями) определяет повестку дня заседаний, обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесенных правительством, руководит прениями, на основе регламента устанавливает процедуру обсуждения вопросов и порядок голосования, координирует работу парламентских органов, ведает парламентским бюджетом и т. д. Большие права дают председателю возможность активно влиять на решения парламента, он обладает различными средствами ограничения инициативы неугодных правящим партиям депутатов, он может не дать согласия на внесение депутатских запросов правительству или его отдельным членам, сократить время выступления и даже запретить депутату участвовать в заседаниях на определенный срок.

К руководящим органам парламента (палаты) относятся также секретари . которые избираются из числа парламентариев. Секретари наблюдают за ведением стенограмм заседаний, делопроизводством, публикуют протоколы заседаний, помогают председателю обеспечивать порядок во время заседаний и т. д.

В некоторых парламентах из числа парламентариев избираются также квесторы . в обязанности которых входит поддержание порядка на заседаниях, в кулуарах, в буфетах парламента. Во Франции и ряде других стран квесторы решают также административно-хозяйственные вопросы.

В качестве вспомогательных органов в парламентах (палатах) из числа парламентариев создаются комитеты и комиссии . Принципиальных различий между ними нет, поэтому в одних парламентах создаются только комитеты, в других – только комиссии, в третьих – и комитеты, и комиссии. В некоторых двухпалатных парламентах создаются как объединенные комитеты или комиссии (например, в США – по экономике, по налогам), так и комитеты (комиссии) палат. Комитеты (комиссии) делятся на постоянные и временные.

Постоянные комитеты (комиссии) создаются на весь период полномочий парламента (палаты). В их составе могут создаваться подкомитеты (подкомиссии). Комитеты (комиссии) обычно подразделяются на отраслевые и специализированные. Система отраслевых комитетов (комиссий) соответствует системе министерств, деятельность которых подконтрольна комитетам (комиссиям). К специализированным относятся комитеты (комиссии) по обороне и безопасности, по иностранным делам, по сельскому хозяйству, по здравоохранению и др. Временные комитеты (комиссии) создаются для выполнения каких-либо отдельных заданий. К ним относятся следственные, ревизионные, редакционные и иные комитеты или комиссии.

Важная роль в структуре парламентов принадлежит партийным фракциям . Фракции объединяют членов одной или нескольких родственных партий. Они призваны формулировать и выражать свою позицию по проектам решений парламента или палаты. В соответствии с регламентом парламента (палат) фракции создаются только при определенной численности парламентариев от одной и той же партии. Так, например, в Италии для создания фракции нужно иметь 20 депутатов от партии в нижней палате и 10 – в верхней. Фракция избирает своего председателя и заместителей. Иногда руководителем фракции является лидер данной партии, избранный в парламент. Члены фракции обычно подчиняются жесткой дисциплине и голосуют в парламенте по решению фракции. Фракции пропорционально представлены в руководстве парламента (палаты), его комитетах (комиссиях), делят между собой места их председателей. Фракция имеет свое помещение в парламенте, выступление от имени фракции предоставляется вне очереди. При так называемых фракционных обсуждениях с трибуны с изложением позиции фракций выступают их лидеры.

Полномочия и функции парламента. Для осуществления своих функций парламент наделяется соответствующими полномочиями – компетенцией. Компетенция парламента зависит от многих факторов: формы правления, формы государственного устройства, политического режима, исторических условий, соотношения политических сил в стране и др. Так, в президентских республиках парламенты не принимают участия в формировании правительства, ограничены в контроле за исполнительной властью. В тоталитарных государствах за парламентом может закрепляться значительный объем полномочий, однако на практике многие из этих полномочий оказываются фиктивными.

Полномочия парламента закрепляется конституцией страны и другими конституционными актами. Однако во многих странах компетенция парламента недостаточно четко регламентируется конституционными актами, хотя все они предоставляют парламенту право издавать законы (самостоятельно или совместно с главой государства), устанавливать налоги, принимать государственный бюджет. В то же время многие конституции закрепляют некоторые формы парламентского контроля за исполнительной властью. В отдельных конституциях (Индия, Испания, Швейцария) компетенция парламента более детализирована. В ряде стран парламент наделяется правом формирования или участия в формировании других органов (Австрия, Бельгия, Португалия, ФРГ и др.).

Конституции и конституционные акты наделяют парламенты, прежде всего, полномочиями по принятию законов . По характеру данных полномочий парламенты принято делить на три группы: с неограниченными, ограниченными и относительно ограниченными законодательными полномочиями.

К первой группе относятся парламенты, обладающие правом принимать законы по любым вопросам (Великобритания, Греция, Ирландия, Италия, Япония). Ни в конституциях, ни в других конституционных актах этих государств не дается перечня вопросов, по которым парламент может принимать законы.

Ко второй группе относятся парламенты преимущественно федеративных государств, конституции которых четко разграничивают компетенцию федерации и ее субъектов. К этой группе примыкает унитарная Франция, конституция которой жестко очерчивает перечень вопросов, по которым может законодательствовать парламент. Причем по одним из этих вопросов он может принимать законы, а по другим – устанавливать только общие принципы (например, в социально-экономической сфере).

В третью группу входят парламенты, законодательная компетенция которых носит относительно ограниченный характер. Это парламенты федеративных государств, имеющих совместную законодательную компетенцию федерации и ее субъектов (Индия, Малайзия, Российская Федерация, ФРГ), а также децентрализованных унитарных государств, где законодательная компетенция парламента ограничена правами соответствующих территориальных образований (например, Испания).

Кроме законодательных парламенты наделяются и другими полномочиями. Это полномочия, связанные с утверждением государственных доходов и расходов, а также установлением налогов, ратификацией и денонсацией международных договоров, назначением референдумов, формированием государственных органов, контролем за деятельностью исполнительных и иных государственных органов и т. д.

Полномочия, связанные с утверждением государственных доходов и расходов . выражаются в принятии государственного бюджета. Государственный бюджет принимается парламентом, как правило, ежегодно. В нем указывается смета всех финансовых потребностей государства и всех доходов, необходимых для покрытия этих потребностей. Утверждая бюджет, парламент тем самым уполномочивает правительство расходовать государственные средства в соответствии с утвержденной сметой и обязывает его собрать необходимые для обеспечения доходов государства налоги и другие поступления. Как правило, бюджет имеет форму закона, однако в некоторых государствах (Великобритания, США, Япония и др.) – это финансовая программа, которая реализуется через систему отдельных законов. Наряду с принятием бюджета в компетенцию парламента обычно входит и утверждение отчета правительства об исполнении бюджета.

Среди финансовых полномочий парламента важное место занимают полномочия по установлению налогов . Установление налогов обычно относится к исключительной компетенции парламента, хотя на установление определенных (например, местных) налогов и сборов могут уполномочиваться нижестоящие органы.

Иногда к полномочиям парламентов в финансовой сфере относится принятие решений о денежной эмиссии (ст. 87 Конституции Турции) или создание внебюджетных фондов (ст. 267 Конституции Индии).

Полномочия парламентов, связанные с ратификацией и денонсацией международных договоров могут выражаться либо в даче согласия на ратификацию или денонсацию договора главе государства, без чего он этого не может сделать, либо в уполномочии его на это, либо в непосредственной ратификации или денонсации договора самим парламентом.

Назначение референдумов относится к исключительной или альтернативной компетенции парламента. В одних государствах референдумы назначаются исключительно парламентом (Куба, Намибия. Хорватия), в других – главой государства (Российская Федерация). В литературе отмечается, что назначение референдумов – нечастое конституционное полномочие парламентов.

Полномочия парламентов по формированию государственных органов в различных государствах определяется по-разному. Различаются как круг формируемых парламентами государственных органов, так и способы их формирования. Так, в парламентарных республиках парламент избирает президента, в парламентарных республиках и парламентарных монархиях образует правительство, во многих государствах полностью (Германия, Россия) или частично (Италия) назначает конституционный суд, назначает (избирает) судей Верховного суда, Генерального прокурора, парламентских комиссаров (омбудсманов) и др.

