Революционный календарь во франции


Французский республиканский календарь | Virtual Laboratory Wiki

Файл:Calendrier-republicain-debucourt2.jpg

Французский республиканский (революционный) календарь был введён во Франции в ходе Великой французской революции декретом Национального конвента от 5 октября 1793, отменён Наполеоном с 1 января 1806. Календарь был разработан специальной комиссией под руководством Жильбера Ромма и знаменовал разрыв с традициями, дехристианизацию и «естественную религию», ассоциируемую с природой.

    Шаблон:Календари Первый год революции, 1792 был объявлен началом эры. Эра «от рождества Христова» и начало года с 1 января упразднялись. Отсчёт лет начинался с 22 сентября 1792, даты уничтожения королевской власти и провозглашения республики, которая в тот год совпала с днём осеннего равноденствия. Последующие годы начинались в полночь того дня, на который приходился момент осеннего равноденствия (по среднему парижскому времени). Год делился на 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся 5 или 6 дней года назывались санкюлотидами. Каждый день года также получил особые названия (см. иностранные Википедии). Названия месяцев и дней были предложены депутатом Конвента Фабром д’Эглантином и были связаны с природными явлениями. Названия месяцев были сконструированы из французских, латинских и греческих корней (например, «фрюктидор» — «дарящий плоды», от лат. fructus «плод» и греч. doron «дар», «прериаль» — «месяц лугов», от фр. prairie

    «луг»). Названия 360 дней (кроме санкюлотид) носили имена явлений природы, растений, животных, например, фр. Vache «корова», фр. Rhubarbe «ревень», фр. Carotte «морковка». Функционально названия дней были аналогичны прежним именам святых в святцах; в частности, родителям иногда рекомендовалось называть детей, родившихся в эти дни, Ваш (Коровой), Каротт (Морковкой) и т. п., хотя реально этим рекомендациям следовали редко, и вообще индивидуальные названия дней, в отличие от названий месяцев и дней декады (см. ниже), фактически не употреблялись.

    Вместо недели была введена декада; этот шаг следовал общей тенденции революционеров к переходу на десятичные единицы (тогда же была введена метрическая система мер и деление прямого угла на 100 град вместо 90 градусов), а также способствовал дехристианизации (воскресенья и, в частности, Пасха, Вознесение, Троица обычно попадали на рабочие дни). Дням декады, по образцу французских названий дней недели — lundi, mardi… — были даны «номерные» названия, от primidi до décadi; décadi считался выходным днём, аналогично воскресенью. Месяц состоял, таким образом, из трёх декад.

    Республиканский календарь был восстановлен во время Парижской коммуны и действовал с 18 марта по 28 мая 1871. После этого вновь был введён григорианский календарь.

    Високосный цикл Править

    Високосный цикл состоял по 8 високосных годов из общего цикла в 33 года. Високосный день добавлялся перед 1 вандемьера как 6-я санкюлотида — День Революции. В результате применения такого цикла даты по республиканскому календарю не привязаны к датам григорианского, и разность дат колеблется на 1—2 дня.

    Система високосов республиканского календаря точнее, чем в григорианском: для совпадения с тропическим годом надо иметь в среднем 365,2422 дней в году, тогда как григорианский календарь дает 365,2425, а республиканский — 365,24242424…

    ) (22 сентября — 21 октября) — месяц сбора винограда

    ) (22 октября — 20 ноября) — месяц туманов

    ) (21 ноября — 20 декабря) — месяц заморозков

    ) (21 декабря — 19 января) — месяц снега

    ) (20 января — 18 февраля) — месяц дождя

    ) (19 февраля — 20 марта) — месяц ветра

    ) (21 марта — 19 апреля) — месяц прорастания

    ) (20 апреля — 19 мая) — месяц цветения

    ) (20 мая — 18 июня) — месяц лугов

    ) (19 июня — 18 июля) — месяц жатвы

    ) (19 июля — 17 августа) — месяц жары

    ) (18 августа — 16 сентября) — месяц плодов

    • примиди (фр. Primidi

    ) — 1-й день декады

    ) — 2-й день декады

    ) — 3-й день декады

    • картиди (фр. Quartidi

    ) — 4-й день декады

    • кинтиди (фр. Quintidi

    ) — 5-й день декады

    • секстиди (фр. Sextidi

    ) — 6-й день декады

    • септиди (фр. Septidi

    ) — 7-й день декады

    • октиди (фр. Octidi

    ) — 8-й день декады

    • нониди (фр. Nonidi

    ) — 9-й день декады

    • декади (фр. Decadi

    ) — 10-й день декады

    1. День Доблести (фр. La Fête de la Vertu

    ) — 17 сентября

    1. День Таланта (фр. La Fête du Génie

    ) — 18 сентября

    1. День Труда (фр. La Fête du Travail

    ) — 19 сентября

    1. День Мнений (фр. La Fête de l'Opinion

    ) — 20 сентября

    1. День Наград (фр. La Fête des Récompenses

    ) — 21 сентября

    1. День Революции (фр. La Fête de la Révolution

    ) (в високосные годы канун дня равноденствия)

    Подобно тому, как в римско-католическом календаре многие дни были посвящены святым, каждый день республиканского календаря был связан с животным (дни, оканчивающиеся на 5), орудием труда (на 0), растением или минералом (остальные дни).

    ОсеньПравить

    ЗимаПравить

    ВеснаПравить

    ЛетоПравить

    Файл:Horloge-republicaine2.jpg

    Каждый день делился на 10 часов, час на 100 минут и минута на 100 секунд.

    Шаблон:Французский республиканский календарь

    Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Французский республиканский календарь. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .

    ru.vlab.wikia.com

    Республиканский календарь французской революции

    Оглавление

     

    Республиканский календарь французской революции конца XVIII в.

    Конец XVIII в. ознаменовался одним из крупнейших событий всемирной истории: во Франции произошла буржуазная революция, уничтожившая королевскую власть и феодальные порядки. Свободолюбивый народ сметал все, что мотало установлению новых, революционных законов. Был уничтожен и действовавший во Франции григорианский календарь.

    «Альманах честных людей» С. Марешаля — прототип революционного календаря. Идея замены григорианского календаря с его христианским летосчислением, новым, свободным от религии, зародилась еще до революции у Сильвена Марешаля, одного из выдающихся французских атеистов конца XVIII в., революционного публициста и поэта.

    В начале 1788 г. Марешаль выпустил «Альманах честных людей» — небольшую книжку, датированную «Первым годом царства разума». Надо полагать, что самому автору альманах представлялся скорее боевым памфлетом против религии, чем серьезным проектом реформы календаря.

