Детский сад во франции


Детский сад во Франции (отрывок из книги)

Автор

«Домашний ребёнок» — российский журнал, созданный родителями для родителей. Авторы статей предлагают читателям альтернативную мейнстриму точку зрения по всем вопросам, касающимся рождения, воспитания и образования детей, семьи, здоровья и образа жизни современного человека. Комментарии, факты, исследования, которые не публикуют в обычных журналах для родителей. Подробнее о журнале
Вышел новый номер
«Домашний ребенок» №18

Комментарии

Я сейчас читаю (а скорее- листаю) книгу корреспондента Первого канала Жанны Агалаковой «Все, что я знаю о Париже». Очень легкое чтение, без претензий на что бы то ни было, но пара глав заслуживают внимания, особенно глава «Культурный шок», которую копирую сюда, потому что 100% все правда, до смешного:

<br />«<em>- Мадам, у нас в столовой очень мало мест, так что ваша дочь будет обедать только два дня в неделю.</em><em>  <br /></em><em>У меня опускаются руки. С этим детсадом одни проблемы! Вместо того чтобы облегчить мне жизнь, он ее только усложняет. Теперь в 8.30 я должна отвести мою девочку в детсад, в 11.30 должна ее забрать. В 13.30 после обеда снова отвести и в 16.30 забрать окончательно.</em><em>  <br /></em><em>Челночное движение между домом и садом никак не вписывается в непредсказуемый график моей работы, когда утром не знаешь, где окажешься вечером.</em><em>  <br /></em><em>  <br /></em><em>Кроме того, я еще не решила проблему среды. Ох, эти французские среды! Все детские заведения (во Франции они называются общим понятием „школа“, даже детские сады) открыты не пять дней в неделю, а только четыре. Среда — день особый. По средам дети должны посещать кружки по интересам, заниматься спортом, музыкой </em><nobr><em>и т. п.</em></nobr><em> Чем угодно, только не раскладывать кубики или стоять у доски, решая задачки, под присмотром учителя или воспитателя.</em><em>  <br /></em><em>  <br /></em><em>Во Франции огромное количество центров досуга, работающих только по средам. На стадионах и в бассейнах среда — детский день. Большинство музеев, театров и концертных залов предлагают в этот день недели специальные детские программы. Новые фильмы для детей выходят в прокат исключительно по средам.</em><em>  <br /></em><em>  <br /></em><em>Все это, как говорится, за отдельные деньги, которые родители должны заработать в другие дни недели, потому что в среду они носятся по городу со своим дитятей под мышкой из одного кружка в другой.</em><em>  <br /></em><em>  <br /></em><em>Можно, конечно, сэкономить и оставить ребенка дома, но категорически не одного — это уголовно наказуемо.</em><em>  <br /></em><em>Можно завести няню. Но нянь по средам на всех, разумеется, не хватает.</em><em>  <br /></em><em>Можно не ходить на работу вообще и быть домохозяйкой. Но это не мой случай…</em><em>  <br /></em><em>Мне, работающей маме, приходится немыслимо изворачиваться, чтобы оставаться работающей мамой.</em><em>  <br /></em><em>Помимо сумасшедших сред, каждые 6–7 недель на меня с неотвратимостью наваливаются каникулы.</em><em>  <br /></em><em>  <br /></em><em>Во Франции на отдых уходят даже детские сады! Пара недель в октябре—ноябре, столько же на Рождество, а также в конце февраля, плюс пасхальные каникулы и еще законные летние. Пять раз в год!</em><em>  <br /></em><em>  <br /></em><em>Только работа наберет хороший темп и размах, как — бац! — опять каникулы. Приходится снова ломать голову, куда пристроить дитя на это время.</em><em>  <br /></em><em>  <br /></em><em>Большинство берут отпуск, многие уезжают. Париж в это время пустует. Школьные каникулы во Франции — всегда „высокий сезон“, когда гостиницы и авиакомпании поднимают цены, а на автодорогах образуются километровые пробки: в первый день каникул „туда“, в последний — „обратно“.</em><em>  <br /></em><em>В ритме, заданным школой, живет вся страна.</em><em>  <br /></em><em>  <br /></em><em>Мне тоже приходится жить в этом ритме. Я уже знаю, что рассчитывать на интервью с политиком или чиновником во время школьных каникул не стоит. Я и не рассчитываю.</em><em>  <br /></em><em>  <br /></em><em>Но что делать с ребенком?!</em><em>  <br /></em><em>Выход один — няня.</em><em>  <br /></em><em>Няню приходится выписывать из России…</em><em>  <br /></em><em>Няне в Париже нравится все, и все об устройстве парижской жизни ей </em><nobr><em>более-менее</em></nobr><em> понятно. Но, столкнувшись с детсадовскими порядками, она испытывает настоящий культурный шок: дети гуляют в каменном школьном дворе, где порой ни деревца, ни скамейки. Спят, не раздеваясь, на полу прямо на матрасах без одеял и подушек, потому что кроваток нет. О втором завтраке, как у нас, о полднике и тем более об ужине даже речи быть не может. Только обед около полудня и то не для всех. Вечером мамаши забирают малышей с сухим пайком наготове. Бутерброды или конфеты, положенные в карман заботливой маминой рукой, запрещены. Любимые игрушки, принесенные из дома, тоже. Сменная обувь запрещена. Шарфы крайне опасны и запрещены категорически.</em><em>  <br /></em><em>  <br /></em><em>Нет, конечно, все не так ужасно. Малышей с младых ногтей учат счету и письму, регулярно водят в театры и бассейн, и в конце учебного года даже детсадовцам выдают бумагу, где по 19 пунктам расписано, как ребенок ориентируется в пространстве, вписывается в коллектив и насколько он податлив науке.</em><em>  <br /></em><em>И при этом совершенно не заботятся об их комфорте.</em><em>  <br /></em><em>  <br /></em><em>Тем не менее французские дети — образец поведения в общественных местах. Ребенок никогда не устраивает истерик, не дерется, не отбирает у других игрушки и слушается маму и папу с первого слова. В ресторанах за столом эти милые создания сидят, сложив лапки, и терпеливо ждут своего блюда. Их голоса не слышно, их умение владеть вилкой и ножом вызывает умиление. Им не нужно напоминать сказать „бонжур“, „мерси“ и „оревуар“, они сделают это сами с самым трогательным выражением лица.</em><em>  <br /></em><em>Одним словом, это идеальные дети.</em><em>  <br /></em><p><em>Может, я </em><nobr><em>что-то</em></nobr><em> пропустила, и по средам их в армию отдают?</em>»</p>

<p><a rel="nofollow" href="http://parizanka.livejournal.com/202818.html?thread=1791554" ><font size="1"><font color="#ff0000">Источник</font></font></a></p>

www.domrebenok.ru

Реферат - Дошкольное воспитание во Франции

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Детские сады принимают детей с 2 лет до 6 лет. Детские сады часто считают самой большой удачей французской системы образования.

Дошкольное образование во Франции является добровольным и бесплатным. Вместе с тем, большинство детей Франции посещают дошкольные учреждения.

