Диаспора русская во франции


где самая большая из них

Русская диаспора одна из самых больших и распространённых в мире. Её численность на сегодня составляет около 25 — 40 млн. человек, разбросанных по всему свету за пределами Российской Федерации. Впервые начала образовываться в середине XIX века, когда часть дворян создала небольшую этническую общину в Париже.

Русская диаспора в странах мира

Особое расширение русская диаспора получила во время волнений и разрушения Российской Империи, а также в период Гражданской войны и в первые годы становления Советского Союза. В последующие 50 лет русская диаспора за границей практически не росла, т. к. мигрировать из СССР в то время было проблематично.

Второй этап стремительного роста пришёлся на период «оттепели» в СССР. Однако наибольшее число мигрантов присоединилось к диаспоре в 90-х и 2000 годах, когда Союз развалился, а экономическая, политическая и криминогенная обстановка в стране оставляла желать лучшего. А также наблюдался значительный прирост новых переселенцев в 2011 году. Начиная с 2014 года, русская диаспора постоянно увеличивается из-за возросшего количества мигрантов из России.

Но не совсем понятно, кого относить к русской диаспоре – этнических русских или просто бывших граждан РФ, относятся ли к этой диаспоре потомки мигрантов из Империи, а также переселенцы из других стран бывшего СССР (особенно Украины, Беларуси и Казахстана).

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Русские диаспоры в Австралии и Новой Зеландии

Первый подданный Российской Империи, который поселился на постоянной основе в Австралии (точнее, в Тасмании) был белорус, которого арестовали в Англии в 1804 году и отправили на каторжные работы в австралийские колонии. После отбытия срока заключённый остался жить в стране на постоянной основе.

Карта Австралии и Новой Зеландии

Считается, что именно он был прародителем русской диаспоры на территории Австралии. Однако по данным колониальных властей Австралии, в 1820 году на континенте жило уже 4 русскоязычных семьи, состоящих из бывших заключённых, поэтому точно нельзя выявить прародителя русской диаспоры.

Массовый поток переселенцев из Российской Империи (позже СССР и РФ) и подконтрольных ей территорий начался в конце XIX века. Первая волна миграции продолжалась 25 лет с 1880 по 1905 год. В этот период в основном переезжали русские евреи с территории Прибалтики и Юго-Западных районов Империи, спасаясь от волны антисемитизма, которая захлестнула Европу в это время. На 1901 год – это год объявления Австралийским Союзом своей формальной независимости от Британской короны, число русских в стране составило около 3,5 тысячи человек.

Волны миграции были и в период Русско-Японской войны 1905 года, беспорядков и Революции на закате Российской Империи и во времена СССР. В основном это были лица несогласные с текущим политическим курсом государства, дезертиры и контрреволюционеры. Перемещение на Зелёный материк продолжается и сейчас.

Сегодня в Австралии живёт около 30 тыс. человек из стран бывшего СССР, а также около 60 тыс. человек являются потомками русских переселенцев.

Сегодня в Австралии есть 3 газеты на русском языке и две телепрограммы.

Если говорить о русской диаспоре в Новой Зеландии, то она более многочисленная в соотношении к местному населению, чем в Австралии (20 тыс. русских на 4,6 млн коренных обитателей в Новой Зеландии и около 30 тыс. русских на 30 млн жителей Союза). Первые мигранты из России в Новой Зеландии появились где-то в середине XIX века (точных данных нет). Сегодня большая часть этнической общины сосредоточена в Окленде и Веллингтоне. В стране имеется русский культурный центр в Крайстчерче.

Вернуться к оглавлению

Русские в Китае

Первые упоминания о русских на территории Китая относятся к XIV веку. Основной же пик пришёлся на время строительства Китайско-Восточной железной дороги, Русско-Японской войны и в период беспорядков и свержения монархии в России. Но много русских стали гражданами Китая не совсем по своей воле, т. к. ранее Российская Империя контролировала часть северных провинций Поднебесной, а после прихода к власти Советов, эти земли вышли из состава России и какое-то время находились под контролем оккупационных властей Японии, а позже Китая. Однако многие русские покинули данную местность.

Но также некоторые русские эмигранты рассматривали Китай в качестве транзитной зоны для миграции в Австралию, США, страны Южной Америки. В пиковый период число русских переселенцев в Поднебесной составило 125 тысяч человек. Однако из-за очень низкого уровня жизни в стране, различных беспорядков, голода и «Культурной революции» многие мигранты перебрались в другие края или вернулись на родину, из-за чего их число к 1953 году сократилось до 20 тысяч человек. А также большой вклад внесло пренебрежительное отношение китайцев к иностранным переселенцам, которое прослеживалось вплоть до 80-х годов прошлого века.

Сегодня в Китае на постоянной основе проживает около 15 — 20 тысяч русских. Китай может стать в обозримом будущем привлекательной страной для перемещения россиян, т. к. промышленность и бизнес развиваются стремительными темпами. Кроме того, в Поднебесной сейчас очень хорошо относятся к нашим соотечественникам. Есть телеканал, который круглосуточно вещает на русском языке, несколько газет, а также русская версия знаменитой китайской газеты «Жэньмин Жэбао», открываются русские школы и школы для адаптации в местной среде.

Наиболее «излюбленными» территориями поселения россиян являются Шанхай, Харбин, Далянь.

Вернуться к оглавлению

Русские в странах Южной Америке

Наибольшее количество русских в Южной Америке сосредоточено на территории Аргентины и незначительная часть в других странах – Бразилии, Боливии, Уругвае. Первые и вторые волны миграции в Южную Америку – это были немцы, евреи, а также представители различных славянских национальностей, которые не хотели служить в русской армии и/или были преследуемыми в России по каким-либо причинам. К концу второй волны (приблизительно 1905) количество выходцев из России в Южной Америке составляло около 160 тысяч человек (150 тысяч из которых жили в Аргентине).

Во время третьей волны иммиграции сюда из России поехали сезонные работники в основном крестьяне, которые впоследствии и остались здесь на постоянное место жительства. Как раз в это время в стране стали активно строиться православные храмы и церкви, к концу третьей волны русское население Южной Америке варьировалось от 180 до 220 тысяч человек.

С появлением первых беспорядков в Российской Империи и началом Октябрьской революции, поток эмигрантов серьёзно возрос.

Четвёртая и пятая волна носит уже менее глобальный характер, они идут и сейчас, начиная с 1917 года. В 4 волну в Южную Америку уезжали бывшие узники фашистских концлагерей, их число составило всего около 10 тысяч человек. Пятая волна приходится на годы перестройки, развал СССР и современный период. В первом случае миграция носила больше нелегальный характер, т. к. официально граждане Союза отправлялись на заработки. Сегодня в Южной Америке проживает около 320 тысяч человек русских (из них 300 тысяч в Аргентине).

Вернуться к оглавлению

Русские во Франции

Во Франции живёт одна из самых больших русских диаспор в мире, которая насчитывает приблизительно 500 тысяч человек. Определённая часть эмигрантов и их потомков – это русские евреи, которые по разным обстоятельствам и причинам поселились во Франции. А также в стране достигался пик русской иммиграции в 1,5 млн человек. Со временем большая часть переселенцев разъехалась в соседние государства, или вернулась на родину.

Впервые перемещение во Францию из России возникло в начале-середине XIX века, и продолжается по настоящий день. Первыми переселенцами во Францию из Империи были русские аристократы, которые любили отдыхать в Ницце. А в начале XX века французы ощутили стремительный прирост населения благодаря русской эмиграции, которая в период с 1905 по 1930 года составила 1,5 млн человек.