    Год в альманахе начинался с марта, переименованного в принцепс (первый), апрель получил новое имя — альтер (второй), май — тер (третий) и т. д. Для сентября, октября, ноября и декабря были сохранены их старые названия, так как значение их, как седьмого, восьмого и т. д. месяцев, теперь соответствовало их новому положению после того, как за начало года был принят март. Январь и февраль, завершавшие год, тоже были переименованы (ундецембр — одиннадцатый и дуодецембр — двенадцатый). Каждый месяц содержал 30 дней и делился на три декады (десяти-дневки). Оставшиеся пять дней года являлись «дополнительными» и посвящались праздникам «Любви», «Супружества», «Признательности», «Дружбы» и «Великих людей».

    Главная особенность альманаха состояла не в «календарном» содержании, а в его «святцах», из которых были решительно изгнаны все «святые». Их имена были заменены именами «честных людей» — Аристотеля, Вольтера, Данте, Декарта, Кампанеллы, Ньютона, Спинозы, Шекспира и многих других.

    Сильвен Марешаль  (1750—1803)

    Издание произведения Марешаля вызвало большой скандал. Реакционеры увидели в нем не только нападки на религию и церковь, но и практические шаги к разрушению религии вообще. На заседании парламента, где обсуждался вопрос об альманахе, королевский прокурор с возмущением заявил: «Можно ли читать без негодования, что этот альманах помечен «Первым годом царства разума», как если бы власть разума началась только с того времени, которое приписывает ему подлая шайка неверующих, и как если бы до сих пор мир был погружен в темноту?»

    Прокурор требовал предать книгу Марешаля пламени и осудить ее автора, как богохульника, стремящегося уничтожить религию. Это требование было выполнено: альманах был сожжен, а Марешаль посажен в тюрьму. Впоследствии альманах много раз переиздавался и автор вносил в него различные изменения и дополнения. Главное, что он явился прототипом революционного календаря.

    Созванный на основе всеобщего избирательного права Национальный конвент решил заменить григорианский календарь. Такая мера вызывалась не только стремлением создать новую единицу измерения времени, согласованную с уже введенной к тому времени метрической системой, но и отметить начало новой эпохи в жизни Франции.

    Творец республиканского календаря Жильбер Ромм и календарная комиссия Национального конвента. Новый календарь поручили разработать специальной календарной комиссии под руководством Жильбера Ромма — одного из активных деятелей французской революции, принадлежавшего к ее крайнему левому крылу. Один из историков впоследствии писал о ном: «Осужденный за то, что стоял на стороне голодного народа, он избегнул казни проткнув себе сердце карманным ножом». Большое участие в работе комиссии принимали выдающиеся ученые Франции: Лагранж, Лаланд, Монж и др.

    20 сентября 1793 г. Ж. Ромм выступил перед Национальным конвентом с обстоятельным докладом, в котором изложил задачи и главнейшие особенности нового календаря. Приведем некоторые выдержки из его исключительно интересного выступления:

    Творец республиканского календаря Жильбер Ромм (1750-1795).

    «Христианская эра была эрой Жестокости, лжи, вероломства и рабства; она окончилась вместе с королевской: властью, источником всех наших зол... Время открывает новую книгу истории, и в своем новом, величественном и простом, как равенство, шествии оно должно новым и мощным резцом начертать анналы возрожденной Франции...             Ход многочисленных событий французской революции представляет собой поразительную, быть может, единственную эпоху по своему полному согласованию с небесными движениями, с временами года и с древними традициями.             21 сентября 1792 г. народные представители, собравшись в Национальный конвент, провозгласили упразднение королевской власти: это был последний день монархии, и он должен стать последним днем христианской эры и последним днем года.             22 сентября был декретирован первый день республики, и в тот же день в 9 час. 18 мин. утра Солнце достигло точки осеннего равноденствия.             Таким образом, равенство дней и ночей было отмечено небесным светилом в тот самый момент, когда представителями французского народа провозглашено было гражданское равенство на земле...             Таким образом, Солнце освещало одновременно оба полюса, а потом весь земной шар в тот самый день, когда над французской нацией впервые запылал факел, который должен когда-нибудь озарить весь мир».

    Важнейшие особенности революционного календаря. 5 октября 1793 г. постановлением Национального конвента во всей Франции был введен новый, революционный календарь. Каждое его правило было протестом против католической церкви и папства, против религиозных праздников и всего старого быта.

    Прежде всего упразднялась эра от «рождества Христова» и установившийся обычай считать началом года 1 января. Конвент постановил вести счет годов с момента уничтожения королевской власти и провозглашения республики — с 22 сентября 1792 г., совпавшего в этом году с днем осеннего равноденствия.

    В каждом из 12 месяцев нового календаря было по 30 дней. Старые названия месяцев, связанные с именами римских императоров и мифологией, были заменены новыми, отражающими явления природы, метеорологические и сельскохозяйственные условия климатической зоны Франции. Когда депутат Конвента поэт Фабр д'Эглантин (1755—1794), придумавший новые названия месяцев, закончил свою взволнованную речь, Конвент бурно аплодировал оратору.

    Поэт говорил о том, что «возрождение французского народа и установление республики с необходимостью вызвали реформу общепринятой христианской эры. Те годы, когда короли угнетали нас, мы не могли уже больше считать временем нашей жизни. Каждая страница календаря, которой мы пользовались, была опоганена предрассудками и ложью, исходящими от трона и церкви... Слишком долго навязывали народу коллекцию вредных заблуждений и шарлатанства. Мы должны покончить с этими бреднями невежества и заменить религиозный обман истинами природы».

    Названия месяцев. Месяцы одного времени года имели одинаковые созвучные и красивые окончания, отличавшие их от месяцев других времен года.

    Вот как они назывались:

    Для осени (с 22 сентября по 20 декабря):             Vandemiaire (вандемьер)— месяц сбора винограда,             Brumaire (брюмер)           —     »      тумана,             Frimaire (фримёр)            —     »       заморозков.

    Для зимы (с 21 декабря по 20 марта):             Nivose (нивоз)                  — месяц снега,             Pluviose (плювиоз)           —     »     дождя,             Ventose (вентоз)               —     »     ветра.

    Для весны (с 21 марта но 18 июня):             Germinal (жерминаль)    — месяц прорастания,             Floreal (флореаль)           —     »     цветения,             Praireal (прериаль)          —     »     лугов.

    Для лета (с 19 июня по 16 сентября):             Messidor (мессидор)       — месяц жатвы,             Thermidor (термидор)     —      »     жары,              Fructidor (фрюктидбр)   —      »     плодов.

    Неделя и декада. Семидневная неделя, как пережиток старого быта, была упразднена, и, следовательно, отпали названия ее дней. Вместо недели была введена новая единица времени — декада (от греч. — десять), состоящая из 10 дней. Месяц делился на три полные декады, и каждый последний день ее посвящался отдыху.

    Конвент принял название дней декады, предложенные также д'Эглантином. Они были образованы из латинских порядковых числительных (первый, второй и т. д.) с добавлением окончания (И — первых двух букв латинского слова dies — день. Таким образом, были получены следующие названия дней декады;

    Primidi (примпди),  Sextidi (секстиди), 
    Duodi (дуоди), Septidi (сентиди), 
    Tridi (триди), Octidi (октнди),
    Quartidi (квартиди), Nonidi (нонпди), 
    Quintidi (квинтпдп), Decadi (декади).