Первое дошкольное учреждение появилось во Франции в 1770 г. Достаточно активно система образования начала развиваться с 1826 г. Открывались ДС для детей бедняков, сначала в Париже, затем и в других промышленных городах. В 1830 г. государство стало принимать дошкольные учреждения под свою опеку. В дошкольной педагогике очень видное место занимают работы Полины Кергомар (1838—1925). Она разработала организационные и содержательные основы нового типа детских учреждений «Материнская школа». Она предложила вводить в воспитание игру как основной метод и форму работы с детьми, указывала на необходимость учета психических особенностей детей, была противником телесных наказаний.

На сегодня дошкольное образование во Франции состоит из «материнских школ», соответствующих нашим детским садам. Дети начинают посещать эти учебные заведения с 2 – 3 летнего возраста.

Дети в садах делятся на три возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет – обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к чтению, письму и счету. Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают и дети нуждаются в присмотре.

Дошкольное образование во франции часто критикуют за излишний академизм и жесткую дисциплину, за то, что детям в малой степени предоставлена свобода выбора. Однако несмотря на это, французская система материнских школ является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.

Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18-19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают и дети нуждаются в присмотре. Следует заметить, что во Франции традиционно среда — день, который ранее предназначался для религиозного воспитания детей и занятий. И поэтому большинство детских садиков не работают по средам, и в этот день родителям приходится либо прибегать к услугам частной няни, либо обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами.

В детский сад принимают детей в возрасте от двух до шести лет. Воспитанники делятся на две группы по возрасту. В первой группе занимаются самые маленькие дети возрастом до 4 лет, их занятия представляют собой разнообразные игры. Следует заметить, что на любом этапе жизни ребенка истинное воспитание осуществляется на основании принципа «познание на ощупь, который важнее всех научных методов» Френе С. Антология гуманной педагогики. М.,1996. С.29… И именно поэтому, во второй группе (до 5 лет) помимо игр вводится творческие занятия: рисование, лепка, кроме того, уделяется большое внимание общению детей друг с другом, а также обучение различным практическим навыкам. Самых старших учат читать, считать и писать, подготавливая их к скорому поступлению в школу. «Главное внимание уделяется развитию речи малышей, пению, рисованию, физическим упражнениям, воспитанию санитарно-гигиенических привычек и простейших навыков самообслуживания» Вульфсон Б.Л. Школа современной Франции. М.,1970. С.78… Ругать, кричать на маленьких воспитанников категорически запрещено, обращаются с малышами очень ласково и тепло. Воспитатели не дают малышам плакать. Если ребенок расстроился, его возьмут на ручки, утешат, отвлекут каким-нибудь интересным занятием. Иногда дети на целый день отправляются в поход и устраивают на природе небольшой пикник.

Дошкольное образование во Франции

Из опыта дошкольного образования за рубежом

Продолжаем путешествие по миру с доктором педагогических наук Ларисой ПАРАМОНОВОЙ и доктором педагогических наук Екатериной ПРОТАСОВОЙ.

Мы познакомились с системой дошкольного образования США, Великобритании, Германии и Финляндии. Узнали об экологическом образовании в разных странах и о программах воспитания в духе мира.

Сегодня мы побываем во Франции. Если Германия — страна-прародительница идеи детского сада, то Франция благодаря своей истории стала проводником практических решений по созданию системы детских учреждений для детей. В частности, Франция — первая страна, в которой были созданы ясли и в которой идеи коллективного воспитания получили подробное идеологическое основание (в эпоху Парижской коммуны). Сегодняшняя Франция — поликультурная страна, пережившая волну миграций из бывших французских колоний, столкнувшаяся с новыми, ранее не свойственными проблемами. Например, с проблемой адаптации детей недавних репатриантов, родители которых плохо говорят (или вообще не говорят) по-французски и придерживаются строгих религиозных правил жизни. Детскому саду в решении этих проблем отводится не последнее место.

Французские малыши дошкольного возраста посещают так называемые «материнские школы». Эти школы появились в конце XIX века и отличались от других подобных заведений требованиями к педагогам. Последние должны были иметь специальное образование. Уровень требований к профессиональной подготовке педагогов постоянно повышался, и в 1940 г. сотрудники материнских школ должны были иметь степень не ниже бакалавра.

С 1972 г. материнские школы входят в состав начальных школ, где образование определяется общегосударственными целями и программами. Внутри начальной школы материнская школа объединяет детей 2–5 лет (они разделены на младшую, среднюю и старшую группы); дети 5–7 лет посещают сначала подготовительный курс, а затем элементарный курс основ наук. В начале 1997 г. система образования реформируется, становится в целом более современной. В частности, иностранным языкам начинают учить уже в дошкольном учреждении; кроме того, большое внимание уделяется использованию компьютеров в обучении. В то же время французы не намерены отказываться от старых ценностей образования, в частности, от поощрения энциклопедических знаний.

Задачи дошкольного образования

На ступени дошкольного воспитания образовательные цели заключаются в развитии физических, социальных, поведенческих и интеллектуальных навыков, необходимых для выработки умения справляться с разнообразными ситуациями сложной повседневной жизни. Достижение этих целей обеспечивается единством требований окружения. Ребенка поощряют контролировать свое поведение, обслуживать себя, пытаться решать новые задачи, регулировать отношения с окружающими, отстаивать свои права.

Этому нельзя научить, но можно постепенно воспитать в ребенке эти качества и умения, поэтому предпочтение отдается детской инициативе, а не обучению.

Мультикультурное происхождение современных французов часто мешает ребенку вести себя адекватно; для таких детей особенно важно приобрести опыт жизни в коллективе, овладеть языком, познакомиться с новыми понятиями.

Профессиональный педагог следит за успехами детей в решении задач, формировании понятий, развитии памяти, способности к суждению, восприятию, логическому мышлению. Все эти качества приобретаются благодаря коммуникации и взаимодействию со сверстниками.

В подготовительном цикле дети должны добиться следующего.

1. Приобрести функционально значимые моторные навыки, позволяющие реализовать свои способности и преодолевать слабости или недостатки развития.

2. Научиться выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Когда ребенок достигает возраста двух лет, воспитатель учит его обращать внимание на картинки, показывает ему истории в картинках, привлекает к участию в играх, стимулирующих дифференциацию визуальных, слуховых, кинестетических сигналов и сопоставление их с простыми понятиями. При знакомстве с произведениями детской литературы, песнями важно, чтобы ребенок овладевал синтаксическими структурами речи, радовался звучанию голоса. Дети знакомятся с формами письма и буквами.

3. Овладеть рисованием и основами других искусств. Считается, что искусство способствует обучению. Воспитатель предоставляет ребенку разнообразные материалы для манипулирования и творчества, развития самосознания и самоконтроля в области как замысла, так и моторных навыков, координации, равновесия.

