Космическая программа франции 1963


CAREER-MGIMO / PUBLIC BLOG / Первая и единственная кошка в космосе

18 октября 1963 года сотрудники французского Национального центра космических исследований планировали отправить в космос маленького кота по кличке Феликс. Франция отставала от своих советских и американских соперников, однако не собиралась сходить с дистанции в этой космической гонке.

Тем не менее, в запланированный день запуска озорное животное пропало – его место заняла случайная героиня по кличке Фелисетт.

Фелисетт нашли на парижских улицах. Из маленького бездомного котёнка «астрокошка» (так её называли в средствах массовой информации) превратилась в самую настоящую звезду. 24 октября 1963 года Фелисетт поднялась на высоту 210 километров над Землёй на жидкотопливной ракете "Véronique AG1".

Состояние невесомости продолжалось 5 минут 2 секунды. После полета спасательная служба обнаружила отделившуюся от ракеты капсулу с кошкой через 13 минут после старта. И согласно данным, которые были получены после полета, кошка чувствовала себя хорошо.

Она пробыла в космосе всего пятнадцать минут и вернулась на родную планету национальной героиней.

После приземления учёные из Образовательного центра авиационных и медицинских исследований (англ. Education Center of Aviation and Medical Research; ОЦАМИ) проанализировали активность головного мозга Фелисетт. О том, что они обнаружили – как и о судьбе самого животного – известно не так много; как сообщили сотрудники ОЦАМИ, кошка внесла «неоценимый вклад в исследования».

Фелисетта быстро стала знаменитой, а полет был расценен СМИ как выдающееся достижение. Однако сопровождавшие публикации в прессе фотографии кошки с электродами, вживленными в её голову, вызвали критику со стороны многих читателей и борцов против жестокого обращения с животными.

К сожалению, история Фелисетт была утрачена во времени. Это, возможно, связано с местом, которое Франция занимала в космической гонке.

«Я думаю, всё дело в том, что история решила распорядиться именно так, а не иначе, – поясняет историк и редактор сайта collectSPACE Роберт Перлман. – Усилия, которые сделали возможными полёты человека сначала в космос, а затем на Луну, были вызваны космической гонкой между США и СССР».

Самоотверженные щенки, обезьяны и прочие животные «проложили путь» к Луне для граждан Советского Союза и США. Учёные использовали животных в качестве подопытных для того, чтобы узнать, как повлияет на них отсутствие гравитации. Если они смогут выжить в суровых условиях, значит, и человеку это будет под силу. По крайней мере, они так думали.

Статья о Фелисетт в газете "The Sydney Morning Herald" (20 октября 1963 год)

«Собака Лайка помогла Юрию Гагарину стать первым в мире человеком, побывавшим в космосе. В свою очередь, это привело к тому, что Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос, – говорит Перлман. – Обезьяны Эйбл и Мисс Бейкер сделали героями Джона Гленна и Алана Шепарда, которые стали первыми американцами, побывавшими в космосе».

У Франции имеется масштабная космическая программа, однако, по словам Перлмана, французы не стремились к отправке людей в космос на собственных ракетах. Этим можно объяснить относительную загадочность истории Фелисетт:

«Франция является партнёром Европейского космического агентства и напрямую связана с НАСА и МКС, однако французские космонавты, как правило, летали в космос на российских или американских ракетах. Именно по этой причине Фелисетт занимает незначительное место в общей космической истории [в отличие от американских или советских животных]».

И хотя исследователи продолжают отправлять в космос животных (например, мышей), общество во многом отошло от тестирования влияния космических условий на одомашненных животных.

«Я не знаю, будут ли учёные снова отправлять в космос кошек или собак, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, – говорит Перлман. – Проведение испытаний на животных для того, чтобы узнать, как космические условия будут влиять на тело человека, осталось далеко позади – мы давно уже отправляем людей в космос, причём на длительные периоды времени».

«Я думаю, что домашние питомцы в следующий раз окажутся в космосе тогда, когда люди будут бороздить его просторы в туристических или каких-либо иных целях», – говорит Перлман.

И хотя у Перлмана нет домашних животных (тем не менее, он признался, что больше любит кошек, чем собак), по его словам, Фелисетт «занимает особое место в книге истории».

