Высшее образование во франции


Высшее образование во Франции: система, стоимость, достоинства.

Высшее образование во Франции: особенности и достоинства

 

Высшее образование во Франции так же, так и школьное, имеет сложную структуру. Высшие учебные заведения Франции, за исключением университетов, тоже называют школами. В стране насчитывают девяносто университетов, двести сорок высших инженерных школ, двести высших коммерческих школ и больше двух тысяч высших школ различной специализации: актерского мастерства, подготовки учителей, моды и дизайна, архитектуры, и т.д.

 

 

С 2002-го года в высшем образовании Франции была введена Болонская система. Она состоит из трех циклов, по окончанию которых студенты получают соответствующие дипломы. Высшее образование является ступенчатым и состоит из трех законченных циклов. К каждому последующему циклу допускаются только те студенты, которые окончили предыдущий цикл с хорошими показателями. Иногда даже на конкурсной основе. То есть, попасть в магистратуру или докторантуру могут не все желающие. А лишь лучшие в первом случае и лучшие из лучших во втором. Тем самым качество высшего образования Франции стабильно поддерживается на одной из самых высоких ступеней.

Уровни высшего образования, последовательность:

•             Бакалавр – три года

•             Магистр – два года

•             Доктор – от трех до четырех лет в зависимости от специальности

Учитывая, что, получая высшее образование, студенты могут одновременно учиться по двум или терем выбранным направлением, к окончанию вуза у молодых людей на руках оказывается несколько дипломов той или иной степени значимости. Получая основное образования можно параллельно, менее углубленно, пройти курс по другой специализации или прослушать цикл лекций. Учебные заведения по каждому такому эпизоду выдают дипломы или сертификаты, которые могут быть дополнительными бонусами при последующем устройстве на работу.

 

Государственное высшее образование Франции

 

Все государственное образование во Франции является бесплатным.  Это касается не только начальных и средних школ, университетское высшее образование также является государственным и также оплачивается не самими студентами, а государством Франция. Единственный платеж, который ежегодно вносится учащимися – регистрационный сбор и составляет от 160 до 700 евро. Причем, это касается не только тех студентов, которые являются гражданами Французской Республики. Точно такие же правила без исключения распространяются и на всех иностранных студентов французских университетов.

Ежегодно почти четверть бюджета Франции тратится на систему образования. В десять тысяч евро ежегодных дотаций французскому бюджету обходится каждый студент, в том числе иностранный, который получает высшее образование. Но тем не менее, страна считает это хорошим вложением средств. Тем более, что французские дипломы ценятся и признаются во всем мире. А это, в свою очередь, поднимает авторитет страны на очень высокий уровень.

Для иностранных или иногородних студентов может быть предоставлено место в общежитии. Если свободных мест в общежитии нет, студенты решают свои жилищные проблемы самостоятельно, но есть большая вероятность, что какая-то часть расходов на оплату съемного жилья будет субсидироваться из государственной казны.

Вступительных экзаменов во французских университетах нет, государственные учреждения высшего образования принимают студентов согласно конкурсу аттестатов. Этот принцип подразумевает, что высшее образование будет доступно всем, кто к нему стремится и настойчиво учится в лицее, так как на экзаменах нельзя исключить фактор стресса.

Все студенты французских вузов, включая иностранцев, имеют право на подработку, которая может составлять не более двадцати часов в неделю. Разрешение на трудовую деятельность нужно получать по месту учебы. Для того, чтобы получать стипендию, следует подавать специальную заявку через специальный онлайн-сервис. Необходимо учитывать, что стипендии не являются обязательной опцией, и заявка может быть не удовлетворена.

 

Высшая школа как самое высшее образование во Франции

 

Высшее государственное образование иностранные студенты могут получать только в университетах. У французской молодежи есть выбор. Выпускники, чье среднее образование завершилось аттестатами с наивысшим баллом, могут получить высшее образование в высших школах. Высшие школы – явление, присущее только Франции, ее отличительная черта. На первый взгляд, по количественному соотношению высшие школы значительно превосходят университеты, но это только на первый взгляд. Да, высших школ во много раз больше, чем университетов. Но общее количество студентов, в них обучающихся, составляет всего лишь 4% от всех студентов Франции. Таким образом, высшие школы являются сливками всего высшего образования Франции. Попасть туда нелегко, средний конкурс составляет семь-десять человек на место. А на престижные специальности и того больше.

Получить высшее образование в таком вузе очень престижно, а попасть в него, ввиду ограниченности набора, очень сложно. Отличный аттестат – всего лишь условие, при отсутствии которого у претендента просто не примут документы. Абитуриентам предстоит несколько сложнейших экзаменов, и здесь уже никто не проявляет снисхождения к юным конкурсантам по поводу стрессовой ситуации. Или претендент владеет предметом тестирования настолько, что никакой стресс ему не может помешать, или место займут более стрессоустойчивые кандидаты. Сантиментов нет, есть жесткая конкуренция.

Обучение в высшей школе всегда платное. Сумма, которую придется заплатить за такое высшее образование, зависит от уровня самого заведения, престижности выбранной специальности, и может колебаться от пяти до двадцати тысяч евро. Но счастливчиков, прошедших строгий отбор и попавших в узкий круг тех, кто называет себя « студент высшей школы », такие цифры не смущают. Эти учебные заведенья готовят именно высококлассных специалистов, которым не нужно обивать пороги компаний и стараться понравиться на собеседовании. Зачастую выпускников «разбирают» еще до окончания обучения, так как потенциальные работодатели сотрудничают с высшими, и подготовка специалистов во многих случаях идет именно по заказу тех компаний, в которых в последствии будут работать бывшие студенты.

Такое высшее образование характеризуется узкой специализацией своих выпускников. Студенты высших школ не получают за время обучения две-три общие специальности, они выходят с одной профессией, но полностью готовыми специалистами, не нуждающимися в месяцах или годах дополнительных стажировок. Высшая профессиональная школа, работая в одной связке с бизнес-партнерами и, по сути, заказчиками, практикует трудоустройство студентов еще на фазе обучения, встраивая рабочий процесс учащихся в учебный процесс. Существует практика, когда полмесяца студенты проходят обучение в аудиториях, полмесяца – работают по специальности, усваивая полученные знания на практике. Тем самым молодые люди не только намного быстрее обучаются, но и зарабатывают деньги, чтобы оплатить свое высшее образование.

russenfrance.com

Высшее образование Во Франции

Система образования во Франции складывалась на протяжении многих столетий и на сегодняшний день она считается одной из самых передовых во всем мире. Главной ее особенностью можно назвать преобладание государственных учебных заведений. Обучение во Франции является бесплатным для всех, для иностранце в том числе ( правда, университеты взимают со студентом номинальную плату). Вторая особенность – это практически одинаковое качество обучения, как в столице, так и в провинциях.

Во Франции четверть населения страны  — это студенты и школьники, что составляет более 15 млн. человек. Страна насчитывает более 7 тыс. колледжей, 2600 лицеев. 21% госбюджета ежегодно расходуется на нужды государства. Кроме того, система образования во Франции является крупнейшим работодателем, в ней занято более половины государственных служащих.

Особенности высшего образования во Франции

Высшее образование во Франции отличается ярко выраженной национальной спецификой. Здесь существует своя система дипломов, ученых степеней. Дипломы государственных учебных заведений котируются гораздо выше, чем дипломы частных университетов и школ.

Высшее образование доступно только при наличии степени бакалавра.

Высшее образование Франции можно разделить на два сектора:

  1. Университеты – высшие учебные заведения, отличающиеся прежде всего своей автономностью в плане административного управления, научных программ, форм обучения, педагогической деятельности. Франция насчитывает  92 государственных университета, большинство из которых многопрофильны, но некоторые отличаются углубленным изучением двух-трех специальностей. Например, университеты Сорбонны.
  2. Высшие школы (Grandes Ecoles), сюда входят высшие учебные заведения, которые готовят большую часть администраторов промышленной и технической элиты страны. Высшие школы Франции давно завоевали особый статус и престиж. Среди них можно выделить HEC (École des hautes etudes commerciales), ESSEC (École superieure des sciences economique et commerciales); École superieures de commerce (в Париже и Лионе); 18 ESCAE (Écoles supe’rieures de commerce et d’administration des entreprises); 17 Écoles et Instituts de sciences commerciales. В высшие школы могут поступать только бакалавры. Во Франции есть частные высшие школы.