4. Заниматься основами наук и технической деятельности. Ребенок исследует, экспериментирует, конструирует. При этом он наблюдает, проявляет любознательность, использует разные материалы, подбирает технические способы осуществления деятельности. Воспитатель облегчает формирование понятий из области науки, жизни и техники, поощряет задавание вопросов и опробование ответов, развитие критического мышления для понимания мира. Дети учатся пересчитывать предметы и играть в игры с использованием чисел.

Франция благодаря своей истории стала проводником практических решений по созданию системы детских учреждений для детей. В частности, Франция — первая страна, в которой были созданы ясли и в которой идеи коллективного воспитания получили подробное идеологическое основание (в эпоху Парижской коммуны). Сегодняшняя Франция — поликультурная страна, пережившая волну миграций из бывших французских колоний, столкнувшаяся с новыми, ранее не свойственными проблемами. Например, с проблемой адаптации детей недавних репатриантов, родители которых плохо говорят (или вообще не говорят) по-французски и придерживаются строгих религиозных правил жизни. Детскому саду в решении этих проблем отводится не последнее место.

Окончание. Начало см. в № 21/2009

День во французском детском саду

Как проводят день малыши

День у малышей начинается со свободных игр в специально оборудованных уголках (куклы, одежда для ролевых игр, игрушечный транспорт). Потом детей собирают для речевых занятий (используются считалки, потешки, пальчиковые игры, рассказы и истории, картинки и диапозитивы).

В десять часов — завтрак (стакан молока, бутерброд, кусок сыра); после этого прогулка, а затем мастерские для малых групп по 15–30 минут, в зависимости от возраста (занятия рисованием, языком, нанизывание бус, аппликация); моторное воспитание (в игровом зале дети занимаются физкультурой, после чего обязательно отдыхают, лежа на ковриках); музыкальные занятия (слушание записей, игры с песнями), которые проводит воспитатель (музыкальных работников нет).

Воспитатели используют марионеток, самодельных кукол, чтобы поговорить с детьми 2–4 лет. В ручном труде применяются разнообразные материалы (картон, крафт-бумага, стекло) и инструменты (перья, губки, скалки) для получения изображения; возникают формы: круглые, заостренные, антропоморфные. Традиционно играют в мяч и серсо.

Пространственные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием («Я залезаю под стол, я лезу на стул» и т.п.). Сенсорное воспитание направлено также на опознавание звуков и осознание вкусовых впечатлений.

Четырехлетки в детском саду

Для 4–5-летних, более активных фантазеров, добавляются разные формы ручного труда: рисование на ткани, витражи, отпечатки краской от форм на срезе сырой картошки. Строят клетку для кролика, ширму для отгораживания уголка с книгами. При случае стараются обсуждать спонтанно возникающие темы: рождение сестры, посещение рынка, а также специально подготовленные: плакат, серию диапозитивов. Воспитателю рекомендуется исправлять грамматические и артикуляционные ошибки. Дети начинают узнавать свое имя в письменном виде.

На занятиях физкультурой воспитатель выстраивает все более сложные дистанции, когда детям нужно подлезать, пролезать через препятствия, перепрыгивать, балансировать, координировать движения, часто под музыку.

На музыкальных занятиях используется много песен, различных ритмов, ударных инструментов.

Дети учатся определять на глаз расстояние до предмета, его верх и низ, размер, внешний и внутренний вид; сортировать и классифицировать предметы, знакомятся с цифрами и количествами.

Жизнь ребенка 5–6 лет в детском саду

Детям 5–6 лет предоставляется больше свободы в выборе занятий, но воспитательница требует от них усидчивости. На специальном табло отмечают, какими видами деятельности — письмом, чтением, графикой, математикой — занимались в этот день. В классе на всех предметах — этикетки, все происходящее фиксируется в письменном виде. Используется много книг, альбомов, плакатов, журналов, дети рисуют узоры графического характера, готовящие руку к письму. Вырезание, измерение, нахождение аналогий, сходства, различия относятся к развитию математических способностей. Настольно-печатные игры помогают закрепить полученные навыки. Представление о времени формируется при знакомстве с календарем, в процессе группировки серии картинок в временно'й последовательности. На занятиях физкультурой появляются коллективные игры с правилами.

Расписание в старшей группе такое: утром детей принимают в течение 15 минут (им читают, они играют в Лего, рисуют). На 15 минут все собираются вместе, и каждому напоминают о его обязанностях (полить растения, покормить кроликов, написать сегодняшнее число и т.д.). Далее детям рассказывают о занятиях на сегодня, и они распределяются по группам, отправляясь в уголки-мастерские. В течение часа дети занимаются, а потом воспитатель подводит итог сделанному. Затем дети завтракают, в течение получаса занимаются физкультурой, а после нее отдыхают. Тридцатиминутное занятие музыкой посвящено хоровому пению, иногда вместе с другими группами, изучению ритмов, слушанию музыкальных произведений. После прогулки дети обедают (в столовой), затем следуют занятие по развитию речи (30 минут), работа в мастерских малыми группами (рисование, ручной труд, в том числе работа по дереву, лепка и т.д.) — каждый ребенок должен поучаствовать по крайней мере в двух видах работы. Затем следуют прогулка, полдник, час сказки и свободных игр. Во многих учреждениях дети сами выбирают, какими видами деятельности и в какой день они будут заниматься, и отмечают это в специально приготовленной таблице. Но при этом им известно, что в течение недели они обязательно должны позаниматься всеми видами работ, т.е. осуществляется, с одной стороны, право выбора, а с другой — обязательность.

Организация образовательного процесса и контроль за ним

Во Франции существует единая государственная образовательная программа, выполнение которой обязательно для всех учреждений. Работа учреждений тщательно контролируется, особое внимание уделяется негосударственным школам, соблюдению интересов и прав детей. Конкретные методики реализации общей программы разрабатываются методистами, и поэтому они всегда вариативны.

Совершенствование системы идет в направлении меньшей централизации, образования более адаптивного, открытого, привлекательного для учащихся, но сохраняющего высокий академический стандарт. В частности, предлагается разрабатывать мультикультурное содержание обучения, уделять внимание развитию коммуникативной и когнитивной компетенции как следствия социального взаимодействия, кооперации, конструктивной конфронтации, общения между сверстниками. Большое значение придается реабилитации детей с недостатками развития. Специалисты считают, что роль родителей должна быть изучена более глубоко; им должна оказываться всесторонняя помощь.

www.ronl.ru

Детский сад во Франции (отрывок из книги)

Я сейчас читаю (а скорее- листаю) книгу корреспондента Первого канала Жанны Агалаковой "Все, что я знаю о Париже". Очень легкое чтение, без претензий на что бы то ни было, но пара глав заслуживают внимания, особенно глава "Культурный шок", которую копирую сюда, потому что 100% все правда, до смешного:

"— Мадам, у нас в столовой очень мало мест, так что ваша дочь будет обедать только два дня в неделю.У меня опускаются руки. С этим детсадом одни проблемы! Вместо того чтобы облегчить мне жизнь, он ее только усложняет. Теперь в 8.30 я должна отвести мою девочку в детсад, в 11.30 должна ее забрать. В 13.30 после обеда снова отвести и в 16.30 забрать окончательно.Челночное движение между домом и садом никак не вписывается в непредсказуемый график моей работы, когда утром не знаешь, где окажешься вечером.