    Преимущество такого обозначения заключалось в том, что само название дня показывало его место в декаде.

    «Санкюлотиды» — дополнительные дни календарного года. Для согласования длины календарного года с продолжительностью солнечного необходимо было в конце каждого простого года добавлять еще 5, а в високосном — 6 дней. Весь этот период с 17 по 22 сентября был назван в честь восставшего народа «санкюлотидами» (Санкюлотами в эпоху французской буржуазной революции назывались революционно настроенные массы. Выражение это происходит от двух французских слов: «ванз» — без и «си1о1-1е» — короткие бархатные брюки (до колен), которые носили дворяне и буржуазия. Городскую бедноту, носившую длинные брюки нз грубой шерсти, аристократы презрительно называли «санкюлотами». Позже этот термин переняли сами народные массы, так стали называть патриотов и революционеров.), объявлен нерабочим, и каждый из его дней посвящался особому празднику. Так, первый день санкюлотид (17 сентября) был праздником Гения, во время которого восхвалялись выдающиеся победы человеческого ума: открытия и изобретения, сделанные за год в науках, искусствах и ремеслах. Вторая санкюлотида (18 сентября) называлась праздником Труда и посвящалась героям труда. Третья (19 сентября) отмечалась как праздник Подвигов. В этот день прославлялись проявления личного мужества и отваги. Четвертая (20 сентября) была праздником Наград. Во время ее совершались церемонии публичного признания и национальной благодарности в отношении всех тех, кто был прославлен в предыдущие три дня. Пятая санкюлотида (21 сентября) — праздник Мнения, веселый и грозный день общественной критики. Горе должностным лицам, если они не оправдают оказанного им доверия. В этот день закон открывает уста всех граждан, и их едкое остроумие не пощадит тех, кто обманул надежды народа. Д'Эглантин придавал настолько большое значение этому дню, что говорил о нем: «Один только этот день окажет лучшее сдерживающее влияние на должностных лиц в течение года, чем самые драконовские законы и все трибуналы Франции». Наконец, шестая санкюлотида (22 сентября), отмечаемая только в високосные годы, называлась просто Санкюлотидой и посвящалась спортивным играм и состязаниям.

    По случаю введения республиканского календаря была выпущена специальная медаль.

               Медаль, выпущенная по случаю введения республиканского календаря французской революции. На лицевой стороне медали в полукруге надпись: «Republique une et indivisible», а внизу «Nation Francaise », что значит «Республика единая и неделимая», а внизу «Французская нация». На обратной стороне показано Солнце, вступающее в знак созвездия Весов, правее которого находятся знаки созвездий Скорпиона и Стрельца. Надпись гласит: «Ere Francaise commencee a l'equinoxe d'automn 22 sept. 1792 9 heures 18 min 30 s du matin». («Начало французской эры с осеннего равноденствия 22 сентября 1792 г. 9 часов 18 минут 30 секунд утра по парижскому времени».)

    Торжества по случаю введения нового календаря. Введение нового календаря сопровождалось торжественными церемониями. Так, в конце 1793 г. в городе Аррасе, расположенном севернее Парижа, состоялось грандиозное карнавальное шествие, в котором приняло участие около 20 тыс. человек. Во главе процессии шли 12 групп по числу месяцев в году, в каждой из них было по 30 человек. Впереди каждой группы шли мальчики и девочки, за ними девушки и юноши, потом молодые мужчины и женщины, затем люди зрелого возраста и, наконец, совсем пожилые. Завершали процессию пять медленно передвигающихся 75-летних стариков, олицетворявших собою дополнительные дни года. Последним под бархатным балдахином несли на носилках (так как самостоятельно передвигаться он не мог) столетнего старца с длинной седой бородой. Он представлял собой шестой дополнительный день високосного года. Потом опять двигалась детвора и молодежь.

    Выдающийся деятель французского и международного рабочего движения Поль Лафарг (1842—1911) рассказывает об интересном факте, связанном с введением нового календаря и перенесением начала нового года. 1 января было взято под особое подозрение: строго запрещалось праздновать его как начало нового года. В этот день на почтах вскрывали письма и просматривали их содержание. Письма, в которых были новогодние поздравления, уничтожались.

    Ежегодное установление начала нового года. Календарь французской революции имел один существенный недостаток: в нем не было установлено никакой системы високоса. Начало года каждый раз определялось в нем точным астрономическим вычислением.

    Республиканский календарь французской революции

    Первое число месяца республиканского календаря Месяц григорианского календаря Годы республиканского календаря
    I 11 III IV V VI VII
    1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798
    Вандемьер IX 22 22 22 23 22 22 22
    Брюмер Х 22 22 22 23 22 22 22
    Фример XI 21 21 21 22 21 21 21
    Нивоз XII 21 21 21 22 21 21 21
      1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799
    Плювиоз I 20 20 20 21 20 20 20
    Вентоз II 19 19 19 20 19 19 19
    Жерминаль III 21 21 21 21 21 21 21
    Флореаль IV 20 20 20 20 20 20 20
    Прериаль V 20 20 20 20 20 20 20
    Мессидор VI 19 19 19 19 19 19 19
    Термидор VII 19 19 19 19 19 19 19
    Фрюктидор VIII 18 18 18 18 18 18 18
    1-я санкюлотида IX 17 17 17 17 17 17 17
    6-я санкюлотида IX  - 22  -  22
    VIII IX X XI XII XIII XIV
    1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805
    Вандемьер IX 23 23 23 23 24 23 23
    Брюмер Х 23 23 23 23 24 23 23
    Фример XI 22 22 22 22 23 22 22
    Ннвоз XII 22 22 22 22 23 22 22
      1800 1801 1802 1803 1804 1805  
    Плювиоз I 21 21 21 21 22 21  
    Вентоз II 20 20 20 20 21 20  
    Жерминаль III 22 22 22 22 22 22  
    Флореаль IV 21 21 21 21 21 21  
    Прериаль V 2:1 21 21 21. 21 21  
    Мессидор VI 20 20 20 20 20 20  
    Термидор VII 20 20 20 20 20 20  
    Фрюктпдор  VIII  19 19  19  19 19  19   
    1-я Сгшкюлотида IX 18 18 18 18 18 18
    6-я Санкюлотида IX - - - 23  - -

    Год начинался в полночь того дня, на который по среднему парижскому времени приходился момент осеннего равноденствия. Поэтому високосные годы наступали и через четыре и через пять лет. Любопытно, что чередование високосов следовало в республиканском календаре, как в календаре Омара Хайяма.

    Несмотря на такой недостаток, как отсутствие заранее установленной системы високосов, а также неудобства, связанные с переходом от семидневной недели к декаде, календарь французской революции продержался более 13 лет: с 22 сентября 1792 г. по 31 декабря 1805 г., когда он вновь был заменен григорианским календарем.

