Система образования франции


Французская система образования. Французское высшее образование.

Французская система образования отличается наличием определенного ряда особенностей, осветить которые мы хотим ниже. Так, считается, что собственно сама французская система образования предусматривает включение четырех основных составляющих/блоков, в рамках которых выделяют начальную/среднюю/старшую школы, а в качестве завершающего блока называют высшую школу/университет. При этом, по аналогии с российскими реалиями во Франции помимо контролируемых государством общедоступных учебных заведений имеются и частные их варианты, которые будучи платными, в свою очередь, находятся под опекой/контролем организаций негосударственного/религиозного типа.

Нужно отметить, что французское образование, основные принципы которого предусматривают бесплатность/свободу преподавания в рамках государственных/частных учреждений/нейтральность/лаицизм, является обязательным для подрастающего поколения 6-16 лет.

Собственно же сами условия обучения и в частных и в государственных учебных заведениях, учитывая сам факт деления Франции на двадцать два отдельных региона/девяносто шесть департаментов (в свою очередь включают 327 округов/36 551 коммуну…), зачастую определяются их фактическим местонахождением/расположением. Именно поэтому в каждом отдельным случае для прояснения ситуации может потребоваться обращение в орган местного управления/к директору непосредственного учебного заведения.

Так, обычно после L’école maternelle/детский садик ребенок во Франции, достигнув шестилетнего возраста, проводит следующие пять лет в рамках L’école élémentaire/начальной школы. В целом же начальное образование во Франции носит двухступенчатый характер (L’école maternelle+L’école élémentaire), первая из которых, тем не менее, считается необязательной.

Обучение в L’école élémentaire начинают во Франции с организации для шестилетних детишек специального подготовительного курса/СР, и продолжается затем в рамках пяти классов/уровней. В результате получается следующая система: 1-Cours préparatoire в течение одного года (с 6 лет); 2-Cours élémentaire/CE1 в течение одного года (с 7 лет); 3-Cours élémentaire-2CE2 в течение одного года (с 8 лет); 4-Cours moyen-1CM1 в течение одного года (с 9 лет); 5-Cours moyen-2CM2 в течение одного года (с десяти лет).

В рамках французской начальной школы (особенно в Cours moyen 1-2) у детей, постепенно приобретающих самостоятельность, происходит формирование базовых/элементарных знаний/навыков чтения/разговорной речи/письма, которые здесь призваны служить основой/базой для последующего обучения.

При этом, Министерством Образования Франции установило специальное расписание, выделив время на освоение предметов в рамках семи главных образовательных направлений (жизнь сообща/овладение речевыми навыками/французским языком/познание мира/математика/художественное (эстетическое) образование).

Интересно, что французские дети, как и их российские сверстники обычно контактируют в процессе своего обучения только с одним преподавателем/учителем (один преподаватель по всем учебным предметам).

По окончании начального образования французские дети переходят на уровень enseignement secondaire/среднего образования, которое, в свою очередь имеет двухступенчатый (Le collège (колледж-4 года)/Le lycée (лицей-3года) характер и продолжительность в рамках семи лет.

Так, будучи обязательным, обучение французских детей в колледже происходит в течение четырех лет (на убывание:шестой-третий классы), разделяясь, при этом, на три основных цикла: la classe de sixième/шестой класс (адаптационный цикл, куда зачисляют без предварительного тестирования всех детей, освоивших начальную ступень обучения; закрепляются знания начальной ступени, идет подготовка к самостоятельному обучению; выбирается первый для освоения иностранный язык)-la classe de cinquième+la classe de quatrième/пятый+четвертый класс (центральный цикл, предусматривающий углубление полученных детьми умений, знаний; подготовка к выбору своего профессионального направления, требуемого затем в лицее; вводятся новые предметы-физика/химия/второй иностранный язык)-la classe de troisième/третий класс (профессиональной ориентации цикл, в ходе которого происходит подготовка детей к отбору основного для себя направления: техническое/общее/профессиональное; возможность освоения древнегреческого…).

По итогам обучения в la classe de troisième сдается национальный экзамен, по итогам которого (не оказывают влияния на переход на следующий этап) во Франции получают diplôme national du brevet. Затем французские ученики обретают возможность для записи в лицей технологического/общего типа (второй класс) либо для поступления в лицей профессионального типа с целью получения Certificat d’aptitude professionnelle (сертификат профессиональной пригодности) по той или иной конкретной профессии.

Обучение в общих/технологических французских лицеях длится три года, при этом по итогам обучения в заведении первого (общего) типа выдают, так называемый, общий  бакалавриат, который будет гарантировать вам доступ уже к высшему образованию. Обучение же в технологическом французском лицее предполагает сдачу экзаменов для получения уже технологического бакалавриата (возможность университетского образования по выбранной специализации).

Таким образом, во Франции на протяжении уже достаточного длительного времени действует практически аналог вызывающего так много у нас споров ЕГЭ, называемый там БАК/BAC (baccalauréat), направленный на то, чтобы поставить в равнозначное положение всех выпускников французских школ и унифицировать основные к ним требования. При этом, французский  BAC обладает несколькими специализациями: научной (с повышенным коэффициентом экзаменов по физике/математике), гуманитарной (с приоритетом по языковым дисциплинам/экономике/философии) и др. Сдача BAC гарантирует французскому выпускнику возможность (без дальнейших экзаменов) записи в любое высшее учебное заведение/université. Ограничения здесь есть только в отношении прописки абитуриента (университет должен находиться по месту его жительства). А получив очень высокие (15-20) баллы по BAC выпускник может даже поступить на отделение (подготовительное) в рамках Grand École (университеты элитной категории, требующие вступительных экзаменов).

 При этом, дальнейшее обучение в université является бесплатным, не считая соответствующих комиссионных сборов (300 евро), сдаваемых в начале каждого учебного года. Французские студенты также после документального подтверждения низких доходов своей семьи может обрести право на получение стипендии/bourse, которая от успешности обучения успеваемости не зависит.

В свою очередь, во французских профессиональных лицеях обучение длится два года, по результатам которого (не дает доступа к получению образования высшего типа) получают помимо свидетельства  о профессиональном обучении также сертификат о проф. пригодности.

 В целом же система французского высшего образования/enseignement supérieur характеризуется достаточно большим разнообразием как в отношении самих высших учебных заведений, так и преподаваемых там дисциплин. При этом, université во Франции, как правило, обладают государственным статусом, традиционно подчиняясь Le ministère de l’éducation nationale/Министерству образования непосредственно либо его государственному секретариату.

 Французское высшее образование

По своим основным типам французское высшее образование распадается на два варианта. В результате мы можем говорить о наличии во Франции высшего образования короткого (=по продолжительности двум-трем годам; по окончании выдается Diplôme universitaire de technologie-DUT/Brevet de technicien supérieur-BTS; готовятся, как правило специалисты в области обслуживания/промышленности) и длительного (в рамках собственно université а также grandes écoles). Интересно, что если до так называемого Болонского процесса (сближение систем образования (высшая ступень) европейских стран для организации единого образовательного пространства) система высшего французского образования проходила в рамках нескольких циклов (1.-DEUG-в течение двух лет с получением диплома об университетском образовании общего типа; 2-Licence-в течение одного года=российскому четвертому курсу; 3.-Maitrise-в течение одного года с принятием решения о направленности дальнейшего обучения; 4.-DEA-в течение одного года с получением DESS/профессионального диплома); 5-Doctorat-образование послеуниверситетского типа-в течение трех-четырех лет=российской аспирантуре), то в настоящее время в соответствии с декретом, принятом в 2002 во Франции действует несколько иная/новая система ступеней (bachelier-licencié (обычно в течение трех лет)-magistère/магистр (обычно в течение двух лет)-docteur/доктор (обычно в течение трех-четырех лет), хотя точные сроки/продолжительность обучения здесь строго не регламентируются. По результатам студенты получают дипломы DEA-магистр-исследователь/DESS-профессиональный магистр, при этом, однако, обычно французским студентам приходится получать национальные дипломы, которые соответствуют какому-либо университетскому аналогу, практически каждый год, что вызывает определенные трудности дополнительного характера в отношении их трактовки.