Основными этапами обучения в университетах являются степени лиценциата, магистра и доктора.

  • Степень лиценциата – Licence – студенты получают после трех лет обучения в вузе.
  • Степень магистра – Master – студенты получают после пяти лет обучения в вузе.
  • Степень магистра – доктора – Doctorat (PhD) – можно получить, проучившись в университете восемь лет.

Благодаря такой системе эквивалентности французских дипломов, студенты могут менять учебные курсы, переходить в другие вузы и на другие факультеты. Это тоже одно из преимуществ французского образования.

В зависимости от степени продолжительности образовательный процесс в университетах Франции можно разделить на два направления:

  • Короткий (les formations courtes). Он рассчитан на два года, позволяет студентам быстрее начать самостоятельную профессиональную деятельность.  Образование в данном случае — специализированное. Специальности могут быть получены в самых разных областях: средства связи, электроника, экономика, научные дисциплины и т.д. Данное образование можно получить в университете: студент получает в этом случае университетский технологический диплом (Diplome universitaire de technologie (DUT) или университетский диплом высшего технического образования (Diplome d’etudes universitaires scientifiques et techniques (DEUST). Этот же уровень образования можно получить в отделениях высшего технического образования (Sections de techniciens superieurs (STS) в лицеях и некоторых частных учебных заведениях. STS дают право получения свидетельства о высшем техническом образовании (Brevet de technicien superieur (BTS).
  • Длинный (les formations longes). Университеты во Франции принимают студентов без предварительного отбора ( хотя негласно все-таки существует отбор по оценкам на степень бакалавра), поэтому в университет проходят студенты, которые не поступили в другие высшие учебные заведения. По статистике более 40% бакалавров бросают учебы в университетах уже на первом году обучения. Во французские университеты можно поступить и без наличия степени бакалавра, сдав специальный экзамен, но этим правом могут воспользоваться специалисты, имеющие большой стаж практической деятельности.

Университетское высшее образование во Франции делится на  три цикла:

Первый цикл на протяжении  2 лет готовит к получению DEUG (диплом об общем университетском образовании), но этот диплом не имеет практической ценности на рынке труда.

Второй цикл готовит к лицензии (licence) в течение одного года после DEUG и maitrise (год после licence).

Третий цикл делится на два вида:

DESS (диплом высшего специализированного образования), который является профессиональным дипломом, подготовка к которому будет длиться в течение 1 года после получения степени maitrise и включает в себя обучение и практику.

DEA (диплом углубленного изучения) это обучение исследовательской работе.

Особым разделом образования является медицина и фармацевтика. Оно проходит в CEU (госпитальных университетских центрах), университет обеспечивает теоретическое обучение, а больница — практические навыки.

Обучение на медицинских факультетах  продолжается от двух до десяти лет. В конце первого года студенты сдают очень сложный экзамен, и только сдавшие его могут продолжать обучение.

Абитуриентам СНГ.

В связи с тем, что поступления в высшие школы и на медицинские факультеты университетов имеют свои особенности и условия, абитуриентам стоит начать с первого цикла университета.

Для поступления на DEUG требуются следующие документы:

  1. Копия аттестата с переводом на французский язык.
  2. Оценки за 10 и 11 классы с переводом на французский язык.
  3. Свидетельство о рождении с переводом на французский язык.
  4. Заявление (fiche d’inscription).
  5. Обязательно нотариальное заверение всех документов.

На Licence и Magistere студенты из СНГ могут поступать минимум после трех лет обучения в  вузе своей страны. На Maitrise — после четвертого курса. Требуемые документы на второй цикл обучения:

  1. Справка из института с указанием специальности, пройденных предметов, часов их изучения и оценок с переводом на французский язык.
  2. Копия паспорта с переводом.
  3. Заявление (fiche d’inscription).
  4. Мотивационное письмо на французском языке.
  5. Автобиография.
  6. Подтверждение сдачи экзамена по французскому языку.
  7. Две фотографии.
  8. Обязательно нотариальное заверение всех документов.

На DEA, DESS (третий цикл) требуется полное высшее образование и следующий набор документов:

  1. Копия диплома с переводом.
  2. Приложение к диплому с переводом.
  3. Копия паспорта с переводом.
  4. Заявление (fiche d’inscription).
  5. Мотивационное письмо на французском языке.
  6. Автобиография.
  7. Подтверждение сдачи экзамена по французскому языку.
  8. Две фотографии.
  9. Два рекомендательных письма.
  10. Перевод всех документов должен быть заверен нотариусом.
Кстати, тоже интересно :

francomania.ru

Система высшего образования во Франции Текст научной статьи по специальности «Народное образование и педагогика в отдельных странах»

В.П. Свиридонова, М. Аззауи, 2005

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ

В.П. Свиридонова, М. Аззауи

Система образования во Франции находится главным образом в компетенции государства. В основе государственной системы образования лежат четыре принципа: равенство доступа, отсутствие дискриминации, беспристрастность и светский характер обучения. Государственная система образования является бесплатной, за исключением обучения в университете, причем плата за него весьма умеренна ‘.

Для характеристики высшего образования следует сказать о лицеях, которые делятся на лицеи общего образования и лицеи профессионального образования. В лицеях первого типа во втором, первом и завершающем классах учащиеся сдают экзамены на звание бакалавра либо общего профиля, либо с техническим уклоном. Экзамен на звание бакалавра общего профиля является государственным, и успешная его сдача рассматривается как начальная ступень университетского образования. Этот экзамен ориентирован на одну из трех основных дисциплин: литературу (L), естественные науки (S) и экономику (ES). Технический уклон включает следующие специализации: медико-со-циальные науки (SMS), естественные науки и лабораторные технологии (STL), естественные науки и технологии сферы услуг (STT) и естественные науки и промышленные технологии (STI). Лицеи профессионального образования готовят учащихся по разным специальностям в сфере промышленности и услуг. Образование, предоставляемое профессиональными лицеями, и его содержание определяются на общегосударственном уровне, исходя из стратегии тех или иных специальностей.

Система высшего образования Франции включает:

1. Университеты, осуществляющие подготовку по литературе, естественным наукам, праву, экономике и междисциплинарным проблемам.

2. Университетские технологические институты с двухгодичным сроком обучения, готовящие техников-технологов.

3. Высшие специализированные вузы, среди которых можно выделить:

а) большие школы (Grandes Ecoles), готовящие инженерные и управленческие кадры высшей квалификации;

б) высшие педагогические школы (Ecoles normales), формирующие преподавательские кадры;

в) Grands etablissements — специальные школы профессиональной направленности.

Grandes Ecoles отличаются строгим отбором при поступлении, насыщенностью учебных программ, высококвалифицированным педагогическим персоналом, высоким уровнем технической оснащенности. Учащиеся получают стипендию. Срок обучения — от двух до пяти лет. Наибольшей известностью пользуются Ecoles normales (EN) superieures, а также EN des Chartes, ENS d’ingenieurs, Institut d’etudes politiques, ENS d’Arts et Metiers, EN d’administration, EN agronomique, Ecole polytechnique, Ecole special e militaire de Coetquidan, Ecole navale, ENS des Mines, EN des Ponts et des Chaussees, EN des langues orientates.

Высшие учебные заведения предоставляют возможность продолжить учебу окончившим средние учебные заведения; для поступления в вузы необходим диплом бакалавра.

