Космическая программа франции 1963

CAREER-MGIMO / PUBLIC BLOG / Первая и единственная кошка в космосе

18 октября 1963 года сотрудники французского Национального центра космических исследований планировали отправить в космос маленького кота по кличке Феликс. Франция отставала от своих советских и американских соперников, однако не собиралась сходить с дистанции в этой космической гонке.

Тем не менее, в запланированный день запуска озорное животное пропало – его место заняла случайная героиня по кличке Фелисетт.

Фелисетт нашли на парижских улицах. Из маленького бездомного котёнка «астрокошка» (так её называли в средствах массовой информации) превратилась в самую настоящую звезду. 24 октября 1963 года Фелисетт поднялась на высоту 210 километров над Землёй на жидкотопливной ракете "Véronique AG1".

Состояние невесомости продолжалось 5 минут 2 секунды. После полета спасательная служба обнаружила отделившуюся от ракеты капсулу с кошкой через 13 минут после старта. И согласно данным, которые были получены после полета, кошка чувствовала себя хорошо.

Она пробыла в космосе всего пятнадцать минут и вернулась на родную планету национальной героиней.

После приземления учёные из Образовательного центра авиационных и медицинских исследований (англ. Education Center of Aviation and Medical Research; ОЦАМИ) проанализировали активность головного мозга Фелисетт. О том, что они обнаружили – как и о судьбе самого животного – известно не так много; как сообщили сотрудники ОЦАМИ, кошка внесла «неоценимый вклад в исследования».

Фелисетта быстро стала знаменитой, а полет был расценен СМИ как выдающееся достижение. Однако сопровождавшие публикации в прессе фотографии кошки с электродами, вживленными в её голову, вызвали критику со стороны многих читателей и борцов против жестокого обращения с животными.

К сожалению, история Фелисетт была утрачена во времени. Это, возможно, связано с местом, которое Франция занимала в космической гонке.

«Я думаю, всё дело в том, что история решила распорядиться именно так, а не иначе, – поясняет историк и редактор сайта collectSPACE Роберт Перлман. – Усилия, которые сделали возможными полёты человека сначала в космос, а затем на Луну, были вызваны космической гонкой между США и СССР».

Самоотверженные щенки, обезьяны и прочие животные «проложили путь» к Луне для граждан Советского Союза и США. Учёные использовали животных в качестве подопытных для того, чтобы узнать, как повлияет на них отсутствие гравитации. Если они смогут выжить в суровых условиях, значит, и человеку это будет под силу. По крайней мере, они так думали.

Статья о Фелисетт в газете "The Sydney Morning Herald" (20 октября 1963 год)

«Собака Лайка помогла Юрию Гагарину стать первым в мире человеком, побывавшим в космосе. В свою очередь, это привело к тому, что Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос, – говорит Перлман. – Обезьяны Эйбл и Мисс Бейкер сделали героями Джона Гленна и Алана Шепарда, которые стали первыми американцами, побывавшими в космосе».

У Франции имеется масштабная космическая программа, однако, по словам Перлмана, французы не стремились к отправке людей в космос на собственных ракетах. Этим можно объяснить относительную загадочность истории Фелисетт:

«Франция является партнёром Европейского космического агентства и напрямую связана с НАСА и МКС, однако французские космонавты, как правило, летали в космос на российских или американских ракетах. Именно по этой причине Фелисетт занимает незначительное место в общей космической истории [в отличие от американских или советских животных]».

И хотя исследователи продолжают отправлять в космос животных (например, мышей), общество во многом отошло от тестирования влияния космических условий на одомашненных животных.

«Я не знаю, будут ли учёные снова отправлять в космос кошек или собак, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, – говорит Перлман. – Проведение испытаний на животных для того, чтобы узнать, как космические условия будут влиять на тело человека, осталось далеко позади – мы давно уже отправляем людей в космос, причём на длительные периоды времени».

«Я думаю, что домашние питомцы в следующий раз окажутся в космосе тогда, когда люди будут бороздить его просторы в туристических или каких-либо иных целях», – говорит Перлман.

И хотя у Перлмана нет домашних животных (тем не менее, он признался, что больше любит кошек, чем собак), по его словам, Фелисетт «занимает особое место в книге истории».

Мы не должны забывать об «астрокошке», которая достигла высот, недоступных для большинства из нас. Кроме того, мы хотим быть в хороших отношениях с кошками, когда они неизбежно захватят марсианскую колонию Илона Маска.

«Марсианские кошки, – призадумался Перлман. – Это будет интересно».

Справка:Первыми земными организмами, посетившими космос, были плодовые мушки дрозофилы. В феврале 1947 года американцы с помощью трофейной немецкой ракеты «Фау-2» подняли их на высоту 109 км (границей космоса условно считается высота 50 миль или примерно 80 км).

24 октября Франция попыталась запустить в космос вторую кошку, но произошла авария ракеты-носителя.

