Реймсский собор реймс франция


Реймсский собор - Путешествуем вместе

Реймсский собор (фр. Notre-Dame de Reims) был построен в XIII веке, то есть позже собора Парижской Богоматери и Шартрского собора, но значительно раньше, чем соборы в Страсбурге, Амьене и Бове́.Реймсский собор является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям и входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Начиная с периода Средневековья и до XIX века собор был местом коронации практически всех французских монархов.

V век: первый собор, построенный святым епископом Никазием (Saint Nicaise) на месте галло-римских терм. Уже тогда он был посвящен Богоматери.Около 498: святой Ремигий крестил в Реймсском соборе Хлодвига I.816: сын Карла Великого Людовик Благочестивый выбрал Реймс местом коронования императором.1027: коронация Генриха I. Легенда о Святой Стекляннице (сосуде с миром) и политическое могущество Реймсского архиепископства стали причинами того, что собор стал постоянным местом коронации французских правителей.1210: пожар уничтожил старый собор.1211, 6 мая: архиепископ Реймса Обри де Умбер (фр. Aubry de Humbert) заложил здесь новый собор Божьей матери, который существует и поныне.В строительстве нового здания собора принимали участие четыре архитектора:с 1211: Жан д'Орбе (фр. Jean d'Orbais).1231—1237: Жан-ле-Лу (что может быть переведено как Жан Волк) (фр. Jean-le-Loup).1247—1255: Гоше Реймсский (фр. Gaucher de Reims).между 1255 и 1285: Бернар Суассонский (фр. Bernard de Soissons).XVI век — в Реймсский собор попадает славянское Реймсское евангелие, на котором, как на таинственной рукописи, присягают короли. 1825, 29 мая: последняя коронация в Реймсе — Карл X.Во время первой мировой войны Реймс был захвачен немцами и четыре года оставался в зоне боевых действий. В сентябре 1914 года в результате бомбардировки собор был превращен в «море огня». Были уничтожены остатки витражей, в том числе большая роза (частично восстановленная теперь), значительно пострадали статуи. В 1914 году французский писатель Ромен Роллан опубликовал статью «Pro aris» (пер. с лат. «В защиту алтарей»), осуждающую варварство немецких войск. В защиту шедевра средневековой архитектуры выступили русские художники объединения «Мир искусства». Реставрация храма продолжается до настоящего времени. В здании бывшего епископского дворца (Palais Du Tau), перестроенного в конце XVII века, собраны сбитые во время бомбардировок фрагменты скульптуры собора, отдельные статуи, а также шпалеры XV века из мастерских Арраса, на которых изображены сцены из жизни короля Хлодвига.

Собор Нотр-Дам (посвященный Деве Марии) в Реймсе является крупнейшим храмом французской готики «ланцетовидного стиля» после более ранних соборов в Париже (Нотр-Дам), Амьене и Шартре. Высота башен Реймсского собора 80 метров. Он является самым гармоничным из всех готических соборов Франции, несмотря на то, что его башни не завершены[источник не указан 115 дней]. Планировалось возвести семь башен с островерхими шатрами. Собор построен на месте романской церкви IX—X вв, пострадавшей от пожара в 1210 году. В 1211 был заложен фундамент нового собора. Работы велись непрерывно в течение двадцати лет. В 1241 году был закончен хор и, вероятно, трансепт. Главный неф возводили несколько позднее. Около 1250 года завершилось скульптурная декорация главного — западного фасада. Внутри нефа на плитах пола выложен лабиринт с надписями, по которым восстанавливают имена архитекторов и годы построек отдельных частей здания. Мастер Жан д’Орбэ возводил хор и трансепт в 1211—1228 годах, Жан де Лу — западный фасад в 1228—1244 годах, Гоше де Ремс работал в 1244—1252 годах, Бернар де Суассон — в 1252—1287 годах. Завершал работы Робер де Куси (до 1311 года). Длина собора внутри — 138,69 м. Высота нефа под сводами равняется 37,95 м. Резные капители аркад украшены лиственным орнаментом.Западный фасад собора построен в стиле зрелой готики. В отличие от Нотр-Дам-де-Пари, башни образуют с фасадом единое целое. Порталы и окна собора украшены вимпергами (каменными ажурными флеронами): их стрельчатые окончания (щипцы) проникают во второй ярус, визуально ломая линию карниза и стирая грани между ярусами. Во втором ярусе высокие стрельчатые окна и ряд колонн и пинаклей наращивают и визуально заостряют вертикальную устремленность фасада. Порталы украшены круглыми витражными окнами-розами, необычными по композиции. Самая большая роза заменяет традиционный скульптурный тимпан центрального портала — заполняет охваченный широкой аркой центр второго яруса. Над вторым ярусом традиционно помещена «Галерея королей» с рядом статуй большого размера. «Галерею королей», перенесённую в верхнюю часть здания, и верхние ярусы башен достраивали до XV в. Высокая башня со шпилем помещена не над средокрестием, а над главной апсидой, которая окружена деамбулаторием с пятью апсидиолами. Верхние окна трансепта были заполнены стеклами черно-белых витражей «гризайль» (XIII век). Многие цветные витражи утрачены ещё в XVIII веке. Общая схема композиции западного фасада схожа с композицией собора Парижской Богоматери, но отличается более вытянутыми пропорциями — доминированием композиционной вертикали, заострением вимпергов и пинаклей. Эти особенности характеризуют следующую, более позднюю стадию развития готического стиля. Отличительной чертой боковых фасадов Реймсского собора являются широкие и высокие окна, почти соприкасающиеся друг с другом. Каждая пара окон объединена розой, помещенной под стрельчатой аркой их общего проема. Центральный и боковые фасады заполнены большим количеством аркбутанов, пинаклей, арок разных размеров, столбов и колонн. Боковые фасады усложнены пинаклями со статуями ангелов. Интерес представляют водосточные трубы, их украшают горгульи в виде барана, кабана, дракона, грифа. Пилон центральных ворот украшает скульптура Святого Сикста.

