Граница италии и франции


Форт Централе на границе Франции и Италии – никому не нужные безмолвные стражи войны

Есть огромное преимущество в путешествиях не по путеводителю. Ты никогда точно не знаешь, где очутишься и что тебя там ждет. Маршрут нашего прошлогоднего евротрипа постоянно балансировал между хорошо раскрученными достопримечательностями и мало кому известными, но не менее захватывающими местами. После богатой на новые впечатления Швейцарии (напомню, как мы там случайно познакомились с традиционными картинками эксвото, нашли кусочек русской земли у Чёртого моста и прогулялись в глубь Ронского ледника), мы слегка выбились из запланированного графика. Пытаясь наверстать упущенное и успеть побывать в княжестве Монако, пришлось максимально быстро пересечь северо-западные регионы, с огромным сожалением объехав такой заманчивый Турин. Но как бы мы не спешили, пропустить мощный и давно заброшенный форт Централе (Fort Central), расположенный на высоте около двух тысяч метров прямо на границе Италии и Франции, было бы непоправимой ошибкой.2.

Не пробуйте найти это место в путеводителях или интернет-очерках. В русскоязычном сегменте о форте Централе нет ни слова. Думаю, народ, тусующийся на Лазурном побережье или катающийся на сверхдорогих лыжных курортах южных Альп, даже не подозревает о роскошных фортификационных сооружениях позапрошлого века неподалёку. Я и сам это место нашёл почти случайно, просматривая варианты нашего маршрута по Google Earth.3.

От Турина к Монако есть дорога, идущая через перевал Тенда (Col de Tendе) в Приморских Альпах, как раз на границе между Италией и Францией. Пересекать саму границу приходится по узкому длинному тоннелю. Но если перед самым въездом в него со стороны Италии свернуть направо, кручёный серпантин приведёт Вас на вершину перевала.4.

Здесь можно обнаружить не только захватывающие горные виды, но и сеть заброшенных фортов поражающих воображение.5.

Объединение Италии было делом долгим и мучительным. Со своим грозным соседом Францией ей приходилось не раз вступать в вооруженные конфликты. Хребты Приморских Альп стали естественной границей между этими государствами, но и их кручи нуждались в защите.6.

Ещё за несколько лет до окончательного объединения Италии в 1870 году на перевале Тенда итальянцы решают построить сеть фортов. Некто Джузеппе Маджия взялся со всей ответственностью за этот подряд и всего за три года возвёл на хребте аж шесть мощных фортов с многочисленными вспомогательными коммуникациями, подземными тоннелями, оптическим телеграфом и линиями электричества.7.

Их стратегическое значение было защищать подступы к плотине Колле-Альто и закрывать выход в плодородные равнины Пьемонта, а форт Централе был главным в этот фортификационной системе. Эта линия обороны должна была стать твёрдым орешком для французов, но в итоге так ни разу и непригодилась в качестве военного объекта.8.

Даже в наши дни эту систему можно смело назвать шедевром фортификационного исскуства. Италия всегда металась между союзами то с Германией и Австрией, то с Англией и Францией, но в итоге во время Первой Мировой войны выступила на стороне Антанты. Основные сражения тогда развернулись на северо-востоке страны, а форты Приморских Альп оказались заброшены и в конце концов списаны. С тех пор военные сюда практически не заглядывали.9.

После Второй мировой войны на всякий случай границу слегка сдвинули в пользу Франции и вся линия обороны теперь оказалась на её стороне. А форты, давно покинутые и заброшенные, но всё ещё не потерявшие своего грозного вида, стали местом развлечения местных жителей.10.

Как только мы поднялись на сам перевал, то увидели огромное количество машин у небольшого кафе, стоящего как раз у пограничных столбов. Далее качество дорог резко ухудшалась, поэтому большинство приезжих предпочитало оставлять здесь свои транспортные средства ради пеших прогулкок по чистейшему свежему воздуху.11.

Удивительно, но абсолютное большинство посетителей перевала были итальянцы и французы. Приезжих, вроде нас, практически не было. За первой же скалой мы увидели то, что в начале по ошибке приняли за форт Централе.12.

Ошибиться было легко. На верхушке холма располагались мощные стены с многочисленными бойницами. Чуть позже оказалось, что это всего лишь бывшие казармы с хозяйственными помещениями.13.

Когда мы поднялись наверх, то увидели, что внутренний двор был забит джипами.14.

Местные жители приезжают сюда для пикников и погонять на квадроциклах, горных велосипедах и кроссовых мотоциклах. Судя по всему, трассы для этого здесь отличные.15.

Наиболее впечатляющей выглядит дорога вниз на французкой стороне перевала. Более зигзагообразного крутого серпантина мне видеть ещё не приходилось.16.

На этой дороге при 800-метровой высоте насчитывается 48 крутых поворотов. Правда, качество этой дороги заставляет по ней ездить лишь заядлых экстрималов.17.

По территории казарм можно лазить сколько душе угодно. Правда, не стоит забывать о безопасности. Состояние этих руин крайне удручающее.18.

Нас позабавили остатки солдатских и офицерских туалетов системы “дыра в полу“.19.

Кстати через бойницу в офицерской уборной открывается захватывающий дух пейзаж окрестных Альп.20.

После прогулки по этим руинам, которые мы и приняли за вышеназваный главный форт, было решено уже вернуться назад,но неожиданно для себя, поднявшись ещё чуть выше по тропинке, мы и увидели настоящий форт Централе и ошиться на этот раз было невозможно.21.

Мощное укрепление, рассчитанное на оборону 120 человек и спустя почти 150 лет выглядело потрясающе.22.

Толстые отвесные стены, узкие бойницы, глубокие рвы - казалось бы даже в наше время здесь при желании запросто ещё можно поиграть в настоящую войну.23.

Обойдя форт вокруг, мы так и не смогли найти в него вход во внутрь. Бойницы были слишком узки, а мост у единственных ворот разрушен.24.

Правда, было видно что внутри форта гуляют люди. А значит попасть внутрь не проблема. Просто в очередной раз наше время истекало и на более подробный осмотр форта его уже не оставалось.25.

Скажу откровенно, это место мне очень понравилось! Горы, чистый воздух и крепось, которая будет здесь стоять и спустя столетия, отлично прочищают голову от всего мусора, что мы копим годами на скучных работах и в жизненных передрягах.26.

Так что любителям подобных достопримечательностей я настоятельно рекомендую при случае посетить перевал Тенда и прогуляться по местных фортификационным сооружениям. Это запомнится надолго!27.

lavagra.livejournal.com

Сказка наяву: Лигурийское побережье Италии

Сказка наяву: Лигурийское побережье Италии

В Италии много живописных уголков, но побережье Лигурийского моря своей красотой поразит даже опытных путешественников. Небольшой регион Лигурия, расположенный ниже Пьемонта на границе с Францией, вытянут вдоль берега Лигурийского моря, которое является частью Средиземного. Главный и самый известный город Лигурии – Генуя. В обе стороны от нее простирается Лигурийская, или Итальянская Ривьера. Маленькие, уютные городки с тысячелетней историей, утопающие в цветах, являются Меккой отдыхающих со всей Европы. Предлагаем вам рассказ о наиболее интересных местных курортах.

Спросите итальянцев, где они отдыхают летом. Большинство из них ответит: «На Итальянской Ривьере». Так называется побережье Лигурийского моря, расположенного на западе страны. Эта благословенная Богом часть Италии входит в состав региона Лигурия. Длина Лигурийской Ривьеры составляет 300 км. Естественно, здесь можно обнаружить множество удивительных, живописных городков, достойных внимания путешественников. Даже их названия звучат как мелодия: Сан-Ремо, Алассио, Портофино, Монтероссо… Некоторые из них являются курортами международного класса.