Интересно также, что в процессе обучения (зимняя/весенняя сессия) во французских université обычно происходит значительный отсев (может достигать 40-30% за каждую сессию) студентов при условии, что сумма баллов для всех сданных ими экзаменов окажется ниже необходимого порога. Как результат подобной практики — только четверть от общего числа поступивших остается на обучении к концу второго года. После этого двухгодичного испытания отсевы бывают уже значительно реже и в гораздо меньшем объеме.

Нужно отметить, что во Франции присутствует еще одна своеобразная (она есть только в этой стране) форма применительно к высшему образованию, так называемые, Les Grandes Ecoles/высшие школы. Их отличие от université заключается, прежде всего, в том, что они (открываются по инициативам частных предпринимателей/государственных властей) главным образом ориентированы/нацелены на непосредственную подготовку инженерных кадров/квалифицированных специалистов в сфере менеджмента/торговли/для конкретных областей экономики. Своеобразие французских Grandes Ecoles также состоит в их фактическом противопоставлении всей университетской системе государственного типа и невозможности проведения их международной классификации. К разряду Grandes Ecoles относятся во Франции и пять действующих там католических институтов. При этом получение высшего образования во Франции в рамках Grandes Ecoles считается здесь значительно более престижным (в сравнении с université, не предусматривающими необходимость предварительного отбора студентов и действующими по схеме свободной записи) и затратными (порядка 30% общего бюджета высшего государственного образования на 4% общего числа всех французских студентов).

Специфика французских Grandes Ecoles заключается в очень больших конкурсах для абитуриентов, которые также сталкиваются с необходимостью сдачи сложных вступительных экзаменов (помимо традиционного БАКа). Однако, справедливости ради, нужно отметить, что и перспективы профессионального/карьерного роста для выпускников высших учебных заведений данной категории во Франции считаются весьма завидными. Ведь, помимо того, что студенты ряда французских высших школ могут получать хорошую стипендию, именно выпускники Grandes Ecoles гарантируются получением наиболее престижных/доходных рабочих мест в рамках частного / государственного сектора.

При этом, обучающие программы Grandes Ecoles во Франции, как правило, включают два основных цикла: двухгодичный первый, который представляется возможным освоить на базе непосредственно выбранной Вами Grandes Ecoleна базе ряда лицеев элитного плана, основной второй, после освоения которого выпускник получит  diplôme высшей школы. Характерной считается обязанность выпускника отработать в течение ближайших 5-10 лет в рамках государственной службы, отдавая должное расходам, потраченным на его обучение.

Особо выделяется среди всех французских Grandes Ecoles ЭНА-Национальная школа администрации при Премьер-министре Франции, по праву занимающая здесь лидирующие места как по уровню предлагаемого здесь обучения (обучающихся здесь во Франции именуют énarque), так и перспективам грядущего карьерного роста. Именно из этих стен во Франции выходят ведущие политики/парламентарии/руководители ведущих государственных/частных властных институтов/высшие чиновники/топ-менеджеры и др. Два президента страны/семь ее премьер-министров/многие префекты/сенаторы и т.д. получали свое высшее образование именно в ЭНА. При этом, обучение в ЭНА является бесплатным для самих студентов и финансируется государственным бюджетом.

В заключение хотелось бы отметить, что французская система образования (особенно ее высшая ступень) по праву очень высоко котируется среди студентов во всем мире, во многом благодаря присутствию тут очень привлекательного соответствия по линии цена-качество. Благодаря щедрому финансированию из государственного бюджета непосредственно сами студенты оплачивают только весьма незначительную часть расходов на обучение, а права иностранных граждан, претендующих здесь на получение образования, практически идентичны правам французских студентов. Также в качестве сильной составляющей  французской системы образования часто называют сочетаемость практического аспекта (профориентации) с достаточно глубокой теоретической базой подготовкой. Весьма кстати часто оказываются и предоставляемые тут стажировки на французских предприятиях организациях, а многие обучающие программы предполагают обучение на английском, что оказывается удобным для лиц, еще не владеющих навыками французского на должном уровне.

Рейтинг 4,6 на основе 18 голосов

french-online.ru

Французская система образования — Отечественные записки

Структура образовательной системы Франции включает четыре ступени: начальную, среднюю и старшую школы, а также университет (высшую школу). На всех ступенях образовательной системы Франции представлены как государственные, так и частные учебные заведения.

Подготовка к начальной школе осуществляется в детском саду, который также именуется «материнской школой» (ecoles maternelles). Посещение детского сада во Франции обязательно. Воспитательно-образовательный процесс «материнской школы» рассчитан на три-четыре года.

Обучение в начальной школе во Франции начинается в шестилетнем возрасте и продолжается пять лет. Первый класс начальной школы называется подготовительным, второй и третий — элементарными, четвертый и пятый — средними. Обучение в начальной школе является бесплатным для всех граждан Франции.

Обязательное образование во Франции продолжается в средней школе (college), куда выпускники начальной школы поступают в 11-летнем возрасте. В1975году французское правительство установило единый образовательный стандарт для коллежей. Курс средней школы рассчитан на четыре года, а классы коллежа нумеруются в обратном порядке — с шестого по третий. Курс шестого класса является адаптационным (преподаются математика, французский язык, история и другие общеобразовательные дисциплины), пятого и четвертого классов — центральным (вводятся физика, химия, латынь и второй иностранный язык), а третьего класса — ориентационным (начинается преподавание специальных предметов, углубленное изучение которых будет продолжено в старшей школе).

В 15-летнем возрасте учащиеся коллежей переходят в старшую школу, или лицей (lycee). Курс лицея рассчитан на три года, а классы называются соответственно второй, первый и выпускной (terminale). В отличие от начальной и средней школы, обучение в старшей школе носит специализированный характер. Лицеи во Франции делятся на профессиональные (lycee professionnel), центры подготовки подмастерий (CFA), общеобразовательные (general) и технологические (technologique). Обучение в старших школах двух первых типов не подразумевает получения в дальнейшем университетского образования, тогда как общеобразовательные и технологические лицеи являются своего рода подготовительными курсами к университету. Общеобразовательные лицеи, в свою очередь, подразделяются на социально-экономические (BAC-ES), естественно-научные (BAC-S) и филологические (BAC-L), а технологические лицеи — на научно-промышленные (STI), сервисные (STT), лабораторно-исследовательские (STL) и медико-социальные (SMS). Для французских лицеев характерен индивидуальный подход к ученику — уровень овладения каждой учебной дисциплиной разделяется на три степени, и ученик может самостоятельно выбирать, в какой степени он хочет овладеть той или иной дисциплиной.

По итогам обучения в старшей школе ее выпускникам присваивается степень бакалавра (baccalaureat, сокращенно BAC). Выпускникам, не сдавшим после двух попыток экзаменов на степень бакалавра (в 2001 году таких было около25процентов от общего числа учащихся лицеев), выдается свидетельство об окончании средней школы, которое исключает возможность продолжения образования в университете. Степень бакалавра воспринимается во Франции как первая ступень высшего образования и соответствует российскому понятию «неполное высшее образование». Поэтому старшая школа занимает промежуточное положение между средним и высшим образованием.

Выпускники профессиональных лицеев и центров подготовки подмастерий, лишенные возможности сразу поступать в университет, могут продолжить свое образование в техникуме (STS) или технологическом институте (IUT), которые относятся к категории дополнительной старшей школы. В этих учебных заведениях ежегодно обучается около 300 тысяч французов. По результатам двухгодичного обучения в дополнительной старшей школе выдается диплом BTS (техник высшей квалификации) или диплом DUT (диплом технологического института). Эти дипломы дают право поступления в университет или приравненную к нему специализированную высшую школу.

Система собственно высшей школы во Франции состоит из государственных и частных университетов и приравненных к ним специализированных высших школ. Количественно преобладают государственные университеты — всего их в стране около 70. Плата за обучение в государственном университете незначительна. Структурными подразделениями университетов являются разного рода институты и исследовательские центры; при некоторых университетах существуют «подшефные» коллежи и лицеи. К числу основных преимуществ государственных университетов относятся регламентация и стандартизация их учебных планов Министерством национального образования Франции (государственная гарантия качества образования), строгий отбор по конкурсу профессорско-преподавательского состава, государственные социальные гарантии преподавателям и студентам.