Основная часть переселенцев была сконцентрирована в Париже и других крупных городах страны. В 30-х был даже введён термин «русский Париж». Для эмигрантов организовывались различные школы на русском языке, кружки по интересам и русские газеты. К сожалению, адаптацией переселенцев к французскому обществу никто всерьёз не занимался.

В военный период часть русских постаралась перебраться в США, некоторые были отправлены в концлагеря во время нацистской оккупации Франции. После разгрома стран Оси, часть русских заключённых концлагерей осталась на постоянное место жительства во Франции и других странах Европы (чаще всего при помощи не очень законных методов). Во времена СССР, вплоть до начала Перестройки сколько-нибудь крупной эмиграции во Францию не отмечалось. В данное время жизнь русских во Франции  имеет свои трудности.

При Перестройке, во время развала СССР и в последующие периоды наблюдался серьёзный прирост перемещения русских в страну.

Вернуться к оглавлению

Русские в США

Самая большая русская диаспора находится в Соединённых Штатах Америки и составляет по разным данным от 3 до 3,5 млн человек, это более 1% от общего населения Штатов. Эксперты условно подразделяют русскую эмиграцию в США на следующие этапы:

Иммиграция русских, украинцев, белорусов в Штаты продолжается и по сей день. Она особенно набрала обороты в 2014 году из-за нестабильной политической ситуации между Украиной и Россией, экономической нестабильности в регионе. Самые крупные русские общины находятся в Нью-Йорке, Чикаго и Майами.

Сегодня русский эмигрант может без проблем прожить в Штатах, даже если он плохо говорит на английском языке. В этом случае главное поселится поближе к крупной русской общине в Нью-Йорке или Чикаго, т. к. вы сможете найти работу, где не требуется знание английского, а также получите доступ к услугам для русских эмигрантов, не говорящих на английском. Однако, ваши условия жизни в таком случае будет не намного лучше, чем на родине.

visasam.ru

Париж и русские - диаспора во Франции

На протяжении уже очень продолжительного времени во всем мире Францию называют страной эмигрантов, и спорить с этим не имеет совершенно никакого смысла, поскольку выходцев из других государств (особенно из бывших колоний) действительно очень много. Для того, чтобы убедиться в этом, нам достаточно посмотреть международные спортивные соревнования, в которых принимают участие представители Франции, и ярчайшим примером здесь является сборная по футболу. Но, наша статья не об этом, в ней мы хотели бы рассказать о том, какое место среди многочисленных диаспор Парижа занимает русское сообщество. А то, что русская диаспора есть в столице Франции, многие из нас прекрасно знают, но только вот пишется об этом не то чтобы много.

Что же, впервые русские переселенцы появились в Париже в девятнадцатом столетии. Естественно, единичные случаи были и ранее, но в то время это стало модным явлением, когда многочисленные представители дворянских родов приезжали на постоянное место жительство во Францию с целью приобщиться к высокой европейской культуре, изучить язык, на котором говорили Мольер, Бомарше, Вольтер и другие легендарные исторические личности. А первыми, кто получил возможность оценить прелести французской столицы, были солдаты армии Кутузова, которые одержали победу над армией Императора Наполеона при Ватерлоо в 1814-м году. А поскольку среди них было немало офицеров из знатных русских семей, то неудивительно, что о прелестях и шарме Парижа очень быстро узнала российская знать.

Но, то количество эмигрантов, которое наблюдалось за последующие с этого времени сто лет, не идет ни в какое сравнение с тем массовым бегством жителей Российской Империи, что было отмечено после большевистского государственного переворота в 1917-м году. Тогда тысячи дворян, представителей, политической, культурной, научной элиты страны были вынуждены бросить все свое имущество на «растерзание» новой власти, чтобы просто спасти свои жизни. Также немало русских солдат, сражавшихся на французских территориях во время Первой мировой войны, после новостей с родины приняли решение не возвращаться на нее, а остаться во Франции в надежде на лучшую жизнь. Оказавшие в Париже российские эмигранты столкнулись с не самими приятными условиями и жизни, и им приходилось браться за любую доступную работу, чтобы просто-напросто выжить.

Несмотря на то, что в начале двадцатых годов прошлого столетия французское правительство признала Советский Союз и установило с ним дипломатические отношения, Париж стал центром русской политической оппозиции, здесь же в 1933-35-е годы укрывался Троцкий, ставший яростным оппонентом Сталина.

До Второй мировой войны русская диаспора в Париже постоянно увеличивалась благодаря притоку все новых эмигрантов, в связи с этим бурное развитие получали русские православные храмы, наполняемые прихожанами, культурные общества. В тридцатые годы во всей Франции уже проживало порядка трехсот тысяч выходцев из России.

После окончания войны здесь оказалось еще около ста тысяч советских военнопленных, большинство из которых, правда, достаточно быстро отправилось в сторону Соединенных штатов Америки. И в 1946-м году выходцев из нашей страны во Франции осталось не более шестидесяти тысяч человек.

Следующая эмигрантская волна из СССР в Париж была отмечена в семидесятые годы двадцатого века, когда сотни советских граждан отказывались возвращаться на родину из служебных командировок. Ярчайшим примером является невозврат в Россию гениального музыканта Растроповича, который вернулся на родину только после развала Союза.

На сегодняшний день русская диаспора во Франции насчитывает около пяти тысяч человек, имеющих французский паспорт, но несмотря на такое небольшое число, среди этих людей знаменитые представители творческих профессий, который вносят свой большой вклад в развитие общеевропейской культуры, привнося в нее частицу русской культуры.

 

12.08.2010 16:56

Glamour Apartments

blog.glamourapartments.ru

Русские во Франции - Gpedia, Your Encyclopedia

Русские во Франции Современное самоназвание Численность и ареал Язык Религия Входит в Родственные народы Этнические группы

Русские

Всего: 200 тыс.[1]-500 тыс.[1]

Франция Франция (Париж, Иль-де-Франс, Ницца, Марсель, Бордо, Лион, Корсика)

русский, французский, идиш, иврит

православие (РПЦ, Западноевропейский экзархат русских приходов, РПЦЗ), иудаизм

восточные славяне

русские, французы

Эмигранты из России и их потомки (русские, евреи)

Русские во Франции — небольшая диаспора русских, эмигрантов из России и их потомков во Франции. Несмотря на немногочисленность, является одной из самых важных групп русской диаспоры.

История

До революции 1917 года

Лазурный Берег был любимым местом для отдыха европейской аристократии. Некоторые аристократы также прибывали туда для лечения туберкулёза. Императрица Александра Фёдоровна, жена покойного Николая I, полюбила это место после смерти супруга и часто здесь отдыхала. В 1856 году она пожертвовала деньги для постройки церкви для прихода. Церковь Святых Николая и Александры была освящена 31 декабря 1859 года в городе Ницце, который в то время имел более 45 000 жителей и был частью Графства Ниццы Сардинского королевства, принадлежащий Савойскому дому, перед тем, как несколько месяцев спустя в апреле 1860 оно было присоединено к французской империи плебисцитом. В декабре 1912 года, полвека спустя, русский православный собор будет освящен в память цесаревича Николая Александровича, который умер в Ницце. Само здание и участок земли, на котором собор располагается, является собственностью российского государства и по сей день.

