Медицинское образование во франции


Снова о высшем медицинском образовании во Франции.: ir_rena

   В прошлом году я уже писала о высшем медицинском образовании во Франции,

http://ir-rena.livejournal.com/5130.html#cutid1

но практических советов желающим получить его я тогда не дала. Сегодня напишу по-подробнее и с новыми впечатлениями - дочь окончила уже второй курс и я теперь лучше понимаю как оно - это образование устроено, и какие там достоинства и недостатки.

  И раз уж по-подробнее, но по-подробнее. Начну с лицея - последних трех лет среднего образования.

Первым шагом в выборе  высшего образования является выбор из нескольких типов лицея, в зависимости от типа дальнейшего образования :

-- с так называемым общим образованием,-- с техническим образованием,-- и с профессиональным образованием.

 К примеру, профессиональный лицей это что-то между российским ПТУ и техникумом, в зависимости от уровня полученного диплома.  Уровень диплома зависит того насколько успешными были выпускные экзамены. Если ученик набрал необходимое количество баллов, то он получает димплом (так называемый профессиональный BAC) и может далее учиться в высшем учебном заведении по своей специальности. Если же нет, то ученик получает какой-то сертификат и может попытаться найти работу. Здесь всё сильно зависит от специальности - в каких то случаях работу найти можно.

В лицей с общим образованием как правило идут те, кто планирует получать высшее образование : будущие врачи, учёные, инженеры, архитекторы, экономисти, банкиры учителя и т.д. и т.п. Здесь, после общего первого года обучения, ученики опять выбитают дальнейшую специализацию :

- Научное направление ( так называемый  BAC S), где достаточно много часов математики, физики, химии и биологии, и достаточно мало французского и философии.

- Литературное направление  ( BAC L) - тут мало естественных наук и много гуманитарных

- Экономическое и социальное направление ( BAC ES) - нечто среднее между двумя предыдущими направлениями.

  Ну скажете: ясное дело, если у ребёнка склонности к естественным наукам, нужно выбирать BAC S, если же склонности к литературе и языкам - BAC L. Ну а если ребёнок мечтает быть врачём, то можно выбрать и BAC ES. Логично же, да?

  Ну логично это только с точки зрения нашей русской логики. Здесь же логика совсем другая - французская.Если ребёнок хорошо учится, то в любом случае нужно выбирать BAC S. Вот такой парадокс, да. Во Франции в любые подготовительные классы, даже в литературные, даже по искусству, очень охотно берут выпускников с BAC S. А вот у тех кто получил диплом BAC L, не только выбор получается очень ограниченным, но и в течение последних двух лет лицея есть немалая опастность попасть в очень слабый класс. А уж если ребёнок врачём мечтает быть, то и тем более ни BAC L ни BAC ES выбирать нельзя. После них шансы пройти по конкурсу на медицинском факультете будут практически нулевыми.

  Итак, представим, ваш ребёнок выбрал естественно-научное направление - BAC S и учится уже в выпускном классе.  До конца года ещё далеко - только-только декабрь на дворе, а учителя уже готовят отзывы на своих учеников. Во Франции нет вступительных экзаменов после выпускного класса лицея. Вместо вступительных экзаменов - отбор по текущим оценкам выпускного класса, и иногда по результатам предыдущего года. И отзывы учителей играют здесь далеко не последнюю роль.

  Отбор, естественно, идёт в подготовительные классы , готовящие к конкурсу на поступление в высшие инженерные школы. Чтобы попасть в престижные подготовительные классы, нужно учиться в хорошего уровня лицее и быть одним из первых в классе. То есть из плохого лицея в престижные подготовительные классы дороги нет. Более того, тем, кто в хорошем лицее по успеваемости плетётся в конце класса, о престижных подготовительных классах можно не мечтать. Рейтинг же ученика в классе по успеваемости и указывается в отзыве учителей.

 Узнав о том, что способный ученик собирается идти учиться на медицинский факультет, учителя математики и физики обычно реагируют сранно :

-- О...о, - восклицают, - какая жалость, а ведь вы достойны гораздо большего!

  Дело в том, что в университет, и в том числе  на медицинский факультет, конкурса на данном этапе нет - берут всех желающих  - предпочтительно по месту жительства. Поэтому ни шум из-за рейтинга по успеваемости в классе ни борьба за хорошие отзывы учителей ученику, идущему на медицинский факультет, совершенно не важны, и учетеля резко теряют к нему интерес. Для ученика, привыкшего к похвалам учителей, данная ситуация является конечно же испытанием.

  Конкурс на медицинском факультете проходит при переходе на второй курс. Как правило, на одно место на втором курсе претендуют в среднем 10 человек. Исключением являются университеты на севере Франции (Amien) где конкурс чуть больше 3-х человек на место. Считается, что эти университеты готовят терапевтов для северных районов, где резкая нехватка врачей. За редким исключением, так оно и есть, и чуть дальше я объясню почему.

На самом деле, первый курс медицинского факультета вовсе не называется медицинским. Он общий для будущих медиков, кинезитерапевтов, фармацевтов, акушеров и зубных врачей. К примеру, в прошлом году в Париже, на медицинском факультете в университете Декарта (Université Paris-5) на первом курсе было 3500 человек. Из них на второй курс брали

-- 350 будущих медиков,-- 5 будущих кинезитерапевтов,-- 50 будущих зубных врачей,-- 120 будущих фармацевтов,-- 30 будущих акушеров.

На каждую специальность - свой конкурс и происходит это все сдедующим образом :

В конце первого семестра, каждый студент выбирает одну или несколько из вышеуказанных направлений. В течение второго семестра студенты слушают как общие курсы, так и специальные, соответствующие выбранному направлению. Самая большая конкуренция именно по медицинской специализации, и самая "маленькая"  - у акушеров и фармацевтов.

У тех, кто решил подстраховаться, выбрав сразу несколько специализаций, лекций и практических занятий естественно гораздо больше. Ну и работы естественно тоже гораздо больше.  На мой взгляд, так подстраховываться не стоит, поскольку даже с одной специальностью работы не в проворот.

Где-то слышала, что настоящее высшее образование должно быть тройным : первые два должны получить бабушки- дедушки и родители. Конечно-же, эта фраза является спорной по отношению к любому высшему образованию, за исключением медицинского во Франции. На первом курсе  мед-факультета во Франции, высшее образование бабушек-дедушек и родетелей - очень даже полезная вещь.

Ну представьте, по словам моей мамы, кандидата химических наук, программа по химии в течение первого семестра первого курса медицинского факультета  в университете Paris-5 соответствует трём годам хим-фака в России.  А теорию вероятностей вместе с основами статистики они вообще проходят за три месяца. Плюс примерно так же одновременно они ещё и физику с биологией изучают, и чисто медицинские предметы, такие как анатомия, медицинская этика и основы фармакологии.

Нет, ну конечно-же, вы обязательно скажете, что это всё не серьёзно : ну типа, одно дело изучить предмет, а другое дело - его пролететь. Только вот не забывайте о конкурсе. Глубоко изучить материал программы трёх лет хим-фака за один семестр, в параллеле с физикой и анатомией, может быть и нельзя. Тем не менее  всегда найдётся конкурент, который проработает эти все предметы лучше чем вы, благодаря помощи бабушек-дедушек и родителей. У нас дома, например,  все стены в прошлом году были обвешаны плакатами с химическими формулами - моя мама постаралась - химические формулы так лучше запоминаются. А в туалете (простите за такие интимные подробности) на двери висел плакат с предельными разложениями стандартных функций - уже моё творчество -  их  тоже надо было знать наизусть , чтобы отскакивало от зубов. Такой вот дурдом :)

Ну и естесвенный вопрос конечно-же : "А почему, собственно, эти самые плакаты рисовала бабушка и мама а не сама студентка?" Дело в том, что студенты первого курса медицинского факультета, если конечно они действительно хотят пройти на второй курс, вкалывают нон-стоп - у них каждая минута на счету. То есть реально, до такой степени, что у многих просто пройсходит нервный срыв, когда человек впадает в истерику и уже просто физически не може сконцентрироваться. Здесь тоже немалую роль играют бабушки-дедушки и родители - студента  нужно регулярно заставлять отдыхать.

  Ну вот пожалуй и всё про учёбу на первом курсе французских медицинских факультетов. Не прошедшие по конкурсу студенты имеют право повторить попытку пройти по конкурсу, "оставшись на второй год", но только один раз.

  На втором же курсе, студенты мед-факультетов откровенно отдыхают. Лекции они записывают по очереди, поэтому на лекциях присутствуют отсилы человек 50 из 400 (350 свежепоступивших + 50 второгодники). Экзамены сдаются абы как, у многих студентов куча долгов. Такое впечатление, что перетрудившись на первом курсе, студенты отрываются на втором курсе по полной.

  Единственным предметом, где посещаемость строго контролируется, является практика в госпитале. И с моей точки зрения, эта практика - огромный плюс здешнего медицинского образования.