Зачисление абитуриентов во французские университеты осуществляется без вступительных экзаменов — для поступления достаточно представить диплом старшей школы и—в некоторых случаях—ответить на вопросы теста. Во Франции не предусмотрено никаких ограничений для абитуриентов из зарубежных стран — они должны лишь сдать экзамен по французскому языку.

Курс высшей школы во Франции состоит из трех циклов — двух основных (продолжительностью по два-три года) и дополнительного, который сопоставим с российской аспирантурой и представляет собой цикл последипломного образования. По итогам первого цикла высшей школы (le premier cycle) студенту выдается диплом об общем университетском образовании (Diplome d’etudesuniversitaire generales — DEUG) или диплом о научно-техническом университетском образовании (DEUST). Диплом DEUST позволяет устроиться на работу в качестве менеджера младшего и среднего звена. По итогам первого года второго цикла высшей школы студенту присваивается степень лиценциата (Licence), а по итогам двух лет второго цикла — степень магистра (Maitrise). Эта степень соответствует российскому понятию «законченное высшее образование». В тех университетах, где второй цикл рассчитан на три года, после третьего года обучения студенту присваивается степень инженера. В большинстве университетов студенты имеют возможность выбора между постепенным получением каждой из степеней или поступлением на монолитный двухгодичный (магистратурный) или трехгодичный (инженерный) курс обучения. В зависимости от уровня университета, его выпускник может получить как национальный диплом, обладающий одинаковой правомочностью на всей территории Франции, так и «внутренний диплом», который признается лишь определенными учреждениями или фирмами.

Дополнительный цикл высшей школы позволяет получить диплом о специальном высшем образовании (DESS, Diplome d’Etudes Superieres Specialisees) либо исследовательский диплом (DEA). Получение первого диплома, как правило, подразумевает продолжение профессиональной деятельности в соответствующей сфере, а диплом DEA позволяет продолжить академическую научную работу и поступить в докторантуру. Обучение в докторантуре рассчитано на три-четыре года и завершается защитой диссертации на степень доктора (Doctorat de Nouveau Regime) (соответствует российскому кандидату наук). Эта ученая степень позволяет преподавать в университете. Для получения высшей ученой степени — профессора — соискатель, уже имеющий степень доктора, должен представить Национальному жюри свои научные труды.

Значительная часть французских высших учебных заведений сосредоточена в Париже и столичном округе. В отличие от столичных, провинциальные университеты имеют более узкую специализацию (например, университет Монпелье — естественные науки и медицина, университет Страсбурга — история, юриспруденция и немецкий язык).

Флагманом системы образования Франции является Парижский университет Сорбонна (старейший в Европе, основан в1215 году). В 1968 году Сорбонна была разделена на несколько автономных университетов — Paris I (Pantheon-Sorbonne — Пантеон-Сорбонна); Paris III (Sorbonne Nouvelle — Новая Сорбонна); Paris IV (Paris Sorbonne — Париж-Сорбонна) и ParisV (UniversiteRene Descartes— университет имени Рене Декарта). Они имеют единую инфраструктуру, а также общие административные органы.

Во Франции существуют приравненные к университетам специализированные высшие школы (Grandes ecoles) (общее число — около 300), созданные по инициативе государственных властей и частных предпринимателей для подготовки специалистов в конкретных сферах экономической деятельности или служащих органов государственной власти. Так, высшие педагогические школы готовят преподавателей, Политехническая школа и Сен-Сирское училище — военных специалистов, Национальная историко-архивная школа— архивистов и хранителей национального достояния, Национальная школа управления (Эколь Нормаль)—высококвалифицированных служащих государственного аппарата. К разряду высших школ относятся также Высшая коммерческая школа (Ecoles des hautes etudes commerciales), Центральная школа гражданских инженеров (Ecole centrale des arts et manufactures), Национальная школа администрации (Ecole Nationale d’administration), Высшая агрономическая школа (Ecole Nationale Superieure Agronomique), Высшая коммерческая школа (Ecoles des Hautes Etudes Commerciales), Военная общевойсковая школа (Ecole Speciale Militaire Interarmes) и др. К высшим школам относят также пять католических институтов. Специализированные высшие школы являются во Франции более престижными учебными заведениями, чем государственные университеты.

В большинстве случаев в специализированные высшие школы принимаются лишь лица с неполным высшим образованием, имеющие диплом об общем университетском образовании DEUG или аналогичные ему дипломы (например, DUT, BTS и др.). В отличие от университетов, специализированные высшие школы имеют свои правила приема; во многих случаях при поступлении в такие школы проводятся вступительные экзамены.

Франция занимает третье место в мире по числу иностранных студентов — в системе высшего образования страны обучается около 125 тысяч иностранных граждан (преимущественно из франкофонных стран Африки).

www.strana-oz.ru

Особенности французской образовательной системы — Urhelp.guru

Франция — динамично развивающаяся европейская страна, входящая в ЕС и Шенгенскую зону. С каждым годом нарастает популярность и престиж местного образования среди иностранных студентов, в том числе из СНГ. Причиной тому служат превосходные условия обучения и перспективы трудоустройства в государствах Евросоюза. Какие отличительные черты имеет французское образование? Что необходимо абитуриентам-иностранцам для зачисления на учёбу в местные вузы?

Особенности системы образования во Франции

Система образования Франции является централизованной, его политика полностью контролируется Министерством нацобразования. В стране функционирует свыше 60000 учебных заведений различных уровней, до 20% которых являются частными. При этом учащиеся в совокупности составляют более 15 миллионов человек.

Основной язык преподавания — французский. Некоторые вузы разработали и внедрили курсы для студентов-иностранцев на английском.

Важно: преподавание религии запрещено в учреждениях начального и среднего образования.

Система французского образования включает несколько этапов

Когда начинается учебный год во Франции

Продолжительность учебного года стандартизована на уровне Министерства национального образования. Во всей стране дети начинают учиться в начале сентября, а заканчивают — в начале июля. В течение года предполагаются каникулы:

  1. Осенние, приуроченные ко Дню всех святых (последняя неделя октября и первая неделя ноября — 2 недели).
  2. Рождественские и новогодние (2 недели).
  3. Зимние (2 недели в середине февраля).
  4. Весенние, приуроченные к Пасхе (2 недели в середине апреля).
  5. Летние (2 месяца — с июля по сентябрь).

Структура образовательной системы состоит из 3 уровней.

Начальное образование

Учреждения начальной образовательной ступени — ДОУ (ясли, детские сады) и начальные школы.

Дошкольные учреждения

Ясли посещают дети с 2 месяцев до 2 лет, а детские сады — с 2 до 5. Они работают, как правило, в течение рабочего дня (7:30–18:30) либо несколько часов в день. Возможен и продлённый день по согласованию с руководством.

Дети 2–5 лет во Франции посещают детские сады

В яслях нет групп, все малыши находятся вместе. В детских садах идёт разделение на две подгруппы — до 4 лет и с 4 до 5 лет. В первой дети играют, общаются друг с другом, а во второй — поют, рисуют и занимаются реализацией прочих творческих навыков, гуляют на свежем воздухе и изучают окружающий мир.

Коренное население не стремится отдавать своих детей в ДОУ, поскольку в них ходит большое количество детей иммигрантов.

Посещать ДОУ ребёнок может только по желанию родителей.

Начальная школа

Учреждения начальной школы посещаются детьми 6–11 лет. Программа обучения включает в себя 5 классов.

До обучения в начальной школе дети должны посещать дополнительные курсы подготовки к школе при детских садах

Первый класс представляет собой курсы подготовки к учёбе в школе, которые преподаются в рамках детского сада. Здесь дети учатся письму, чтению, разговорной речи и самостоятельности. Учёба в последующих классах осуществляется уже в стенах начальных школ. Учебный план включает такие дисциплины, как математика, речь, письмо, этика, рисование, коммуникация.

Одарённые дети по наставлению учителей могут быть переведены в старшие классы.

Посещать начальную школу должен каждый ребёнок во Франции.

Видео: французская система начального образования

Среднее (школьное) образование

Учреждения средней образовательной ступени — коллежи и лицеи. При этом нумерация классов здесь обратная (с 6 по 1 класс + выпускной).