Высшие специализированные вузы появились во Франции в XVIII веке в целях подготовки кадров для конкурсного замещения административных должностей. Некоторые из этих учебных заведений были первоначально предназначены для подготовки квалифицированных кадров в ключевых структурах государства, например, Политехническая школа и Сен-Сирское училище готовили специалистов для армии, Высшие педагогические школы — преподавательские кадры. Сохранив свое первоначальное назначение, эти учебные заведения расширили диапазон подготовки специалистов. В настоящее время там преподают предметы, относящиеся ко всем областям знаний: фундаментальные науки, инженерные дисциплины, право, управленческие специальности, а также гуманитарные дисциплины, литературу, искусство. Наряду с высшими школами существуют высшие управленческие, коммерческие школы, а также высшие национальные инженерные школы, готовящие высококвалифицированных специалистов для предприятий. По социальному престижу и академическому уровню вузы неуниверситетского сектора стоят выше университетов, открывая своим выпускникам прямой путь в правящую экономическую, финансовую и политическую элиту общества.

Доступ в специализированные вузы возможен лишь после успешного прохождения строгого конкурсного отбора. Для поступления в Огапёез ЕсоЬб необходимо после лицея, дающего полное среднее образование (12 лет), закончить специальные двухлетние подготовительные классы, которые могут функционировать при лицеях, университетах, а также при самих Сгапёеэ Есо1ез. Эти классы рассматриваются как первый цикл обучения в Больших школах, однако после его прохождения диплом не присуждается.

Поступление в университеты возможно для обладателей диплома бакалавра или приравненного к нему диплома. Поступление же в университетские технологические институты, которые готовят за два года к получению диплома о техническом образовании, происходит путем отбора по документам.

В целом система высшего образования Франции многоуровневая. Занятия в университетах организованы в три цикла.

Первые два года (первый цикл) посвящены подготовке к получению диплома об общем университетском образовании; он завершается присуждением диплома общеуниверситетской подготовки (ОЕиО — 01р1оте

d’etudes universitaires generates) с указанием профилирующей дисциплины. Параллельно проводится подготовка к профессиональной деятельности в качестве специалистов среднего звена в науке, промышленности, экономике, здравоохранении, информации и т. д. В результате этой подготовки выдается диплом естественнонаучных и технических знаний с указанием профилирующей дисциплины (DEUST).

Второй двухгодичный цикл имеет целью получение диплома сначала лиценциата, а затем магистра. Он имеет целью углубление общенаучной и технической подготовки. Первый год этого цикла завершается экзаменом на получение диплома лиценциата (Licence). Степень лиценциата подтверждает научную подготовку 2-го цикла высшего образования по общей специальности. Для его получения необходимо наличие диплома

1 -го цикла общего университетского образования. Лиценциат присуждается по всем университетским специальностям, за исключением медицины и фармацевтики. Диплом лиценциата имеет статус государственного. Получив диплом лиценциата, студент может в течение еще одного года подготовиться к получению диплома магистра (Maitrise) с указанием профиля подготовки. Диплом магистра также присуждается по всем университетским специальностям, за исключением медицины и фармацевтики, и имеет статус государственного.

Третий цикл доступен лишь после строгого отбора; он организован по двум направлениям:

1. Получение диплома высших специализированных знаний (DESS), после получения которого можно сразу приступить к практической работе. Продолжительность обучения — один год.

2. Получение диплома доктора наук. Это направление осуществляется в течение нескольких лет. Первый год обучения заканчивается получением диплома углубленных знаний (DEA), после чего открывается возможность в течение 2—5 лет получить диплом доктора (docteur) по избранному направлению. Docteur — обладатель высшей научной степени. Докторская степень существовала в трех разновидностях: доктор третьего цикла, государственный доктор и доктор университета. Степень присуждалась по всем специальностям: по праву (docteur en droit), медицине (docteur en medecine), филологии (docteur es science).

Doctorat d’Etat — государственная степень доктора наук (и диплом о присуждении этой степени). Диплом имеет государственный статус. Высшая ученая степень, свидетельствующая о проведении оригинального научного исследования (1974—1996). Присуждалась после публичной защиты диссертации (these) по решению специального жюри факультета. Обычно подготовка длилась 5 лет, под контролем научного руководителя (directeur de these). Соискатель должен был иметь диплом магистра (Maitrise), углубленного образования (Diplome d’etudes approfondies — DEA) или другой равнозначный диплом.

Doctorat de troisieme cycle — докторская степень 3-го цикла. Ученая степень (и диплом доктора наук 3-го цикла со статусом государственного), свидетельствовавшая о получении специальности и о способности к научным исследованиям (1974—1996). Присуждалась университетами и учеными заведениями университетского типа. Предусматривала 2—3-летнее обучение по 3-му циклу высшего образования, подготовку и публичную защиту диссертации (these), наличие диплома магистра.

Doctorat d’Universite — университетская степень доктора наук. Присуждалась университетами (1897—1996). Соискатель должен иметь диплом лиценциата, пройти учебную/ научную двухлетнюю подготовку, представить для рассмотрения оригинальную научную диссертацию. Диплом не имел статуса государственного.

До настоящего времени университетское образование включало 3 вышеуказанных учебных цикла, но подобная организация обучения претерпела изменения с введением новой схемы LMD. Эта аббревиатура, основанная на принципе 3—5—8, расшифровывается как Licence — Master — Docteur (Лисанс — Мастер — Доктор). Новая схема включает следующие этапы: диплом Лисанс, полученный после 3 лет обучения в вузе (Вас + 3) (уровень квалификации, соответствующий требованиям европейского рынка труда); диплом Мастер, полученный после 5 лет обучения в вузе (Вас + 5); степень Доктора (кандидата наук), получаемая после 8 лет обучения в вузе (Вас + 8). В задачи университетских институтов IUP, которые в настоящее время предлагают обучение по программе Вас + 4, входит дополнительная годичная подготовка с целью получения диплома Мастер.

Эта новая европейская схема университетского обучения позволяет сравнить французский диплом с дипломом любого евро-

пейского университета. Следовательно, это может способствовать большей мобильности студентов внутри Европейского сообщества, а также признанию дипломов на рынке занятости 2.

Университетское медицинское образование также организовано по трем циклам.

После первого цикла, который длится

2 года, студенты получают диплом выпускника первого цикла медицинского образования (РСЕМ).

Второй цикл продолжается 4 года; он завершается получением диплома второго цикла (ОСЕМ) и свидетельства об успешно завершенной практике, после чего студент может поступить на третий цикл обучения.

На третьем цикле подготовка специалистов осуществляется по двум направлениям: терапевтическому и узкой медицинской специализации. После двух лет теоретических и практических занятий и защиты диплома терапевты получают государственный диплом медицины и квалификацию терапевта. Студенты, избравшие узкую медицинскую специализацию, а также хирургию, психиатрию и медицинскую биологию, обучаются на этом цикле 4—5 лет. По окончании им присуждается диплом государственного доктора медицины и диплом специальных знаний (ОЕБ).

Согласно закону Савари (1984 год) университеты получили административную, учебную и финансовую автономию, факультеты были заменены двумя новыми структурами: во-первых, учебно-исследовательскими объединениями, во главе которых стоят директора, обеспечивающие координацию педагогической деятельности, во-вторых, университетом, который объединяет деятельность учеб-но-исследовательских объединений, служб общего назначения (библиотек, служб информации и ориентации, служб непрерывного обучения и т. д.), а также ведает институтами и школами, передаваемыми при необходимости университету. Президент каждого университета избирается на пять лет. Он имеет в своем распоряжении административно-финансовые службы и руководит исполнением бюджета, состоящего из государственных ассигнований и собственных средств (пожертвований, денежной помощи предприятий, дотаций от территориальных коллективов, средств, взимаемых при приеме в университет). Персонал университетов — государственные служащие, а генеральный секретарь назначается министерством. В управлении университетом

участвуют советы, избираемые совместно преподавателями и студентами, причем один из таких советов приглашает в свой состав видных деятелей со стороны.

