Вторая республика во франции


Вторая республика - это... Что такое Вторая республика?

Втора́я респу́блика — период французской истории с 1848 по 1852 годы. Республиканская форма правления провозглашена в феврале 1848 года после революции, отречения и бегства Луи-Филиппа I; затем у власти находилось временное правительство. В течение того же года президентом республики был избран принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I; его правление довольно быстро стало авторитарным, 2 декабря 1851 года он присвоил себе исключительные полномочия, а ровно через год, 2 декабря 1852 года, провозгласил себя императором под именем Наполеона III; на этом Вторая республика прекратила существование и началась Вторая империя.

Революция 1848 года

23 февраля было днём восстания партии реформы против Гизо; 24 февраля было днём революции, произведённой союзом радикально-буржуазных элементов с социалистическими; победа на баррикадах принадлежала последним, но временное правительство состояло в значительной степени из людей, боявшихся пролетариата и ненавидевших социализм. В его составе только Араго, Ледрю-Роллен, Флокон, Луи Блан и Альбер были несомненными и искренними республиканцами, и только два последних — социалистами; Ламартин, Дюпон, Гарнье-Пажес, Мари, Кремье и Марраст представляли интересы различных слоёв буржуазии.

О борьбе между ними, о манифестациях 28 февраля и др., об основании и закрытии национальных мастерских, о восстания пролетариата в июньские дни 1848 г. и страшном его поражении, о диктатуре генерала Кавеньяка — см. Революция 1848 г. и Национальные мастерские.

Господство в правительстве принадлежало умеренным. Во всех правительственных заявлениях говорилось больше о порядке, чем о свободе.

Однако самое важное из требований демократии было удовлетворено временным правительством - установлено было всеобщее голосование. Декретом 5 марта выработка конституции была предоставлена учредительному собранию (из одной палаты). Для пассивного права голоса тоже не было установлено никакого ценза (кроме возрастного: 25 лет); депутатам назначены суточные по 25 франков; число депутатов определено в 900 (в том числе 16 для Алжира и колоний). Этим в значительной степени была предрешена и конституция. Декретом временного правительства 27 апреля 1848 г. отменено рабство в колониях.

Выборы в Учредительное собрание происходили 23 и 24 апреля, а самое собрание открылось 4 мая. При выборах обнаружилось, что провинция далеко не шла за Парижем, произведшем революцию; в учредительном собрании радикалы и социалисты были в меньшинстве, а большинство состояло из умеренных республиканцев различных оттенков; были в нём и монархисты. Обстоятельства определили политику учредительного собрания, которая могла быть только республиканской. В первый же день, 4 мая, учредительное собрание провозгласило республику; 9 мая вручило временную правительственную власть «исполнительной комиссии» из 5 членов (Араго, Мари, Гарнье-Пажес, Ламартин, Ледрю-Роллен); 24 мая установило три основных принципа иностранной политики — «дружественный союз с Германией, восстановление независимой и свободной Польши, освобождение Италии». 11 августа 1848 г. издало закон о печати, хотя и более мягкий, чем соответственные законы предыдущей эпохи, но всё же довольно суровый («за нападки на права и авторитет национального собрания» — до 5 лет тюрьмы и до 6000 франков штрафа).

Наконец, 4 ноября 1848 г. была готова конституция. Она начиналась словами: «Перед Богом и во имя французского народа национальное собрание провозглашает»; затем следует декларация прав, в новой редакции. Законодательная власть вручалась национальному собранию из одной палаты с 750 депутатами, избираемыми на 3 года всеобщим, прямым и тайным голосованием; исполнительная власть — президенту республики, избираемому тоже всенародной прямой подачей голосов (из-за этого пункта шла упорная борьба; Греви видел опасность в избрании президента народом, и требовал избрания его национальным собранием, но остался в меньшинстве; даже большинство республиканцев не поняло той опасности, которой они подвергают республику, и вотировали против Греви). Подробности см. Национальное собрание 1848—49 гг., Конституция 1848 г., Свобода личности.

Луи Наполеон у власти

10-го декабря 1848 года происходили выборы президента республики. Кандидатом крупной буржуазии был генерал Кавеньяк; против него выступил Луи Наполеон, за которого голосовали все, не сочувствовавшие «республике богатых»: крестьяне и армия, для которых имя Наполеона было священным, пролетариат, ненавидевший Кавеньяка, мелкая буржуазия, даже большинство сторонников монархической реставрации (Тьер, Монталамбер, О. Барро). Избран был Луи Наполеон, который тотчас же систематически и осторожно стал подготовлять восстановление империи (см. Наполеон III Бонапарт). 15 марта 1849 г. учредительное собрание утвердило избирательный закон (выборы по спискам) и разошлось в мае, вотировав бюджет и кредиты на римскую экспедицию. Новое национальное собрание, известное под именем законодательного, было избрано 13 мая и открыто 28 мая 1849 г. Выборы происходили при значительно ослабевшем политическом возбуждении народа: на выборах в учредительное собрание 1848 г. из 9360 тыс. записанных избирателей голосовало 7 893 000, в 1849 г. из 9 936 000 — только 6 765 000. Усиленную избирательную агитацию вёл «комитет улицы Пуатье», представлявший союз трёх партий: орлеанистской (Тьер), легитимистской (Беррье) и католической (Монталамбер). Выбрано было около 500 монархистов и клерикалов, 70 умеренных республиканцев, 180 радикалов («партия Горы»). Последние требовали «права на труд», прогрессивного подоходного налога, выкупа государством железных дорог, рудников и др. Законодательное собрание действовало в реакционном направлении; президент не мешал ему, но искусно пользовался каждой его ошибкой для возвеличения себя за его счёт. Принципы иностранной политики, провозглашённые учредительным собранием, были оставлены; президент, с одобрения законодательного собрания, предпринял римскую экспедицию, которая низвергла римскую республику и восстановила светскую власть папы. Она создала Наполеону чрезвычайную популярность среди всех клерикалов и гарантировала ему поддержку папы. В законодательном собрании прошли новый закон о печати (залог с журналов в 24000 франков, строгий полицейский контроль над книжной и газетной торговлей, суровые наказания за преступления печати, запрещение депутату быть ответственным редактором журнала), клерикальный закон о народном просвещении (см. Фаллу) и закон о выборах 31 мая 1850 г., назначавший для пользования правом голоса трёхлетний срок жительства в одной коммуне, и следовательно, de facto лишавший массу рабочих права голоса. Крайне непопулярный закон этот, внесённый правительством и, следовательно, одобренный президентом, был представлен как дело исключительно собрания. При открытии сессии собрания 4 ноября 1851 г. президент, в послании к нему, потребовал отмены этого закона; собрание отклонило требование. Начался конфликт между президентом и собранием, искусно раздуваемый первым, являвшимся в глазах народных масс защитником всеобщего голосования и в то же время бывшим в глазах духовенства, армии и даже значительной части буржуазии опорой религии, семьи, порядка, мира и носителем военной славы. 2 декабря 1851 г. Наполеон произвёл государственный переворот, состоявший в противоконституционном роспуске палаты, восстановлении всеобщего голосования и объявлении военного положения. Плебисцит, устроенный 20 декабря, санкционировал переворот и вручил Наполеону «необходимую власть для проведения в жизнь конституции на началах, предложенных в его прокламации 2 декабря»; 7 439 000 человек голосовали за, 640 000 — против. Начала эти были следующие: ответственный глава государства, избираемый на 10 лет; министры, зависящие только от него; государственный совет, подготовляющий законы; законодательный корпус, избираемый всеобщей подачей голосов без scrutin de liste, фальсифицирующего выборы; вторая палата. 14 января 1852 г. была опубликована составленная Наполеоном конституция (см. соотв. статью). За конституцией последовали, в форме президентских декретов, законы о государственном совете, о системе выборов, о печати (восстановление предварительного разрешения периодических изданий, предостережения и запрещения их в административном порядке, залог до 50 000 франков, штемпельный сбор в 6 сантимов с каждого газетного листа, запрещение публиковать прения законодательного корпуса и сената иначе как по официальным, всегда сокращённым отчётам). 29 февраля был выбран законодательный корпус и конституция вступила в силу. Однако очень скоро состоялся её пересмотр. 7 ноября сенат провозгласил восстановление империи; 21 ноября плебисцит подтвердил это постановление, и 2 декабря 1852 г. Наполеон III торжественно провозглашён «милостью Божией и волей народа императором французов».