Коллежи

Коллежи — младшие средние школы. Здесь обучаются дети 11–15 лет (всего 4 года обучения: 6–3 классы). Учебный процесс подразделяется на циклы:

  1. Адаптационный (6 класс). Из начальных школ сюда принимаются дети без вступительных испытаний. Программа направлена на закрепление и систематизацию знаний, полученных ранее. В неё включён один иностранный язык по выбору ученика.
  2. Основной (5–4 классы). Главная цель — углубление имеющихся навыков и знаний, а также подбор наиболее подходящего направления обучения в лицее. К базовым учебным дисциплинам добавляют естественные науки и несколько иностранных языков по выбору.
  3. Профессиональный (3-й класс). Происходит специализация по одному из направлений — общему, профессиональному, техническому. По окончании цикла сдаётся национальный экзамен.

Учёба в коллежах является обязательной. По окончании этих учреждений выдаются сертификаты об окончании неполного среднего образования.

Лицеи

Лицей — старшая средняя школа, где учатся дети 15–18 лет (3 класса в общем случае) и по окончании учёбы сдают экзамены. Лицеи разделены на общие, технологические и профессиональные (аналог российских ПТУ). Профессиональные проводят вступительные испытания для абитуриентов, в то время как в учреждениях других типов необходима запись.

Выпускники лицеев получают дипломы, с которыми могут поступать в вузы

По итогам выпускных экзаменов в общих и технологических лицеях выдаются дипломы об окончании общего и технологического бакалавриата соответственно, которые необходимы для поступления в вуз. В профессиональных же цикл обучения сокращён до двух лет, а по их окончании оформляется сертификат о профпригодности, который необходим для дальнейшей работы на предприятии.

Высшее образование

Учреждениями высшего образования во Франции являются высшие школы, университеты и технологические институты. Основная масса вузов является государственными, но имеются и частные.

Абитуриенты, как правило, проходят вступительные испытания — экзамены и собеседование.

Структура образовательного процесса в вузах включает 4 этапа обучения

Все высшие учебные заведения участвуют в Болонском процессе с 2002 года. Старая система обучения была упразднена, а нынешняя включает следующие этапы:

  1. Бакалавриат. 3 года обучения. В зависимости от специализации выдаётся диплом DEUG или DEUST, подтверждающий академическое или научно-техническое образование. С DEUST выпускники могут устроиться на работу менеджерами.
  2. Магистратура. 2–3 года обучения в зависимости от специальности. После первого года обучения присваивается степень лиценциата, второго — магистра, а после третьего — инженера.
  3. Дополнительный цикл послевузовского образования. 1 год обучения. Приём осуществляется по результатам собеседования. По окончании выдаётся диплом о специальном или исследовательском образовании, который необходим для дальнейшего поступления в докторантуру.
  4. Докторантура. 3–4 года обучения. Для приёма с абитуриентом проводится собеседование. В конце обучения соискатель докторской степени должен написать и защитить диссертацию перед Национальной комиссией, после чего выдаётся диплом доктора наук.

Практически после каждого года обучения проводятся экзамены, а студентам выдаются национальные дипломы, которые соответствуют тому или иному этапу обучения в конкретном вузе. Такая особенность образовательной системы несколько затрудняет понимание образовательных документов.

Видео: краткий анализ схемы образования Франции

Сколько стоит обучение, можно ли иностранцам учиться бесплатно

Все французские ДОУ являются платными. При этом стоимость зависит от количества часов ежемесячного посещения и совокупного дохода семьи. Как правило, за одного ребёнка родители платят 200–300 € каждый месяц.

Учёба в школах и учреждениях среднего образования является бесплатной. Однако по волеизъявлению родителей ребёнок может посещать частные учреждения. Стоимость обучения в них начинается от 1000 € в месяц.

В государственных вузах учатся бесплатно, поскольку Министерство образования их субсидирует. Однако студенты должны вносить символическую плату около 185 € за год обучения в бакалавриате, 250 — в магистратуре, 400 — в докторантуре. Частные вузы взимают плату порядка 2000–10000 € в год.

Студенты из государств СНГ вправе получать образование бесплатно наравне с коренными жителями.

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. * Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-80-32 Санкт-Петербург и область - +7(812)627-15-62

Таблица: самые известные французские вузы

Наименование учебного заведения Количество учащихся Особенности учебного заведения
Парижский университет (Сорбонна) 130000 Основан в 1253. Самый знаменитый и крупный вуз Франции. В 1970 разделён на 13 независимых вузов, 5 из которых стали его преемниками, сохранили единую инфраструктуру и образовательные традиции. Среди выпускников — М. Цветаева, О. де Бальзак, О. Мандельштам. Основные направления подготовки — право, литература и театральное искусство, гуманитарные науки, медицина, иностранные языки.
Страсбургский университет 46000 Основан в 2009 в результате объединения университетов Луи Пастера, Марка Блока и Роберта Шумана. Среди выпускников университета нобелевские лауреаты, выдающиеся исследователи, врачи, политики, общественные деятели. Популярные направления подготовки — медицина, менеджмент, гуманитарные, социальные и экономические науки. Занимает 87 место в Академическом рейтинге университетов мира.
Университет Монпелье 44000 Основан в 1289. Шестой по величине вуз Франции. Самыми популярными направлениями обучения являются медицина, фармацевтика, стоматология, политология, экономика и право. Университет владеет обширной коллекцией картин европейских художников.
Университет Экс-Марсель 74000 Основан в 2012 году в результате слияния университетов Прованса, Поля Сезана и Средиземноморской Академии. Самые популярные направления подготовки — менеджмент, политология, экономика, наука и технологии. Входит в ТОП-10 лучших французских университетов (по мнению агентства CWUR) и в ТОП-100 вузов мира (по мнению Reuters).
Университет Лилля 130000 Основан в 1559. В 1970 был разделён на 3 независимых университета, которые находятся на территории студенческого городка «Лилль». С 2014 года запущен процесс слияния вузов. Основные направления обучения — юриспруденция, естественные науки, медицина и фармация. Преподавателями вуза были многие известные люди, такие как Луи Пастер, Рене Кассэн (лауреат Нобелевской премии), Жак Ле Гофф, Поль Паскаль.

Фотогалерея: французские высшие учебные заведения

Как поступить во французский университет русским, украинцам, белорусам и казахстанцам

Основное требование, предъявляемое при поступлении во французские вузы — наличие аттестата бакалавра со средним баллом выше проходного. Выпускники российских школ таких аттестатов не получают, поэтому они должны отучиться в одном из вузов РФ как минимум год. А вот выпускникам вузов, окончившим бакалавриат или магистратуру, будет проще. Тем не менее руководство большинства французских вузов предлагает иностранцам перед зачислением пройти 1–2-годичные курсы подготовки к обучению, по окончании которых сдаётся языковой экзамен. Курсы можно пройти как у себя на родине, так и во Франции.

Для начала абитуриенту необходимо определиться с вузом для поступления. В вопросах получения высшего образования содействие оказывает госагентство Франции «КампюсФранс». Для прохождения обучения длительностью более 3 месяцев необходимо зарегистрироваться на сайте агентства, создать анкету и оформить долгосрочную визу студента. Вступительные испытания проводятся зимой.

Граждане РФ могут подавать документы для поступления в режиме онлайн. К своей анкете в системе нужно загрузить сканированные копии свидетельства о рождении, загранпаспорта, аттестата или диплома об образовании, выписки из зачётки. Документы должны сопровождаться переводом на французский язык. Помимо этого, абитуриент должен составить мотивационное письмо от руки. После этого представитель «КампюсФранс» назначает день прохождения собеседования.

Видео: поступление во французские вузы

Стипендии и гранты для студентов-иностранцев

Иностранным студентам не всегда предоставляется возможность учиться во французском вузе бесплатно. Нередко они обращаются за стипендиями и грантами, которые могут быть выделены на краткосрочное или долгосрочное обучение.

Стипендия — ежемесячная материальная помощь. Стипендии предоставляются правительством Франции, Еврокомиссией, местными вузами, а также президентом РФ. Информация об актуальных программах представлена на портале «CampusFrance» по ссылке.