#1#

Столица региона Лигурия – порт Генуя. Ривьера вполне официально разделена на две части, и разграничение проходит как раз по городу Генуя. В сторону Франции протянулась Ривьера-ди-Поненте, для которой характерны роскошные многокилометровые песчаные пляжи, где никогда не бывает толчеи, открытые пространства, отсутствие бухт и скальных нагромождений.

#2#

Наиболее интересные курорты Ривьеры-ди-Поненте – это Сан-Ремо с его песенным фестивалем и цветущими улочками, Алассио, знаменитый бульваром с автографами известных посетителей, Савона, в честь которой назван край, и Империя, состоящая из двух исторических районов. По другую сторону от Генуи находится Ривьера-ди-Леванте. Она славится уютными бухточками и скрытыми от любопытных глаз миниатюрными пляжами. Эта часть побережья просто усеяна аккуратными городками. Среди самых знаменитых местных курортов можно назвать Портофино с мощным замком Сан-Джорджо, Камольи, который переводится как «Дом жен», что связано с легендой о женах мореплавателей, терпеливо ожидавших своих мужей на берегу, два древнеримских городка Санта-Маргерита-Лигуре и Рапалло, «пятиземелье» Чинкве-Терре, о пяти курортах которого можно говорить часами, и Ла-Специя со старинной церковью, посвященной святой Марии Ассунте, где хранятся картины известнейших художников.

#3#

Империя: два города, объединенные в один

Начать свое знакомство с Лигурией можно с небольшого городка Империя, который состоит из двух исторических районов, некогда бывших самостоятельными селениями: Онелья и Порто-Маурицио. Они разделены рекой, которая и дала название этому курорту. На восточном берегу реки находится Онелья, где сосредоточены заводы и фабрики, производящие продукты питания. Интересно, что тут с XII века делают оливковое масло. Посмотреть на исторические цеха, узнать о процессе создания столь популярного в Италии, да и во всем мире продукта можно в музее, посвященном оливковому маслу. Это частный музей, он принадлежит семье Карли и работает с 1911 года. В Онелье есть и туристические достопримечательности, среди которых особо стоит отметить дворец Дориа – родовое гнездо адмирала Андреа Дориа. Среди сакральных сооружений города выделяется собор святого Иоанна Крестителя, возведенный в XVIII веке и известный своими яркими витражами и искусными фресками. Ни в коем случае не следует пропустить посещение Белой виллы, окруженной благоухающим садом с экзотическими растениями. Этот особняк, больше известный как вилла Грок, был построен знаменитым клоуном Гроком. В наши дни на вилле работает Музей клоунов.

#4#

Часть города под названием Порто-Маурицио находится на западе. Как и в Онелье, здесь есть свои исторические кварталы, свой вокзал, порт и даже собор. Местный собор святого Маврикия считается самым большим храмом региона Лигурия. Его начали строить в 1781 году, а закончили лишь через 57 лет. Собор, возведенный в манере неоклассицизма, очень пышно украшен: тут можно увидеть произведения сакрального искусства, датированные XIX столетием. Среди других важных туристических объектов Порто-Маурицио можно назвать Международный морской музей, основанный во второй половине XX века. Он будет интересен не только тем, кто серьезно интересуется историей судостроения, но и всем представителям сильного пола.

Однако главной достопримечательностью города Империя считается знаменитый Золотой пляж с белоснежным песком.

#5#

Савона: родом из бронзового века

Посещая города Италии, со временем привыкаешь к их почтенному возрасту и уже ничему не удивляешься. Но встречаются в этой стране населенные пункты, дата образования которых вызывает оторопь. Например, столица провинции Савона, город и порт с одноименным названием был основан в бронзовую эпоху. Правда, тогда он назывался Саво. На небольшое селение около Генуи обратили внимание карфагеняне, которые вложили немало средств и сил на его укрепление и расширение. Таким образом, у Карфагена, вечного врага Рима, была своя база на Лигурийском побережье. Римляне, которые владели Генуей, все же захватили Савону, но значение этого города ничуть не уменьшилось. В наши дни город является крупнейшим портом Лигурийского моря. Именно отсюда можно отправиться на пароме в соседние городки Италии и Франции.

#6#

Понравится Савона и туристам. Тут находится несколько церквей, среди которых будут интересны новый Кафедральный собор, построенный в 1886 году и освященный во имя Девы Марии, и Сикстинская капелла, украшенная росписями Паола Бруско и использовавшаяся ранее как родовая гробница семья Делла Ровере. Рядом с собором открыт Музей церковных сокровищ. В городе есть также пинакотека, расположенная во дворце Гаротти, и картинная галерея, коллекция которой принадлежит епископской семинарии. В крепости Приамар, построенной в XVI веке после завоевания Савоны Генуей, сейчас работают несколько музеев (археологический, современного искусства и керамики). От старинных стен, некогда окружавших город, осталась только средневековая башня Торретта. Ее можно найти прямо в центре города.

#7#

Отдыхающие, приехавшие в Савону понежиться на пляжах, тоже не будут разочарованы. Самым знаменитым городским пляжем, отмеченным голубым флагом, является километровая зона Скалетта. Около крепости Приамар также есть несколько неплохих пляжей, где не берут плату за вход.

#8#

Ла-Специя: любимый город поэтов

Наверное, сложно отыскать на Лигурийском побережье более романтичный город, чем Ла-Специя – столица одноименной провинции. Он расположен на берегу спокойного Залива поэтов и окружен холмами с сосновыми рощами, поэтому тут невероятно легко дышится. К сожалению, сейчас в этот городок заезжают лишь на несколько часов по пути в Чинкве-Терре – более популярные курорты, которые находятся в той же провинции. А ведь раньше тут отдыхали, в основном, знаменитости: поэты, писатели, художники. Ла-Специю обожали лорд Байрон, Перси Шелли, Жорж Санд и другие творческие личности, не упускавшие случая восхвалять «жемчужину» Лигурийского побережья в салонах Европы.

#9#

Кто только не владел стратегически важным городком на Лигурийском море: лигуры, римляне, византийцы, лангобарды, генуэзцы, миланцы, которыми в то время управляли герцоги Висконти, снова генуэзцы, французы. История Ла-Специи как курорта берет свое начало в XIX веке. Кроме уютных пляжей, город знаменит и своими историческими постройками. Самой известной местной достопримечательностью считается крепость Сан-Джорджо, расположенная над городом на холме Колле-дель-Поджио. От ее стен открывается шикарная панорама побережья. Этот замок, в прошлом служивший убежищем для горожан во время нападения вражеских армий, появился тут в 1262 году. В начале XVII века он был перестроен, в результате чего получил новые башни для наблюдения за окрестностями. В наше время в замке Сан-Джорджо открыт археологический музей. Любозначтельные туристы не смогут пропустить еще одного музея, посвященного морскому флоту. Он расположен рядом с Морским Военным Арсеналом, который до сих пор используется по назначению.

#10#

Наиболее известной церковью города считается храм Санта-Мария-Ассунта, возведенный в XIII столетии на площади Беверини. Многие предметы ее интерьера были созданы в прошлых веках и уцелели во время бомбежек второй мировой войны. Сюда приходят увидеть полотна Луки Камбьязо и Казоне Джованни Баттисты и скульптуру Андреа делла Роббиа.

Автор Елена Бондарева специально для www.nice-places.com

Метки:Курорты

www.nice-places.com

Страны - соседи Италии, с кем граничит Италия

Путешествие в Италию – уже само по себе сказка. Но так как расстояния в Европе невелики, можно посетить заодно и страны-соседи Италии. На севере – это Австрия, Швейцария и Франция. Словения – на северо-востоке.

Австрия

Австрия – родина Моцарта, гор и озер, одна из самых богатых стран мира. Здесь каждый турист найдет что-то для себя. Вена, столица Австрии, притягивает к себе поклонников оперного искусства, исторических памятников и архитектуры.