Кроме того, я еще не решила проблему среды. Ох, эти французские среды! Все детские заведения (во Франции они называются общим понятием «школа», даже детские сады) открыты не пять дней в неделю, а только четыре. Среда — день особый. По средам дети должны посещать кружки по интересам, заниматься спортом, музыкой и т. п. Чем угодно, только не раскладывать кубики или стоять у доски, решая задачки, под присмотром учителя или воспитателя.

Во Франции огромное количество центров досуга, работающих только по средам. На стадионах и в бассейнах среда — детский день. Большинство музеев, театров и концертных залов предлагают в этот день недели специальные детские программы. Новые фильмы для детей выходят в прокат исключительно по средам.

Все это, как говорится, за отдельные деньги, которые родители должны заработать в другие дни недели, потому что в среду они носятся по городу со своим дитятей под мышкой из одного кружка в другой.

Можно, конечно, сэкономить и оставить ребенка дома, но категорически не одного — это уголовно наказуемо.Можно завести няню. Но нянь по средам на всех, разумеется, не хватает.Можно не ходить на работу вообще и быть домохозяйкой. Но это не мой случай…Мне, работающей маме, приходится немыслимо изворачиваться, чтобы оставаться работающей мамой.Помимо сумасшедших сред, каждые 6–7 недель на меня с неотвратимостью наваливаются каникулы.

Во Франции на отдых уходят даже детские сады! Пара недель в октябре-ноябре, столько же на Рождество, а также в конце февраля, плюс пасхальные каникулы и еще законные летние. Пять раз в год!

Только работа наберет хороший темп и размах, как — бац! — опять каникулы. Приходится снова ломать голову, куда пристроить дитя на это время.

Большинство берут отпуск, многие уезжают. Париж в это время пустует. Школьные каникулы во Франции — всегда «высокий сезон», когда гостиницы и авиакомпании поднимают цены, а на автодорогах образуются километровые пробки: в первый день каникул «туда», в последний — «обратно».В ритме, заданным школой, живет вся страна.

Мне тоже приходится жить в этом ритме. Я уже знаю, что рассчитывать на интервью с политиком или чиновником во время школьных каникул не стоит. Я и не рассчитываю.

Но что делать с ребенком?!Выход один — няня.Няню приходится выписывать из России…Няне в Париже нравится все, и все об устройстве парижской жизни ей более-менее понятно. Но, столкнувшись с детсадовскими порядками, она испытывает настоящий культурный шок: дети гуляют в каменном школьном дворе, где порой ни деревца, ни скамейки. Спят, не раздеваясь, на полу прямо на матрасах без одеял и подушек, потому что кроваток нет. О втором завтраке, как у нас, о полднике и тем более об ужине даже речи быть не может. Только обед около полудня и то не для всех. Вечером мамаши забирают малышей с сухим пайком наготове. Бутерброды или конфеты, положенные в карман заботливой маминой рукой, запрещены. Любимые игрушки, принесенные из дома, тоже. Сменная обувь запрещена. Шарфы крайне опасны и запрещены категорически.

Нет, конечно, все не так ужасно. Малышей с младых ногтей учат счету и письму, регулярно водят в театры и бассейн, и в конце учебного года даже детсадовцам выдают бумагу, где по 19 пунктам расписано, как ребенок ориентируется в пространстве, вписывается в коллектив и насколько он податлив науке.И при этом совершенно не заботятся об их комфорте.

Тем не менее французские дети — образец поведения в общественных местах. Ребенок никогда не устраивает истерик, не дерется, не отбирает у других игрушки и слушается маму и папу с первого слова. В ресторанах за столом эти милые создания сидят, сложив лапки, и терпеливо ждут своего блюда. Их голоса не слышно, их умение владеть вилкой и ножом вызывает умиление. Им не нужно напоминать сказать «бонжур», «мерси» и «оревуар», они сделают это сами с самым трогательным выражением лица.Одним словом, это идеальные дети.Может, я что-то пропустила, и по средам их в армию отдают?"

vera-kis.livejournal.com

история и современность – тема научной статьи по народному образованию и педагогике читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВО ФРАНЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье речь идёт о становлении дошкольного образования во Франции, важную роль в развитии которого сыграла выдающийся педагог Полина Кергомар. Современные материнские школы во Франции посещает практически 100% детей в возрасте от 3 до 5 лет. В статье анализируются причины такой популярности дошкольных учреждений у населения и исследуются вопросы обеспечения преемственности между дошкольным и начальным звеном образования.

Системы дошкольного образования во всем мире складывались в зависимости от исторических традиций и национальной специфики той или иной страны. Историки образования считают, что первое учебное заведение для детей в возрасте от четырёх до семи лет было открыто в 1770 г. во Франции пастором Ж.-Ф. Оберленом, а термин «детский сад» был введён только 70 лет спустя немецким педагогом Ф. Фребелем. С тех пор мировая практика накопила большой опыт социализации детей дошкольного возраста, возникли разнообразные модели детских учреждений и были апробированы различные концептуальные модели воспитания и обучения детей.

Таким образом, именно Франция — страна-прародительница идеи дошкольного воспитания, а история французских детских садов

С.А. Дудко

Ключевые слова:

дошкольная педагогика Полины Кергомар, материнская школа, программа воспитания, игровая форма обучения, подготовка воспитателей, связь с начальной школой, сотрудничество с родителями.

(в современном французском языке - «материнских школ») насчитывает более 250 лет. Дошкольная педагогика Франции вобрала лучшие теории воспитания своих и зарубежных педагогов (Ж.О. Декроли, П. Кергомар, М. Монтессори, Ж. Пиаже, С. Френе) и пользуется заслуженной репутацией во всём мире.

Достаточно активно система французского дошкольного образования начала развиваться с 1826 г., а в 1830 г. государство стало принимать дошкольные учреждения под свою опеку. В 1881-1882 гг. были изданы законы Жюля Ферри (по имени министра образования). Согласно этим законам, во Франции вводилось обязательное бесплатное и светское образование для всех проживающих в стране детей в возрасте от шести до тринадцати лет. При этом были определены три основные составляющие обучения:

- элементарные познания (чтение, письмо, счет);

- республиканские ценности (свобода, равенство, братство);

- светское обучение (6).

Детские приюты были реорганизованы в материнские школы (école maternelle). Открывались они для детей бедняков сначала в Париже, а затем и в других промышленных городах.

Система современного общественного дошкольного воспитания во Франции была сформирована в начале XX века и тесно связана с именем легендарной женщины Полины Кергомар (1838-1925), которая проработала на посту генерального инспектора 38 лет (1879-1917). Была участником реформы народного образования 1881 г. и инициировала реорганизацию приютов для детей в материнские школы.