Мы не должны забывать об «астрокошке», которая достигла высот, недоступных для большинства из нас. Кроме того, мы хотим быть в хороших отношениях с кошками, когда они неизбежно захватят марсианскую колонию Илона Маска.

«Марсианские кошки, – призадумался Перлман. – Это будет интересно».

Справка:Первыми земными организмами, посетившими космос, были плодовые мушки дрозофилы. В феврале 1947 года американцы с помощью трофейной немецкой ракеты «Фау-2» подняли их на высоту 109 км (границей космоса условно считается высота 50 миль или примерно 80 км).

24 октября Франция попыталась запустить в космос вторую кошку, но произошла авария ракеты-носителя.

Существуют многочисленные утверждения о том, что первым представителем вида в космосе был кот Феликс, также запущенный Францией. Это нашло отражение в том числе на нескольких почтовых марках, посвящённых космическим исследованиям. Однако по словам хирурга Жерара Шателье, принимавшего непосредственное участие в космической программе Франции, такого кота никогда не существовало.

В 1958 году американские газеты писали о подготовке Бразилией запуска в космос кошки 1 января 1959 года, однако подтверждений, что полёт состоялся, не найдено.

В 2013 году Иран, после успешного запуска в космос обезьяны, заявлял о планах вывести в космос символ страны — персидского кота

В ходе как различных пилотируемых экспедиций, так и на беспилотных биоспутниках в космосе побывали морские свинки, крысы, мыши, перепела, тритоны, лягушки, улитки и некоторые виды рыб. Известны также попытки запуска хомяков и гекконов

источникиhttp://gizmodo.com/the-secret-history-of-the-first-cat-in-space-1791663725https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B2_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%B5#.D0.9A.D0.BE.D1.88.D0.BA.D0.B8http://www.nat-geo.ru/nature/45183-polety-zhivotnykh-v-kosmos-8-istoriy/#full

А вот вы знали, что есть такие утверждения, что Первым искусственным спутником была крышка люка? или вот например я не уверен, что вы знаете Когда впервые сфотографировали Землю из космоса

Читать полностью

career.mgimo.ru

Кошка-космонавт Фелисетта | Политика

Вы наверняка знаете, что еще до человека в космосе побывали собаки. Может, кто-то вспомнит, что американцы запускали обезьян. Еще в космосе побывали мыши, крысы, черепахи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Французы тренировались на кошках. Не желая отставать от США и СССР, Франция также в начале 60-х устремилась в космос. В течение 1961-1962г. были запущены три корабля с крысами. Хотя полеты успешными считать можно было с большой натяжкой (во втором полете животное погибло, а третью капсулу с «космонавтом» вообще не нашли) французы решили, что готовы для более решительных дел.                                                                                                                                                                                                               Опыт СССР (собаки) и США (обезьяны) их почему-то не вдохновил и для полетов были выбраны кошки. В 1963 году на парижской помойке отловили 30 претендентов на звание «Героев Франции». Их отмыли и доставили на алжирский космический полигон Хаммагир, где начали готовить к научной миссии. Подготовка была серьезной и включала тренировки в барокамере и на центрифуге, были изготовлены скафандры-коробки, в которых «котонавты» вынуждены были сидеть часами.                                                                                                                                                                                                                 После нескольких недель тренировок были отобраны 14 претендентов, из которых был выбран номер 1 – кот Феликс. О нем писали газеты, его показывали по телевизору, о нем говорили в блоках новостей. Были выпущены марки с его портретом. Школьники слали в редакции письма, в которых спрашивали: «Как здоровье нашего «космонавта» Феликса? Готов ли он к подвигу во славу Франции?» Разрекламированный запуск был назначен на 18 октября 1963 года. День 18 октября начался с ЧП: надежда и гордость Франции кот Феликс пропал. Ни «кис-кис», ни разносимая по всем углам и закоулкам печенка и сосиски не помогали. Феликс сидел в своем схроне и упорно не поддавался ни на какие провокации. Жрать от пуза – да, тренироваться – ладно, но лететь в космос, рисковать своей кошачьей жизнью – дудки! Запахло грандиозным скандалом.                                                                                                                                                                                                  Чтобы не откладывать запуск ракеты и не опозориться совсем (неграмотный кот оставил в дураках маститых ученых!) была схвачена первая попавшаяся под руку киска, окрещена Фелисеттой и посажена в капсулу космического корабля «Вероника – 47». В 08:09 ракета стартовала. Вместо прошедшего супер-подготовку месье Феликса в космос полетела мадемуазель Фелисетта, еще вчера выпрашивавшая у дверей столовой кусок колбасы. В сущности, космическим полет «Вероники – 47» можно считать лишь условно. Ракета не выходила на околоземную орбиту и не летала вокруг планеты. На высоте около 200 км. она разделилась, и капсула с Фелисеттой вернулась на Землю. Весь полет длился менее 15 минут. Однако космическая пассажирка перенесла и перегрузки, и побывала в невесомости.                                                                                                                                                                                                                                                                              Фелисетта была извлечена из капсулы живой и здоровой. Но славы ей досталась ровно половина, потому что по всей Франции уже разлетелись фотографии и марки, на которых был изображен кот Феликс, который никуда не летал. Фелисетта стала первой и пока остается единственной кошкой, удачно слетавшей в космос.                                                                                                                                                                                                                                                                               Следующий запуск 24 октября того же года кончился для животного трагически: кот, чью кличку история не сохранила, погиб. В 1967 году Франция запустила еще два корабля, с обезьянами, и хотя полеты были признаны успешными, угнаться за сверхдержавами Франция не могла и вышла из космической гонки. Не являясь космической державой, Франция тем не менее участвует в космических проектах. Время от времени во французской печати подымается вопрос о создании собственной космической программы. Время покажет, чем кончатся эти разговоры. Но кого бы ни планировали французы в качестве пассажира корабля, вряд ли это будет кошка.

