Экс президент франции жорж


Экс-президент Франции Валери Жискар д'Эстен отмечает 90-й день рождения - Международная панорама

ПАРИЖ, 2 февраля. /Корр. ТАСС Дмитрий Горохов/. Свой 90-й день рождения 2 февраля отмечает бывший президент Франции Валери Жискар д'Эстен. "Торжества пройдут в семейном кругу", - сообщили в окружении политика, известного своим прохладным отношением к любым официальным почестям.

На семилетнее правление Жискар д'Эстена в 1974-1981 годах пришлись реформы, без которых трудно было бы представить себе современную Францию. Он снизил избирательный возраст до 18 лет, положил конец "дирижизму" - чрезмерному вмешательству государства в процессы экономики.

Во внешней политике он отстаивал необходимость диалога между Востоком и Западом. Его активную дипломатию отличали дальновидность и самостоятельность.

Участник освобождения Парижа

Жискар д'Эстен принадлежит к поколению людей, пришедших в университетские аудитории с полей Второй мировой войны. В августе 1944 года в возрасте 18 лет он участвовал в освобождении Парижа, затем вступил в Первую французскую армию под командованием генерала де Латра де Тассиньи.

В приказе по армии 13 апреля 1945 года отмечались "необычайная отвага и хладнокровие" сержанта Жискар д'Эстена во время вражеской атаки. Спустя еще две недели он первым ворвался в Кобленц на своем танке. За проявленную доблесть герой был отмечен Военным крестом.

Вернувшись с полей войны, фронтовик поступил в элитную Политехническую школу, по окончании которой стал слушателем другой, не менее престижной "кузницы кадров" - Национальной школы администрации. В своем выпуске он был в числе шести первых отличников, и это открыло ему путь к блестящей карьере.

С такими отметками выпускника без колебаний приняли в Генеральную инспекцию финансов. Последующая карьера шла нарастающим темпом. В 28 лет - заместитель руководителя секретариата премьер-министра, в 30 - депутат Национального собрания и член французской делегации на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в 32 - государственный секретарь (заместитель министра) финансов.

Рядом с де Голлем

На заседаниях правительства он брал слово чаще собственного министра. Де Голль назвал его своим "лучшим казначеем". В 1962 году генерал доверил 36-летнему политику министерство финансов.

"Чтобы заинтересовать де Голля экономикой, ему надо было объяснить, почему финансы не менее важны для обороны, чем армия, - вспоминал один из сотрудников аппарата правительства. - У Жискара это получалось".

Генерала он считает своим крестным отцом в политике. Именно де Голль пригласил его в правительство.

"У него была одна цель: стереть следы войны, оккупации, унижения", - признает один из преемников основателя Пятой Республики.

"В течение семи лет мне было доверено управлять французским бюджетом от имени генерала де Голля, а затем еще пять лет - французской экономикой от имени Жоржа Помпиду, - вспоминал сам Жискар д'Эстен. - Я знал, что для модернизации Франции семи лет мало, и потребовались бы два-три десятилетия, но мне довелось стать инициатором перемен. У меня был образец для подражания - генерал де Голль".

В Елисейский дворец пешком

Верность истокам не помешала новому хозяину Елисейского дворца развить собственный стиль в политике. Актам Республики придали подчеркнуто деловой характер, подтверждающий предвыборной лозунг президента: изменения и преемственность.

Уже на церемонии инаугурации 27 мая 1974 года он произвел "мягкую революцию". В этот день он утром покинул свой прежний дом - министерство финансов - за рулем автомобиля. Оставив машину у театра Мариньи, новый президент преодолел оставшийся путь до Елисейского дворца пешком. По завершению церемонии он также совершил пешую прогулку по Елисейским полям к Триумфальной арке.

Строитель Музея д'Орсе.

Внешнеэкономические условия его президентства не назовешь благоприятными: в то семилетие мир пережил сразу два нефтяных шока. "С учетом всех обстоятельств мне кажется, что мы справились неплохо", - скромно замечает Жискар д'Эстен.

В области культуры французское общество обязано ему принятием решения о строительстве Музея д'Орсе. Собранная в этой знаменитой галерее коллекция французских импрессионистов - крупнейшая в мире.

Он сдержал обещание упразднить цензуру в кинематографе. В июне 1974 года едва вступивший на свой пост президент республики разрешил демонстрацию на широком экране фильма "Эмманюэль". Его предвыборное обещание об отмене цензуры позволило выпустить эту ленту в обычный прокат лишь с незначительными купюрами.

В его правление была разрешена упрощенная процедура развода по взаимному согласию. В эти же годы прекратилось уголовное преследование за совершение абортов.

Он прислушивался к разным группам сограждан. В 1978 году третий президент Пятой республики устроил первый большой ежегодный прием в саду Елисейского дворца. На такие приемы приглашались несколько тысяч гостей из всех регионов Франции. Традиция просуществовала до 2010 года, когда ее отменил Николя Саркози.

Собеседник мира

Желание Жискар д'Эстена играть роль посредника в отношениях с Востоком были по душе далеко не всем союзникам на Западе. Однако даже критики были вынуждены позднее признать справедливость его суждений и шагов. "Франция стремится и должна быть собеседником мира", - считает Жискар.

Он и сегодня верен этим принципам. Минувшей весной побывал с визитом в Москве. Он считает, что санкции против России "не отвечают интересам Европы и противоречат международному праву".

Крым, напоминает политик, стал принадлежать России еще несколько веков назад. "Обратимся к истории, - посоветовал он. - Крым никогда не был украинским, какое-то время он был под влиянием Турции, но потом Потемкин присоединил его к России. Украина в этом процессе не фигурировала".

Россия - полноправный член "восьмерки", она должна сама решать, участвовать ей в заседаниях этой группы или нет, убежден бывший французский лидер. "Это не группа для политики, это важный формат для обсуждения экономических вопросов", - напоминает экс-президент. Жискар д Эстен всегда знает то, о чем говорит: этот клуб "ведущих экономик" четыре десятилетия назад создавал он сам.

tass.ru

Жорж Помпиду - президент Франции, "дофин", "приемник" де Голля, человек Ротшильдов? | Блог JeTeRaconte

Не так давно исполнилось 100 лет со дня рождения Жоржа Помпиду, «президента, направившего Францию по подлинно современным рельсам…» –слова французского президента Николя Саркози, выступавший на родине Помпиду – в оверньской деревушке Монбудиф.