Полномочия по контролю за деятельностью исполнительных и иных государственных органов осуществляется путем вопросов к правительству, министрам, иным должностным лицам на парламентских слушаниях, заседаниях палат. Самая острая форма контроля выражается в вотуме недоверия правительству и увольнении его в отставку.

Парламенты могут обладать и некоторыми другими полномочиями: полномочиями в области обороны и безопасности, судебными и квазисудебными полномочими и др.

Реализуя свои полномочия, парламенты осуществляют соответствующие функции. К наиболее важным функциям парламента, как представляется, можно отнести следующие.

Во-первых, законодательную функцию . Эта функция является самой главной в деятельности парламента. Она определяется природой парламента как органа законодательной власти и выражается в принятии законов – нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой и обязательных для всех без исключения, включая и сам парламент. Во многих государствах правом принимать законы обычно обладают народ и парламент. Народ принимает законы на референдумах и довольно редко. Основная же законодательная нагрузка ложится на парламент.

Во-вторых, бюджетно-финансовую функцию . Она заключается в принятии бюджета страны и контроле за его исполнением. Хотя проект бюджета в большинстве стран мира разрабатывает и выдвигает правительство, закон о бюджете принимает парламент, определяя в нем статьи государственных доходов и расходов.

В-третьих, функцию по формированию отдельных государственных органов . Как уже отмечалось парламенты могут избирать президента, формировать правительство, судебные органы, органы контроля, совещательные органы и т. д.

В-четвертых, контрольную функцию . В частности, парламент, так или иначе, контролирует деятельность исполнительных и других государственных органов, контролирует исполнение бюджета, заслушивает и утверждает отчет правительства и т. д.

В литературе отмечаются и некоторые другие функции парламента, например, функция принятия одноразовых ненормативных актов по определенным вопросам, церемониальная функция.

Не нашли, что искали? Гугл вам в помощь!

Глава VIII. ЗАКОНОДАВЧА ВЛАДА В УКРАЇНІ

1 Общая теория и состояние парламентаризма Место парламентов в системе высших органов государственной власти

Термин \"парламент\" происходит от латинского слова \"parlare\", что означает \"говорить, разговаривать\" Парламент - это высший общенациональный представительный орган Во всех современных конституциях он определен как носитель законодательной власти Однако следует заметить, что иногда законодательная функция может принадлежать не только парламента, но и избирательному корпусу, который осуществляет законодательную функцию через референдум Иногда эту функцию могут реализовывать другие государственные органреалізовувати інші державні органи.

Сегодня парламенты действуют в более чем 160 странах мира

Кроме законодательной, значительное место в деятельности парламента занимают следующие функции: представительная; учредительная; парламентского контроля; бюджетно-финансовая; международных связей и т.п.

Каждое государство мира имеет свое название парламента - Верховная Рада в Украине (существует позиция, согласно которой в условиях конституционного закрепления принципа разделения властей термин \"верховная\" по орг гана, который представляет одну из ветвей государственной власти, некорректно) Федеральное собрание (Россия, Швейцария); Конгресс (США) Генеральные кортесы (Испания) Кнессет (Израиль); Всекитайское собрание народных предс тавникив тощників тощо.

Место и роль парламента в государственном механизме значительной степени обусловлены формой правления в государстве На основании этого критерия выделяют четыре модели (виды) парламентов:

1) парламенты стран с парламентской формой правления (так называемая вестминстерская модель: Великобритания, Австрия, Италия, Германия, Болгария, Венгрия и др.) При этой форме правления парламент играет ае решающую роль в формировании правительства Правительство отвечает перед парламентом Но и деятельность парламента может быть досрочно прекращено из-за роспускаск;

2) парламенты стран с президентской формой правления (США, Бразилия, Венесуэла, Мексика и т.д.) Для таких стран характерен жесткий разделение властей Отсутствуют: вотум недоверия правительству, ответственность правительства п перед парламентом, институт роспуска парламента При этой форме правления законодательная власть часто ослаблена и подчинена президентуту;

3) парламенты стран со смешанной формой правления (Франция, Украина, Россия и т.д.) При этой форме правления сочетаются элементы президентской и парламентской систем Существует институт парламентской соотв сти правительства, а президенту принадлежит право роспуска и другие права в отношении парламентау;

4) парламенты государств, где представительные учреждения построены по так называемому советскому образцу (КНР, КНДР, Вьетнам, Куба) Роль высшего законодательного органа сводится к одобрению принятых по его стенам ми политических реь.

В некоторых государствах роль парламентов умаляется из-за отвода им консультативной роли (как правило, в мусульманских странах, в которых существует абсолютная монархия: Бахрейн, Бруней, ОАЭ и др.) 1

Парламент как юридическое категория тесно связан со сроком парламентаризм Под ним понимают систему организации государственной власти, для которой характерным является признание ведущей или существенной роли парламента в Парламентаризм нельзя связывать с какой-то конкретной формой государственного правления (например, с парламентской республикой) Явление парламентаризма присуще каждой демократической стране, независимо от существующей в ней формы правленияня2.

По времени возникновения и функционирования современные парламенты условно разделяют на:

1) древние (средневековые) парламенты (парламенты Исландии, Великобритании);

2) парламенты времена новой истории - это парламенты, возникновение которых связано с буржуазными революциями и принятием первых конституций (например, парламенты США, Франции);

3) парламенты, возникших после Второй мировой войны (в связи с провозглашением независимости отдельными странами Азии и Африки, освобождением от фашистской диктатуры (Германия, Италия, Австрия);

4) новейшие парламенты государств бывших республик СССР и Восточной Европы основном здесь представительные органы превратились в парламенты этих стран К этой группе парламентов можно отнести и Верховную Р Раду Украинни.

зависимости от структуры различают:

- однопалатное (монокамерни) парламенты (именно к таким парламентов принадлежит Верховная Рада Украины);

- двухпалатное (бикамерни) парламенты, которые, в свою очередь, делятся на парламенты со слабой верхней палатой и парламенты с сильной верхней палатой

В истории известны случаи формирования шестипалатного парламента (по Конституции 1963 г. Югославии), трипалатного по Конституции ЮАР 1984 г.

Для буржуазных парламентов в период их возникновения была характерна двухпалатная структура, при которой нижняя палата формировалась путем прямых выборов, а верхняя - предназначалась главой государства или формировалась по наследственному принципу, или другим путем После Второй мировой войны от этой системы отказалась ряд европейских стран (Дания, Швеция и др.) из-за того, что верхняя палата сдерживала демократические тенд Энце, которые проявлялись в нижней палате Однако замечается и обратная тенденция Так, в некоторых странах Восточной Европы в результате перестройки там государственных институтов было восстановлено двухпалатной системе А ле все же наличие такой структуры более обоснована для федераций, где верхняя палата представляет интересы субъектов федерацииції2.

Единые или нижние палаты парламентов формируются, как правило, путем всеобщих и прямых выборов Срок их полномочий в среднем составляет 4-5 лет Верхние палаты формируются путем прямых или косвенных выборов, назначения главами государств или сочетание этих вариантов Срок их полномочий обычно больше, чем нижних палат Основной составной частью парламента считается нижняя палата С ней иногда вотвот ожнюють весь парламенамент.

Количественный состав парламентов и их палат обусловлен следующими факторами: население страны, его конституционный строй, традиции и др. Самым парламентом является Всекитайское собрание народных представитель ков - 3000 депутатов Одним из самых маленьких является парламент Лихтенштейна, который насчитывает 15 депутатов Нижние палаты парламентов, как правило, многочисленные по верхнхні.