Грант — единовременная выплата средств для покрытия полной или частичной стоимости обучения. Как правило, они выделяются для проведения определённых научных исследований. Найти подходящую программу можно на сайте агентства «CampusFrance» в разделе «Finance your programm».

Стипендии и гранты могут быть получены до либо во время прохождения обучения. При этом каждая программа имеет свою индивидуальную процедуру подачи заявки на участие.

Видео: рассказ о поступлении в Сорбонну (Париж)

Как живут студенты

Формально каждый студент вправе проживать в студенческом общежитии, где ему выделяется отдельная комната. Однако места в них достаются далеко не всем. Сначала жильём обеспечиваются малоимущие местные студенты, затем стипендиаты и участники международных обменных программ. При этом ежемесячная плата в государственном вузе будет составлять 100–350 € в месяц, а в частном — от 250. Все студенческие общежития принадлежат не вузам, а центру по вопросам размещения студентов (CROUS).

Студенты нередко арендуют квартиры по несколько человек и платят каждый за свою отдельную комнату. Стоимость аренды в этом случае начинается от 300 €.

Ещё одним доступным способом является проживание во французской семье. Этот вариант больше всего подходит студентам, планирующим краткосрочное обучение. Стоимость проживания, как правило, составляет 150–300 €.

Каждый студент может получить комнату в общежитии

Как получить визу

Франция является страной ЕС, входящей в Шенгенскую зону. Чтобы поехать туда поступать и учиться, гражданам РФ необходимо предварительно оформить визу. Учебные визы бывают двух типов — краткосрочные (для пребывания не более 90 дней подряд, к примеру, с целью прохождения вступительных испытаний) и долгосрочные (более 90 дней).

Для оформления визы необходимо обратиться в одно из консульских учреждений Франции в РФ. Они имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Заявитель должен предварительно подготовить следующие документы:

  • заполненную и подписанную анкету-заявку,
  • паспорт для заграничных поездок,
  • 2 фотографии,
  • полис медицинского страхования выезжающих за рубеж,
  • копию всех страниц внутреннего паспорта либо свидетельства о рождении,
  • подтверждение финансовой состоятельности,
  • приглашение от образовательного учреждения либо свидетельство о зачислении на курс,
  • подтверждение проживания во Франции.

Для обучения во Франции необходимо предварительно оформить визу

С заявителями, желающими оформить долгосрочную визу, консул в обязательном порядке проводит личную беседу.

Подробные условия оформления учебных французских виз изложены на официальном сайте посольства Франции в разделах, касающихся долгосрочных и краткосрочных шенгенских виз.

Дополнительные курсы и работа во время учёбы

Во время учёбы студенты по своему желанию могут посещать дополнительные курсы по предварительной договорённости с руководством факультета. Как правило, за это взимается отдельная плата.

Французское законодательство предусматривает возможность подработки для студентов. Предварительно нужно получить специальное разрешение в местной администрации. В течение года допускается не больше 844 часов работы (за неделю — максимум 19 часов, а в период каникул — 40).

Французские студенты имеют право подрабатывать во время учёбы

Дипломы местных вузов котируются во всех странах ЕС, поэтому выпускники могут получить высокооплачиваемую работу по окончании учёбы и остаться жить в Европе. Однако работодатели во Франции отдают большее предпочтение при трудоустройстве выпускникам специальных высших школ, где учёба платная. Это связано с тем, что работодатели не доверяют бесплатному образованию, несмотря на его высочайшее качество.

Итоговая таблица: преимущества и недостатки образовательной системы Франции

Преимущества Недостатки
Качество обучения признано одним из лучших в мире Практически у каждого вуза имеется своя система присвоения дипломов, что затрудняет понимание образовательных документов
Иностранцы могут получать образование бесплатно Процесс оформления визы многоэтапный и сравнительно сложный
Для иностранных студентов разработаны программы на английском Большая часть программ преподаётся на французском, поэтому абитуриентам необходимо посещать языковые курсы, а по их окончании — сдавать экзамен
Каждый студент обеспечивается общежитием Мест в общежитиях хватает далеко не всем
Стоимость обучения ниже, чем в других европейских странах Процесс поступления в значительной степени бюрократизирован
Во время учёбы есть возможность работы и посещения дополнительных курсов Существуют сложности при поиске работы во Франции по окончании вуза
Возможно получение стипендий, грантов Образование, полученное во Франции, менее престижное, нежели американское и британское

Отзывы студентов из России об учебном процессе в вузах Франции

Дело в том, что сам процесс обучения, подготовки к занятиям и процесс сдачи экзаменов отличается от привычного нам. Это для многих камень преткновения, и многие пролетают в первую сессию. Зато ко второй, как правило, адаптируются и получают хорошие оценки. Тяжело проходить письменные экзамены, так как они на время. Зато с устными проблем, обычно, не возникает. На мой взгляд, главное — по приезде как можно быстрее адаптироваться к новой системе.

Katyusha

http://www.infrance.su/forum/showthread.php?t=18729

Я написала письмо в школу, и через какое-то время меня пригласили на собеседование, пройти которое не составило для меня особого труда. По окончании собеседования мне дали подтверждение о записи в школу. Далее начался процесс сбора документов и записи на собеседование в КампюсФранс, получение визы, сборы вещей и вылет во Францию. Весь процесс прошёл очень гладко и без особых трудностей, так что мне очень сложно выделить какой-то особенный момент.

Виктория

http://www.russie.campusfrance.org/node/36929

Честно скажу, что было не легко учиться, но при этом я многое выиграла:1. У меня будет диплом о французском высшем образовании, что позволит мне иметь равные с французами права на рынке труда.2. У меня наконец-то появились друзья и знакомые (до этого я воспитывала детей дома, не очень то часто получалось выходить и общаться).3. Я многому научилась, несмотря на то что до этого я уже работала и имела опыт и образование.4. Я стала присяжным переводчиком и уже работаю, будучи студентом.

Nadusha

http://www.frusse.com/index.php?threads/obuchenie-v-universitete-vo-francii.53/

Видео: отзыв студентки с Украины об образовании во Франции

Французское образование справедливо считают одним из лучших в Европе и мире. При этом оно по большей части финансируется из средств государственного бюджета. Не только коренное население, но и иностранцы могут обучаться во Франции бесплатно.

Здравствуйте, меня зовут Лиза. Хорошо разбираюсь в вопросе иммиграции, поскольку часто путешествую по миру.Подробнее

urhelp.guru

Система образования во Франции

Образование во Франции

Система образования во Франции

Материал предоставлен сайтом www.infrance.ru

Основные принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся Франции. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра (baccalaureat).

Со времени закона Дебре от 1959 года частное образование получает помощь от государства ( contrat d'association) - именно государство оплачивает труд преподавателей и участвует в расходах на обучение (8 из 9-ти частных школ пользуются этой помощью).

Образовательная система во Франции имеет следующую структуру:

· дошкольное образование ( до 6 лет)

· начальное образование (6 - 11 лет)

· среднее образование (11 - 18 лет), заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра

· высшее образование

Организация, содержание циклов обучения определяется реформами, проводимыми уже в течение 30 лет, которые обеспечивают демократизацию образования и его адаптацию к нуждам развивающегося общества.

Основными реформами последних лет являлись следующие:

· развитие сети детских садов (ecoles maternelles) , чтобы все дети с 4-5 лет были ими обеспечены.

· отмена переходного экзамена виз начальной школы в коллеж, создание адаптационных классов ( classes de soutien) для слабо успевающих учеников

· организация основы образования (tronc commun) без специализаций и деления на группы с начальной школы до коллежа

· бесплатность образования - выдача ученикам необходимых пособий на срок обучения, оплата проезда до школы

· введение новых предметов: информатики, физики, основ гражданского образования

Является ли система образования Франции эффективной? С точки зрения французов, оно все еще слишком теоретично, а техническое образования, долгое время остававшееся в забвении, плохо развито. Условия обучения также имеют свои недостатки: перегруженные классы, нехватка преподавательского состава и материалов для обучения, наличия учеников с разным уровнем подготовки в одном классе, слишком быстрая смена программ и методов обучения, деградация имиджа и роли преподавателя в обществе. Сложно сравнивать Францию с Россией, но образовательные проблемы у нас во многом общие.

