Saint nazaire франция


День 7. Сен-Назер - Галопом по Европам...

Сегодня у нас будет эксклюзивный репортаж. Дело в том, что в Сен-Назере наша группа только ночевала, и никаких экскурсий не предполагалось, т.к. город не особо туристический. Я же вечером решил всё-таки сделать вылазку в порт...

Отель "Брит" (Brit Hotel)

Расположились мы в 3-звёздочном отеле "Брит". Номера здесь стоят в районе 70-90 евро.

Отель "Брит" (Brit Hotel)

Погулять по городу больше никто не захотел, т.к. окрестные кварталы представляли из себя либо портовую промзону, либо перекопанные улицы.

Площадь Пьер Семар (Place Pierre Semard)

Самое красивое, что я увидел в Сен-Назере - это отель "Берри". Он тоже имеет 3 звезды, но значительно дороже нашего - 120-150 евро за ночь.

Отель "Берри" (Hotel Du Berry)

Пьяного хипстера, видимо, не пустили в стриптиз-клуб.

Клуб "Парадиз" (Le Paradise)

Город назван в честь христианского мученика Назария, который был обезглавлен в Милане.

Якорь

Население Сен-Назера - 67 тыс. жителей.

Порт

Город из рыбацкого стал превращаться в крупный промышленный в середине XIX в.

Порт

Сейчас муниципалитет пытается вернуть городу свою привлекательность (видимо, именно поэтому многие улицы были перерыты).

Яхта

Единственной достопримечательностью Сен-Назера русская "Википедия" называет бункер немецких подводных лодок. Его я и хотел найти в первую очередь.

Бульвар Поль Леферм (Boulevard Paul Leferme)

Нацисты построили это депо на 14 подлодок в 1941-43 гг. Сооружение имеет длину 300 м и высоту 18 м, причём толщина крыши составляет 8 м. За время войны ни одна лодка здесь не пострадала.

База подводных лодок (Base sous-marine)

Более того, союзники так и не смогли занять Сен-Назер до конца войны. Немцы сдали город лишь через 3 дня после капитуляции Германии. Таким образом, Сен-Назер называют последним городом Европы, освобождённым от нацистов.

Порт

Также Сен-Назер известен своей верфью.

Порт

Это всего одна из шести верфей мира, которая строит суда с длиной более 300 метров. Пожалуй, самый известный лайнер, построенный в Сен-Назере - это "Куинн Мэри 2".

"МСЦ Прециоза" (MSC Preziosa)

По логотипу на трубах однозначно можно сказать, что данный гигант принадлежит круизной компании MSC. Вероятнее всего - это "MSC Preziosa", который был спущен на воду в 2013 г. (мои снимки сделаны в мае 2012 г.). Длина лайнера - символичные 333,33 м. "Прециоза" может принять более 3.500 пассажиров.

"МСЦ Прециоза" (MSC Preziosa)

Это устье Луары. Дальше - Бискайский залив (французы его называют Гасконский). В 1931 г. здесь произошла катастрофа, очень похожая на случай с "Булгарией". Перегруженный туристический теплоход "Сен-Филибер" накренился и мгновенно перевернулся под сильным ветром. Хотя всё произошло недалеко от берега, спаслось только 8 человек. Точное число погибших неизвестно, но предположительно более 450!

Бискайский залив (Golfe de Gascogne)

А с другой стороны виден мост Сен-Назер. Он был построен в 1975 г. и на тот момент был самым длинным во Франции. Полная длина виадука - 3356 м, при этом длина центрального пролёта - 404 м. За ним в 50 км находится Нант...

Мост Сен-Назер (Pont de Saint-Nazaire)

Именно в Нант мы и отправимся на следующее утро...

Площадь Пьер Семар (Place Pierre Semard)

andreimos.livejournal.com

Сен-Назер википедия - википедия карта Сена-Назера - информация из википедии на карте

47°16′50″ с. ш. 2°12′03″ з. д.

Страна Регион Департамент Координаты Площадь Официальный язык Население Плотность Часовой пояс Почтовый индекс Код INSEE Официальный сайт
Город
Сен-НазерSaint-Nazaire
Герб

ФранцияФранция

Страна Луары

Луара Атлантическая

47°16′50″ с. ш. 2°12′03″ з. д.

46,79 км²

французский

68 838 человек (2006)

1471 чел./км²

UTC+1, летом UTC+2

44600

44184

mairie-saintnazaire.fr  (фр.)

Сен-Назер

Сен-Назер (фр. Saint-Nazaire [sɛ̃.na.zɛʁ], брет. Sant-Nazer) — портовый город во Франции, в устье Луары (департамент Луара Атлантическая). Население — 68 838 жителей (2006).

Порт

Внутренность док-бассейна Bassin de Penhoët

Луара является первой по длине рекой Франции, и треть её морской торговли (включая каботаж) проходит через Нант и его аванпорт Сен-Назер. Последний находится непосредственно при впадении реки в Бискайский залив. Луара судоходна для океанских судов на всем участке до Нанта (35 миль вверх по течению): гарантированная глубина на фарватере 10 м, ширина реки в нижней части свыше мили, в районе Нанта 1÷2 каб. Приемный маяк Эгильон (l’Aiguillon) характеристика ГрЗтм(4)БлКр12с,27м13М. В 1,5 милях выше Сен-Назера реку перекрывает неразводной мост; минимальная высота в судоходном пролёте 50 м.

Порт Сен-Назер расположен на северном (правом) берегу реки. Характерен высокими приливами: до 5,8 м в высокую воду. Приливно-отливные течения направлены в основном вдоль русла, и существенно влияют на общую скорость течения. Влияние заметно до Пэмбёф (фр. Paimboeuf, 11 миль вверх по течению): на внешних подходах течение достигает 1,4 уз при приливе, 1,7 уз при отливе; у Сен-Назера до 4 уз в обоих случаях; у Пэмбёф до 2,5 уз.

Соответственно, основную часть причального фронта составляют три док-бассейна (фр. Bassin de Saint-Nazaire, Bassin de Penhoët, Normandie Dock), с основным доступом через аванпорт, и дополнительным через шлюз на E стороне Bassin de Saint-Nazaire. Внешние гавани и аванпорт осыхающие. Шлюзовые ворота док-бассейнов открываются четырежды в сутки, в промежутках между высокой и низкой водой. Глубины у причалов позволяют швартовку судов всех классов, за исключением супертанкеров. Длина причального фронта свыше 3700 м. Имеются 4 сухих дока и стапель судостроительной верфи фр. Chantiers de l'Atlantique длиной 750 м.

Парусный и водно-моторный спорт представлены слабо: маломерные спортивные суда вынуждены разделять причалы с торговыми. Поэтому катера и яхты предпочитают гавани фр. Pornichet и Pornic на берегу залива по обе стороны от устья. Тем не менее для судов с малой осадкой возможен доступ через Луару в бретонскую систему рек и каналов, с выходом в Ла-Манш у Сен-Мало.

Вторая мировая война

Бункер для подводных лодок в Сен-Назере

Во Второй мировой войне в Сен-Назере были построены сооружения для немецкого подводного флота, которые сохранились до наших дней и придают порту его характерный облик. В одном из этих сооружений демонстрируется французская подводная лодка. Несмотря на освобождение почти всей Франции союзниками в 1944 году, немецкие войска успешно обороняли город до конца войны. Город сильно пострадал от бомбардировок союзников, но был отстроен. Любопытно, что укрытия для подводных лодок (как и все такие укрытия в Бискае) выдержали бомбежки; за всю войну ни одна лодка в них не пострадала.