Она автор книг «Материнское воспитание в школе», «Ребенок от 2 до 6 лет», многочисленных статей о воспитании детей; являлась редактором педагогического журнала «l'Ami de l'enfance» («Друг детства») (1881-1886). Полина Кергомар одна из первых подняла вопрос о необходимости преемственности между семьёй, дошкольным учреждением и начальной школой. Предлагала установить тесное сотрудничество воспитателей и родителей, чтобы ребенок не испытывал стресса при переходе из семейной обстановки в школьную. Она пропагандировала материнский метод воспитания, т. е. метод обращения с ребенком разумной и любящей матери, а также давала рекомендации по содержанию обучения в дошкольном учреждении, облегчающие переход детей из материнской в начальную школу.

В 20-30-е гг. прошлого века были законодательно определены программы материнских школ. В школах были созданы медицинские кабинеты, особые помещения для игр и занятий, для приёма пищи и отдыха.

Разработанная под руководством Полины Кергомар программа воспитания детей дошкольного возраста с некоторыми изменениями применяется и в настоящее время. Материнская школа стала представлять собой учебно-воспитательное учреждение, куда принимались дети в возрасте от двух до шести лет. Программа строилась для двух возрастных групп: младшей (2—5 лет) и старшей (5-6 лет). Давались обстоятельные рекомендации по вопросам организации жизни (режим, питание, помещение, оборудование) и по воспитанию и обучению дошкольников: занятия по развитию речи, чтению, письму, счёту, пению, ручному труду, ознакомлению с окружающим миром.

Полина Кергомар предложила вводить в воспитание игру как основной метод и форму работы с детьми, указывая на необходимость учета психологических особенностей детей. Выступала против чисто вербального метода воспитания, против узкоакадемического образования, обрекающего детей в материнской и начальной школе на пассивное восприятие преподносимых знаний. Подчеркивала необходимость физического, нравственного и умственного развития ребенка в материнской школе, чтобы подготовить его к решению более сложных задач в начальной школе.

С этой целью особое внимание П. Кергомар уделяла развитию у дошкольников памяти, наблюдательности, умений сравнивать, рассуждать, применять полученные знания на практике. Главными задачами в воспитании считала выработку нравственных привычек и навыков «созерцания добра».

Важное значение автор программы воспитания дошкольников придавала свободной детской деятельности, в частности игре как процессу отражения полученных впечатлений и ручному труду. Считала, что надо предоставлять ребёнку все доступные для него средства выражения: движение, пение, танец, рисунок, лепка, игры, кукольный театр. Во время игры, особенно коллективной, ребенок находится в обществе себе подобных и учится жить. Воспитательница может воспитывать детей именно во время игры, т.к. во время игры можно увидеть способности, наклонности и интересы ребёнка. Для того,чтобы детские наклонности проявились, необходима свобода самовыражения, утверждала Кергомар (1).

Понимая важность эстетического воспитания для всестороннего развития ребенка, П. Кергомар разработала методику музыкального воспитания детей, решительно добиваясь, чтобы будущих воспитательниц также обучали пению и игре на каком-либо музыкальном инструменте, развивали их эстетический и музыкальный вкус. В современной Франции все дети, практически без исключения, овладевают музыкальной грамотой и учатся играть на каком-либо инструменте, освоить который им помогают воспитатели.

Педагогическое наследие П. Кергомар привлекает оптимистическим взглядом на природу ребенка, на потенциальные возможности его развития, чутким и бережным отношением к маленькому человеку, вниманием к развитию разных сторон его личности.

В наши дни дети в дошкольных учреждениях Франции делятся на три возрастные группы. Первая (младшая) - с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) - с 4 до 5 лет, где дети обучаются лепке, рисованию, игре на музыкальных инструментах и другим видам культурной деятельности, а также устному общению. Третья (старшая) - дети 5-6 лет, их готовят к чтению, письму и счету. Здесь акцент делается на обучение французскому языку и на ознакомление с элементами французской культуры, правилами поведения, нормам морали и нравственности, принятыми в обществе.

Материнские школы работают пять дней в неделю, по шесть часов в день, иногда в две смены: утром воспитатели занимаются с одними детьми, а после обеда другие родители приводят детей. В крупных городах материнские школы работают с раннего утра до 18 - 19 часов вечера. Там ощущается нехватка детских учреждений и мест для прогулок с детьми, поэтому порой родителей просят приводить своих детей только в определённые дни недели,что создаёт определённые неудобства.

В середине прошлого века проблемы образования во Франции стали объектом внимания не только педагогов, но и всей общественности. Ни в одной западной стране реформирование школы не сопровождалось такой острой борьбой, как во Франции. Проблемы образования систематически обсуждались на заседаниях правительства и парламента, широко освещались прессой. Во многом благодаря такому всеобщему вниманию и неравнодушию сложилась современная образовательная система, которая включает организацию всесторонней помощи, воспитания и образования всех детей, проживающих на территории Франции, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей иммигрантов.

Образование стало массовым и вынужденным адаптироваться к новым требованиям общества. Возникла необходимость в его демократизации, чтобы удовлетворять, с одной стороны, возросшие социальные потребности, а с другой - реагировать на экономические преобразования, требовавшие высококвалифицированных работников. Анализ разобщенного функционирования различных звеньев образовательной цепочки привёл к осознанию необходимости взаимосвязи всех этапов обучения во французской системе образования.

Для обеспечения преемственности в обучении с 1972 г. материнскую

школу объединили ( в том числе, и территориально) в единый блок с начальной школой (école élémentaire), образовав первичную ступень французской системы образования (école primaire).

Специальным циркуляром от 4 октября 1977 г. были определены основные теоретические и практические идеи переемственности в учебно-воспитательной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Была дана установка на необходимость совместной работы воспитателей материнских школ и учителей начальной школы (2).

В программу первых трех лет начальной школы были включены практиковавшиеся раньше только в подготовительных классах и материнской школе игровые формы и методы обучения с учетом индивидуальности учащегося. В целях научного исследования игры в 1977 г. был создан национальный центр, где изучаются детские игры как средство общего развития дошкольников и младших школьников.

Расширились исследования по актуальным вопросам теории и практики дошкольного и предшкольного обучения и воспитания. К работе Национального института педагогических исследований привлекалось все большее число специалистов: педагогов, психологов, социологов, медицинских работников и др.

Министерские инструкции поощряют интенсификацию процесса обучения в материнской школе. Предусматривается возможность перевода из материнской в начальную школу пятилетних детей при условии их достаточной подготовки.

В ряде школ одни и те же учителя работают с детьми в течение трех лет: в старшей группе «материнской школы», а затем два года в начальной школе. Это обеспечивает большую взаимосвязанность дошкольного и начального обучения.

В конце XX века темы «раннего развития», «раннего обучения» становятся самыми цитируемыми в выступлениях чиновников от образования. Всё это объясняет то особое внимание, которое уделяется в современном французском обществе структурам дошкольного обучения и воспитания.

В целях достижения поставленных перед школой задач Декрет от 6 сентября 1990 г. установил три цикла начального обучения, обеспечивающих связку дошкольного и первой ступени школьного образования. Теперь Министерством образования даются инструкции по тому, как практически осуществлять поэтапное обучение детей письму, счету, чтению и правильному говорению на французском языке, а также знакомить с историей и географией родного края и страны, побуждать наблюдение за окружающим

миром. Богатый выбор детских игр и дидактического материала должен способствовать развитию воображения ребенка, возбуждать его любопытство, наталкивать на размышления.