Составляющими структуры парламента, кроме палат, являются:

- руководство парламента (его палат): спикер, может быть президиум и другие органы;

- комитеты (комиссии);

- парламентское большинство и парламентская оппозиция;

- депутатские партийные фракции (группы) Остановимся на характеристике функций парламента

Как уже было отмечено, приоритетной и основной функцией парламента является законодательная функция

Относительно Верховной Рады Украины, то в Конституции Украины не установлено исчерпывающего перечня вопросов, по которым парламент Украины может принимать законы, но осуществление им своих полномочий должно происходить лишь е в пределах, определенных Конституцией Украины (ч. 1 ст 85 Конституции Украины устанавливает полномочия Верховной Рады Украины, а в ч. 2 этой статьи указано, что Верховная Рада Украины осуществляет и другие полно взвешивания, которые в соответствии с Конституцией Украины к ее ведению) есть полномочия Верховной Рады Украины ограничены Конституцией Украинаїни.

В современных условиях для стран, которые активно участвуют в государственных интеграционных процессах, в частности в евроинтеграционных, характерна передача части законодательных прав (преимущественно в сфере регулирования социально-экономических отношений и некоторых политических вопросов) от парламентов стран, входящих в ЕС, в соответствующие органы этого объединения.

Представительская функция парламента Идея представительного правления заключается в том, что воля парламента и есть воля нации (народа) Но мировой опыт свидетельствует, что парламент тогда выступает действительно представите Иком нации (народа), когда в его составе есть большие политические объединения депутатов, выражающие интересы значительных слоев обществва.

Учредительная функция парламента предусматривает формирование им государственных органов и учреждений, назначение или избрание должностных лиц или участие парламента в этих процедурах

Функция парламентского контроля Его объектом чаще всего выступает исполнительная власть, иногда - глава государства, судебная власть, местное самоуправление, вооруженные силы и т.п. Контроль над исполнительной властью найчас стише имеет политический характер, т.е. он направлен на политическую деятельность правительства (за парламентских и смешанных форм правления), хотя осуществляется в юридических формах, тогда как в отношении всех других субъектов объектов парламентский контроль имеет сугубо юридический характер: если не удается установить нарушение правовых норм, то для подконтрольного субъекта не может возникнуть негативных правовых последствий \"ПАРЛ енты осуществляют контрольные полномочия непосредственно на пленарных заседаниях или через специально созданные и подчиненные органы (счетные палаты, уполномоченных по правам человека и т.д.що).

Парламентская ответственность правительства (следует иметь в виду, что ответственность - это не форма контроля, а его следствие) реализуется преимущественно в двух формах:

o вотум недоверия - это результат парламентской инициативы, которая находит свое выражение в резолюции недоверия (осуждения, неодобрения) правительства Вотум недоверия может быть:

- конструктивным, при котором парламент или палата не просто должны принять резолюцию порицания, но и определить председателя нового правительства;

- деструктивным, при котором парламент или палата досрочно прекращают полномочия правительства, не производя одновременно юридически значимых действий по формированию его нового состава Именно такой вотум недоверия пре виденный в ст 87 Основного Законау;

o отказ в доверии имеет место тогда, когда правительство само поставил вопрос о доверии в связи с определенным актом, принятие которого он требует от парламенту3 Указанный институт неизвестный отечественной системе ор рганизации государственной властейи.

Финансово-бюджетная функция предполагает, прежде всего, полномочия парламентов утверждать государственный бюджет и устанавливать налоги Соответствующие полномочия реализуются, как правило, через принятие с закона по специальной процедуре Хотя иногда финансово-бюджетная функция отдельно не выделяется, а рассматривается как составляющая законодательной функцииії.

Внешнеполитическая функция (функция международных связей) заключается в ратификации и денонсации международных договоров, закреплении за парламентами права объявлять войну и заключать мирные соглашения

Ратификация - это окончательная согласие государства на заключение договора Денонсация - это волеизъявление государства в установленной форме, направленное на расторжение договора

Парламент, как правило, наделяется исключительной компетенцией в вопросах войны и мира Эту функцию парламента некоторые ученые выделяют как отдельную его функцию в сфере обороны и внешней безпеки4

Назначение референдумов - сравнительно редкое в мировой практике законодательное полномочия парламентов или палат

Согласно п 2 ч 1 ст 85 Конституции Украины к полномочиям Верховной Рады Украины относится назначение всеукраинского референдума по вопросам, предусмотренным в 73 Конституции (об изменении территории Укр ныїни).

Судебные полномочия парламентов находят свое выражение в:

1) деятельности следственных комиссий;

2) праве ставить перед судебными органами вопрос об обвинении высших должностных лиц в совершении преступления В некоторых странах к полномочиям парламента относится применение процедуры импичмента, т.е. бы то парламентского преследования государственных должностных лиц за совершенные ими во время пребывания на службе преступления, следствием которого может быть только отстранение от должности названных лиц, после чего к ним можно е применяться обычное судебное преследование Процедура импичмента применяется только в отношении тех лиц, которые пользуются учитывая свой пост определенным иммунитетом от обычного судебного переслидув Ання - президенты, министры, судьи и т.д. Согласно п 10 ч 1 ст 85, ч. 1 ст 111 Конституции Украины Президент Украины может быть смещен с поста Верховной Радой Украины в порядке импичмента в случае вч инення им государственной измены или другого преступлениязлочину;

3) во многих государствах (в том числе и в Украине) парламенты уполномоченные объявлять амнистию (не путать с помилованием, что входит, как правило, к полномочиям президента) В соответствии с ч. З ст 92 Ко онституции Украине амнистия объявляется законом Украинїни.

Источники:mosadvokat.org, maggadr.narod.ru, studopedia.org, uchebnikionline.com

Следующие статьи:

bfmac.com

ПАРЛАМЕНТ - это... Что такое ПАРЛАМЕНТ?

название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. "П." как собственное наименование для обозначения высшего представительного органа применяется в Великобритании. Франции. Италии, Канаде, Бельгии. Молдове. Казахстане и др.;

в США и большинстве стран Латинской Америки П. называется конгрессом,

в РФ - Федеральным Собранием, в Литве и Латвии - сеймом и т.д. Различаются однопалатная и двухпалатная структура П. (см. Двухпалатная система, Однопалатная система). Истории известны и трехпалатные П. (например, в ЮАР в 1984-1994 гг.).

Впервые П. был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства: реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII- XVIII вв. Название "П." устанавливается в Европе в первой половине XIX в. по французскому и английскому примеру. Во Франции П. назывались не законодательные, а судебные органы округов. Существовавшие же до революции 1782 г. во Франции сословные представительные органы назывались Генеральными штатами. После французской революции законодательные органы народного представительства получают название "П".

В современных государствах помимо законодательных функций П. осуществляет также контрольные функции (см. парламентский контроль), обычно участвует в формировании правительства. назначении судей. Важнейшим полномочием П. является утверждение бюджета государственного. Свои контрольные полномочия П. может осуществлять как непосредственно, так и через формируемые (избираемые, назначаемые) им самостоятельные институты - счетные палаты, омбудсманы. В особых случаях П. или его отдельная палата Могут выполнять и судебные функции (см. Импичмент). П. избираются народным голосованием на определенный срок полномочий. Обычно этот срок составляет 4 года (Молдова, Грузия. Литва. Украина. Армения, Эстония. ГД. Палаты представителей в США) или 5 лет (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан). Иногда втречается и меньший срок (3 года в Латвии). В странах, где существует институт ответственности правительства перед П., последний (обычно его нижняя палата) в некоторых случаях может быть досрочно распущен главой государства или правительством (см. Роспуск парламента). В ряде государств (Таджикистан. Туркменистан) предусматривается также самороспуск П. квалифицированным большинством.

В Великобритании верхняя палата П. (Палата лордов) формируется по со-словно-наследственному признаку. В ряде стран членами верхних палат по должности являются бывшие президенты государства. В Казахстане 7 членов верхней палаты (Сената) назначаются президентом республки. В РФ и Германии верхние палаты формируются из представителей органов власти субъектов федерации. В ряде стран состав верхних палат обновляется в порядке, ротации (США, Казахстан).