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г. Вторая империя.

Вторая республика. Революция 1848г. Зимой 1848г. население Парижа, прежде всего рабочие, поднялось на вооруженное восстание. Непосредственным толчком к восстанию послужил расстрел в феврале этого года мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия конкретных мер по улучшению тяжелого экономического положения народа. Злодеяние правительства вызвало бурю возмущения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Луи-Филипп отрекся от престола. Сформировалось Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Была провозглашена республика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое избирательное право. Декретом о труде провозглашались право на труд и обязанность государства обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже до 10 часов и в провинции до 11. Было обещано провести и другие демократические меры. Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Была создана наемная так называемая мобильная гвардия. Сформированная главным образом из деклассированных элементов общества, она стала опорой правительства в борьбе с радикальным движением. Вскоре Временное правительство повысило налоги, что особенно сильно ударило по крестьянству. Их недовольство правительство постаралось использовать в своих целях, утверждая, что увеличение налогов связано с необходимостью содержать парижских рабочих, будто бы желающих жить за счет государства.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Подавляющее большинство Собрания составили крупные буржуа и земельные собственники, генералы, представители высшего духовенства. После выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматривавшие некоторое улучшение положения трудящихся. Не исключено, что буржуазное правительство, ободренное результатами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление. Восстание началось 22 июня 1848 г. Четыре дня рабочие героически сражались на баррикадах, но, не имея союзников, были разбиты регулярной армией мобилями (мобильной гвардией).

Конституция 1848 г. Основными принципами установленного конституцией государственного строя стали: республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление. Высшим органом законодательной власти объявлялось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты Собрания избирались сроком на три года. Главой исполнительной власти становился президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Учредительное собрание поставило президента во многом в независимое от парламента положение: президент выбирался избирателями от департаментов, а не Собранием. В качестве совещательного органа, рассматривающего законопроекты правительства, учреждался Государственный совет. В его компетенцию входил также надзор за применением законов. Члены Государственного совета назначались Национальным собранием сроком на шесть лет. Органы центрального и местного управления не претерпевали сколько-нибудь существенных изменений. Сохранялось прежнее административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны. Неизменной оставалась власть префекта в департаменте. Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Специальная глава конституции была посвящена демократическим правам и свободам граждан. Фиксированные в конституции демократические институты, равно как и последовательно проведенное разделение властей, могло быть успешно реализовано лишь при условии относительно стабильной внутриполитической обстановки, чего не было тогда во Франции.

Между тем конституция не содержала должных правовых средств стабилизации общества. Более того, она не предусматривала необходимых "противовесов" в случае возможного конфликта конституционных властей. В ст. 68 говорилось о том, что при нарушении президентом конституции возможно лишение его полномочий и передача исполнительной власти Национальному собранию. Но Собрание не было наделено реальной властью для претворения такой возможности в жизнь. Президент же, наоборот, не имел конституционных полномочий для роспуска Национального собрания, но зато мог сделать это силой. Либерально-демократические положения конституции оказались недолговечными. Сначала был введен 6-месячный ценз оседлости для избирателей, потом его увеличили до трех лет. Определение срока проживания рабочих было поставлено в зависимость от показаний работодателей. В результате из списков избирателей вычеркнули свыше 3 млн. граждан. Принятие специального закона ухудшило финансовое положение демократической прессы.

8. Вторая империя Президентский переворот. Первым избранным президентом республики стал Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта. Политический авантюрист, Луи-Наполеон был избран главным образом благодаря голосам крестьян, наивно поверивших бонапартистским агитаторам, уверявшим, что "племянник своего дяди" уменьшит бремя налогов, обеспечит дешевые кредиты и т.д. Эти обещания не были выполнены. Но должно было пройти немало времени, прежде чем бонапартистские иллюзии крестьянства рассеялись навсегда. Что касается банкиров и крупных предпринимателей, то кандидатура ЛуиНаполеона устраивала их главным образом постольку, поскольку они связывали с его первоначальной популярностью и честолюбием планы установления в стране сильной власти, способной предотвратить новые революционные выступления и обеспечить им полную свободу для спекуляций внутри страны и колониальных захватов за ее пределами.

Всем этим воспользовался Луи-Наполеон. Его желание остаться у власти наталкивалось на твердый срок президентства, установленный конституцией (четыре года), и запрещение переизбрания. В декабре 1851 г., грубо нарушив конституцию, Луи-Наполеон, опираясь на худшие элементы войска, разогнал Национальное собрание. Наиболее активные антибонапартисты были арестованы. Конституция 1848 г. упразднена. Военно-полицейскими мерами были разгромлены или загнаны в подполье еще оставшиеся к тому времени республиканско-демократические группы и организации. Многие республиканцы были вынуждены эмигрировать.

Конституция 1852 г. Новая конституция была призвана законодательно закрепить государственный переворот 1851 г. Вся полнота государственной власти передавалась в руки президента. Ему были подчинены все основные звенья государственного механизма, включая армию, жандармерию, полицию, административно-финансовый аппарат. Президент получил право по своему усмотрению назначать и смещать всех высших должностных лиц. Законодательную власть осуществляли Государственный совет, Законодательный корпус и Сенат, но уже совместно с президентом. Он назначал членов Государственного совета и Сената. Законодательный корпус избирался "всеобщим голосованием", но кандидатов в депутаты утверждал президент. Только главе государства предоставлялось право законодательной инициативы: на основе предложений президента Государственный совет составлял законопроекты. Последние принимались или отвергались в целом Законодательным корпусом. Сенат наделялся правом конституционного контроля в области законодательства. Местное управление не претерпело существенных изменений и на этот раз. Переворот 1851 г. ни в малейшей степени не затронул государственного аппарата. Подобно тому как наполеоновская конституция 1799 г. являлась промежуточной ступенью на пути к установлению монархии, так и конституция 1852 г. подготавливала условия для провозглашения империи. Президента отличало от монарха только то, что его власть не была наследственной. Он избирался на 10 лет.