Если вы – почитатель Моцарта, красивых пейзажей и зеркальных озер, Зальцбург ждет вас. Чистейшие природные водоемы и горячие минеральные источники очаруют гостей Каринтии. А город Грац порадует любителей современного искусства.

Для тех, кто предпочитает горный воздух и лыжи — замечательные горные курорты. Можно сказать одни из лучших по соотношению цены и качества. К тому же Австрийские Альпы своими горнолыжными трассами удовлетворят даже спортсменов-профессионалов.

Швейцария

Первое, что приходит на ум, когда слышишь это слово – часы, банки, горы и роскошь. А еще и самые симпатичные замки в мире. Можно убедиться в этом, посетив Грюйер, Габсбург, Кастельгранде, Монтебелло или Шильонский замок. Все эти шедевры средневековой архитектуры со своей уникальной историей отлично сохранились.

В этой богатейшей стране лучшие горные трассы, горнолыжные базы и курорты, граничащие с горнолыжными курортами Бормио и Ливиньо, которые разделяются на дорогие и очень дорогие. Миллионеры и миллиардеры, особы королевских кровей, политики, звезды кино и эстрады всех мастей. Всех их можно повстречать здесь. Для многих туристов это является главным фактором, вопреки дороговизне.

Франция

Во Франции возможен любой отдых. Выставки и музеи, летние кафе и аристократический Монмартр в Париже. «Звездные» пляжи в Ницце. Деньги, выигранные в казино Монте-Карло, можно быстро потратить в Каннах. Ведь здешние рестораны считаются лучшими во Франции.

Корсика с ее неповторимым колоритом и превосходным сыром, Британь и Аквитания с центрами талассотерапии помогут зарядиться солнцем и здоровьем. А ценителям изысканных вин прямая дорога в Бургундию и Бордо.

Словения

Еще одна соседка Италии – Словения, находится в предальпийской части Балканского полуострова. Ее ландшафт настолько разнообразен, что здесь можно любоваться и Адриатическим морем, и, стоя на верхушке горы, разглядывать расстилающуюся под ней равнину. Эта маленькая страна, размером с половину Московской области, привлекает туристов своими, густыми зелеными лесами, чистыми озерами и термальными курортами. Вода, богатая минералами, современное оборудование и разумные цены делают местные лечебные центры весьма популярными для гостей из других европейских стран и России.

Существуют и внутренние страны-соседи Италии.

Ватикан

Ватикан – сердце католического мира. Этот анклав расположен в самом центре Рима, и значительная часть достопримечательностей столицы Италии принадлежит ему. Сюда стремятся религиозные паломники и ценители памятников истории, архитектуры, искусства. Здесь можно полюбоваться фресками великого Микеланджело и в живую послушать речь Папы Римского. Это единственная страна в мире, в которой латынь является государственным языком.

Сан-Марино

А недалеко от города Римини уютно расположилось самое старое государство Европы — Сан-Марино с большим числом достопримечательностей. На этой крохотной территории помещаются 9 древних крепостей-городов, среди них столица с тем же именем, и гора Титано. Каждый камушек здесь хранит отпечаток времен.

Особое значение для истории этого государства-музея имеют оборонительные крепости Гуаита, Места и Монтале. Эти три незыблемых бастиона отражены на гербе и являются символом суверенности страны.

Базилика дель Санто, Государственный дворец, молельня Валлони, несколько музеев, в том числе Музей восковых фигур и автомобильный – лишь некоторая часть того, что можно увидеть, проведя 1-2 дня в Сан-Марино.

Как видно, страны-соседи Италии могут стать дополнительным сказочным бонусом при посещении этой древней и такой современной страны.

Австрия, границы, Словаения, соседи, Франция, Швейцария

italiation.com

Прогулка по швейцарской границе | ФОТО НОВОСТИ

30 ноября в Швейцарии состоится референдум по резкому ограничению иммиграции в страну. Фотограф агентства Рейтер Denis Balibouse не стал дожидаться этой даты и не так давно прогулялся по границе Швейцарии с Францией, Италией, Германией и Австрией.

21 фото

30 ноября швейцарцы будут голосовать на референдуме по ограничению иммиграцию в страну до 0,2% населения или 16 000 человек в год. В 2013 году чистая миграция была в пять раз выше — 82 800 человек, в соответствии с данными национальной статистики.

1. Военная реконструкция в месте, где Германия, Франция и Швейцария встретились в 1914 году. Впереди — знак Западного фронта во время Первой мировой войны. (Фото Reuters | Denis Balibouse).

Также смотрите «Авиация Первой мировой».

Инициатива «Остановите перенаселение — спасете наши природные ресурсы» была запущена экологической организацией «Ekopop» вскоре после того, как избиратели поддержали подавляющим большинством предложение о введении квот для граждан ЕС.

2. Швейцарский самолет видели в аэропорту Cointrin на границе с Францией, 28 апреля 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

3. Граница Италии и Швейцарии, Чирф. 13 мая 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

4. Водопад Саут дю Ду, на границе между Швейцарией (слева) и Францией (справа), 23 апреля 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

5. Граница между Лихтенштейном (сзади) и Швейцарией, 14 мая 2014. Также смотрите «Природа княжества Лихтенштейн». (Фото Reuters | Denis Balibouse):

6. Тематический парк динозавров на границе Франции (спереди) и Швейцарии, 24 апреля 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

7. Столб на хребте, который разделяет Швейцарию (слева) и Италию (справа), Монте Дженеросо, 11 мая 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

8. Знак, обозначающий границу между Францией (сзади) и Швейцарии (спереди), 22 апреля 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

9. Швейцарские пограничники на границе между Италией и Швейцарией, 12 мая 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

10. Сталагмиты в пещере на границе Франции и Швейцарии, 24 апреля 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

11. Корабль, идущий с Женевского озера на озеро Леман на границе между Швейцарией и Францией недалеко от Лозанны, 8 мая 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

12. Камень перед плотиной, обозначающий границу между Италией и Швейцарией в Цернеце, 13 мая 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

13. Граница между Италией и Швейцарией в Цернеце проходит как раз по плотине, 13 мая 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

14. Граница трех стран на реке Рейн — Франции (слева), Швейцарии (где скульптура) и Германии, 30 апреля 2014 года. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

15. Ящерица на границе между Италией (сзади) и Швейцарией (спереди) в Санта Маргарита, 12 мая 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

16. Альпинисты взбираются на ледник между Швейцарией (справа) и Италией (слева) на знаменитом альпийском курорте Церматт 4 августа 2014 года. Он входит в число наиболее престижных круглогодичных курортов мира, расположен на высоте 1620 м. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

17. Граница между Италией и Швейцарией в Цернеце, 13 мая 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

18. Граница в лесу между Францией (спереди) в Швейцарией (сзади) в Валле-де-Жу, 9 апреля 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

19. Граница на хребте, разделяющая Швейцарию (слева) и Италию (справа) в Монте-Дженеросо, 11 мая 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

20. Альпинисты на границе между Швейцарией (слева) и Италией (справа) на альпийском курорте Церматт, 4 августа 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse):

22. Граница на высоте 4 164 метра между Швейцарией (слева) и Италией (справа) в альпийском курорте Церматт, 4 августа 2014. (Фото Reuters | Denis Balibouse).

Также смотрите «На границе США и Мексики».

loveopium.ru

Итальянское вторжение во Францию - Gpedia, Your Encyclopedia

Итальянское вторжение во Францию, другие названия Битва в Альпах (фр. bataille des Alpes) или Битва в Западных Альпах (итал. battaglia delle Alpi Occidentali (10 — 25 июня 1940 года) — стратегическая военная операция итальянских войск против французской армии в ходе Второй мировой войны, часть Французской кампании. Оно стало первым масштабным сражением Италии во второй мировой войне и последним большим сражением в ходе Французской кампании стран Оси.