Климат

Климат Сен-НазераПоказатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год Абсолютный максимум, °C 15,3 19,8 22,5 27,5 29,8 37,2 36,0 36,0 31,9 26,2 20,3 16,4 37,2 Средний максимум, °C 8,6 9,5 11,9 14,5 17,7 21,4 23,9 23,4 21,3 17,1 12,2 9,3 15,9 Средняя температура, °C 5,6 6,2 8,0 10,2 13,2 16,4 18,6 18,2 16,3 12,8 8,6 6,3 11,7 Средний минимум, °C 2,6 2,9 4,2 5,9 8,8 11,5 13,4 13,1 11,2 8,5 5,1 3,3 7,5 Абсолютный минимум, °C −13,8 −13,7 −8,1 −3 −0,9 2,0 6,5 4,7 1,1 −5,9 −7,9 −10,6 −13,8 Норма осадков, мм 81,3 68,3 59,3 48,9 65,3 42,6 38,0 39,6 58,0 78,6 81,9 79,5 741,3 Температура воды, °C 11 10 10 11 13 15 18 18 17 16 14 12 13
Источник: , World Climate Guide

ru.gulliway.org

Сен-Назер, Порт, Вторая мировая война

Герб Сен-Назер

Страна Франция
Регион Страна Луары
Департамент Луара Атлантическая
Почтовый индекс 44600
Площадь 46,79 км²
Часовой пояс UTC+1, летом UTC+2
Население 68 838 человек (2006)
Официальный сайт ссылка  (фр.)
Плотность 1471 чел./км²
Координаты Координаты: 47°16′50″ с. ш. 2°12′03″ з. д. / 47.280556° с. ш. 2.200833° з. д. (G) (O) (Я)47°16′50″ с. ш. 2°12′03″ з. д. / 47.280556° с. ш. 2.200833° з. д. (G) (O) (Я)

Сен-Назер (фр. Saint-Nazaire) — портовый город во Франции, в устье Луары, департамент Луара Атлантическая. Население 68 838 жителей(2006).

Порт

Луара является первой по длине рекой Франции, и треть ее морской торговли (включая каботаж) проходит через Нант и его аванпорт Сен-Назер. Последний находится непосредственно при впадении реки в Бискайский залив. Луара судоходна для океанских судов на всем участке до Нанта (35 миль вверх по течению): гарантированная глубина на фарватере 10 м, ширина реки в нижней части свыше мили, в районе Нанта 12 каб. Приемный маяк Эгильон (l’Aiguillon) характеристика ГрЗтм(4)БлКр12с,27м13М. В 1,5 милях выше Сен-Назера реку перекрывает неразводной мост; минимальная высота в судоходном пролете 50 м.

Порт Сен-Назер расположен на северном (правом) берегу реки. Характерен высокими приливами: до 5,8 м в высокую воду. Приливно-отливные течения направлены в основном вдоль русла, и существенно влияют на общую скорость течения. Влияние заметно до Пэмбёф (фр. Paimboeuf, 11 миль вверх по течению): на внешних подходах течение достигает 1,4 уз при приливе, 1,7 уз при отливе; у Сен-Назера до 4 уз в обоих случаях; у Пэмбёф до 2,5 уз.

Соответственно, основную часть причального фронта составляют три док-бассейна (фр. Bassin de Saint-Nazaire, Bassin de Penhot, Normandie Dock), с основным доступом через аванпорт, и дополнительным через шлюз на E стороне Bassin de Saint-Nazaire. Внешние гавани и аванпорт осыхающие. Шлюзовые ворота док-бассейнов открываются четырежды в сутки, в промежутках между высокой и низкой водой. Глубины у причалов позволяют швартовку судов всех классов, за исключением супертанкеров. Длина причального фронта свыше 3700 м. Имеются 4 сухих дока и стапель судостроительной верфи фр. Chantiers de l'Atlantique длиной 750 м.

Парусный и водно-моторный спорт представлены слабо: маломерные спортивные суда вынуждены разделять причалы с торговыми. Поэтому катера и яхты предпочитают гавани фр. Pornichet и Pornic на берегу залива по обе стороны от устья. Тем не менее для судов с малой осадкой возможен доступ через Луару в бретонскую систему рек и каналов, с выходом в Ла-Манш у Сен-Мало.

Вторая мировая война

Во Второй мировой войне в Сен-Назере были построены сооружения для немецкого подводного флота, которые сохранились до наших дней и придают порту его характерный облик. В одном из этих сооружений демонстрируется французская подводная лодка. Несмотря на освобождение почти всей Франции союзниками в 1944 году, немецкие войска успешно обороняли город до конца войны. Город сильно пострадал от бомбардировок союзников, но был отстроен. Любопытно, что укрытия для подводных лодок (как и все такие укрытия в Бискае) выдержали бомбежки; за всю войну ни одна лодка в них не пострадала.

www.travellers.ru

15 лучших отелей в Сен-Назере, Франция

15 лучших отелей в Сен-Назере, Франция - Booking.com

Введите свои даты и выбирайте из 32 вариантов размещения!

В прошлом месяце более миллиона людей сказали, что готовы порекомендовать Booking.com друзьям и родственникам.

Когда отдыхать в Сен-Назере

Средняя цена за ночь

Количество туристов

Сен-Назер в

Средние показатели:
  • Цена за ночь:
  • Количество туристов:
  • Температура: Температура:
  • Количество осадков: Количество осадков:
Найти предложения в
Saint-Nazaire — ищете специальные предложения в этом городе? Проверьте цены и наличие мест на:

뉅 뀡 뉅 뉅 덀 녴 덀 녴

Сэкономьте время и деньги!

Подпишитесь, и мы вышлем вам лучшие предложения

Посмотрите лучшие в Сен-Назере отели, мини-гостиницы и мини-гостиницы, отели типа «постель и завтрак» и варианты для отпуска — на основании 4 987 реальных отзывов.

notgogplace

  • Мы договорились с тысячами отелей о предоставлении самых лучших предложений. Эти Эксклюзивные предложения действуют лишь в течение ограниченного времени.

  • Вы будете получать эти предложения бесплатно, подписавшись на рассылку. А еще, выберите любимые направления и узнавайте о предложениях, интересных именно вам.

  • Не волнуйтесь – адрес вашей электронной почты остается в безопасности. Мы никогда не распространяем личные данные, и вы можете отказаться от рассылки в любой момент.

Сэкономьте время и деньги!
  • Города
  • Ориентиры
  • Аэропорты
  • Другие типы размещения
  • Другие темы отелей
  • Популярные сети
    • Ла-Боль В 13,5 km
    • Ванн В 59,5 km
    • Порник В 19,5 km
    • Sarzeau В 50,3 km
    • Нуармутье В 30,6 km
    • Порнише В 9,3 km
    • Геранд В 17,4 km
    • Сен-Бревен-ле-Пен В 4,5 km
    • Ле-Пулиген В 16,4 km
    • Ле Круазик В 22,4 km
    • Saint-Michel-Chef-Chef В 11,1 km
    • Триньяк В 5,3 km
    • Saint-André-des-Eaux В 8,7 km
    • Saint-Brévin-lʼOcéan В 7,2 km
    • Corsept В 11,6 km
    • Le Pointeau В 5,2 km
    • Donges В 11,5 km
    • Le Quatretais В 7,3 km

Проверенные отзывы от настоящих гостей.