В начале 1997 г. система образования основательно реформируется, что затрагивает также дошкольное образование. В частности, иностранным языкам начинают учить уже в дошкольном учреждении, а также большое внимание уделяется использованию компьютеров в обучении. В то же время французы не намерены отказываться от старых ценностей образования, в частности, от поощрения энциклопедических знаний.

В Декрете 2005 г. подчеркивается, что школа способствует открытию учениками мира и обеспечивает, вместе с семьей, общее образование ребенка. Основная цель - индивидуальный успех каждого учащегося, обеспечение равных стартовых возможностей всем проживающим на территории Франции детям. Главная задача материнской школы - выявление и развитие способностей ребенка, что содействует его формированию как личности, а также дальнейшей успешности в жизни (3).

Для решения поставленных задач особое внимание стали уделять подготовке педагогических кадров. К материнским школам во Франции всегда было особое отношение. Ещё в 1927 во Франции была учреждена премия для воспитательниц материнских школ имени Полины Кергомар. Уже тогда воспитательницы должны были иметь специальное образование. Штатные воспитательницы, имеющие специальное педагогическое образование, а также воспитатели-заместители, не обладающие им, должны были проходить курсы повышения квалификации - трехмесячные для штатных воспитателей и одногодичные для заместителей. Директор материнской школы, помимо свидетельства об окончании высшего педагогического заведения, должен был иметь педагогический стаж работы в материнской школе не менее 5 лет.

В настоящее время воспитателей материнских школ, как и учителей средних школ, готовят в университетах на педагогических отделениях, где они получают равную с учителями начальной школы подготовку и право работать и в тех, и в других учебных учреждениях. В институтах для учителей разработан специфический модуль под названием «материнская школа». Изучение данного курса дает знание психических и физиологических особенностей детей от двух до шести лет, особенностей эмоционально-волевых проявлений дошкольников, закономерностей формирования и развития личности ребенка. Курс содержит методику воспитательной работы в материнской школе: основные принципы, способы их реализации, требо-

вания к подготовке воспитателя, к его умениям выявлять психологическую готовность детей к школе и пользоваться инструментами оценки полученных ими знаний. Учителей учат также налаживать контакты с родителями вновь прибывших детей иммигрантов.

Опираясь на опыт прошлых лет, во Франции пришли к выводу, что для успешной интеграции в жизнь французского общества детям из среды иммигрантов необходимо значительно расширить доступ к дошкольному образованию, которое является важным подготовительным этапом для последующего обучения и позитивной интеграции. С рекомендациями по этому вопросу в 2006 г. выступил Верховный Совет по Интеграции. До этого времени дети иммигрантов из Северной и так называемой Черной Африки в своем большинстве воспитывались дома. В настоящее время дошкольные учреждения активно привлекают родителей-иммигрантов к сотрудничеству, им настоятельно рекомендуется отдавать своих детей в материнскую школу. Пропустив этап обучения в материнской школе, дети недополучают важную информацию и не приобретают опыта общения, который им необходим для лучшей адаптации к французской системе образования. Именно в материнской школе они овладевают разговорным французским языком, учатся логически размышлять, расширяются их знания об окружающем мире, устанавливаются контакты с детьми коренной национальности, а также контакты воспитателей с родителями - иммигрантами. Начинается воспитание детей в духе толерантности и уважения ко всем культурам.

Для работы в материнской школе выделяются помощники со знанием других иностранных языков для общения с детьми и родителями - иностранцами. В старших группах работают специалисты, которые владеют методиками обучения французскому языку малышей из среды иммигрантов.

Все материнские школы во Франции абсолютно бесплатны. Кроме государственных, в стране имеются платные частные дошкольные учреждения, значительная часть которых принадлежит католической церкви и содержится ею. В них воспитываются около 10 % всех французских детей.

Воспитательницы государственных материнских школ объединены во Всеобщую ассоциацию, основанную в 1922 г. Совместно с генеральными и департаментскими инспекторами она проводит национальные конгрессы и педагогические конференции воспитательниц материнских школ. Конференции устраиваются ежегодно в каждом департаменте. Национальные конгрессы собираются также ежегодно, причем в разных городах страны. К ним приурочиваются выставки детских работ, проходят открытые уроки и мастер-классы. Помимо того, каждый год в Париже

проходит двухнедельный семинар, так называемый Курс Полины Кергомар, основанный ею в 1911 г. Обычно этот курс посвящается какому-либо вопросу обучения детей в материнской школе. Теоретические доклады сопровождаются практическими работами и демонстрацией занятий в материнской школе. Что касается частных дошкольных учреждений, то их педагогический персонал входит в другую, специально созданную в 1957 г. ассоциацию.

Между педагогами детского сада и школ организуются рабочие встречи и обмен опытом. Описанные меры, направленные на эффективную подготовку к начальной школе, не являются, разумеется, исчерпывающими. Их успех зависит в значительной степени от инициативного творческого подхода преподавателей к своему делу. Правда, практическое применение этих мер нередко наталкивается на препятствия, связанные со структурными особенностями системы образования или со спецификой местной обстановки. Чаще всего педагоги испытывают такие проблемы, как территориальная отдаленность детских учреждений друг от друга и, соответственно, наличие транспортных затруднений; отсутствие у педагогов времени на подобного рода педагогическую работу, несовместимость разных педагогов в одной команде, их неспособность координировать свои педагогические действия и т.д. Однако в тех учебных заведениях, где педагоги понимают важность взаимодействия, прогресс вполне очевиден. Позитивный взгляд на ребенка, даже испытывающего крайние затруднения в учебе, выявление в первую очередь положительных результатов и его продвижение в учебном процессе - таковы основные принципы французской концепции подготовки учителей.

Признано, что дошкольное обучение является эффективным инструментом приобщения детей к жизни общества: они получают первый опыт жизни в обществе, формируется личность ребенка, развивается речь. Большинство французских матерей уверены в том, что ранняя социализация малыша идёт ему только на пользу.

В министерской программе указано, что к окончанию материнской школы все дети должны научиться жить вместе вне зависимости от культуры и родины родителей; уважать других людей, соблюдать правила совместной жизни; помогать друг другу; контролировать свои эмоции; уважать себя.

Деятельность материнских школ и воспитателей контролируется инспекторами региональной администрации просвещения. Их работу возглавляет Генеральная Ассамблея, которая регулярно собирается для обсуждения проблем воспитания детей.

В наши дни Франция занимает одно из первых мест в мире по количеству детей, вовлеченных в систему общественного дошкольного воспитания. Обучение в материнской школе не обязательно, но на сегодняшний день практически 100 % детей в возрасте от 3 до 5 лет учатся в материнской школе. По данным Национального агентства статистических исследований (INSEE), количество учеников в возрасте двух лет в 2010-2011 учебном году составило 13,6% от всех малышей страны, а в возрасте от 3 до 5 лет - все 100% (5). И такая тенденция продолжает сохраняться.