Существует также классовое (социальное) неравенство. Посудите сами: сдавших экзамен бакалавра стало в десять раз больше, чем в 1950 году, их часть в обществе увеличилась с 4,4% в 1946 году до 27,9% в 1984, но социальные группы неравномерно представлены среди бакалавров: 56,8% среди них это дети из семей с высоким уровнем доходов (лица свободных профессий, руководители предприятий, сотрудники аппарата управления предприятий), в то время как эта социальная категория составляет лишь 7,7% активного населения.

Так что проблемы существуют и во Франции, с той только разницей, что правительство этой страны пытается реформировать систему образования (с переменным успехом) и увеличить дотации на ее развитие. Несмотря на все имеющиеся сложности, эта система образования считается одной из лучших в Европе.

Дошкольное образование

Детские сады принимают детей с 2 лет (при наличии свободных мест) и до 6 лет. Образование до начальное школы не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад.

Детские сады часто считают самой большой удачей французской системы обрвазования. Классы хорошо оформлены, дети счастливы. Они обучаются, играя, многим полезным вещам и получают навыки общения.

Дети в садах делятся на три возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет - обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к обучению чтению, письму и счету.

Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день ( три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18 - 19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают, и дети нуждаются в присмотре.

Начальное образование

Начальная школа обучает детей до 14 лет и является последним этапом обязательного образования. После окончания цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертициката о начальном образовании ( certificat d'etudes primaire, CEP).

Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет ( если у ребенка нет проблем с учебой) и делится на:

· Подготовительный курс (CP)

· Начальный курс 1-й год (CE1)

· Начальный курс 2-й год (CE2)

· Средний курс 1-й год (CM1)

· Средний курс 2-й год (CM2)

Переход из детского сада в начальную школу иногда тяжело проходит для детей, которым необходимо привыкать к дисциплине. Обучение длится 27 часов в неделю (9-12 часов, и с 14 до 17 часов), четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают.

В общем-то в начальной школе запрещены задания на дом, но это практикуется повсеместно.

Школы обучают смешанные классы - девочек и мальчиков вместе, несмотря на то, что вы все еще можете видеть на старых зданиях надписи "Школа для мальчиков" или "Школа для девочек".

Все предметы в классе ведет один преподаватель.

Среднее образование

Среднее образование во Франции состоит из двух блоков: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения.

6-й и 5-й классы - цикл наблюдения

Все дети поступают в коллеж, проходят одинаковую программу обучения и в обязательном порядке изучают один из "живых" языков.

В конце пятого класса некоторые дети, у которых имеются серьезные проблемы с адаптацией в школе или имеющие разного уровня задержку умственного развития, направляются в специальные секции обучения.

4-й и 3-й классы - цикл ориентации

Дети начинают изучение второго "живого" иностранного языка и могут выбрать дополнительно латынь, греческий или другие языки.

В конце 3-го класса ученики сдают экзамены для получения свидетельства об окончании коллежа (ранее этот документ назывался BEPC).

После 3-го класса ориентация дальнейшего обучения не зависит от наличия свидетельства об окончании коллежа. Она является главной целью и главным направлением в обучении, т.к. дальше ученики смогут продолжить свою учебу либо по "короткому", либо по "длинному" циклу обучения.

Решение о дальнейшем направлении (ориентации) учебы учащихся выносит советом класса после консультации с учащимися и их семьями. Родители могут требовать пересмотра решения, если оно кажется им необоснованным.

В некоторых коллежах создаются специальные секции для обучения детей с различными видами отклонений развития и поведения. Их обучают преподаватели, прошедшие профессиональную подготовку для работы с "трудными" детьми.

Обычно эти секции называются SEGPA.

2-й "короткий" цикл профессионального образования

Профессиональные лицеи LEP (аналог наших ПТУ) готовят учащихся в течение 2-х лет к профессиональному диплому.

· CAP (сертификат профессиональной подготовки), выдается учащимся, овладевшим определенной профессией

· BEP (сертификат общего профессионального образования) , который готовит к работе в определенной области деятельности, например, в гостиничном хозяйстве, транспорте и т.п.

В системе французского образования профессиональное и общее образование больше разделены, чем в других странах, и из-за этого профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах общества и учащихся.

LEP имеет плохой имидж в обществе, поскольку считается прямым путем к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Это вызвано тем, что долгие годы на этот цикл обучения отправлялись самые плохо успевающие ученики.

Среди учащихся, получающих BEP, почти половина продолжает обучение, чтобы сдать экзамен на степень бакалавра ("бак"), благодаря наличию "переходных" классов.

2-й "длинный" цикл обучения: лицей

Лицей готовит в течение 3-х лет к экзамену на степень бакалавра:

Второй класс является "неопределенным" классом, то есть пока не имеющим определенной специализации

Первый класс имеет много направлений -филиалов обучения, ведущих к разным видам бакалавриата. После первого класса ученики проходят тест по французскому языку, оценка за который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

"Терминаль" или последний класс лицея заканчивается сдачей экзамена на степень бакалавра.

"Бак", как его кратко называют французы, не является дипломом, но имеет огромную важность, так как в дальнейшем ведет к высшему образованию.

Высшее образование

Высшее образование, "короткий" цикл

Высшее образование доступно только при наличии степени бакалавра. Французская система образования имеет различные формы: "короткий" и "длинный" цикл, обучение в высших школах (Grandes ecoles), университетах.

Начнем с образования, длящегося обычно два года и поэтому называемом "коротким" циклом высшего образования. Оно пользуется спросом в обществе, так как дает возможность реального и быстрого трудоустройства.

Обычно работодатель выбирает своих будущих работников исходя из конкурса досье, так как кандидатов на место больше, чем имеюихся вакансий.

Имеются следующие виды образовательных учреждений "короткого" цикла:

· Отделения высшего технического образования в лицеях. Они готовят к получению BTS (brevet de technicien superieur) - диплома о высшем техническом образовании.

· Университетские технологические институты (institut universitaire de technologie) существуют при университетах и ведут к получению DUT (diplome universitaire de technologie) - университетского технологического диплома.

· Специализированные школы готовят в течении 2 или 3 лет по специальностям здравоохранения и для социальных служб: акушерок, медсестер, массажистов-кинезиотерапевтов и т.п.

Высшее образование "длинного" цикла

Университеты являются единственными учреждениями, которые принимают всех кандидатов без предварительного отбора (хотя негласно и нелегально существует отбор по оценкам на степень бакалавра) и именно поэтому в университетах часто оказываются студенты, просто не поступившие в другие школы.

Более половины бакалавров поступают университет, но около 40% бросают учебу в течение первого года обучения.

Возможно поступление в университет без наличия степени бакалавра , путем сдачи специального экзамена в университет (ESEU), но это возможно только в ограниченном количестве случаев и только для опытных специалистов, имеющих большой стаж практической работы.

Практически все университеты являются государственными, за исключением нескольких конфессиональных.

Университетское образование имеет три цикла:

Первый цикл в течении 2 лет готовит к получению DEUG (диплом об общем университетском образовании) , но этот диплом не имеет практической ценности на рынке труда.

Второй цикл готовит к лицензии (licence) в течение одного года после DEUG и maitrise (год после licence).

Недавно была также создана возможность профессионального образования: MST (maitrises des sciences et techniques) и магистратура (les magisteres), в которой обучаются три года.

Третий цикл делится на два филиала:

· DESS (диплом высшего специализированного образования), который является профессиональным дипломом, подготовка к которому длится в течение 1 года после получения степени maitrise и включает в себя обучение и практику.

· DEA (диплом углубленного изучения) это обучение исследовательской работе.

После получения DEA (в течение одного года) можно подготовить научную работу (these), минимально в течение двух лет.

Изучение медицины и фармацевтики является особым разделом образования. Оно проходит в CEU (госпитальных университетских центрах), при этом университет обеспечивает теоретическое обучение, а больница - практические навыки.

Изучение медицины продолжается от двух до десяти лет. В конце первого года студенты сдают очень сложный экзамен, и только сдавшие его могут продолжать обучение.