Реставрация империи. В ноябре 1852 г. специальным законом империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал императором французов под именем Наполеона III. В стране установилось военно-полицейская диктатура Луи-Наполеона. Новому режиму были свойственны некоторые специфические черты. Играя на противоречиях, лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, империя пыталась играть роль посредника между ними, надклассового арбитра, стараясь внушить мысль о возможности ликвидации межсоциальных противоречий мирным путем при содействии властей. Вместе с тем монархия преследовала демократические организации. В конце 60-х гг. XIX в. были предприняты попытки путем отдельных незначительных уступок: расширения прав Сената и Законодательного корпуса, смягчения цензуры печати - ослабить революционное брожение. В 1870 г. правительство объявило о принятии новой, "либеральной", как ее называла официальная пресса, конституции, наиболее важным нововведением которой являлось некоторое расширение полномочий Законодательного корпуса.

Бонапартизм. В политике империи конца 60-х гг. XIX в. во всей полноте вскрылась характерная черта бонапартистского управления - сочетание демагогии и репрессий. Выход из нараставших затруднений империя видела главным образом в новой войне. Победоносная война, по мнению правящих кругов, должна была укрепить пошатнувшийся престиж бонапартистского режима, отвлечь внимание рядовых граждан от проблем внутренней жизни страны. Летом 1870 г. Луи-Наполеон начал войну против Пруссии, которая, впрочем, немало сделала, чтобы спровоцировать его на это. Он намеревался, помимо всего прочего, помешать исторически неизбежному объединению Германии. На стороне Пруссии выступили другие германские государства. Война с объединившейся Германией во главе с Пруссией в полной мере обнаружила непрочность бонапартистской империи.

sites.google.com

ЮРКОМ 74

Сформиро­ванное в результате февральской революции временное правительство, состоявшее в основном из умеренных поли­тических деятелей, под прямым давлением народных масс Парижа 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию рес­публикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство, которое не склонно было к скоропалитель­ным решениям до выборов Учредительного собрания, пойти на некоторые социальные уступки:

    • принять декрет о сокра­щении на один час рабочего дня;
    • организовать националь­ные мастерские для безработных;
    • удалить из государственного ап­парата откровенных монархистов и реакцио­неров;
    • вывести войска из Парижа.

Но в своей основе полицейско-бюрократическая машина Июльской монархии осталась нетронутой.

Хотя для выборов в Учредительное собрание было ус­тановлено всеобщее избирательное право и исключался вся­кий имущественный ценз, реальный переход к широкой демократии во Франции не состоялся. Учредительное соб­рание отражало широкий спектр политических сил: от мо­нархистов (на правом фланге) до депутатов-рабочих (на левом). Но подавляющее большинство мест в собрании (из 900) получили умеренные республиканцы, выбранные голо­сами провинциальных избирателей, т. е. главным образом крестьян. Эти депутаты опасались новых политических по­трясений, с недоверием относились к мятежному населе­нию Парижа, легко попадали под влияние монархистов,  становились тем самым "республиканцами вчерашнего дня".

Консервативное большинство собрания предваритель­но намеревалось отобрать у рабочих Парижа уступки, сде­ланные в ходе февральской революции. Объявление о за­крытии национальных мастерских спровоцировало рабочих Парижа на июньское восстание, которое было жестоко по­давлено генералом Кавеньяком, получившим от Учредитель­ного собрания всю полноту исполнительной власти и особые диктаторские полномочия.

Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй рес­публики была документом, отразившим противоречия сво­ей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной романтически настроенной буржуазии, а буржуазии умеренной и даже консервативной, превратившейся в господ­ствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок.

Основываясь на доктрине народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, консти­туция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределении. В ней подчеркивалось, что она принята "перед богом и от имени французского на­рода". Конституция 1848 г., закреплявшая республиканский строй и систему республиканских институтов, не смогла про­игнорировать недавнее монархическое прошлое Франции.

Под воздействием революционных событий большин­ство Учредительного собрания было вынуждено использо­вать новые конституционные подходы и установки, учи­тывающие широко распространившиеся среди низших сло­ев населения эгалитаристские настроения и требования "со­циальной республики". В ней особо декларировалось, что "публичная власть не может передаваться по наследству" (ст. 18). Она закрепила также всеобщее избирательное право, которое рассматри­валось общественным мнением как один из основных пока­зателей демократического характера Второй республики.

Конституция уже не делала акцент на естественные права человека и связанный с ними инди­видуализм. Но в ней была предпринята попытка дать но­вую трактовку республики и определить социальное на­значение и ответственность государственной власти. Так, одной из целей республики декларировалось "более сво­бодное шествие по пути прогресса и цивилизации, введе­ние более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". Республика принимала на себя обя­занность "путем братской помощи" обеспечить существо­вание нуждающимся гражданам, подыскивая работу, со­ответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Кон­ституция 1848 г. сделала первый шаг в признании права на труд.

Провоз­глашалось также, что свобода, равенство и братство — это прин­ципы республики, а основа республики — это семья, труд, соб­ственность и общественный порядок.

Отдав дань эгалитаристским настроениям широких масс Франции, конституция недвусмысленно и решительно за­крепляла окончательно утвердившийся к середине XIX в. капиталистический строй, прокладывала путь к поискам классовых компромиссов. Кон­ституция 1848 г. прямо отвергла революционные методы борьбы. Декларируемые в конституции демократические права рас­сматривались как составной элемент республиканского пра­вопорядка. Пользование свободами не должно было выходить за пределы "общественной безопасности" или за рам­ки, установленные специальным законодательством.

Государственное управление Франции по Конституции 1848 г.

Система_государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей. Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной вла­сти, которая делегировалась народом "гражданину, кото­рый получает звание президента республики".

Президент:

    • не зависел от парламента и избирался непосредственно населением (в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычага­ми исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией);
    • наделялся широкими полномочиями (правом внесения законопроектов, правом отла­гательного вето, право помилования и т. д.);
    • назначал и смещал министров, а по совету последних — дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правите­лей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц;
    • не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собра­ния, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычага­ми исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Национальное собрание избираемое на 3 года посред­ством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е. без имущест­венного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было пре­дусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительно­го аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы.