www.kudatotam.ru

Кафедральный собор Нотр-Дам в Реймсе (Reims), Шампань-Арденн (Champagne-Ardenne)

Шедевр французской готики.

Реймсский кафедральный собор находится в самом центре города. Он был построен в 13 веке вслед за собором Парижской Богоматери и Шартрским собором, но раньше соборов в Страсбурге, Амьене и Бове.

Благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям (более 2300 статуй), собор является одним из главных образцов готического искусства во Франции, с 1991 года он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 401 году на месте галло-римских терм был построен собор, в котором в 496 году епископ святой Ремигий крестил Хлодвига I. В 852 году епископ Инкмар Реймсский освятил второй собор, построенный на месте предыдущего. Но в 1210 году собор был полностью уничтожен пожаром, и в 1211 году на его месте начато строительство нового реймсского собора, который и сохранился до нашего времени. Строительство продолжалось до 1275 года, в нем принимали участие четыре архитектора: Жан д’Орбэ, Жан ле Лу, Гоше Реймсский и Бернар Суассонский.

Реймсский собор славит королевскую власть: на фасаде, в центре галереи королей, образованной из 56 статуй высотой 4,5 метра, восседает Хлодвиг в окружении святого Ремигия и своей жены Клотильды Святой.

Правый портал посвящен Страшному Суду: скульптура Христа на троне окружена четырьмя ангелами; в нижней части портала расположены фигуры мучеников, датируемые 1220 годом и более поздние скульптуры, представляющие жизнь и историю Реймса.

Скульптура улыбающегося ангела, которую также называют «Улыбкой Реймса», созданная в первой половине 13 века.

«Романский портал» датируется 1160-1170 годами, он был пристроен к галерее монастыря каноников до 13 века. На композиции портала сохранились следы краски, относящиеся к последней трети 12 века. На сводах портала размещены ангелы, писцы, а также сцены литургии.

Статуя Филиппа-Августа:

Центральный неф длиной в десять пролетов, граничащий с обеих сторон с двумя боковыми нефами, поднимается на три уровня – классика французской готики 13 века в своей наиболее гармоничной форме, впервые примененной в Шартрском соборе. Высота арки большого нефа до замкового камня составляет почти 38 метров. Одна из уникальных деталей интерьера – цилиндрические опоры, обрамленные пучком тонких колонн.

План Реймсского собора отличается от соборов в Шартре, Суассоне и Амьене более длинным, но менее высоким нефом, а также коротким трансептом.

Вдоль полукруглого завершения хора располагается деамбулаторий, переходящий в венец из пяти капелл. Самой глубокой из них является центральная капелла, находящаяся на главной оси собора. Для того чтобы сохранить главный алтарь на прежнем месте, которое он занимал в прежнем романском соборе, хор был продлен и, таким образом, занял несколько пролетов нефа.