    Через 65 лет, в марте 1871 г., восставшие парижские трудящиеся провозгласили Парижскую коммуну. Возвращаясь к традициям французской революции, Коммуна восстановила многие республиканские начинания. Был восстановлен и календарь, просуществовавший до падения Парижской коммуны, т. е. с 18 марта по 28 мая 1871 г.

    Хронология. Во всей литературе, изданной за время существования французского республиканского календаря, все исторические события датировались по новому календарю, даже астрономические ежегодники. Чтобы правильно перевести дату республиканского календаря на григорианский, можно воспользоваться таблицей выше, в которой на все время функционирования республиканского календаря приводятся соответствующие первому числу каждого месяца даты григорианского календаря.

    Даем пример такого перевода. Так, из истории французской революции известно, что 9 термидора II года республики произошел контрреволюционный переворот, положивший конец революции. При помощи таблицы легко видеть, что во II году республики 1 термидора приходилось на 19 июля 1794 г., и, значит, 9 термидора соответствовало 27 июля 1794 г.

     

    grigam.narod.ru

    Французский революционный календарь - это... Что такое Французский революционный календарь?

    Республиканский календарь на II год Республики (1793/1794)

    Французский республиканский (революционный) календарь был введён во Франции в ходе Великой французской революции декретом Национального конвента от 5 октября 1793, отменён Наполеоном с 1 января 1806. Календарь был разработан специальной комиссией под руководством Жильбера Ромма и знаменовал разрыв с традициями, дехристианизацию и «естественную религию», ассоциируемую с природой.

    Структура

    Первый год революции, 1792 был объявлен началом эры. Эра «от рождества Христова» и начало года с 1 января упразднялись. Отсчёт лет начинался с 22 сентября 1792, даты уничтожения королевской власти и провозглашения республики, которая в тот год совпала с днём осеннего равноденствия. Последующие годы начинались в полночь того дня, на который приходился момент осеннего равноденствия (по среднему парижскому времени). Год делился на 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся 5 или 6 дней года назывались санкюлотидами. Каждый день года также получил особые названия (см. иностранные Википедии). Названия месяцев и дней были предложены депутатом Конвента Фабром д’Эглантином и были связаны с природными явлениями. Названия месяцев были сконструированы из французских, латинских и греческих корней (например, «фрюктидор» — «дарящий плоды», от лат. fructus «плод» и греч. doron «дар», «прериаль» — «месяц лугов», от фр. prairie «луг»). Названия 360 дней (кроме санкюлотид) носили имена явлений природы, растений, животных, например, фр. Vache «корова», фр. Rhubarbe «ревень», фр. Carotte «морковка». Функционально названия дней были аналогичны прежним именам святых в святцах; в частности, родителям иногда рекомендовалось называть детей, родившихся в эти дни, Ваш (Коровой), Каротт (Морковкой) и т. п., хотя реально этим рекомендациям следовали редко, и вообще индивидуальные названия дней, в отличие от названий месяцев и дней декады (см. ниже), фактически не употреблялись.

    Вместо недели была введена декада; этот шаг следовал общей тенденции революционеров к переходу на десятичные единицы (тогда же была введена метрическая система мер и деление прямого угла на 100 град вместо 90 градусов), а также способствовал дехристианизации (воскресенья и, в частности, Пасха, Вознесение, Троица обычно попадали на рабочие дни). Дням декады, по образцу французских названий дней недели — lundi, mardi… — были даны «номерные» названия, от primidi до décadi; décadi считался выходным днём, аналогично воскресенью. Месяц состоял, таким образом, из трёх декад.

    Республиканский календарь был восстановлен во время Парижской коммуны и действовал с 18 марта по 28 мая 1871. После этого вновь был введён григорианский календарь.

    Високосный цикл

    Високосный цикл состоял по 8 високосных годов из общего цикла в 33 года. Високосный день добавлялся перед 1 вандемьера как 6-я санкюлотида — День Революции. В результате применения такого цикла даты по республиканскому календарю не привязаны к датам григорианского, и разность дат колеблется на 1—2 дня.

    Система високосов республиканского календаря точнее, чем в григорианском: для совпадения с тропическим годом надо иметь в среднем 365,2422 дней в году, тогда как григорианский календарь дает 365,2425, а республиканский — 365,24242424…

    Месяцы

    • Осень
    • Зима
    • Весна
    • Лето

    Дни декады

    • примиди (фр. Primidi) — 1-й день декады
    • дуоди (фр. Duodi) — 2-й день декады
    • триди (фр. Tridi) — 3-й день декады
    • картиди (фр. Quartidi) — 4-й день декады
    • кинтиди (фр. Quintidi) — 5-й день декады
    • секстиди (фр. Sextidi) — 6-й день декады
    • септиди (фр. Septidi) — 7-й день декады
    • октиди (фр. Octidi) — 8-й день декады
    • нониди (фр. Nonidi) — 9-й день декады
    • декади (фр. Decadi) — 10-й день декады

    Санкюлотиды

    1. День Доблести (фр. La Fête de la Vertu) — 17 сентября
    2. День Таланта (фр. La Fête du Génie) — 18 сентября
    3. День Труда (фр. La Fête du Travail) — 19 сентября
    4. День Мнений (фр. La Fête de l'Opinion) — 20 сентября
    5. День Наград (фр. La Fête des Récompenses) — 21 сентября
    6. День Революции (фр. La Fête de la Révolution) (в високосные годы канун дня равноденствия)

    Дни года

    Подобно тому, как в римско-католическом календаре многие дни были посвящены святым, каждый день республиканского календаря был связан с животным (дни, оканчивающиеся на 5), орудием труда (на 0), растением или минералом (остальные дни).

    Осень

    Зима

    Весна

    Лето

    Часы

    Циферблат часов времён Французской революции

    Каждый день делился на 10 часов, час на 100 минут и минута на 100 секунд.

    См. также

    Французский республиканский календарь

     

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru

    Французский республиканский календарь

    ПланВведение 1 Структура 2 Високосные годы 3 Месяцы 4 Дни декады 5 Санкюлотиды 6 Дни года 6.1 Осень6.2 Зима6.3 Весна6.4 Лето 7 Новые единицы времени

    10 Источники

    Французский республиканский календарь

    Введение

    Французский республиканский (революционный) календарь был введён во Франции в ходе Великой французской революции декретом Национального конвента от 5 октября 1793, отменён Наполеоном с 1 января 1806. Календарь был разработан специальной комиссией под руководством Жильбера Ромма и знаменовал разрыв с традициями, дехристианизацию и «естественную религию», ассоциируемую с природой.