На нашем сайте более 70 млн отзывов о вариантах размещения, и они все оставлены настоящими гостями после проживания.

Как это работает?

  • Все начинается с бронирования

    Единственный способ оставить отзыв — это совершить бронирование. Поэтому мы точно знаем, что отзывы на нашем сайте пишут настоящие гости, которые останавливались в наших объектах размещения.

  • Затем следует путешествие

    Наши гости приезжают и проверяют, действительно ли в номере тихо, а еда прекрасна.

  • И наконец — отзыв

    После путешествия гости рассказывают нам о своих впечатлениях. Мы проверяем каждый отзыв на подлинность, убеждаемся, что в них нет нецензурной лексики, и добавляем их на сайт Booking.com.

Если вы забронировали проживание на нашем сайте и хотите оставить отзыв, пожалуйста, сначала войдите в свой аккаунт.

 

В целях обеспечения наилучшего пользовательского опыта для вас мы собираем и используемcookie-файлы и некоторые другие данные на нашем сайте в технических, аналитических и маркетинговых целях. Продолжая просмотр нашего сайта, вы соглашаетесь на сбор и использование cookie-файлов и других данных нами в соответствии с Положением о конфиденциальности. Закрыть 327516,318014|1,328244,305044|1,288995,317892,318941,328612,324664,330786|1,324639,316641,325507,327516|1,319410,331528,305026,330266,315784,326079,332047|1,332047,314682,331223,321075,326093,331150,308239,305044,328154,323613,331547,327573,263851,329726,332574,320250,330639,269862,330993,326911,328106,323790,330786,305044|6,322571,330064,317940,326911|1,275824,331528|4,298203

www.booking.com

Сен-Назер, Атлантическая Луара, Страна Луары, Франция

animateur démonstrateur multimédia h/f - Nantes/Saint-Nazaire

Nantes, Loire-Atlantique - Saint-Nazaire, Loire-Atlantique

компания : CPM

Avis aux amateurs du digital : notre client, leader dans le domaine de l’informatique, souhaite recruter des animateurs multimédia ! [Opportunité dès le 18 octobre] | VOTRE MISSION : promouvoir des casques à réalité virtuelle | 1# Faire...

контракт : N/A

подробнее

Supply chain / Excel VBA (H/F)

Saint-Nazaire, Loire-Atlantique

компания : ABMI

ABMI, société de conseil en Ingénierie en forte croissance, accompagne depuis plus de 35 ans les défis industriels en France, en Europe et dans le monde. Partenaires des plus grands projets, nos 700 collaborateurs, docteurs, ingénieurs, tec...

контракт : N/A

подробнее

Directeur Technique & Innovation MOA H/F (CDI)

Saint-Nazaire, Loire-Atlantique

компания : CABINET BOISDRON & ASSOCIES

Rattaché au Directeur Général du groupe constitué de 2 pôles (social et concurrentiel), et membre du Codir groupe, vous intervenez avec votre équipe de la direction technique en supports de la direction de promotion et en appui du groupe su...

контракт : N/A

подробнее

Conseiller Mutualiste H/F

Saint-Nazaire, Loire-Atlantique

компания : MGEN

Avec plus de 3,5 millions de personnes protégées, le Groupe MGEN est un acteur majeur de la protection sociale complémentaire : santé, prévoyance, autonomie, retraite et compte plus de 9 000 salariés. Il fait partie du groupe Istya, premier...

контракт : N/A

подробнее

Conseiller Mutualiste H/F

Saint-Nazaire, Loire-Atlantique

компания : MGEN

Avec plus de 3,5 millions de personnes protégées, le Groupe MGEN est un acteur majeur de la protection sociale complémentaire : santé, prévoyance, autonomie, retraite et compte plus de 9 000 salariés. Il fait partie du groupe Istya, premier...

контракт : N/A

подробнее

Responsable Méthodes Logistiques H/F

Saint-Nazaire, Loire-Atlantique

компания : Engie Axima

L'un des premiers énergéticiens au niveau mondial, ENGIE est présent sur l'ensemble de la chaîne de l'énergie, en électricité et en gaz naturel, de l'amont à l'aval. En inscrivant la croissance responsable au coeur de ses métiers (énergie, ...

контракт : N/A

подробнее

MENUISIER POSEUR NAVAL(H/F)

Saint-Nazaire, Loire-Atlantique

компания : Altitude technique agencement

Notre client est une entreprise spécialisée dans la menuiserie et l’agencement haut de gamme terrestre et naval (hôtels, boutiques de luxe, …). Notre client, acteur majeur de la construction navale, apporte un service complet d'une équipe d...

контракт : N/A

подробнее

Chef de secteur Commerce (F/H) (CDI)

Saint-Nazaire, Loire-Atlantique

компания : Castorama

Membre du Comité de Direction du magasin, vous participez à l'organisation et à la croissance des résultats du magasin - Vous pilotez, développez et rentabilisez votre secteur dans le respect des objectifs fixés - Vous définissez des plan...

контракт : N/A

подробнее

Concepteur Vendeur / Commercial (H/F)

Saint-Nazaire, Loire-Atlantique

компания : Cuisinella

SAINT NAZAIRE 44 VENDRE chez Cuisinella ce n’est pas que vendre de beaux produits C’est aussi rendre nos clients heureux ! Être à leur écoute, comprendre leurs besoins, respecter leur budget notre clientèle est de plus en plus exigeante, ...

контракт : N/A

подробнее

Ingénieur Chargé d'Affaires ou Technicien Chargé d'Affaires CTC H/F

Saint-Nazaire, Loire-Atlantique

компания : Apave

Le métier d'Apave ? Accompagner les entreprises et collectivités en France ou à l'international dans la maîtrise de leurs risques techniques, humains et environnementaux. Chaque jour, nos 10 860 collaborateurs sont plongés au cœur des enjeu...

контракт : N/A

подробнее

animateur démonstrateur multimédia h/f - Nantes/Saint-Nazaire

Nantes, Loire-Atlantique - Saint-Nazaire, Loire-Atlantique

компания : CPM

Avis aux amateurs du digital : notre client, leader dans le domaine de l’informatique, souhaite recruter des animateurs multimédia ! [Opportunité dès le 18 octobre] | VOTRE MISSION : promouvoir des casques à réalité virtuelle | 1# Faire...

контракт : N/A

подробнее

animateur démonstrateur multimédia h/f - Nantes/Saint-Nazaire

Nantes, Loire-Atlantique - Saint-Nazaire, Loire-Atlantique

компания : CPM

Avis aux amateurs du digital : notre client, leader dans le domaine de l’informatique, souhaite recruter des animateurs multimédia ! [Opportunité dès le 18 octobre] | VOTRE MISSION : promouvoir des casques à réalité virtuelle | 1# Faire...

контракт : N/A

подробнее

ru.db-city.com

Сен-Назер — WiKi

Порт

  Внутренность док-бассейна Bassin de Penhoët

Луара является первой по длине рекой Франции, и треть её морской торговли (включая каботаж) проходит через Нант и его аванпорт Сен-Назер. Последний находится непосредственно при впадении реки в Бискайский залив. Луара судоходна для океанских судов на всем участке до Нанта (35 миль вверх по течению): гарантированная глубина на фарватере 10 м, ширина реки в нижней части свыше мили, в районе Нанта 1÷2 каб. Приемный маяк Эгильон (l’Aiguillon) характеристика ГрЗтм(4)БлКр12с,27м13М. В 1,5 милях выше Сен-Назера реку перекрывает неразводной мост; минимальная высота в судоходном пролёте 50 м.