Витраж большого окна-розы западного фасада носит название «Успение». На двенадцати раздвоенных лепестках розы, в три ряда, изображены ангелы, пророки, апостолы, в центре – Успение Богородицы.

Безусловно, внимания заслуживают многочисленные витражи, среди которых есть как сохранившиеся со времен строительства собора (13 век), так и современные.

Три витража центральной капеллы были созданы в 1974 году Марком Шагалом.На левом витраже изображены Древо Иессея и Жертвоприношение Исаака, на центральном витраже – распятый Христос. Правый витраж представляет главное событие в истории Реймсского собора.

stilarhitekturi.livejournal.com

Реймсский Собор, Реймс | Русский Париж

Собор Реймсской Богоматери (La cathédrale Notre-Dame de Reims), Франция, Шампань

Реймсский собор (Notre-Dame de Reims), 1210-1515, архитекторы Жан д’Орбе (Jean d’Orbais), Жан-ле-Лу (Jean-le-Loup), Гоше Реймский (Gaucher de Reims), Бернар Суассонский (Bernard de Soissons). Место коронации почти всех французских королей с 816 года. Был частично разрушен во время Первой и Второй мировых войн (в том числе ряд витражей были утрачены заменены работами Шагала). Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

практическая информация

Фактически Реймсский Собор является Музеем и одновременно смотровой площадкой, его посещение — платное.

Экскурсия в Реймсский Собор. План Собора и маршрут посещения

Франция. Реймсский Собор. План и экскурсия

План Реймсского Собора:

1 — Галерея Королей («королевская галерея»)2. Крыша (стропила) — то что было достроено в 20 векеСмотровая площадка. Взобравшись по башне в это место можно любоваться видами на город Реймс.Реймсский Собор. Часы работы для посетителей.

Туристический сезон: С 6 мая по 8 сентября Собор открыт ежедневно, кроме понедельника и воскресенья (утром). Начало экскурсий в 10.00, 11.00, 14.00, 15.00, 16.00

С 15 марта по 5 мая и с 9 сентября по 31 октября:

По субботам экскурсии в 10.00, 11.00, 14.00, 15.00, 16.00. По воскресеньям экскурсии в 14.00, 15.00, 16.00

Собор закрыт для туристов: C 1 ноября по 14 марта, закрыт также 1 Мая — в «День Международной борьбы трудящихся» и 15 августа

Цена входного билета:

Взрослые — 7,5 евроДети до 18 лет — бесплатноЛьготный тариф — 4,5 евроКниги (буклеты) имеются как всегда на разных языках, кроме русского (официальная информация). Экскурсии из Парижа в Собор происходят на русском языке с гидом-экскурсоводом, поэтому буклеты на память можно брать на французском или английском языках.

Экскурсия из Парижа в Шампань, Реймс, отзывы.

Поездка из Парижа в Шампань-Реймс была в апреле месяце 2015 года, когда еще не начался туристический сезон. Шли последние приготовления и некоторые части Собора были еще в лесах и лихорадочно реставрировались, чтобы туристы смогли его увидеть во всей красе. Издали Собор не производит впечатление огромного здания. И только если подойти близко, то сразу начинаешь ощущать его гигантские размеры, его величественность. Обычно все туристы подходят к Собору со стороны его Центрального входа. Рекомендуем все-таки потратить дополнительно минут 10-15 и обойти Собор со всех сторон. С обратной стороны Собор не менее красив. Экскурсия по центру Реймса обычно пешая. Чтобы лучше посмотреть центр города и Собор, лучше его обойти со стороны Площади Руаяль (где Статуя Луи XV), двигаясь по «площади» Анатоль Франс или скверику, площади Генри Дене. С этой стороны Собор абсолютно не похож на то, что мы привыкли видеть на старых фотографиях или современных фото. Эта часть Собора также оригинальная и интересна, ее стоит посетить, посмотреть на эту достопримечательность с обратной стороны. Фрагменты украшений со скульптурами и витражи показаны на фото крупным планом. Здесь же находиться и Библиотека Карнеги — тоже красивое старое здание.

Реймс. Собор. Что еще посмотреть.