Кто же все таки этот Помпиду? Консерватор или нет? Прогрессист , либерал? Человек годы правления которого считают временем безмятежности и покоя, достижений Франции... А так ли это? Может он всего лишь паразитировал на достижениях своего предшественника де Голля? Кто он вообще такой? И откуда взялся?

Его родители были учителями, предки - крестьянами. Помпиду, он и сам внешне напоминал крестьянина из французской глубинки , вы можете увидеть его портрет работы Вазарели, что находится у входа в Государственный центр искусств и культуры, носящий его имя… Или полюбоваться на фото в интернете.

Жорж Жан Раймон Помпиду Georges Jean Raymond Pompidou родился 5 июля 1911 года в деревушке Монбудиф, департамента Канталь.

О детстве этого государственного деятеля мало что известно. Он получил бакалавриат в Альби. В 1931 году, после учебы в подготовительных классах при лицее Людовика Великого, Жорж поступил в парижскую Высшую нормальную школу на филосовский факультет. Там же учился и Леопольд Сенгор, ставший позже президентом Сенегала. Помпиду занял первое место в конкурсе по филологическим дисциплинам в 1934 году. Тогда же этот юноша получил диплом Свободной школы политических наук. После окончания учебы он преподавал литературу в Марселе, а позже парижском лицее Генриха IV. Параллельно успел окончить Высшую школу политических наук.

В 1935 году Помпиду женился на Клод Каур , с которой прожил до конца своих дней и она разделила с ним все падения и взлеты в политической карьере. Супруги поселились в Орвийе .

Свое жилище владелец называл «Белым домом». Семья Помпиду ещё до войны собрала большую коллекцию произведений искусства...

С началом Второй мировой войны Помпиду идет служить в армию, где он служил в 141-м Альпийском пехотном полку. Вплоть до 1940 года он находился в армии в чине лейтенанта.

В 1942 году супруги Помпиду решили усыновить мальчика по имени Ален.

Сейчас этот мальчик - Ален Помпиду является председателем Европейского патентного комитета - очень вкусная должность.

В 1944-м Жорж пишет исследование о трагедии Расина «Британик».

После освобождения Франции, Помпиду знакомится с де Голлем. Их личные и деловые взаимоотношения длились четверть века, но в итоге дороги этих политиков резко разошлись.

В правительство Помпиду попал благодаря своим контактам по Нормальной школе с экономистом Гастоном Палевским. Точнее он поступил на службу во Временном правительстве, далее — в Государственный совет и в комитет по туризму.

И далее был соратником де Голля, одним из создателей партии «Объединение французского Народа». Когда в 1953 году де Голль отошёл от политики, Помпиду стал гендиректором Банка Ротшильдов с 1953-1958 год. Знаковое и интересное перемещение философа?!

В этот сложный для голлистского движения период, известный как «Переход через пустыню», он продолжал участвовать в неформальных встречах голлистов в Коломбэ - имение генерала и Париже. Он также занимался управлением благотворительного фонда Анны де Голль, созданного генералом в память о покойной дочери, страдавшей синдромом Дауна и предназначенного для помощи детям с таким диагнозом. С 1954 Помпиду занимался изданием мемуаров де Голля, действуя как посредник между ним и крупным парижским издательством «Плон».

Тогда же Жорж увлекся написанием литературных политических произведений. Он создал комментарии к хрестоматии "Происхождение современной Франции" Ипполита Тэна, а в 1955 году - комментарии к романам Андре Мальро -близкого сподвижника де Голля, будущего министра культуры. В 1958 году Шарль вернулся к власти, и Жоржа назначили директором кабинета министров. В последующие годы Помпиду продолжал сотрудничество с Ротшильдами, но и не забывал о Конституционном совете, куда его назначил де Голль по президентской квоте.

Однако в это время укрепили свои позиции и левые, к середине 1960-х перешедшие в наступление. В сентябре 1963 после усиления инфляции были приняты меры по сдерживанию роста цен, а профсоюзы вынудили отказаться от требований повышения зарплаты; премьер заявил, что «каждый француз должен согласиться на известное ограничение прогресса в своём личном благосостоянии

Тогда же свет увидела "Антология французской поэзии", выпущенная издательством "Ашетт", а именно в 1961 году , подборка составленная Помпиду, которая считается классикой жанра.

Участвует он и в подготовке Эвианских соглашений о независимости Алжира в 1962. ( Очень неоднозначное решение, в результате которого для многих де Голль стал предателем интересов страны. ) После референдума Помпиду стал премьер-министром. И был на этом посту шесть лет 1962-1968 год - это рекордный срок в истории республиканской Франции.

В 1964 году вышла книга М. Бромберже «Секретная судьба Жоржа Помпиду», изображающая его как приемника де Голля.

В этот период Помпиду активно участвует во внешнеполитической деятельности де Голля и его команды. ». В 1964 произошла забастовка шахтёров, в 1965 отличные результаты на президентских выборах показал социалист Франсуа Миттеран ,Помпиду координировал избирательную кампанию де Голля, а в 1967 правящая партия получила лишь незначительный перевес в Национальном собрании. Тем не менее Помпиду всё это время продолжал считаться «дофином» - теневым преемником де Голля..

В ноябре 1964 он первым назвал ядерные силы НАТО в Европе «разрушительными» и «провокационными» и затем способствовал выходу страны из военной организации Североатлантического Альянса. Да, представьте себе Франция вышла из НАТО, и дала отказ на просьбу США о предоставлении военных баз! И тут началось...

События мая 1968-го и конфликт Жоржа с Де Голлем...

Неожиданный для многих рост популярности Помпиду, в особенности в связи с майскими событиями 1968-го... В отличие от авторитарного и непредсказуемого де Голля, Помпиду, сам университетский преподаватель, смог найти общий язык с лидерами бунтарей. Очень интересно не одни ли и те же были кураторы и у студенческих главарей и у Помпиду?