Порт Сен-Назер расположен на северном (правом) берегу реки. Характерен высокими приливами: до 5,8 м в высокую воду. Приливно-отливные течения направлены в основном вдоль русла, и существенно влияют на общую скорость течения. Влияние заметно до Пэмбёф (фр. Paimboeuf, 11 миль вверх по течению): на внешних подходах течение достигает 1,4 уз при приливе, 1,7 уз при отливе; у Сен-Назера до 4 уз в обоих случаях; у Пэмбёф до 2,5 уз.

Соответственно, основную часть причального фронта составляют три док-бассейна (фр. Bassin de Saint-Nazaire, Bassin de Penhoët, Normandie Dock), с основным доступом через аванпорт, и дополнительным через шлюз на E стороне Bassin de Saint-Nazaire. Внешние гавани и аванпорт осыхающие. Шлюзовые ворота док-бассейнов открываются четырежды в сутки, в промежутках между высокой и низкой водой. Глубины у причалов позволяют швартовку судов всех классов, за исключением супертанкеров. Длина причального фронта свыше 3700 м. Имеются 4 сухих дока и стапель судостроительной верфи фр. Chantiers de l'Atlantique длиной 750 м.

Парусный и водно-моторный спорт представлены слабо: маломерные спортивные суда вынуждены разделять причалы с торговыми. Поэтому катера и яхты предпочитают гавани фр. Pornichet и Pornic на берегу залива по обе стороны от устья. Тем не менее для судов с малой осадкой возможен доступ через Луару в бретонскую систему рек и каналов, с выходом в Ла-Манш у Сен-Мало.

Вторая мировая война

  Бункер для подводных лодок в Сен-Назере

Во Второй мировой войне в Сен-Назере были построены сооружения для немецкого подводного флота, которые сохранились до наших дней и придают порту его характерный облик. В одном из этих сооружений демонстрируется французская подводная лодка. Несмотря на освобождение почти всей Франции союзниками в 1944 году, немецкие войска успешно обороняли город до конца войны. Город сильно пострадал от бомбардировок союзников, но был отстроен. Любопытно, что укрытия для подводных лодок (как и все такие укрытия в Бискае) выдержали бомбежки; за всю войну ни одна лодка в них не пострадала.[1]

Климат

Климат Сен-Назера Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год Абсолютный максимум, °C 15,3 19,8 22,5 27,5 29,8 37,2 36,0 36,0 31,9 26,2 20,3 16,4 37,2 Средний максимум, °C 8,6 9,5 11,9 14,5 17,7 21,4 23,9 23,4 21,3 17,1 12,2 9,3 15,9 Средняя температура, °C 5,6 6,2 8,0 10,2 13,2 16,4 18,6 18,2 16,3 12,8 8,6 6,3 11,7 Средний минимум, °C 2,6 2,9 4,2 5,9 8,8 11,5 13,4 13,1 11,2 8,5 5,1 3,3 7,5 Абсолютный минимум, °C −13,8 −13,7 −8,1 −3 −0,9 2,0 6,5 4,7 1,1 −5,9 −7,9 −10,6 −13,8 Норма осадков, мм 81,3 68,3 59,3 48,9 65,3 42,6 38,0 39,6 58,0 78,6 81,9 79,5 741,3 Температура воды, °C 11 10 10 11 13 15 18 18 17 16 14 12 13
Источник: [2], World Climate Guide

Примечания

Литература

  • North Biscay: Ouessant to La Gironde. Cruising pilot, by K. Adlard Coles. 6th ed. Imray, St. Ives, 2000. ISBN 0-85288-416-8

Ссылки

wiki-pedia.club

Рейд на Сен-Назер - это... Что такое Рейд на Сен-Назер?

Рейд на Сен-Назер (англ. St Nazaire Raid), Операция «Колесница» (англ. Operation Chariot) — спецоперация сил британских коммандос и королевского флота, проведённая 28 марта 1942 года, в ходе которой англичанам удалось вывести из строя до конца войны сухой док Луи Жубер Лок (англ.)русск. (англ. Louis Joubert Lock) во французском городе Сен-Назер, крупном порту и базе кригсмарине — единственный сухой док на побережье Атлантики, способный принимать самый мощный корабль в составе кригсмарине (после потопления «Бисмарка») — линкор «Тирпиц».

Предыстория

Город Сен-Назер расположен на северном берегу Луары, в 400 километрах (250 миль) от ближайшего британского порта. В 1942 году в городе проживало около 50 тыс. человек. Порт внешней гавани Сен-Назера, известный как Аванпорт (англ. Avant Port), был образован двумя пирсами, выступающими в Атлантический океан. С помощью двух уровней шлюзов происходил контроль уровня воды в гавани, так, что он не изменяется под действием приливов. Также действовал док, известный как Бассейн де Пенуэт (англ. Basin de Penhoët), который мог принимать суда водоизмещением до 10000 английских тонн (10160 тонн в метрической системе мер). Существовал также старый вход в залив Сен-Назер через северо-западную часть дока Луи Жубер Лок, который считался крупнейшим сухим доком в мире. Именно в этом доке в 1932 году был построен знаменитый лайнер Нормандия. Посередине между южным пирсом и Аванпортом располагалась пристань «Старый крот» (англ. Old Mole)[2][3].

24 мая 1941 года в Датском проливе состоялось сражение между кораблями Королевского флота Великобритании (линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ») и кораблями кригсмарине (линкор «Бисмарк» и тяжёлый крейсер «Принц Ойген»). В ходе сражения был потоплен «Худ», а «Принц Уэльский» получил тяжёлые повреждения. «Бисмарк», также получивший серьёзные повреждения, направился в порт Сен-Назер, где находился единственный в Атлантике док, способный принять корабль такого типа, однако был потоплен британскими кораблями в 380 милях к юго-западу от ирландского города Корк.[2]

Летом 1941 года Отдел военно-морской разведки Великобритании (англ. Britain's Naval Intelligence Division) предложил организовать рейд на Сен-Назер, с целью вывести из строя док Луи Жубер Лок. В январе 1942 года, когда линкор «Тирпиц», принадлежащий к тому же классу, что и «Бисмарк», стал представлять реальную опасность для флота союзников, в Объёдинённом оперативном штабе (англ.)русск. (англ. Combined Operations Headquarters, ООШ) началась разработка плана рейда. Разработчики плана исходили из того, что в случае вывода из строя единственного дока, способного принимать «Тирпиц», немцы не решатся выводить линкор в Атлантику.

При разработке операции ООШ рассмотрел несколько вариантов разрушения дока. В связи с тем, что на первом этапе войны британское командование стремилось избегать жертв среди гражданского населения, исключался вариант налёта на док бомбардировщиков, которые не смогли бы уничтожить цель, не вызвав потерь среди мирного населения[4]. Управление специальных операций (УСО) заявило, что его агенты не смогли бы взорвать док с помощью взрывчатки, так как для перевозки заряда необходимой мощности потребовалось бы слишком много людей[5]. Вариант использования военных кораблей для разрушения дока был также отвергнут, так как любой корабль с достаточной для выполнения этого задания огневой мощью был бы обнаружен береговой артиллерией противника задолго до подхода к цели[4].