Реформы 80—90-х годов имели целью адаптировать университет к изменившимся потребностям экономики и общества. Сейчас учебный год делится на семестры, что позволяет производить переориентацию гораздо быстрее, чем прежде; расширено платное обучение, введена практика индивидуального руководства преподавателя работой каждого студента, учреждено подразделение по обобщению профессионального опыта. Продолжение реформы предполагает децентрализацию и профессионализацию обучения. Постоянный рост численности студентов обусловил создание отделений университетов во многих средних по величине городах, причем финансирование наполовину обеспечивается государством, а другая половина приходится на территориальные коллективы. Реформы также содействуют демократизации высшего образования, подкрепляясь системой помощи в виде стипендий для материально необеспеченных студентов, организацией университетских столовых и предоставлением жилья.

Стремление придать французским университетам международное звучание привело к созданию нескольких европейских центров, образованных разными университетами, расположенными в одном городе. Эти университеты устанавливают партнерские отношения, приводящие к объединению усилий научных

коллективов для проведения крупных исследований; они проводят политику международных обменов, становясь престижными центрами, способными работать в рамках европейских программ университетских обменов и партнерства с предприятиями. Такая политика имеет место, например, в университетах Гренобля, Тулузы, Лилля и других городов.

Иностранные студенты, желающие получить высшее образование во Франции, обязаны заполнить анкету в период с 1 декабря по 15 января, до наступления следующего учебного года. Перед поступлением необходимо пройти тестирование на знание французского языка. Требования к поступающим разрабатывают сами университеты в соответствии с собственными критериями. Президент или ректор вуза дает заключение относительно образовательного уровня абитуриента на основании рекомендаций комиссии, которая рассматривает академические успехи поступающего (во Франции не существует перечня иностранных аттестатов, дипломов, формально признанных равноценными французским ученым степеням). Иностранным студентам выплачиваются стипендии. По всем финансовым и социальным вопросам абитуриент может обратиться в Центр по делам университетского и школьного образования (Centres regionaux des oeuvres universitaires et scolaires — CROUS).

Если сравнить системы высшего образования Франции и России, то можно представить уровни подготовки специалистов в виде схемы (см. рисунок).

Франция

Россия

Docteur г-► Кандидат наук

These 3 Аспирант. 3

Аспирант. 3 These 3

GRANDE ECOLE 3 Высшая школа 3 (Diplome)

GRANDE ECOLE 2 Высшая школа 2

GRANDE ECOLE 1 Высшая школа 1

~5~

Конкурс

PREPA2 ПОДГ2

PREPA 1 ПОДГ 1

These 2

Аспирант. 2

These 1

Аспирант. 1

DEA-DESS

ДЕА-ДЕСС

MAITRISE

МЭТРИЗ

LICENCE

ЛИСАНС

DEUG 2

ДЁГ2

DEUG1

ДЁГ1

3-й

ц

и

к

л

Аспирант. 2

These 2

Аспирант. 1

These 1

МАГИСТР

MAGISTERE

6

2-й

ц

и

к

л

Специалист

Specialiste

БАКАЛАВР

BAKALAVR

4

1-й

Ц

и

к -4-л

Высшая школа Grande Ecole

18 лет 18 ans

Университет

Univesite

г

BACCALAUREAT — БАКАЛАВРИАТ (12 ans de formation)

(12 лет обучения)

Конкурс — concours ВУЗ

17 лет 17 ans

АТТЕСТАТ О ПОЛНОМ СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ (11 лет обучения)

(11 ans de formation)

Уровни подготовки специалистов в системе высшего образования Франции и России3

Условные обозначения

BTS Brevet de technicien superieur (Вас * + 2)

DEUG Diplome d'etudes universitaires generates

(Вас + 2)

DEUST Diplome d'etudes universitaires

scientifiques et techniques (Вас + 2)

IUT Institut universitaire de technologie

(Вас + 2)

DUT Diplome universitaire de technologie

(Вас + 2)

CPGE Classes preparatoireaux grandes ecoles

(Вас + 2 OU Вас + 3)

IUP Institut universitaire Professionnalise

(Вас + 4)

MSG Maitrise de sciences de gestion (Вас + 4)

MST Maitrise de sciences et techniques

(Вас + 4)

DEA Diplome d'etudes approfondies (Вас + 5)

DESS Diplome d'etudes superieures specialises

(Вас + 5)

Диплом о среднем техническом образовании Диплом об общем высшем образовании

Диплом о высшем научно-техническом образовании

Университетский технологический институт

Диплом о высшем технологическом образовании

Подготовительный курс подготовки в высшую школу

Университетский специализированный институт

Диплом мастера наук и управления Диплом мастера наук и технологий

Диплом об углубленном высшем образовании

Диплом о высшем специальном образовании

* Вас — (сокращение от Ъасса1атгШ) — французский аттестат о среднем образовании, выдаваемый по окончании средней школы (12 лет обучения).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Франция: Справочное издание / Русский текст под общ. ред. проф. Ю.И. Рубинского / Министерство иностранных дел Франции. М.: ЗАО «Интердиалект +», 1999. С. 155—164.

2 www.edufrance.ru

3 Высшее образование во Франции: Ката лог участников форума 3—4 марта 2003 г. С. 9.

cyberleninka.ru

Система высшего образование во Франции

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ

Система французского высшего образования предлагает возможность получения общей и профессиональной подготовки, главным образом в университетах, а также в многочисленных специализированных школах и специфических учреждениях образования вне университетов. Если учеба в университете вписывается в европейскую организационную схему обучения вокруг трех основных уровней (степень Лисанс, степень Мастер, степень Доктора), существуют также другие уровни, в зависимости от особенностей обучения в профессиональной сфере.

Независимо от 92 университетов, получение высшего образования обеспечивается также в других учреждениях, таких как школы инженеров, коммерческие школы или специализированные школы (школы подготовки вспомогательного медсостава, школы искусств и культуры, школы архитектуры, школы социального сектора). Если большинство образовательных программ распределены в учреждениях, подчиняющихся министерству ответственному за образование (министерство народного образования, высшего образования и научных исследований), многочисленные специализированные программы профессиональной подготовки относятся к другим ведомствам.

В 2004-2005, во всех областях обучения, из 2,3 миллионов студентов (среди которых более 11 % иностранных студентов), 79 % проходили обучение в учреждениях, относящихся к министерству народного образования, высшего образования и научных исследований.

1. Общее университетское образование

Во Франции, первая степень высшего образования - степень бакалавра (диплом, который выдается по окончании среднего образования): он позволяет продолжить обучение в университете. Получение общего университетского образования организовано в циклы по европейской схеме организации обучения, которая предусматривает три итоговых уровня: степень Лисанс, степень Мастер, степень Доктора (ЛМД).

Организация обучения в университете характеризуется:

• архитектурой трех уровней (или "степеней"), ЛМД, предполагающей существование трех итоговых уровней, степени Лисанс (Л1, Л2, Л3) с обучением на протяжении 6 семестров, степени Мастер (М1, М2) с обучением на протяжении 4 семестров, и степени Доктора, для которой работа над диссертацией ведется на протяжении 6 семестров;

• разделением занятий по семестрам (с прохождением испытаний, подтверждающих владение полученными знаниями, в конце каждого семестра) и обучением, разделенным на единицы (ЕО), при этом, единицы обучения могут соответствовать различным предметам, либо объединять несколько предметов, и подразделяются на основные (или обязательные) ЕО, второстепенные (или факультативные) ЕО и свободные ЕО;

• организацией по "областям знаний" (объединяющим несколько дисциплин), "специализациям" (позволяющим идентифицировать главное направление образования), и "специальностям" (подчеркивающим некоторые особенности специализаций и уточняющим компетенцию, приобретенную студентом за время обучения). Данный тип организации определяет новую классификацию дипломов;

• подтверждение полученных знаний с помощью "кредитов": по окончании каждого триместра студенту, в зависимости от полученных результатов, присваивается некоторое количество кредитов (или ETCS, «Европейская Система Перевода Кредитов»); "кредит" является новой единицей измерения знаний и компетенций, приобретенных студентом; курсы лекций, подтверждаемые сдачей экзаменов, практические занятия, курсовые работы, стажировки, рефераты, проекты... кредиты применяются ко всем формам обучения; все кредиты (ETCS) являются переводными в Европейском пространстве и накапливаются пожизненно; каждому уровню (или степени), соответствует точный уровень количества кредитов (или ETCS).