    1. Структура

    Первый год революции, 1792 был объявлен началом эры. Эра «от рождества Христова» и начало года с 1 января упразднялись. Отсчёт лет начинался с 22 сентября 1792, даты упразднения королевской власти и провозглашения республики, которая в тот год совпала с днём осеннего равноденствия. Последующие годы начинались в полночь того дня, на который приходился момент осеннего равноденствия (по среднему парижскому времени). Год делился на 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся 5 или 6 дней года назывались санкюлотидами . Каждый день года также получил особые названия. Названия месяцев и дней были предложены депутатом Конвента Фабром д’Эглантином и были связаны с природными явлениями. Названия месяцев были сконструированы из французских, латинских и греческих корней (например, «фрюктидор» — «дарящий плоды», от лат. fructus «плод» и др.-греч. δῶρον «дар», «прериаль» — «месяц лугов», от фр. prairie «луг»). Названия 360 дней (кроме санкюлотид) носили имена явлений природы, растений, животных, например, фр. vache «корова», фр. rhubarbe «ревень», фр. carotte «морковь». Функционально названия дней были аналогичны прежним именам святых в святцах; в частности, родителям иногда рекомендовалось называть детей, родившихся в эти дни, Ваш (Коровой), Каротт (Морковью) и т. п., хотя реально этим рекомендациям следовали редко, и вообще индивидуальные названия дней, в отличие от названий месяцев и дней декады (см. ниже), фактически не употреблялись.

    Вместо недели была введена декада; этот шаг следовал общей тенденции революционеров к переходу на десятичные единицы (тогда же была введена метрическая система мер и деление прямого угла на 100 град вместо 90 градусов), а также способствовал дехристианизации (воскресенья и, в частности, Пасха, Вознесение, Троица обычно попадали на рабочие дни). Дням декады, по образцу французских названий дней недели — lundi, mardi… — были даны «номерные» названия, от primidi до décadi; décadi считался выходным днём, аналогично воскресенью. Месяц состоял, таким образом, из трёх декад.

    Республиканский календарь был восстановлен во время Парижской коммуны и действовал с 18 марта по 28 мая 1871. После этого вновь был введён григорианский календарь.

    2. Високосные годы

    Четырехлетний период повторяемости високосных годов получил специальное наименование «франсиада» (фр. Franciade ), хотя согласно первоначальной версии календаря он должен был называться «олимпиадой» (фр. Olympiade ). Последний (високосный) год франсиды назывался секстиль (фр. année sextile ), тем самым обозначая, что в нём шесть санкюлотид. Слово sextile должно было вытеснить устаревшее bissextile (високосный).

    Однако четкой системы определения високосности года предложено не было. Согласно официальному определению, високосные годы должны были быть распределены таким образом, чтобы на долготе Парижа осеннее равноденствие приходилось на первый день месяца вандемьер, таким образом, была бы достигнута идеальная точность календаря. Определять то, какие именно годы являются високосные, должна была Парижская обсерватория.[1] Так, високосными стали 3-й, 7-й и 11-й годы, также должны ими были стать 15-й и 20-й годы (т.е. со скачком в пять лет вместо четырех). Однако, астрономы столкнулись с тем, что они не могут предсказать, на какой день выпадет осеннее равноденствие в отдаленном будущем (так, равноденствие 144 года должно было совпасть с полуночью, и было непонятно, к какому из двух дней его следовало отнести).

    3. Месяцы

    · Осень

    · вандемьер (фр. Vendémiaire ) (22 сентября — 21 октября) — месяц сбора винограда

    · брюмер (фр. Brumaire ) (22 октября — 20 ноября) — месяц туманов

    · фример (фр. Frimaire ) (21 ноября — 20 декабря) — месяц заморозков

    · Зима

    · нивоз (фр. Nivôse ) (21 декабря — 19 января) — месяц снега

    · плювиоз (фр. Pluviôse ) (20 января — 18 февраля) — месяц дождя

    · вантоз (фр. Ventôse ) (19 февраля — 20 марта) — месяц ветра

    · Весна

    · жерминаль (фр. Germinal ) (21 марта — 19 апреля) — месяц прорастания

    · флореаль (фр. Floréal ) (20 апреля — 19 мая) — месяц цветения

    · прериаль (фр. Prairial ) (20 мая — 18 июня) — месяц лугов

    · Лето

    · мессидор (фр. Messidor ) (19 июня — 18 июля) — месяц жатвы

    · термидор (фр. Thermidor ) (19 июля — 17 августа) — месяц жары

    · фрюктидор (фр. Fructidor ) (18 августа — 16 сентября) — месяц плодов

    Месяцы также соотносились со знаками зодиака.

    4. Дни декады

    · примиди (фр. Primidi ) — 1-й день декады

    · дуоди (фр. Duodi ) — 2-й день декады

    · триди (фр. Tridi ) — 3-й день декады

    · квартиди (фр. Quartidi ) — 4-й день декады

    · квинтиди (фр. Quintidi ) — 5-й день декады

    · секстиди (фр. Sextidi ) — 6-й день декады

    · септиди (фр. Septidi ) — 7-й день декады

    · октиди (фр. Octidi ) — 8-й день декады

    · нониди (фр. Nonidi ) — 9-й день декады

    · декади (фр. Decadi ) — 10-й день декады

    Гражданам предлагалось самим определить, сколько и какие из этих дней будут для них выходными. Но для госслужащих устанавливался лишь один выходной день — декади.

    5. Санкюлотиды

    1. День Доблести/Добродетель (фр. La Fête de la Vertu ) — 17 сентября

    2. День Таланта (фр. La Fête du Génie ) — 18 сентября

    3. День Труда (фр. La Fête du Travail ) — 19 сентября

    4. День Мнений (фр. La Fête de l'Opinion ) — 20 сентября

    5. День Наград (фр. La Fête des Récompenses ) — 21 сентября

    6. День Революции (фр. La Fête de la Révolution ) (в високосные годы канун дня равноденствия)

    Само слово «санкюлотиды» (фр. sans-culottides ) происходит от санкюлотов.

    6. Дни года

    Подобно тому, как в римско-католическом календаре многие дни были посвящены святым, каждый день республиканского календаря был связан с животным (дни, оканчивающиеся на 5), орудием труда (на 0), растением или минералом (остальные дни).

    6.1. Осень

    6.2. Зима

    6.3. Весна

    6.4. Лето

    7. Новые единицы времени

    Циферблат часов времён Французской революции

    Наряду с десятичными мерами длины, объема и веса, были также введены десятичные единицы времени. Каждый день делился на 10 часов, час на 100 минут, а минута на 100 секунд. 10 дней составляли декаду.

    mirznanii.com

    Французский республиканский календарь — WiKi

    Структура

    Первый год революции, 1792, был объявлен началом эры. Эра «от рождества Христова» и начало года с 1 января упразднялись. Отсчёт лет начинался с 22 сентября 1792 года, первого дня республики[2], бывшего в тот год также днём осеннего равноденствия. Последующие годы начинались в полночь того дня, на который приходился момент осеннего равноденствия (по среднему парижскому времени). Год делился на 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся 5 (6 в високосные годы) дней года назывались Санкюлотидами (фр. Sansculottides, в честь Санкюлотов; изначально дополнительными, фр. jours complémentaires) и были праздничными с последнего дня фрюктидора до первого дня вандемьера. Вместо недели была введена декада; этот шаг следовал общей тенденции революционеров к переходу на десятичные единицы (тогда же была введена метрическая система мер и деление прямого угла на 100 град вместо 90 градусов). Общий выходной день не определялся. Месяц состоял, таким образом, из трёх декад. Все периоды времени получили простые порядковые наименования (первый месяц, второй месяц и т. д.; первый день декады, второй день декады и т. д.; первый дополнительный день, второй дополнительный день и т. д.).