Конституция предусматривала учреждение Государственного -совета, назначаемого на 6 лет Национальным соб­ранием. Создание этого совета также ослабляло позиции Парламента. В компетенцию Государственного совета вхо­дило предварительное рассмотрение законопроектов, исхо­дящих как от правительства, так и от самого Национально­го собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникаю­щих в ходе ее деятельности административных споров, т.е. функции административной юстиции.

Слабости конституционной системы Второй республи­ки, проистекающие прежде всего из нереальности ее соци­альных обещаний и уязвимой организации государственной власти, немедленно обнаружили себя в условиях нового послереволюционного соотношения политических сил, быст­рого распространения консервативных и даже монархиче­ских настроений.

Избранный 10 декабря 1848 г. президентом Луи Бонапарт осу­ществил через три года военный переворот и 2 декабря провозгла­сил восстановление империи и ряд других новаций, которые затем были одобрены плебисцитом. В Конституции от 14 января 1852г. президент, избираемый теперь уже на 10 лет, возвышался над всей пирамидой исполнительной власти и получал также возможность делать назначения в Государственный совет и восстановленный сенат, оставив избирателям только участие в форми­ровании третьего учреждения высшей власти — Законодательного корпуса. После реставрации империи президент уже председатель­ствует в сенате и Государственном совете.

jurkom74.ru

Вторая республика во Франции.

Количество просмотров публикации Вторая республика во Франции. - 110

Председателœем Временного правительства был избран адвокат Дюпон де Л'Эр, участник революций конца XVIII в. и 1830 ᴦ., однако фактически его возглавил умеренный либерал Ламартин, занявший пост министра иностранных дел. В состав правительства вошли семь правых республиканцев, два демократа (Ледрю-Роллен и Флокон), а также два социалиста - талантливый журналист Луи Блан и рабочий-механик Александр Альбер.

25 февраля под давлением вооруженного народа Временное правительство провозгласило Францию республикой. Были также отменены дворянские титулы, изданы декреты о свободе политических Г .собраний и печати, декрет о введении всœеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года. Но правительство не тронуло государственную машину, сложившуюся при Июльской монархии. Оно ограничилось лишь чисткой государственного аппарата. Вместе с тем, во Франции установился самый либеральный режим в Европе.

С первых же дней революции, наряду с общедемократическими ло-зунгами, рабочие выдвигали требование законодательного признания права на труд. 25 февраля был принят декрет, который гарантировал рабочим такое право, провозглашал обязательство государства обеспечить всœех граждан работой, и отменял запрет на создание рабочих ассоциаций.

В ответ на требование об организации Министерства труда и прогресса, Временное правительство создало ʼʼПравительственную комиссию для трудящихсяʼʼ, которая должна была принять меры по улучшению положения рабочих. Председателœем ее стал Луи Блан, заместителœем - А. Альбер. Размещено на реф.рфДля работы Комиссии предоставили помещение в Люксембургском дворце, не наделив ее при этом ни реальными полномочиями, ни денежными средствами. При этом именно по инициативе Комиссии Временное правительство создало в Париже конторы, которые подыскивали работу безработным. Люксембургская ко-миссия также пыталась выполнять роль арбитра при разрешении трудовых споров между предпринимателями и рабочими.

Для борьбы с массовой безработицей правительство пошло на организацию общественных работ. В Париже были созданы национальные мастерские, куда вступали разорившиеся предприниматели, мелкие служащие, потерявшие заработок ремесленники и рабочие. Их работа состояла в пересаживании деревьев на парижских бульварах, выполнении земляных работ, мощении улиц. Оплачивался труд одинаково - по 2 франка в день. Но к маю 1848 ᴦ., когда в мастерские вступило свыше 100 тыс. чел., работы в городе не хватало на всœех, и рабочих стали занимать лишь два дня в неделю (за остальные дни платили по 1 франку).

Созданием национальных мастерских правительство рассчитывало ослабить напряженность в столице и обеспечить поддержку рабочими республиканского строя. С этой же целью были изданы декреты о сокращении рабочего дня в Париже с 11 до 10 часов (в провинции - с 12 до 11 часов), о снижении цен на хлеб, возвращении беднякам недорогих вещей из ломбардов и др.

Опорой новой власти должна была стать и набранная из деклассированных элементов (бродяг, нищих, уголовников) мобильная гвардия -24 батальона по 1 тыс. чел. в каждом. ʼʼМобилиʼʼ были поставлены в привилегированное положение. Οʜᴎ получали сравнительно высокую плату и хорошее обмундирование.

Содержание национальных мастерских, создание мобильной гвардии и досрочная выплата процентов по государственным займам осложнили финансовое положение страны. Стремясь выйти из кризиса, Временное правительство увеличило прямые налоги на собственников (в том числе на владельцев и арендаторов земли) на 45%, что вызвало сильное недовольство крестьян. Этот налог не только уничтожил надежды крестьян на улучшение своего положения после революции, но и подорвал их доверие к республиканскому строю, чем воспользовались впоследствии монархисты.

В этой обстановке 23 апреля 1848 ᴦ. в стране прошли выборы в Учредительное собрание. Большинство мест в нем (500 из 880) получили правые республиканцы. Учредительное собрание подтвердило незыблемость республиканского строя во Франции, но одновременно решительно отклонило предложение о создании Министерства труда. Рабочим депутациям было запрещено появляться в зале заседаний, а принятый новым правительством закон грозил тюремным заключением за организацию на улицах города вооруженных сходок. На пост военного министра был назначен противник демократии генерал Кавеньяк.

15 мая в Париже состоялась 150-тысячная демонстрация, требовала от депутатов Учредительного собрания поддержки национально-освободительного восстания в Польше. При этом правительственные войска разогнали парижан. Революционные клубы были закрыты, их лидеры - Альбер, Распайль, Бланки - арестованы. Официально была закрыта и Люксембургская комиссия. Кавеньяк усиливал парижский гарнизон, стягивая в город новые войска.

Политическая обстановка всœе более обострялась, весь ход событий вел к неминуемому взрыву. 22 июня правительство издало распоряжение о роспуске национальных мастерских. Работавшим в них I-холостым мужчинам в возрасте от 18 до 25 лет предлагалось вступить Цв армию, остальных должны были отправить в провинцию, на земельные работы в болотистых местностях с нездоровым климатом. Указ о роспуске мастерских вызвал стихийное восстание в городе. Восстание началось 23 июня, охватив рабочие кварталы и предместья Парижа. В нем приняло участие 40 тыс. человек. Восстание вспыхнуло стихийно и не имело единого руководства. Боями руководили члены революционных обществ, бригадиры национальных мастерских. На следующий день Учредительное собрание, объявив осадное р положение в Париже, передало всю полноту власти генералу Кавеньяку. Правительство имело огромный перевес в силах, против восставших были стянуты 150 тыс. регулярных войск, мобильной и национальной гвардий. Для подавления восстания была использована артиллерия, уничтожавшая целые кварталы. Сопротивление рабочих доилось четыре дня, но к вечеру 26 июня восстание было подавлено. В городе начались расправы. 11 тыс. чел. было расстреляно без суда и следствия. Более 4,5 тыс. рабочих за участие в восстании были сосланы на каторжные работы в заморские колонии.