Вступление Италии в войну расширило военные действия на Африку и Средиземное море. Итальянский лидер Бенито Муссолини мечтал сокрушить англо-французское преобладание на Средиземном море, восстановление Италии в её исторических границах (Italia irredenta) и расширение итальянского влияния на Балканы и Африку. В 1930-е годы Британия и Франция пытались отвратить Италию от союза с Германией, но молниеносный успех Германии в начальной фазе войны побудил Италию в мае 1940 перейти на сторону Германии.

Вечером 10 июня Италия объявила войну Франции и Британии, сразу после полуночи страны оказались в состоянии войны. В первый день войны страны обменялись воздушными рейдами, но на альпийском фронте царило затишье, поскольку Франция и Италия удерживали оборонительные позиции вдоль линии фронта. Вдоль Альпийской линии произошло несколько стычек патрулей и перестрелка у итальянского Альпийского вала. 17 июня Франция объявила о своём желании заключить перемирие с Германией. 21 июня после подписания франко-германского перемирия Италия предприняла массированное наступление по всему альпийскому фронту, главный удар был направлен на северный сектор, вторичное наступление шло вдоль побережья. Итальянцам встретившим сильное сопротивление удалось вторгнуться на несколько км вглубь французской территории. Наступление остановилось, первоначальные цели не были достигнуты. Наибольшим успехом итальянцев стал захват г. Ментон.

Вечером 24 июня в Риме было подписано перемирие. Оно вступило в силу после полуночи 25 июня в одно время с перемирием Франции и Германии (подписанным 22 июня). Италии было позволено оккупировать захваченные ей территории, на французской стороне границы была создана демилитаризованная зона. Италия установила экономический контроль на юго-восточную часть территории Франции до реки Роны. Италия получила определённые права и концессии в нескольких французских колониях. Для наблюдения над соблюдением перемирия французской стороной г. Турин была учреждена комиссия по контролю за перемирием (Commissione Italiana d’Armistizio con la Francia (CIAF).

Предыстория

Имперские амбиции фашистской Италии

Амбиции фашистской Италии в Европе 1936 год.

В конце 1920 премьер-министр Италии Бенито Муссолини всё больше настаивал на имперской экспансии, утверждая, что Италия нуждается в жизненном пространстве ввиду растущего перенаселения и в связи с этим другим странам было бы лучше помочь Италии в достижении этой цели. Режим Муссолини немедленно начал стремиться к установлению политической гегемонии над районом Средиземноморья. Балкан и Дуная. У Муссолини были и более грандиозные мечты — об империи, простирающейся от Гибралтарского до Ормузского пролива. Идея о гегемонии над Балканами и Средиземноморьем основывалась на господстве Римской империи над этими регионами. Фашисты вынашивали планы протектората над Албанией и аннексией Далмации, экономическом и военным контролем над Югославией и Грецией. Режим Муссолини также стремился к установлению протектората над Австрией, Венгрией, Румынией и Болгарией, находившихся на границе европейской сферы влияния. Муссолини также желал оспорить владычество Британии и Франции над Средиземным морем, которое считал жизненно важным для Италии (поскольку оно связывало Италию с Атлантическим и Индийским океанами), хотя и не объявлял публично об этих целях.

В 1935 Италия развязала вторую итало-абиссинскую войну «колониальную кампанию 19-го века в наши дни». В Италии с оптимизмом заговорили о сборе армии из этнических эфиопов для «помощи в завоевании» англо-египетского Судана. Война также стала сигналом к началу проведения Италией более агрессивной внешней политике и также «продемонстрировала уязвимость» британцев и французов. Это в свою очередь дало возможность Муссолини приступить к реализации его имперских целей. В 1936 разразилась гражданская война в Испании. С самого начала Италия начала играть важную роль в данном конфликте. Военный вклад Италии был настолько весом, что сыграл решающую роль в победе мятежных сил под командованием Франсиско Франко. Муссолини оказался вовлечён в «полномасштабную войну за пределами государства» намекая на будущее содействие Испании Итальянской империи и имея в виду цель перевести уклад внутри страны на военный лад и создать «культуру воинов». По окончании войны в Эфиопии отношения Германии и Италии, бывшие напряжёнными за несколько лет до этого были восстановлены, в октябре 1936 был подписан договор о взаимных интересах. Муссолини отозвался о договоре как о создании оси Берлин-Рим, вокруг которой будет вращаться Европа. Подписание договора стало результатом растущей зависимости от германского угля последовавшей ввиду санкций Лиги Наций, схожей политики двух стран по вопросу конфликта в Испании и и симпатии Германии в отношении Италии на фоне отрицательной реакции европейских стран на Абиссинскую войну. Связи между Германией и Италией начали усиливаться, Муссолини попал под влияние Адольфа Гитлера которого «не смог избежать».

Заседание Большого фашистского совета 9 мая 1936 года.

В октябре 1938 после заключения Мюнхенского соглашения Италия потребовала концессий у Франции: свободного порта в Джибути, контроль над железной дорогой Аддис-Абеба — Джибути, итальянского участия в компании Суэцкого канала, совместного управления французским Тунисом и сохранения итальянской культуры в Корсике, недопущения французской ассимиляции населения. Франция отвергла требования, полагая что подлинной целью Италии является овладение Ниццей, Корсикой, Тунисом и Джибути. 30 ноября 1938 министр иностранных дел Италии Галеаццо Чиано выступил перед палатой депутатов и рассказал о «природных устремлениях итальянского народа», аудитория отреагировала на выступление криками: «Ницца! Корсика! Савой! Тунис! Джибути! Мальта!». В это же день Муссолини обратился к Большому фашистскому совету о «немедленных целях фашистского динамизма»: Албании, Тунисе, Корсике (неотъемлемой части Франции), швейцарском кантоне Тичино и всей «французской территории за рекой Вар», включавшей Ниццу (но не Савойю).

С 1939 года Муссолини часто высказывал своё убеждение, что Италия требует неоспоримого доступа к мировым океанам и судовым линиям, для обеспечения национального суверенитета. 4 февраля 1939 Муссолини на закрытом собрании большого совета произнёс длинную речь о международных делах и целях своей внешней политики, «которая имела сходство со знаменитым заявлением Гитлера, зафиксированным полковником Хоссбахом». Муссолини начал с заявления, что свобода страны прямо зависит от силы флота. Затем последовала «знаменитая жалоба, что Италия является пленницей Средиземного моря». Он заявил, что решётками этой тюрьмы являются Корсика, Тунис, Мальта и Кипр а Гибралтар и Суэц — тюремными стражами. Для прекращения британского контроля было необходимо нейтрализовать британские базы на Кипре, Гибралтаре, Мальте и в Египте (контролирующем Суэцкий канал). 31 марта Муссолини заявил, что «Италия не будет действительно независимой страной, пока Корсика, Бизерта, Мальта являются решётками её средиземноморской тюрьмы, а Гибралтар и Суэц — её стенами». Фашистская внешняя политика считала само собой разумеющимся, когда-либо нужно будет осадить демократии в Британии и Франции. Итальянская Ливия и Итальянская Восточная Африка соединятся благодаря захвату англо-египетского Судана, и средиземноморская тюрьма будет разрушена. После этого Италия сможет двинуться «как к Индийскому океану через Судан и Абиссинию, так и к Атлантике через французскую северную Африку».

Уже в начале сентября 1938 итальянские военные разработали план вторжения в Албанию. 7 апреля итальянские войска высадились в Албании и в течение трёх дней оккупировали большую часть страны. Италия захватила Албанию для расширения «жизненного пространства», для облегчения ситуации с перенаселением и для обеспечения плацдарма для дальнейших конфликтов на Балканах, связанных с экспансией. 22 мая 1939 Италия и Германия подписали т. н. Стальной пакт, согласно которому обе страны объединились в военный союз. Подписание пакта стало кульминацией германо-итальянского сближения, начиная с 1936. Пакт по своей сути не носил оборонительного характера. Скорее он был создан для «совместной войны против Франции и Британии», хотя руководство Италии понимало, что такая война не начнётся в течение нескольких лет. Тем не менее, надежды Италии на столь долгий период мира не оправдались, и немцы начали воплощать свои планы по захвату Польши.