Межвоенный период

1,5 миллиона — приблизительная цифра иммигрантов во время Гражданской войны в России, около 400 тысяч из них поселились во Франции. Политические беженцы, белоэмигранты создают благотворительные организации, такие как Земгор, комитет Российского Красного Креста, Свято-Сергиевский православный богословский институт (основан в 1924 году) и Русское студенческое христианское движение (1926), которые обеспечивали их сообществу ассоциативные, политические и религиозные связи, а также материальную помощь.[2] Как символ массовой иммиграции, 10000 русских похоронены на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Корабль «Рион», на котором находились 3422 беженцев (русские, украинцы и казаки), шёл из Константинополя в Бразилию и остановился в Аяччо 15 мая 1921 года в 2 часа ночи.[3]Аяччо, островной город с населением в 20000 жителей, за один день испытал прирост населения на 20 %. 25 мая, через 10 дней после прибытия судна, около 600 беженцев, наконец, разрешили поселиться в казарме «Livrelli», расположенном в центре Аяччо. Основная статья: fr:Exode des Russes blancs en Corse

В основном русские эмигранты селились в крупных городах и их пригородах, больше всего в Париже и его окрестностях. По воспоминаниям протопресвитера Иоанна Мейендорфа: «„Русский Париж“ 30-х гг. был целым миром. В столице Франции жили многие десятки тысяч русских, среди которых были ведущие интеллектуалы, художники, богословы, великие князья и бывшие царские министры. Творческая и культурная жизнь русской колонии была необычайно активной: публиковалось множество разнообразных журналов и несколько ежедневных газет, в которых продолжались жаркие политические споры эмигрантов, всё ещё надеющихся на скорое возвращение на Родину. Дети воспитывались в русских школах, в некоторой изоляции от окружающего их французского общества (которое, кстати сказать, не всегда стремилось оказать им какое-либо гостеприимство).»[4]

Вторая мировая война

Послевоенное время

Современный период

Известные люди

См. также: :en:Category:French people of Russian descent

На русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа похоронен знаменитый советский кинорежиссёр Андрей Тарковский со своей женой Ларисой (см. также: Категория:Похороненные на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа)

Примечания

Ссылки

www.gpedia.com

Русские во Франции

Русские Численность и ареал

Всего: 200 тыс.[1]-500 тыс.[1]Франция Франция (Париж, Иль-де-Франс, Ницца, Марсель, Бордо, Лион, Корсика)

Язык

русский, французский, идиш, иврит

Религия

православие (РПЦ, Западноевропейский экзархат русских приходов, РПЦЗ), иудаизм

Расовый тип

Европеоидная

Входит в

восточные славяне

Родственные народы

русские, французы

Этнические группы

Эмигранты из России и их потомки (русские, евреи)

Русские во Франции — небольшая диаспора русских, эмигрантов из России и их потомков во Франции. Несмотря на немногочисленность, является одной из самых важных групп русской диаспоры.

Содержание

История

До революции 1917 года

Лазурный Берег был любимым местом для отдыха европейской аристократии. Некоторые аристократы также прибывали туда для лечения туберкулёза. Императрица Александра Фёдоровна, жена покойного Николая I, полюбила это место после смерти супруга и часто здесь отдыхала. В 1856 году она пожертвовала деньги для постройки церкви для прихода. Церковь Святых Николая и Александры была освящена 31 декабря 1859 года в городе Ницце, который в то время имел более 45 000 жителей и был частью Графства Ниццы Сардинского королевства, принадлежащий Савойскому дому, перед тем, как несколько месяцев спустя в апреле 1860 оно было присоединено к французской империи плебисцитом. В декабре 1912 года, полвека спустя, русский православный собор будет освящен в память цесаревича Николая Александровича, который умер в Ницце. Само здание и участок земли, на котором собор располагается, является собственностью российского государства и по сей день.

Межвоенный период

1,5 миллиона — приблизительная цифра иммигрантов во время Гражданской войны в России, около 400 тысяч из них поселились во Франции. Политические беженцы, белоэмигранты создают благотворительные организации, такие как Земгор, комитет Российского Красного Креста, Свято-Сергиевский православный богословский институт (основан в 1924 году) и Русское студенческое христианское движение (1926), которые обеспечивали их сообществу ассоциативные, политические и религиозные связи, а также материальную помощь.[2] Как символ массовой иммиграции, 10000 русских похоронены на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Корабль «Рион», на котором находились 3422 беженцев (русские, украинцы и казаки), шёл из Константинополя в Бразилию и остановился в Аяччо 15 мая 1921 года в 2 часа ночи.[3] Аяччо, островной город с населением в 20000 жителей, за один день испытал прирост населения на 20 %. 25 мая, через 10 дней после прибытия судна, около 600 беженцев, наконец, разрешили поселиться в казарме «Livrelli», расположенном в центре Аяччо. Основная статья: fr:Exode des Russes blancs en Corse

В основном русские эмигранты селились в крупных городах и их пригородах, больше всего в Париже и его окрестностях. По воспоминаниям протопресвитера Иоанна Мейендорфа: «„Русский Париж“ 30-х гг. был целым миром. В столице Франции жили многие десятки тысяч русских, среди которых были ведущие интеллектуалы, художники, богословы, великие князья и бывшие царские министры. Творческая и культурная жизнь русской колонии была необычайно активной: публиковалось множество разнообразных журналов и несколько ежедневных газет, в которых продолжались жаркие политические споры эмигрантов, всё ещё надеющихся на скорое возвращение на Родину. Дети воспитывались в русских школах, в некоторой изоляции от окружающего их французского общества (которое, кстати сказать, не всегда стремилось оказать им какое-либо гостеприимство).»[4]

Вторая мировая война

Послевоенное время

Современный период

Известные люди

См. также: :en:Category:French people of Russian descent

На русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа похоронен знаменитый советский кинорежиссёр Андрей Тарковский со своей женой Ларисой (см. также: Категория:Похороненные на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа)

Примечания

  1. ↑ 1 2 "La communauté russe en France est "éclectique"
  2. ↑ «Poutine réhabilite les Russes blancs». Le Figaro
  3. ↑ Bagni, Bruno. «Les Russes en Corse». Études Corses (Bastia: ACSH, Archives départementales de la Haute-Corse) (49).
  4. ↑ Жизнь, достойная восхищения | Православие и мир

Ссылки

Русская диаспора Америка Европа Австралия и Океания Азия Другое
Аргентина • Боливия • Бразилия • Канада • Мексика • США (Казаки) • Уругвай
Абхазия • Австрия • Азербайджан • Армения • Болгария • Беларусь • Великобритания • Грузия • Италия • Молдавия • Прибалтика (Латвия • Литва • Эстония) • Польша • Россия (Дагестан • Чечня • Башкортостан) • Сербия • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Чехия • Швеция
Австралия • Новая Зеландия
Индия • Иран • Казахстан • Киргизия • Китай (СУАР) • Корея • Таджикистан • Туркмения • Турция • Узбекистан • Япония
Тудовляне • Переселенцы из стран бывшего СССР в Германии

Русские во Франции Информация о

Русские во ФранцииРусские во Франции

Русские во Франции Информация Видео

Русские во Франции Просмотр темы.