К зданию Собора примыкает Дворец То (бывшая резиденция архиепископов Реймса, где в преддверии коронационных торжеств останавливались многие французские короли. Построен на рубеже XV—XVI веков и перестроен сначала в эпоху Людовика XIV, а затем после пожара 19 сентября 1914 года) См. подробнее »Дворец То …»

www.paris1814.com

Собор Нотр-Дам в Реймсе - Мои статьи - Каталог статей

В 150 км от Парижа, в сердце региона Шампань находится Реймс — город с 2500-летней историей. Он знаменит своими виноградниками, используемыми в производстве шампанского, и великолепными архитектурными памятниками, начиная с галло-римского периода и до XIX века. Но главную гордость города составляет Реймсский собор (Нотр-Дам-де-Реймс) — величайший образец сакральной готической архитектуры. Собор в Реймсе известен тем, что в его стенах венчались на царство почти все французские монархи, а Жанна д'Арк привела сюда короноваться Карла VII. Эта коронация означала, что Франция, не признающая власть английских оккупантов, провозглашает собственную независимость.

История Реймсского собора

История храма восходит к V веку, когда епископ Никасий заложил первый городской собор в честь Пресвятой Богородицы. Именно в этом храме в 498 году крестился Хлодвиг — первый король франков из династии Меровингов. Первым в Реймсской церкви в 816 году короновался сын Карла Великого — Людовик Благочестивый, а последним — Карл X в 1825 году. Однако статус официального места коронации монархов Реймсский собор получил только в 1013 году. Предание гласит, что в 1027 году, когда французский король Генрих I венчался на царство, то посланный с небес голубь принёс в клюве сосуд с благоуханным маслом миро, необходимым для помазания короля. Случившееся чудо положило начало традиции коронования французских правителей в Реймсе.

В 1210 году роковой пожар уничтожил большую часть города, погибли и религиозные сооружения. Строительство нового храма Божьей Матери, начатое в 1211 году архиепископом Обри де Умбером, завершилось более века спустя.Любопытно, что в истории собора есть страница, значимая и для России. Здесь, в Реймсском храме 19 мая 1051 года Генрих I обвенчался с Анной Ярославной — дочерью киевского князя Ярослава Мудрого. Так русская княжна стала французской королевой.

Реймсский собор — шедевр зрелой готики

Наряду с соборами Амьена и Шартра Реймсский храм по праву считается одним из лучших образцов французской готики в период её наивысшего расцвета. Собор в Реймсе больше (длина 138 метров) и торжественнее Шартрского; он перекрыт более массивными сводами, достигающими в вершине 38 метров. Согласно первоначальному проекту, Реймсский храм должны были венчать 6 башен со шпилями. Но удалось возвести лишь две башни западного фасада, устремившиеся в небо на высоту 80 метров. Эта часть здания декорирована изящным скульптурным фризом.

Большинство скульптур выполнено в 1241 — 1290 годах. Собор украшают более 2300 скульптур, недаром его так часто называют «царством скульптуры», среди них изображения королей, рыцарей, святых, ремесленников и даже дьявола. Самая знаменитая скульптура Реймского собора – это «Улыбающийся ангел» или «Улыбка Реймса». А фигура Атланта с искаженной гримасой – прототип Квазимодо из романа Виктора Гюго. На порталах изображены различные сцены: Страшный Суд, коронование Богоматери и Страсти Христовы. В галерее французских королей находится 56 громадных статуй. В центре – король Хлодвиг со Святым Ремигием и своей женой Клотильдой.

К сожалению, многие скульптуры Реймсского собора не сохранились, часть из них безвозвратно канули в лету, а часть была замененаУлыбающийся ангел копиями. Но все же от XIII века сохранилась большая часть рельефов. Среди них первое место занимает композиция «Встреча Марии с Елизаветой», расположенная справа от центрального входа. Из-за удивительной близости к памятникам Древней Греции ее называют «греческим мгновением готической скульптуры». Имя гениального автора этих изваяний неизвестно. Исследователям удалось установить, что он был одним из первых художников, участвовавших около 1220 года в украшении собора. Вероятно, он возглавлял скульптурную мастерскую, и многие статуи Реймского собора несут на себе печать его оригинального таланта.

Витражи Реймсского собора

Удивительные витражи окон-роз являются прекрасными образцами средневекового искусства. К примеру, большая роза на северном фасаде повествует о Сотворении мира: в центре находится Христос, на лепестках – изображения Адама и Евы, Каина и Авеля, ангелов и животных.

Особое место в интерьере Реймсского собора занимают витражи, изготовленные по эскизам российского живописца Марка Шагала. На центральном витраже запечатлены два библейских сюжета: на левом окне — жертвоприношение Исаака, а на правом — казнь Иисуса Христа через распятие. На других витражах представлены эпизоды из истории королей Франции, в том числе одно из главных событий Реймсского собора — крещение Хлодвига I.