.

В сентябре 1939 Британия приступила к избирательной блокаде Италии. Уголь из Германии, погруженный в Роттердаме был объявлен контрабандным. Германия пообещала отправлять грузы по железной дороге через Альпы. Британия предложила удовлетворять все нужды Италии в обмен на итальянское вооружение. Италия не могла согласиться на это предложение, не разрывая союза с Германией. Тем не менее, 2 февраля 1940 Муссолини одобрил проект договора с британскими королевскими ВВС о поставке 400 самолётов Капрони, но 8 февраля он отказался от сделки. Британский офицер разведки Фрэнсис Родд полагал, что Муссолини в течение недели 2-8 февраля был принужден к отказу от сделки оказавшись под давлением Германии. Эту точку зрения разделял и британский посол в Риме Перси Лорейн. 1 марта Британия объявила, что заблокирует все поставки угля из Роттердама в Италию. Итальянский уголь стал одной из наиболее обсуждаемых тем в дипломатических кругах в течение весны 1940. В апреле Британия начала усиливать свой средиземноморский флот для усиления блокады. Несмотря на опасения Франции, Британия отказалась от концессий в Италии «чтобы не создать впечатление слабости». В первый месяц весны 1940 Германия отправила в Италию 1 млн тонн угля, это количество даже превысила запрос Муссолини от августа 1939, о предоставлении Италии шести млн. тонн угля в первые 12 месяцев войны.

Битва за Францию

1 сентября 1939 Германия напала на Польшу. Через месяц военных действий Польша оказалась разгромленной. Последовал т. н. период «странной войны» когда союзники и Германия не вступали в военные действия. 10 мая 1940 Германию положила конец этому бездействию начав наступление против Франции а также из военно-стратегических соображений напав на нейтральные страны: Бельгию, Нидерланды и Люксембург. К концу мая Бельгия и Нидерланды были захвачены.

13 мая гитлеровцы перевалили через Арденны, прорвали французские линии и пересекли реку Маас у Седана. Вермахт быстро окружил северные армии союзников. 27 мая попавшие в окружение англо-французские части начали эвакуацию с континента из порта Дюнкерк, бросая при этом тяжёлое вооружение. Во время эвакуации германские войска продолжали двигаться на Париж. Располагая 60 дивизиями против 40 оставшихся французских дивизий на севере, гитлеровцы смогли 6 июня прорвать оборонительную французскую линию на реке Сомма. Через два дня после прорыва парижане уже могли слышать грохот артиллерийских выстрелов. 9 июня гитлеровцы вошли в Руан в верхней Нормандии. На следующий день французское правительство покинуло Париж, объявило столицу открытым городом и бежало в Бордо.

Италия решает вступить в войну

23 января 1940 Муссолини отметил, что «даже сегодня мы могли бы начать и поддерживать параллельную войну» имея в виду войну с Югославией после того как Г. Чиано встретился с хорватским деятелем Анте Павеличем. Считалось, что война с Югославией начнётся к концу апреля. 26 мая Муссолини поставил в известность маршалов Пьетро Бадольо (главу верховного генерального штаба) и Итало Бальбо (командующего фашистской милицией) что он намеревается присоединиться к войне которую Германия ведёт против Британии и Франции, чтобы он смог сесть за стол переговоров о мире, «когда мир будет разделён» после победы стран Оси. Два маршала безуспешно пытались убедить Муссолини, что он не осознаёт всей ситуации, доказывая что итальянские вооружённые силы не готовы, дивизии не находятся в полном составе, у войск не хватает вооружения, империя также не готова а торговый флот рассеян по земному шару. 5 июня Муссолини заявил Бадольо: «Мне нужно только несколько тыс. убитых, чтобы я смог участвовать в мирной конференции, как воевавшая сторона». Согласно послевоенным воспоминаниям Пауля Пайоля бывшего в 1940 капитаном французской военной разведки (Второго бюро) 6 июня он был предупреждён, что Италия объявит войну когда он посетил майора итальянской разведки Наваля в Пон-сен-Луи для переговоров об обмене захваченными разведчиками. Когда Пайоль отказался от предложения Наваля, тот предупредил его, что остаётся только четыре дня на совместную работу, поскольку затем будет объявлена война, хотя до 19-20 июня близ Ментона не произошло никаких событий.

Муссолини делает заявление об объявлении войны с балкона римского Палаццо Венеция

10 июня Чиано проинформировал итальянских послов в Лондоне и Париже что в 16.30 по местному времени он направит британскому и французскому послам в Риме объявление войны. Как отметил Чиано в своём дневнике, когда он представил декларацию французский посол Анри-Франсуа Понсе был встревожен, в о время как его британский коллега Перси Лорейн, получив декларацию в 16.45 «и глазом не моргнул». Декларация вступила в силу в полночь с 10 на 11 июня. Вскоре после полуночи были проинформированы посольства других государств в Италии. В своём комментарии по поводу объявления войны А-Ф. Понсе назвал её «удар кинжалом, нанесённый уже упавшему человеку». Президент США Ф. Рузвельт сделал своё знаменитое замечание: «рука, державшая кинжал, нанесла удар в спину соседа». Франсуа Понсе и французский военный атташе в Риме генерал Анри Паризо объявил, что Франция не предпримет «внезапной войны» (guerre brusquée), это позначало что Франция не начнёт наступления против Италии ввиду сокращающихся военных ресурсов.

Позднее в течение дня Муссолини обратился к толпе из Венецианского дворца. Он объявил, что ввёл страну в войну, чтобы исправить морские границы. Подлинные причины, побудившие Муссолини вступить в войну всё ещё остаются темой дебатов, хотя историки пришли к согласию, что причины были оппортунистические и империалистические.

Силы сторон

Британия и Франция

Генерал Рене Олри, командующий Альпийской армией

По состоянию на июнь 1940 только пять перевалов через Альпы между Францией и Италией годились для автомобильного движения: Ма́лый Сен-Берна́р, Мон-Сенис, Col de Montgenèvre, Мадалена (Col de Larche) и Col de Tende. Остальные пути — прибрежная дорога и тропинки для мулов. До сентября 1939 альпийский фронт оборонялся 6-й армией под командованием генерала Антуана Бессона, армия насчитывала одиннадцать дивизий и 550 тыс. чел., этого было более чем необходимо для обороны хорошо укреплённой позиции. В октябре 6-я армия была сокращена до уровня армейского отряда (détachement d’armée), переименована в альпийскую армию (Armée des Alpes), её возглавил генерал Рене Олри. С августа 1938 в случае войны с Италией действовал план «генерального наступления на альпийском фронте» (offensive d’ensemble sur le front des Alpes) [принятый] по настоянию генералов Гастона Бийота и Мориса Гамелена. В сентябре 1939 армия была развёрнута для наступательных (а не оборонительных) действий. Олри получил приказы не вступать в бой с итальянцами, пока те не откроют огонь.

В декабре 1939 из армии Олри были отозваны все мобильные части и отправлены на север на основной фронт против Германии, главный штаб сил Олри также подвергся сокращению. После этого Олри остался с «тремя альпийскими дивизиями, отдельными альпийскими батальонами, полубригадами альпийской крепости и двумя полубригадами альпийских стрелков», всего около 175—185 тыс. чел. Из этих сил только 85 тыс. были развёрнуты на фронте: 81 тыс. бойцов в 46 батальонах стояла против Италии, при поддержке 65 артиллерийских групп и 4,5 тыс. стояла против Швейцарии при поддержке трёх артиллерийских групп. Оставшиеся силы Олри состояли из резервных дивизий серии В: войск второй линии, обычно состоявших из 40-летних резервистов. В целом, дивизии серии В имели низкий приоритет по распределению нового оснащения, также были вопросы по качеству подготовки солдат, в течение многих лет. Тем не менее, в Альпийской армии были 86 отрядов d'éclaireurs-skieurs (SES) (лыжников-разведчиков), взводы по 35-40 чел. в каждом. Это были элитные войска, подготовленные к горной войне, обученные скалолазанию и имевшие соответствующую экипировку.