Июньское восстание парижских рабочих стало переломным моментом в ходе революции 1848ᴦ. во Франции, после чего она резко пошла на спад. После подавления восстания Учредительное собрание избрало главой правительства генерала Кавеньяка. В Париже сохранялось осадное положение, революционные клубы были закрыты. По требованию предпринимателœей Учредительное собрание отменило декрет о сокращении рабочего дня на 1 час, распустило национальные мастерские в провинции. В то же время декрет о 45-сантимном налоге на собственников и арендаторов земли оставался в силе.

В ноябре 1848ᴦ. Учредительное собрание приняло Конституцию Второй республики. Конституция не гарантировала право на труд, обещанное после Февральской революции, но провозглашала основные гражданские права и свободы. После подавления Июньского восстания французская буржуазия нуждалась в сильной власти, способной противостоять революционному движению. С этой целью была введена должность президента͵ наделœенного чрезвычайно широкими полномочиями. Президент избирался на 4 года и был полностью независим от парламента: он сам назначал и снимал министров, высших чиновников и офицеров, командовал вооруженными силами и руководил внешней политикой.

Законодательная власть предоставлялась однопалатному парламенту - Законодательному собранию, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ избиралось на три года и не подлежало досрочному роспуску. Делая независимыми друг от друга президента и парламент, конституция порождала неминуемый конфликт между ними, а наделяя президента сильной властью, давала ему возможность расправиться с парламентом.

В декабре 1848ᴦ. президентом Франции был избран Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I. На выборах он набрал 80% голосов, заручившись поддержкой не только буржуазии, стремившейся к сильной власти, но и части рабочих, которые голосовали за него, чтобы не прошла кандидатура генерала Кавеньяка. За Бонапарта проголосовали и крестьяне (самый многочисленный слой населœения), верившие; что племянник Наполеона I будет так же защищать интересы мелких землевладельцев.

Став президентом, Бонапарт ужесточил политический режим. Республиканцы были изгнаны из государственного аппарата͵ а большинство мест в избранном в мае 1849 ᴦ. Законодательном собрании получили монархисты, объединœенные в ʼʼПартию порядкаʼʼ. Спустя год Законодательное собрание приняло новый избирательный закон, который устанавливал трехлетний ценз осœедлости. Около 3 млн. человек было лишено избирательных прав.

Сформированное в результате февральской революции временное правительство, состоявшее в основном из умеренных политических деятелœей, под прямым давлением народных масс Парижа 25 февраля 1848 ᴦ. провозгласило Францию республикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не склонно было к скоропалительным решениям до выборов Учредительного собрания, пойти на некоторые социальные уступки: принять декрет о сокращении на один час рабочего дня, организовать национальные мастерские для безработных. Из государственного аппарата были удалены откровенные монархисты и реакционеры, выведены войска из Парижа. Но в своей базе полицейско-бюрократическая машина Июльской монархии осталась нетронутой. Стремясь сохранить эту машину, не допустить нового революционного обвала государственной вла-сти, временное правительство поспешило провести выборы в Учредительное собрание, призванное разработать конституцию республики.

Хотя для выборов в Учредительное собрание было установлено всœеобщее избирательное право и исключался всякий имущественный ценз, реальный переход к широкой демократии во Франции не состоялся. Учредительное собрание отражало широкий спектр политических сил: от монархистов (на правом фланге) до депутатов-рабочих (на левом). Но подавляющее большинство мест в собрании (из 900) получили умеренные республиканцы, выбранные голосами провинциальных избирателœей, т. е. главным образом крестьян. Эти депутаты опасались новых политических потрясений, с недоверием относились к мятежному населœению Парижа, легко попадали под влияние монархистов и становились тем самым "республиканцами вчерашнего дня".

Консервативное большинство собрания предварительно намеревалось отобрать у рабочих Парижа уступки, сделанные в ходе февральской революции. Объявление о закрытии национальных мастерских спровоцировало рабочих Парижа на июньское восстание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было жестоко подавлено генералом Кавеньяком, получившим от Учредительного собрания всю полноту исполнительной власти и особые диктаторские полномочия.

Принятая 4 ноября 1848 ᴦ. Конституция Второй республики была документом, отразившим противоречия своей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной, романтически настроенной буржуазии, а буржуазии умеренной и даже консервативной, превратившейся в господствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок.

Основываясь на доктринœе народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, конституция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределœении. В ней подчеркивалось, что она принята "перед богом и от имени французского народа".

Конституция 1848 ᴦ., закреплявшая республиканский строй и систему республиканских институтов, не могла проигнорировать недавнее монархическое прошлое Франции. В ней особо декларировалось, что "публичная власть не может передаваться по наследству" (ст. 18). Она закрепила также всœеобщее избирательное право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ рассматривалось общественным мнением как один из базовых показателœей демократического характера Второй республики.

Под воздействием революционных событий большинство Учредительного собрания было вынуждено использовать новые конституционные подходы и установки, учитывающие широко распространившиеся среди низших слоев населœения эгалитаристские настроения и требования "социальной республики". Конституция уже не делала акцент на естественные права человека и связанный с ними индивидуализм. Но в ней была предпринята попытка дать новую трактовку республики и определить социальное назначение и ответственность государственной власти. Так, одной из целœей республики декларировалось "более свободное шествие по пути прогресса и цивилизации, введение более справедливого распределœения общественных повинностей и выгод". Республика принимала на себя обязанность "путем братской помощи" обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Конституция 1848 ᴦ. сделала первый шаг в признании права на труд. В ней предусматривалось, что общество "организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятия".

Отдав дань эгалитаристским настроениям широких масс Франции, конституция недвусмысленно и решительно, закрепляла окончательно утвердившийся к серединœе XIX в. капиталистический строй, прокладывала путь к поискам классовых компромиссов. Семья, труд, собственность и общественный порядок объявлялись основой республики. Конституция 1848 ᴦ. прямо отвергла революционные методы борьбы, подчеркнув, что республика "стремится без новых потрясений, лишь последовательным и постоянным действием законов и учреждений, поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния". Декларируемые в конституции демократические права рассматривались как составной элемент республиканского правопорядка. Пользование свободами не должно было выходить за пределы "общественной безопасности" или за рамки, установленные специальным законодательством.

Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 ᴦ. строилась на принципе разделœения властей ("разделœение властей является первейшим условием свободного правления" - ст. 19). При этом центральное место в этой системе было отведено исполнительной власти, которая делœегировалась народом "гражданину, который получает звание президента республики". Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населœением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних - дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителœей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собрания, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всœеми рычагами исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Национальное собрание, избираемое на 3 года посредством тайного голосования французами старше 21 года на базе всœеобщего избирательного права, т. е. без имущественного ценза, было наделœено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было предусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительного аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета͵ назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров, т. е. функции административной юстиции.