После шести лет обучения студенты проходят конкурс в специализированную интернатуру, которая позволяет стать врачом-специалистом после четырех или пяти лет обучения, или получить диплом по "общей медицине" по конкурсу после двух лет обучения.

Французский аналог MBA - DESS

Обучение на диплом DESS приравнивается к третьему, последнему циклу высшего образования (аналог нашей аспирантуры и кандидатской степени).

DESS получают не только студенты, но и сотрудники компаний, заключившие со своим предприятием соглашение о повышении квалификации.

При поступлении проводится отборочный тест-собеседование (concours d'entre, конкурс бывает 4-5 человек на место). Обязательное условие для поступления - высшее образование (диплом Maitrise) по любой специальности. Не менее (а иногда и более) важен опыт управленческой работы. В отдельных случаях этот опыт может быть засчитан как первые четыре университетских курса. Подобные вопросы решает комиссия по эквивалентности. Она же занимается признанием полученных вами в российском вузе квалификаций. Для всех иностранцев есть еще одно общее требование - хорошее владение французским языком. В качестве подтверждения этого факта принимается документ об успешной сдачи экзамена DELF.

Допустим, вы благополучно прошли отбор и вас зачислили. Дальше предстоит выбрать подходящую специализацию. Наиболее известны и популярны следующие специализации: управление предприятием, международный маркетинг, дизайн и качество, управление персоналом, стратегия и руководство малыми и средними предприятиями.

Обучение по программе DESS любой специализации ориентировано на практику. Кроме безусловной полезности для студента, это еще и своеобразный "ответ взаимностью" предприятиям, которые отправляют сотрудников на программы formation continue (так называется послеуниверситетское образование) и платят по 20 тыс. франков за год обучения каждого. 3-4-месячная стажировка включена в любую программу DESS.

Цель послеуниверситетского обучения одна - подготовить выскоклассного специалиста в области экономики и управления. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в университетах наравне с прочими есть департаменты с "говорящей" аббревиатурой AIDE (aide - помощь). Здесь студент университета может пройти стажировку по собственному проекту и даже открыть собственное дело (в этом ему посодействует региональный совет предпринимателей).

Кроме того, сами школы регулярно публикуют предложения стажировок, календари ярмарок вакансий, рекомендации по составлению CV и т.д. в специализированных изданиях Figaro GEU (Grands Ecoles et Universites), Les Echos. Как показывает опыт, для многих студентов чтение таких изданий оказывается куда полезней скучной зубрежки занудных учебников по маркетингу.

Предупреждаем сразу - для получения диплома DESS придется много и напряженно учиться. Французы считают, что любой управленец должен знать основы стратегического планирования, аудита и контроля, логистики, управления производством, анализа рынков и политики сбыта, управления персоналом и социопсихологии менеджмента, финансов и коммерческого права.

На диплом DESS обычно готовят институты управления предприятиями (Institut d'Administration des Entreprises, IAE - французский аналог бизнес-школ), которые создаются при крупных учебных заведениях. Таких институтов сейчас во Франции 27, и они достаточно равномерно распределены по всей стране. Это государственные учреждения, и обучение здесь полностью регламентировано Министерством национального образования. Поскольку бизнес-специализаций DESS в государственном реестре более 10, каждый институт, заботясь прежде всего об уровне обучения, предлагает не все сразу, а в среднем 4-5 специализаций. Государство в свою очередь следит за тем, чтобы в среднем по стране не возникало "профицита" или "дефицита" какой-либо из специализаций.

Помимо IAE, получить французскую MBA можно еще и в бизнес-школах. Следует отметить, что не так давно пять наиболее престижных французских школ менеджмента, в их числе Высшая коммерческая школа (НЕС), Высшая школа экономических и коммерческих наук (ESSEC) и Высшая коммерческая школа Парижа образовали консорциум, в рамках которого можно за 2 года получить диплом MBA на английском языке. При всем при этом самой известной французской бизнес-школой по праву остается легендарная INSEAD.

mirznanii.com

: - Xreferat.com - , , ,

.

, , , . , , . . , . , . , . , : .

, , , . , . . , , , , , .

, . , , .. . , . . ., .. .., . , , , . .

Ι.

1.1

, . . , 2 6 . , .

, ( ). 18-19 , , . , - , . , , , , .

. . 4 , . , , 1. , ( 5 ) : , , , , . , , . , , , , - 2. , , . . , , , - . .

, , , , , .

2.2

. , , , , , , , , 3.

, 6 11 ( ) : (), 1- (1), 2- ( 2), 1- ( 1), 2- ( 2).

. 2-3 (scoles maternelles, .. ), 3-4 . : , , .4 27 ( 9-12 14 17 ), . . , , .

. , . () . . , , . , . (.. ) ; . , . , .

, . , . , : , .

. (2 10 ) , XVIII . , , , , , .., , . ( , , , , , ).

. (lecons de choses), . , - ,- , , . .5 . , . , .

, . , , . , , , , .

, . ; .

. , , , , , . , , , .

. , . , , , .

, . , . , . - , .

? 1938 ., 6. , : . , , . , , .7

: . .

, , .

. , , , , . -, , .

, : , . , .

, , , , . , , , .

, . , . . 12-14 , , , , . , , . , .8

. . , , , , , . , .

, , : . .9

1.3

: () (). . 7 .

I . , , , .

. , , .. . , . , 10 . . , . .

1. .

, , , . , , . , .

4 . . .

. - . .

. . . ( ). , .

, , . , , . : .10

2.

. 15 (lycee). 3 : 2-, 1- (terminale). (lycee professionnel) (CFA), . , , .. , 3 (baccalaureat, ), .

. , : ( , , ); ( ), , , , ; LEP , . , .

, , , . , .

, , - .

, , . , . , , :

- ;

- ;

- .

. : (L), (S) (ES). : , , - .

. , . . , - , . , , . , .

. , , , 80%. , , , . . : , , , , .11

, , . , .. , .

II.

, , . XII , . 1211 . . 1215 . . 4 : , , . , .

, . , : , 1229 .; , 1289 .; , 1306 ., ; , 1339 ..

, , , ( ). , . 1791 . . , ( ) ( , ), .

XIX , .

, 12 1968 . , . , , - . , . , .

26 1984 . , , . : , - , , , .

87 , 800 - , : ( ) ( 300).

, , .

, ( ) XVIII , , . , . 200 . . , , , , .

, .

, , , . .

2.1 ,

. , 2 . , . :

1. . S (breret de technichien superieur) . (). . . , .

2. (institut universitaire de technologie) DUT (diplome universitaire de technologie) . - . . , , . 2 . , . . . . , , .

3. 2- 3- : , .. . : , , , . () . . , . , - , :

- , () ;

- . , ;

- (1,2,3,4 ).

, .12

2.2 ,

. . .

, , . 2-3- . .

. () - (), . , . , . , . : , , .

- () , , . .

(, ..). - . , , 1-2 , , .

, . , , , ,

xreferat.com

- , , . MBA

www.infrance.ru

, 1880-90- . , 6 16 . . 20% . , . (baccalaureat).

1959 ( contrat d'association) - (8 9- ).

:

  • ( 6 )
  • (6 - 11 )
  • (11 - 18 ),
  • , , 30 , .

    :

  • (ecoles maternelles) , 4-5 .
  • , ( classes de soutien)
  • (tronc commun)
  • - ,
  • : , ,
  • ? , , , , . : , , , , . , .

    () . : , 1950 , 4,4% 1946 27,9% 1984, : 56,8% ( , , ), 7,7% .

    , , ( ) . , .

    2 ( ) 6 . , 3 6 .

    . , . , , .

    . 2 4 , . () 4 5 - , , . () 5 6 , .

    , ( ). 18 - 19 , , , .

    14 . ( certificat d'etudes primaire, CEP).

    , 6 11 ( ) :

  • (CP)
  • 1- (CE1)
  • 2- (CE2)
  • 1- (CM1)
  • 2- (CM2)
  • , . 27 (9-12 , 14 17 ), . .

    - , .

    - , , " " " ".

    .

    : () .

    6- 5- -

    , "" .

    , , .

    4- 3- -

    "" , .

    3- ( BEPC).

    3- . , .. "", "" .