Две 80-метровые башни западного фасада Реймсского собора — самые высокие во Франции. Они могли бы быть еще выше, поскольку первоначально планировалось увенчать их высокими шатрами со шпилями, но этот замысел не осуществился. Кроме того, хотели возвести еще пять башен, но этот план тоже не был реализован. Особенность Реймсского собора — прославившие его скульптуры. Только в «Галерее королей» представлено более пятисот фигур. Большая часть их создана в XIII в. Это скульптурные изображения святых, епископов, рыцарей, королей, ремесленников. Реймсский собор часто называют «собором ангелов» из-за множества скульптур, их изображающих. Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом. Реймсский собор сильно пострадал в эпоху Великой Французской революции. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны. Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году. В наши дни величественный и вместе с тем гармоничный собор продолжает оставаться замечательным памятником французской готики, скульптуры которого послужили образцом для других храмов Франции, Италии и Испании.

Реймскому собору пришлось пережить массу изменений со времени его создания. Сооружение сильно пострадало не только от бесчисленных нападений и Французской революции, но и от событий Первой мировой войны. Здание практически превратилось в руины. Его реставрация завершилась только в 1938 году, однако витражи удалось восстановить лишь в 1974 году по эскизам Марка Шагала. По этой причине посетители чаще всего могут любоваться лишь копиями знаменитых статуй и витражей. Благодаря тому, что Нотр-Дам де Реймс — наиболее высокий собор во Франции (его высота составляет 82 метра), а также в силу его исключительной уникальности, он находится в реестре Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1991 года.

Источник информации: putidorogi-nn.ru

baracuda7.ucoz.ru

Собор Нотр-Дам де Реймс – свидетель исторических событий

Франция, провинция Шампань, город Реймс, здесь находиться одно из самых цельных воплощений готического архитектурного стиля – храм Нотр-Дам де Реймс. В каждой детали которого соединены в уникальный ансамбль, поражающий воображение, архитектура и скульптура, созидательная мысль и тяжелейший труд.

История Нотр-Дам де Реймс

Реймсский собор является одним из старейших в Европе, а его значение для истории Франции и вовсе трудно переоценить – с древних времен Нотр-Дам де Реймс был местом коронации французских королей. Представьте только, как впечатляет атмосфера и без того фантастического собора сегодня, сколько повидал он на протяжении веков и какие тайны и эмоции хранят его величественные стены.

Его история уходит в V век, когда был построен святым епископом Никазием предшественник современного собора, посвященный Богоматери. Второй храм возводился, начиная с 817 года, в 1210 году он полностью сгорел в пожаре, а с 1211 года началась постройка совершенно нового здания, длящаяся до 1481 года.

Архитектурный план разработал Жан д’Орбе. Позже его заменяло ещё много архитекторов, привносивших новые детали в первоначальный проект, но, несмотря на это, собор сохранил единство замысла.

Внешний вид Реймсского собора

Западный фасад и башни собора Нотр-Дам де Реймс объединены в единую архитектурную композицию. Главные входы выстроены в виде порталов, украшенных орнаментацией и увенчаны остроконечными щипцами с крестоцветами. Над дверьми – витражные окна-розы. Но наибольшая роза располагается над центральным порталом.

С двух сторон от неё, колонны, декоративные башенки и стрельчатые оконные проемы. Ещё выше расположена «галерея королей», представляющая собой ряд из 56 статуй высокого размера, над ними возвышаются две 80-метровые башни. Хотя в первоначальном плане, и предусматривалось, что собор будет украшен семью башнями со шпилями, но удалось выстроить только две, и те без шпилей.

Собор украшен 2303 скульптурами, у каждой из которых собственная история, но одна из самых прекрасных – скульптура Святой Девы Марии, держащей на руках маленького Иисуса. Самая знаменитая из скульптур – «Улыбка Реймса» или «Улыбающийся ангел». Присутствует тут и прототип Квазимодо из романа Виктора Гюго – это статуя атланта, с искривлённой гримасой.

Боковые фасады Нотр-Дам де Реймс украшены широкими и высокими окнами, попарно объединённые в верхней части розами, помещенные под общей стрельчатой аркой. Тут же находятся пинакли со статуями ангелов. Водосточные трубы выполнены в виде горгуль, принявшие вид кабанов, грифов, баранов, драконов.