Данной новой организации соответствуют три университетские степени:

• "L" т.е. степень Лисанс; степень Лисанс присваивается по окончании шести семестров (или 3 лет: Л1, Л2, Л3) высшего образования и после присуждения 180 "кредитов" ETCS (т.е. 30 кредитов за семестр); существует два типа степени Лисанс: степень Лисанс общего университетского образования, организованная вокруг "областей знаний" (право, экономика, науки и технологии, литература, гуманитарные науки, искусства...), затем в зависимости от специализаций и специальностей, выбор которых уточняется в конце 3-го триместра, получение данной степени является допуском к степени Мастер; степень Лисанс в области профессионального образования, в зависимости от специализаций в многочисленных профессиональных сферах, являющаяся прямым допуском к профессиональной деятельности.

• « M » т.е. степень Мастер; она присваивается по окончании четырех семестров (или 2 лет: M1, M2) и после присуждения 120 дополнительных "кредитов " (в общей сложности, с лисанс: 300 кредитов); на начальном этапе учебного цикла Мастер студент выбирает в своей области специализацию; специализации могут соотноситься с одной дисциплиной, с совокупностью дисциплин или с областью профессиональной деятельности; данная степень оканчивает профессиональный цикл с присуждением диплома профессионального образования для вхождения в активную профессиональную деятельность, или имеет целью научную деятельность с присуждением диплома Мастер в области научных исследований с последующим продолжением образования с целью получения степени доктора; выбор ориентации обучения в цикле Мастер делается в различные моменты образовательного курса в зависимости от университетов.

• « D » т.е. степень Доктора; данная степень является доступной после получения степени Мастер в области научных исследований, она предусматривает подготовку в течение минимум 6 семестров (3 лет) и подтверждается наличием общей суммы в 480 кредитов, приобретенных на протяжении всего срока обучения; в программу включены оригинальные исследовательские работы, осуществляемые при научно-исследовательских лабораториях университетов; помимо исследовательской деятельности и написания диссертационного исследования, "докторанты " проходят обучение в докторантуре.

Общие школы докторов, относящиеся к учреждениям высшего образования, объединяют научно-исследовательские коллективы, которые обеспечивают процесс обучения и профессиональное будущее докторантов. Они предлагают будущему доктору научную поддержку высокого уровня, а также подготовку к профессиональной деятельности. Связи с научно-исследовательской деятельностью лабораторий, процедура набора докторантов и политика финансирования исследований, потенциал научной поддержки и политика образования, партнерские отношения с социально-экономическим сектором и стимулирование к подвижности и европейской и международной открытости - вот основные преимущества школ докторов.

Получение медицинского образования

Для того, чтобы стать врачом, хирургом-дантистом, фармацевтом или акушером, необходимо пройти обучение в университете... Тем не менее, у данного типа образования существует своя собственная организация. Занятия длятся от 5 лет для акушера до 11 лет для врача-специалиста, кроме того, необходимо 6 лет для того, чтобы получить государственный диплом доктора в области стоматологической хирургии или в области фармакологии... Для всех приведенных типов обучения существует конкурс в конце первого года (PCEM1 для медицины и одонтологии и PCEP1 для фармакологии) с "numerus clausus" (ограниченным количеством мест).

2. Профессиональное обучение

2.1. Короткий цикл технического образования

Целью короткого цикла технического образования является подготовка инженеров, которые смогут осуществлять профессиональную деятельность в промышленной или сельскохозяйственной сфере или служащих высокого уровня, которые смогут работать в непроизводственной сфере и сфере услуг (торговля, туризм, транспорт, бытовые услуги). Существует два типа обучения, ведущие к двум различным дипломам: сертификата о высшем техническом образовании (С.В.Т.О.) и диплом об университетском технологическом образовании (Д.У.Т.О.).

2.1.1. Сертификат о высшем техническом образовании (С.В.Т.О.).

Подготовка к сдаче экзаменов на получение сертификата о высшем техническом образовании производится в отделениях высшего технического образования в лицеях, в центрах подготовки подмастерий (Ц.П.П.), в профтехучилищах или в учреждениях дистанционного образования. Данный тип образования доступен после получения степени бакалавра или его эквивалента и представляет собой специализированное образование. Оно сопровождается одной или несколькими стажировками на предприятиях. Оно позволяет получить диплом профессионального обучения за два года. Занятия могут осуществляться: в форме начального образования, при полном рабочем дне, сроком 2 года; в форме производственного обучения; в форме непрерывного обучения.

В начале 2006 учебного года, насчитывалось 88 различных специальностей сертификата о высшем техническом образовании, распределенных в четырех секторах: промышленном; обслуживания; медработников без медицинского образования; прикладных искусств.

Обладатели сертификата о высшем техническом образовании могут:

• заниматься профессиональной деятельностью, поскольку сертификат о высшем техническом образовании позволяет выполнять задачи по руководству в качестве помощника инженера или начальника отдела;

• продолжить обучение, при условии прохождения процедуры отбора (изучение личного дела, экзамен, собеседование) позволяющей получить допуск в некоторые школы инженеров, приобрести эквивалент 1-го года общеуниверситетского курса, чтобы продолжить обучение в университете, перейти к циклу обучения лисанс в области профессиональной деятельности в сфере, совместимой со сферой полученного диплома, или быть допущенным к учебе в профессиональном университетском институте (П.У.И.); более 33,5 % студентов продолжают занятия после получения Диплома о высшем техническом образовании.

2.1.2. Диплом об университетском технологическом образовании (Д.У.Т.О.).

Диплом об университетском технологическом образовании соответствует профессионализированному обучению в течение двух лет, доступному после получения степени бакалавра или ее эквивалента. После получения степени бакалавра или ее эквивалента, или после подтверждения предыдущих этапов обучения, профессионального опыта или личного опыта, обучение может осуществляться: в форме начального образования, при полном рабочем дне, сроком 4 семестра; в форме производственного обучения; в форме непрерывного обучения. 115 Университетских технологических институтов (У.Т.И.) при университетах, обеспечивают обучение, ведущее к получению Д.У.Т.О.

Чтобы позволить Д.У.Т.О. лучше вписаться в европейское пространство высшего образования, было осуществлено обновление государственных педагогических программ. Образование обеспечивается по 24 специальностям, среди которых:

• 15, относящиеся к сфере производства (напр.: наука о материалах; инженерное дело в области механики и автоматизированного производства);

• 9, относящиеся к сфере услуг (напр.: технологии информации коммуникации; управление предприятиями и организациями).

Совокупность этапов, ведущих к получению диплома об университетском технологическом образовании, состоит из основной части, которая гарантирует приобретение базовых компетенций технологического обучения, и дополнительных модулей, предназначенных дополнять образование студента, в зависимости от того, желает ли он приступить к профессиональной деятельности или продолжить обучение на последующих этапах получения высшего образования. В государственных педагогических программах, в качестве элемента, общего для всех специальностей, существует также так называемый "личный и профессиональный проект". Этот проект представляет собой существенную работу, которая должна позволить студенту получить точное представление о профессиях выбранной специальности и личных качествах, которые требуются для осуществления данного вида деятельности.

После получения диплома об университетском технологическом образовании, его обладатель может:

• приступить к профессиональной деятельности, поскольку полученное образование готовит к осуществлению функций технического и профессионального руководства в некоторых сферах производства, прикладных исследований и услуг;

• продолжить обучение, при условии прохождения процедуры отбора (изучение личного дела, экзамен, собеседование) позволяющей получить допуск в некоторые школы инженеров, перейти к циклу обучения лисанс или лисанс в области профессиональной деятельности в сфере, совместимой со сферой полученного диплома, или быть допущенным к учебе в профессиональных университетских институтах (П.У.И.), или продолжить подготовку к получению Национальной степени специалиста по техническим наукам (Н.С.С.Т.Н.) за один год.