Русские во Франции что, Русские во Франции кто, Русские во Франции объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

арабская, китайская, еврейская и выходцы из бывших африканских колоний. Франция. Все радости жизни

Французские диаспоры: арабская, китайская, еврейская и выходцы из бывших африканских колоний

Русские диаспоры никогда не были сильными. Русских кварталов как таковых в Париже нет, и русских ресторанов — тоже почти нет. Русские люди как-то быстро вливаются в окружающую их среду. При этом они продолжают общаться между собой, но все равно очень любят ассимилироваться. Поэтому, несмотря на то, что в Париже регулярно можно услышать русскую речь в совершенно не туристических кварталах, русской диаспоры как таковой во Франции нет.

А вот у китайцев — настоящая диаспора. Они очень дружны и держатся особняком. Может быть, в этом — секрет их успеха? Большая часть выходцев из Китая, а также Кореи и стран Юго-Восточной Азии сосредоточена в так называемом Треугольнике Шуази, в части тринадцатого округа Парижа между авеню Шуази и Иври и бульваром Массена. Там стоят высокие многоэтажные «башни», построенные в 1970-е годы. Парижане не захотели покупать там квартиры, и туда вселились новые иммигранты, приехавшие из Вьетнама, Китая и других азиатских стран.

Я люблю бывать в этом районе, так контрастирующем с Парижем «красивых кварталов». Летним вечером там пахнет приправами и соевым соусом, можно найти отличные китайские ресторанчики и магазины со всякой азиатской снедью. Я знаю там малюсенькое место, больше похожее на столовую, где равиоли подают такие, какие больше во всем Париже не найти — да и в Шанхае, наверное, не везде есть.

За пределы этих кварталов китайцы «выходят» в основном для того, чтобы открывать рестораны. Если раньше это были китайские забегаловки с заранее приготовленной едой, лежащей за стеклом витрин (утка по-пекински, креветки в остром соусе и т. д.), то теперь это суши-рестораны. Большая часть японских ресторанов в городе — ненастоящие, потому что их держат китайцы. Их легко отличить от настоящих японских ресторанов по одинаковым красным вывескам, современному интерьеру и невысоким ценам.

Настоящие же японские рестораны — а также японский и корейский кварталы — находятся в первом и втором округах, на улицах Сент-Анн и Пети Шан. Вот там правильные японские рестораны — с завешанными занавесками приглушенных цветов входами, невыразительной мебелью и настоящими японцами — хозяевами и официантами. Там же находятся магазины со всякой японской снедью — водорослями, быстрорастворимыми макаронами и тофу — и офисы японских компаний.

Еврейская диаспора — одна из самых древних в Париже, следы поселений были найдены еще в I веке до нашей эры. Сначала она располагалась там, где сейчас находятся пятый и шестой округа Парижа — так, на углу бульвара Сен-Мишель и улицы Месье ле Пранс раньше находилось еврейское кладбище. К XII веку диаспора переместилась на острова Сен-Луи и Сите, а затем в XIII веке перебралась в Маре, где и «базируется» до сих пор.

Маре (болото) находится в третьем и четвертом округах Парижа. С XIII до XVII века там жила французская аристократия — короли Карл V и Анри IV, а также их придворные, облюбовавшие квартиры на площади Вогезов. Из-за того, что там жила знать, а это значит, люди с деньгами, квартал стал популярным местом для коммерции, и туда начала перемещаться еврейская диаспора, торговавшая ювелирными изделиями, одеждой и открывавшая рестораны. Сейчас это живописный и обуржуазившийся квартал, который очень любят модные туристы со всего света. Но между магазинами ведущих модных марок и галереями современного искусства до сих пор располагаются еврейские рестораны, магазины сладостей и, конечно, синагога.

Арабская диаспора — самая многочисленная этническая группа после французов европейского происхождения. Ислам — вторая после христианства религия во Франции. По сведениям Министерства внутренних дел Франции, в стране от 5 до 6 миллионов мусульман, но среди них только треть активно исповедуют религию. Население же арабского происхождения составляет во Франции около 3,5 миллиона человек — это те, у кого хотя бы отец или мать родом из стран Магриба. Многие известные люди, такие как Эдит Пиаф или Изабель Аджани, имели и имеют арабские корни.

В истории страны было несколько периодов, когда во Францию заселялись арабы, в основном тогда, когда требовалась недорогая рабочая сила. Например, во время Первой мировой войны, когда арабы заменили в полях и на заводах ушедших воевать французов. Часть после окончания войны вернулась на родину, но их сменили другие, приехавшие работать на стройках и восстанавливать страну.

Последний крупный иммиграционный период начался в 1950-е годы: для восстановления разрушенной после войны страны требуются рабочие руки. Приток иммигрантов рос в 1960-е годы, после алжирской войны. Иммигранты, в основном мужчины, приезжали из бывших французских колоний Северной Африки. Позже к ним по специально введенной визе — «воссоединение семьи» (regroupement familial) — присоединились женщины. Иммигрировали во Францию также политические беженцы, которые желали сохранить французскую национальность.

К арабам во Франции отношение очень сдержанное. Многие пишут, в том числе и в российских газетах, что они плохо ассимилируются и что кварталы, где они живут, — источник бандитизма. Это скорее следствие — а причина в том, что они живут в «плохих», дешевых кварталах, где агрессия аккумулируется сама по себе. Люди эти часто родились во Франции и уже не могут вернуться к себе домой — их страна здесь. Они видят, что к ним всегда относились как к людям второго сорта (их пренебрежительно называют «beur»). Как они могут ассимилироваться с людьми, которые сами не считают их равными себе? У арабов нет ни лобби, ни политических партий. И в школы хорошие они не могут попасть — как попасть, если они живут в настоящих гетто, откуда невозможно выбраться? Они там замкнуты сами на себе. Проблема в том, что у них практически нет выхода из той среды, в которой они живут, — и страна не предоставляет им ее, жестко закрывая социальные лифты для местного населения. В школах там опасно, на улицу выйти опасно.

Сейчас часто сравнивают нынешнюю ситуацию в Москве, когда на заработки «пригнали» дешевую рабочую силу, с похожей ситуацией во Франции. Пишут о том, что арабы не любят французов и плохо ассимилируются и что у нас будет то же самое. Считается, что москвичам грозят те же проблемы, которые сейчас возникли во Франции, когда «чувствительные кварталы», очень часто арабские, становятся источниками агрессии и преступности.

Проблемы действительно грозят, но не потому, что люди въезжают — даже если будут визы, все равно поток иммигрантов в той или иной степени будет продолжаться. Люди, которые так рассуждают, во-первых, плохо знают, как селили сюда арабов, во-вторых, совершенно не понимают французский менталитет. Мы видим, что эмигранты во Франции заселились организованно, а в России это произошло стихийно. Это очень важное различие. Арабам во Франции давали визы, у них были страховки, им предоставляли жилье. Гастарбайтер в России — униженный, бесправный человек, он всего этого лишен. Получается, арабам все дали, а они «зарвались»?

Все не так просто, и вот здесь встает вопрос французского менталитета. Да, арабам устроили все так, что они «в шоколаде» — дали возможность заселиться туда, где они живут, куда-нибудь подальше от «красивых кварталов». Но на равных к ним не относятся. Они ехали сюда, чтобы быть рабочей силой, людьми второго сорта — и такое отношение через полвека осталось к ним до сих пор.

Даже если араб окончил очень престижный вуз и усиленно стремится вверх, на хорошее рабочее место ему попасть весьма сложно. В Интернете широко обсуждалась история, когда одному парню сотрудник агентства по найму на работу посоветовал написать в резюме псевдоним — так у него было больше шансов попасть хотя бы на собеседование.