Существуют многочисленные утверждения о том, что первым представителем вида в космосе был кот Феликс, также запущенный Францией. Это нашло отражение в том числе на нескольких почтовых марках, посвящённых космическим исследованиям. Однако по словам хирурга Жерара Шателье, принимавшего непосредственное участие в космической программе Франции, такого кота никогда не существовало.

В 1958 году американские газеты писали о подготовке Бразилией запуска в космос кошки 1 января 1959 года, однако подтверждений, что полёт состоялся, не найдено.

В 2013 году Иран, после успешного запуска в космос обезьяны, заявлял о планах вывести в космос символ страны — персидского кота

В ходе как различных пилотируемых экспедиций, так и на беспилотных биоспутниках в космосе побывали морские свинки, крысы, мыши, перепела, тритоны, лягушки, улитки и некоторые виды рыб. Известны также попытки запуска хомяков и гекконов

А вот вы знали, что есть такие утверждения, что Первым искусственным спутником была крышка люка? или вот например я не уверен, что вы знаете Когда впервые сфотографировали Землю из космоса

career.mgimo.ru

Кошка-космонавт Фелисетта | Политика

Вы наверняка знаете, что еще до человека в космосе побывали собаки. Может, кто-то вспомнит, что американцы запускали обезьян. Еще в космосе побывали мыши, крысы, черепахи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Французы тренировались на кошках. Не желая отставать от США и СССР, Франция также в начале 60-х устремилась в космос. В течение 1961-1962г. были запущены три корабля с крысами. Хотя полеты успешными считать можно было с большой натяжкой (во втором полете животное погибло, а третью капсулу с «космонавтом» вообще не нашли) французы решили, что готовы для более решительных дел.                                                                                                                                                                                                               Опыт СССР (собаки) и США (обезьяны) их почему-то не вдохновил и для полетов были выбраны кошки. В 1963 году на парижской помойке отловили 30 претендентов на звание «Героев Франции». Их отмыли и доставили на алжирский космический полигон Хаммагир, где начали готовить к научной миссии. Подготовка была серьезной и включала тренировки в барокамере и на центрифуге, были изготовлены скафандры-коробки, в которых «котонавты» вынуждены были сидеть часами.                                                                                                                                                                                                                 После нескольких недель тренировок были отобраны 14 претендентов, из которых был выбран номер 1 – кот Феликс. О нем писали газеты, его показывали по телевизору, о нем говорили в блоках новостей. Были выпущены марки с его портретом. Школьники слали в редакции письма, в которых спрашивали: «Как здоровье нашего «космонавта» Феликса? Готов ли он к подвигу во славу Франции?» Разрекламированный запуск был назначен на 18 октября 1963 года. День 18 октября начался с ЧП: надежда и гордость Франции кот Феликс пропал. Ни «кис-кис», ни разносимая по всем углам и закоулкам печенка и сосиски не помогали. Феликс сидел в своем схроне и упорно не поддавался ни на какие провокации. Жрать от пуза – да, тренироваться – ладно, но лететь в космос, рисковать своей кошачьей жизнью – дудки! Запахло грандиозным скандалом.                                                                                                                                                                                                  Чтобы не откладывать запуск ракеты и не опозориться совсем (неграмотный кот оставил в дураках маститых ученых!) была схвачена первая попавшаяся под руку киска, окрещена Фелисеттой и посажена в капсулу космического корабля «Вероника – 47». В 08:09 ракета стартовала. Вместо прошедшего супер-подготовку месье Феликса в космос полетела мадемуазель Фелисетта, еще вчера выпрашивавшая у дверей столовой кусок колбасы. В сущности, космическим полет «Вероники – 47» можно считать лишь условно. Ракета не выходила на околоземную орбиту и не летала вокруг планеты. На высоте около 200 км. она разделилась, и капсула с Фелисеттой вернулась на Землю. Весь полет длился менее 15 минут. Однако космическая пассажирка перенесла и перегрузки, и побывала в невесомости.                                                                                                                                                                                                                                                                              Фелисетта была извлечена из капсулы живой и здоровой. Но славы ей досталась ровно половина, потому что по всей Франции уже разлетелись фотографии и марки, на которых был изображен кот Феликс, который никуда не летал. Фелисетта стала первой и пока остается единственной кошкой, удачно слетавшей в космос.                                                                                                                                                                                                                                                                               Следующий запуск 24 октября того же года кончился для животного трагически: кот, чью кличку история не сохранила, погиб. В 1967 году Франция запустила еще два корабля, с обезьянами, и хотя полеты были признаны успешными, угнаться за сверхдержавами Франция не могла и вышла из космической гонки. Не являясь космической державой, Франция тем не менее участвует в космических проектах. Время от времени во французской печати подымается вопрос о создании собственной космической программы. Время покажет, чем кончатся эти разговоры. Но кого бы ни планировали французы в качестве пассажира корабля, вряд ли это будет кошка.