2.2. Степень лисанс в сфере профессиональной деятельности

Степень лисанс в сфере профессиональной деятельности является дипломом уровня бакалавр + 3 созданным в ноябре 1999. Отличие этого диплома состоит в способе его разработки, основанном на сотрудничестве между университетами, другими учреждениями образования, предприятиями и профессиональными сферами.

2.2.1. Образование, позволяющее осуществление профессиональной деятельности

Степень лисанс в сфере профессиональной деятельности отвечает европейским обязательствам, которые предусматривают курс лисанс, отвечающий потребностям рынка труда в Европе, а также появлению новых квалификаций, между уровнем инженер и уровнем высококвалифицированный инженер-управленец. Обучение для получения степени лисанс в сфере профессиональной деятельности длится в течение одного года (или двух семестров). Чтобы получить доступ к данному типу образования, студенты должны предоставить:

• либо государственный диплом, подтверждающий обучение в течение двух лет в рамках высшего образования, в сфере, совместимой со сферой соответствующей степени лисанс,

• либо подтверждение предыдущих этапов обучения, профессионального опыта или личного опыта.

2.2.2. Широкий спектр специальностей во всех профессиональных сферах

1 438 типов степени лисанс в сфере профессиональной деятельности, созданные в совокупности университетов, покрывают широкий спектр профессиональных областей: область сельскохозяйственной или промышленной продукции, сфера общественных и бытовых услуг. Они объединены 46-ю государственными наименованиями, отвечающими производственной сфере, сфере перерабатывающей промышленности и сфере услуг.

2.2.3. Прием студентов, получивших разное образование

На начальном этапе образования учеба открыта широкой публике. Разнообразные программы позволяют молодым людям, имеющим различное образование, получить одинаковую квалификацию. Обладатели сертификата о высшем техническом образовании или диплома об университетском технологическом образовании могут получить, таким образом, более высокий квалификационный уровень, являющийся продолжением предшествующих этапов обучения, а обладатели диплома общего университетского неспециализированного образования могут в короткие сроки получить диплом, способствующий началу профессиональной деятельности. Образование также открывает возможности для повышения квалификации и предлагает, таким образом, специалистам, осуществляющим профессиональную деятельность, возможность развивать карьеру.

2.2.4. Методика преподавания, отвечающая требованиям профессиональной подготовки

В течение учебного года обучение включает теоретические и практические занятия, обучение методам работы и работе с инструментами, стажировку в профессиональной среде от 12 до 16 недель и реализацию проекта под руководством специалиста. Методика работы предлагает широкие возможности для развития инициативы студента и его самостоятельной работы, способствующих применению приобретенных знаний и компетенций. По итогам осуществления стажировки и проекта под руководством специалиста предполагается написание реферата и устная защита. Часть занятий проводится специалистами, которые в полной мере принимают участие в обучении.

2.3. Степень Мастер в профессиональной деятельности

В рамках новой организации французских университетских дипломов, после получения степени лисанс или лисанс в профессиональной сфере студенты могут претендовать на получение диплома Мастер в профессиональной сфере или Мастер в исследовательской сфере. Мастер в профессиональной сфере заменяет диплом магистра (один год), за которым следует диплом о высшем специальном образовании (Д.В.С.О.). Это профессиональный диплом, который дает возможность получения специализации или дополнительной специальности.

Подготовка к получению нового диплома Мастер длится 2 года (4 семестра) после получения степени лисанс. Она обычно имеет организацию по годам: M1 (Мастер 1-го года) и M2 (Мастер 2-го года). Прием на учебу для получения степени Мастер в профессиональной сфере производится на основании конкурса личного досье, затем на основании результатов собеседования в пределах наличия свободных мест.

2.4. Профессионализированные университетские институты (П.У.И.).

Созданные в 1992 чтобы отвечать специфическим потребностям предприятий, Профессионализированные Университетские Институты (П.У.И.) были предназначены для подготовки на протяжении 3 лет кадров, занимающих промежуточные должности между должностями техника высшей квалификации и инженера или руководителя старшего звена.

Программы обучения П.У.И. находят сегодня свое место в рамках реформы европейского пространства высшего образования на уровне степени Мастер. Прием студентов для подготовки к получению диплома Мастер осуществляется после получения 180 европейских кредитов. Программа третьего года лисанс (Л3) может, в случае необходимости, быть организована учреждениями для подготовки к продолжению обучения для получения степени Мастер, к которому относится П.У.И.

3. Классы подготовки к учебе в Высших школах (подготовительные классы)

Подготовительные классы имеют целью повышение уровня знаний бакалавров в различных областях для того, чтобы они могли продолжить образование в специализированных высших учебных заведениях в гуманитарных, экономических и коммерческих и научных областях. Каждая из этих областей подразделяется на направления. В сотрудничестве с высшими учебными заведениями для каждого направления создана государственная программа обучения. Знания оцениваются с помощью конкурсов, организованных высшими учебными заведениями. Те, кто не сумел поступить в высшую школу, могут продолжить обучение на этапе подготовки к получению степени лисанс в университете, при условии получения эквивалента или, в зависимости от типа подготовительных классов, в других школах (школа журналистики, институт политических наук). Подготовительные курсы распределяются на три категории.

3.1. Экономические и коммерческие подготовительные классы

Они готовят к участию в конкурсах высших коммерческих школ и школ управления, а также Высшей Нормальной Школы Кашан. Студентам предлагается поливалентная программа: математика, экономика, современные иностранные языки, история, общая культура. Существует три направления: научное, экономическое, технологическое.

3.2. Гуманитарные подготовительные классы

Они готовят к участию в конкурсах Высших нормальных школ, Национальной Школы Хартий, высших коммерческих школ и школ управления, институтов политических знаний. Существует два направления: "Литература" (в программе: французский язык, философия, история, современные иностранные языки, древние языки для класса "Классическая филология") и "Общественные науки" (в программе: философия, современный иностранный язык, экономка, социология, математика). К тому же, многочисленные гуманитарные подготовительные классы предлагают факультатив "политические науки" позволяющий подготовиться к вступительным экзаменам в институты политических наук. Высшие учебные заведения торговли и управления также открывают свои двери ученикам гуманитарных подготовительных классов: для них существует конкурс "Гуманитарные науки".

3.3. Научные подготовительные классы

Они готовят к участию в конкурсах школ инженеров, Высших нормальных школ и ветеринарных национальных школ. Они предлагают:

• три направления в первый год обучения: М.Ф.И.Н. (математика, физика, инженерные науки); Ф.Х.И.Н. (физика, химия, инженерные науки); Ф.Т.И.Н. (физика, технология, инженерные науки);

• четыре направления во второй год обучения: М.Ф. (математика, физика); Ф.Х. (физика, химия); Ф.Т. (физика, технология); Ф.И.Н. (физика, инженерные науки).

4. Высшие школы

Термин "Высшие школы" объединяет школы различного профиля: Высшие нормальные школы, школы инженеров, коммерческие школы и ветеринарные школы. Часто к высшим школам приравниваются институты политических наук. Данные высшие учебные заведения являются весьма специфичными для французской системы высшего образования, Все они предлагают превосходный уровень образования, и поэтому предполагают вступительные экзамены при поступлении. Они отличаются высоким уровнем дипломов (чаще всего бакалавр + 5).

4.1. Высшие нормальные школы (ВНШ)

Существует 4 Высшие нормальные школы во Франции:

• Высшая нормальная школа (В.Н.Ш.), расположенная в Париже, на улице Ульм;

• Высшая нормальная школа гуманитарных наук (В.Н.Ш.Г.Н.), расположенная в Лионе;

• Высшая нормальная школа Кашан (В.Н.Ш. Кашан);

• Высшая нормальная школа Лиона (В.Н.Ш. Лиона).

Их задачей является подготовка преподавателей и ученых высокого уровня, как в гуманитарных дисциплинах, так и в дисциплинах естественных наук, а также руководящих работников общественных предприятий или государственных ведомств. Обучение длится 4 года. Высшие нормальные школы производят набор учеников в области гуманитарных и естественных наук при помощи 2 раздельных конкурсов.