В конечном итоге, было решено использовать для рейда подразделения британских коммандос при поддержке военно-морского флота. В это время, из-за весеннего половодья, уровень моря у Сен-Назера был выше обычного, что позволяло британским кораблям пройти через песчаные отмели в устье Луары и войти в док[6].

План рейда

План порта Сен-Назер в 1942 году

В первоначальном плане рейда были обозначены три основные цели — вывод из строя дока, разрушение старых шлюзов у входа в гавань Сен-Насера вместе с насосной техникой, а также уничтожение всех судов, стоящих в гавани, включая подводные лодки[7]. Для высадки десанта планировалось использовать два эсминца — первый должен был высадить коммандос на берег, после чего последние заложили бы взрывчатку в доке. Затем он должен был быть взорван вместе с сооружениями дока. Второй эсминец, при огневой поддержке ВВС, должен был забрать коммандос[6].

Когда этот план был представлен на утверждение Адмиралтейства, он был отвергнут в связи с тем, что Адмиралтейство ни при каких обстоятельствах не желало допустить потери кораблей. Было предложено использовать для высадки коммандос и их последующей эвакуации корабль «Свободной Франции» «Ураган» (англ.)русск. (фр. Ouragan) при поддержке флотилии малых катеров[6]. 3 марта 1942 года был утверждён окончательный план рейда, получивший название Операция «Колесница» (англ. Operation Chariot). В итоговом варианте было плана было сокращено число самолётов, которые должны были подавлять немецкую артиллерию. В связи с этим, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль высказался за более тщательный выбор целей для авиаударов в ходе проведения операции[5].

При разработке плана операции Объединённый оперативный штаб работал совместно с другими ведомствами — такими как Отдел военно-морской разведки, который занимался сбором информации о дислокации немецких войск, Секретная разведывательная служба, предоставившая подробный план Сен-Назера, военная разведка, предоставившая информацию о дислокации артиллерии противника. Технические характеристики дока Луи Жубер Лок были получены из довоенных технических журналов. С помощью разведданных, полученных в результате расшифровке сообщений немецкой шифровальной машины Энигма, удалось выяснить расположения минных полей на побережье и маршруты полётов Люфтваффе в этом районе.

Состав сил рейда

Солдаты английского десанта на борту эсминца «Кэмпбелтаун» в процессе подготовки к рейду на порт Сен-Назера. В ходе подготовки к операции эсминец был серьёзно переоборудован.

Для участия в рейде был выбран устаревший эсминец «Кэмпбелтаун» (англ.)русск. (англ. HMS Campbeltown), в прошлом — американский миноносец «Бьюкенен» (англ. USS Buchanan), переданный США флоту Великобритании в рамках договора от 3 сентября 1940 года «Миноносцы в обмен на соглашение по базам» (англ.)русск.[8][9]. Командовал эсминцем лейтенант-коммандер Стивен Халден Битти (англ.)русск. (англ. Stephen Halden Beattie). В соответствии с планом операции, «Кэмпбелтаун» должен был протаранить шлюзы дока.

Для подготовки «Кэмпбелтауна» к рейду потребовалось десять дней. Эсминец был облегчен, его водоизмещение сокращено настолько, чтобы он мог спокойно проходить через песчаные отмели в устье Луары. Это было достигнуто путём полного демонтажа всего оборудования внутренних отсеков. На верфи с эсминца были сняты три 4-дюймовых (100 мм) орудия, торпеды и глубинные бомбы, вместо них были установлены 12-фунтовые орудия. На верхней палубе было установлено восемь 20-миллиметровых пушек «Эрликон» (англ. Oerlikon)[10]. Борты корабля были устланы двумя слоями брони; также дополнительная броневая защита была установлена на капитанском мостике и в рубке рулевого[11]. Это было сделано для того, чтобы попадание случайного снаряда не вызвало детонацию[12]. Две из четырёх труб были удалены, оставшиеся две — подрезаны; это было сделано для того, чтобы силуэт «Кэмпбелтауна» издали можно было бы принять за силуэт немецкого миноносца[12][13]. На корабле был заложен заряд взрывчатки массой 4,5 тонны, залитый бетоном для того, чтобы его не смогла найти команда разминирования кригсмарине[1][14]. Согласно плану операции, «Кэмпбелтаун» должен был быть взорван после того, как коммандос покинут Сен-Назер[15].

Кроме «Кэмпбелтауна», в рейде участвовали и другие суда. Два эсминца типа «Хант» (англ.)русск. — «Тайндейл» (англ.)русск. (англ. HMS Tynedale) и «Эфирстоун» (англ. HMS Atherstone), должны были сопровождать «Кэмпбелтаун» до французского побережья, оставшись в открытом море во время самой операции. На артиллерийском катере MGB 314 находился командный пункт, с которого командующий рейдом и начальник коммандос осуществляли руководство операцией[16]. Перед торпедным катером MTB 74 под командованием младшего лейтенанта Майкла Вина (англ.)русск.[17] были поставлены две задачи: в случае, если ворота внешнего шлюза были бы открыты, он должен был торпедировать ворота внутреннего шлюза, в противном случае капитану катера было приказано торпедировать шлюзовые ворота в старом бассейне Сен-Назера. Для переброски коммандос к месту десанта предназначались 12 моторных катеров, входившие в состав 20-й и 28-й флотилий[18]. Каждый из них был вооружён двумя «Эрликонами», по одному на носу и на корме, и пулемётом «Льюис». Незадолго до начала рейда в состав сил эскадры были включены ещё четыре моторных катера из 7-й флотилии, вооружённых, как правило, 3-фунтовым орудием Викерс (англ.)русск., двумя пулемётами «Льюис» (по одному на носу и корме) и имевшими на борту по 12 глубинных бомб[19]. Эти катера должны были отвлекать на себя корабли кригсмарине в устье Луары. К верхней палубе каждого катера был прикреплён дополнительный топливный бак объёмом 500 галлонов[20]. Наконец, в операции участвовала подлодка типа «S» (англ.)русск. «Осётр» (англ.)русск. (англ. HMS Sturgeon), которая должна была служить навигационным маяком для руководства действиями сил рейда[21][22].