maxpark.com

У Франции должна быть своя космическая программа | Мир | ИноСМИ

Le Figaro: После вашего назначения Счетная палата выступила с критикой французской политики в сфере космического транспорта. Она считает ее чересчур затратной. Что вы об этом думаете? Жан-Ив Ле Галль (Jean-Yves Le Gall): Я рассматриваю это не как критику, а как исчерпывающую работу, которая, кстати говоря, внесла вклад в подготовку межведомственной конференции Европейского космического агентства в Неаполе в ноябре прошлого года: на ней был запущен проект Ariane 6. Говорят, Франция слишком много платит? Да, европейские носители в первую очередь приносят пользу Европе, и мы финансируем значительную часть в этих пусках. Но в то же время я вижу, что наши европейские партнеры хотят и дальше играть активную роль в этой сфере. Запущенный в середине 1980-х годов проект Ariane 5 был изначально на 100% французским и лишь затем прошел «европеизацию». Сегодня Ariane 6 будет разрабатываться европейскими силами, и вклад Франции таким образом будет меньше, чем в прошлом. — Что вы можете ответить на опасения Счетной палаты по поводу окончания срока действия договора на запуск «Союзов» из Гвианы в 2016 году - при том, что Франция вложила в этот проект миллиард евро?

— На самом деле мы подписали с россиянами первое соглашение с возможностью автоматического продления в 2016 году. Это как с арендой недвижимости. И пока ничто не указывает на возможный отказ от продления. Сегодня Arianespace обсуждает с российскими партнерами договоры о пусках, сроки которых выходят далеко за пределы этой даты. Читайте также: Европа и Россия подписали соглашение по космосу

— Может ли Ariane 6 стать конкурентом «Союза»?

— Эксплуатация Ariane 6 начнется не раньше 2020 года. Когда мы запустили программу Ariane 5 в 1987 году, Ariane 4 еще даже не совершила своего первого полета, который состоялся только в 1988 году. За плечами у трех наших текущих носителей (Ariane 5, «Союз» и Vega) - по меньшей мере, десять лет службы. В результате всего трех пусков «Союзов» в год из Гвианского космического центра Arianespace сможет погасить кредит Европейского инвестиционного банка, который потребовался для финансирования строительства пусковой площадки для «Союзов» в Гвиане. Более того, мы уже вернули 55 миллионов евро из взятого в кредит 121 миллиона.

— Вы выступаете за сохранение независимой национальной космической политики. Что это означается в нынешних стесненных бюджетных условиях?