Чтобы бороться с этой «невидимой стеной», один парень из бедного квартала создал агентство Moza?k RH, которое помогает талантливой молодежи с высшим образованием из рабочих и иммигрантских кварталов устроиться на работу, соответствующую диплому. Его инициативу поддержали такие компании, как BNP Paribas, Galeries Lafayette, SNCF, Petit Bateau, ERDF и другие.

Россия всегда была очень толерантна по отношению к иностранцам. Здесь испокон веков жили представители многих национальностей, и среди ваших друзей наверняка есть люди, имеющие нерусские фамилии. Проблема в России в том, что иммигранты-гастарбайтеры лишены базовых прав — у них нет медицинских страховок, у них отнимают паспорта, они живут в ужасных, иногда просто антисанитарных условиях и поэтому озлоблены на окружающий мир и конкретно на русских. Как только иммигрант устраивается, он легко проникает и в «человеческие» школы, и на хорошие рабочие места и составляет конкуренцию русским. Правда же в том, что страна не может создать им подобающие условия, как создала когда-то Франция, — и поэтому не имеет права их впускать.

Я думаю, что любой современный и богатый город — это город, в котором есть иммигранты. Если вы приедете в Лондон или Нью-Йорк, увидите, что там живет население всех цветов кожи. Это скорее показатель того, что там что-то происходит. Однако иммигранты должны иметь равные права с местными — хотя контроль за их въездом, за тем, кого впускать на свою территорию, должен быть очень жесткий.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Русский след во Франции

На минувшей неделе в Париже побывала большая российская делегация во главе с замминистра культуры Аллой Маниловой, чтобы, в том числе, открыть двустороннюю встречу экспертов по разработке маршрутов «Русский след во Франции» и «Французский след в России».

Что касается Франции – речь о туристических направлениях по местам, связанным с проживанием и деятельностью россиян всех волн эмиграции.

«Мало стран, между которыми существовали бы такие богатые культурные связи, как между Россией и Францией. Да таких стран, наверное, нет. К тому же самая представительная русская диаспора находится, конечно, во Франции». С таких слов посла России А.К.Орлова началась двухдневная работа.

Туристическая отрасль по понятным причинам переживает сейчас не лучшие времена. Туризм – это и популяризация страны, и доходная отрасль экономики. А культура должна быть сильнее политических страстей. Как стимулировать интерес россиян к Франции и французов к России, как выйти за пределы предложений с пакетом хорошо знакомых всем символов наших двух стран? Как стимулировать молодежный туризм и возбудить эмоции к новым знаниям? Эти и другие вопросы стояли на повестке дня в Париже.

Понятно, что на встречах говорили о французских маршрутах и о русском следе в этой чудесной стране. Работа шла по секциям, которые вели директор музея «Петергоф» Е.Кальницкая, замдиректора Эрмитажа Г. Вилинбахов, директор московского Дома русского зарубежья (ДРЗ)В.Москвин, организатор русских гастрономических сезонов Н. Марзоева и директор Фонда им. Д.С.Лихачева А.Кобак.

И вот, о последней секции хочется сказать в первую очередь. На ней речь шла о Петре I во Франции.

И вроде, к чему вспоминать времена столь отдаленные?  Повод оказался важным. Для этого стоит вспомнить, что Петр прибыл во Францию в апреле 1717 года и пробыл на ее земле почти два месяца (срок для царя, славного неуемной энергией, существенный). Но главное – до этого времени в стране никогда не было российской постоянной миссии. Т.е. временные визиты и проживания наших дипломатов имели место, но вот постоянного посольства не существовало. И только этот долгий визит Петра смог положить начало установлению дипотношений. И значит, если в архивах найдутся соответствующие документы, то в 2017 году нас ждет круглая франко-российская дата.

А мест, связанных с пребыванием царя в Париже и в его окрестностях, оказалось немало. Сохранились дневники, в которых подробно описывается чуть ли не каждый день венценосного гостя, его посещения Лувра, дворца Тюильри, участие в смотре французских конных бригад на Елисейских полях (которые тогда еще не были широким проспектом), и, конечно, Версаля, дворца в Марли, где он изучал знаменитую машину, снабжающую фонтаны королевских резиденций водой, Фонтенбло, которое не произвело на царя сильного впечатления. А в Музее армии в Инвалидах хранится подлинная шпага Петра с выгравированным его именем.

Любопытно было узнать, что Совет Европы утвердил программу, по которой работают 33 сертифицированных маршрута. Россия является участником этого проекта (читай – платит взносы), но ее территорию затрагивает лишь один маршрут и то крайне скудно. А два Великих посольства Петра I по Европе вполне могли бы превратиться в туристическое путешествие для тех, кто интересуется историей не только России, но и Европы.

От похода Наполеона, от I и II мировых войн осталось еще больше артефактов и воспоминаний. Они и в чисто французских музеях, и в единственном в зарубежье музее Лейб гвардии казачьего полка в ближайшем пригороде столицы. Память о тех временах сохраняется и на русском военном кладбище в Мурмелоне, она увековечена в скульптурных композициях, которые были открыты в Париже и в провинции, там, где шли бои.

«Русское зарубежье – по следам эмиграции» — тема настолько обширная, что может разложиться на десяток отдельных экскурсий.

Тут и русский Париж, где после революции 1917 года селились наши эмигранты, и пригороды, такие как Кламар, Ванв, Медон с православными церквами и кладбищами. Ницца на Лазурном берегу и Биарритц – на Атлантике. И еще много малоизвестных городков в центре страны и на окраинах, где еще витает дух русской истории и по которым можно совершить автобусные туристические пробеги.

«Русская богема во Франции» — также тема, обсуждавшаяся на круглом столе. Материал по ней неисчерпаем. Тропы не исхожены. В XIX веке во Франции жили Тургенев и Гоголь, приезжали Толстой и Репин. Ветер перемен XX века принес на галльские земли композиторов (Рахманинова, Метнера и Прокофьева), писателей и поэтов (Бунина, Бальмонта, Цветаеву, Ахматову), художников, которые составят позже «Парижскую школу», и чьи имена может вместить лишь увесистый том.

И конечно, ни одно путешествие не обходится без гастрономических дегустаций да и просто вкусных застолий, во время которых тоже познается история страны.

За два дня рабочими группами было выдвинуто немало дельных предложений по разработке и изданию разнообразных путеводителей. Предлагалась организация путешествий при участии русских ассоциаций, которые занимаются культурным наследием во многих городах Франции. Говорили о визовых проблемах. В.Москвин рассказал, что при ДРЗ в Москве открыта структура, специализирующаяся на туризме, связанном с розыском родных и близких в другой стране.

Словом, идей много, энтузиазм и желание налицо. Дело — за умелой организацией.

Русский очевидец

vksrs.com

Русские во Франции, Русские за границей, русские в иммиграции, русские зарубежом, zarubegom, русская диаспора, русская община, русские в иммиграции, достижения русских за границей

 «Тридцати с лишним миллионной российской общине за рубежом пришла пора знать и осознавать то место, которое она ныне занимает в этом мире. Российские соотечественники, оказавшиеся за рубежом в силу исторических и политических превратностей и непредсказуемости человеческих судеб, не растворились и не потерялись, несмотря на выпавшие на их долю большие трудности вживания в новые условия.

Наряду с сохранением тесной духовной связи с исторической Родиной они несут в себе присущие российскому народу испокон веков высокие творческие дарования и качества. Для многих из них активное участие в культурной жизни стран проживания служит выражению художественных талантов, выделяющих их из общего ряда».