Вот не знаю, приходилось ли вам сдавать из вены кровь и хорошие ли у вас вены. У меня вены тонкие, и в России сдавать кровь из вены было для меня пыткой. Как правило, медсестра, загнав конец иглы под кужу, долго-долго "искала вену" поворачивая иглу во все стороны.

  Во Франции же оказалось, что вены у меня вполне нормальные, и кровь из вены у меня здесь брали очень быстро и практически незаметно. И я теперь знаю почему. Всё очень просто - первая практика в госпитале, в начале первого семестра, длится у студентов-медиков 3 недели, и за эти три недели они ДОЛЖНЫ в частности научится легко находить вену и легко брать из неё кровь. Во втором семетре у них опять практика в госпитале, но уже не несколько недель подряд, а примерно по пол дня в неделю. Здесь им сначала рассказывают о том или ином заболевании, а потом ведут посмотреть соответствующих больных.

  Что представляет из себя практика на третьем и четвёртом курсах, я пока ещё не знаю. Знаю только, что на третьем  курсе основная месса студентов продолжает "отдыхать". На четвёртом же курсе какой-то процент студентов начинает снова работать, а на пятом уже вкалывают практически все - идёт подготовка к гос-экзамену.

  Гос-экзамен это опять конкурс, причём конкурс национального уровня. По результатам экзамена студенты выстраиваются в виртуальную очередь и в соответствии со своим рейтингом (номером в очереди) выбирают дальнейшую узкую специализацию и город, в котором они будут продолжать учиться.  У первых в очереди выбор естественно большой, а последние удут туда, где ещё остались места.

Ну про выбор города и так всё понятно, никому не хочется ехать работать в дыру, типа небольшого северного городка. А вот по поводу выбора специализации, ситуацию хорошо объясняют зарплаты :

педиатр в среднем получает 4 500 евро в месяц,

терапевт - 5 500 евро  в месяц,

хирург что-то около 10 000 евро в месяц,

а радиолог уже 15 000 евро в месяц.

Это так же хорошо объясняет тот факт, что хороших, компетентных хирургов во Франции хоть пруд пруди, а вот компетентного терапевта ещё надо поискать.

Ну и понятно почему студенты-медики, прошедшие по конкурсу на севере Франции, как правило так там и остаются. Им просто сложно выдержать конкуренцию тех, кто учится в более крупных университетах.

ir-rena.livejournal.com

Высшее медицинское образование во Франции Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

высшее медицинское образование во франции

В 1211 г. по распоряжению Папы Римского был открыт университет в Париже, среди четырех факультетов которого был и медицинский. Наряду с университетами открывались колледжи для приема бедных студентов. Один из них основал духовник короля Людовика IX Робер де Сорбон, и этот колледж в дальнейшем стал известнейшим университетом - знаменитой Сорбонной, которая вот уже почти 750 лет в глазах всего мира олицетворяет классическое европейское образование. Вслед за ним открылись ставшие позднее не менее прославленными университеты в Тулузе, Монпелье, Орлеане (с медицинским факультетом), [ренобле и других городах.

Франция всегда гордилась своей системой образования, считая ее одним из основных и важнейших демократических завоеваний нации. Система высшего образования сегодня включает в себя 80 университетов,

около 300 высших школ и исследовательских центров.

Высшее образование можно получить как в университетах, так и в специализированных вузах (высших школах) с достаточно строгим конкурсным отбором абитуриентов.

Университетское образование состоит из трех циклов.

Первый цикл длится 2 года, после чего студент получает диплом об общем университетском образовании DEUG ^р!оте ШмегеКаг Generales). Если студенты намерены изучать медицину или фармацию, то выбор нужно сделать в конце первого года обучения. Число мест для этой категории студентов в следующем году определяют министерства образования и здравоохранения. Будущим медикам и фармацевтам, чтобы перейти с первого курса на второй, нужно не просто выдержать экзамен, а получить хорошие отметки и выдержать достаточно серьезный конкурс. Студентам,

не прошедшим конкурс, разрешают повторить первый курс только всего один раз. Студенты, избравшие другие специальности, могут быть отсеяны по результатам всего первого цикла. Повторно они могут обучаться сколько угодно раз, но уже только платно.

Второй цикл рассчитан на два или три года обучения. Первый год из второго цикла называется «лицензиат» (Licence). Он является эквивалентом российского термина «незаконченное высшее образование». Эта степень дает право на определенную работу, например, на место учителя средней школы. После завершения второго года учебы на втором цикле студенты получают диплом «Matrise» (магистр), который соответствует законченному высшему образованию. После получения степени магистра большинство студентов оставляют университет. Отдельные студенты на втором цикле обучаются три года и получают диплом инженера.

Желающие продолжать обучение и получить диплом более высокого уровня поступают на третий цикл. Третий цикл представляет собой курс очень высокой специализации и подготовки к исследовательской деятельности. Кандидатов отбирают на основе собеседования и досье. На этом этапе студент выбирает одно из двух направлений: профессионально-ориентированное либо теоретико-исследовательское об-

учение. Второе направление выбирают те, кто планирует поступать в докторантуру.

Во Франции отсутствуют вступительные экзамены в вузы, а есть конкурс школьных аттестатов (диплом бакалавра). Французы получают диплом бакалавра и после завершения лицея, важно чтобы он относился к разряду дипломов, дающих право на поступление в вуз.

Медицинское образование студенты получают на медицинских факультетах в университетах или же начинают его в ряде институтов, в которых они занимаются только три года, а затем переходят в университет, где и завершают обучение. Вступительных испытаний в нашем понимании для будущих врачей не проводится. На первый курс зачисляются все желающие, имеющие диплом бакалавра и прошедшие в течение одного года подготовку по физике, химии и другим общеобразовательным дисциплинам.

Медицинское образование состоит из трех этапов, или циклов.

Первый цикл (РСЕМ) длится 2 года, он посвящен изучению фундаментальных дисциплин, гуманитарных и социальных наук.

Второй цикл (ДСЕМ) длится 4 года, на протяжении этого времени изучаются клинические дисциплины.

Третий цикл включает две ступени: резидентура (субординатура) со

сроком обучения 2 года, где готовят врачей общего профиля, и интернатура со сроками обучения 4-5 лет для подготовки по «узким» специальностям. На первый курс зачисляются лица, имеющие диплом бакалавра степеней С, Д, Е, но для перехода на второй курс студенты должны преодолеть очень высокий конкурс по итогам изучения биологии, анатомии, химии, гистологии, физиологии, физики, биохимии, биофизики. Экзамены по этим предметам проводятся в конце первого и второго семестров в письменной форме и анонимно, каждый из них имеет свой коэффициент значимости. По сути, этот период обучения и является своеобразным вступительным экзаменом на медицинский факультет. Отсев студентов после первого года обучения составляет в разных вузах от 60 до 75%.

Студенты, не успевающие по 1-2 дисциплинам, имеют право на повторное обучение, но в случае провала во второй раз они вообще теряют право на обучение в любом университете Франции. До начала второго года студенты проходят практику в течение 4 недель - введение в уход за больными.

В течение первого цикла и первого года второго цикла (наш третий курс) будущие врачи изучают бактериологию, вирусологию, паразитологию, основы гематологии, иммунологии,

онкологии, генетики и биологии, фармакологию, эпидемиологию и биостатистику, клиническую и биологическую семиологию, методы рентгенологических исследований, демографию, экономику здравоохранения и организацию систем здравоохра-нения. Изучаются также иностранные языки, психология, медицинская этика и деонтология.

В течение 2-го и 3-го года обучения студенты проходят клиническую практику, точнее, введение в клиническую практику и работают на должностях младшего медицинского персонала.

Второй этап обучения - ДСЕМ -условно делится две части: первая длится один год, вторая - три года. В первой части изучаются биокли-нические дисциплины, диагностика терапевтических и хирургических болезней (аналог нашей пропедевтики внутренних болезней и общей хирургии). За этот год студенты должны пройти две госпитальные стажировки и после успешно выдержанных экзаменов допускаются ко второй части ДСЕМ. Далее они изучают кардиологию и сосудистые заболевания, онкологию, дерматовенерологию, эндокринологию, акушерство, гинекологию, урологию, ревматологию и другие клинические дисциплины, из них 20 обязательных и 2 по выбору. Этот метод подготовки включает 8 госпитальных стажи-

ровок продолжительностью 4 месяца в утренние часы и 36 дежурств. В это время студенты работают в различных отделениях госпиталей под руководством преподавателей, интернов, принимая участие в кура-ции больных, в оказании экстренной помощи, участвуют в операциях в качестве ассистентов.

После окончания каждого семестра на этом этапе обучения студенты сдают экзамены, включающие тестирование, анализ клинических ситуаций, осмотр больных с анализом лабораторных исследований, чтением рентгенограмм и других методов исследования. После окончания второго цикла сдаются сертификационные экзамены. На экзамене большое внимание уделяют непосредственному общению со студентами. Компьютерные тестовые технологии уходят в прошлое и заменяются живым диалогом. На первое место в обучении выходит самостоятельная работа студентов, компьютер используется как средство самоконтроля и учебное пособие. На это обстоятельство неплохо было бы обратить внимание преподавателей и руководителей отечественных медицинских вузов и не забывать богатый опыт отечественной медицинской высшей школы, ставившей на первое место в подготовке врачей формирование клинического мышления.