Сейчас говорят именно благодаря Жоржу майские события не привели к человеческим жертвам и это стоило ему хороших отношений с правителем. Забавно не правда ли?

При его сотрудничестве вместе с главами профсоюзов и капиталистами были заключены так называемые Гренельские соглашения.

Такая самостоятельность премьер-министра насторожила президента, и постепенно дружба между государственными деятелями охладела. Говорят, что после предательства, которое разумеется выражалось не только словами , а и действиями "ближний круг" де Голля стал готовить на экс-премьера компромат…

Вскоре Помпиду пришлось уйти в отставку, освободив свое место Морису Кув де Мюрвилю.

А сам Помпиду на вопрос о своём политическом будущем заявил: «Политического будущего у меня нет; у меня есть политическое прошлое и будет, если Богу угодно, государственное будущее!» Тем самым он намекнул, что собирается баллотироваться в президенты.

Осенью 1968 г. «Фигаро» публикует фото некоего сомнительного сборища. Там якобы можно узнать супругу Помпиду Клод. Вскоре было заявлено, что это фото – сфабрикованная фальшивка...

Вот здесь много интересного сплелось в один тугой узел. Жизнь вообще очень занятная и невообразимая штука.

В самый разгар съемок «Бассейна» близ Раматюэля в газетах появилось сообщение об убийстве Стефана Марковича, друга, телохранителя и дублера Ален Делона! 

 1 октября 1968 года недалеко от Парижа в Эланкуре, что в департаменте Эвелин, был обнаружен его труп, завернутый в мешковину и выброшенный на свалку. Из интервью: " Я его вытащил из тюрьмы. Как же я мог бросить его на произвол судьбы? Я опасался, что он снова окажется за решеткой. Поэтому нашел для него работу и жилье. Он жил в моем частном особняке на авеню Мессины, где было достаточно места, чтобы мы не сталкивались. Я устроил его там. И вот..."

Вскоре возникла версия, подкрепленная свидетельскими показаниями, что Стефан организовывал у себя оргии с участием известных персон, жаждавших сильных ощущений, незаметно снимал их на фото и затем с помощью друзей шантажировал... Так что версия о том, что именно среди этого «высшего общества» могла вызреть мысль устранить шантажиста, получила подкрепление.

Делон решительно отрицал, что тот мог вести себя как шантажист. Но в свое время Стефан намекал на возможность действий против него со стороны «слабого духом» и «больного» Алена Делона. Глухая его враждебность к Делону в письме к брату дает повод следствию уцепиться за версию ревности. Выясняется, что красавец-югослав пользовался благосклонностью Натали. Похоже, что Ален знал об этом, но относился индифферентно, ибо уже начал процедуру развода. Но способен ли он убить любовника жены? На прямой вопрос корреспондента еженедельника «Нувель Обсерватер» Оливье Тодда, правда ли, что Натали изменяла ему со Стефаном, он ответил односложно: «Это ее дело». Натали интересовала тогда Делона лишь постольку, поскольку с ней жил его сын Антони, который, кстати, очень дружил с югославом. В том же письме Александру Марковичу фигурировало еще одно имя, имя друга Алена Делона — Франсуа Маркантони, с которым Стефан Маркович был знаком и которого именовал «Марком Антонием», «гангстером» и «хромым корсиканцем». Дружба у того с Делоном была давняя, с тех пор, когда, проходя военную службу в Тулоне, он посещал бар его брата Шарля в 1953 году и где его считали «сыном». С Маркантони он встретился по возвращении из Индокитая. Сей «крестный» марсельской мафии будет потом помогать Алену Делону во время съемок «Борсалино» и часто появляться в его компании. Однако тогда у следствия не было никаких улик против него. В дальнейшем ему предъявят обвинение, но совершенно по другому делу. А тут некстати завязалась довольно интересная интрига против бывшего премьер-министра и очевидного кандидата на пост президента — после ухода генерала де Голля — Жоржа Помпиду. Об этом пишет в своей книге Эмманюаль Эйманн. Оказалось, что труп Марковича был обнаружен неподалеку от виллы все того же Маркантони и... дома семьи Помпиду. В связи с этим стала прорабатываться версия о том, что Маркович мог быть убит Аленом Делоном в доме Помпиду, ибо в «компрометирующих фотографиях» югослава фигурировала якобы мадам Клод Помпиду. Что именно он вызвал на помощь... Маркантони и тот, затолкав тело в матрасный чехол, выбросил его на общественной свалке Эленкура. Только вот незадача: Ален Делон в это время снимался в Раматюэле в картине «Бассейн» и хотя в предполагаемый день убийства, 22 сентября отсутствовал на съемочной площадке, подобная «версия» выглядела настолько абсурдной, что от нее быстро отказались. Расследование пошло по другому пути, и актер получил возможность вернуться на съемочную площадку и закончить картину..

Враги экс-премьера использовали «Дело Марковича», а заодно и имя Делона, который не раз бывал в доме супругов Помпиду...

Известно, что в связи с этим Помпиду имел неприятное объяснение с президентом, решительно защищая свою жену от всяких намеков на участие в оргиях Стефана Марковича.

В ночь на 28 апреля 1969 года 78–летний де Голль ушёл в отставку. Конфликт канул в Лету, а Помпиду в одночасье из опального политика превратился в лидера.

В этот же день, 28 апреля, Помпиду выступал в Комеди Франсез на литературном вечере, с такой речью:

"Обычно считается, что я занимаюсь политикой. Но кроме того, я испытываю не только что вкус, но настоящую страсть к поэзии. И я задался следующим вопросом: не два ли человека живут во мне, как сказано в одном из псалмов? Один стремится к Богу, то есть к поэзии, а другой подвержен дьявольскому искушению, то есть политической деятельности? Или же можно утверждать, что поэзию и политику можно примирить?