— Бюджет Национального центра космических исследований (CNES) составляет почти 2 миллиарда евро в год (40% из них дает ЕКА), что составляет примерно 31 евро на одного гражданина Франции. По этому показателю наша страна, безусловно, отстает от США (49 евро), но серьезно обходит Германию (18 евро) и Великобританию (6 евро). Франция смогла проложить путь для всей Европы. Это единственная страна на континенте с независимой, активной и масштабной космической политикой, залогом которой стало формирование CNES полвека тому назад. Франции нужно по прежнему создавать и развивать собственные программы, пусть даже и при поддержке европейских стран и ЕС. CNES продолжит отстаивать этот курс в совете ЕКА, где без его согласия не принимаются решения ни по одной программе. То же самое касается международной среды, где наша экономическая дипломатия приходит на помощь нашей промышленности. Наконец, необходимо сохранить капиталистические связи между CNES и его дочерними предприятиями, в первую очередь Arianespace. Также по теме: Помогут ли России космические технологии «второй свежести»?

— Не опасаетесь ли вы сокращения финансирования военных программ в космической сфере после утверждения нового оборонного бюджета?

— Я уверен, что все обойдется. Наша армия приступила к разработке космических программ в начале 1990-х годов после того, как нам стало ясно, что во время первой войны в Персидском заливе мы слишком сильно зависели от спутниковых снимков США. После запуска первого военного спутника Helios в июле 1995 года Министерство обороны сделало космос неотъемлемой частью своего арсенала. Должен отметить, что потребности нашей армии в сфере наблюдения и защищенных линий связи по-прежнему очень существенны.

— Вы упоминали некий проект «Ariane 6 для спутников». О чем конкретно идет речь?

— В области спутников складывается примерно такая же ситуация, что была у нас с Ariane 6 по отношению к американскому SpaceX. Долгое время мы считали, что главная опасность для Ariane исходит от развивающихся стран, таких как Китай, Индия и Бразилия. На самом деле самую серьезную конкуренцию представляют инновационные страны и прежде всего США. Частный проект SpaceX, который, тем не менее, получил серьезное финансирование из НАСА и Пентагона, представляет собой новый и менее затратный космический транспорт. Перед лицом такой угрозы Европа запустила проект Ariane 6 с новым подходом: снижение стоимости играет в нем еще большую роль, чем в Ariane 5, где на первом месте стоял все же технологический аспект. Окрыленная успехами SpaceX компания Boeing намеревается осуществить триумфальное возвращение на рынок спутников, представив небольшие аппараты на электрической тяге. Хотя на стороне наших европейских конструкторов есть более чем серьезные аргументы, новое предложение все равно представляет угрозу. Поэтому я и предлагаю инициативу, которую окрестил «Ariane 6 для спутников».

Читайте также: Компании Orbital Sciences и SpaceX готовы к запуску

— Намереваетесь ли вы вновь начать исследование космоса?

— Последние годы CNES стабильно был на первых позициях в этой области. Вспомните о спутниках Corot и Saral или аппарате ChemCam, который был установлен на высадившемся на Марсе ровере Curiosity. Кроме того, он принимает участие во всех исследовательских программах ЕКА. Касается это, например, и посадочного модуля Philae на зонде Rosetta, который в будущем году должен совершить посадку на комете Чурюмова-Герасименко. На прошлой неделе глава НАСА Чарльз Болден (Charles Bolden) позвонил мне и предложил принять участие в будущей программе захвата астероида, что свидетельствует о большом интересе в нашей работе.

— Как вернуть космосу ореол мечты, который он, по всей видимости, давно растерял?

— Недавно я слышал по радио песню с такими словами: «Парни больше не мечтают пройтись по Луне, для них сейчас главное — заработать лаве». Пусть и в несколько грубой форме, это говорит о том, что мы уже не сможем во торой раз произвести такой эффект, какой оказала высадка человека на Луну. Что касается полета на Марс, у меня имеются серьезные сомнения насчет осуществимости подобной программы без значительных технологических прорывов. Нельзя держать трех астронавтов полтора года в замкнутом пространстве размером с малолитражку! Потребовалось бы создать большие космические станции, подобно той, что изобразил Стэнли Кубрик в «Космической одиссее 2001 года». Второй момент: на первое место вышли автоматизированные программы. Миссия марсохода Curiosity увенчалась самым большим успехом у публики со времен программы «Аполлон». Это значит, что о космосе еще не забыли.

inosmi.ru

Гермес (космический корабль) - Gpedia, Your Encyclopedia

Гермес — разрабатывавшийся Европейским космическим агентством проект космического корабля. Официально разработка началась в ноябре 1987, хотя проект был одобрен французским правительством ещё в 1978[1]. Проектом предполагалось, что первый корабль будет запущен в 1995, однако изменение политической ситуации и трудности с финансированием привели к закрытию проекта в 1993[1]. Ни одного корабля так построено и не было[1].