    () . , .

    . , "" .

    SEGPA.

    2- ""

    LEP ( ) 2- .

  • CAP ( ), ,
  • BEP ( ) , , , , ..
  • , , - .

    LEP , . , .

    , BEP, , (""), "" .

    2- "" :

    3- :

    "" ,

    - , . , .

    "" .

    "", , , , .

    , ""

    . : "" "" , (Grandes ecoles), .

    , "" . , .

    , , .

    "" :

  • . BTS (brevet de technicien superieur) - .
  • (institut universitaire de technologie) DUT (diplome universitaire de technologie) - .
  • 2 3 : , , - ..
  • ""

    , ( ) , .

    , 40% .

    , (ESEU), , .

    , .

    :

    2 DEUG ( ) , .

    (licence) DEUG maitrise ( licence).

    : MST (maitrises des sciences et techniques) (les magisteres), .

    :

  • DESS ( ), , 1 maitrise .
  • DEA ( ) .
  • DEA ( ) (these), .

    . CEU ( ), , - .

    . , .

    , - , " " .

    MBA - DESS

    DESS , ( ).

    DESS , , .

    - (concours d'entre, 4-5 ). - ( Maitrise) . ( ) . . . . - . DELF.

    , . . : , , , , .

    DESS . , " " , formation continue ( ) 20 . . 3-4- DESS.

    - . , "" AIDE (aide - ). ( ).

    , , , CV .. Figaro GEU (Grands Ecoles et Universites), Les Echos. , .

    - DESS . , , , , , , , .

    DESS (Institut d'Administration des Entreprises, IAE - -), . 27, . , . - DESS 10, , , , 4-5 . , "" "" - .

    IAE, MBA -. , , (), (ESSEC) , 2 MBA . - INSEAD.

    www.francetour.ru

    Система образования во Франции: высшее, школьное и дошкольное

    Франция - страна вин, духов, моды и уникальной системы образования, построенной на многовековом опыте, традициях и нестандартном подходе к воспитанию и обучению подрастающего поколения.

    Дошкольное

    Семейное воспитание детей с рождения и до садика практически не отличается от российского. По правилам системы дошкольного образования во Франции малышей принимают в детсадовские учреждения с двухлетнего возраста и до шести лет. В экстренных случаях французы могут «начать вливаться в коллектив» с младенчества, едва достигнув 3 месяцев.

    Воспитанников делят на две возрастные группы:

    • самые юные - до 4 лет, они заняты разнообразными играми;
    • дети с 5 лет - вдобавок к играм дети рисуют, лепят, осваивают счет, чтение и письмо, готовясь к поступлению в первый класс.

    Во французских детсадах маленьких учеников категорически возбраняется ругать, педагогам запрещено даже повышать на них голос. Воспитатели прилагают массу усилий, чтобы их подопечные не ревели. Если малыш расстроился, его обязательно возьмут на руки, чтоб утешить и развлечь каким-нибудь веселым занятием.

    Среды во Франции принято посвящать домашнему привитию юным гражданам Республики семейных и религиозных ценностей, поэтому в эти дни практически все садики в стране не функционируют, а работающие родители вынуждены прибегать к родственной опеке или помощи нянь. Каждую среду бывают переполнены специальные учреждения для занятий творчеством: музыкой, рисованием, спортом – где малыши ждут возвращения пап и мам с работы.

    Французская педагогическая система опирается на отлично отработанные методики и практикует нетривиальные способы социализации. Дети с раннего возраста посещают:

    • заводы;
    • хозяйства фермеров;
    • парламент и Кабинет министров;
    • концерты;
    • научные лаборатории;
    • мэрии;
    • мастерские художников.

    Школьное

    Французская система образования:

    • отвергает религиозность обучения, хотя поощряет теологию в домашних условиях;
    • обязывает всех детей от 6 до 16 лет получать школьное образование;
    • предоставляет возможность учиться бесплатно.

    Обучение во французских школах проходит по трем ступеням:

    • начальной - от 6 до 11 лет;
    • средней - 11-14 лет;
    • старшей - 15-16 лет.

    В начальной школе учатся 5 лет. Все это время дети постигают основы классических школьных предметов и привыкают к пунктуальному планированию своей ежедневной занятости.

    Средняя школа называется коллежем. В нее выпускники начального уровня переходят без экзаменов. На четыре года ученик ограничен в своих передвижениях, поскольку коллеж выбирается строго по территориальному принципу. Отсчет классов осуществляется в обратном порядке: поступают дети в шестой класс, а завершают учебу в третьем.

    Согласно школьной схеме французской системы образования преподавание в коллеже ведется по трем циклам:

    1. Адаптационный. Длится год, на протяжении которого дети вникают в новые стандарты обучения и приспосабливаются к методике изложения математики, правописания, истории, родного языка.
    2. Центральный. К изучаемым предметам постепенно добавляются химия с опытами, физика с практикумами, латынь и иностранный язык.
    3. Ориентационный. Ученики определяются с выбором специализации, по которой предстоит обучение в лицее, а затем в университете или высшей школе.

    В 15 лет после коллежа ученики переходят в старшую школу - лицей с трехлетним курсом обучения. В них классы тоже отсчитываются в обратном порядке: второй - первый - выпускной.

    Виды лицеев:

    • профессиональные и центры обучения подмастерьев - здесь дети получают среднее специальное образование, не предполагающее дальнейшей учебы в высших учебных заведениях;
    • общеобразовательные и технологические - своего рода подготовительные курсы для поступления в университеты.

    Общеобразовательные лицеи подразделяются:

    • на филологические;
    • социологические;
    • экономические;
    • естественно-научные.

    Технологические лицеи бывают:

    • сервисными;
    • научно-промышленными;
    • медико-социальными;
    • лабораторно-исследовательскими.

    Школьная система оценок во Франции 20-балльная, но чаще используется рейтинговая шкала: ученик может сообщить родителям, что по физике он второй, по математике - седьмой, зато по рисованию - первый.

    Система школьного образования во Франции максимально поощряет трудяг, сводя к минимуму влияние на обучение детской одаренности: заучивание материала считается наилучшим способом обретения знаний. Многие справедливо говорят об этом как о значительном недостатке - зубрежкой без понимания невозможно добиться интеллектуального прогресса.

    Высшее

    Система высшего образования во Франции предусматривает два варианта получения знаний – в высших школах и университетах. Большинство вузов имеет государственный статус и находится под контролем Минобразования.

    Особой разницы между двумя образовательными учреждениями нет, но только университеты в основном выпускают юристов, врачей, преподавателей и работников науки, а высшие школы заняты подготовкой профессиональных кадров для экономики, культуры, военных и управленческих учреждений. Специализированные высшие школы во Франции считаются более престижными, чем государственные университеты.

    Во Франции существует два вида высшего образования:

    1. Короткое - готовятся специалисты преимущественно для промышленных предприятий и сферы услуг. Через 2–3 года выпускники могут получить дипломы двух типов – технологического института (DUT) и о присвоении высшей квалификации техника (BTS). Оба дают право продолжать учебу в университете или высшей школе.
    2. Длительное - основной вид, который реализуется в университетах и высших школах.

    Проходит в три цикла:

    • Студенты два года заняты изучением фундаментальных дисциплин и некоторых специализированных предметов. В конце выдается диплом DEUG.
    • Вторая стадия также длится 24 месяца. Первый год преподаются только специальные программы, уровень образованности отражается в степени лиценциата. По окончании второго года пишется дипломная работа, дающая право на степень Maitrise и диплом Master-1.
    • Третий цикл продолжается год. По его завершении выпускники удостаиваются диплома о высшем образовании DESS, который подтверждает готовность к работе по специальности.

    При желании студент может продлить процесс обучения и получить один из двух дипломов - Master-2 или DEA, свидетельствующих об углубленных знаниях и дающих право на поступление в аспирантуру.

    Для зачисления во французские университеты не надо сдавать вступительные экзамены - достаточно иметь диплом старшей школы, иногда пройти тестирование. Для зарубежных абитуриентов Франция устанавливает единственное ограничение: для поступления в вузы нужны успешные результаты экзамена по французскому языку ESABAC.

    edunews.ru


    Смотрите также