Я прихожу к убеждению, что сходства между тем и другим поражают, и что разница заключается только в темпераменте. Одни рождаются для того, чтоб выражать, другие чтобы действовать. Поэты и политики должны глубоко интуитивно знать человека, его чувства и стремления. Но в то время как поэты излагают их с большим или меньшим талантом, политики стремятся их удовлетворить с большей или меньшей удачей. И поэтов, и политиков должно вести некоторое представление о смысле жизни, и, не побоюсь этого слова, жажда идеала. Но поэты выражают его, а политики стремятся достичь. Что касается поэтов, то всё очевидно, но когда Александр отправился из Македонии, чтобы дойти до берегов Нила, Евфрата, Окса и Инда и умереть в Вавилоне, что направляло его, как не поэтическое видение своей судьбы?.."

Он выставил свою кандидатуру 29 апреля.

Помпиду собрал вокруг себя многие голлистские организации. Его, после колебаний, поддержал центрист Валери Жискар д'Эстен, а также Рене Плевен и Жак Дюамель.

Согласно Конституции, после отставки де Голля временно исполняющим обязанности президента стал председатель Сената, право-центрист Ален Поэр. Этот потомок древних французских королей Меровингов также выставил свою кандидатуру на пост президента. 15 июня 1969 года Жорж был избран Президентом Французской Республики. Помпиду победил кандидата королевских кровей: 19 июня 1969 года Конституционный совет провозгласил его президентом.

Делон, естественно, голосовал за него. Втайне, возможно, надеясь, что, став Президентом, Жорж Помпиду вспомнит, как достойно он вел себя во время следствия. Но, как известно, ни одно доброе дело не остается ненаказанным... «Дело Марковича» затянулось на целых семь лет. Оно изрядно попортило крови Алену Делону, поэтому суждение другого его биографа, Анри Рода, о том, что оно сделало его имя «еще более популярным», вряд ли уместно. А количество трупов вокруг этого дела подросло, но что было на самом деле? Кто знает...

Помпиду был большим прагматиком, нежели генерал.

По личным воспоминаниям его сотрудников, Помпиду, в отличие от жёсткого и аскетичного де Голля, был демократичен и прост в обращении, ироничен, снисходителен к слабостям других. В своей предвыборной речи в мае 1969 года он сказал: «Я не буду подражать стилю генерала де Голля; я и не смог бы этого, да и потом, вы видите, я другой человек. Я ставлю перед собой задачу вести политику открытости и диалога".

На смерть генерала де Голля (10 ноября 1970) он сказал : «Французы, француженки, генерал де Голль умер, Франция овдовела».

Помпиду придерживался линии де Голля на особые отношения с СССР. Впервые он побывал в Союзе с визитом ещё как премьер, в 1967–м, а в 1970 и 1971 Ж. Помпиду и Л. Брежнев обменялись государственными визитами, тогда же были подписаны "Принципы сотрудничества между СССР и Францией". 

Из воспоминаний сотрудников:

(Брежнев показывает Помпиду советские ядерные ракеты.

Помпиду спрашивает:"Неужели они нацелены на Париж?"

Брежнев в ответ:" Не эти".

Якобы это было во время визита в 1970 году)

Необходимо заметить, что Помпиду старался встречаться с лидерами стран в непринужденной обстановке, а порою даже сам составлял меню для своих именитых гостей.

«Добрая старая Франция! Хорошая кухня! Фоли-Бержер! Весёлый Париж! Высокая мода! Всё это кончилось! Франция начала и уже проводит промышленную революцию» (1972 год)

С императором Эфиопии Haile Selassie

Президент не забывал о внутренней политике страны, и в 1973 году была создана служба контроля за атомной энергией. Жорж продолжал дело де Голля, но в своем русле — он предпочитал уделять внимание не вооружению, а безопасности ядерных предприятий. При правлении Помпиду, который поддерживал голлистскую независимость внешней политики, в начале 1974 года Франция вышла из европейской финансовой системы, которая получила название "валютная змея".

Жоржа Помпиду оказал огромный вклад в культурную жизнь Франции. Самым знаменитым стал Центр современного искусства, так называемый Центр Помпиду, названный в его честь в 1977 году, уже после смерти президента.

В свое время Помпиду сказал о нем: «Ужас какой!» глядя на проект центра Помпиду в 1972-ом.

Этот европейский Музей Современного Искусства, уникальный культурный центр и самый посещаемый объект Парижа. По мере его строительства возникало много споров и различных эмоций - многие называли данное здание диковинной фабрикой или заводом по нефтепереработке. Однако это и было основной задумкой архитекторов. Коллекция данного музея насчитывает более 50 тысяч мировых произведений искусства, тут же уживаются самые разнообразные художественные стили - сюрреализм, кубизм, фавизм и многие другие. Также имя президента тесно связано со многими футуристическими постройками во французских городах. Так, к "помпидуанскому стилю" относились высотные башни-одиночки, непохожие на однообразный стиль застройки города, характерный для предыдущего столетия. В целях модернизации Парижа при нем были воздвигнуты бетонные футуристические башни, прозванные в народе «пеналами Помпиду».

С именем Помпиду связывается первая станция скоростного метро, получившая имя Шарля де Голля, как и у Международного аэропорта, открытого в марте 1974-го им. Шарля де Голля.

Несомненно, огромная нагрузка и постоянные стрессы сказывались на здоровье уже немолодого президента Франции. Более того, в середине своего президентского срока у Помпиду нашли страшный недуг — "болезнь Вальдстрема", редкую форму лейкемии. Он старался реже появляться на публике, а близкое окружение твердило, что у Жоржа "простой грипп" и "перемежающийся грипп". С каждым днем Помпиду становилось все труднее бороться со страшной болезнью. В 1974 году, почувствовав близкую кончину, президент съехал в свою частную квартиру на острове Св. Людовика.

В беседе с португальским министром Барбозой 28 января 1974: «Когда на меня смотрит Жискар, чувствую: он думает, что я слишком уж медленно умираю».

2 апреля 1974 года Жорж Помпиду скончался от острого заражения крови. Из-за того, что болезнь главы государства держалась в строжайшей секретности, новость о его кончине ввергла всю Францию в шок. В стране был объявлен национальный траур, а на панихиде по Помпиду присутствовали самые высокие лица. В память о своем правителе было приказано назвать лицей в Орийяке, а также улицу, площадь и Европейскую больницу в Париже.