    Позднее, по предложению поэта и депутата Конвента Фабра д’Эглантина, были введены новые названия месяцев и дней:

    • Названия месяцев были сконструированы из французских, латинских и греческих корней (например, «фрюктидор» — «дарящий плоды», от лат. fructus «плод» и др.-греч. δῶρον «дар», «прериаль» — «месяц лугов», от фр. prairie «луг»).
    • Дням декады, по образцу французских названий дней недели — lundi, mardi… — были даны «номерные» названия, от primidi до décadi; décadi считался выходным днём, аналогично воскресенью, это также способствовало дехристианизации (воскресенья и, в частности, Пасха, Вознесение, Троица обычно попадали на рабочие дни).
    • Названия 360 дней (кроме санкюлотид) носили имена явлений природы, растений, животных, например, фр. vache «корова», фр. rhubarbe «ревень», фр. carotte «морковь». Функционально названия дней были аналогичны прежним именам святых в святцах; в частности, родителям иногда рекомендовалось называть детей, родившихся в эти дни, Ваш (Коровой), Каротт (Морковью) и т. п., хотя реально этим рекомендациям следовали редко, и вообще индивидуальные названия дней, в отличие от названий месяцев и дней декады (см. ниже), фактически не употреблялись.
      • Праздничные Санкюлотиды, изначально названные последовательно (напр. четвертый санкюлотид), получили специальные названия.

    Система високосов

    Цикл високосных годов[3] был назван «олимпиада» (фр. Olympiade) в память четырёхлетнего цикла Олимпийских игр древности. Последний (високосный) год цикла в честь четырёх лет Революции во Франции, приведшей к свержению монархии, получил специальное наименование «Франсиада» (фр. Franciade). Особый дополнительный, високосный, день цикла после обычных дополнительных дней, Санкюлотид, назывался «День Революции».

    Первоначально, по декрету, начало года определялось так, чтобы на долготе Парижа первый день первого месяца (1-го вандемьера) приходился на осеннее равноденствие, таким образом, была бы достигнута весьма высокая точность календаря. Определять практически начало года поручалось Парижской обсерватории. Так, високосными были 3-й, 7-й и 11-й годы Республики. Были опубликованы таблицы предстоящих Дней Революции (по 8 за 33 года)[источник не указан 1322 дня], которые соответствовали циклу Омара Хайяма (в современности этот цикл принят в Иране и Афганистане).

    Названия элементов республиканского календаря

    Месяцы

    • Осень
    • Зима
    • Весна
    • Лето

    Месяцы также соотносились со знаками зодиака.

    Дни декады

    • примиди (фр. Primidi) — 1-й день декады
    • дуоди (фр. Duodi) — 2-й день декады
    • триди (фр. Tridi) — 3-й день декады
    • квартиди (фр. Quartidi) — 4-й день декады
    • квинтиди (фр. Quintidi) — 5-й день декады
    • секстиди (фр. Sextidi) — 6-й день декады
    • септиди (фр. Septidi) — 7-й день декады
    • октиди (фр. Octidi) — 8-й день декады
    • нониди (фр. Nonidi) — 9-й день декады
    • декади (фр. Decadi) — 10-й день декады

    Гражданам предлагалось самим определить, сколько и какие из этих дней будут для них выходными. Но для госслужащих устанавливался лишь один выходной день — декади.

    Санкюлотиды

    1. День Доблести/Добродетели (фр. La Fête de la Vertu) — 17 сентября
    2. День Таланта (фр. La Fête du Génie) — 18 сентября
    3. День Труда (фр. La Fête du Travail) — 19 сентября
    4. День Мнений (фр. La Fête de l'Opinion) — 20 сентября
    5. День Наград (фр. La Fête des Récompenses) — 21 сентября
    6. День Революции (фр. La Fête de la Révolution) (в високосные годы канун дня равноденствия)

    Дни года

    Подобно тому, как в римско-католическом календаре многие дни были посвящены святым, каждый день республиканского календаря был связан с животным (дни, оканчивающиеся на 5), орудием труда (на 0), растением или минералом (остальные дни).

    Осень
    Зима
    Весна
    Лето

    Новые единицы времени

      Циферблат часов времён Французской революции

    Наряду с десятичными мерами длины, объёма и веса, были также введены десятичные единицы времени. Каждый день делился на 10 часов, час на 100 минут, а минута на 100 секунд. 10 дней составляли декаду.

    Десятичная единица Продолжительность в стандартных единицах
    Декада (фр. décade) = 10 дней 10 дней
    День (фр. jour) 1 день
    Час (фр. heure) = 1/10 дня 2 часа 24 минуты
    Минута (фр. minute) = 1/100 часа 1 минута 26,4 секунды
    Секунда (фр. seconde) = 1/100 минуты 0,864 секунды

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    ru-wiki.org

    Французский республиканский календарь - это... Что такое Французский республиканский календарь?

    Республиканский календарь на II год Республики (1793/1794)

    Французский республиканский (революционный) календарь был введён во Франции в ходе Великой французской революции декретом Национального конвента от 5 октября 1793 года, отменён Наполеоном с 1 января 1806 года. Календарь был разработан специальной комиссией под руководством Жильбера Ромма и знаменовал разрыв с традициями, дехристианизацию и «естественную религию», ассоциируемую с природой.

    Структура

    Первый год революции, 1792, был объявлен началом эры. Эра «от рождества Христова» и начало года с 1 января упразднялись. Отсчёт лет начинался с 22 сентября 1792 года, даты упразднения королевской власти и провозглашения республики, которая в тот год совпала с днём осеннего равноденствия. Последующие годы начинались в полночь того дня, на который приходился момент осеннего равноденствия (по среднему парижскому времени). Год делился на 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся 5 или 6 дней года назывались санкюлотидами. Каждый день года также получил особые названия. Названия месяцев и дней были предложены депутатом Конвента Фабром д’Эглантином и были связаны с природными явлениями. Названия месяцев были сконструированы из французских, латинских и греческих корней (например, «фрюктидор» — «дарящий плоды», от лат. fructus «плод» и др.-греч. δῶρον «дар», «прериаль» — «месяц лугов», от фр. prairie «луг»). Названия 360 дней (кроме санкюлотид) носили имена явлений природы, растений, животных, например, фр. vache «корова», фр. rhubarbe «ревень», фр. carotte «морковь». Функционально названия дней были аналогичны прежним именам святых в святцах; в частности, родителям иногда рекомендовалось называть детей, родившихся в эти дни, Ваш (Коровой), Каротт (Морковью) и т. п., хотя реально этим рекомендациям следовали редко, и вообще индивидуальные названия дней, в отличие от названий месяцев и дней декады (см. ниже), фактически не употреблялись.