Дальнейшее обучение возможно по двум направлениям: резидентура,

где подготовка идет в течение 2-2,5 лет по специальности «врач общего профиля», и интернатура по «узкой» специальности со сроком обучения 4,5-5 лет.

Подготовка в резидентуре организуется и контролируется медицинскими факультетами. Она проводится в соответствующих отделениях госпитальных исследовательских центров и в лечебных учреждениях, с которыми имеются соответствующие соглашения. Резиденты выполняют свои обязанности в течение семестра в отделениях госпитального исследовательского центра, входящего в госпитальный университетский центр. Далее в течение 2-го, 3-го, 4-го или 5-го семестра следует практика у врача-терапевта, при этом место для терапевтической подготовки по общей медицине предлагается каждые 6 месяцев на выбор резидента. После успешной защиты диссертации им вручается диплом доктора медицины при условии сдачи экзамена по теоретической подготовке, а после прохождения практической подготовки выдается документ о квалификации по общей медицине.

Для поступления в интернатуру претенденты должны пройти конкурсный отбор. Право участия в конкурсе имеют резиденты, не выдержавшие его в предыдущем году, и студенты, завершившие обучение на медицинском факультете. Студенты

могут участвовать в конкурсе только два раза. Организация конкурсов, их программа, длительность, форма проведения экзаменов определяются соответствующим постановлением. Конкурс включает тест из 200 теоретических вопросов, 150 клинических ситуаций и вопросов, анализ истории болезни с установкой диагноза и назначением лечения. Обучение в интернатуре осуществляется по следующим специальностям: терапия, здравоохранение, гигиена труда, хирургия, медицинская биология, психиатрия, анестезиология, реаниматология, педиатрия, гинекология и акушерство.

Врач-интерн выполняет обход в отделении, ведет амбулаторный прием больных, постоянно дежурит в приемном отделении, выполняет диагностические и лечебные процедуры. Хирурги-интерны оказывают больным экстренную помощь, принимают участие в операциях и оперируют самостоятельно. Одновременно интерны повышают свой теоретический уровень по программе молодых врачей, изучая смежные со своей будущей профессией специальности: педиатрию, гигиену и профилактику инфекционных заболеваний, внутрибольничные инфекции, информационные системы, основы управления медицинскими учреждениями, юридические аспекты работы врача и многое другое. В случае необходимости врач-интерн направляется на

1-1,5 года на обучение в зарубежные клиники.

По окончании учебы в интернатуре врач сдает экзамены и получает диплом о специальном образовании - сертификат об окончании интернатуры. После получения этого диплома врач может продолжить свое обучение по более узкой медицинской или медико-биологической специальности. Такая подготовка длится 2 или 4 года на базе специализированного отделения под руководством заведующего отделением. Этот период обучения заканчивается экзаменом на получение диплома вра-ча-специалиста. Такой врач уже может вести преподавательскую и научно-исследовательскую работу, заниматься частной практикой, что и предпочитают в последнее время французские врачи.

Все вакантные врачебные должности замещаются в больницах по результатам чрезвычайно трудных конкурсных экзаменов. На этот рынок труда ограничивается доступ врачей из других стран, в том числе российских, поскольку дипломы медицинских вузов России во Франции не признаются.

По материалам публикации Шкарина В.В, Буланова ГЛ // Нижегородский медицинский журнал.

cyberleninka.ru

О высшем медицинском образовании во Франции. : ir_rena

Прошу прощения за срыв хронологической последовательности. Мне надо было бы рассказать теперь о колледжах, которые соответствуют нашему российскому восьмилетнему образованию, ну или ещё точнее классам с 5-го по 8-ой.  Но эта тема для меня всё ещё является больной - в последнем классе колледжа учится моя младшая дочь и сегодня написать о всех проблемах связанных с этим уровнем образования у меня просто не хватит запаса положительных эмоций.

Сначала немного о профессии врача. Во франции это одна из самых денежных, престижных и, как ни странно, стабильных профессий. Как бы не кичились французские врачи своим статусом свободного предпринимателя, риска в их предпринимательтве нет никакого, а стабильность дохода вполне сравнима  со стабильностью дохода государственных служащих. Ну да, у них часная практика и пациенты платят за консультацию из своего кармана, к примеру консультация у участкового стоит минимум 23 евро, и она самая дешёвая. Но дело то в том, что социальная страховка возмещает потом пациенту 22 евро  из этих 23-х. Ну и какой тут предпринимательский риск? Чуть у народа насморк - бегут к врачу за антибиотиками. Поскольку антибиотики тут только по назначению врача, то и очереди у врачей получаются огромные - нередко с 8-ми утра до 8-ми вечера, по 15 минут на пациента. Работы конечно же у врачей много, но риска потерять доход никакого нет и доходы вполне приличные.

Ну а теперь про медицинское образование. Конечно же при нынешних условиях, медицинское образование является одним из самых востребованных, и конкурсы на учебу здесь жуткие. Кстати по поводу конкурсов. Все мы знаем, что представляют из себя конкурсы на поступление в медицинские институты в России и когда слышим о конкурсах в других странах - представляем похожую систему. А теперь внимание - чтобы зачислиться на первый курс медицинского факультета (тут нет мед-иститутов, тут мед-факультеты в системе университетов) ДОСТАТОЧНО отстоять очередь! Это факт вызывает просто дикий ржачь у моих русских коллег. Один из них так рассказывал о своих впечатлениях :

"Иду - говорит - по центру Парижа, вижу дикую, ну совершенно дикую очередь в жанре  классики советских очередей за колбасой. Москвичи такие очереди видели в лихие 90-тые. В общем, хвост длинный, глаза горят ... . Согласитесь, что само наличие дикой очереди в центре Парижа - явление как минимум любопытное, и я естественно спросил, за чем все эти люди стоят. Оказалось, стоят чтобы записаться на первый курс медицинского факультета! " Дальше он уже ржал аки конь.

На момент рассказа факт наличия дикой очереди в центре Парижа с целью записи на мед-факультет  показался мне тоже очень смешным. Гораздо меньше я смеялась два года спустя, когда моя дочь захотела стать врачём и мы с ней  в подобной очереди стояли. Чтобы представить весь этот маразм, предлагаю воспользоваться услугами Google maps. Здание в котором проходила запись на учёбу находится по адресу 45 rue des Saints-Pères, Paris . От главного входа хвост очереди сначала занял весь левый тротуар улицы в направлении бульвара Saint Germain, как минимум в 4 ряда. Через два часа  он достиг бульвара Saint Geramain и повернул, следуя бульвару в сторону метро Saint-Germain-des-Prés, опять же в несколько рядов, занимая практически весь тротуар. Через 5 часов после начала, очередь достигла уже станции метро Saint-Germain-des-Prés. К этому времени мы с дочерью уже ехали домой - нам повезло, мы согласно лучшим совковским традициям приехали заранее и простояли в очереди всего 5 часов, с 10:30  до 15:30. По слухам, очередь разсосалась только к 10-ти вечера. От станции метро до здания университета на улице Saints-Pères  do метро Saint-Germain-des-Prés 10 минут бега трусцой. Теперь вспоминая это наше приключение конечно же ржу. Ну где бы ещё я смогла постоять в очереди в Париже!

Ну и где же тут конкурс? Не в способности ли остоять очередь? Нет, увы, нет. На первый курс здесь берут всех желающих и практически бесплатно - около 300 евро за год обучения. Конкурс проходит при переходе на второй курс, в Париже он составляет примерно 1 к 10-ти. А теперь представим : на первом курсе у  них 3,5 тысячи человек на одном только медицинском факультете! Как вы думаете, можно ли в таких условиях организовать нормальный учебный процесс? Это 12 огромных аудиторий для лекций! 100 классов практических занятий!

Французы решили эту проблему с чисто французской демагогией. Из 12-ти аудиторий, лекторы были только в 3-х, в остальных аудиториях лекции транслирывались по видеоэкрану, и довольно часто возникали проблемы : иногда было только изображение лектора, иногда только звук , иногда не было ни того и не другого. При этом, конкуренция среди студентов с самого начала учебного года была просто жуткой, пропустив по той или иной причине лекцию, студент попадал в довольно неприятное положение: учебников, точно следующих программе, естественно нет, попросить запись лекции у других студентов конечно же можно, но нет никакой гарантии в том, что тебе не дадут лекции с нарочно вписанными  ошибками - такое случается довольно часто.

Теперь о единственном в таких адских условия способе выживания. Способ увы один - записаться на частные подготовительные курсы, стоимостью около 4 тыс. евро за год. Вот такой симбиоз государственного образования "для всех" и частного для тех, кто может заплатить. В общем, как уже говорилось, чисто французская демагогия о равных правах и возможностях.