Слабости конституционной системы Второй республики, проистекающие, прежде всœего из нереальности ее социальных обещаний и уязвимой организации государственной власти, немедленно обнаружили себя в условиях нового послереволюционного соотношения политических сил, быстрого распространения консервативных и даже монархических настроений.

referatwork.ru

Вторая французская республика - это... Что такое Вторая французская республика?

Втора́я респу́блика — период французской истории с 1848 по 1852 годы. Республиканская форма правления провозглашена в феврале 1848 года после революции, отречения и бегства Луи-Филиппа I; затем у власти находилось временное правительство. В течение того же года президентом республики был избран принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I; его правление довольно быстро стало авторитарным, 2 декабря 1851 года он присвоил себе исключительные полномочия, а ровно через год, 2 декабря 1852 года, провозгласил себя императором под именем Наполеона III; на этом Вторая республика прекратила существование и началась Вторая французская империя.

Революция 1848 года

23 февраля был днём восстания партии реформы против Гизо; 24 февраля — днём революции, произведённой союзом радикально-буржуазных элементов с социалистическими; победа на баррикадах принадлежала последним, но временное правительство состояло в значительной степени из людей, боявшихся пролетариата и ненавидевших социализм. В его составе только Араго, Ледрю-Роллен, Флокон, Луи Блан и Александр Альбер были несомненными и искренними республиканцами, и только два последних — социалистами; Ламартин, Огюст Дюпон, Гарнье-Пажес, Мари, Кремье и Марра представляли интересы различных слоёв буржуазии.

О борьбе между ними, о манифестациях 28 февраля и др., об основании и закрытии национальных мастерских, о восстании пролетариата в июньские дни 1848 г. и страшном его поражении, о диктатуре генерала Кавеньяка — см. Революция 1848 г..

Временное правительство и отмена рабства

В правительстве господствовали умеренные; во всех правительственных заявлениях говорилось больше о порядке, чем о свободе. Однако самое важное из требований демократии было удовлетворено временным правительством: было введено всеобщее голосование. Декретом 5 марта выработка конституции была предоставлена учредительному собранию (из одной палаты). Для пассивного права голоса не было установлено никакого ценза (кроме возрастного — 25 лет); депутатам назначены суточные по 25 франков; число депутатов определено в 900 (в том числе 16 для Алжира и колоний). Этим в значительной степени была предрешена и конституция. Декретом временного правительства 27 апреля 1848 г. отменено рабство в колониях.

Учредительное собрание

Выборы в Учредительное собрание происходили 23 и 24 апреля, а самое собрание открылось 4 мая. При выборах обнаружилось, что провинция далеко не шла за Парижем, произведшем революцию; в учредительном собрании радикалы и социалисты были в меньшинстве, а большинство состояло из умеренных республиканцев различных оттенков; были в нём и монархисты. Обстоятельства определили политику учредительного собрания, которая могла быть только республиканской.

Провозглашение республики

В первый же день, 4 мая, учредительное собрание провозгласило республику; 9 мая вручило временную правительственную власть «исполнительной комиссии» из 5 членов (Араго, Мари, Гарнье-Пажес, Ламартин, Ледрю-Роллен); 24 мая установило три основных принципа иностранной политики — «дружественный союз с Германией, восстановление независимой и свободной Польши, освобождение Италии». 11 августа 1848 г. издало закон о печати, хотя и более мягкий, чем соответственные законы предыдущей эпохи, но всё же довольно суровый («за нападки на права и авторитет национального собрания» — до 5 лет тюрьмы и до 6000 франков штрафа).

Новая конституция

Основная статья: Конституция 1848 года

Наконец, 4 ноября 1848 г. была готова конституция. Она начиналась словами: «Перед Богом и во имя французского народа национальное собрание провозглашает»; затем следует декларация прав, в новой редакции. Законодательная власть вручалась национальному собранию из одной палаты с 750 депутатами, избираемыми на 3 года всеобщим, прямым и тайным голосованием; исполнительная власть — президенту республики, избираемому тоже всенародной прямой подачей голосов (из-за этого пункта шла упорная борьба; Греви видел опасность в избрании президента народом, и требовал избрания его национальным собранием, но остался в меньшинстве; даже большинство республиканцев не поняло той опасности, которой они подвергают республику, и голосовали против Греви).

Луи Наполеон у власти

Президент республики

10 декабря 1848 года происходили выборы президента республики. Кандидатом крупной буржуазии был генерал Кавеньяк; против него выступил Луи Наполеон, за которого голосовали все, не сочувствовавшие «республике богатых»: крестьяне и армия, для которых имя Наполеона было священным, пролетариат, ненавидевший Кавеньяка, мелкая буржуазия, даже большинство сторонников монархической реставрации (Тьер, Монталамбер, О. Барро). Избран был Луи Наполеон, который тотчас же систематически и осторожно стал подготавливать восстановление империи.

Консервативная республика

15 марта 1849 года учредительное собрание утвердило избирательный закон (выборы по спискам) и разошлось в мае, проголосовав за бюджет и кредиты на римскую экспедицию.

Новое национальное собрание, известное под именем законодательного, было избрано 13 мая и открыто 28 мая 1849 г. Выборы происходили при значительно ослабевшем политическом возбуждении народа: если на выборах в учредительное собрание 1848 г. из 9360 тыс. записанных избирателей голосовало 7 893 000; то в 1849 г. из 9 936 000 — только 6 765 000.

Усиленную избирательную агитацию вёл «комитет улицы Пуатье», представлявший союз трёх партий: орлеанистской (Тьер), легитимистской (Беррье) и католической (Монталамбер). Выбрано было около 500 монархистов и клерикалов, 70 умеренных республиканцев, 180 радикалов («партия Горы»). Последние требовали «права на труд», прогрессивного подоходного налога, выкупа государством железных дорог, рудников и др.

Законодательное собрание действовало в реакционном направлении; президент не мешал ему, но искусно пользовался каждой его ошибкой для возвеличения себя за его счёт. Принципы иностранной политики, провозглашённые учредительным собранием, были оставлены; президент, с одобрения законодательного собрания, предпринял римскую экспедицию, которая низвергла римскую республику и восстановила светскую власть папы. Она создала Наполеону чрезвычайную популярность среди всех клерикалов и гарантировала ему поддержку папы.

В законодательном собрании прошли новый закон о печати (залог с журналов в 24 000 франков, строгий полицейский контроль над книжной и газетной торговлей, суровые наказания за преступления печати, запрещение депутату быть ответственным редактором журнала), клерикальный закон о народном просвещении (см. Фаллу) и закон о выборах 31 мая 1850 г., назначавший для пользования правом голоса трёхлетний срок жительства в одной коммуне, и следовательно, de facto лишавший массу рабочих права голоса. Этот крайне непопулярный закон, внесённый правительством и, следовательно, одобренный президентом, был представлен как дело исключительно собрания.