    Вместо недели была введена декада; этот шаг следовал общей тенденции революционеров к переходу на десятичные единицы (тогда же была введена метрическая система мер и деление прямого угла на 100 град вместо 90 градусов), а также способствовал дехристианизации (воскресенья и, в частности, Пасха, Вознесение, Троица обычно попадали на рабочие дни). Дням декады, по образцу французских названий дней недели — lundi, mardi… — были даны «номерные» названия, от primidi до décadi; décadi считался выходным днём, аналогично воскресенью. Месяц состоял, таким образом, из трёх декад.

    Республиканский календарь был восстановлен во время Парижской коммуны и действовал с 18 марта по 28 мая 1871 года. После этого вновь был введён григорианский календарь.

    Високосные годы

    Четырехлетний период повторяемости високосных годов получил специальное наименование «франсиада» (фр. Franciade), хотя согласно первоначальной версии календаря он должен был называться «олимпиадой» (фр. Olympiade). Последний (високосный) год франсиады назывался секстиль (фр. année sextile), тем самым обозначая, что в нём шесть санкюлотид. Слово sextile должно было вытеснить устаревшее bissextile (високосный).

    Однако четкой системы определения високосности года предложено не было. Согласно официальному определению, високосные годы должны были быть распределены таким образом, чтобы на долготе Парижа осеннее равноденствие приходилось на первый день месяца вандемьер, таким образом, была бы достигнута идеальная точность календаря. Определять то, какие именно годы являются високосные, должна была Парижская обсерватория[1]. Так, високосными стали 3-й, 7-й и 11-й годы, также должны ими были стать 15-й и 20-й годы (то есть со скачком в пять лет вместо четырёх). Однако, астрономы столкнулись с тем, что они не могут предсказать, на какой день выпадет осеннее равноденствие в отдалённом будущем (так, равноденствие 144 года должно было совпасть с полуночью, и было непонятно, к какому из двух дней его следовало отнести).

    Месяцы

    • Осень
    • Зима
    • Весна
    • Лето

    Месяцы также соотносились со знаками зодиака.

    Дни декады

    • примиди (фр. Primidi) — 1-й день декады
    • дуоди (фр. Duodi) — 2-й день декады
    • триди (фр. Tridi) — 3-й день декады
    • квартиди (фр. Quartidi) — 4-й день декады
    • квинтиди (фр. Quintidi) — 5-й день декады
    • секстиди (фр. Sextidi) — 6-й день декады
    • септиди (фр. Septidi) — 7-й день декады
    • октиди (фр. Octidi) — 8-й день декады
    • нониди (фр. Nonidi) — 9-й день декады
    • декади (фр. Decadi) — 10-й день декады

    Гражданам предлагалось самим определить, сколько и какие из этих дней будут для них выходными. Но для госслужащих устанавливался лишь один выходной день — декади.

    Санкюлотиды

    1. День Доблести/Добродетель (фр. La Fête de la Vertu) — 17 сентября
    2. День Таланта (фр. La Fête du Génie) — 18 сентября
    3. День Труда (фр. La Fête du Travail) — 19 сентября
    4. День Мнений (фр. La Fête de l'Opinion) — 20 сентября
    5. День Наград (фр. La Fête des Récompenses) — 21 сентября
    6. День Революции (фр. La Fête de la Révolution) (в високосные годы канун дня равноденствия)

    Само слово «санкюлотиды» (фр. sans-culottides) происходит от санкюлотов.

    Дни года

    Подобно тому, как в римско-католическом календаре многие дни были посвящены святым, каждый день республиканского календаря был связан с животным (дни, оканчивающиеся на 5), орудием труда (на 0), растением или минералом (остальные дни).

    Осень

    Зима

    Весна

    Лето

    Новые единицы времени

    Циферблат часов времён Французской революции

    Наряду с десятичными мерами длины, объема и веса, были также введены десятичные единицы времени. Каждый день делился на 10 часов, час на 100 минут, а минута на 100 секунд. 10 дней составляли декаду.

    Десятичная единица Продолжительность в стандартных единицах
    Декада (фр. décade) = 10 дней 10 дней
    День (фр. jour) = 10 часов день
    Час (фр. heure) = 100 минут 2 часа 24 минуты
    Минута (фр. minute) = 100 секунд 1 минута 26,4 секунды
    Секунда (фр. seconde) 0,864 секунды

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    Французский республиканский календарь

     

    dic.academic.ru

    Блог Юрия Ретромана. Гармоничное Развитие в Стиле Ретро.Календарь Французской Революции

    Когда Французская буржуазная революция одержала в 1789 году победу над монархией, в стране все изменилось: органы власти, законы, образ жизни, праздники. Созванный на основе всеобщего избирательного права Национальный конвент решил изменить и календарь. Такая мера вызывалась не только стремлением создать новую единицу измерения времени, но и отметить начало новой эпохи в жизни Франции.

    Чтобы дело быстрее шло вперед, была создана специальная комиссия. Создателем нового республиканского календаря стал Шарль Жильбер Ромм — один из активных деятелей французской революции. 20 сентября 1793 года он выступил перед Национальным конвентом с обстоятельным докладом, в котором изложил задачи и главнейшие особенности нового календаря.

    Он говорил: «Христианская эра была эрой жестокости, лжи, вероломства и рабства; она окончилась вместе с королевской: властью, источником всех наших зол… Время открывает новую книгу истории, и в своем новом, величественном и простом, как равенство, шествии оно должно новым и мощным резцом начертать анналы возрожденной Франции».

    По его докладу Национальный конвент, высшее законодательное учреждение, ввел новый, революционный календарь. Вот несколько статей из Декрета, фиксирующего начало французской эры 14 вандемьера II года. (5 октября 1793 г.):

    • Французская эра отсчитывается с основания Республики, которое имело место 22 сентября 1792 года по обычному календарю в день полного осеннего равноденствия, когда солнце вошло в созвездие Весов в девять часов восемнадцать минут тридцать секунд утра по парижскому времени.

    • Для гражданского пользования обычный календарь отменяется.

    • В память о революции, которая за четыре года привела Францию к республиканскому правлению, четырехлетний високосный период именуется франсиадой.

    • Комитету народного образования поручается проследить за публикацией нового календаря в изданиях различного формата с простой инструкцией, разъясняющей его принципы и применение в обиходе.

    • Новый календарь вместе с инструкцией будет разослан административным властям, муниципалитетам, судам, мировым судьям и всем государственным чиновникам, а также учителям и профессорам, армиям и народным обществам. Временный исполнительный совет передаст календарь и инструкцию министрам, консулам и прочим представителям Франции в зарубежных странах.

    • Все официальные бумаги должны датироваться в соответствии с новым летосчислением.