Отбор производится по итогам участия в конкурсе после обучения в течение 2 лет в подготовительном классе. Имея диплом магистра или инженера, можно также, поступить прямо на 3 курс. Во время обучения французские студенты Высших нормальных школ получают стипендию.

В рамках программы соответствия европейских дипломов Высшие нормальные школы, перешли к системе ЛМД. Студенты записываются на Лисанс, затем на Мастер по своей специальности.

4.2. Школы инженеров

Во Франции существует 233 школы инженеров, государственные (большое число которых включены в состав университетов) или частные. Обучение длится 3 или 5 лет. В первом случае, школы производят набор на конкурсной основе после обучения в течение 2 лет в подготовительном классе. Во втором случае, они производят набор на основании конкурса личного досье, и поступление происходит сразу после получения степени бакалавра. Во всех случаях, по окончании обучения присуждается государственное звание дипломированного инженера, дополненного степенью Мастер.

Многочисленные школы инженеров предлагают также обучение для подготовки к получению степени Мастер (образование в течение 2 лет), открытое для студентов, успешно закончивших первый университетский цикл (Лисанс). В зависимости от школ, образование может быть универсальным или более специализированным (агрономия, химия, биология, информатика, и т.д.).

В общественных школах инженеров, стоимость занятий составляет приблизительно 380 евро в год.

4.3. Школы торговли и управления

Если большая часть школ являются универсальными, они рассчитаны на специализации последнего года: аудит, финансы, маркетинг, бухгалтерский и финансовый менеджмент, человеческие ресурсы, коммуникация и основывают свое образование на узком сотрудничестве с предприятиями (стажировки). Они обладают обширными международными связями (пребывания за границей, развитие партнерских отношений с учреждениями различных стран).

Коммерческие школы предлагают обучение в течение 3, 4 или 5 лет, позволяя получить уровень бакалавр + 4 или 5. Большинство школ производит набор на конкурсной основе после обучения в течение 2 лет в подготовительном классе. Подавляющее большинство школ объединяются и предлагают общие банки испытаний. Таким образом, принимая участие в одном конкурсе, студенты имеют возможность поступать в несколько школ, которые отличают свои критерии приема благодаря существованию определенных шкал оценок и коэффициентов. К тому же, около 190 школ осуществляют набор сразу после получения степени бакалавра, со своими собственными условиями приема, и предлагают обучение в течение 4 или 5 лет. Студенты могут быть также приняты при помощи параллельных допусков (после диплома бакалавр + 2 или 3).

По окончании обучения выдается диплом школы. В рамках европейской системы организации обучения, министерство народного образования, высшего образования и научных исследований уже уполномочило 36 школ выдавать диплом степени Мастер.

Подавляющее большинство коммерческих школ являются частными. Стоимость обучения варьируется в пределах между 4 500 и 7 000 евро в год.

4.4. Ветеринарные школы

Существует 4 государственные ветеринарные школы: Лион, Мэзон-Альфор (в парижском пригороде), Нант, и Тулуза.

Обучение в ветеринарных школах длится от 4 до 7 лет, с многочисленными возможностями выбора специализации. Набор производится на конкурсной основе после обучения в течение 2 лет в подготовительном классе. Студент может принять участие в конкурсе только два раза.

Стоимость записи и обучения доходят в среднем до 760 евро в год.

4.5. Институты политических наук (ИПН)

Существует 9 Институтов политических наук (ИПН), из которых наиболее известным является парижский. 8 других относятся к университетам: Экс-ан-Прованс, Бордо, Гренобль, Лилль, Лион, Ренн, Страсбург и Тулуза.

Обучение длится 5 лет. Существует конкурсный прием на различные уровни поступления после получения степени бакалавра, бакалавра+2, бакалавра+3. Программа обучения сочетает общее образование и освоение методики работы, с последовательными специализациями в различных областях (государственный аппарат, экономика и финансы, экономическая и социальная политика, международные отношения...). Международный характер образования является важным и многие ИПН вводят в свою образовательную программу год обучения за границей.

ИПН выдают свои дипломы но, в рамках европейской системы организации занятий, выпускники ИПН получают степень Мастер. В этом случае ИПН предлагают возможность подготовки к получению степени Мастер в профессиональной сфере и Мастер в области научных исследований.

5. Специализированные школы

Некоторые профессии доступны только при условии получения образования в специализированных школах. По окончании обучения, в зависимости от конкретного случая, выдается государственный диплом или диплом школы. Количество мест в специализированных школах ограничено. Необходимо не только предоставить документ о присвоении степени бакалавра (или его эквивалента), но и пройти вступительные испытания: конкурс, экзамен, тесты, собеседование.

5.1. Школы подготовки вспомогательного медсостава

Санитар, кинезитерапевт, ортоптист... Образование, которое ведет к этим профессиям, подвергается серьезному отбору. В большинстве случаев необходимо быть обладателем степени бакалавра естественных наук. Обучение производится в общественных или частных школах, за исключением трех дипломов, подготовка к получению которых происходит в университете (специалист по подбору слуховых аппаратов, ортоптист, логопед).

В большинстве случаев обучение данным специальностям осуществляется на протяжении 3 или 4 лет и сопровождается вручением диплома государственного образца, обязательного для осуществления деятельности во Франции.

5.2. Школы социального сектора

Сотрудник учреждения социальной помощи, воспитатель, работающий с малолетними нарушителями или детьми-инвалидами, работник культуры... Существует множество профессий, обучение которым проходит в школах, подчиняющихся Министерству труда. Обучение осуществляется в течение 2 - 3 лет, со степенью бакалавра и сопровождается вручением диплома государственного образца, обязательного для осуществления деятельности во Франции. Набор студентов осуществляется на конкурсной основе.

5.3. Школы архитектуры

20 государственных школ обучают профессии архитектора (2 профессии дизайнера по ландшафту). Обучение, сроком 6 лет, ведет к получению диплома архитектора ИГД (имеющему государственный диплом). Понемногу школы организуют обучение согласно схеме ЛМД, с доступом к диплому архитектурных наук при уровне бакалавр+3, к диплому в архитектуре при уровне бакалавр+5, возможности осуществлять генеральное проектирование при уровне бакалавр+6, докторской степени в области архитектуры при уровне бакалавр+8. Школы предлагают также собственные программы обучения или степень Мастер.

5.4. Школы искусств, музыки, танца...

Обучение изобразительным искусствам и прикладным искусствам в рекламе, коммуникации, оформлении интерьера, дизайну проходит в высших национальных художественных школах, в школах прикладных искусств, и в многочисленных частных школах. Сроки занятий варьируются от 2 до 5 лет. Прием осуществляется на основании предоставленных документов и/или на конкурсной основе.

Другие учреждения касаются музыки, танца, театра... Во всех случаях, они никогда не принимают начинающих. Для обучения музыке и танцу, необходимо предварительно пройти обучение в консерватории.

by.ambafrance.org

Высшее образование во Франции

В университет можно поступать сразу после окончания полной средней школы. А вот перед поступлением в высшую школу, как правило, требуется предварительно два года отучиться в подготовительных классах – classes préparatoires или просто prépas. Посещая их, вы подготовитесь к конкурсу на поступление в высшую школу и получите некую общетеоретическую подготовку по будущей специальности.

Если несколько упростить ситуацию, вузы во Франции делятся на две большие группы –

  • университеты;
  • grandes écoles, или высшие школы.

В чем разница между ними?

Высшие школы

Каждая школа устанавливает свои правила отбора. Таким образом, prépas – это что-то среднее между подготовительными курсами и первыми двумя курсами российских вузов. По окончании этих классов учащийся не получает отдельного диплома, так как подготовительные классы, строго говоря, в систему высшего образования не входят.

Благодаря наличию prépas, сами высшие школы могут сосредоточиться на преподавании профильных дисциплин, а не тратить время на общетеоретическую подготовку.

Благодаря подготовительным классам, продолжительность обучения во французских высших школах составляет не пять лет, как в университетах, а только три года (хотя в сумме, разумеется, получаются те же самые пять лет).  