Британские коммандос. 1942 год

Командующим силами коммандос был назначен подполковник Чарльз Ньюман (англ.)русск. (англ. Augustus Charles Newman); из 2-го батальона коммандос (англ.)русск., которым он командовал, в состав сил рейда было выделено 173 бойца[16]. Остальные 92 бойца были выделены из других батальонов коммандос — 1-го (англ.)русск., 3-го (англ.)русск., 4-го (англ.)русск., 5-го (англ.)русск., 9-го (англ.)русск. и 12-го (англ.)русск.[16][23][24]. Коммандос были разделены на три группы: первую и вторую разместили на катерах, а третью — на борту «Кэмпбелтауна». Первая группа, которой командовал капитан Ходжесон (англ. Hodgeson), должна была захватить пристань «Старый крот» и уничтожить немецкую зенитную артиллерию на южных причалах, затем прийти в старую часть города и взорвать электростанцию​​, переправы и шлюзы, ограждающие выход в залив Сен-Назер через Аванпорт[25]. Главной целью был захват причала — после выполнения этого задания группа должна была начать подготовку к эвакуации[26]. Вторая группа, под командованием капитана Бёрна (англ. Burn), должна была высадиться возле старого входа в залив Сен-Назер, взорвать шлюзы, ограждающие этот вход, уничтожить немецкую зенитную артиллерию, отбив, в случае необходимости, атаки подводных лодок противника[26]. Третья группа, под командованием майора Уильяма (Билла) Копланда (англ. William «Bill» Copland), также бывшего заместителем командующего Ньюмана, должна была обеспечить безопасность территории вокруг Кэмпбелтауна, когда он причалит к берегу, уничтожить находящиеся неподалёку шлюзы, насосные станции и топливные баки[26]. Все три группы были разделены на штурмовые команды, диверсионные команды и команды обороны. Первыми должны были столкнуться с врагом штурмовые команды; перед ними была поставлена задача расчистить путь для бойцов двух других видов команд. После этого бойцы диверсионных команд должны были заложить взрывчатку на объекты, обозначенные в плане операции, а бойцы команд обороны, вооружённые пистолетами-пулемётами Томпсона, в это время должны были защищать их от огня противника[26]. Значительную помощь в планировании операции оказал капитан Корпуса королевских инженеров (англ.)русск. Билл Причард (англ. Bill Pritchard), до войны работавшего на Большой Западной железной дороге. В 1940 году, во время службы в Британском экспедиционном корпусе во Франции (англ.)русск., он предложил план эвакуации оборудования французских портов, в том числе и порта Сен-Назер, на случай их захвата вермахтом. Этот план не удалось воплотить в жизнь, но британское командование оценило усилия Причарда и воспользовалось его помощью при подготовке рейда на Сен-Назер[24].

Силы вермахта

Немецкое 20-миллиметровое орудие ПВО

В районе Сен-Назера было около 5000 немецких солдат[27]. Сен-Назерский порт оборонял 280-й морской артиллерийский батальон под командованием капитана первого ранга Эдо Дикманна (нем. Edo Dieckmann)[28]. На вооружении батальона было 28 орудий различного калибра, от 75-мм пушек до 280-мм орудий железнодорожной артиллерии. Также защиту порта обеспечивала 22-я бригада морской зенитной артиллерии в составе трёх батальонов — 703-го, 705-го и 809-го[28], которой командовал капитан первого ранга Карл-Конрад Мекке (англ.)русск. (нем. Karl-Conrad Mecke)[28]. Она имела 43 зенитных орудия с калибрами от 20 до 40 мм. Эти орудия могли использоваться и в качестве зенитных, и в качестве орудий прибрежной обороны. Многие из них были размещены на подводных лодках и других объектах Сен-Назерской базы субмарин (англ.)русск.[28].

За оборону порта и находящихся в нём судов и подводных лодок отвечал командир порта, корветтен-капитан Келлерман (нем. Kellerman). 333-я пехотная дивизия (англ.)русск. отвечала за оборону побережья на участке между Сен-Назером и Лорьяном. Часть войск дивизии было размещено непосредственно в городе, часть — в окрестных деревнях. В случае нападения на порт они должны были быть немедленно переброшены к месту высадки войск союзников[29].

В устье Луары стояли три корабля кригсмарине — эсминец, военно-морской траулер (англ.)русск. и тральщик класса «Шпербрехер» (англ.)русск. (нем. Sperrbrecher), причём последний стоял в порту Сен-Назер в качестве сторожевого корабля[30]. В ночь на 28 марта в гавани также находились четыре лодки и десять тральщиков типа М (англ.)русск. из 16-й и 42-й флотилии. В доках Сен-Назера стояло два танкера. 6-я и 7-я флотилии подводных лодок, которыми командовали соответственно капитан-лейтенант Георг-Вильгельм Шульц (нем. Georg-Wilhelm Schulz) и корветтен-капитан Герберт Сохлер (англ.)русск. (нем. Herbert Sohler), постоянно базировались в порту. Численность обеих флотилий на момент рейда неизвестна. За день до рейда, 27 марта, база подводных лодок была проинспектирована командующим подводным флотом кригсмарине вице-адмиралом Карлом Дёницем (нем. Karl Dönitz). В разговоре с ним корветтен-капитан Сохлер заявил, что «нападение на базу будет опасным и в высшей степени невероятным» (англ. «An attack on the base would be hazardous and highly improbable»)[31].

Ход операции

Выход конвоя

26 марта 1942 года в 14 часов из порта Фалмут вышел конвой в составе трёх эсминцев и 16 катеров. В процессе движения суда разделились на три колонны, среднюю образовали эсминцы. По прибытии в Сен-Назер катера из левой колонны высадили коммандос, находящихся у них на борту, на пристань «Старый крот», катера из правой колонны — возле старого входа в залив. Катера MTB 314 и MGB 74 были взяты на буксир «Кэмпбелтауном» и «Эфирстоуном»[26]. 27 марта в 07:20 эсминец «Тандейл» обнаружил подводную лодку кригсмарине и открыл по ней огонь — впоследствии выяснилось, что это была U-593. В погоню за подлодкой были посланы два эсминца, на неё были сброшены глубинные бомбы, но ей удалось уйти, не получив повреждений. Эсминцы вернулись в конвой в 09:00. Затем на пути у конвоя появились два французских рыболовецких траулера — из соображений сохранения секретности проводимой операции они были затоплены, а их экипажи взяты в плен[27]. В 17:00 конвой получил сообщение от командующего войсками округа Плимут о том, что недалеко от конвоя находятся пять немецких торпедных катеров. Два часа спустя было получено другое сообщение, в котором говоирилось, что к конвою должны присоединиться ещё два эсминца — «Кливленд» (англ. ,HMS Cleveland) и «Броклсби» (англ. HMS Brocklesby)[32].

В 21 час, когда конвой был на расстоянии 65 морских миль (120 километров) от Сен-Назера, он сменил курс и направился к устью Луары, оставив «Эфирстоун» и «Тандейл» патрулировать акваторию[33]. После этого был изменён порядок следования кораблей: возглавляли конвой MGB 74 и два моторных катера, за ними шёл Кэмпбелтаун, оставшиеся моторные катера сформировали две колонны по обе стороны Кэмпбелтауна, замыкал конвой MTB 314[34]. Первым судном, потерянным во время рейда, стал моторный катер ML 341, экипаж которого был вынужден оставить его из-за остановки двигателя. В 22:00 подлодка «Осётр» зажгла навигационные огни, для того чтобы корабли смогли идти в ночных условиях. Примерно в это же время на «Кэмпбелтауне» был поднят немецкий военно-морской флаг (англ.)русск., чтобы его можно было принять за эсминец кригсмарине[27].

Авиаудар

Атаке с моря предшествовала бомбардировка силами Королевских ВВС, не приведшая ни к каким результатам.

27/28 Марта 1942 года. Рейд на Сен-Назер. 35 бомбардировщиков Whitley и 27 Wellington вылетели на бомбежку немецких позиций в окрестностях Сен-Назера для поддержки операции ВМФ и коммандос по уничтожению сухого дока. Самолёты имели приказ отработать по цели только в случае чёткой видимости объекта. Но в условиях сильного обледенения и сплошной облачности (10 из 10 по шкале видимости), только четыре самолёта отбомбились по городу. Шесть самолётов сбросили бомбовый груз над запасными целями. Один Whitley был потерян над морем при возвращении.

Оригинальный текст  (англ.)  