Председатель ВКС Алексей Лобанов

По словам председателя ВКС, «на протяжении всей истории Российского государства культура воспитывала и обогащала, служила источником духовного опыта нации, основой для консолидации нашего многонационального народа. Именно отечественная культура во многом обеспечила авторитет и влияние России в мире, помогла ей стать великой державой. В этой связи перед нами, соотечественниками, во весь рост встает задача повышать международный интерес к истории России, к традициям, к языку, к культурным ценностям».

Наш рассказ – о российских соотечественниках во Франции – в стране, занимающей особое место в судьбах Русского зарубежья.

Культурно-историческое наследие российских соотечественников во Франции по своему богатству и разнообразию, а также значимости для отечественной, французской и мировой культуры – явление уникальное. На протяжении последних трех столетий российско-французские отношения развивались под знаком большого взаимного интереса и искренней симпатии французов и русских друг к другу, и, как следствие, интенсивных культурных и гуманитарных обменов.

С середины XVIII в. наши соотечественники приезжали во Францию для работы, учебы, отдыха, лечения, приобретения недвижимости, постоянного проживания. Для многих деятелей культуры и искусства из России пребывание во Франции служило мощным источником вдохновения. В период XVIII – XIX вв. здесь побывали выдающиеся представители российской интеллектуальной элиты: поэты и писатели – В.Тредьяковский, Д.Фонвизин, С.Плещеев, В.Жуковский, Н.Некрасов, Н.Гоголь, А.Фет, Ф.Тютчев, Ф.Достоевский, М.Салтыков-Щедрин, И.Тургенев, Л.Толстой, И.Гончаров, А.Чехов; философы – М.Бакунин, В.Белинский, В.Соловьев, А.Герцен; художники – И.Репин, В.Верещагин, В.Поленов; ученые – С.Ковалевская, А.Коротнев, С.Метальников, Д.Рябушинский и др.

Мемориальная доска на доме в Париже, где с ноября 1836 г. по февраль 1837 г. жил Николай Васильевич Гоголь

В начале XX в. расцвет науки, культуры и искусств во Франции и России, а также особый характер двусторонних отношений (военно-политический союз) способствовали увеличению притока российских соотечественников на французскую землю. К этому времени Россия окончательно вошла в европейское культурное пространство, а русская интеллигенция пользовалась большим уважением в Европе. Имена выдающихся российских представителей «Серебряного века» тесно связаны с Францией. В их числе писатели и поэты – Н.Гумилев, А.Ахматова, М.Цветаева, З.Гиппиус, Тэффи (Надежда Лохвицкая), О.Мандельштам, М.Волошин, А.Куприн, И.Эренбург, А.Толстой; композиторы – А.Скрябин, Н. Римский-Корсаков, С.Рахманинов, А.Глазунов, И.Стравинский; художники – В.Кандинский, К.Малевич, М.Ларионов, Н.Гончарова, Л.Бакст, А.Бенуа, Д.Бурлюк, Л.Попова, К.Коровин, М.Врубель, М.Шагал, З.Серебрякова.

Исторические испытания, выпавшие на долю России в XX веке, спровоцировали несколько волн массовой эмиграции, каждая из которых приносила за рубеж, в том числе и во Францию, все новые поколения соотечественников.

Первая волна эмиграции относится к периоду революционных потрясений в России начала XX в. Уже после 1905 г. здесь обосновались около 15 тыс. человек, а за последующий период после Гражданской войны в России свыше 400 тыс. человек переехали жить во Францию.

Именно это стало причиной высокой концентрации на французской земле представителей известных русских дворянских фамилий, история которых тесно переплетена с историей России, а также видных деятелей искусства, писателей, публицистов, музыкантов.

Вторая волна эмиграции относится к периоду после окончания Второй мировой войны. Не менее 40 тыс. россиян из числа депортированных, перемещенных лиц и бывших военнопленных остались жить во Франции.

Третья волна сложилась в 70-80 гг. из граждан, покинувших Советский Союз – в т.ч., представителей диссидентского движения. Четвертая волна эмиграции, начавшаяся в 90-е гг., привлекла сюда россиян, работающих по контракту, и экономических мигрантов. К этому же периоду относится появление двух крупных категорий соотечественников – россиянок, вышедших замуж за французских граждан, и детей, усыновленных французскими приемными родителями.

Активная интеграция во французское общество выходцев из России не помешала им и их потомкам сохранить тесную духовно-культурную связь с исторической Родиной, найти успешное применение своим талантам и навыкам в новых условиях, оставить заметный след не только во французской, но и мировой истории и культуре.

В настоящее время во Франции существует множество мест, хранящих память русского зарубежья. Среди них можно выделить следующие: «Русский дом» и «Русское кладбище» в г. Сент-Женевьев-де-Буа. В начале XX века английская подданная Доротея Паже приобрела на территории города Сент-Женевьев-де-Буа старый особняк и по инициативе княгини В.К.Мещерской (1876-1949 гг.) предоставила его в пользование престарелым русским эмигрантам. Основанный княгиней Мещерской приют существует и в настоящее время под названием «Русский дом».

«Русское кладбище» в г. Сент-Женевьев-де-Буа

Обитателей этого приюта по их кончине хоронили на муниципальном кладбище. Вокруг этих могил, первые из которых появились в 1927 г., и образовалось «Русское кладбище», на котором похоронены многие представители русской интеллигенции и духовенства, государственные и общественные деятели, вошедшие в историю русской и мировой культуры. Это писатели И.А.Бунин, Б.К.Зайцев, А.М.Ремизов, художники К.А.Коровин, С.К.Маковский, Д.С.Стелецкий, З.Е.Серебрякова, К.А.Сомов, философы  о.Сергий Булгаков, Н.Н.Лосский, танцовщики В.А.Трефилова, С.М.Лифарь, М.Кшесинская, О.Преображенская и другие. На кладбище находятся также могилы известных деятелей культуры – выходцев из Советского Союза: А.А.Тарковского, А.А.Галича, В.П.Некрасова, Р.Нуреева.

У входа на кладбище в 1939 г. возведена по проекту архитектора Альберта Бенуа (брат художника А.Н.Бенуа) Свято-Успенская Церковь.

 

В «Русском доме» хранятся картины и другие произведения искусства из бывшего царского посольства в Париже. Имеется большой архив, состоящий как из собственных материалов «Дома» с момента его основания, так и из личных документов, дневников, фотографий, исторических и семейных реликвий проживавших в его стенах пенсионеров.

В настоящее время на базе «Русского дома» создается мемориально- исследовательский центр русской эмиграции с постоянной экспозицией, помещением для работы специалистов с архивами, читальным залом, где могли бы также проводиться различные мероприятия, посвященные русской истории и культуре.

Библиотека Тургенева в Париже. В 1875 г. по инициативе проживавшего во Франции революционера Г.Лопатина и при поддержке И.Тургенева в Париже открылась русская библиотека для студентов и политэмигрантов из России. Тургенев лично занимался собиранием книжных фондов библиотеки, передал множество книг из своей собственной библиотеки, получал последние публикации от российских издателей. В 1883 г. библиотеке присвоено имя Тургенева.

Осенью 1940 г. фонды библиотеки были вывезены нацистами в неизвестном направлении и утеряны в ходе войны. Лишь несколько книг, носящих печать библиотеки, были впоследствии найдены и переданы на хранение в Музей И.Тургенева в г. Орле. В 1959 г. книжные фонды библиотеки были восстановлены и легли в основу новой Библиотеки Тургенева, располагающей более 35 тыс.томов.