Университеты

Поступление в университет не предполагает конкурсного отбора – зачисление происходит при помощи сравнения результатов французского аналога ЕГЭ у абитуриентов. Зачисление в высшую школу, как уже говорилось, происходит на основе конкурсного отбора. 

Отучившись три года в университете, вы получаете диплом лиценциата (аналогичный российскому диплому бакалавра), после чего можете либо продолжать учиться еще два года и получить диплом магистра либо пойти работать. Обучение в высшей школе длится три года, и по его окончании вы получаете диплом магистра; промежуточного диплома лиценциата цепочка «подготовительные классы – высшая школа» не предполагает. 

Университеты, имеющие более долгую традицию существования, дают классическое, фундаментальное, теоретическое образование, тогда как высшие школы отличаются более практической направленностью.

Выпускников лучших высших школ охотно берут на работу в ведущие компании Франции, из них формируется политическая и экономическая элита страны. Полезные знакомства, которые удастся завязать за годы обучения в высшей школе, будут помогать вам всю жизнь. 

Университеты фактически бесплатны (не считая небольшого ежегодного взноса), тогда как высшие школы взимают достаточно высокую плату за обучение. 

Рисунок: система высшего образования во Франции

Учеба и повседневная жизнь

Повседневная жизнь студентов университетов похожа на жизнь их российских коллег – довольно низкая посещаемость, совмещение учебы и работы. В высших школах ситуация другая – посещаемость достаточно жестко контролируется, а учащихся полностью обеспечивают родители. 

Зачем учиться во французской высшей школе? Да, разумеется, за обучение в ней придется платить – и дополнительно тратиться на проживание в не самой дешевой стране Европы. Однако в конечном счете вы получите не только необходимые знания, но и навыки по избранной специальности, тогда как университет даст теоретическую подготовку, которую с равным успехом можно будет получить в хорошем российском вузе. Увы, набор навыков, хотя бы сопоставимый с тем, что предлагается французскими высшими школами, российские вузы давать пока еще не научились.

Среди профессоров высших школ много приглашенных специалистов, успешно руководящих налоговыми управлениями, транспортными компаниями, отделениями банков и т. д. Эти люди читают свои курсы не по учебникам – они опираются на личный опыт.

Много практики и у студентов. Например, одна из высших школ – Дюнкеркский высший институт международной торговли, – занимавшая далеко не самые высокие строчки в рейтингах, включала в свою программу три обязательные стажировки на предприятиях: после первого курса – месяц во Франции, после второго – два-четыре месяца в одной из стран Евросоюза, после третьего – три-шесть месяцев за пределами Евросоюза (аналог преддипломной практики). По итогам каждой такой командировки пишется полноценный отчет. Нетрудно догадаться, что такая деятельность дает выпускнику высшей школы то, что российские вузы пока давать не научились – начальный опыт работы по специальности. Этот опыт является серьезным преимуществом при поиске работы (не говоря уже о том, что стажировка после третьего курса часто перерастает в постоянную работу). При этом вы также получаете и опыт трудоустройства: хотя в высшие школы постоянно поступают запросы на стажеров (к специально заведующему этим направлением директору по стажировкам), желающих все равно больше, чем присланных заявок, и поэтому стажировки необходимо искать самостоятельно – рассылать свое резюме и ездить на собеседования в другие города.

За право занять подобные места идет борьба. Кроме того, даже если одна из поступивших заявок, по мнению студента, ему подходит, директор по стажировкам может и не утвердить его кандидатуру: мол, уровень подготовки не соответствует требуемому. Наконец, после всех согласований, направление должен одобрить директор высшей школы – и он тоже вправе этого не сделать (например, если для стажировки за пределами ЕС выбраны Норвегия или Швейцария, всё-таки относящиеся к Западной Европе). 

Во французских высших школах (по крайней мере, в некоторых из них) студенты, помимо обязательной учебной деятельности, занимаются столь же обязательной общественной. Они состоят в одной из студенческих ассоциаций (в спортивной команде, клубе по организации развлекательных мероприятий или организации по студенческому обмену) и выполняют в их рамках определенные проекты. Скажем, ассоциация по дружбе со странами СНГ в качестве такого проекта может взять на себя обязательство обеспечить некоторое количество однокашников стажировками в странах СНГ. Для достижения этой цели члены ассоциации ведут активную переписку с компаниями из этих стран, работают с их посольствами во Франции и посольствами Франции в этих государствах и т. д. Излишне говорить, что такой опыт также бесценен для специалиста по международной торговле. Если проект не был выполнен, ассоциация получает «незачет», который влияет на аттестацию ее членов в рамках учебной работы.

Эти ассоциации хороши еще и тем, что в них участвуют студенты со всех курсов, что позволяет всем ощутить свое единство, принадлежность к одной и той же высшей школе. 

Знание языка

При обучении во Франции требуется уверенно владеть французским: высшие школы практически не предлагают образовательных программ на английском языке, хотя отдельные дисциплины вполне могут преподаваться и по-английски – приглашенными англоязычными специалистами. Свой французский вполне можно подтянуть до требуемого уровня за один-два года занятий в России на хороших курсах или с репетитором. В России нужно будет сдать международные экзамены TCF, DELF/DALF. Необходимая разговорная практика наберется за первые несколько недель пребывания во Франции – а затем ваше знание французского языка будет высоко оценено фирмами, работающими с французскими компаниями, поскольку хорошим знанием английского языка франкоговорящие бизнесмены – даже работающие в сфере международной торговли – похвалиться всё еще не могут.

Откуда же взять эти один-два года на совершенствование французского, если вы не выпускник школы с углубленным преподаванием этого предмета? Самый разумный вариант – использовать первые два курса обучения в российском вузе. В этом случае удастся не только выиграть время для изучения языка, но и сразу поступить на первый курс высшей школы, минуя prépas. Соответственно, после 3-го курса можно попасть на второй курс высшей школы, а после 4-го – на третий, то есть выпускной!

Некоторые высшие школы будут рады видеть вас среди своих студентов сразу на втором или даже третьем курсе при условии оплаты за обучение, но в других для этого может потребоваться участие вашего российского вуза в программе студенческого обмена. Чтобы это выяснить, посетите сайт понравившейся вам высшей школы и узнайте, с какими российским вузами у нее есть партнерские программы, а также в каких международных программах обмена она участвует. Аналогичную информацию можно получить и в отделе международных связей вашего российского вуза.

Окончив третий курс высшей школы – неважно, отучились ли вы в ней все три года или сразу были приняты на третий курс, – пройдя преддипломную практику и защитив выпускную работу, вы станете обладателем французского диплома магистра. Этот диплом станет для вас немаловажным преимуществом, если вы будете устраиваться на работу в международную компанию: не секрет, что дипломы российских экономических вузов (в отличие, например, от физических, математических и технических) за рубежом котируются не слишком высоко, тогда как французские высшие школы – даже не первого эшелона – признаются и ценятся. Здесь хорошо поставлено обучение экономике, управлению.

Получение образования во французской высшей школе будет для вас весьма полезным. Ну, а если вы никогда не планировали поехать учиться во Францию, то те элементы французского подхода к образованию, про которые упоминалось выше как про адаптируемые к российским условиям, помогут вам улучшить качество вашей профессиональной подготовки. 

Лучшие высшие школы Франции

  • HEC (L' École des hautes études commerciales) – www.hec.fr
  • ESCP-EAP (Парижское отделение European School of Management) – www.escp.ccip.fr
  • ESSEC (École supérieure des sciences économiques et commerciales) – www.essec.fr
  • EM Lyon (École de management de Lyon) – www.em-lyon.com
  • Grande école de l'EDHEC – http://grande-ecole.edhec.com
  • Grenoble école de management – www.grenoble-em.com
  • BEM (Bordeaux école de management) – www.bem.edu
  • École supérieure de commerce de Reims – www.reims-ms.fr
  • AUDENCIA Nantes, École de management – www.audencia.com
  • EUROMED Marseille, École de management – www.euromed-marseille.com

Автор: Иван Котляров, докторант СПбГУ

edunews.ru


Смотрите также