При открытии сессии собрания 4 ноября 1851 года президент, в послании к нему, потребовал отмены этого закона; собрание отклонило требование. Начался конфликт между президентом и собранием, искусно раздуваемый первым, являвшимся в глазах народных масс защитником всеобщего голосования и в то же время бывшим в глазах духовенства, армии и даже значительной части буржуазии опорой религии, семьи, порядка, мира и носителем военной славы.

Государственный переворот

2 декабря 1851 г. Наполеон совершил государственный переворот, состоявший в противоконституционном роспуске палаты, восстановлении всеобщего голосования и объявлении военного положения.

Плебисцит, устроенный 20 декабря, санкционировал переворот и вручил Наполеону «необходимую власть для проведения в жизнь конституции на началах, предложенных в его прокламации 2 декабря»; 7 439 000 человек голосовали «за», 640 000 — «против». Начала эти были следующие:

  • ответственный глава государства, избираемый на 10 лет;
  • министры, зависящие только от него;
  • государственный совет, подготавливающий законы;
  • законодательный корпус, избираемый всеобщей подачей голосов без scrutin de liste, фальсифицирующего выборы;
  • вторая палата.

Новая конституция

14 января 1852 года была опубликована составленная Наполеоном конституция. За конституцией последовали, в форме президентских декретов, законы о государственном совете, о системе выборов, о печати (восстановление предварительного разрешения периодических изданий, предостережения и запрещения их в административном порядке, залог до 50 000 франков, штемпельный сбор в 6 сантимов с каждого газетного листа, запрещение публиковать прения законодательного корпуса и сената иначе как по официальным, всегда сокращённым отчётам).

29 февраля был выбран законодательный корпус и конституция вступила в силу. Однако очень скоро состоялся её пересмотр.

Восстановление империи

7 ноября сенат провозгласил восстановление империи; 21 ноября плебисцит подтвердил это постановление, и, ровно через год после переворота, 2 декабря 1852 года Наполеон III торжественно провозглашён «милостью Божией и волей народа императором французов». Дальше см. Вторая французская империя.

Также смотрите

  • Франция в долгом XIX веке

dic.academic.ru

Вторая Республика во Франции. Конституция 1848 года. Вторая империя | История государства и права зарубежных стран

Коалиция государств, одержавших решающую победу над Наполеоном, поспешила возвести на французский престол старшего представителя «легитимной» (законной) династии — Людовика XVIII. Новые правители Франции должны были признать «перераспределение» земельной собственности, буржуазный гражданский кодекс, выработанный при Наполеоне и уничтожение феодальных отношений, а также новую администрацию Франции. Они согласились одарить Францию писаной конституцией, известной под названием Xaртии 1834 года, которая д.б. примирить верхи буржуазии с дворянством:

  • признавалось, что граждане «в равной степени допускаются к гражданским и военным должностям»;
  • верховная власть короля ограничивалась законодательными полномочиями палат и несменяемостью судей. Создавалось две палаты: верхняя, назначаемая королем, и нижняя, избираемая узкой коллегией, состоящей из лиц, уплачивающих не менее 300 франков прямых налогов;

Хартия хотела, чтобы «все французы жили братьями».

Людовик XVIII царствовал до 1824 года. Его место занял Карл Х (Артуа) — признанный глава французской реакции. Новый король вознаградил дворян, потерявших земли во время революции; затем восстановил смертную казнь за «оскорбление» католической религии. В 1830 году Карл Х издал 6 указов (ордонансов): сужалось избирательное право, сокращалась законодательная компетенция нижней палаты, ликвидировалась свобода печати и собраний. Ответом на эту политику было июльское восстание 1830 года. Карл Х был свергнут и бежал. Руководившая революцией крупная, главным образом финансовая, буржуазия возвела на трон Луи Филиппа Орлеанского. Новое царствование было обставлено новой конституцией. Перемен было мало: избиpaтeльный ценз понижен незначительно — до 200 франков; для депутатов — до 500. Период, когда руководящая роль в государстве оказалась в руках небольшой группы финансовых магнатов.

Вторая республика: в 40-х годах XIX века наступает эпоха крупного машинного производства. Следствия: усиление враждебности между рабочим классом, с одной стороны, и буржуазией — с  другой; их общее недовольство режимом Июльской монархии. Промышленная буржуазия не желала терпеть политическую монополию финансовой аристократии. 1847 год — неурожай, мировой торговый и промышленный кризис — революция. Оппозиционные круги буржуазии требовали снижения избирательного ценза. 22 февраля — в защиту избирательной реформы поднялись рабочие предместья Парижа. Правительство, бросило против демонстрантов войска. Кавалерия и пехота атаковали безоружных и мирных людей, требовавших хлеба и реформы. Борьба продолжалась весь следующий день. Восставшие захватывают Тюильри. Франция во второй раз сделалась республикой. Завоевав республику, рабочие надеялись, что она будет социальной, т.е. обеспечит их достаточной з/п, позаботится об их старости, образовании для детей и т.д. Эти надежды были обмануты. Учредительное собрание, открывшееся 4 мая, провозгласило буржуазную республику, и только ее.

Рабочие вновь восстали, на этот раз не вместе с буржуазией, а против нее. Поводом к восстанию послужила намеренная ликвидация Национальных мастерских, дававших заработок тысячам безработных. Уволенные должны были отправиться на работу в провинцию. На просьбу рабочих отменить распоряжение, правительство пригрозило применением силы. Сражение продолжалось пять дней. Восстание было стихийным. Не было ни определенного плана действий, ни ясной программы, ни руководящего центра. «Мы хотим социальной и демократической республики, самодержавия народа». Убитых было 50 000 человек.

Террор еще продолжал свирепствовать, когда Учредительное собрание возобновило обсуждение новой конституции 1848 года:

  • объявляла Францию республикой, ее принципы — свобода, равенство, братство, а ее основы — семья, труд, собственность и общественный порядок;
  • оставалась неприкосновенной вся старая организация управления, муниципалитеты, суд и армию. Изменения касались не содержания, а оглавления, не вещей, а названий;
  • всякая власть в государстве исходит от народа, не может поручаться никому с правом передавать ее по наследству;
  • отмена любых особых комиссий, чрезвычайных судов, смертной казни за политические преступления;
  • узаконение всеобщего мужского избирательного права. Но зато был введен ограничительный пункт — шесть месяцев оседлости. В 1850 году ценз оседлости был увеличен до трех лет.
  • каждый раз вслед за торжественным провозглашением очередной свободы следовала оговорка, ее ограничивавшая: «Преподавание свободно. Свободой преподавания можно пользоваться на условиях, предусмотренных законом, и под верховным надзором государства»; «Граждане имеют право объединяться в союзы, организовывать мирные и невооруженные собрания... высказывать свое мнение в печати... Пользование этими правами не знает иных ограничений, кроме равных прав других и общественной безопасности».
  • издание законов Национальному собранию (однопалатному, избирается на 3 года), исполнительную власть — президенту республики (4 года, всеобщим голосованием — плебисцит). Прямые выборы создавали президенту тот же авторитет «народного избранника», что и самому Национальному собранию. Президент раздавал должности, в том числе офицерские, от него зависели органы местного самоуправления, ему фактически подчинялись вооруженные силы (включая Национальную гвардию). Всякая попытка президента распустить Собрание есть государственная измена;