Важнейшей формой работы П. являются его сессии (см. Сессия парламентская). По общему правилу палаты двухпалатного П. работают раздельно, однако в некоторых случаях могут созываться совместные заседания палат парламента.

Для руководства своей работой однопалатный П. и каждая из палат двухпалатного П. избирают своего председателя и его заместителей. Председатель П. (палаты) может иметь различное наименование: спикер - в Великобритании. маршал - в Польше, тальман - в Швеции и т.д. В ряде стран председателем верхней палаты может быть должностное лицо, указанное конституцией (вице-президент - в США, Индии, Аргентине). Конституционное законодательство ряда стран (Латвии, Таджикистана, Туркменистана)предусматривает создание в П. специального органа - Президиума, наделенного целым рядом организационных полномочий, которые имеют особое значение в перерывах между сессиями. Помимо главного органа каждый П. (палата) формирует свои комитеты и комиссии для ведения зако-нопроектной работы и содействия в реализации иных функций П.

В странах с многопартийной системой депутаты П. (палаты) объединяются по признаку партийной принадлежности во фракции парламентские. Другой формой объединения депутатов являются депутатские группы, которые могут образовываться как по политическому, так и по территориальному признаку.

Система правовых норм, регулирующих статус и организацию деятельности П.. именуется парламентским правом. Важнейшим актом, устанавливающим внутренний порядок (процедуру) деятельности П. или его отдельной палаты, является их регламент.

Додоное В.Н.

Энциклопедия юриста. 2005.

dic.academic.ru

Государственное устройство Франции

СодержаниеГосударственное устройство 2

Глава государства 3

Законодательная власть 6

Исполнительная власть 13

Органы судебной власти 16

Местное управление во Франции 18

Список используемой литературы 28Государственное устройство

Франция-республика. Действует Конституция Пятой республики, принятая на референдуме 28 сентября 1958 года, обнародованная 4 октября 1958 года, с последними изменениями-2000,2003,2005 и 2008 г.Географическое положение: находится в западной части Европы, омывается Атлантическим океаном, Северным и Средиземными морями. Площадь территории=551,6 тыс кв км. Население=61,8 75 млн чел (2008г.). Столица-Париж=2, 125 млн чел. Административное деление:22 области(Эльзас, Аквитани я, Овернь, Бургундия, Бретань, Центр, Шампань-Арден, Корсика, Франш-Конте, Иль-де-Франс, Лангедок-Руссильон, Лимузэн, Луара, Лотарингия, Южные Пиренеи, Север, Нижняя Нормандия, Верхняя Нормандия, Пикардия, Пуату-Шарант, Прованс-Альпы-Лазурный берег, Рона-Альпы) , 96 департаментов, включая особую территориально-административную единицу Корсику, 36 684 коммуны. Существует также деление на 37 исторических провинций. В состав Франции также входят 4 заморских департамента: Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон, заморские территории: Новая Каледония, Французская Полинезия, Французские австралийские и антарктические земли, о-ва Майотта, Уоллис и Футуна и специальная территориальная единица – о-ва Сен-Пьер и Микелон.

Официальный язык: французский.

Денежная еденица-евро=100евроцентов.

Национальный праздник:14 июля День взятия Бастилии (1789г.)Глава государства

Президент Французской Республики-Николя Саркози. Избран 22 апреля и 6 мая 2007 г. Вступил в должность 16 мая 2007 г.

Избирается всеобщим прямым голосованием абсолютным большинством голосов сроком на 5 лет (до 2002 г.-7 лет) в соответствии с итогами референдума от 25 сентября 2000г .Если это большинство не достигнуто в первом туре голосования, проводится второй тур. Президент назначает премьер-министра и по предложению последнего – министров без утверждения их парламентом , имеет право распускать Национальное собрание после предварительных консультаций с председателем Национального собрания и назначить новые выборы, председательствует в Совете министров, в Высшем совете обороны, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, выносит на референдум проекты законов, обнародует законы, может принимать любые чрезвычайные меры, которые «диктуются обстоятельствами», возглавляет Высший совет магистратуры.

Особенностью управления французским государством при четком в соответствии принципу разделения власти является некоторый приоритет исполнительной власти перед законодательной. В Пятой Республике центральная исполнительная власть представлена Президентом и Правительством.

Президент обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.

Показателями широких полномочий Президента Франции могут служить положения статьи 16 Конституции: "Когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом. Он информирует об этом нацию в своем послании. Из приведенной статьи Конституции усматривается право Президента на роспуск Национального Собрания. Лишь в трех случаях: во-первых, в соответствии со ст. 16 (последний абзац) Президент не может распустить Национальное собрание в период осуществления чрезвычайных полномочий; во-вторых, не может быть произведен роспуск Национального собрания в течение года, последующего после предыдущего роспуска; в-третьих, временным Президентом республики (т.е. когда функции Президента временно исполняет председатель Сената).

Одним их самых серьезных полномочий Президента, закрепленных в статье 11 Конституции является право проводить национальный референдум.

В соответствии с Конституцией, Президент практически полностью формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников (лишь мелкие государственные служащие назначаются декретами министров).

Президент - глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Хотя Конституция не содержит права Президента вводить в действие стратегические ядерные силы. это право было предусмотрено декретом от 14 января 1964 г1.

Президент заключает и ратифицирует международные договоры (за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламентом). В части осуществления судебной власти Президент обладает правом помилования. Статья 64 Конституции наделяет Президента особыми полномочиями как гаранта независимости судебной власти.

Являясь центральным органом исполнительной власти, во взаимоотношениях с Правительством (также элементом центральной власти), Президент председательствует в Совете Министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов Правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах,

Президент в своей повседневной деятельности пользуется услугами личного аппарата, состоящего порой не из одной сотни человек. В состав аппарата входят: кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений. Все сотрудники этих служб назначаются Президентом лично.Законодательная власть

Высшим законодательным органом Франции является Парламент. Его компетенция закреплена в разделе IV Конституции. Парламент состоит из двух палат: Национальное собрание и Сенат. Своеобразие французского Парламента состоит в том, что согласно статье 24 Конституции: "Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием. Сенат избирается путем косвенного голосования. Он обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики. Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате2".

Национальное собрание - нижняя палата, а Сенат - верхняя палата Парламента.

Парламент собирается на сессию один раз в году: она открывается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний день июня. Сессия должна длиться не более 120 дней. Исключение составляют обстоятельства чрезвычайного положения и сессия может собраться помимо обычного регламента после переизбрания Национального собрания, если второй четверг после выборов не приходится на обычную сессию. Чрезвычайные сессии парламента созываются с определенной повесткой дня либо по требованию Премьер-министра, либо большинства членов Национального собрания.

Председатель Национального собрания избирается на продолжительность легистратуры, т.е. всего времени, на которое избраны члены палаты, а Председатель Сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты.

Открытие и закрытие сессий осуществляется декретом Президента Республики.

Законы принимаются Парламентом (статья 34 Конституции). Любой законопроект или законодательное предложение последовательно рассматриваются в обеих палатах Парламента для того, чтобы был принят идентичный текст.

Во французском Конституционном праве существует различие между законопроектами и законодательными предложениями. Законопроекты вносятся Правительством Франции, а законодательные предложения - членами Парламента.

Если в результате разногласий между палатами законопроект или законодательное предложение не было принято после двух чтений в каждой палате или, если правительство потребует его срочного обсуждения, то после одного чтения в каждой из палат Премьер-министр имеет право созвать заседание смешанной паритетной комиссии, уполномоченной предложить акт, касающийся положений, по которым остаются разногласия.

Текст, выработанный смешанной комиссией, может быть представлен Правительством на одобрение обеих палат. Ни одна поправка к нему не может быть принята без согласия правительства.