maxpark.com

У Франции должна быть своя космическая программа | Мир | ИноСМИ

Le Figaro: После вашего назначения Счетная палата выступила с критикой французской политики в сфере космического транспорта. Она считает ее чересчур затратной. Что вы об этом думаете? Жан-Ив Ле Галль (Jean-Yves Le Gall): Я рассматриваю это не как критику, а как исчерпывающую работу, которая, кстати говоря, внесла вклад в подготовку межведомственной конференции Европейского космического агентства в Неаполе в ноябре прошлого года: на ней был запущен проект Ariane 6. Говорят, Франция слишком много платит? Да, европейские носители в первую очередь приносят пользу Европе, и мы финансируем значительную часть в этих пусках. Но в то же время я вижу, что наши европейские партнеры хотят и дальше играть активную роль в этой сфере. Запущенный в середине 1980-х годов проект Ariane 5 был изначально на 100% французским и лишь затем прошел «европеизацию». Сегодня Ariane 6 будет разрабатываться европейскими силами, и вклад Франции таким образом будет меньше, чем в прошлом. — Что вы можете ответить на опасения Счетной палаты по поводу окончания срока действия договора на запуск «Союзов» из Гвианы в 2016 году - при том, что Франция вложила в этот проект миллиард евро?

— На самом деле мы подписали с россиянами первое соглашение с возможностью автоматического продления в 2016 году. Это как с арендой недвижимости. И пока ничто не указывает на возможный отказ от продления. Сегодня Arianespace обсуждает с российскими партнерами договоры о пусках, сроки которых выходят далеко за пределы этой даты. Читайте также: Европа и Россия подписали соглашение по космосу

— Может ли Ariane 6 стать конкурентом «Союза»?

— Эксплуатация Ariane 6 начнется не раньше 2020 года. Когда мы запустили программу Ariane 5 в 1987 году, Ariane 4 еще даже не совершила своего первого полета, который состоялся только в 1988 году. За плечами у трех наших текущих носителей (Ariane 5, «Союз» и Vega) - по меньшей мере, десять лет службы. В результате всего трех пусков «Союзов» в год из Гвианского космического центра Arianespace сможет погасить кредит Европейского инвестиционного банка, который потребовался для финансирования строительства пусковой площадки для «Союзов» в Гвиане. Более того, мы уже вернули 55 миллионов евро из взятого в кредит 121 миллиона.

— Вы выступаете за сохранение независимой национальной космической политики. Что это означается в нынешних стесненных бюджетных условиях?

— Бюджет Национального центра космических исследований (CNES) составляет почти 2 миллиарда евро в год (40% из них дает ЕКА), что составляет примерно 31 евро на одного гражданина Франции. По этому показателю наша страна, безусловно, отстает от США (49 евро), но серьезно обходит Германию (18 евро) и Великобританию (6 евро). Франция смогла проложить путь для всей Европы. Это единственная страна на континенте с независимой, активной и масштабной космической политикой, залогом которой стало формирование CNES полвека тому назад. Франции нужно по прежнему создавать и развивать собственные программы, пусть даже и при поддержке европейских стран и ЕС. CNES продолжит отстаивать этот курс в совете ЕКА, где без его согласия не принимаются решения ни по одной программе. То же самое касается международной среды, где наша экономическая дипломатия приходит на помощь нашей промышленности. Наконец, необходимо сохранить капиталистические связи между CNES и его дочерними предприятиями, в первую очередь Arianespace. Также по теме: Помогут ли России космические технологии «второй свежести»?

— Не опасаетесь ли вы сокращения финансирования военных программ в космической сфере после утверждения нового оборонного бюджета?

— Я уверен, что все обойдется. Наша армия приступила к разработке космических программ в начале 1990-х годов после того, как нам стало ясно, что во время первой войны в Персидском заливе мы слишком сильно зависели от спутниковых снимков США. После запуска первого военного спутника Helios в июле 1995 года Министерство обороны сделало космос неотъемлемой частью своего арсенала. Должен отметить, что потребности нашей армии в сфере наблюдения и защищенных линий связи по-прежнему очень существенны.

— Вы упоминали некий проект «Ariane 6 для спутников». О чем конкретно идет речь?

— В области спутников складывается примерно такая же ситуация, что была у нас с Ariane 6 по отношению к американскому SpaceX. Долгое время мы считали, что главная опасность для Ariane исходит от развивающихся стран, таких как Китай, Индия и Бразилия. На самом деле самую серьезную конкуренцию представляют инновационные страны и прежде всего США. Частный проект SpaceX, который, тем не менее, получил серьезное финансирование из НАСА и Пентагона, представляет собой новый и менее затратный космический транспорт. Перед лицом такой угрозы Европа запустила проект Ariane 6 с новым подходом: снижение стоимости играет в нем еще большую роль, чем в Ariane 5, где на первом месте стоял все же технологический аспект. Окрыленная успехами SpaceX компания Boeing намеревается осуществить триумфальное возвращение на рынок спутников, представив небольшие аппараты на электрической тяге. Хотя на стороне наших европейских конструкторов есть более чем серьезные аргументы, новое предложение все равно представляет угрозу. Поэтому я и предлагаю инициативу, которую окрестил «Ariane 6 для спутников».