Самое знаменитое окно-роза – витраж на северном фасаде собора – рассказывает историю сотворении мира: в центре Иисус Христос, на лепестках образы Адама и Евы, Каина и Авеля, ангелов и животных.

Здание было значительно повреждено бомбардировками 1914 года, во время первой мировой войны. Пострадали своды, витражи, но основные несущие конструкции выдержали. Восстановление здания завершили лишь в 1938 году, а витражей только в 1974 благодаря эскизам Марка Шагала.

Внутреннее убранство

Внутри собор очаровывает своей гармонией и равновесием. Купольные своды возвышаются на высоте тридцати восьми метров, а скульптурное оформление представляет из себя пятьдесят две статуи, рассказывающие о детстве Иисуса Христа, о святом Жане-Батисте и его наставлениях.

Главным же украшением, является большая роза западного фасада, чьи двенадцать лепестков загораются в лучах заходящего солнца и заливают своим светом внутреннее пространство. Сюжет этой розы посвящен покровительнице собора – Богоматери. Сохранились также маленькие астрономические часы XV века, бьющие каждый час и рассказывающие библейский сюжет.

В виду исключительной уникальности, в 1991 году собор был внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Реймсский собор задумывался и возводился как символ национального объединения, его величественный и поражающий внешний вид, озаренное светом витражей внутреннее убранство для простых людей было прообразом рая, а всеобщая вертикальная направленность символизирует стремление к Богу.

Подготовлено информационным отделом Euguide.Ru

Внутреннее убранство собора Нотр-Дам де Реймс похоже на все знаменитые готические соборы в Европе. Но есть в нем неповторимое величие и завершенность…

Фасад Реймсского собора, главной изюминкой которого стал знаменитый витраж-роза. Увидев однажды – не забудешь; и навсегда оставишь в своей копилке впечатлений о самых легендарных достопримечательностях Европы!

Видео

Не упускайте возможности своими глазами увидеть один из самых роскошных католических соборов Европы.

Собор Нотр-Дам де Реймс на видео

Нотр-Дам де Реймс на карте

euguide.ru

Реймский собор – готический шедевр

 

Настоящим шедевром зрелой готики является Собор во французском городе Реймс, который находится в самом сердце провинции Шампань. Согласно преданию, накануне крещения Хлодвига с небес был послан голубь, принесший миро для помазания короля. С этого события началась традиция коронования королей Франции в Реймсе.

Самое древнее здание Собора построили в 401 году на месте современного храма.  Второй собор, освященный Инкмаром Реймским, был возведен в 852 году, однако в 1210 году сооружение было полностью уничтожено пожаром. Первый камень храма, который мы видим сегодня, был заложен в 1211 году архиепископом Обри де Умбер, а в 2011 году знаменитый собор отпраздновал свое 800-летие.

Люди, создававшие Собор, вложили в него свою душу, потратив на строительство 64 года. С одной стороны, Реймский собор – символ королевской власти и гордость французского народа, его драгоценная реликвия. С другой стороны, он является одним из богатейших образцов готического искусства, которое посвящено Богоматери. Исследователи называют Кафедральный собор «Академией искусств», где соединились работы самых великих архитекторов и скульпторов XII века. Длина Собора – почти 140 м, ширина – около 30 метров. В одной из башен есть два крупных колокола, один из которых был отлит в середине XVI века и называется «Шарлотта».

Реймский собор представляет собой непревзойденный архитектурный комплекс. Удивительные витражи окон-роз являются прекрасными образцами средневекового искусства. К примеру, большая роза на северном фасаде повествует о Сотворении мира: в центре находится Христос, на лепестках – изображения Адама и Евы, Каина и Авеля, ангелов и животных.

Кафедральный собор украшают более 2300 статуй, среди которых изображения королей, рыцарей, святых, ремесленников и даже дьявола. В cоборе есть одна из самых знаменитых скульптур – «Улыбающийся ангел» или, как ее еще называют, «Улыбка Реймса». А фигура Атланта с искаженной гримасой – прототип Квазимодо из романа Виктора Гюго. На порталах изображены различные сцены: Страшный Суд, коронование Богоматери и Страсти Христовы. В галерее французских королей находится 56 громадных статуй. В центре – король Хлодвиг со Святым Ремигием и своей женой Клотильдой.