Парламент принимает проекты финансовых законов. Если Национальное собрание не приняло решения по проекту в первом чтении в течение сорока дней после его внесения, Правительство передает проект на рассмотрение Сената, который должен принять решение в течение пятнадцатидневного срока.

Член Парламента обладает правом депутатской неприкосновенности (иммунитетом). Это означает, что ни один член Парламента не может подвергаться преследованию, розыску, аресту, заключению или суду за высказанные мнения или за голосование при исполнении им своих функций.

Ни один член Парламента во время сессии не может подвергаться преследованию или аресту за преступления или проступки без разрешения палаты, в состав которой он входит, за исключением случаев задержания на месте преступления.

Парламент сам вправе учреждать комиссии по расследованию и контролю и особые комиссии (по снятию парламентской неприкосновенности и т.д.).

Национальное собрание избирается по мажоритарной системе в 2 тура сроком на 5 лет. Состоит из 577 членов, из которых 555 избираются путем прямого всеобщего и тайного голосования в 2 тура по мажоритарной системе в 555 одномандатных избирательных округах в метрополии и 22 члена – в заморских департаментах и территориях.

Сенат избирается коллегией выборщиков, состоящих из депутатов областных, генеральных, муниципальных советов, сроком на 6 лет с обновлением каждые 3 года наполовину. Выборы проходят по пропорциональной системе в департаментах, где избираются 4 сенатора и более, и по мажоритарной системе в департаментах , где избираются оп 3 сенатора и менее. Сенатором может быть избран гражданин, достигший 30 лет. Проводимая с 2004 года реформа Сената завершится в 2010 году и число сенаторов составит 346 человек. Сенаторы избранные в 1998 году и 2001 г. Сроком на 9 лет, завершают свои полномочия соответственно в 2007 и 2010 г.

По Конституции 1958 создан Конституционный совет – высший орган, осуществляющий контроль за соблюдением Конституции. В совет входят 9 членов, назначаемые на 9 лет (их мандат не возобновляется), и все бывшие президенты республики пожизненно. Этим правом не воспользовались ни Шарль де Голь (1й президент 5ой республики) ни Валери Жискар дЭстен. Конституционный совет обновляется каждые 3 года на 1/3 .Три члена совета назначаются президентом , трое- президентом Сената и трое - председателем Национального собрания. Председатель Конституционного совета назначается президентом из числа членов совета и формально является восьмым лицом в государственной иерархии. Конституционный совет осуществляет контроль за выборами президентов, депутатов и сенаторов, следит за правильностью проведения референдумов и объявляет их результаты. Решения Конституционного совета обжалованию не подлежат. Они обязательны для всех государственных властей, административных и судебных органов. Запросы в этот орган могут направлять президент, премьер-министр, председатели обеих палат парламента, а также группа депутатов, насчитывающая не менее 60 человек.

Имя Мандат Кем назначен
Жан –Луи Дебре - Председатель 2007-2016 Президент Республики
Валери Жискард д’ Эстен

Жак Ширак

пожизненно по праву, как бывший ПрезидентРеспублики
Оливье Дютей де Ламот 2001-2010 Президент Республики
Доминик Шнаппэ 2001-2010 Председатель Сената
Пьер Жо 2001-2010 Председатель Национального собрания
Пьер Стеенмец 2004-2013 Президент Республики
Жаклин де Гианшмид 2004-2013 Председатель Сената
Жан-Луи Пезан 2004-2013 Председатель Национального собрания
Рэно Демуа де Сент Марк 2007-2016 Председатель Сената
Гуй Канивет 2007-2016 Председатель Национального собрания

Ответственный секретарь, назначенный декретом Президента Республики, руководит административными и юридическими службами.

Служба документации присоединена к исследовательским юридическим работам.

Финансовый отдел, служба внешних связей, информационная служба и канцелярия суда избирательных дел дополняют организационную структуру.

Конституционный Совет пользуется финансовой самостоятельностью; его председатель определяет бюджет, который вписывается в проект государственного бюджета в качестве отчислений на “Гражданские власти”.

Конституционный Совет заседает в Дворце Пале-Рояль, в Париже, там же где и Государственный совет.

Члены Конституционного совета получают ежемесячное вознаграждение около 16.000 €, а также им предоставляется машина (Пежо 607 или Рено Vel Satis) и оплачиваются транспортные расходы.

Конституционный Совет не оглашает голоса конкретных депутатов, а лишь окончательное решение.

По образцу решений Государственного совета, решение Конституционного совета образовано из четырех частей:

Протест содержит имена и положение истцов, дату и собственно текст протеста.

Ссылка указывает тексты и нормы, на которые опирался конституционный судья в принятии решения.

Обоснования показывают основные доказательства судьи.

Решение.

Ежегодный Сборник решений публикуется Советом через три месяца после окончания года. Он включает полный текст решений (не уведомлений), аналитический раздел, и с 1990г. перевод на английский язык, а в период 1995-1998гг. и на испанском языке.

Значение

Богатая, четкая и жесткая практика судебной системы свидетельствует, что сегодня Конституционный совет стал подлинным защитником основных прав и свобод граждан.

Конституционный Совет не располагается в вершине ни какой иерархии, в противоположность Государственному Совету – главе административного порядка – и Кассационному суду – вершине судебных учреждений. Однако, его решения принудительно принимаются и “гражданским властям и всеми административным и судебными”. Таким образом, Конституционный Совет Франции имеет фактически большую власть из всех французских учреждений.

Государственный совет выступает как высший орган административной юстиции и как консультативный орган Правительства. В первом случае Совет осуществляет контроль за деятельностью административных органов. Совет выполняет также обязанности кассационной инстанции в отношении апелляционных административных судов, и в отношении дел, поступающих из Счетной палаты, Суда бюджетной дисциплины и т.д3.

В соответствии со ст. 38 и ст. 39 Конституции он дает предварительные заключения по законопроектам Правительства. Совет консультирует Правительство и министров по юридическим вопросам.

Высший орган магистратуры - высший административный орган по делам французских судей и прокуроров. Обеспечивает независимость судебной власти.

Парламент:

Национальное собрание- Assemblee Nationale.

Тринадцатый созыв.

Отсчет ведется со времени учреждения во Франции 5 Республики в 1958 г.

Избрано 10 и 17 июня 2007 г.

Число депутатов – 577

Председатель-Бернар Аккуайе (СПНД). Избран 26 июня 2007 г.

Партийный состав.

(После выборов 10 и 17 июня 2007 г.)

Союз в поддержку народного движения (СПНД) 314

Французская социалистическая партия (ФСП) 185

Новый центр (НЦ) 22

Французская коммунистическая партия (ФКП) 15

Различные левые 15

Различные правые 9

Левая радикальная партия (ЛРП) 7

«Зеленые» 4

Демократическое движение (ДД) 3

Движения за Францию (ДЗФ) 1

Прочие 2

Итого 577

Сенат

Обновлен на 1/3 21 сентября 2008 г.

Число сенаторов-343

Председатель - Жерар Ларше (СПНД)

Избран 1 октября 2008 г.Исполнительная власть

Осуществляется президентом и Советом министров (правительство) . Президент назначает премьер-министра и по его представлению-министров. Член парламента не может быть одновременно членом правительства. Правительству не нужен вотум доверия, однако оно может быть отправлено в отставку посредством вотума недоверия, объявленного большинством в Национальной ассамблее. В состав Правительства входят Премьер-министр и министры.

Конституция различает два понятия:

Совет министров - как собрание министров под представительством Президента Республики, и Кабинет министров - как собрание министров под председательством Премьер-министра. Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по Конституции правительству. Все акты, исходящие от этого органа, подписываются Президентом. Премьер-министр может председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только на основании специальных полномочий, предоставленных Президентом по определенной повестке дня.

Деятельность Правительства регламентирована в разделе III Конституции.