31 мая англо-французский верховный военный совет пришёл к решению, что если Италия вступит в войну, то следует приступить к воздушным налётам на промышленные и связанные с нефтью цели в северной Италии. Для содействия этим целям Франция предоставила британским королевским ВВС два аэродрома один к северу от Марселя, как передовую базу развёртывания для бомбардировщиков, прилетающих из Британии. Согласно плану операции Haddock Force 3 июня в Марсель прибыл штаб воздушного крыла № 71. Воздушные силы, занятые в операции состояли из бомбардировщиков «Уитли» и «Веллингтон» из эскадрилий № No. 10, 51, 58, 77, 102 и 149. Франция в свою очередь отрядила часть своих ВВС готовясь к возможному вступлению Италии в войну. Эти части образовали зону воздушных операций на Альпах (Zone d’Opérations Aériennes des Alpes, ZOAA). Штаб разместился в аэропорту Валенс-Шобёль (Valence-Chabeuil). К счастью для Франции разведчики из итальянской Информационной службы армии (Servizio informazioni militare (SIM) переоценили численность готовых к бою самолётов на альпийском и средиземноморском театрах к 10 июня, в то время как в действительности многие самолёты были переброшены для борьбы с вторгнувшимися германскими войсками. ZOAA насчитывала 70 истребителей, 40 бомбардировщиков и 20 самолётов-разведчиков. Кроме того, присутствовали 28 бомбардировщиков, 38 торпедоносцев и 14 истребителей военно-морской авиации Франции. Также на Корсике находились 3 истребителя и 30 прочих самолётов. Итальянская разведка оценивала число французских самолётов свыше 2 тыс., а британских на средиземном море — в 620, численность альпийской армии — в 12 дивизий, хотя в июне там было всего 6 дивизий.

Укрепления

В 1930-х годах Франция вдоль границы с Германией построила серию укреплений — линию Мажино, с целью сдерживания германского наступления по франко-германской границе. По замыслу, Германия должна была перенаправить войска и атаковать Бельгию, где захватчиков встретили бы лучшие французские дивизии. Таким образом, будущая война должна была проходить за пределами Франции, и страна избежала бы повторения ситуации с красными зонами (изуродованные войной земли, буквально превратившиеся в зоны отчуждения).

В дополнение к этому Франция возвела серию укреплений получивших название Альпийская линия или малая линия Мажино. В отличие от линии Мажино на германской границе укрепления в Альпах не составляли непрерывную линию фортов. В укреплённом секторе Дофине между Францией и Италией можно было пройти по нескольким горным проходам. Для защиты этих проходов Франция построила девять артиллерийских и десять пехотных бункеров. В укреплённом секторе Приморских Альп местность была менее пересечённой и предоставляла более удобный путь вторжения для итальянцев. В этой области, на расстоянии в 56 км между берегом и более непроходимыми горами Франция построила 13 артиллерийских и 12 пехотных бункеров. Вдоль границы перед главными укреплениями были возведены многочисленные блокгаузы и казематы. Всё же, к началу войны только некоторые укрепления малой линии Мажино были закончены, в общем укрепления были меньше и слабее укреплений главной линии Мажино.

У Италии была серия укреплений вдоль всей сухопутной границы: Альпийский вал (Vallo Alpino). К 1939 в секции, противостоящей Франции (Западный фронт) было 460 полностью готовых укреплений (opere) с 133 артиллерийскими орудиями. В то время, как Муссолини готовился к вступлению в войну строительство продолжалось круглосуточно по всей линии, в том числе и на линии, противостоящей Германии. Альпийский вал оборонялся пограничной стражей (Guardia alla Frontiera (GAF)). Западный фронт был разделён на десять секторов и один автономный подсектор. Когда Италия вступила в войну, сектора I и V были отданы под командование X корпуса, сектора II, III и IV — под командование II корпуса, сектора VI, VII, VIII, IX и X под командование I корпуса.

Италия

Разрушенные артиллерийские башни форта Шабертон.

В период между двумя мировыми войнами и в 1939 году мощь итальянских вооружённых сил резко изменялась ввиду волн мобилизаций и демобилизаций. Ко времени вступления Италии в войну были мобилизованы свыше 1,5 млн чел. Из этого наплыва рекрутов было сформировано 73 дивизии Regio Esercito (Королевской итальянской армии). Тем не менее, только 19 из этих дивизий были в полном составе и готовы к бою. Другие 32 дивизии находились в различных стадиях формирования и при необходимости могли быть использованы в боях. Оставшаяся часть не была готовой к битвам.

В случае войны Италия была готова к обороне как на итальянском так и на югославском фронте, для отражения французской агрессии и для наступления на Югославию, в случае если Франция останется нейтральной. Планов наступления на Францию после мобилизации не было. На французской границе было сконцентрировано 300 тыс. чел. — 18 пехотных и 4 альпийских дивизий. Эти войска занимали оборонительные позиции в основном у входов в долины. Артиллерия этих войск предназначалась для нанесения ударов в пределах границы в случае вторжения. Итальянцы не планировали штурмовать французские укрепления, развёртывание войск не менялось до июня 1940. Из этих войск были сформированы 1-я и 4-я армии находившиеся под командованием западной группы армий (Gruppo Armate Ovest) генерала Умберто Савойского. 7-я армия находилась в резерве в Турине, были готовы десять мобильных дивизий армии По (позднее переименована в 6-ю армию). Всё же большая часть этих дивизий находилась в процессе мобилизации и ещё не была готовой к бою. Для поддержки 6-й армии были выделены шесть тысяч артиллерийских орудий и два отдельных бронетанковых полка. С началом кампании для поддержки была выделена бронетанковая дивизия «Литторио», благодаря чему общее число танков возросло до двухсот. Незадолго до объявления войны дивизия «Литторио» получила семьдесят средних танков нового типа M11/39.

Несмотря на большую численность, итальянские вооружённые силы испытывали множество проблем. В 1930-е армия разрабатывала оперативную доктрину молниеносной манёвренной войны при поддержке тяжёлой артиллерии. Начиная с 1938 года, генерал Альберто Париани предпринял серию реформ радикально изменивших армию. В 1940 структура всех итальянских дивизий была изменена с тройной на двойную. Теперь дивизии состояли не из трёх а из двух полков, общая численность итальянской дивизия составила 7 тыс. чел., что было меньше численности французской дивизии того времени. Численность артиллерии также сократилась, в каждой дивизии было по единственному артиллерийскому полку, в то время как в дивизиях того времени были по 3-4 полка. Реформы Париани также отдавали предпочтение фронтальному наступлению. Кроме того армейским фронтовым командирам было запрещено непосредственно общаться напрямую с командирами ВВС и флота, из-за чего взаимодействие различных родов войск становилось почти невозможным.

Итальянская танкетка L3/35, применявшаяся в ходе вторжения во Францию. (Снимок сделан позже, во время совместной с германскими войсками Югославской операции 1941 года)

Маршал Родольфо Грациани сетовал на то, что ввиду недостатка автомобилей итальянская армия не способна вести мобильную войну как это было предусмотрено, не говоря уже об уровне продемонстрированным германской армией. К уже используемому оборудованию также имелись вопросы. В целом итальянские войска были плохо экипированы, образцы итальянской экипировки были хуже используемых французами. После начала вторжения был распространён циркуляр, что войска следует размещать в частных домах ввиду отсутствия палаток. Подавляющую часть итальянского танкового парка составляли танкетки L3/35, вооружённые только пулемётом и защищённые лёгкой бронёй, неспособной защитить от пулемётного огня. Они устарели уже к 1940, итальянские историки описывали их как «бесполезные». Согласно данным одного исследования 70 % отказов двигателей происходило из-за недостаточной водительской подготовки. Такое же положение царило в артиллерии. Во всём арсенале из 7.970 орудий, только 246 были современными. Оставшаяся часть орудий была 40-летнего возраста и включала множество орудий, полученных по репарациям в 1918 от австро-венгерской армии.