Кстати, совершенно не понимаю, зачем вообще нужны лекторы в такой ситуации! Особенно с учётом того, что в настоящее время французское правительсво старается всеми силами урезать расходы на образование. Ну записать эти лекции на видео, потом выгнать лектора, или завалить его другой работой, сократив количество лекторов за счет тех, кто уходит на пенсию, и в лучшем случае (или в худшем - тут уж для кого как)  оплачивать авторские права. Вопрос, на самом деле, больной. Когда я  озвучила его среди своих коллег, меня чуть было не съели живьём.

Ну и несколько общих сведений о высшем медицинском образовании во Франции :

Учёба на медицинском факультете длится 10 лет. Первый год - вступительный. Два следующих - теоретические с небольшим количеством практики, потом ещё 3 года с бОльшим количеством практики + подготовка к гос-экзамену по результатам которого студенты смогут выбрать специальность, и наконец ещё 4 года практики в госпитале. А наука? Что делать тем, кто хожет заниматься наукой? Надо сказать, что заниматься наукой студенты не рвутся - у учёных зарплата несоизмеримо меньше. Ну а те немногие, кто рвётся таки заниматься наукой, должны добавить ещё 4 года обучения k предыдущим 10-ти : один год магистратуры и 3 года PhD.

ir-rena.livejournal.com

ir_rena

Сначала о мотивации, а именно : зачем я пишу данный пост?

   Mои давние-предавние посты о медицинском образовании во Франции вызывают естественный интерес у моих соотечественников, и даже, как мне кажется, вдохновляют многих на попытки такое образование получить. О формальных правилах, позволяющих такое образование получить, я уже написала, но боюсь, что не правильно передала атмосферу первого года обучения во французских университетах на медицинских факультетах. И это может сильно повлиять  на выбор между двумя официальными возможностями для иностранцев: пройти конкурс первого года обучения или поступать напрямую в интернатуру с дипломом второго цикла своего родного мед - института.

[Spoiler (click to open)]    Каковы же особенности этого первого года обучения на медицнских факультетах во Франции. Как я уже рассказывала, по истечении первого года обучения, студенты медицинских факультетов проходят (или не проходят) по конкурсу на второй курс. Конкурс примерно 1 к 10. В комментариях на мой предыдущий пост мне написали, что учиться в мед-институте везде трудно, и везде студенты-медики вкалывают за десятерых. Охотно верю, но есть один нюанс, который здорово может подпортить не только настроение но и просто здоровье морально неподготовленных студентов-первокурсников французских мед-факультетов. А именно — жесточайшая конкуренция среди студентов.

    В чём же эта конкуренция проявляется? Очень во многом. С самого же первого дня студенты второгодники, у которых в текущем годы  последний шанс пройти по конкурсу на второй курс, стараются обескуражить новичков : когда профессор, заткнув уши резиновыми пробками (!) и повернувшись к студентам спиной (!) начинает читать свою лекцию, особо "одарённые" второгодники, сняв штаны, показывают новичкам свое анатомическое строение (!).

 Показ анатомического строения пятой точки вскорости закончится. Ну а что показывать то бесконечно, все уже и так давно всё увидели! Но на этом "странности" первого года обучения, к сожaлению,  не прекратятся. Изо дня в день, студенты второгодники будут орать на лекциях, чтобы перебить профессора и не дать записать лекцию новичкам. Тем же, кто не смог лекцию записать, будут мило и с любезной улыбкой предлагать записи лекций с ошибками, и причём, за деньги, конечно же.

И всё это на фоне жуткого количества материала лекций. За один только семестр по химии, они проходят, вернее "пролетают" материал первых трех лет программы химических институтов. Ту программу теории вероятностей и статистики, которую они "пролетают" за три месяца, у нас в университете студенты как минимум изучают два семестра. А по физике всё ещё хуже : моей дочери сначала, в первом семестре,  преподавали физику с использованием дифференциальных уравнений, и только потом, уже на втором семестре обьяснили как же эти самые дифференциальные уравнения решаются.

В общем, тот, кто собирается ехать учиться во Францию на первый год мед-факультета, должен быть готов к огромнейшему базару (если не сказать более резко) как со стороны организации самого учебного процесса и так и со стороны безобразий, творимых студентами-второгодниками.

Более того, самое трудное испытание первого года обучения на мед-факультете во Франции это отсутствие друзей. Это ситуация, когда, даже подружившись с соседом по парте на лекции, ты никогда не расскажешь ему ни о своих оценках, ни о своих пережеваниях, ни тем более, о своих успехах. А если вдруг расскажешь, то быдешь неприятно удивлён : вполне возможно, что твой новый товарищ по несчастью не сможет скрыть своей радости по поводу твоей неудачи или серьёзно расстроиться из-за твоего успеха.

Недавно только разговаривала с одним своим коллегой, дочь которого учится сейчас на первом курсе мед-факультета. Так вот, его дочь, словно сговорившись с моей, слово в слово повтоpяет её слова : "Самое тяжёлое в эмоциональном плане это то, что  просто не с кем  поговорить по душам — все радуются твоим промахам и ненавидят твои успехи".

Так вот, чтобы потом никто не обвинял меня в том, что я их вдохновила ехать учится во Францию, не объяснив ситуацию, резюмирую : поехав учиться на первый курс мед-факультета, вы окажетесь в огромнейшей банке с крабами и даже, вполне возможно, станете одним из них. Очень многие студенты-первокурсники мед-факультетов обращаются за помощью к психологу из-за нервного срыва.

ir-rena.livejournal.com

Университеты > Campus France Ouzbékistan

Обучение в университетах ведется по всем специальностьям

Университеты предлагают программы по всем дисциплинам, в том числе науки (математика, химия, физика, биология), технологии (информатика, машиностроение, электротехника, материалы), литература, языки, искусство, гуманитарные науки, право, экономика, менеджмент, здравоохранение, спорт и физическое воспитание.

Преподавание ведётся на всех уровнях обучения, по окончании обучения выдаются дипломы государственного образца: Лисанс (3 года), Мастер (5 лет), Доктор (8 лет).

Во Франции учатся более 2,3 млн студентов, 62 % из них проходят обучение в университетах

Университетские дипломы (Diplômes d’Université – DU)

Известные как Университетские дипломы (DU) или Меж-Университетские дипломы (Diplôme Inter-Universitaire – DIU), эти дипломы конкретных отражают преимущества отдельных направлений университета или экономические потребности конкретных регионов. DU не являются национальными дипломами, но они могут дать иностранным студентам возможность для приобретения специализации и университетского образования в конкретной области.

Исследование – один из ключевых компонентов Университета

Как привилегированное место фундаментальных учений и исследований, университеты обеспечивают постоянную адекватность организации профессиональной подготовки с развитием знаний и технологий.

Свидетельством этому являются международные награды французских исследователей: Филдовские и Нобелевские премии присужденные исследователям, работающим в лабораториях университетов.

285 научных ведомств, где ведут исследования 100 000 ученых и исследователей, обеспечивает подготовку научных кадров в тесном сотрудничестве с более чем 1 200 научно-исследовательских лабораторий (более 11 000 докторских каждый год).

Французская докторская школа всегда была открыта для всего мира: из 70 000 докторантов в 2011 году, 41% были иностранные исследователи.

 

Будучи глубоко преданы своим корпоративным, академическим и научно-исследовательским партнерам во Франции и за рубежом, университеты страны ежедневно демонстрируют динамизм и способность реагировать на изменения

Все большее взаимодействие и связь университетов с предприятиями и развитие международного сотрудничества должны содействовать более углубленной профессионализации обучения:

  • Университеты на основе инженерных программ предоставляют 30% инженерных дипломов, выдаваемых во Франции каждый год;
  • в рамках диплома « licence professionnelle » (проф-ориентационный лисанс) предлагается более 2 000 узкоспециальных программ;
  • подготовка технических специалистов по более чем 24 специальностям осуществляется в Университетских технологических институтах (IUT);
  • обучение по специальности «менеджмент» проводят Институты управления предприятиями (IAE);
  • политические науки и экономика преподаются в Институтах политических наук (IEP) и в Парижском Институте политических наук.
  • Журналистика и коммуникация преподаются в специализированных институтах нескольких университетов. Например, Школа высших исследований в области информационно-коммуникационных наук (CELSA), в Университете Париж-Сорбонна и Центр преподавания журналистики Страсбургского университета, Центр подготовки журналистов (CFJ).

Университетами Франции введена в действие новая система, чтобы помочь студентам в успешной сдачи лисанс. План предлагает студентам различные услуги (приём, преподаватель-референт, студент опекун), возможность изменить свою программу, и услуги профессиональной ориентации. Дополнительная информация о плане.

 

Центры научных исследований и высшего образования (PRES)

Центры научных исследований и высшего образования были созданы с целью объединения ресурсов университетов, технических вузов и научно-исследовательских организаций в том же регионе для достижения большей эффективности и международной видимости:

  • Тематические центры передового опыта,
  • Единое место встречи для иностранных исследователей и докторантов
  • Поддержка молодых исследователей
  • Услуга единого окна для приема иностранных студентов
  • Координация публикаций учебных и научных работ.