Статья 20 Конституции придает Правительству также высокий авторитет: "Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы".

В статье 21 Конституции говорится о полномочиях Премьер-министра: "Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением статьи 13 Конституции он осуществляет регламентарные полномочия и назначает на гражданские и военные должности... В случае необходимости он замещает Президента Республики в качестве председателя на заседаниях советов и комитетов, упомянутых в статье 154".

"В исключительных случаях он может замещать Президента Республики в качестве председателя на заседаниях Совета Министров по определенному поручению Президента и с определенной повесткой дня".

Из текста Конституции можно сделать следующие выводы о роли Премьер-министра. Его полномочия как координатора работы министерств достаточно широки. Премьер-министр контролирует работу министров, дает указания о составлении важнейших актов (бюджет, экономические планы и т.д.).

Премьер-министр обладает значительными правами в отношении Парламента. Часть этих полномочий он осуществляет лично, часть в сотрудничестве с Президентом. В соответствии со статьей 29 Конституции по требованию Премьер-министра может быть собран Парламент на внеочередную сессию. Премьер-министр обладает правом законодательной инициативы, лично участвует в работе парламентских комиссий и в палатах парламента. В любое время Премьер-министр может выступить в любой из палат Парламента.

Вместе с тем, Премьер-министр наделяется более широкими правами в части отмены или изменения законов и ордонансов, действовавших до издания нынешней Конституции 1958 г. Фактически Премьер-министр выступает как законодатель.

У Премьер-министра, также как и у Президента, имеется достаточно многочисленный аппарат. Он состоит из собственного комитета Премьер-министра, генерального секретариата планирования, генерального секретариата национальной обороны, юридической и технической службы и др. Также в распоряжении Премьер-министра находится генеральный секретариат Правительства с его многочисленными службами.

Правительство назначается следующим образом: Президент Республики подбирает кандидатуру на пост Премьер-министра и назначает его. Премьер-министр подбирает министров и представляет Президенту, который их назначает.

Полномочия Правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и осуществляемые лично Премьер-министром. Статья 23 Конституции запрещает совмещать функции члена Правительства с осуществлением любого парламентского мандата, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, с государственной службой или профессиональной деятельностью.

Органический закон устанавливает порядок замещения лиц, обладающих вышеуказанными мандатами, функциями или должностями,

Правительство

Сформировано 19 июня 2007 г.

Реорганизовано 18 марта 2008 г., 23 июня 2009 г.

В Правительство вошли представители Союза в поддержку народного движения (СПНД) , Нового центра(НЦ) и беспартийные.

Премьер-министр Французской Республики Франсуа Фийон
Государственный министр, министр экологии, энергетики, устойчивого развития и моря, курирует экологический технологии и переговоры по изменению климата. Жан Луи Барлоо
Государственный министр, хранитель печати, министр юстиции и свобод. Мишель Альо-Мари

Органы судебной власти Франции

Судебная система Франции регламентируется в Разделе VIII Конституции "О судебной власти".

Как уже указывалось выше, Президент страны в соответствии со статьей 64 Конституции является гарантом независимости судебной власти. "Статус судей устанавливается органическим законом". "Судьи несменяемы"5.

Французское правосудие основывается на принципах: коллегиальности (есть, однако, исключения), профессионализма, независимости, которая обеспечивается рядом гарантий (несменяемость не распространяется на магистратов административной юстиции). Закон 1977 г. установил, что расходы на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство. Это правило не распространяется на уголовную—юстицию. Доступность правосудия - это еще один из показателей демократичности французского правосудия в том случае, когда речь идет о защите имущественных прав. Что же касается уголовной юстиции, то совершенно справедливо закон подходит к тому, чтобы осужденное за преступление лицо само несло расходы в отношении причиненного ущерба, как обществу, так и отдельным лицам.

Следующий немаловажный принцип - равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела (в первой и апелляционной инстанции). Законом предусмотрена также возможность кассационного обжалования. По общему правилу (за исключением суда присяжных) уголовные и гражданские суды находятся в одном судебном учреждении.

Судебная система Франции многоступенчата, и ее можно разделить на две ветви - собственно судебную систему и систему административных судов. Есть еще и суды по специальным назначениям. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов (это судьи трибунала большой инстанции, командируемые в суды низших звеньев на три года). Трибунал малой инстанции рассматривает дела незначительные с суммой иска до 20 тыс. франков. Решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Трибунал большой инстанции приходится один на департамент (в больших департаментах их бывает несколько).

Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд.

Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским и социальным делам. Имеется также палата по торговым делам. Одной из функций обвинительной палаты является функция дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т.д.). Есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних.

В каждом департаменте есть суд присяжных. В состав суда присяжных входят три члена, а его председатель обязательно является членом Апелляционного суда. Кроме судей в суде присяжных присутствуют присяжные заседатели. Их девять. Их подбирают по спискам избирателей.

Во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды, военные суды (исправительный трибунал и суд присяжных и др.). На вершине судебной системы находится кассационный суд. Прокуратура представлена прокурорами при судах разных уровней. Генеральный прокурор с заместителями находится при апелляционном суде. Прокуратура при кассационном суде включает генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей. Все прокуроры подчинены министру юстиции.

Местное управление во Франции.

В соответствии со ст.72 Конституции Французской Республики (1958г.) местными коллективами во Франции “являются коммуны, департаменты, заморские территории. Всякие другие местные коллективы создаются законом”.

В практике функционирования французской системы местных органов понятия “местный коллектив” и “территориальный коллектив” рассматриваются как идентичные. Территориальный коллектив определяется как общественное юридическое лицо, имеющее право принятия решений административного характера и обладающее относительно широкой автономией в отношении государственных органов власти, не зависимое от “центра” и имеющее конкретную географическую базу. Едва ли можно согласиться с оценкой французских специалистов их системы местной власти, считающейся одной из наиболее жестко централизованных, применительно к полной “независимости от центра”.

Для системы местного управления Франции характерен принцип специализации, в соответствии с которым каждый местный коллектив связан строго определенной компетенцией, обусловленной их предназначением, за пределы которой они не имеют права выходить.

В настоящее время основными территориальными (местными) коллективами являются регионы, департаменты и коммуны.

Своеобразие местных коллективов Франции, в отличие от большинства других стран, состоит в том, что одновременно они выступают в качестве административно-территориальных подразделений центрального правительства, а соответственно, на их территории действуют должностные лица и службы, выступающие от имени государства. Регион.

В приведенном выше перечне местных коллективов, указанных в Конституции, регионы не значатся. Этому есть объяснение.

С 1955 года регионы являлись чисто административными единицами, подразделениями центральной администрации, а потому действовали на основе централизации (основными же критериями местных коллективов являются децентрализация и наличие выборных органов).

Законом от 2 марта 1982 года регион приобрел статус местного коллектива.

Основными региональными органами являются совет, председатель совета, экономический и социальный совет. Своеобразие такой системы органов объясняется главным образом, закрепленным в законе от 2 марта 1982 года целевым назначением регионов “продвигать вперед экономическое, социальное, медицинское, культурное и научное развитие региона и устройство территории, обеспечивать защиту его самобытности”.

а) Региональный совет. С приобретением статуса местного коллектива в 1982 году до 1986 года регионы формировали свои советы на основе непрямых выборов ( из депутатов от региона, от генеральных советов и муниципальных советов крупных коммун). В 1986 году были введены всеобщие прямые выборы членов региональных советов.

Совет принимает решения по всем вопросам, входящим в компетенцию региона. Контроль за законностью решений регионального совета осуществляет региональный комиссар республики (региональный префект).

б) Председатель регионального совета - является главой исполнительной власти в регионе. Избирается региональным советом из числа своих членов.

Председатель совета изучает все вопросы, выносимые на рассмотрение совета, готовит проекты решений, созывает совет и председательствует на его заседаниях. Председатель является распорядителем финансов региона. Руководит работой региональных служб и занимается кадровыми вопросами.