 

Тургенев в кругу французских писателей (Доде, Флобер, Золя, Тургенев). Гравюра с рисунка. ИРЛИ (Пушкинский дом)

Музей в Буживале. Дача Ивана Тургенева. В 1874 г. И.Тургенев покупает в парижском пригороде Буживале усадьбу “Ясени”, где выстраивает себе на русский манер небольшой дом- дачу напротив Виллы Директории, где поселилась семья известной французской певицы Полины Виардо, с которой писателя связывали долгие годы дружбы. Тургенев проживет здесь до своей смерти 3 сентября 1883 г.

В «Ясенях» Тургенев написал свой последний роман “Новь” и “Стихотворения в прозе”. В 1876 г. писатель закончил русский перевод “Искушения Святого Антония” Гюстава Флобера, которого Тургенев считал своим лучшим другом среди французских писателей, входивших в так называемую знаменитую “Группу пяти” (Флобер, Тургенев, Доде, Золя, Гонкур). Тургенев принимал у себя в Буживале Ги де Мопассана и Генри Джеймса, русских писателей Сологуба и Салтыкова-Щедрина, художника Верещагина и других видных представителей литературы и искусства. В гостях у писателя бывали известные композиторы Камий Сен-Санс и Габриэль Форе.

В 1983 г. в доме писателя был открыт музей, созданный Ассоциацией «Друзья Ивана Тургенева, Полины Виардо и Марии Малибран», возглавляемой А.Я.Звигильским.

На первом этаже музея расположена постоянная выставка, рассказывающая о жизни писателя в России и во Франции, а также о его ближайшем окружении – семье Виардо, композиторах, артистах и писателях. На втором этаже воссозданы рабочий кабинет и спальня.

Музей лейб-гвардии казачьего Его Величества полка. Музей, основанный в парижском пригороде Курбевуа генерал-майором И.Н.Оприцом, автором фундаментального труда «Лейб-гвардии Казачий Его Величества полк в годы революции и гражданской войны. 1917-1920гг.», собрал в своих фондах реликвии полка, образцы обмундирования и снаряжения, посуду, батальонные картины, предметы офицерского обихода и т.д. На базе музея сохранен уникальный военно- патриотический материал, повествующий о военной истории России.

Созданный императрицей Екатериной II в 1775 г. в Санкт-Петербурге музей после революции 1917 г. был эвакуирован в Турцию, затем в Сербию, а в 1929 г. был перевезен в Париж.

Сегодня музей представляет собой единственное в своем роде культурно-историческое учреждение. Ни одному из полков российской царской армии не удалось сохранить настолько полную, целостную коллекцию предметов и документов, относящихся к его истории. Музей стал духовно объединяющим центром для бывших офицеров лейб-гвардии казачьего полка и их потомков, создавших одноименную ассоциацию, усилиями которой и поддерживается функционирование музея.

Консерватория им. С.Рахманинова. В 1923-1924 гт. группа преподавателей-эмигрантов Императорских консерваторий России создали Русскую консерваторию в Париже. Среди ее основателей и почетных членов значились Ф.Шаляпин, А.Глазунов, А.Гречанинов, С.Рахманинов. В 1932 г. консерватория перешла под опеку вновь созданного «Русского музыкального общества».

Помимо музыкального образования консерватория занимается организацией концертов, творческих конференций, иных культурных мероприятий, по-прежнему оставаясь островком русской культуры во Франции. Руководит консерваторией председатель «Русского музыкального общества» граф П.П.Шереметев.

Сергей Васильевич Рахманинов

В краткой информации можно упомянуть лишь незначительную часть российских соотечественников, живших и творивших во Франции, внесших свой вклад во французскую, русскую, а также мировую культуру.

Графиня Софья де Сегюр, урожденная Ростопчина – дочь московского градоначальника Ф.Ростопчина, переехала во Францию в 1817 г. вместе с отцом. Здесь она стала знаменитой детской писательницей, на книгах которой выросло не одно поколение французских детей.

Сергей Дягилев – в начале XX в. вывел российскую культуру и искусство на мировой уровень. В 1906 г. организовал в Париже выставку русских художников, в 1907 г. – музыкальный салон, в 1908 г. – выставку декоративного искусства, с 1910 г. – балетные «Русские сезоны». Благодаря С.Дягилеву сначала во Франции, а потом и во всем мире стали известны имена русских художников А.Бенуа, Л.Бакста, М.Врубеля, Д.Бурлюка, М.Ларионова, Н.Гончаровой, А.Явленского, композиторов Н.Римского- Корсакова, С.Рахманинова, А.Глазунова, И.Стравинского, певца Ф.Шаляпина, выдающихся балетных танцоров В.Нижинского, С.Лифаря, А.Павловой, Т.Карсавиной, И.Рубинштейн.

 

Матильда Кшессинская – выдающаяся балерина, в 1926 гг. основала школу русского балета в Париже и была ее бессменным руководителем более двадцати лет.

Игорь Стравинский – композитор, создавший лучшие свои произведения в Париже. Его именем названа одна из площадей Парижа.

Федор Шаляпин – всемирно известный русский певец, выступал в оперных театрах Парижа.

Константин Коровин – художник, создатель эскизов костюмов и декораций к драматическим постановкам, а также оперным и балетным спектаклям. Участвовал в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Награжден орденом Почетного легиона.

Марк Шагал – выдающийся художник, расписал купол Опера Гарнье в Париже.

Иван Бунин – классик русской литературы, лауреат Нобелевской премии.

Василий Кандинский – один из основателей нового авангардистского направления в живописи, жил и работал во Франции с 1933 по 1944 гг.

Анри Труайя (Лев Тарасов) – писатель, автор романов, повестей и биографических очерков о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Толстом, Тургеневе, Чехове, Горьком, а также российских монархах. Член Французской академии.

Рудольф Нуриев – солист балета и руководитель балетной труппы Опера Гарнье.

Андрей Тарковский – всемирно известный кинорежиссер, автор множества работ, вошедших в «золотой фонд» киноискусства.

 

Русские эмигранты боролись в рядах французского Сопротивления. Среди них Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (мать Мария, казнена нацистами), Т.А.Волконская, княгиня З.Шаховская (за свою деятельность во время войны награждена орденом Почетного легиона), С.Б.Долгова (организовала явочный пункт для эмигрантской антифашистской организации «Союз русских патриотов»), А.Скрябина (по мужу Сара Кнут, посмертно награждена Военным крестом и медалью Сопротивления) и многие другие. Русские сыграли огромную роль в антифашистском движении во Франции, часто выступая организаторами подпольной работы, принимая на себя самые сложные и ответственные задания.

В их рядах была княгиня Вера Оболенская – дочь бакинского вице-губернатора, статского советника Аполлона Макарова, которая приехала во Францию в девятилетнем возрасте в 1920 г. вместе с родителями. В 1937 г. вышла замуж за князя Николая Александровича Оболенского, сына бывшего градоначальника Петрограда.

С самого начала оккупации Франции нацистами В.Оболенская стала участником движения Сопротивления, была генеральным секретарем французской подпольной «Гражданской и военной организации», основателем антинацистской организации «Союз русских патриотов», помогала советским и британским военнопленным в сотрудничестве с партизанами «Свободной Франции».

В декабре 1943 г. была арестована гестапо. Подвергалась многочисленным допросам и пыткам на протяжении девяти месяцев. Не раскрыв ни одной из тайн подполья и не выдав никого из своих соратников, была казнена 4 августа 1944 г.