На сегодняшный день существуют 26 PRES, расположенные по всей Франции.

 

Медицинское образование

Во Франции МЕДИЦИНСКОЕ образование делится на три цикла. Университеты работают в тесном сотрудничестве с одним из 32 университетских больничных центров (CHU).

Первый год медицинского образования одинаков для всех четырех основных направлений: (I) медицина (в том числе физиотерапия), (II) стоматология, (III), фармацевтика и (IV), акушерства. Те, кто завершают первый год, имеют право выбрать один из четырех экзаменов, определяющих ранг студента в целях. Продолжение обучения зависит от полученного ранга.

Условия получения иностранцами медицинского образования во Франции

Иностранный студент, еще не получивший медицинского диплома в своей стране, вне зависимости от уровня подготовки, должен пройти обучение в рамках 1-го курса (PACES) и сдать конкурс в конце года. В случае успешного прохождения конкурса и после рассмотрения его досье на предмет определения уровня эквивалентности он сможет продолжить обучение на том уровне, которого достиг в своей стране. Подача документов заканчивается 31 января каждого года.

Что касается специализации для тех иностранных кандидатов, у которых уже есть диплом о медицинском образовании, то для них разработаны специальные учебные программы, не предполагающие получения диплома: AFS (Свидетельство о специализированном образовании) для врачей, получающих специализацию (2 - 4 семестра), или AFSA (Свидетельство об углублённом специализированном образовании) для врачей, уже имеющих специализацию (1 - 2 семестра). Для обучения в рамках всех этих программ требуется хороший уровень знания французского языка.

Для обучения в рамках всех этих программ требуется знание французского на уровне В2 и выше по схеме CERL.

www.ouzbekistan.campusfrance.org

Система образования Франции. Реформы последних лет. Некоторые аспекты оценки французских документов об образовании Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

2007

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 116

УДК 378.1:341.95

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ. РЕФОРМЫ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ФРАНЦУЗСКИХ ДОКУМЕНТОВ

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

М.В. МИХАЙЛОВА

Статья представлена доктором филологических наук Паниным Л.Г.

Данная статья посвящена анализу структуры системы образования Франции, включая те изменения, которые она претерпела в ходе реформ последних лет, проводимых в рамках Болонского процесса. В статье описано большинство основных типов документов об образовании, выдаваемых учебными заведениями Франции, начиная со средней школы и заканчивая сектором высшего образования. Особое внимание уделено типам документов, появившимся в последние несколько лет. Статья представляет несомненный интерес для работников высших школ, работающих с иностранными студентами, и специалистов в сфере оценки документов об образовании.

Система образования Франции настолько сложна и запутанна, что разобраться в возможных образовательных траекториях трудно даже французским учащимся и студентам. Поэтому считаем целесообразным представить детальную схему структуры образования во Франции, описать все многообразие французских образовательных документов и проследить промежуточные результаты реформ, проводимых во Франции в рамках Болонского процесса.

Таблица 1

Среднее образование Франции

КОЛЛЕДЖИ (COLLÈGE)

1 Адаптационный цикл (CYCLE D'ADAPTATION), 6 класс SEGPA, 6 класс

2 Основной цикл (CYCLE CENTRAL 1), 5 класс SEGPA, 5 класс

3 Основной цикл (CYCLE CENTRAL 2), 4 класс SEGPA, 4 класс

4 Ориентационный цикл (CICLE D'ORIENTATION), 3 класс 3 технологический (T ech-nologique) SEGPA, 3 класс

> і ▼

BREVET CFG

ЛИЦЕИ (LYCÉE)

Детерминированный цикл

(CYCLE

DÉTERMINATION),

Выпускной цикл (CYCLE TERMINAL 1), 1 класс

Выпускной цикл (CYCLE TERMINAL2), выпускной класс

2 основной технологический класс (Seconde générale technologique)

1 технологический (Première technologique)

1 адаптационный (Première d'adaptation)

Выпускной технологческий (Terminale technologique)

BAC GÉ- BAC BT

NÉRAL TECH-

Профессиональные лицеи (LYCÉE PROFESSIONEL) и центры ученичества (CFA)

2 профессиональный классс (Seconde professionnelle)

Выпускной BEP (Terminale BEP)

1 год CAP (Première année CAP)

2 год CAP (Deuxième année CAP)

> f 1 профессиональный класс (Première professionnelle) > f

BEP CAP

\ Выпускной профессиональный класс (Terminale profes- \

MC MC

Ÿ Ÿ Ÿ

B

BAC PRO

B

MC

5

6

7

8

Образование француза начинается по сути с двух лет, когда он проходит первый цикл обучения в материнской школе (école maternelles), являющейся доначальной образовательной ступенью [15, с.5], но тесно интегрированной с начальной школой (école primaire). В начальную школу дети поступают в среднем с шести лет и проходят еще два образовательных цикла (фундаментальный и углубленный). Для детей, столкнувшихся с проблемами в учебе, существуют адаптационные классы.

Первая ступень среднего образования - колледж (collège). В колледже французы учатся четыре года с шестого по третий классы и проходят три образовательных цикла (адаптационный, основной, ориентационный). С середины 90-х годов на базе колледжей существуют секции общего образования и профессиональной адаптации (SEGPA, Section d'Enseigment Général et Professionnel Adapté) для детей, испытывающих трудности в учебе. До этого функционировали адаптационные классы. Кроме того, в колледжах на четвертом году обучения выделяется третий технологический (technologique) класс, ориентирующий выпускников на поступление в профессиональные лицеи. По окончании колледжа выдается свидетельство (Brevet). Выпускники SEGPA получают общеобразовательный сертификат (CFG, Certificat de Formation Générale).

Вторая ступень среднего образования - лицей (lycée). Лицеи подразделяются на три типа: общий (général), технологический (technologique) и профессиональный (professionnel) [15, с. 6773]. Общие и технологические лицеи дают образование «длинного цикла». Обучение в общем лицее длится три года, в течение которых учащиеся проходят два образовательных цикла: детерминированный и выпускной (cycle de détermination, cycle terminal). Лицеи общего типа по результатам экзаменов выдают общий бакалавриат (Bac Général, Baccalauréat Général), дающий право доступа к высшему образованию. Первый год в технологическом лицее носит название второго основного технологического класса (Seconde générale technologique). Далее следует первый технологический класс (Première technologique). На этой ступени выпускники профессиональных лицеев со свидетельством о профессиональном обучении (BEP, Brevet d'Etudes Professionnelle) могут включиться в образовательный процесс в технологическом лицее, поступив в первый адаптационный класс (Première d'adaptation). Последний класс технологического лицея - выпускной технологический (Terminale technologique), по окончании которого сдаются экзамены на получение технологического бакалавриата (Bac Technologigue, Baccalauréat Technologigue). В случае неуспешного окончания лицея выдается техническое свидетельство (Brevet de Technicien). Обладатель технологического бакалавриата может продолжить обучение в университете по своей специальности. Профессиональные лицеи и центры начального образования (GFA, Centre de Formation d'Apprentis) имеют двухлетние программы, по окончании которых выдаются соответственно свидетельство о профессиональном обучении (BEP, Brevet d'Etudes Professionnelle) и сертификат о профессиональной пригодности (CAP, Certificat d'Aptitude Professionnelle), не дающие доступа к высшему образованию. Выпускники профессиональных лицеев могут получить профессиональный бакалавриат (Bac Pro, Baccalauréat Professionnel), дающий доступ к высшему образованию [15, с.87]. Для этого еще несколько лет назад им нужно было пройти дополнительно двухлетнюю образовательную программу: первый и выпускной классы (première professionnelle, terminale professionnelle). С 2001 года в качестве эксперимента профессиональный бакалавриат можно было получить после трех лет обучения в лицее. С 2005 - 2006 учебного года такая система введена повсеместно. После дополнительной двухлетней программы обладатели свидетельства о профессиональном обучении (BEP, Brevet d'Etudes Professionnelle) и сертификата о профессиональной пригодности (CAP, Certificat d'Aptitude Professionnelle) могут получить профессиональное свидетельство (BP, Brevet Professionnel). С 60-х годов ХХ века активно развивается сектор непрерывного образования, предусматривающий различные программы повышения квалификации и вовлекающий в учебный процесс значительную часть населения Франции. Занятия проходят в учреждениях «Группы учебных заведений среднего образования» (GRETA), университетах, и специальных центрах. В рамках этой системы существует практика академического признания навыков и

знаний, полученных в процессе трудовой деятельности (VAP, validation des acquis professionnels). Человек, отработав не менее 3 лет (до 2002 года - 5 лет), может обратиться за признанием своей квалификации в учебное заведение. С 2001 года VAP переименовали в систему академического признания опыта (VAE, validation des acquis l'expériens), что означало расширение возможностей академического признания навыков. Теперь зачитывают знания и умения, полученные не только в ходе трудовой, но и в ходе общественной деятельности [4].