Так как его болезнь держалась в секрете (последнее официальное известие, всего за неделю до конца, гласило о «лёгком, но болезненном сосудистом заболевании»), известие о смерти Помпиду стало потрясением для всего мира. По нему был объявлен национальный траур, на мессе по президенту в Париже присутствовали представители всех крупных держав, включая Ричарда Никсона. Исполняющим обязанности президента вновь стал Ален Поэр, на сей раз уже не баллотировавшийся; на пост президента республики был избран Валери Жискар д'Эстен, с небольшим отрывом (400 тысяч голосов) обошедший во втором туре социалиста Франсуа Миттерана (выигравшего первый тур). В обмен на поддержку голлистов Жискар назначил премьером лидера UDR Жака Ширака; Ширак выдвинулся именно под началом Помпиду, который прозвал его «бульдозером».

После смерти Помпиду Миттеран был среди наиболее резко выступавших с критикой правительства, которое скрывало состояние здоровья президента до самой его смерти, и требовавших совершенной гласности в этой сфере. Однако впоследствии сам Миттеран, ставший президентом, на протяжении более чем десятилетия скрывал своё раковое заболевание.

Вклад Жоржа Помпиду в развитие политической и экономической сторон Франции огромен, но он все равно теряется в тени Шарля де Голля. Многие считали Жоржа всего лишь преемником и последователем яркой личности де Голля. Тем не менее, у глав государства были совершенно разные стили управления страной. Историки часто называют Помпиду "полководцем промышленности" и олицетворением "тридцати славных лет" экономического роста после Второй мировой войны. Ну а кем он был на самом деле?

Фигурой Ротшильдов? Или самостоятельным игроком? Истина известна немногим...

×

cont.ws

«Олланд предпочел не рисковать»: экс-президент Франции покинул Елисейский дворец - Международная панорама

Франсуа Олланд окончательно покинул Елисейский дворец. Ключи от резиденции и полномочия главы Франции он передал своему преемнику - 39-летнему Эмманюэлю Макрону, избранному на высший государственный пост ровно неделю назад.

Передачу власти Олланд назначил на последний день своего пятилетнего мандата (он вступил в обязанности президента республики 15 мая 2012 года). Церемония в Елисейском дворце поэтому впервые в истории прошла в воскресенье. Обменявшись приветствиями на ступеньках дворца, преемник и предшественник уединились для более чем часовой, сугубо доверительной беседы. Затем новый глава государства проводил теперь уже экс-президента к ожидавшей его машине.

Впервые в истории

Нет сомнения в том, что Олланд займет свое место в летописи Пятой республики, основанной более полувека назад генералом Шарлем де Голлем. Он - первый среди ее президентов, кто отказался от переизбрания.

1 декабря минувшего года Олланд объявил французам в прямом эфире, что "не будет добиваться возобновления мандата", перечислив достижения и неудачи своей президентской пятилетки. К тому времени рейтинг лидера-социалиста снизился до рекордно низких 7%.

Потеряв основную часть электората, он рисковал потерпеть поражение не только на весенних выборах, но даже на праймериз (первичных выборах) Французской социалистической партии. "Олланд предпочел не рисковать", - считает политический обозреватель Аполин де Малерб.

Пять опровергнутых постулатов

Финансовый аналитик Николя Баврез видит главную причину его низкой популярности в состоянии национальной экономики. По словам эксперта, Олланд верил, что "кризис завершится, натиск на капитал даст импульс реальной экономике, безработица снизится из-за поддержки бюджетом новых рабочих мест, шоковая налоговая терапия в отношении предприятий и состоятельных сограждан уменьшит долги, а сплочение юга Европы против курса строгой экономии стимулирует рост".

Ни один из этих пяти экономических постулатов президента-социалиста не нашел подтверждения. Реальный рост экономики в период правления Олланда был ниже 0,3%, число безработных достигло 6,3 млн человек, уровень жизни снижался на 1% ежегодно, а размеры государственного долга приблизились к €2170 млрд, составив почти 98% ВВП.

Откровения дипломатов

"К голосу Франции больше не прислушиваются, и это нельзя объяснить только экономическими трудностями", - полагают авторы книги "Тяжкие грехи. Семь тупиков французской дипломатии" (Pchs capitaux. Les 7 impasses de la diplomatie franaise, 2016), в числе которых ряд бывших послов и три экс-министра иностранных дел.

По мнению опытных дипломатов, "утеряны независимость и мудрость действий, обеспечивавшие стране особую роль". "Уверовав в то, что она укрепит свои позиции, приспособившись к линии более могущественных Соединенных Штатов, Франция лишилась доверия", - считают авторы.

Предшественник в Елисейском дворце Николя Саркози в свою очередь все больше критиковал подход Олланда к диалогу с Москвой. "Я сожалею о политике, которая проводится ныне в отношении России", - подчеркнул он, комментируя известие об отмене минувшей осенью визита главы российского государства в Париж. Саркози предостерегал от "вступления в новую холодную войну". По его мнению, "долг и обязанность Франции и Европы - вести диалог с Россией".

Из советников - в президенты

Политические аналитики до сих пор гадают, кто все же смог убедить Олланда не баллотироваться на второй срок. Между тем в его окружении ближайшие помощники первыми поверили в то, что преемником должен стать Макрон. Среди них - бывший генеральный секретарь Елисейского дворца Жан- Пьер Жуйе, работавший вместе с новым президентом в Генеральной инспекции финансов, и советник главы государства Гаспар Ганцер, сокурсник Макрона по Национальной школе администрации. Кажется, и сам Олланд все больше склонялся к мысли передать эстафету Макрону, хотя, возможно, не думал, что все произойдет так быстро.

В 2014 году он назначил 36-летнего инвестиционного банкира на ключевой пост министра экономики в своей администрации, доверив работу над долгосрочной стратегией. Хозяин Елисейского дворца не без оснований считал молодого министра своим учеником. До этого Макрон успел побывать его советником. "Советники дважды становились президентами", - заметил Олланд, впервые пришедший в Елисейский дворец в 1981 году в качестве советника первого президента-социалиста Франсуа Миттерана.