Литература

1. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред .В.Г. Панова. М., 1993.

2. Circulaire sur « la continuité pédagogique entre l'école maternelle et le cycle préparatoire de l'école primaire » (4 octobre 1977).

3. Décret № 2005-1014 du 24 août 2005.

4. Décret № 90-788 du 6 septembre 1990 relatif à l'organisation et au fonctionnement des écoles maternelles et élémentaires.

5. INSEE: Effectifs d'élèves et taux de scolarisation par âge dans le préélémentaire en 2010-2011, источник: http://www.webcitation.org/66kpUsPG9

6. Riviere Daniel. Histoire de la France. Paris: Hachette, 1986

cyberleninka.ru

Парамонова Лариса, Протасова Екатерина | За знаниями — по миру. Дошкольное образование во Франции

Французские малыши дошкольного возраста посещают так называемые «материнские школы». Эти школы появились в конце XIX века и отличались от других подобных заведений требованиями к педагогам. Последние должны были иметь специальное образование. Уровень требований к профессиональной подготовке педагогов постоянно повышался, и в 1940 г. сотрудники материнских школ должны были иметь степень не ниже бакалавра. С 1972 г. материнские школы входят в состав начальных школ, где образование определяется общегосударственными целями и программами. Внутри начальной школы материнская школа объединяет детей 2–5 лет (они разделены на младшую, среднюю и старшую группы); дети 5–7 лет посещают сначала подготовительный курс, а затем элементарный курс основ наук. В начале 1997 г. система образования реформируется, становится в целом более современной. В частности, иностранным языкам начинают учить уже в дошкольном учреждении; кроме того, большое внимание уделяется использованию компьютеров в обучении. В то же время французы не намерены отказываться от старых ценностей образования, в частности, от поощрения энциклопедических знаний.

Задачи дошкольного образования

На ступени дошкольного воспитания образовательные цели заключаются в развитии физических, социальных, поведенческих и интеллектуальных навыков, необходимых для выработки умения справляться с разнообразными ситуациями сложной повседневной жизни. Достижение этих целей обеспечивается единством требований окружения. Ребенка поощряют контролировать свое поведение, обслуживать себя, пытаться решать новые задачи, регулировать отношения с окружающими, отстаивать свои права. Этому нельзя научить, но можно постепенно воспитать в ребенке эти качества и умения, поэтому предпочтение отдается детской инициативе, а не обучению. Мультикультурное происхождение современных французов часто мешает ребенку вести себя адекватно; для таких детей особенно важно приобрести опыт жизни в коллективе, овладеть языком, познакомиться с новыми понятиями. Профессиональный педагог следит за успехами детей в решении задач, формировании понятий, развитии памяти, способности к суждению, восприятию, логическому мышлению. Все эти качества приобретаются благодаря коммуникации и взаимодействию со сверстниками.

В подготовительном цикле дети должны добиться следующего.

1. Приобрести функционально значимые моторные навыки, позволяющие реализовать свои способности и преодолевать слабости или недостатки развития.

2. Научиться выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Когда ребенок достигает возраста двух лет, воспитатель учит его обращать внимание на картинки, показывает ему истории в картинках, привлекает к участию в играх, стимулирующих дифференциацию визуальных, слуховых, кинестетических сигналов и сопоставление их с простыми понятиями. При знакомстве с произведениями детской литературы, песнями важно, чтобы ребенок овладевал синтаксическими структурами речи, радовался звучанию голоса. Дети знакомятся с формами письма и буквами.

3. Овладеть рисованием и основами других искусств. Считается, что искусство способствует обучению. Воспитатель предоставляет ребенку разнообразные материалы для манипулирования и творчества, развития самосознания и самоконтроля в области как замысла, так и моторных навыков, координации, равновесия.

4. Заниматься основами наук и технической деятельности. Ребенок исследует, экспериментирует, конструирует. При этом он наблюдает, проявляет любознательность, использует разные материалы, подбирает технические способы осуществления деятельности. Воспитатель облегчает формирование понятий из области науки, жизни и техники, поощряет задавание вопросов и опробование ответов, развитие критического мышления для понимания мира. Дети учатся пересчитывать предметы и играть в игры с использованием чисел.

Фото с сайтов www.villy-poissy.fr,   www.villy-wissembourg.eu,  www.cafepedagogique.net,  nanane.over-blog.com.

Продолжение следует

dob.1september.ru

Как отдать ребёнка в детский сад во Франции

Если вы приезжаете жить во Франции, то вполне естественно, что вам нужно будет решать и вопрос о том, как разместить в этой гостеприимной стране ваших детей. Вопрос далеко не праздный, так как система дошкольного и школьного образования во Франции существенно отличается от того, что вы можете встретить в других странах. И это очень хорошо. Однако если вы хотите не иметь никаких проблем, то очень желательно знать досконально всю ту систему, с которой вам предстоит иметь дело. Попробуем в этом разобраться.

  • Во-первых, детские сады и ясли относятся к системе образования и курируются соответственными органами. Это необычно, однако существенного влияния на что бы то ни было не оказывает.
  • Во-вторых, в дошкольные учреждения французский ребёнок может быть отправлен уже с возраста в два месяца, что позволяет существенно разгрузить родителей и переложить часть заботы о ребёнке на государство. Кстати, во Франции нормы таковы, что родители почти никогда не приносят себя в жертву ради ребёнка и продолжают жить своей жизнь и после его рождения, в чём проявляется в немалой степени демократия.

Если вы решили приехать во Францию на ПМЖ с ребёнком, то вам нужно будет его определять в детский сад. К счастью, здесь не должно появиться никаких дополнительных проблем. Даже если ребёнок иностранный, в детских садах Франции всё равно должны будут его принять и оказать ему необходимый уход и внимание. Другое дело, что не всегда и не во всех детских садах есть места, об этом мы ещё поговорим ниже. Но всё равно во Франции отношение к ребёнку намного лучше, чем в большинстве других стран. Хотя, что скрывать, у французских детских учреждений есть и недостатки. Какие? Поговорим об этом подробнее.

Как работают французские детские сады 

Французские детские сады, как правило, являются бесплатными. Хотя есть и платные детские сады, как и в любой другой стране. Делать выбор в пользу того или другого детского сада стоит очень внимательно, опираясь не на стоимость или бесплатность его услуг, а в первую очередь на то, будет ли он правда способен дать вашему ребёнку то, что ему нужно. Здесь может помочь собственный визит в детский сад, возможно, даже не один, а также разговор по душам с родителями, дети которых уже посещают данное дошкольное учреждение. Только так вы сможете понять, действительно ли этот тот детский сад, в который бы вы были готовы отдать своего сына или дочку.

В любом случае, если вы принимаете решение приехать жить во Франции с детьми, то вам стоит знать, что в обязательном порядке придётся заключать договор с детским садом. Вполне себе серьёзный договор, похожий на те бумаги, которые подписываются при заключении сделок с недвижимостью, например. Во Франции вообще очень в ходу различные договоры, в том числе, к примеру, договор аренды квартиры, который заключается далеко не в каждой стране мира.