Высшее образование Франции представлено учебными заведениями университетского и неуниверситетского сектора.

До реформ в рамках Болонского процесса длинный учебный цикл университетского сектора состоял из нескольких этапов. Первый цикл длился 2 года и заканчивался выдачей диплома об общем университетском образовании (DEUG, Diplome d'Etudes Universitaries Générales). На рынке труда DEUG ценился низко и по сути являлся дипломом доступа к поступлению на следующий цикл, первой ступенью которого являлся однолетний лиценциат (licence). Лиценциат носил промежуточный характер. Четвертый год обучения в университете студент посвящал изучению специальности и получал мэтриз (maitrîse). Некоторые образовательные программы предусматривали специализацию уже на третьем году обучения. Студенты, обучающиеся по этим программам, получали мэтриз науки и техники (MST, Maitrîse de Sciences et Technologie), мэтриз прикладной информатики и управления (MIAGE), мэтриз науки и управления (MSG). Третий цикл университетского образования делился на две ступени. Первый год завершался выдачей диплома о специализированном высшем образовании ( DESS, Diplôme d’etudes superieures specialisees) или диплома об углубленном высшем образовании (DEA, Diplôme d’etudes approfondies). Обладатель DEA мог продолжить образование в докторантуре (Doctorat), длившейся 3 года (bac+8). Такая схема университетского образования была сформирована во Франции в 60 - 70-е годы ХХ века.

Таблица 2

Высшее образование Франции

Франция достаточно быстро приступила к воплощению идей Болонского процесса. Уже в 1999 году появилась степень «mastaire», которая автоматически присуждалась обладателям пятилетних дипломов университетского и неуниверситетского секторов. Характерно, что во Франции реформы, получившие название LMD (licence-master-doctorat), проходят без изменений в законодательстве, осуществляются с помощью правительственных декретов и министерских постановлений [12]. В ноябре 1999 года была введена степень профессионального лиценциата (Licence Professionnalle). Обладатели двухлетних дипломов DEUG, DEUST, DUT, BTS могут получить ее, проучившись один год в университете, причем в программу этого года включены длительные стажировки на производстве. Введение профессионального лиценциата было продиктовано требованием Болонской декларации о востребованности на европейском рынке труда степени первого цикла (классический лиценциат до сих пор не отвечает этому требованию). Вузы получали право выдавать профессиональный лиценциат, в случае если экспертная комиссия давала положительный ответ на их заявку.

В апреле 2002 года степень «mastaire» была переименована в «master» для легкости восприятия в других странах [2]. Декретом № 2202-481 была введена новая система степеней: бакалавр - лиценциат - магистр - доктор [3]. Оговаривалось, что будут выдаваться соответствующие национальные дипломы. В апреле же вышло постановление Министерства национального образования о создании национального диплома магистра, который подразделяется на два типа: магистр-исследователь (master recherche) и профессиональный магистр (master professionnel), что соответствует DEA и DESS, которые, впрочем, не были отменены. Были приняты постановления «Об обучении на степень лиценциата», «Об обучении в докторантуре». При этом сохранились с промежуточным статусом «titree» и все ранее существовавшие дипломы (этот статус не мешает обладателям дипломов выходить на рынок труда). Таким образом, студент практически ежегодно получает национальный диплом, соответствующий какому-то университетскому диплому, что создает дополнительные сложности в понимании французских документов об образовании.

В 2002 году также был принят декрет [4], касающийся содержательных изменений в области высшего образования. Предусматривалось введение системы ECTS, европейского приложения к диплому (Supplément au diplôme) и семестровой организации обучения. Эти статьи декрета были кодифицированы в 2004 году. Кроме того, был выбран курс на организацию «вузовского предложения» (offre de formation), усиление профессионализации образования, развитие системы непрерывного образования и академического признания профессионального опыта, системы признания периодов обучения.

В реформу LMD включилось большинство университетов. Это было вызвано в основном их материальной зависимостью: за отказ от реорганизации резко сокращается государственное финансирование вуза. Правительством была продекларирована автономия вузов, и преобразования проходят хоть и достаточно централизованно, но все же по-разному. Некоторые вузы внедряют все нововведения одновременно, некоторые постепенно, путем организации специальных проектов. Основной проблемой, с которой столкнулись университеты, явился неопределенный статус лиценциата. Имеет ли он ценность самостоятельного образовательного документа или является лишь ступенью к следующему циклу. Французским университетам технически трудно отказаться от сложившейся системы распределения студентов, которое традиционно осуществлялось по результатам четвертого года обучения, только после мэтриз решалось, по какому направлению студент продолжит обучение и какой диплом получит (DEA или DESS). Сейчас мэтриз разбивает пополам второй образовательный цикл. Многие, получив мэтриз, который на рынке труда ценится выше лиценциата, покидают стены учебного заведения. Только ограниченное число студентов получает степень магистра, DEA или DESS . Таким образом, вместо системы «3-5-8» стихийно складывается система «4-5-8». Следует учитывать тот факт, что в государствах с четырехлетним бакалавром, в том числе в России, именно мэтриз является дипломом доступа к поступлению в магистратуру [9, с. 165]. Трудно судить об итогах реформ, когда новая схема еще не устоялась. Однако очевидно, что пока наряду с образовательными до-

кументами нового образца будут существовать все виды старых дипломов, говорить о «повышении сравнимости образования» преждевременно. Так же преждевременно рассуждать о полном переходе к системе LMD, так как мэтриз продолжает играть роль самостоятельного образовательного документа, более популярного, чем лиценциат, и эта роль никак не вписывается в концепцию Болонского процесса.

В начале 90-х годов ХХ века появилась и другая образовательная траектория длинного университетского цикла. После первого года (DEUG 1) студент может поступить в университетский профессиональный институт (IUP, Institut universitaires professionnalisés), где обучение сопровождается обязательной практикой. Каждый год студенты получают университетские степени и дипломы: DEUG, лиценциат и мэтриз. После третьего года обучения (bac+4) выпускникам присваивается профессиональная квалификация и звание «старшего инженера». В ходе настоящих реформ в отношении профессиональных институтов было решено сохранить схему, когда студент получает профессиональную квалификацию только по окончании всего образовательного цикла (bac+5), после чего ему дается возможность получить DESS. Кроме того, существуют так называемые инженерные школы, являющиеся частью или подразделением университета или профессионального института. Обучение длится от 2 до 5 лет и заканчивается выдачей государственного диплома инженера (Ingénieur Diplôme par l'Etat). Существуют и другие виды инженерных дипломов этого уровня (bac+5). В настоящее время инженерным школам, при условии дополнения старых или создания новых образовательных программ, разрешено выдавать национальный диплом магистра (Magistère) и присваивать соответствующую университетскую степень.

Образование длинного университетского цикла дают педагогические университетские институты (Instituts universitaires de formation des maîtres, IUFM), которые до сих пор сохранили свой особый статус и пока не были затронуты реформами, хотя для студентов IUFM уже предусматривается упрощение процедуры поступления в магистратуру.

Короткий университетский цикл, состоящий из различных двухгодичных образовательных программ, ориентирован на приобретение конкретной профессиональной квалификации. С 1984 года существует диплом о техническом университетском образовании (DEUST, Diplôme d'Etudes Universitaries Scientifiques et Techniques) взамен диплома о высшем техническом образовании, существовавшего с 60-х годов ХХ века. Университетские технологические институты (IUT, Instituts universitaires de technologie) выдают двухгодичный университетский технологический диплом (DUT, Diplôme universitaire de technologie). В 2005 году вышло постановление Министерства национального образования относительно IUT. В целях включения их в систему LMD (licence-master-doctorat) вводилась ECTS. Для получения DUT студентам теперь требуется набрать 120 кредитов. Для выпускников IUT открыт доступ к UIP, профессиональному лиценциату, инженерной школе и т.д. В ноябре 1999 года была введена степень профессионального лиценциата (Licence Professionnalle). Обладатели двухлетних дипломов DEUG, DEUST, DUT, BTS могут получить ее, проучившись один год в университете, причем в программу этого года включены длительные стажировки на производстве. Введение профессионального лиценциата было продиктовано требованием Болонской декларации о востребованности на европейском рынке труда степени первого цикла (классический лиценциат до сих пор не отвечает этому требованию). Вузы получают право выдавать профессиональный лиценциат, в случае если министерская экспертная комиссия дает положительный ответ на их заявку.

Образовательные структуры, аналогичные университетским технологическим институтам, существуют и при некоторых лицеях; они называются секциями технического образования (STS) и выдают свидетельство технического специалиста (Brevet de Techniciens Supérieurs, BTS).