Вторая империя: В декабре 1848 года президентом был избран Луи Наполеон. Лишенный прав переизбрания, президент должен был ожидать истечения законного 4-хлетнего срока, за которым следовал конец величия. Луи Наполеон решил избежать этой участи. Президент республики готовил ее ниспровержение. 2 декабря 1851 года специальная прокламация оповестила Париж, что «именем французского народа» президент республики распускает Национальное собрание. Из текста другой прокламации можно было заключить, что переворот совершен ради следующего государственного устройства: президент, избираемый на 10 лет; государственный совет, разрабатывающий законопроекты; законодательный корпус и «уравновешивающий» сенат; министерства, назначаемые и смещаемые по воле президента. Под видом республики, украшенной всеобщим избирательным правом декретировалась диктатура одного лица. Начало новой диктатуры было ознаменовано кровопролитием. Дикие расправы над республиканцами совершались по всей Франции.

В январе 1852 года получила утверждение новая конституция. В центре всей системы правления находился президент. Власть его касалась как законодательства, так и управления. Он назначал и смещал министров. Суд отправлялся его именем. В его власти находились армия и полиция. Он объявлял осадное положение. Он издавал декреты и утверждал законы.

В ноябре 1852 года сенат, а затем плебисцит (всеобщее голосование) провозглашают его императором Франции под именем Наполеона III. Вторая империя просуществовала до 1870 года. Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разложение правительства и армии Франции. Наконец, под Седаном прусско-германские войска заставили капитулировать 100-тысячную французскую армию. Эта катастрофа подняла на ноги Париж. Народ ворвался в Законодательное собрание. Под его прямым давлением были декретированы упразднение империи и восстановление республики — третьей по счету. Это произошло 4 сентября 1870 года. Власть оказалась в руках узкой кучки профессиональных политиков и военных, присвоивших себе название правительства «национальной обороны». Свои усилия новое правительство Франции сосредоточило главным образом на том, чтобы любой ценой сговориться с Пруссией: боялись революционной ситуации, которая складывалась в результате военного поражения, экономической разрухи, нищеты масс.

www.shpora.su

46. Вторая республика во Франции. Конституция 1848г. Вторая империя во Франции

46. Вторая республика во Франции. Конституция 1848г. Вторая империя во Франции.

Вторая республика и вторая Империя во Франции.

Под напором революционных масс издаются некотороые демократические Декреты:

- всеобщее избирательное право

- свобода слова, печати, собраний

- отменяется ценза

- отменено в колоннах

Создается временное правительство, которое организует национальные мастерские для безработных. Проводятся выборы в собрание для создания Конституции.

В июне 1848 года происходит закрытие мастерских. Пролетариат восстает, но восстание было подавленно. Учредительное собрание создает конституцию 1848 год.

- свобода, равенство, братство

- широкий круг прав: слова, печати, собраний, петиций, право на труд, всеобщее избирательное право.

Устанавливается президентская республика. Исходя из принципа разделения властей

- законодательная власть принадлежала национальному собранию. Избирался прямым голосованием на три года.

- исполнительная власть – президент, который избирался народом, назначался и смещался министрами. Президент избирался на 4 года. Он ведал полицией, армией, назначал членов администрации, военные чины. Право законодательной инициативы, право помиловать. Система сдержек: президент имел право относительного Veto в отношении законов, принятых национальным собранием, но национальное собрание могло возбудить обвинение против президента и министров.

Законодательная власть принадлежала национальному собранию.

Крестьяне видели в Луи Бонапарте защитника. Луи одержал победу. Поддержку ему оказала и часть буржуа и пролетариат. На выборах в национальное собрание большинство мест досталось монархистам  понизилась свобода слова, печати, началась борьба между национальным собранием. 2 декабря 1851 совершился переворот. Судом был вынесен декрет о роспуске национального собрания.

12.03.2007

14 января 1852 Бонапарт издает новую Конституцию. Она напоминала Конституции Наполеона 1799 года. Консулов не было, зато был президент. Президент избирался на 10 лет и обладал широкими полномочиями:

- право законодательной инициативы

- назначение министров

- заключение договоров

- назначение главы госсовета

Законы проходили три инстанции:

1) от президента они поступали в госсовет (редакция)

2) законодательный корпус (принятие)

3) сенат (150 человек, назначенных президентом, охранитель

Республиканской формой прикрывалась громадная власть президента.

- 11 ноября 1852 года был издан сенатус консульт о восстановлении императорской власти Наполеона.

- 2 декабря 1852 года Наполеон 3 объявил себя императором.

Устанавливается двойная империи – авторитарный режим, диктатура Наполеона 3. Складываемся понятие Бонапартизм. Это режим выросший из революции. Ему присуща специфическая черта, когда с одной стороны лавирование между классами, а с другой стороны опора на военщину. Сочетание диалога и репрессии.

Два этапа истории Империи.

1) первый период империи – авторитарная монархия с более выраженной диктаторской сужностью. Но парламентские учреждения сохранялись, но их роль упала. Проводились выборы под строгим надзором полиции.

Наполеон устанавливали ежегодное жалование в 22 млн. франков:

- опора на бюрократический аппарат

- опора на армию

- учреждением 1854 года корпус жандармерии, как часть армии, но использовался для разгона демонстрация, арестов.

- чрезвычайно разрослась сеть полиции

- население опутано сложной системой контроля религии

при этом политика Второй Империи создавало условия для предпринимательства, завершился промышленный переворот.

Вместе с тем буржуазия не осуществляла политические права.

В 60- е годы 19 века ситуация меняется. Власть Наполеона 3 начинает колебаться. Участились забастовки рабочих + недовольство буржуазии. И в 60-е годы Наполеон пытается провести ряд либеральных реформы.

2) второй период империи – Либеральная монархия.

В 1864 году был отменен закон Ле Шателье:

- рабочим разрешалось собираться, но в любой момент может быть разогноно

В 1870 году была дарована «Либеральная Конституция».

По конституции законодательная власть принадлежала Императору, сенату, законодательному корпус, им разрешались публичные отчеты.

Но меры не приносили результата. Влияние республиканцев росло. Чтобы восстановить авторитет Наполеон 3 прибег к войне. Наполеон 3 объявил войну Пруссии. И 1 сентября 1870 года под Седном Наполеон терпит поражение, армия попадает в плен. И 4 ноября 1870 года народ Парижа ворвался в парламент и заставил объявить республику.

Пала вторая Империя.

studfiles.net


Смотрите также