Прощание с партией

Подобно Миттерану, Олланд направился из Елисейского дворца в штаб-квартиру Французской социалистической партии - еще недавно правившей - для взаимного прощального напутствия. В 2012 году эта политическая сила контролировала большинство мегаполисов и регионов, Сенат и Национальное собрание (верхнюю и нижнюю палаты парламента).

На президентских выборах социалисты, однако, потерпели громкое поражение. Их официальный кандидат Бенуа Амон получил всего 6,36% голосов.

По мнению политолога Реми Лефевра, в этом, несомненно, доля вины Олланда. Его политика "разочаровала избирателей".

Пенсия из Счетной палаты

С выходом в отставку 62-летний Олланд (родился 12 августа 1954 года) будет вознагражден за труды не только в качестве главы государства, но и депутата, мэра и руководителя региона. Он также будет получать пенсию из Счетной палаты, на службу в которую был принят в 1980 году. В ее списках Олланд оставался "служащим, выполняющим функции президента республики".

В целом пенсия с учетом всех источников составит €15 тысяч. Но его доходы выросли бы вдвое, если он бы согласился получать вознаграждение от Конституционного совета, куда до конца дней могут входить все бывшие президенты.

Государство также предоставит Олланду полностью оборудованную служебную квартиру, автомобиль с двумя водителями, личную охрану и возьмет на себя содержание семи его сотрудников.

Дом в Коррезе

Как считает газета Le Figaro, Олланд недооценил шансы преемника заменить его уже после первой пятилетки именно потому, что был уверен: без оплота в провинции стать президентом невозможно. Родившийся в Руане в семье отоларинголога Жоржа Олланда и медсестры Николь Трибер, он в зрелом возрасте влюбился в Коррез, департамент на юго-западе Франции.

"Олланд душой и сердцем в провинции, у него не так много друзей в Париже", - заметил французский дипломат, хорошо знающий бывшего президента. В коррезской столице Тюле, где экс-президент был мэром и главой областной администрации, он знает всех.

Адрес парижской квартиры Олланда пока остается секретом. Вероятно, она будет находиться недалеко от фонда на улице Риволи, которым намерен руководить политик. Этот фонд "Франция поддерживает" (La France s'engage) призван поощрять в столице "инновационные проекты на службе французского общества". Но, по сообщениям из провинции, экс-президент начал присматривать для себя дом и в любимом Коррезе.

Дмитрий Горохов

tass.ru

Конституционный совет Франции — WiKi

История

Сформирован в 1958 году, сразу после принятия Конституции Пятой республики. В годы Четвёртой республики органом конституционного надзора являлся Конституционный комитет, состоявший из Президента, Председателя Совета Республики, Председателя Национального Собрания, 7 членов от Совета Республики и 7 членов от Национального Собрания. Конституционный комитет давал заключение о соответствии законов Конституции, но в отличие от Конституционного совета не имел права их отменять.

Формирование

Конституционный Совет состоит из 9 человек, назначаемых, сроком на 9 лет без права переназначения, Президентом республики и спикерами Национального Собрания и Сената. В соответствии с конституционной реформой 23 июля 2008 года сделанный ими выбор должен получить последующее одобрение Парламента: так, эти деятели должны быть заслушаны профильными комиссиями палат; «президентская квота» рассматривается на совместном заседании компетентных парламентских комиссий; в обоих случаях возможно наложение «вето» большинством в 3/5 поданных голосов.

Совет обновляется на треть каждые 3 года: президент, председатель Сената и председатель Национального собрания назначают по одному члену Совета вместо тех, у которых истекли 9-летние сроки. В самый первый состав Совета, с целью запустить механизм ротации, три члена были назначены сроком на 9 лет, три сроком на 6 лет и три сроком на 3 года. В случае отставки или смерти члена Конституционного совета на его место той же инстанцией назначается другой, но не на 9 лет, а до истечения срока предшественника. Однако если предшественник находился в должности менее 3 лет, то замещающий может быть назначен на полный срок. Следовательно, максимально возможный срок нахождения в должности составляет (12 лет минус 1 день) = (3 года — 1 день) + (9 лет).

Особенностью Конституционного Совета является то, что дополнительную «квоту» составляют «по праву» экс-президенты республики. В первые годы после основания Совета этим правом пользовались президенты Четвёртой республики Венсан Ориоль (отказался с 1960 по политическим мотивам) и Рене Коти. Шарль де Голль и Франсуа Миттеран, прожившие недолго после ухода с поста, в Совете никогда не участвовали. Ещё один президент Пятой республики — Жорж Помпиду — разумеется, не мог стать членом Совета по праву, поскольку скончался в должности. Тем не менее он ещё до президентства был членом Конституционного Совета (1959—1962), будучи назначен в самый первый его состав Шарлем де Голлем, и ушёл оттуда после того, как стал премьер-министром Франции. Валери Жискар д'Эстен воспользовался правом заседать в Совете лишь в 2004 году, спустя 23 года после окончания президентства (до этого он занимал другие выборные посты, что несовестимо с членством в Совете). В мае 2007 года пожизненным членом Совета стал, после окончания своего срока, и Жак Ширак, впервые принявший участие в заседании 15 ноября 2007 года. С 2012 года в Совет пожизненно входит также экс-президент Николя Саркози, а с 2017 года — экс-президент Франсуа Олланд.

Следует отметить, что в ходе конституционной реформы 23 июля 2008 года, Сенат предложил переименовать Конституционный Совет в «Конституционный Суд», а также упразднить членство в Совете бывших Президентов Республики; однако сенатские поправки не прошли во втором чтении в Национальном Собрании, и, следовательно, не попали в текст конституционного пересмотра[3].

Члены Конституционного совета имеют ряд ограничений: на публичные высказывания; одно и то же лицо не может быть назначено повторно в члены Конституционного совета; их должность несовместима с рядом других должностей и видов деятельности.