Особое место в университетском секторе занимает медицинское образование, состоящее из трех университетских циклов. Первый цикл (PCEM, Première Cycle des Etudes Médicales) продолжается 1 или 2 года (PCEM 1 или PCEM 2 соответственно) и носит подготовительный характер. Существует первый цикл фармацевтического образования (PCEP, Première Cycle d'Etudes Pharmaceutiques). По результатам первого года обучения и четырехнедельной практики

производится серьезный отбор студентов для обучения на втором цикле, число мест на котором ежегодно квотируется. Начальный уровень высшего медицинского образования можно пройти за 3 года, обучаясь в университетском технологическом институте. По окончании выдается университетский технологический диплом (Diplôme Universitaire de Technologie). Затем можно продолжить образование в университете. Второй цикл медицинского образования (DCEM, Deuxième Cycle des Etudes Médicales) длится 4 года, в течение которых студенты проходят клинические дисциплины. По окончании первого года обучения выдается DCEM 1, после второго -DCEM 2, затем DCEM 3 и DCEM 4. Медицинское образование сопряжено с обязательной длительной практикой в госпиталях в качестве младшего медицинского персонала. По завершении второго цикла сдаются сертификационные экзамены. С 2001-2002 года выпускники второго цикла получают диплом. Третий цикл представляет собой 2 образовательных пути: резидентура (субординатура) со сроком обучения 2-3 года, где готовят врачей общей практики, и интернатура со сроками обучения 4-5 лет, где готовят узких специалистов. Студент по окончании этой образовательной ступени должен сдать теоретический экзамен и защитить диссертацию. Тогда ему выдается государственный диплом (DE, Diplôm d'Etat). Диплом врача женской консультации (DE, Sage femme) студент получает уже после второго образовательного цикла. Для фармацевтов и стоматологов резидентура длится один год, после чего им выдается диплом по специальности фармацевт (DE, Docteur en pharmacie) или стоматолог-хирург (DE, Docteur en chirurgie dentaire) соответственно. Прочим после трехлетней резидентуры выдается диплом врача общей практики (DE, Docteur médicine générale). Резидентура проводится в соответствующих отделениях госпитальных исследовательских центров и по специальному соглашению в некоторых лечебных учреждениях. Для поступления в интернатуру нужно успешно пройти конкурс. С 2005 года аналогичный конкурс введен для студентов по курсу общей медицины. Интернатура для фармацевтов длится 4 года, после чего выдается диплом фармацевта-специалиста (DES, Docteur en pharmacie + spécialisation). Стоматологи учатся в интернатуре 3 года и получают диплом стоматолога-хирурга узкой специализации (DES, Docteur en chirurgie dentaire+ spécialisation). Диплом врача-специалиста (DES, Docteur medicine spécialisée) выдается после 4-5 лет интернатуры. Существует промежуточный сертификат об окончании интернатуры, который предшествует получению государственного диплома врача-специалиста [17, с.94]. Для работы в клиниках обладателям DE и DES необходимо сдать специальные экзамены [10, с. 40]. Медицинское образование практически не участвует в реформе LMD. Доступ иностранцев в медицинские учебные заведения Франции традиционно был весьма ограничен, поэтому возможности академической мобильности не являются приоритетным вопросом администраций медицинских вузов. Тем не менее, и эта образовательная сфера реформируется. Для студентов, проваливших экзамены на второй цикл, создаются возможности перехода в другой сектор университетского образования. После окончания PCEM 2 студенты могут пройти однолетнюю программу по смежной с медицинской специальности (например, молекулярная биология и патология, генетика, антропология и т. д.) и получить мэтриз медицинских и биологических наук (MSBM, Maitrise de Sciences Biologiques et Médicales). Кроме того, студенты-медики старших курсов могут продолжить обучение в исследовательской магистратуре.

Неуниверситетский сектор образования, к которому относят высшие школы (écoles), участвует в реформах LMD весьма ограничено [1, с.1]. Особенно не заинтересованы в изменениях элитарные Большие школы (Grandes écoles), обучение в которых превосходит университетское по качеству и отличается крайней традиционностью. В программе Больших школ обычно два цикла. Первый двухгодичный подготовительный цикл можно пройти как на базе самой Большой школы (CPGE, Classe Prépa, Prépa Intégrée), так и на базе некоторых элитных лицеев. По окончании второго цикла студент получает диплом Большой школы (Diplôme de grande école). Кроме того, существует множество специальных школ ведомственного подчинения. Как раз то, что они не находятся под руководством Министерства образования, послужило основной причиной их неучастия в реформах. Школы имеют различную структуру, различное деление на образовательные циклы и выдают различные дипломы: диплом искусств (Diplôme d'art), диплом

архитектора (Diplôme d'architecte), диплом специальной школы (Diplôme d'école spécialisé), государственный диплом (DE, Diplôm dEtatparamédical ou social) и т.д.

В данной статье сделана попытка собрать воедино сведения о структуре французской образовательной системы, проанализировать к каким изменениям в этой структуре привели реформы в рамках Болонского процесса, описать всевозможные образовательные пути и основные виды образовательных документов. Работа носит скорее прикладной характер и может быть интересна в первую очередь сотрудникам вузов, работающим с иностранными студентами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ces Pionnières du LMD // Supplément de La Lettre de l'éducation n° 442 - 1 -er mars 2004 p. 1-4.

2. Décret n° 2002-480 du 8 avril 2002 modifiant le décret n° 99-747 du 30 août 1999 relatif à la création du grade de mastaire et le décret n° 2001-295 du 4 avril 2001 portant création de la commission d’évaluation des formations et diplômes de gestion // http://www.legifrance.gouv.fr/WAspad/UnTexteDeJorf?numjo=MENS0200435D.

3. Décret n° 2002-481 du 8 avril 2002 relatif aux grades et titres universitaires et aux diplômes nationaux // http://www.legifrance.gouv.fr/texteconsolide/PEHVQ.htm.

4. Décret n° 2002-482 du 8 avril 2002 portant application au système français d’enseignement supérieur de la construction de l’Espace européen de l’enseignement supérieur // http://www.sup.adc.education.fr/lmd/txt/dec2002-482.htm.

5. Reform in Higher Education in France (MJENR/DRICB1/HL, 05/12/2002) // <http://www.bologna-berlin2003.de/pdf/France.pdf> .

6. The education system in France // http://www.eurydice.org/Eurybase/frameset_eurybase.html.

7. Вахштайн В.С. Обеспечение качества образования - опыт стран ОЭСР. М.: Центр ОЭСР - ВШЭ, 2005. // http://www.oecdcentre.hse.ru/material/opublic/Ensuring_quality.pdf.

8. Сайт, посвященный вопросам французского образования, // http://www.education.gouv.fr/pid13/plan-du-site.html.

9. Квалификации зарубежных стан, дающие доступ к высшему образованию в Российской Федерации.

СПб., ГПУ, 2006. С. 164-165.

10. Международные медицинские обзоры. Т. 2, № 1. 1996. С. 39-40.

11. Обзор систем высшего образования стран ОЭСР. Система высшего образования во Франции. М.:

Центр ОЭСР - ВШЭ. 2004. // http://www.oedcentre.hse.ru/.

12. Сарайкин Д. В. Реформы высшего образования в рамках Болонского процесса: опыт Франции // http://www.nsu.ru/sss/.

13. Высшее образование во Франции // www.edufrance.ru.

14. Справочно-методическое руководство по академическим условиям доступа иностранных граждан в высшие учебные заведения и средние специальные учебные заведения. Центр изучения проблем профессионального образования. - М., 2006. С. 69-70, 133, 212.

15. Франция: начальное, среднее и высшее образование. Российско-французская серия «Информационные и учебные материалы». Новая серия, №9. 1996.

16. Французская система образования // Отечественные записки. №1. 2002. // http://www.strana-

oz.ru/? ozid=3 &oznumber=2.

17. Шкарин В. В., Буланов Г.А. Высшее медицинское образование во Франции // Нижегородский медицинский журнал, N 4. 2002 . С. 90-94.

FRANCE’S EDUCATIONAL SYSTEM. THE REFORMS PASSED THE LAST YEARS.

SOME ASPECTS OF VALIDATION OF FRENCH DIPLOMAS

Mikhailova M.V.

The article analyses the structure of France’s educational system, including the changes it undergone under Bologna Process. The article describes the majority of diplomas, issued by the educational institutions of France, starting from the secondary school and finishing by the higher education sector. Special attention is paid to types of the diplomas that appeared within the last few years. The article is of interest to university staff, dealing with international students and educational background evaluators.

Сведения об авторе

Михайлова Марина Владимировна, окончила НГУ (2000), инженер отдела международных связей НГУ, автор 3 научных работ, область научных интересов - международное образование, системы образования разных стран, оценка документов об образовании.

cyberleninka.ru

Высшее образование во Франции

Франция - система высшего образования

Система высшего образования Франции организована по единому европейскому принципу (LMD) и основывается на количестве лет, потраченных на образование после окончания средней школы (получения baccalaure’at franНais).

Ступени образования распределяются следующим образом: - степень бакалавра (Baccalaure’at) + три года обучения в вузе = степень лиценциата (Licence, 180 зачетных единиц ECTS); - степень бакалавра + пять лет обучения в вузе = степень магистра (Master, 300 зачетных единиц ECTS), - степень бакалавра + восемь лет обучения = степень доктора (Doctorat, PhD). Степени лиценциата, магистра и доктора являются основными этапами обучения в системе высшего образования.