К моменту вступления в войну Regia Aeronautica (ВВС Италии) располагали третьим по величине в мире флотом бомбардировщиков. Бомбардировочная авиация была убедительным символом фашистской модернизации и наиболее престижным из всех итальянских родов войск, также она прошла боевую закалку в недавно закончившейся испанской гражданской войне. Наиболее мощной и хорошо экипированной из всех итальянских воздушных групп была 1-я воздушная группа (1a Squadra Aerea) в северной Италии, отвечавшая за операции на итальянском фронте.

Противовоздушная оборона итальянцев была слабой. К началу августа 1939 Италия попросила у Германии 150 батарей 88-мм зенитных орудий. В марте 1940 года итальянцы повторили просьбу, но 8 июня в просьбе было отказано. 13 июня Муссолини предложил послать одну из итальянских бронетанковых дивизий на германско-французский фронт в обмен на 50 зенитных батарей, но и это предложение было отвергнуто.

Вторжение

26 мая генерал Олри проинформировал префекта г. Ментона, самого большого города на франко-итальянской границе, что согласно его приказу, город должен быть эвакуирован ночью. Приказ был отдан 3 июня и в течение двух последующих ночей город был эвакуирован. Вечером 10 июня после объявления войны французские войска получили приказ выдвигаться из казерн (во франкоговорящих странах — казармы в гарнизонных городах) на оборонительные позиции. Французские сапёры разрушили транспортные пути и линии связи вдоль границы с Италией. В ходе всего краткого франко-итальянского конфликта французы не предпринимали никаких наступательных действий.

29 мая Муссолини убедил короля Виктора-Эммануила III, который согласно конституции являлся верховным главнокомандующим итальянскими вооружёнными силами, передать ему эти полномочия и 4 июня Бадольо уже обращался к Муссолини как к верховному главнокомандующему. 11 июня король выпустил прокламацию ко всем войскам, где назвал Муссолини «верховным главнокомандующим вооружённых сил, действующих на всех фронтах». Это была всего лишь прокламация, а не королевский декрет, и соответственно она не имела юридической силы. Вдобавок технически эта мера ограничивала командование Муссолини войсками, участвующими в сражениях, но на практике это ограничение не действовало. 4 июня Муссолини выпустил новый устав с обзором новой сферы ответственности верховного генерального штаба (Stato Maggiore Generale или вкратце Stamage), для преобразования его стратегических директив в фактические приказы для глав родов войск. 7 июня Superesercito (верховное командование итальянской армии) приказало группе армий «Запад» обеспечить «абсолютное оборонительное поведение, как на земле, так и в воздухе» в связи с сомнениями высказанными в комментарии Муссолини по поводу сообщения Бадольо о нескольких тысячах убитых. Через два дня генеральный штаб армии (Stato Maggiore del Regio Esercito) приказал армейской группе усилить противотанковую защиту. Тем не менее, на следующий день после объявления войны не планировалось никакого наступления и не отдавалось соответствующих приказов.

Маршал Грациани, начальник штаба вооружённых сил и фактический командующий боевыми действиями в Альпах

После 10 июня глава штаба армии маршал Грациани отправился на фронт, чтобы принять общее руководство военными действиями. К нему присоединился унтер-секретарь военного министерства Убальдо Содду. Он не осуществлял оперативное командование войсками, но воплощал связь Муссолини с фронтом. 13 июня он был назначен на пост заместителя начальника верховного генерального штаба. Адъютант маршала Грациани генерал Марио Роатта остался в Риме для передачи приказов Муссолини (отчасти ограничиваемых маршалом Бадольо) на фронт. Грациани незамедлительно опровергал многие приказы Роатты, такие как «идти по пятам врага, после чего с дерзостью бросаться на врага». На совещании своего штаба в июне 1940 Грациани оправдывал себя и осуждал как подчинённых, так и начальников ожидаемый им провал наступления.

Воздушная кампания

Первыми в войну вступили ВВС Италии. 11 июня бомбардировщики «Савойя-Маркетти СМ-79с» из 2-й воздушной эскадры (расположенной в Сицилии и Пантелерии) с истребителями сопровождения нанесли два авиаудара по Мальте, начав тем самым длительную осаду острова, которая продлилась до ноября 1942 года. В первом утреннем налёте участвовали 55 бомбардировщиков, однако представители ПВО Мальты заявили, что в налёте участвовали 5-12 самолётов и предположили, что большинству бомбардировщиков не удалось найти свои цели. В дневном налёте участвовали 38 самолётов. 12 июня бомбардировщики СМ-79с с Сардинии атаковали французов в северном Тунисе. 13 июня 33 СМ-79с из 2-й воздушной эскадрильи бомбили тунисские аэродромы. В это же день самолёты «Фиат БР-20с и СР-42с» из первой воздушной эскадрильи, расположенной в северной Италии, нанесли первые удары по территории французской метрополии, бомбя аэродромы ZOAA (альпийской зоны операций ВВС), в то время как 3-й эскадра из центральной Италии нанесла удар по французскому судоходству на Средиземном море.

Сразу же после объявления войны группа Хэддока начала подготовку к авиаудару. Для предупреждения ответных нападений со стороны итальянцев французы заблокировали взлётно-посадочные полосы и препятствовали «Веллингтонам» взлетать. Но это не отпугнуло британцев. В ночь на 11 июня 36 самолётов королевских ВВС «Уитли» подялись в воздух с базы в Йоркшире по приказу бомбить Турин — сердце итальянской промышленности. По дороге бомбардировщики заправились на Нормандских островах. Большинству пришлось развернуться обратно над Альпами, ввиду обледеневания и турбулентности. Утром 12 июня десять бомбардировщиков достигли Турина а два других нанесли удар по Генуе. Итальянцам не удалось засечь самолёты, пока они не отбомбились. Персонал аэродрома в Казелле принял британские бомбардировщики за свои самолёты из Удине и осветил для них посадочную полосу. В Турине не объявили воздушную тревогу пока «Уитли» не улетели. Результаты авиаудара не были впечатляющими — 15 гражданских было убито, никакие промышленные цели не были поражены.

15 июня французы окончательно разрешили действовать группе Хэддока. Вечером восемь «Веллингтонов» попытались нанести удар по промышленным целям в Генуе. Ввиду грозы и проблем с навигацией только одному самолёту удалось бомбардировать город на утро следующего дня, остальные вернулись на базу. В ночь с 16 на 17 июня самолёты группы Хэддока нанесли свой последний удар. Девять «Веллингтонов» отправились бомбить цели в Италии однако только пятерым удалось найти свои цели. В дальнейшем ввиду ухудшения ситуации во Франции 950 человек группы Хэддока были отправлены на корабле из Марселя, их оборудование и склады были брошены. Британские бомбардировщики периодически сбрасывали листовки над Римом.

Франция ничего против вас не имеет Бросайте ваше оружие и Франция сделает то же самое

Женщины Италии! Ваши мужья, сыновья и любимые оставили вас не для того, чтобы защищать свою страну. Они страдают и умирают, чтобы насытить гордость одного человека.

Победите вы или проиграете, вы познаете голод, нищету и рабство.

Оригинальный текст (англ.)  

France has nothing against you. Drop your arms and France will do the same."

"Women of Italy! Your sons and husbands and sweethearts have not left you to defend their country. They suffer death to satisfy the pride of one man."