27/28 March 1942. The St Nazaire Raid. 35 Whitleys and 27 Wellingtons to bomb German positions around St Nazaire in support of the naval and Commando raid to destroy the dry-dock gates in the port. The aircraft were ordered to bomb only if the target had clear visibility. Conditions were bad, however, with 10/1Oths cloud and icing, and only 4 aircraft bombed at St Nazaire; 6 aircraft bombed elsewhere. 1 Whitley was lost in the sea.

— Отчёт командования бомбардировочной авиации Королевских ВВС по лётной активности за март 1942 года[35]

Необычно высокая активность британских бомбардировщиков обеспокоила командующего немецкой 22-й бригадой морской зенитной артиллерии Мекке. В 00:00 28 марта он разослал по войскам предупреждение о том, что в ближайшее время в районе Сен-Назера может быть высажен британский парашютный десант. В 1:00 зенитчики получили от Мекке приказ прекратить стрельбу и погасить прожектора, для того чтобы бомбардировщики противника не смогли найти порт. В порту был объявлен режим повышенной боевой готовности, работники оборонных предприятий порта и экипажи кораблей эвакуировались в бомбоубежища. Получив информацию об активности британских судов в море, Мекке приказал уделить особое внимание подготовке к обороне входов в порт[36].

Прибытие конвоя к месту высадки

Пленные коммандос Эсминец «Кэмпбелтаун», проломивший вход в док. Спустя полсуток он взорвётся, уничтожив док и досматривающую его команду[14] Немцы осматривают «Кэмпбелтаун» Раненый солдат десанта. Судя по килту, из шотландского подразделения. Немцы конвоируют пленных десантников

28 марта в 01:22, когда конвой вошёл в устье Луары, немецкая береговая охрана обнаружила его с помощью прожектора, и, используя военно-морские световые сигналы, потребовала от кораблей конвоя идентифицировать себя. Прежде, чем они успели ответить на сигнал, некоторые береговые батареи открыли огонь по конвою. Вскоре, однако, англичанам удалось убедить немцев в том, что их корабли являются немецкими и, значит, находятся под огнём своих же батарей. Огонь был прекращён.

Однако, через несколько минут немецкие батареи возобновили огонь по кораблям конвоя[30]. В 1:28, когда конвой находился в одной миле (1,6 километрах) от входа в порт, капитан «Кэмпбелтауна» Битти приказал спустить на корабле немецкий флаг и поднять белое знамя британского военно-морского флота (англ.)русск., после чего огонь немецких усилился. Сторожевой корабль кригсмарине также открыл огонь по конвою, но прекратил его после того, как каждый из кораблей конвоя дал залп по нему[37]. Когда все корабли подошли к берегу настолько, что немецкие батареи оказались в радиусе действия их орудий, по батареям и прожекторам был открыт ответный огонь. Несмотря на полученные в бою повреждения, Кэмпбелтаун смог увеличить скорость до 19 узлов (35 км/ч). Огнём немецких батарей был убит рулевой эсминца, сменивший его новый рулевой был ранен, и его также пришлось сменить[38]. Под шквальным огнём противника «Кэмпбелтаун» подошёл к пристани «Старый крот» и протаранил ворота сухого дока на 33 фута (10 метров)[30].

«Кэмпбелтаун» повредил массивные шлюзы дока и подъёмные механизмы, но торпедные катера, следующие за ним, попали под сильный артиллерийский огонь, и несколько из них были уничтожены сразу. Так, к причалам Сен-Назера сумели подойти только пять из шестнадцати катеров[12]. Уцелевшие корабли поспешили выйти из зоны интенсивного огня, рассчитывая на высадившихся бойцов десанта.

Высадка

После того, как «Кэмпбелтаун» протаранил ворота дока, началась высадка коммандос. Первыми высадились две штурмовые команды, пять диверсионных команд и группа миномётчиков[34]. Три диверсионные команды приступили к уничтожению насосных станций и прочей инфраструктуры порта. Четвёртой удалось уничтожить четыре немецких зенитных орудия, потеряв при этом четырёх бойцов. Пятая диверсионная команда потеряла почти половину личного состава в бою с силами вермахта.

Действия двух штурмовых команд были не столь успешными. Большая часть моторных катеров, которые должны были доставить десантников к месту высадки, была уничтожена немецким огнём. Только двум катерам — ML 457 и ML 177 — удалось достичь цели: с первого был высажен десант на пристань «Старый крот», второй же добрался до старого входа в порт, после чего десантники добрались до места высадки на двух буксирах, пришвартованных в порту[39]. Кроме них избежали уничтожения только два катера — ML 269, который потерял управление, и ML 160[40].

К этому времени экипаж эсминца «Кэмпбелтаун», который, согласно плану операции, должен был быть взорван возле входа в порт, покинул корабль. ML 177 подошёл к эсминцу и взял на борт 30 человек из его экипажа, включая Битти и некоторых раненных. Не зная о том, что в ближайшей акватории находятся другие британские суда, способные принять на борт оставшуюся часть команды, майор Копланд приказал своим подчинённым эвакуироваться на пристань «Старый крот»[39].

Подполковник Ньюман высадился на французский берег в числе первых, несмотря на то, что как командующий силами коммандос, имел право остаться на борту MGB 314 и не подвергать свою жизнь опасности. По его приказу был открыт миномётный огонь по немецкой подводной лодке, находящейся в надводном положении, огонь орудия которой привёл к значительным потерям среди коммандос. Также был открыт пулемётный огонь по немецкому военному траулеру, стоящему в порту, в результате чего траулер, для спасения от огня, был перемещён выше по течению Луары. Под руководством Ньюмана на побережье была организована оборона коммандос от сил вермахта, которая позволила диверсионным группам выполнить свои задачи[41].

Когда стало ясно, что эвакуировать всех коммандос морем не представляется возможным, на побережье оставалось ещё около 100 коммандос, которые несли большие потери в боях с немцами. Собрав оставшихся в живых солдат, Ньюман отдал им три приказа:

Сделать всё возможное, чтобы вернуться в Англию;Не сдаваться, пока наши боеприпасы не будут исчерпаны;Не сдаваться, пока мы можем что-либо сделать.

Оригинальный текст  (англ.)  

'To do our best to get back to England; Not to surrender until all our ammunition is exhausted;Not to surrender at all if we can help it.[42]

Коммандос, во главе с Ньюманом и Копландом, удалось под плотным огнём противника прорваться из старой части Сен-Назера в новую часть, однако вскоре они были со всех сторон окружены немцами, и, после того, как закончились боеприпасы, были вынуждены сдаться[43]. Большинство из них попало в плен, и лишь пятерым коммандос удалось через территорию оккупированной Франции, Испанию и Гибралтар вернуться на родину[43]. Эсминец «Кэмпбелтаун» взорвался в 10 часов 30 минут утра 28 марта, уничтожив док и досматривающую его немецкую сапёрную команду и группу высокопоставленных немецких офицеров и военных инженеров.

Итоги

Потери

Из 622 участников рейда:

  • В Великобританию сумели вернуться 228;
  • 5 коммандос с помощью местных жителей сумели вернуться в Великобританию через Испанию и Гибралтар;
  • 169 человек погибло (105 матросов, 64 коммандос);
  • 215 попали в плен.
Катер MTB 74 Малые суда

Большинство британских моторных катеров сгорели на подходе к берегу. Катер, возглавлявший правую колонну, загорелся первым, однако капитану удалось довести его до пристани «Старый крот». Выжившие члены экипажа этого катера были подобраны катером ML 160. Катер ML 443 был обстрелян береговыми орудиями прямой наводкой и забросан ручными гранатами в 10 футах (3 метрах), после чего загорелся[44]. Командиры ML 160 и ML 443 лейтенанты Т. Бойд (англ. T Boyd) и Т.Д.Л. Платт (англ. T. D. L. Platt) за храбрость были награждены орденом «За выдающиеся заслуги».