Во Франции 87 государственных вузов. Докторантура французских университетов традиционно открыта для иностранных исследователей: автор каждой четвертой диссертации (PhD) — иностранный докторант. Высшие школы (Grandes Ecoles) — специфические французские учебные заведения, существующие параллельно с университетами. В этих учебных заведениях, проводящих весьма строгий отбор студентов, преподавание ведется согласно самым высоким стандартам. Программы обучения предполагают получение базовой степени магистра (пять лет) или степеней промежуточных уровней — бакалавра по международному стандарту (Bachelor, три года), магистра естественных наук (Master of Science, четыре или пять лет), магистра-специалиста (Mastere Specialise’, шесть лет).

Специализированные школы дополняют предложения в сфере высшего образования Франции специальностями для таких направлений, как искусство, мода, архитектура, туризм и гостиничный бизнес. Одна из особенностей французской системы образования в том, что учебные заведения получают серьезную финансовую поддержку от государства. Поэтому и французские, и иностранные студенты платят за обучение меньше его реальной стоимости. Так, например, годовая плата за университет составляет от  135 до  700 евро в год; обучение в высших и специализированных школах обойдется дороже — от  4000 до  15 000 в год.

Стипендии и гранты

Существует три типа стипендий для иностранных студентов — стипендии, предоставляемые французским правительством; стипендии, предоставляемые правительствами государств, гражданами которых являются учащиеся; и стипендии, предоставляемые международными и неправительственными организациями. Запросы о предоставлении информации и заявки на получение стипендий принимаются отделом по сотрудничеству и культуре посольства Франции в России.

Bourses d'e’tudes (стипендии на обучение)

Предоставляются студентам, желающим продолжать обучение во Франции по магистерским программам.

Основные требования:

- наличие полученной в России степени бакалавра гуманитарных наук (BA);

- высокий уровень владения французским языком (если преподавание в рамках выбранной магистерской программы ведется на французском языке);

- возраст не более 35 лет.

Для подачи заявки необходимо предоставить справку о зачислении (или предварительном зачислении) из вуза, в котором планируется прохождение курса обучения, и успешно пройти тестирование по французскому языку.

Образец бланка заявления-анкеты размещен на сайте посольства Франции. Заполненные анкеты с приложением всех необходимых документов принимаются в отделе по сотрудничеству и культуре посольства Франции в РФ. Срок подачи заявок - до 15 марта каждого года.

Bourses partielles (стипендии на частичное покрытие расходов студента в период обучения во Франции)

Предоставляются студентам, участвующим в программах обмена между российскими и французскими вузами. Области изучения и специальности: без ограничений.

Основные требования:

- наличие официального статуса студента;

- гражданство России.

Для подачи заявки необходимо представить справку о зачислении во французский вуз и успешно пройти тестирование по французскому языку.

Образец бланка заявления-анкеты размещен на сайте посольства Франции. Заполненные анкеты с приложением всех необходимых документов принимаются в отделе по сотрудничеству и культуре посольства Франции в России. Срок подачи заявок - до 15 марта каждого года.

Bourses de the`se en cotutelle (стипендии для подготовки диссертаций (PhD) при совместном франко-российском научном руководстве)

В соответствии с совместными программами аспирантуры/докторантуры, их участники проводят полгода на родине и полгода за рубежом. Стипендии предоставляются на три года.

Области изучения и специальности: без ограничений.

Основные требования:

- наличие диплома о высшем образовании;

- гражданство РФ и статус учащегося российского учебного заведения;

- возраст не более 35 лет;

- высокий уровень владения французским языком.

Образец бланка заявления-анкеты размещен на сайте посольства Франции. Для подачи заявки необходимо предоставить соглашение, подписанное французским и российским научными руководителями, и успешно пройти тестирование по французскому языку. Заполненные анкеты с приложением всех необходимых документов принимаются в отделе по сотрудничеству и культуре посольства Франции в России. Срок подачи заявок — до 15 марта каждого года.

Bourses d'excellence Eiffel (стипендии Eiffel для наиболее выдающихся студентов)

Предназначены для талантливых иностранных студентов, желающих продолжить обучение во Франции по четырем основным направлениям: инженерные науки, экономика и менеджмент, правоведение и политические науки, государственное управление. Для получения стипендии необходимо обратиться в выбранное высшее учебное заведение. В случае положительного решения оно направит вашу заявку в организацию, принимающую решение о предоставлении стипендий Eiffel. Образец бланка заявления-анкеты размещен на сайте: www.egide.asso.fr/eiffel. Стипендии предоставляются с осеннего и с весеннего семестров. Информацию о сроках подачи заявок можно получить в отделе по сотрудничеству и культуре посольства Франции в России.

Программа Copernic

Ориентирована на молодых экономистов и инженеров из стран Восточной и Центральной Европы. Цель программы — содействие изучению современных методов менеджмента. Продолжительность: 12 месяцев, из них семь месяцев обучения в одной из французских высших школ (Grande Ecole) и пять месяцев стажировки на предприятии.

Основные требования:

- наличие диплома инженера или экономиста уровня бакалавра, специалиста или магистра;

- гражданство России и постоянное проживание в России;

- возраст не более 30 лет;

- высокий уровень владения французским языком;

- лица, которым ранее предоставлялись стипендии правительства Франции, не имеют права на получение данной стипендии.

Заявки на получение стипендии принимаются в отделе по сотрудничеству и культуре посольства Франции в России. Срок подачи заявок — до 28 февраля каждого года.

Bourses de l'Association le Pont Neuf (стипендии ассоциации Pont Neuf)

Ассоциация Pont Neuf предоставляет стипендии в рамках трех основных программ:

- Стипендия Philippe Habert для изучения политологии (Bourse Philippe Habert). Предназначена для студентов Международного учебного цикла по политическим наукам в Парижском институте политических наук (Cycle International d'E’tudes Politiques, IEP de Paris, www.sciences-po.fr/daie/index_daie.htm);

- Программа для молодых врачей (Bourse Jeunes mee’decins). Предназначена для студентов медицинских специальностей и молодых врачей, желающих пройти стажировку продолжительностью шесть недель в одной из клиник Парижа. Стипендии предоставляются студентам пятого или шестого курсов медицинских институтов и факультетов, а также молодым врачам, получившим диплом не более двух лет назад. Кандидату необходимо представить проект стажировки;

- Стипендия для врачей-специалистов (Bourse Mee’decins spe`cialistes) для прохождения стажировки от четырех до шести месяцев во французской клинике. Основные требования: возраст не более 35 лет; наличие у кандидата диплома о высшем медицинском образовании или ученой степени в области медицины; наличие разработанного медицинского проекта, пригодного к реализации во французской клинике и перспективного для российского здравоохранения. Срок подачи заявок — до 15 марта.

Bourses de stage (стипендии для прохождения стажировки)

Области изучения и специальности: без ограничений (включая медицину, журналистику, кинематографию, музыковедение и архивное дело). Стипендии предоставляются гражданам РФ, постоянно проживающим в России, свободно владеющим французским языком.

Для подачи заявки необходимо заполнить бланк заявления-анкеты (образец размещен на сайте посольства Франции), предоставить справку о приеме на стажировку и успешно пройти тестирование по французскому языку.

Заявки на получение стипендии принимаются в отделе по сотрудничеству и культуре посольства Франции в РФ. Решения о предоставлении стипендии принимаются в апреле (срок подачи заявок — до 15 марта) и в июне (срок подачи заявок — до 30 мая).

Bourse de stage linguistique (стипендии для прохождения языковой стажировки)

Область изучения: французский язык. Имеются стипендии двух видов:

- стипендии для студентов–будущих преподавателей французского языка как иностранного в школах и высших учебных заведениях;

- стипендии для студентов, специализирующихся в любой области, кроме французского языка, и изучающих французский язык как иностранный; цель — оказание студентам поддержки в изучении французского языка и его использовании в их будущей профессиональной деятельности.

Информацию о сроках подачи заявок можно получить в отделе по сотрудничеству и культуре посольства Франции в РФ.

Bourses de se`jour scientifique de haut niveau (стипендии для научных командировок специалистов высокого уровня)

Стипендии предназначены для оказания финансовой поддержки лицам, прибывающим во Францию на период от двух недель до шести месяцев с целью проведения научных исследований или участия в программах культурного и научно-технического обмена.

Основные требования:

- гражданство России и постоянное проживание в России;

- опыт работы в данной профессиональной сфере не менее десяти лет (требуется документальное подтверждение);

- свободное владение профессиональной терминологией посещаемой организации;

- возрастных ограничений нет.

Выдача бланков заявок и прием заполненных заявлений производится в отделе по сотрудничеству и культуре посольства Франции в Москве. Информацию о сроках подачи заявок можно получить там же.

По материалам www.kariera.idr.ru

www.orangesmile.com


Смотрите также