    • Профессора, учителя и учительницы, отцы и матери семейств, а также все те, кто занят воспитанием детей Республики, должны разъяснять им новый календарь в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией.

    Шарль Жильбер Ромм был сыном парижского прокурора. Он отказался от карьеры на родине и отправился в Россию, где устроился гувернером к сыну богатейшего вельможи, Павлу Строганову. Воспитатель внушал юноше принципы «справедливости, разума, чувства», вместе с ним он предпринял большое путешествие по России, собирая сведения о жизни и истории страны. Потом Ромм вернулся на родину и весь погрузился в революционную деятельность, стал членом парламента. Даже враги отмечали «его чистое и бескорыстное поведение».

    Ромм сам придумал названия месяцев для революционного календаря. Но, быть может, давняя поездка по России отразилась в этих названиях. Конечно, климатические условия во Франции не совсем такие, как в России, но до чего же похож принцип называния месяцев!

    Современное название

    Новый французский календарь

    Сентябрь

    Вандемьер (время сбора урожая)

    Октябрь

    Брюмер (время тумана)

    Ноябрь

    Фример (заморозки)

    Декабрь

    Нивоз (месяц снега)

    Январь

    Плювиоз (время дождя)

    Февраль

    Вантоз (ветер)

    Март

    Жерминаль (месяц прорастания)

    Апрель

    Флореаль (цветение)

    Май

    Прериаль (месяц лугов)

    Июнь

    Мессидор (жатва)

    Июль

    Термидор (жара)

    Август

    Фрюктидор (месяц созревания плодов)

    Наша эра считалась теперь не от рождества Христова, а от 22 сентября 1792 года — даты провозглашения республики.

    День «1 января» был взят под особое подозрение: строго запрещалось праздновать его как начало нового года. В этот день на почтах даже вскрывали письма и просматривали их содержание. Письма, в которых были новогодние поздравления, уничтожались. Новый год начинался не 1 января, а в день осеннего равноденствия; определялся каждый раз не календарной датой, а точными астрономическими расчетами и приходился то на 22, то на 23, то на 24 сентября. Год, как и прежде, делился на 12 месяцев. Но все они были одинаковы по продолжительности — ровно по 30 дней в каждом. Всего в году оказалось 360 дней. Но конвент ввел 5 добавочных дней, специально предназначенных для народных празднований.

    Первый — праздник Гения, когда восхвалялись выдающиеся открытия и изобретения, сделанные за год в области науки, искусства и ремесла.Второй — праздник Труда: прославление наиболее выдающихся тружеников.Третий — праздник Подвигов — на нем чествовали мужество и отвагу.Четвертый — праздник Наград, на котором знаки отличия вручали тем, кого славили в предыдущие три дня.Пятый — праздник Мнения; в этот день общественные деятели подвергались критике граждан, и никому ничего за это не было.

    Получилось 365 дней в году. Но как же быть с високосными годами? Очень просто: раз в четыре года вводился еще один дополнительный день — праздник Олимпиад, посвященный спортивным играм и соревнованиям.Месяца теперь делились не на недели, а на декады, по десять дней в каждой (по-гречески «dekados» — десяток) и каждый последний день ее посвящался отдыху. Хотели и время в сутках считать по десятичной системе: одни сутки — 10 часов, в часе — 100 минут, в минуте — 100 секунд. Но это как-то не прижилось.

    Введение нового календаря сопровождалось торжественными церемониями. В городе Аррасе, расположенном севернее Парижа, состоялось грандиозное карнавальное шествие, в котором приняло участие около 20 тысяч человек. Все они были разделены на 12 групп, олицетворяющих месяцы. Впереди шли юноши и девушки, за ними — люди зрелые, замыкали процессию пожилые. Пять 80-летних старцев изображали собою добавочные дни. Последним под бархатным балдахином несли на носилках (так как самостоятельно передвигаться он не мог) столетнего старца с длинной седой бородой. Он должен был восприниматься как дополнительный день високосного года, праздник Олимпиад. А за стариком бежали дети — ведь за старым годом всегда следуют новые!

    Описанное массовое зрелище происходило в день принятия конвентом республиканского календаря, 5 октября 1793 года… То есть нет, 14 вандемьера II года.

    По случаю введения республиканского календаря была выпущена специальная медаль. На лицевой стороне медали в полукруге надпись: «Республика единая и неделимая», а внизу «Французская нация». На обратной стороне показано Солнце, вступающее в знак созвездия Весов, правее которого находятся знаки созвездий Скорпиона и Стрельца. Надпись гласит: «Начало французской эры с осеннего равноденствия 22 сентября 1792 г. 9 часов 18 минут 30 секунд утра по парижскому времени».

    Судьба уготовила печальный конец создателю нового календаря. Следующий год проходил в привычных дебатах в конвенте, борьбе с политическими противниками, казнях бывших соратников, обвиненных в предательстве. Но вот наступил термидор. Жара, действительно, стояла ужасная. Девятого числа заговорщики из числа депутатов обвинили в измене Робеспьера, провели решение об аресте руководителей правительства и обезглавили их. «Революция против тирании», — вот новый лозунг борцов с изменниками революционному делу. Однако на деле вышло иначе — революционный террор сменился контрреволюционным. Последовали аресты и избиения сторонников якобинцев. А жить тем временем становилось все труднее. И когда наступил прериаль, месяц лугов, городская беднота, рабочие, ремесленники, вооруженные, чем попало, окружили здание Национального конвента и заняли зал заседаний. Они требовали хлеба. Они кричали: «Уходите, мошенники! Мы сами образуем новый конвент!»

    Жильбер Ромм пытался говорить. Он настаивал на том, чтобы удовлетворить по мере возможности требования народа. Но даже сами восставшие не слушали его.

    А в это время правительство собирало войска. К вечеру, войдя в конвент, солдаты очистили зал заседаний от восставших. Ромма же и других парламентариев, поддержавших требования бунтовщиков, тут же арестовали.Исход судебного разбирательства был предрешен, и 29 прериаля приговор огласили. Палачу приказали готовить гильотину.

    Французская революция изобрела не только новый календарь. Она создала и новое орудие казни. Его придумал врач Жозеф Гильотен; его именем оно и было названо. По мнению Гильотена, его изобретение должно было облегчить и работу палача, и участь осужденного. Острое лезвие устанавливалось на двух высоких стойках, между которыми располагалась плаха; исполнитель казни дергал за веревочку, топор скользил вниз; раз — и голова слетает с плеч в специальную корзину. Чрезвычайно удобно!

    Но Шарль Жильбер Ромм избежал знакомства с самым гуманным орудием казни. Он заколол себя кинжалом в арестантском помещении.

    Так окончился прериаль. Мессидора, месяца жатвы, Жильбер Ромм не увидел.

    Республиканский календарь со всеми его термидорами, брюмерами и жерминалями просуществовал 12 лет до конца 1805 года. Потом Наполеон его отменил.

    Источник

    03 ноября 2011 от Retroman

    retroman.ru


    Смотрите также