К сожалению, Реймскому Собору пришлось пережить массу изменений со времени его создания. Сооружение сильно пострадало не только от бесчисленных нападений и Французской революции, но и от событий Первой мировой войны. Здание практически превратилось в руины. Его долгая реставрация завершилась только в 1938 году, однако витражи удалось восстановить лишь в 1974 году по эскизам Марка Шагала. По этой причине посетители чаще всего могут любоваться лишь копиями знаменитых статуй и витражей. Благодаря тому, что Нотр-Дам де Реймс — наиболее высокий собор во Франции (его высота составляет 82 метра), а также в силу его исключительной уникальности, он находится в реестре Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1991 года.

venividi.ru

Собор в Реймсе, Нотр-Дам де Реймс

Готический стиль появился в архитектуре Франции в XII веке, и сегодня в этой стране сохранилось великое множество разнообразных памятников этого стиля, удивительных и уникальных: каждый – по-своему, начиная с небольших часовенок и заканчивая огромными, величественными и вызывающими священный трепет соборами.

К самым значительным произведениям готической эпохи – шедеврам этого стиля во Франции, относят три собора: в Шартре, в Амьене и в Реймсе.

Реймс считается самым крупным городом Шампани – известной на весь мир французской провинции, и находится на равнине, на реке Вель. Город окружён горами и виноградниками, и его население сегодня не слишком велико – всего около 200 тысяч человек.

Тем не менее, именно Реймс является колыбелью всей Франции, и одним из первых христианских городов страны.

В конце V века нашей эры, в 496 году, здесь крестился и принял христианство первый король франков – Хлодвиг I из династии Меровингов, вступивший на трон 15-летним юношей. Именно он считается основателем королевства франков и его первым официальным монархом (хотя короли у франков были и до него).

Крещение короля Хлодвига, которое стало судьбоносным для всей Франции, произошло в Реймсском соборе, построенном тогда же, в V веке, и после этого в нём до 1825 года короновались французские монархи.

Для наших соотечественников интересно то, что в этом соборе в XII веке была коронована знаменитая Анна Ярославна – она была первой женщиной, удостоившейся этой чести. Все последующие французские короли разных эпох являются её прямыми потомками.

До сих пор в соборе Реймса хранится одна из величайших реликвий Франции – массивная золотая чаша для коронационных церемоний, датируемая XII веком. Во время коронации из неё причащались все французские короли, а надпись на чаше говорит о том, что похитившего её ожидает ужасная кара.

Реймсский собор - Нотр-Дам де Реймс, как и многие великие соборы, строился в течение многих веков, и не один раз.

Впервые здание собора было построено в 401 году. В IX веке решено было строить новое здание, так как старое обветшало и разрушалось. Собор строился с 817 по 852 год; затем перестраивался и переделывался – опять же, как и многие готические соборы, однако в 1210 году полностью сгорел в огромном пожаре – тогда сгорела большая половина Реймса.

Однако через год храм уже начал возрождаться, и был частично построен к началу 40-х годов XIII столетия, но потом строительство опять затормозилось – возможно, из-за нехватки средств.

Так что продольная часть собора с тремя нефами, и западный фасад – самый красивый из всех, - были построены только к 1311 году, а северная башня – к 1427 году. В результате этого, третьего по счёту этапа строительства и появился великий собор Нотр-Дам де Реймс, который мы можем видеть и сегодня.

Об этом соборе говорят, что он соперничает с великим Notre Dame de Paris, воспетым Виктором Гюго, однако, даже если просто взглянуть, то можно увидеть, что Реймсский собор красивее и изящнее своего знаменитого собрата. Конечно, в нём много разных архитектурных наслоений, но это не портит здание: например, башни собора завершены уже в XV веке, но они удивительно и гармонично сочетаются со всем зданием, массивным и грандиозным. Хотя башни мощные и высокие, они одновременно кажутся лёгкими и простыми, особенно на фоне неба над собором.

Собор в Реймсе очень высок, относительно окружающих его зданий: его высота – 80 м, а длина - 150. Когда над собором идут облака, то кажется, что он тоже движется.

Разные этапы строительства очень хорошо видны в соборе: в разное время им руководили разные мастера, и каждый внёс что-то своё. Первым архитектором Реймсского собора принято считать Жана д’ Орбэ – он начал строительство хора. После него работы продолжил Жан ле Лу; он же и закончил хор.

Эта часть собора отличается суровостью и простотой, массивностью и величественной строгостью, резко отличающей его от других архитектурных частей – например, западного фасада, украшенного прихотливой каменной резьбой от низа до верха.