Особых ограничений на назначение членов Конституционного совета нет. Какие-либо квалификации юридического характера отсутствуют, также отсутствуют ограничения по расовой и половой принадлежности. Есть только одно, членом Совета может стать только французский гражданин, который пользуется гражданскими и политическими правами.

Состав

Основная статья: Составы Конституционного совета Франции

Состав Конституционного совета с 2017 года выглядит следующим образом:

Члены совета Срок полномочий Назначен на должность
Лоран Фабиус — Председатель 2016-2025 Президентом Франции
Валери Жискар д'Эстен — экс-президент Республики с 1981 (фактически с 2004)—пожизненно входит по должности
Жак Ширак — экс-президент Республики с 2007—пожизненно входит по должности
Николя Саркози — экс-президент Республики с 2012—пожизненно входит по должности
Франсуа Олланд — экс-президент Республики с 2017—пожизненно входит по должности
Клер Бази-Малори 2010-2022 Председателем Национального собрания
Мишель Шаррас 2010-2019 Президентом Франции
Николь Мастрасси 2013-2022 Президентом Франции
Николь Беллубэ 2013-2022 Председателем Сената
Лионель Жоспен 2015-2019 Председателем Национального собрания
Жан-Жак Йест 2015-2019 Председателем Сената
Мишель Пино 2016-2025 Председателем Сената
Коринн Люкен 2016-2025 Председателем Национального собрания

Список председателей за всё время существования:

Полномочия

  Палата заседаний Конституционного совета

Функции Конституционного совета напоминают функции конституционного суда в других странах, однако в ряде пунктов они существенно у́же. Например, Совет не может отменить действующий закон; он может вынести суждение о неконституционности законопроекта, находящегося в разработке либо только что принятого, но тут же оспоренного и не вступившего ещё после промульгации в законную силу. Конституционный совет не имеет право проверять конституционность законов по своей инициативе. Запрос о проверке могут дать только президент республики, премьер-министр, председатели Сената и Национального собрания.

С 29 октября 1974 года Конституционный совет начал принимать обращения от групп депутатов или сенаторов численностью не менее 60 человек, что дало возможность для оппозиции противостоять парламентскому большинству. Конституционный совет не принимает обращения от рядовых граждан.

Законы, принятые на референдуме, не могут пересматриваться. Совет должен принять решение в течение месяца (в особенно срочных случаях в течение недели).

Совет определяет соответствие французских законов: Конституции пятой Республики от 4 октября 1958 года, Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года, Конституционному закону от 3 июня 1958 года, Преамбуле к конституции Четвёртой республики от 27 октября 1946 года (действующей несмотря на изменение конституции), Циркуляру от 13 декабря 1999 года. Так же Конституционный совет проверяет международные договоры на конституционность. Согласно статье 54 Конституции (в версии 1992 года), Конституционный совет может на основании неконституционности приостановить ратификацию конкретного международного договора вплоть до пересмотра Конституции.

Конституционный совет также решает вопрос о статусе правовых документов («закон или подзаконный акт») и разграничении полномочий между законодательной и исполнительной властью. Конституционный совет следит за проведением выборов президента республики, определяет их итог, провозглашает вновь избранного президента республики, определяет порядок возглавления государства в случае вакансии на этом посту согласно ст. 58 Конституции. Аналогично Совет проводит и подытоживает референдумы. Конституционный совет выносит решения о правильности избрания депутатов и сенаторов, если оно оспаривается (ст. 59 Конституции). Конституционный совет консультирует Президента Франции о существовании условий для введения в стране чрезвычайного положения (ст.16 Конституции). Констатирует существование препятствий, не позволяющих Президенту исполнять свои функции (например, болезнь).

Указанные выше функции Конституционного совета не делают его гарантом соблюдения Конституции. Это право закреплено за Президентом Республики (ст.5 Конституции).

Решения Конституционного совета обжалованию не подлежат и согласно ст. 62 Конституции обязательны для всех публичных властей, административных и судебных органов.

Другой особенностью Конституционного совета, отличающей его от конституционных судов в других странах, является то, что особые мнения судей, не согласных с мнением большинства, не публикуются. Крупный юрист Жорж Ведель, заседавший в Совете в 1980—1989 гг., считал это соответствующим правовой традиции Франции[4].

Внутреннее устройство

Председателя Конституционного совета выбирает из его состава Президент республики. Председатель имеет право решающего голоса в случае разделения голосов поровну. С февраля 2016 года председателем Конституционного совета является Лоран Фабиус.

По представлению председателя Конституционного совета Президент республики назначает генерального секретаря Конституционного совета, занимающегося обеспечением текущей работы Совета. Совет имеет свой аппарат и ряд служб: по внешним сношениям, юридическую, финансовую и др. Место заседаний — парижский Пале-Рояль.

Примечания

Ссылки

ru-wiki.org

Конституционный совет Франции - Gpedia, Your Encyclopedia

Конституцио́нный сове́т Фра́нции (фр. Conseil constitutionnel) — орган конституционного контроля Франции, является квазисудебным[1][2] органом.

История

Сформирован в 1958 году, сразу после принятия Конституции Пятой республики. В годы Четвёртой республики органом конституционного надзора являлся Конституционный комитет, состоявший из Президента, Председателя Совета Республики, Председателя Национального Собрания, 7 членов от Совета Республики и 7 членов от Национального Собрания. Конституционный комитет давал заключение о соответствии законов Конституции, но в отличие от Конституционного совета не имел права их отменять.

Формирование

Конституционный Совет состоит из 9 человек, назначаемых, сроком на 9 лет без права переназначения, Президентом республики и спикерами Национального Собрания и Сената. В соответствии с конституционной реформой 23 июля 2008 года сделанный ими выбор должен получить последующее одобрение Парламента: так, эти деятели должны быть заслушаны профильными комиссиями палат; «президентская квота» рассматривается на совместном заседании компетентных парламентских комиссий; в обоих случаях возможно наложение «вето» большинством в 3/5 поданных голосов.