Группа специалистов из Star Systems, на фоне успехов частной космонавтики решила вернуть проект к жизни, собрав деньги при помощи краудфандинга[1]. Последние испытания двигателя прошли в 2012 году[1].

Примечания

Ссылки

США США: Программа «Space Shuttle» Завершена

СССР СССР: Программа «Буран» Остановлена

  • ОК-МЛ-1 (БТС 001, аэродинамическая модель,парковый аттракцион)
  • ОК-ГЛИ (БТС 002, атмосферный самолёт-аналог,передан в музей)
  • Буран (1.01, списан, уничтожен в 2002 году)
  • 1.02 (закончен на 95—97 %, передан в музей)
  • 2.01 (построен на 30—50%, на реставрации)
  • 2.02 (построен на 10—20%, частично разобран)
  • 2.03 (разобран)
США США: Программа Boeing X-37 (2 аппарата, 5 полётов)

www.gpedia.com

Крупнейшие космодромы мира

Космодром «Байконур» — первый и крупнейший в мире, самый востребованный космодром, расположен на территории Казахстана, в Кызылординской области. В 1994 году космодром с городом Ленинск (ныне Байконур) передан Казахстаном в аренду России до 2050 года. Космодром занимает площадь 6717 км². Отсюда стартовали первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, первый в мире спутник, первый космонавт Земли Ю. Л. Гагарин, первые автоматические межпланетные станции к планетам Марс и Венера.

Космодром назывался в разное время по-разному: Научно-исследовательский испытательный полигон № 5 Министерства обороны, Казалинский полигон, полигон Тюра-Там, Южный полигон, Государственный испытательный космодром № 5, но стал наиболее известен, как космодром Байконур.

Изначально он был создан в качестве полигона для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. К месту расположения полигона предъявлялись очень высокие требования. Например, вблизи не должно было быть крупных населенных пунктов, а отчуждение земельных участков для сооружений полигона не должно было наносить существенного ущерба народному хозяйству. Было обследовано несколько возможных мест для размещения полигона, в том числе на Дальнем Востоке, Северном Кавказе, в Прикаспии. В результате 12 февраля 1955 года вышло правительственное постановление о создании нового полигона в районе разъезда Тюра-Там в Кзыл-Ордынской области Казахстана. Наличие железнодорожной магистрали Москва-Ташкент, разобранной узкоколейки от Тюра-Тама к месту будущего старта и наличие реки были большими плюсами этого места.

Весной 1955 года в голой пустыне были сосредоточены военно-строительные бригады и отряды численностью более 3 тысяч человек. Поначалу строители жили в палатках, потом появились первые землянки на берегу Сырдарьи, а 5 мая 1955 года было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка. Несмотря на тяжелейшие условия, в первые месяцы были проложены автомобильная и железная дороги и начато строительство основного объекта — будущего первого стартового комплекса.

5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе. С 15 мая на полигоне начались испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Рождение Байконура как космодрома состоялось и было признано всем миром 4 октября 1957 года, когда на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли ПС-1.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур был произведен запуск космического корабля «Восток-1» (ракета-носитель 8К72К) с первым на Земле человеком на борту — космонавтом Ю. А. Гагариным.

На Байконуре за все годы существования были запущены и испытаны 45 основных типов ракет и их модификаций, 142 основных типа космических аппаратов и их модификаций (из них 34 типа автоматических межпланетных станций и их модификаций).

Запуск любого спутника с Байконура обходится дешевле, чем с других космодромов cтраны, благодаря его большей близости к экватору. Отсюда выгоднее запускать спутники на стационарную орбиту и безопаснее проводить запуски пилотируемых космических кораблей.

В настоящее время на космодроме создано и функционирует несколько десятков технических и стартовых комплексов, предназначенных для сборки и подготовки пусков ракет-носителей типа «Союз», «Протон», «Циклон», «Зенит», «Энергия» с различными космическими объектами.