Региональный совет после избрания председателя на тех же началах избирает членов бюро, которые будут помогать председателю совета в осуществлении его функций. Совет вправе передать бюро и часть собственных полномочий по принятию решений (за исключением финансовых вопросов).

в) Экономический и социальный комитет. Является своеобразным структурным подразделением, существующим только в регионе - в других местных коллективах подобных органов нет. В его состав включаются представители органов, занимающихся вопросами, входящими в компетенцию региона.

Экономический и социальный комитет играет исключительно консультативную роль - давать заключения (как по собственной инициативе, так и в силу закона и по обращению председателя совета) по проектам решений и по любым вопросам, входящим в компетенцию региона.

На региональном уровне учреждена целая система служб государственной администрации. Представителем государства в регионе является «региональный префект» (в 1982 году название “региональный префект” было заменено на “региональный комиссар республики”, но это была лишь чисто терминологическая замена понятий без изменения сущности и функций этого института, новшество не прижилось и в 1988 году окончательно официально было восстановлено прежнее название должности).

Главное назначение регионального префекта - проводить на территории региона политику правительства, прежде всего в вопросах экономического и социального развития территорий.

Департамент.

Как и другие местные коллективы, имеет двойственную природу:

1) является государственной административно-территориальной единицей, осуществляющей делегированные центральной властью полномочия;

2) является местным коллективом.

В результате проведенных в 80-е годы реформ местного управления сущность департамента как местного коллектива стала доминирующей.

Любой вопрос, прямо затрагивающий интересы жителей департамента и не переданный в ведение другого местного коллектива, входит в компетенцию департамента. Особое значение имеют функции департамента по содействию сотрудничеству местных коллективов.

Основными полномочиями департамента являются: организация работы школьного транспорта, социальное обеспечение и здравоохранение, охрана окружающей среды, морские порты и некоторые другие.

Руководят работой департамента генеральный совет и председатель генерального совета.

а) Генеральный совет. Формируется на основе всеобщих прямых выборов. Генеральный совет департамента по-существу является постоянно действующим органом, поскольку, несмотря на ограниченный срок полномочий советников (6 лет), его состав обновляется не одновременно, а частично, каждые три года.

Заседания совета проводятся не реже 1 раза в три месяца и являются открытыми (если только сам совет не примет решение о проведении закрытого заседания).

Генеральный совет утверждает бюджет департамента, решает вопросы оказания финансовой помощи нуждающимся коммунам, учреждает общественные службы департамента, распоряжается имуществом департамента и т.д.

б) Председатель совета. Является главой исполнительной власти в департаменте. Избирается советом из числа его членов. Выборы проводятся каждые три года (после обновления состава генерального совета). Председатель совета может переизбираться на эту должность неограниченное число раз.

Председатель совета осуществляет функции, аналогичные функциям председателя регионального совета.

Поскольку департамент является также подразделением государственной власти, осуществляющим делегированные полномочия центрального правительства, следует остановиться и на этом аспекте функционирования департамента.

Выделение департамента в качестве одного из уровней государственной администрации обусловлено, по меньшей мере, двумя причинами:

1) наличием должности префекта;

2) разветвленной системой государственных служб в департаменте.(См. там же, с.57).

Префект - носитель государственной власти в департаменте, представитель центрального правительства, информирующий его обо всех наиболее важных делах, происходящих в департаменте (для этого при префекте создается служба “общей информации”). В качестве главы всей системы государственной администрации в департаменте префект обладает, в частности, такими полномочиями, как обеспечение поддержания порядка в департаменте, осуществление контроля за исполнением законов и иных актов центральной власти, а также осуществляет административный контроль за деятельностью всех общественных учреждений департамента и его коммун.

Вопрос о префекте и его службах не рассматривается нами более подробно, поскольку не входит непосредственно в наш предмет исследования.

Коммуна.

Коммуна - прежде всего местный коллектив, а не государственная административно-территориальная единица. Об этом свидетельствует, в частности, отсутствие в коммуне самостоятельного должностного лица - представителя государства. Глава исполнительной власти в коммуне - мэр - одновременно выполняет функции представителя государства в коммуне.

Изменение границ коммун - компетенция центральных властей, споры же между коммунами по поводу границ между ними могут рассматриваться и префектом департамента.

а) Муниципальный совет. Численный состав муниципальных советов различен и зависит от числа жителей коммуны. В соответствии с законом от 19 ноября 1982 года самая маленькая коммуна (с числом жителей менее 100) вправе избирать 9 муниципальных советников, муниципальный совет самых больших коммун (с числом жителей 300.000 и выше) насчитывает 69 советников.

Срок полномочий муниципальных советников - 6 лет. Свои функции они выполняют бесплатно (исключения могут быть предусмотрены лишь для некоторых крупных городов).

Совет в полном составе может уйти в отставку или быть распущен. Роспуск муниципального совета осуществляется лишь на основе указа Президента республики, принятого на заседании правительства, и возможен только по одной причине - если совет не в состоянии управлять коммуной.

Решения муниципального совета вступают в силу с момента их передачи представителю государственной власти (в префектуру). Законами 1982 года упразднено право префекта признавать решения совета недействительными, этим правом наделен лишь административный суд.

б) Мэр. Мэр избирается муниципальным советом на первом его заседании путем тайного голосования. На этом же заседании происходит избрание и заместителей мэра, число которых должно быть не менее одного, но и не выше 30% от установленной численности муниципальных советников для данной коммуны.

Срок полномочий мэра и заместителей - 6 лет и досрочное освобождение их от должности советом невозможно. За свою деятельность мэры и заместители мэра получают вознаграждение, не облагаемое налогом.

Полномочия мэра состоят как бы из двух частей, обусловленных двойственной природой этой должности:

1) полномочия мэра как главы исполнительной власти в коммуне;

2) полномочия мэра как представителя государственной администрации в коммуне.

Как глава исполнительной власти в коммуне мэр готовит и ведет заседания муниципального совета, проводит в жизнь решения совета, является распорядителем расходов, руководит муниципальными службами, осуществляет различные полномочия по охране общественного порядка и т.д.

Как представитель государственной администрации в коммуне мэр осуществляет ряд полномочий под непосредственным руководством префекта или прокурора республики.

Так, под руководством прокурора республики мэр осуществляет работу с актами гражданского состояния (регистрирует браки, рождения и смерти, следит за ведением соответствующего делопроизводства), определенные судебные функции (констатация правонарушений, розыск и задержание преступников, сбор доказательств и т.п.), функции прокурора в суде (в случае отсутствия комиссара полиции).

Под руководством префекта мэр обеспечивает обнародование законов и других нормативных актов, проведение выборов; участвует в проведении общегражданской и военной переписи населения, удостоверяет подписи, выдает лицензии от имени государства, и т.п.

Межкоммунальная кооперация.

Большое число мелких коммун, не имеющих необходимых материальных, финансовых, кадровых и иных ресурсов для нормального функционирования, вызывает необходимость выработки различных форм межкоммунального сотрудничества. Основными формами межкоммунального сотрудничества во Франции являются синдикаты коммун, дистрикты и городские объединения.

Синдикат коммун. Создаются префектом по просьбе заинтересованных коммун. Закон от 5 января 1988 года предоставил коммунам право выхода из состава синдиката без предварительного согласия партнеров, но при наличии согласия префекта.

Синдикаты коммун являются юридическими лицами. Компетенция их определяется коммунами в момент создания синдикатов и зависит от широты и характера полномочий, которые коммуны добровольно слагают с себя в пользу синдиката.

В зависимости от этого синдикаты могут быть специально-целевыми и многоцелевыми.

Специально-целевые (или одноцелевые) синдикаты коммун создаются для совместного осуществления одной из функций - уборки мусора, водоснабжения, школьного транспорта и т.п.