"Victorious or defeated you will have hunger, misery and slavery

— [2]

Французские ВВС нанесли удар с баз в Северной Африке: по Кальяри, Трапани (22 июня) и Палермо (23 июня). Двадцать гражданских погибло в Трапани и 25 в Палермо — Это были самые сильные французские бомбардировки целей в Италии. Эти города не имели стратегической значимости, и многие бомбардировщики улетели из Франции, спасаясь от угрозы германского наступления. К 22 июня в Северной Африке собралось свыше 600 самолётов, когда командующий французскими силами на этом театре генерал Шарль Ноге обратился за разрешением предпринять наступление против Италии или Ливии и сначала получил отказ.

15 июня командование 3-я воздушной эскадры отправило несколько SM.79 и G.50 бомбить Корсику, а 16 июня послало несколько самолётов «Бреда Ba.88» нанести удар с бреющего полёта по аэродромам. Наиболее интенсивный воздушный бой в кампании произошёл 15 июня над южной Францией, когда итальянские самолёты BR.20 и CR.42 вступили в бой с французскими D.520 и MB.151. Несколько самолётов BR.20 и CR.42 было потеряно, были сбиты несколько французских самолётов. 17 июня итальянцы бомбили центр Марселя, погибли 143 человека, ранения получили 136 человек. На рассвете 21 июня итальянцы бомбили порт а затем предприняли ночной авиаудар. Воздушные бои имели место и над Тунисом, каждая сторона заявила об убитых. 17 июня гидросамолёты CANT Z.506B из 4-й воздушной зоны (юго-восточная Италия) присоединились к самолётам SM.79 в ходе бомбардировки Бизерты в Тунисе. Последняя итальянская воздушная операция против Франции была предпринята 19 июня, когда самолёты 2-й и 3-й воздушный эскадр и с Сардинии нанесли удары по целям на Корсике и в Тунисе. 21 июня девять итальянских бомбардировщиков атаковали французский эсминец «Le Malin», но не добились попаданий. В ночь с 22 на 23 июня двенадцать самолётов SM.81 вылетели с о. Родос и нанесли первый в ходе войны авиаудар по британской военно-морской базе в Александрии. Один из бомбардировщиков на обратном пути исчерпал горючее и был вынужден приземлиться в канаву.

В ходе общего наступления 21-24 июня Regia Aeronautica бомбила французские укрепления на Альпийской линии, но бомбардировки принесли лишь небольшой ущерб. Согласно генералу Джузеппе Санторо эта стратегия была неверной: укрепления были разработаны, чтобы противостоять тяжёлым обстрелам, и были частично углублены в толщу скал. Он также отмечал неверно составленные карты, туман и снег усложнившие определение целей, неготовность экипажей для проведения такого рода операций и отсутствие предварительного изучения целей. Только 115 из 285 вылетов итальянских бомбардировщиков нашли свои цели, было сброшено только 80 тонн бомб. Утром 23 июня итальянские пилоты в поисках французской артиллерии на Кэп-Мартён обстреливавшей итальянские войска у Мантона нечаянно разбомбили собственную артиллерию у Капо-Мортола в 10 км от французской.

Французские ВВС в южной части страны не принимали участия в обороне альпийской линии, предпочитая защищать собственные аэродромы от итальянских авиаударов. Рассказы об итальянских самолётах, наносивших удары по колоннам беженцев из Парижа в Бордо по фактам не подтверждаются. Regia Aeronautica никогда не совершала вылеты в Прованс в июне 1940, и наносила удары только по военным целям. Рассказы свидетелей, видевших красно-бело-зелёные опознавательные знаки итальянской авиации не достоверны, поскольку к 1940 г все трёхцветные опознавательные знаки были заменены на эмблемы с фасциями.

Первоначальные бои

Днём 12 июня группы французских SES пересекли границу и вступили в бой с итальянскими частями на перевале Маддалены. Команда итальянского аванпоста была захвачена врасплох, погиб итальянский унтер-офицер, двое солдат получили ранения. Итальянские планы изменились после коллапса правительства Поля Рейно 15 июня. Было известно, что преемник Рейно маршал Петен пытается договориться с Германией, поэтому Муссолини посчитал, что Италия должна захватить французские территории, пока не будет подписано перемирие. В этот же день он отдал приказ группе армий «Запад» в течение трёх дней приготовиться к наступлению. Это был совершенно нереальный срок. Бадольо настаивал, что только перевод войск с оборонительных позиций на наступательные отнимет 25 дней. Поэтому генеральный штаб разделил приказ Муссолини на две директивы. Первая позволяла осуществить набеги итальянцев на французскую территорию, а вторая отменяла вступивший в силу промежуточный план и приказывала группе армий быть готовой, чтобы воспользоваться преимуществами которые появятся после возможного коллапса Альпийской армии. 17 июня Петэн выступил с объявлением: «С тяжёлым сердцем я говорю вам сегодня, что мы должны прекратить сражаться.» Это породило убеждение среди итальянцев, что Альпийская армия находится в процессе роспуска, если уже не распада. Итальянский генеральный штаб также ошибочно предполагал, что германское наступление согласно плану «Рот» вынудит французов начать эвакуацию альпийских фортов. В приказе по войскам от 18 июня генерал Паоло Микелетти из 1-й альпийской дивизии Тауринензе сообщал, что «упорного сопротивления [противника] не ожидается, ввиду пошатнувшегося боевого духа французов». Микелетти больше беспокоился о вооружённых бандах фуоришити (fuoriusciti) из итальянских политических ссыльных, по слухам, действующим в области чем о французах.

16 июня маршал Грациани отдал приказ подготовить наступление в течение 10 дней. Были запланированы следующие действия: «операция В» через перевал малый Сен-Бернар, «операция М» через перевал Маддалена и «операция R» вдоль Ривьеры. В этот же день итальянцы перешли к наступлению близ Бриансона. В ответ на это французы начали обстреливать из форта д’Олив итальянскую крепость Бардонеккиа. В ответ 149-мм орудия итальянского форта на пике Мон-Шабертон («внушительное строение, скрывающееся в облаках на высоте 3130 м») начало стрелять по форту д’Олив. 18 июня орудия на высоте Мон-Шабертон, господствующие над Кол-де-Монжевер обстреляли небольшое французское укрепление Гондран близ Бриансона, с целью поддержки итальянского наступления. Обстрел не повлёк за собой серьёзных повреждений, но сильно пошатнул боевой дух французов. В течение дня группа армий «Запад» получила два по-видимому противоречащих друг другу приказа: «немедленно прекратить враждебные действия против Франции» и «подготовка к ранее объявленным действиям должна продолжаться в прежнем темпе». Цель этих приказов всё ещё остаётся неясной, но весть быстро распространилась среди итальянских фронтовиков, многие начали отмечать конец войны и даже брататься с французами. Фронтовым командирам было приказано объяснить своим войскам точную ситуацию, боевые действия в итоге продолжились. В это день Муссолини встретился с Гитлером в Мюнхене, где ему сказали, что итальянские претензии на Ниццу, Корсику и Тунис мешают германским переговорам о перемирии. Смысл был ясен: подразумевалось, что итальянские претензии должны быть подкреплены военными успехами, если они хотели германской военной поддержки своих претензий.

Нападение французского флота

20 июня итальянцы предприняли наступление на широком фронте и сразу же попали под сильный оружейный и артиллерийский огонь в узких горных долинах. Итальянская армия продвигалась медленно. К 24 июня они продвинулись незначительно лишь на небольшом секторе северного участка фронта.

Итоги

22 июня 1940 года немцы вынудили французов подписать Компьенское перемирие. 24 июня перемирие с французами подписали и итальянцы. На юго-востоке Франции была создана итальянская оккупационная зона, которая в дальнейшем была расширена в ноябре 1942 года.

Примечания

Литература

  • Shirer, William (1969), Collapse of the Third Republic: An Inquiry into the Fall of France in 1940, Simon & Schuster, ISBN 9780671203375 

www.gpedia.com


Смотрите также