Космодром находится на побережье Флориды в США и объединяет в себе два комплекса, с которых осуществляют запуск космических кораблей и аппаратов (База ВВС США на мысе Канаверал и Космический центр имени Джона Фицджеральда Кеннеди).

База ВВС США расположена непосредственно на мысе Канаверал, она является главной стартовой площадкой Восточного ракетного полигона с четырьмя ныне активными стартовыми столами. В 1949 году президент Гарри Трумэн основал Объединенный Полигон Дальнего Действия на мысе Канаверал для испытания ракет. НАСА было основано в 1958 году, и военно-воздушные силы запускали ракеты для НАСА с мыса Канаверал. Все ракеты Редстоун (Redstone), Юпитер (PGM-19 Jupiter), Першинг-1А (MGM-31 Pershing), Поларис (Polaris), Тор (Thor), Атлас (Atlas), Титан (Titan) и Минитмен (LGM-30 Minuteman) были испытаны с этой площадки.

Именно отсюда начинались важные для США космические исследования. В 1958 году с территории базы ВВС был запущен первый в Америке спутник Земли «Эксплорер-1», отсюда в 1967 году улетел в космос первый экипаж из трех человек «Аполлон-7», а в период с 1962 по 1977 году были запущены автоматические межпланетные станции для исследования планет Солнечной Системы. Сегодня на территории базы находятся стартовые комплексы для запуска самых мощных американских беспилотных ракет.

Космический Центр Кеннеди расположен на острове Меррита, находящемся в непосредственной близости от самого мыса Канаверал. В 1961 году президент Кеннеди сформулировал задачу запуска к концу десятилетия человека на Луну. Конгресс США одобрил программу Аполлон, и Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA) начало масштабный проект расширения базы на Мерритт-Айленд для запуска космических аппаратов. У штата Флорида управлением было куплено 570 кв км земли, на которой был создан центр по запуску ракет Сатурн-V лунной космической программы Аполлон.

В ноябре 1963 года, после убийства президента США Джона Кеннеди, весь комплекс был переименован в Космический центр Кеннеди.

В рамках работы над лунной программой Аполлон сначала были реализованы два других проекта: Меркурий и Джемини. Меркурий — первая пилотируемая космическая программа США. С 1959 по 1963 годы выполнено 6 полетов одноместных аппаратов Меркурий. Джемини — вторая программа, выполнявшаяся на двухместных космических кораблях серии Джемини. В 1965—1966 годах совершено 10 пилотируемых полетов.

Для программы Аполлон был создан Стартовый комплекс-39, который включает в себя две стартовые площадки LC-39A и LC-39B, Здания вертикальной сборки и транспортный путь Crawlerway, ко которому собранный вместе космический аппарат доставляется к месту старта с помощью гусеничного транспортёра. За время программы Аполлон было сделано 13 запусков Сатурн-V и 4 Сатурн-IB. Программа по доставке человека на Луну была выполнена.

Затем настал черед программы космических челноков Спейс шаттл. За тридцать лет с 1981 по 2011 год было произведено 135 пусков.

Космодром Куру находится во Французской Гвиане на северо-восточном побережье Южной Америки. Официальное название космодрома — Гвианский космический центр. Он расположен на побережье Атлантического океана, на полосе длиной 60 км и шириной 20 км между городами Куру и Синнамари.

Французское правительство в 1964 году выбрало Куру из 14 проектов расположения космодрома. А в следующем году Франция уже начала строительство. Первый запуск с космодрома в Куру состоялся 9 апреля 1968 года.

В 1975 году было образовано Европейское космическое агентство (ESA), и правительство Франции предложило агентству использовать космодром Куру для европейских космических программ. ESA финансировало модернизацию пусковых площадок Куру под программу космических кораблей «Ариан». В настоящее время основные пусковые площадки космодрома являются собственностью ESA. Две трети годового бюджета космодрома также финансируются Европейским космическим агентством.

Космодром Куру расположен на широте 5°3', всего чуть более чем в 500 километрах к северу от экватора, что позволяет космодрому быть наиболее подходящим местом для запуска спутников на геостационарную орбиту. Такая близость к экватору даёт возможность вносить лишь минимальные изменения в траекторию движения спутников.

В 2007 году на космодроме были начаты работы по строительству площадок для пуска российских ракет «Союз-2». Первый запуск российской ракеты-носителя Союз-СТБ произведён 21 октября 2011 года.