Многоцелевые синдикаты реализуют множество услуг, в которых есть совместная заинтересованность вошедших в состав синдиката коммун.

Закон 1988 года предусмотрел возможность создания также долевых синдикатов ( коммуна передает полномочия только частично, наделяясь соответствующей долей участия в работе синдиката).

Финансовые средства синдиката складываются из обязательных взносов членов-коммун, субсидий из госбюджета, займов, а также частично из сборов платежей за пользование услугами, предоставляемыми синдикатами.

Размеры и порядок внесения обязательных взносов коммун фиксируются в учредительном документе синдиката и могут зависеть от финансово-материального положения коммуны, численности жителей, доли переданных полномочий и т.д.

Руководят работой синдиката комитет и председатель синдиката.

Комитет синдиката образуется из представителей входящих в его состав коммун, как правило, избираемых муниципальными советами этих коммун из числа муниципальных советников. Комитет работает в форме заседаний, проводимых 1-4 раза в год, на которых принимаются решения по всем вопросам, касающимся реализации полномочий синдиката.

Председатель синдиката является главой исполнительной власти в синдикате. Порядок его избрания и полномочия в отношении комитета аналогичны порядку избрания мэра коммуны и полномочиям мэра в отношении муниципального совета.

Дистрикт коммун. Считается более развитой формой межкоммунального сотрудничества. Несмотря на то, что порядок образования дистрикта аналогичен созданию синдиката, он существенно отличается от последнего по характеру полномочий.

Если при создании синдиката коммуны достаточно свободны в определении объемов своих полномочий и конкретных функций, передаваемых в пользу синдиката, то дистрикт образуется для выполнения конкретного минимума задач, в связи с чем ему в обязательном порядке передаются коммунами соответствующие полномочия. Для всех дистриктов такими обязательными функциями являются: управление жилищными службами и управление противопожарными центрами. По решению членов-коммун в ведение дистрикта могут быть переданы и другие полномочия.

Финансовые ресурсы у дистрикта имеют те же источники, что и у синдиката, однако возможны и налоговые поступления двух видов:

1) собственная налоговая система дистрикта, вводимая решением совета дистрикта (60% дистриктов имеют собственную налоговую систему);

2) переуступка части местных налогов членов-коммун (вместо обязательных взносов коммун совет дистрикта большинством в 2/3 голосов может принять решение об использовании части сумм некоторых видов налогов, взимаемых в членах-коммунах и поступающих непосредственно в их бюджет).

Руководят работой дистрикта коммун совет дистрикта и председатель дистрикта.

Городское объединение. По сравнению с синдикатами и дистриктами, считается формой, более приближенной, по сути, к местным коллективам.

Городское объединение наделяется обязательной компетенцией, которая значительно шире, чем у дистрикта. Так, коммуны в обязательном порядке передают в пользу городского объединения полномочия, касающиеся создания и оборудования жилых районов, промышленных зон, школьных помещений в этих районах, работу противопожарных служб, городского пассажирского транспорта, водоснабжение и канализацию, и т.д.

Финансовые ресурсы городского объединения складываются, прежде всего за счет части налоговых поступлений коммун, которые просто передаются в городское сообщество, равно как и части дотации на текущие расходы.

Руководят работой городского объединения совет объединения (от 50 до 140 членов) и председатель объединения.Список используемой литературы:

  1. Конституция и законодательные акты Французской республики
  2. Грибов В.М. Франция. Государство и политика. \\ История, №2, 2003г стр.81
  3. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритании, Франции, Германии. Учебное пособие. Василенко И.А. М, 2001г. стр.169
  4. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритании, Франции, Германии. Учебное пособие. Василенко И.А. М, 2001г. стр.172
  5. Конституционное право зарубежных стран. Ивашкевич Е.Ф. Учебное пособие. Витебск, 2002г. стр. 56
  6. http://www.realtravel.ru/countries/france/france_gosudarstvo.html
  7. http://viefrance.ru/politique/sovet/politique_sovet.htm
  8. http://kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/franciy.html
  9. http://v4.udsu.ru/inter/fran_grant
  10. http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/FRANCE

29

www.coolreferat.com

15.

1789. :

1 1789 .

1 1791 .

.

1 1792 .

1799 . :

1814 . :

1 1830 .

1804 . :

1808 . :

1799 . :

1 1793 .

1848 . :

1 1791 .

1 1794 .

1789 . :

1 1875 .

1 1795 .

1 1804 .

1791 . :

1795 . :

1799 . :

31.

32.

33.

1 1793 .

34.

35.

36.

1 1794 .

38. {{ 1 }} 1

1 14 1789 .

40.

1 1815 .

41.

42.

1 1830-1848 .

1 1848-1849 .

1 1849 .

1 1793-1794 .

50.

51.

53.

54.

55.

58. {{ 1 }} 1

60. {{ 1 }} 1

1795 . :

61.

62.

1789 . :

63.

64.

1 1794-1799 .

65.

66.

67.

68.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

76.

77.

1 1848 .

78.

79.

80.

81.

82.

83.

1.

1 1815 .

1 .

1848 .

1854 .

1867 .

1870 .

4. :

5. 60- . XIX . :

1 .

1 18 1871 .

1 1871 .

1848 . :

1 1896 .

. , :

19. 1871 :

- XIX . :

1864 . :

1 10 1871 . --

- 1870-1871 . :

20.

1848-1849 . :

21.

XVIII . :

22.

1 1867 .

23.

1 10 1871 . --

1850 . :

1 XVII- XIX .

1603-1867 . :

, XIX . :

, XIX . , :

1867-1868 . :

1 1889 .

XIX . :

1 1889 .

1872-1873 .

1 .

1908 . :

11.. , (-) :

1 1789 .

1 .

1 1926 .

1 1951 .

1 1920 .

1 1935 .

1 1971 .

1 1913 .

1 1935 .

18.

. :

19.

1 30- .

20.

22.

23.

.. :

24.

25.

1 .

26.

1 .

27.

29.

1 .

30.

31.

32.

1 1949 .

33.

. :

34.

35.

.. :

36.

37.

39.

40.

41.

43.

1 .

44.

1 1968 .

45.

50-60- . :

46.

1 .

47.

1 1987 .

48.

1 .

70- . :

. :

. :

1 1929 .

1 1931 .

.

1.

2.

1 1935 .

4.

5.

1936-1938 . :

1 .

6.

7.

1 .

8.

9.

80- - 90- . - :

10.

1 .

, 1936 . , :

1958 . :

1958 . :

1958 .

1958 . :

1946 . :

1946 . :

1 1962 .

: 1958 .

1 1789 .

1.

3.

1923 . :

1 1934 .

16.

17.

1934 . :

18.

19.

1 1990 .

20.

21.

1 1933 .

1 1919 .

1919 . :

1 1933 .

1919 . :

1934 . :

1933 . HCA :

1 1990 .

.

1 1949 .

35.

1 .

36.

, 60- 70- . :

1935 . :

1949 . :

42.

43.

44.

.

1 1954 .

.

46.

47.

48. 1949 :

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1 1792-1750 . ..

9.

10.

11.

12. , :

1 , , I- . . , ,

.

. ():

, (). , :

. :

1.

2.

1 1240 . ..

3.

4.

5.

6.

7.

8.

V-IV . 500 :

1 , , 1 .

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

( V . ..) :

25.

IV . .. :

26.

.

1 .

28.

V . .. :

29.

30.

1 431-404 . ..

38. {{ 1 }} 1

39. 444 429 . :

59.

60.

61.

62.

63.

64.

1 -, .

1 621 . ..

9.

10.

11.

12.

1 .

14.

15.

16.

1 326 . ..

23. , :

1 264-241 . ..

1 218-201 . ..

32.

33.

34.

35.

36.

37.

39.

40.

42.

1 49 . ..

43.

1 63 . ..

44.

44 . .. :

1 133 . ..

1 111-105 . ..

lektsii.net


Смотрите также