В 1958 г. В.Оболенская была посмертно награждена французским правительством Военным крестом, орденом Почетного легиона, медалью Сопротивления. В 1965 г. была отмечена советским Орденом Отечественной войны 1-й степени.

В ноябре 2000 года президент России Владимир Путин посетил русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Там он возложил венки к могилам русской героини движения Сопротивления гитлеровским оккупантам Вики Оболенской и великого русского писателя Ивана Бунина. Президент остановился перед могилами тех, кого называли белогвардейцами, а потом сказал: “Мы дети одной матери – России, и для нас настало время объединяться”.

В ноябре 2000 года президент России Владимир Путин посетил русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем

Среди соотечественников, оставивших заметный след в истории Франции, можно также отметить следующих.

Зиновий Пешков – старший брат большевика Я.Свердлова, приемный сын М.Горького (Пешкова), принимал участие в Первой мировой войне в рядах Иностранного легиона французской армии. В 1915 г. был тяжело ранен, перенес ампутацию правой руки. В 1916 г. вернулся в ряды Легиона. Участвовал во многих военных операциях французов, награжден боевыми орденами. Дослужился до звания генерала, был личным секретарем Ш. де Голля в годы Второй мировой войны, после войны – послом Франции.

Морис Дрюон – писатель, член французского движения Сопротивления, министр культуры Франции, депутат парламента, пожизненный секретарь Французской академии, кавалер многочисленных французских и зарубежных государственных наград, обладатель престижных литературных премий. Морис Дрюон – «самый русский из французских писателей» – сказал, что он является примером франко-российского родства и счастлив этим, и не представляет себя без Франции и без России. Наша соотечественница Анна Марли создала вместе с Морисом Дрюоном знаменитую «Песню партизан».

В 1884 г. по инициативе российского зоолога Алексея Коротнева в г.Вильфранш-сюр-Мер была создана «Франко-российская зоологическая станция» для изучения морской флоры и фауны. Научное сотрудничество в этой области между двумя странами продолжалось до 1932 г., пока лаборатория не была передана в руки французского государства. Сегодня станция находится в ведении парижского Института Пьера и Марии Кюри. Одно из судов Национального центра научных исследований носит имя Коротнева.

Из проживающих во Франции современных деятелей культуры – выходцев из России или имеющих российские корни, следует отметить следующих: Оскар Рабин, Эрик Булатов, Олег Целков, Михаил Шемякин – художники; Анатолий Гладилин, Андрей Макин – писатели; Робер Оссейн – актер, режиссер-постановщик, сценарист, драматург. Оссейн снялся в десятках фильмов во Франции, автор многочисленных театральных постановок, сценариев к кинофильмам. Командор Ордена Почетного легиона.

Элен Каррер д’Анкосс – историк, пожизненный секретарь Французской академии, автор многочисленных книг и публикаций по истории России. Награждена Большим крестом Почетного легиона, национальным орденом «За заслуги», многочисленными зарубежными наградами.

Князь Александр Александрович Трубецкой родился 14 марта 1947 года в Париже, в семье русских эмигрантов. Отец – князь Трубецкой Александр Евгеньевич (1892-1968). Мать – княгиня Голицына Александра Михайловна (1900-1991). Князь Александр Трубецкой всегда открыто говорит, что является патриотом России. И делает все, что может, чтобы способствовать сохранению ее исторического прошлого, культурного и духовного наследия.

По случаю 120-летия освобождения Болгарии в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов было задумано издать книгу В.А. Золотарева, начальника Института военной истории Министерства обороны РФ. Для подготовки этой книги князь А.А. Трубецкой передал хранится неопубликованный материал – воспоминания офицера лейб-гвардии Конно-гренадерского полка, участвовавшего в этой войне.

В ходе празднования 200-летия перехода А.В. Суворова через Альпы князь провел путем великого русского полководца членов русской молодежной организации “Витязи”, живущих в Париже. Кроме того, благодаря спонсорству А.А. Трубецкого, Военный исторический институт Швейцарии организовал Суворовский конгресс, чтобы отметить 200-летний юбилей: а также осенью 2000 года была издана книга “Под Российским Андреевским флагом”, посвященная 200-летию завершения Средиземноморского похода эскадры Ушакова. Князь А.А.Трубецкой оказал поддержку команде российской яхты “Максикласс”, которая участвовала в гонках в Средиземном море и вокруг Европы. Александр Трубецкой помогал организации выставки и изданию альбома художника Кадоля. Этот военный художник – бывший офицер наполеоновской армии создал серию замечательных акварелей видов Москвы 1820 года. Ныне акварели принадлежат Институту истории французской армии и были привезены в Москву в 1999 году на выставку в музее города Москвы.

Существенную роль в сохранении русской культуры среди эмигрантов сыграло их бережное отношение к родному языку. С ростом в последние годы числа наших соотечественников во Франции, в том числе количества смешанных семей и двуязычных детей, активно создаются частные школы дополнительного образования (ШДО), ставящие целью обучить детей русскому языку.

Школы, как правило, действуют на базе ассоциаций соотечественников. В крупных городах Франции ШДО оформились как самостоятельные структуры, где занятия с русскоязычными детьми являются основным видом деятельности, в более мелких городах – это клубы или творческие мастерские при культурных ассоциациях более широкого профиля.

В настоящее время во Франции насчитывается 50 ШДО и детских центров, которые регулярно посещают около 2000 детей. В Париже также действуют две церковно-приходские школы, где занимаются около 150 детей.

По оценкам Координационного совета соотечественников, ШДО охватывают около 30% русскоговорящих детей. Как правило, обучение начинается с 3 лет. После 12-13 лет уроки русского языка посещают наиболее мотивированные дети. Однако тенденция последних лет заключается в том, что число старших учеников в школах постоянно растет. Занятия проводятся по средам и субботам. Как правило, дети приходят на занятия на 3-4 часа один день в неделю.

Во всех школах занятия ведут исключительно носители русского языка. В крупных школах – это профессионалы с дипломами российских ВУЗов. Однако в целом наблюдается нехватка дипломированных специалистов по дошкольному воспитанию и учителей начальных классов. Чаще всего среди кандидатов на пост преподавателя встречаются филологи или преподаватели английского/французского языков.

Кошко Дмитрий Борисович – член Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом, председатель координационного совета российских соотечественников во Франции, президент Ассоциации «Франция – Урал». Филолог, журналист, преподаватель, общественный деятель. В 1993 организовал общество «Франция-Урал», один из издателей в Париже газеты «Lettres d’Oural» (1993-1998). Организовал сбор благотворительной помощи в пользу больниц Каменск-Уральского и ряда уральских социальных учреждений. Снимает документальные публицистические фильмы. Соучредитель Союза русофонов Франции (2006). Состоял членом Национальной организации витязей (НОВ).

Дмитрий Борисович – правнук А.Ф.Кошко (родился в 1867 г. в Минской губернии, умер в 1928 г. в Париже) — русского криминалиста, начальника Московской сыскной полиции, позднее заведовавший всем уголовным сыском Российской империи, в эмиграции писателя-мемуариста. В начале ХХ века Аркадий Кошко был личностью легендарной. Именно он создал первую в России уникальную по точности картотеку преступников и разработал особую систему идентификации личности, взятую затем на вооружение Скотланд-Ярдом.

Благодарим Департамент по работе с соотечественниками МИД России за предоставленные материалы

zarubegom.com


Смотрите также