Космодром Цзюцюань расположен на краю пустыни Бадын-Джаран в низовьях реки Хэйхэ в китайской провинции Ганьсу. Название свое получил от расположенного в 100 км города Цзюцюань. Космодром действует с 20 октября 1958 года. Он является самым крупным космодромом Китая и единственным, используемым в национальной пилотируемой программе.

Полигон при космодроме имеет площадь 2800 км². На нем расположено три стартовых комплекса, два из которых не используются, так как «заточены» в первую очередь для запуска военных ракет. С третьего же комплекса запускаются ракетоносители и пилотируемые корабли, что делает его единственным в стране пригодным для выполнения пилотируемых космических миссий.

В сентябре 1960 года с космодрома Цзюцюань впервые была запущена ракета — Р-2 советского производства, а 5 ноября 1960 года — её аналог китайского производства — Дунфэн-1, первая китайская баллистическая ракета. Но несмотря на это, многие считают днем рождения китайской космонавтики 24 апреля 1970 года, когда в космос был отправлен мирный спутник «Красный восток-1», полностью собранный в Китае. 26 ноября 1975 года успешно прошел повторный запуск спутника, который затем вернулся на Землю.

7 апреля 1990 года — знаковая для Китая дата. В этот день с космодрома Цзюцюань была запущена «Звезда Азии -1», первый коммерческий спутник, построенный внутри страны для иностранных партнеров. С поступлением дополнительных средств в бюджет страны удалось существенно ускорить темпы развития национальной космической программы, о чем свидетельствуют последующие открытия еще трех космодромов, запуск беспилотного космического корабля 20 ноября 1999 года, а также вывод на орбиту спутника навигационной системы «Большая медведица-1» и первого китайского астронавта в 2003 году.

Космодром Плесецк расположен в 180 километрах к югу от Архангельска неподалёку от железнодорожной станции Плесецкая Северной железной дороги. Общая площадь космодрома составляет 176 200 гектаров.

История космодрома начинается 11 января 1957 года, когда было принято постановление Совета Министров СССР о создании военного объекта с условным наименованием «Ангара». Он создавался как первое в СССР воинское соединение ракетных полков, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами Р-7, разработанными в ОКБ-1 под руководством Королева С. П. В феврале 1959 года объект «Ангара» преобразуется в «3-йУчебный артиллерийский полигон».

В начале 60-х годов XX века возникла необходимость расширения масштабов космической деятельности. Летом 1963 года было принято решение об использовании стартовых комплексов в Плесецке для запусков космических аппаратов. На полигоне были сформированы три испытательных управления, занятых несением боевого дежурства, испытаниями ракетно- космических комплексов, проведением и обработкой телеметрических и траекторных измерений.

17 марта 1966 года состоялся первый запуск искусственного спутника Земли с полигона. А 4 ноября 1966 года начались летные испытания первой отечественной твердотопливной ракеты РТ-2 межконтинентальной дальности.

С 1968 года космодром включился в выполнение международных космических программ. 4 апреля 1972 года впервые в СССР с космодрома был запущен малый французский космический аппарат МАС-1. С тех пор выполнено около 70 миссий с иностранным участием, на орбиты выведены полезные нагрузки заказчиков и партнеров из 24 стран мира.

С 1970-х годов и до начала 1990-х космодром Плесецк удерживал мировое лидерство по числу запусков ракет в космос (с 1957 по 1993 год отсюда было осуществлено 1372 запуска, тогда как с находящегося на 2-м месте Байконура лишь 917). Однако с 1990-х годов ежегодное количество запусков с Плесецка уменьшилось, Байконур вышел в лидеры.

В июле 1992 года Указом Президента РФ были созданы Военно-космические силы. 11 ноября 1994 года Указом Президента РФ на базе Главного центра испытаний и применения космических средств создан «1-й Государственный испытательный космодром МО РФ (космодром «Плесецк»)" в составе Военно-космических сил.

В настоящее время космодром «Плесецк» является единственным космодромом на территории Российской Федерации, обеспечивающим гарантированный выход страны в космос.

Источники: kosmonavtiks.ru, ru.wikipedia.org, atlantatravelblog.com, omyworld.ru, dnpmag.com, edu.severodvinsk.ru

diletant.media


Смотрите также