Жан д’ Орбэ, проектируя фасады северного и южного трансептов, использовал ещё романские полуциркульные арки, относящиеся к простейшему виду этих элементов. Стрельчатые арки, так хорошо знакомые нам по произведениям готической архитектуры, появились намного позже. В целом в композиции собора соблюдается раннеготический стиль, получивший распространение в то время.

Западный фасад, знаменитый своей изысканной красотой, был начат Жаном ле Лу, но полностью был оформлен только в середине XIII века, при архитекторе Гоше Реймском, создавшем богатую скульптурную композицию. Порталы были углублены, расположение скульптур изменено, а вход украсили ажурные тимпаны, до сих пор привлекающие внимание своей красотой. Вся нижняя часть фасада была богато и пышно декорирована.

Примерно до 1290 года строительство западного фасада продолжал архитектор Бернар Суассонский: он сконцентрировался на создании огромной готической розы, расположенной во втором ярусе – она отличается изысканностью линий. Пропорции окон и тяг он сделал более вытянутыми, так, что они стали казаться более хрупкими и лёгкими: поэтому и всё здание кажется лёгким и устремлённым в высоту.

Вообще, если говорить об архитектуре собора Нотр-Дам де Реймс в целом, то ей свойственна выраженная вертикальность: все элементы и фигуры вытянуты, а множество декоративных деталей и скульптур рвутся ввысь, словно пробивая горизонтальные линии. Поэтому собор, при своих грандиозных размерах, вовсе не кажется массивным или подавляющим.

Галерея королей, отличающаяся декоративностью и богатством убранства, усиливает впечатление роскоши, которое производит фасад. Облик фасада дополняется башнями с вытянутыми окнами, отличающимися хрупкостью пропорций.

Собор окружает множество контрфорсов: вертикальных конструкций, усиливающих несущие стены. Внутренность собора отлично освещена: свет попадает и через большие окна центрального нефа, и через окна стены алтаря.

Главной достопримечательностью фасада является скульптурный фриз – это готическая традиция.

Среди 500 фигур, украшающих галерею, есть короли и рыцари, епископы и святые, мастера различных ремёсел и даже сам дьявол. Большая часть этих фигур относится к XIII веку, а на порталах западного фасада можно увидеть сцены из жизни Иисуса Христа.

В Реймсском соборе несколько тысяч скульптур, и самыми известными считаются статуя Богоматери, Улыбающийся Ангел, портреты французских королей. Привлекают внимание и фигуры удивительных, сказочных животных, и статуи святых.

Не случайно очень часто можно слышать, что собор Нотр-Дам де Реймс называют царством скульптур. Ангелы на аркбутанах собора словно собираются взлететь, а короли, стоящие в ряд наверху, на галерее, день и ночь охраняют величественное здание.

К сожалению, Нотр-Дам де Реймс довольно часто страдал от войн и разрушений: в XVI веке его разрушали гугеноты; в конце XVIII века, в период Великой французской революции, он тоже серьёзно пострадал; в Первую мировую войну он подвергался обстрелам германских войск, а также бомбардировкам – тогда он буквально лежал в руинах.

После войны Фонд Рокфеллера выделил средства на реконструкцию Реймсского собора, и она была завершена ещё до начала следующей войны – Второй мировой, во время которой собор тоже страдал. Тем не менее, документ о прекращении войны между Францией и Германией был подписан именно в Реймсском соборе, 7 мая 1945 года.

Надо сказать, что французские архитекторы, строители, мастера и рабочие приложили колоссальные усилия для того, чтобы вернуть собору его уникальный облик и былую славу. Были отреставрированы рельефы западного фасада; многие витражи пришлось создавать заново, а их фрагменты сохранились в северном нефе и хоре.

Восстановление Реймсского собора было полностью завершено только к концу XX века – в 1996 году. Сегодня этот собор, поражающий своей гармонией и величием одновременно, остаётся прекраснейшим и уникальнейшим творением французской готической архитектуры, являясь образцом для многих соборов и церквей в других странах Европы.

В настоящее время мы, к большому счастью, можем видеть собор Нотр-Дам де Реймс именно таким, каким он был задуман зодчими XIII века. В 1991 году Реймсский собор был включен ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия.

Гатаулина Галина для женского журнала InFlora.ru

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна

загрузка...

www.inflora.ru


Смотрите также