Совет обновляется на треть каждые 3 года: президент, председатель Сената и председатель Национального собрания назначают по одному члену Совета вместо тех, у которых истекли 9-летние сроки. В самый первый состав Совета, с целью запустить механизм ротации, три члена были назначены сроком на 9 лет, три сроком на 6 лет и три сроком на 3 года. В случае отставки или смерти члена Конституционного совета на его место той же инстанцией назначается другой, но не на 9 лет, а до истечения срока предшественника. Однако если предшественник находился в должности менее 3 лет, то замещающий может быть назначен на полный срок. Следовательно, максимально возможный срок нахождения в должности составляет (12 лет минус 1 день) = (3 года — 1 день) + (9 лет).

Особенностью Конституционного Совета является то, что дополнительную «квоту» составляют «по праву» экс-президенты республики. В первые годы после основания Совета этим правом пользовались президенты Четвёртой республики Венсан Ориоль (отказался с 1960 по политическим мотивам) и Рене Коти. Шарль де Голль и Франсуа Миттеран, прожившие недолго после ухода с поста, в Совете никогда не участвовали. Ещё один президент Пятой республики — Жорж Помпиду — разумеется, не мог стать членом Совета по праву, поскольку скончался в должности. Тем не менее он ещё до президентства был членом Конституционного Совета (1959—1962), будучи назначен в самый первый его состав Шарлем де Голлем, и ушёл оттуда после того, как стал премьер-министром Франции. Валери Жискар д'Эстен воспользовался правом заседать в Совете лишь в 2004 году, спустя 23 года после окончания президентства (до этого он занимал другие выборные посты, что несовестимо с членством в Совете). В мае 2007 года пожизненным членом Совета стал, после окончания своего срока, и Жак Ширак, впервые принявший участие в заседании 15 ноября 2007 года. С 2012 года в Совет пожизненно входит также экс-президент Николя Саркози, а с 2017 года — экс-президент Франсуа Олланд.

Следует отметить, что в ходе конституционной реформы 23 июля 2008 года, Сенат предложил переименовать Конституционный Совет в «Конституционный Суд», а также упразднить членство в Совете бывших Президентов Республики; однако сенатские поправки не прошли во втором чтении в Национальном Собрании, и, следовательно, не попали в текст конституционного пересмотра[3].

Члены Конституционного совета имеют ряд ограничений: на публичные высказывания; одно и то же лицо не может быть назначено повторно в члены Конституционного совета; их должность несовместима с рядом других должностей и видов деятельности.

Особых ограничений на назначение членов Конституционного совета нет. Какие-либо квалификации юридического характера отсутствуют, также отсутствуют ограничения по расовой и половой принадлежности. Есть только одно, членом Совета может стать только французский гражданин, который пользуется гражданскими и политическими правами.

Состав

Состав Конституционного совета с 2017 года выглядит следующим образом:

Список председателей за всё время существования:

Полномочия

Палата заседаний Конституционного совета

Функции Конституционного совета напоминают функции конституционного суда в других странах, однако в ряде пунктов они существенно у́же. Например, Совет не может отменить действующий закон; он может вынести суждение о неконституционности законопроекта, находящегося в разработке либо только что принятого, но тут же оспоренного и не вступившего ещё после промульгации в законную силу. Конституционный совет не имеет право проверять конституционность законов по своей инициативе. Запрос о проверке могут дать только президент республики, премьер-министр, председатели Сената и Национального собрания.

С 29 октября 1974 года Конституционный совет начал принимать обращения от групп депутатов или сенаторов численностью не менее 60 человек, что дало возможность для оппозиции противостоять парламентскому большинству. Конституционный совет не принимает обращения от рядовых граждан.

Законы, принятые на референдуме, не могут пересматриваться. Совет должен принять решение в течение месяца (в особенно срочных случаях в течение недели).

Совет определяет соответствие французских законов: Конституции пятой Республики от 4 октября 1958 года, Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года, Конституционному закону от 3 июня 1958 года, Преамбуле к конституции Четвёртой республики от 27 октября 1946 года (действующей несмотря на изменение конституции), Циркуляру от 13 декабря 1999 года. Так же Конституционный совет проверяет международные договоры на конституционность. Согласно статье 54 Конституции (в версии 1992 года), Конституционный совет может на основании неконституционности приостановить ратификацию конкретного международного договора вплоть до пересмотра Конституции.

Конституционный совет также решает вопрос о статусе правовых документов («закон или подзаконный акт») и разграничении полномочий между законодательной и исполнительной властью. Конституционный совет следит за проведением выборов президента республики, определяет их итог, провозглашает вновь избранного президента республики, определяет порядок возглавления государства в случае вакансии на этом посту согласно ст. 58 Конституции. Аналогично Совет проводит и подытоживает референдумы. Конституционный совет выносит решения о правильности избрания депутатов и сенаторов, если оно оспаривается (ст. 59 Конституции). Конституционный совет консультирует Президента Франции о существовании условий для введения в стране чрезвычайного положения (ст.16 Конституции). Констатирует существование препятствий, не позволяющих Президенту исполнять свои функции (например, болезнь).

Указанные выше функции Конституционного совета не делают его гарантом соблюдения Конституции. Это право закреплено за Президентом Республики (ст.5 Конституции).

Решения Конституционного совета обжалованию не подлежат и согласно ст. 62 Конституции обязательны для всех публичных властей, административных и судебных органов.

Другой особенностью Конституционного совета, отличающей его от конституционных судов в других странах, является то, что особые мнения судей, не согласных с мнением большинства, не публикуются. Крупный юрист Жорж Ведель, заседавший в Совете в 1980—1989 гг., считал это соответствующим правовой традиции Франции[4].

Внутреннее устройство

Председателя Конституционного совета выбирает из его состава Президент республики. Председатель имеет право решающего голоса в случае разделения голосов поровну. С февраля 2016 года председателем Конституционного совета является Лоран Фабиус.

По представлению председателя Конституционного совета Президент республики назначает генерального секретаря Конституционного совета, занимающегося обеспечением текущей работы Совета. Совет имеет свой аппарат и ряд служб: по внешним сношениям, юридическую, финансовую и др. Место заседаний — парижский Пале-Рояль.

Примечания

Ссылки

www.gpedia.com


Смотрите также