Катера ML 192 и ML 262 затонули в результате пожара, из членов экипажа в живых осталось только шесть человек. ML 268 был взорван, выжил один член экипажа[45]. ML 177, на борту которого находилась часть коммандос, снятых с «Кэмпбелтауна», затонул в районе устья Луары[46]. ML 269 был подбит немецким огнём и потерял управление. Через десять минут команде катера удалось восстановить управление, но возобновившийся вражеский огонь вывел из строя двигатель, после чего катер затонул[47].

Уничтожен эсминец «Кэмпбелтаун», использованный в качестве тарана.

Результаты операции противоборствующими сторонами были оценены диаметрально противоположно.

Оценка Германии

Германия оценила акцию как провальную, а съёмки пленных английских солдат и затонувших на побережье кораблей королевского флота министерство пропаганды демонстрировало всю войну, вкупе с кинохроникой действительно провального Дьеппского десанта, чтобы показать силу оборонительных мощностей атлантического вала и бесперспективность морских десантов сил антигитлеровской коалиции.

Оценка Великобритании

Великобритания заявила о решительном успехе и целиком достигнутых поставленных результатах, демонстративно заочно наградив пленённого офицера, руководившего операцией. По мнению английской стороны, именно по результатам рейда линкор «Тирпиц» так и остался запертым в норвежских фьордах и не смог качественно повлиять на ход войны в Атлантике.

89 человек были представлены к наградам, из них пятеро к высшей награде Великобритании — Кресту Виктории[1][49].

В Великобритании за рейдом на Сен-Назер также закрепилось название «Рейд всех времён» (англ. The Greatest Raid of All)[50].

Вошедий в состав королевского ВМФ в 1989 году фрегат класса тип-22 (англ.) получил название «Кэмпбелтаун» (англ.)русск.[51].

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 The Raid on St. Nazaire : History : HMS Campbeltown : Type 22 Frigates : Surface Fleet : Operations and Support : Royal Navy
  2. ↑ 1 2 Ford, p. 7
  3. ↑ Mountbatten, p. 71
  4. ↑ 1 2 Ford, p. 13
  5. ↑ 1 2 Ford, p. 15
  6. ↑ 1 2 3 Ford, p. 14
  7. ↑ Mountbatten, p. 72
  8. ↑ Destroyers for Bases Agreement: Definition from Answers.com
  9. ↑ Destroyers for Bases Agreement, 1941
  10. ↑ Dorrian, p. 118
  11. ↑ Dorrian, p. 41
  12. ↑ 1 2 3 Ненахов Юрий. Войска спецназначения во второй мировой войне (стр. 4) — ModernLib.Ru
  13. ↑ Dorrian, p. 106
  14. ↑ 1 2 Navy News — News Desk — Feature — Campbeltown pays tribute to 'the greatest raid of all'
  15. ↑ Dorrian,p. 91
  16. ↑ 1 2 3 Bradham, p. 36
  17. ↑ Arthur, Max. Obituary: Lord Newborough, The Independent (28 October 1998). Проверено 11 августа 2010.
  18. ↑ Ford, p. 25
  19. ↑ Lambert & Ross, p. 29
  20. ↑ Neillands, p. 49
  21. ↑ Target&Зво
  22. ↑ WW2Ships.com: Fairmile Type B Motor Launch
  23. ↑ Neillands, p. 46
  24. ↑ 1 2 Ford, p. 17
  25. ↑ Zetterling & Tamelander, p. 78
  26. ↑ 1 2 3 4 5 Bradham, p. 37
  27. ↑ 1 2 3 Bradham, p. 38
  28. ↑ 1 2 3 4 Ford, p. 29
  29. ↑ Ford, pp. 29–30
  30. ↑ 1 2 3 Bradham, p. 39
  31. ↑ Bradham, p. 31
  32. ↑ Mountbatten, p. 76
  33. ↑ Ford, p. 36
  34. ↑ 1 2 Moreman, p. 68
  35. ↑ RAF History - Bomber Command 60th Anniversary
  36. ↑ Ford, p. 38
  37. ↑ Zetterling & Tamelander, p. 73
  38. ↑ Zetterling & Tamelander, p. 74
  39. ↑ 1 2 Bradham, p. 40
  40. ↑ Dorrian, pp. 189, 258
  41. ↑ Приложение №37134, стр. 3171—3172 (англ.) // London Gazette : газета. — L. — В. 37134. — № 37134. — С. 3171—3172.
  42. ↑ Mountbatten, p. 94
  43. ↑ 1 2 Ford, p. 88
  44. ↑ Dorian, p. 143
  45. ↑ Neillands, p. 52
  46. ↑ Zetterling & Tamelander, p. 84
  47. ↑ Mountbatten, p. 85
  48. ↑ Cornwall Coast — Remembering the St Nazaire raid // BBC 
  49. ↑ Operation Chariot // The St Nazaire Society
  50. ↑ «The Greatest Raid of All» and other Wartime Memories of the Royal Navy // BBC
  51. ↑ HMS Campbeltown : Type 22 Frigates : Surface Fleet : Operations and Support : Royal Navy

Литература

  • Bradham Randolph Hitler's U-boat fortresses. — Santa Barbara: Greenwood Publishing Group, 2003. — ISBN 0275981339
  • Dorrian James Storming St. Nazaire: the Gripping Story of the Dock-Busting Raid, March, 1942. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998. — ISBN 1557508496
  • Ford Ken St. Nazaire 1942: The Great Commando Raid; Osprey Campaign series #92. — Oxford: Osprey Publishing, 2001. — ISBN 1841762318
  • Harrison Gordon A United States Army in World War II: European Theater of Operations, Cross-Channel Attack. — Washington: Defense Dept., Army, Center of Military History, 1951. — ISBN 8029002876
  • Hinsley F.H. British Intelligence in the Second World War: Its Influence on Strategy and Operations. Volume Two. — London: Her Majesty's Stationary Office, 1981. — ISBN 0116309342
  • Allied Coastal Forces of World War II: Fairmile Designs and US Submarine Chasers Volume 1 of Allied Coastal Forces of World War II. — London: Conway, 1990. — ISBN 0851775195
  • Moreman Timothy Robert British Commandos 1940–46. — Oxford: Osprey Publishing, 2006. — ISBN 184176986X
  • Mountbatten Louis Combined Operations: The Official Story of the Commandos. — Verona: Read Books, 2007. — ISBN 1406759570
  • Neilands Robin The Dieppe Raid. — Bloomington: Indiana University Press, 2005. — ISBN 0253347815
  • St. George Saunders Hilary Aidan The Green Beret: the Story of the Commandos, 1940–1945. — Sevenoaks: New English Library, 1949. — ISBN 0450010074
  • Zaloga Stephen J The Atlantic Wall (1): France, Volume 1. — Oxford: Osprey Publishing, 2007. — ISBN 184603129X
  • Tirpitz: The Life and Death of Germany's Last Super Battleship. — Havertown: Casemate Publishers, 2009. — ISBN 1935149180

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также