В данном договоре прописаны многие аспекты, которые могут быть важны как для ребёнка, так и для родителей.

Во-первых, договор содержит график посещения ребёнком дошкольного учреждения. Детские сады, как правило, работают с 7.30 и до 18.30. Однако каждый родитель сам решает, в какое время он будет приводить и забирать своего ребёнка. Так что составляется предварительный план. Например, кто-то будет приводить в 8 часов и забирать в 15, а кто-то приведёт своё чадо с 10 до 18 часов. Как правило, в индивидуальном договоре указывается время, и в случае любых разногласий основное внимание обращается именно на индивидуальный договор между родителями и администрацией детского сада, а не на общий регламент заведения. Если детский сад платный, то вам будет рассчитана стоимость одного часа пребывания ребёнка на территории учреждения, после чего вы получите и дневную стоимость в вашем конкретном случае.

Обычные расценки детских садов во Франции начинаются от 1.25 евро в час. Казалось бы, это стоимость одной чашки кофе и совсем не много. Однако при нахождении ребёнка в детском саду 5-6 часов в день получается уже 10 евро, а в месяц, соответственно, 250-300, что составляет довольно большую сумму. Так что обязательно думайте, в том числе, и о стоимости, когда будете собирать своего ребёнка в детский сад во Франции. Как уже говорилось, во Франции имеются и бесплатные детские сады, однако попасть туда несколько труднее. Некоторые предприятия могут способствовать тому, чтобы дети их сотрудников получали упрощённый доступ в детские сады, порой можно даже получить бесплатные места. Об этом тоже стоит подумать, так как это один из самых простых способов решить данную проблему.

Жизнь ребёнка в детском саду во Франции 

В принципе, особой разницы с детскими садами в других странах не наблюдается. Точно также за детьми присматривают няни и воспитатели, их навещают учителя, которые приходят заниматься с детьми музыкой, чтением, рисованием, а также медицинский персонал, который время от времени проверяет состояние здоровья детей и даёт конкретные рекомендации каждому родителю.

Отличия состоят в том, что поскольку детский сад во Франции является учреждением образования, то здесь существенно увеличена нагрузка в смысле получения детьми знаний, так что придётся быть готовым к более серьёзным занятиям, чем в обычных детских садах. Зато на выходе из детского сада ребёнок будет знать на хорошем уровне французский язык. Особенно на это стоит обратить внимание тому, кто приезжает жить во Францию с детьми из других стран, например из России или с территории бывшего СССР. Благодаря получению ребёнком образования в детском саду Франции ему будет намного проще выучить этот язык, который обязательно ему пригодится в самом ближайшем будущем.

Также во французском детском саду намного больше демократии. Дети могут спать, когда положен тихий час, а могут и тихо играть, если спать кому-то не хочется. Точно так же в большинстве случаев они имеют выбор по поводу того, что они бы хотели получить на завтрак или обед. Поэтому ребёнку в детском саду во Франции во многих отношениях более комфортно, чем в подобных учреждениях других стран. Хотя, конечно же, родительскую любовь и заботу для ребёнка ничто на свете не заменит.

Плюсы и минусы детского сада    

Что касается детских садов во Франции, то плюсы и минусы таких учреждений в большинстве случаев такие же, как и в других странах.

Одним из наиболее веских плюсов является тот факт, что ребёнок не обременяет родителей, и они имеют возможность работать или заниматься своими важными делами. Кроме того, детский сад приучает ребёнка к мысли, что родители не обязаны постоянно быть рядом с ним и исполнять его капризы. Это мнение разделяется большинством французских родителей, которые намного больше российских ценят собственную свободу и независимость, не считают, что после рождения ребёнка про свою жизнь нужно забыть и полностью посвятить себя только воспитанию.

Кроме того, ребёнок учится общаться, что тоже весьма важно. Опять же, он сможет общаться на французском языке, а это поможет ему преодолеть языковые барьеры и в скором времени уже выйти на такой уровень, чтобы жизнь во Франции была для него комфортной.

Что до минусов, то они в детском саду Франции тоже присутствуют.

Первый - это как раз то, что все вокруг ребёнка будут говорить по-французски. Если ребёнок совсем маленький, то с небольшой помощью родителей он сможет в скором времени освоить данный язык как родной. Если же ребёнок уже владеет, к примеру, русским языком, то ему придётся спешно переучиваться и адаптироваться. Впрочем, дети быстро усваивают новые языки, в большинстве случаев они делают это куда быстрее взрослых. Есть реальный шанс, что ко времени его поступления из дошкольного учреждения в школьное ваш ребёнок будет хорошо знать тот язык, на котором ему придётся преимущественно говорить всю жизнь. Разумеется, это в том случае, если вы решили приехать жить во Франции на ПМЖ. При всём том, во Франции такой уровень цивилизации, что вашему ребёнку будут должны предоставить переводчика, чтобы он хорошо понимал всё то, что происходит в детском саду. Как правило, этот переводчик - нянечка, которая знает не только французский, но и русский. А следовательно, скорее всего, ваша соотечественница, потому что французы иностранные языки учат неохотно. В любом случае, это такой уровень заботы, который и во сне не снился детям в других странах.

Помимо нянечек и воспитательниц, во французских детских садах работает и большое количество мужчин, что тоже несколько непривычно для тех, кто принял решение приехать во Францию на ПМЖ. Однако во Франции профессия учителей и воспитателей считается весьма престижной, да и получают они за свой труд где-то на уровне 1200-2000 евро, что не так и мало.

Второй недостаток французского детского сада - это питание. В детских садах на постсоветском пространстве чётко и строго регламентировано меню для детей на каждый день недели. Многие блюда выглядят неаппетитно, особенно глазами детей, но зато в них чёткое соотношение белков, жиров и углеводов. Во Франции всё иначе. Многие дети сами захватывают с собой завтрак или обед из дома. Если ваш ребёнок всегда будет иметь при себе еду, воспитатели будут только счастливы. При этом во Франции чаще дают детям то, что не требует сложного приготовления, нравится детям, но не очень полезно. Например, белый хлеб с нутеллой, которая очень сладкая и калорийная. Так что если вы отдаёте своего ребёнка в детский сад во Франции, не забывайте осведомляться, чем его кормят. И если он пребывает в слишком сильном восторге по поводу большого количества пирожков и конфет, то стоит позаботиться о том, чтобы обеспечить ему более здоровое питание, которое пойдёт на пользу и фигуре, и физическому развитию.

В настоящее время многие детские сады выписывают родителям отдельный счёт именно за питание детей. К примеру, может оказаться так, что вам придётся платить по 8-15 евро в день дополнительно на питание. Часто получается очень дорого, а виной всему может быть и то, что детей водят обедать в кафе, где не только могут подавать блюда, которые не являются идеальными для детского организма, но ещё и делают большую накрутку в цене сверх реальной стоимости блюда. Как быть в такой ситуации? Либо мириться, либо искать другой детский сад, либо же готовить для ребёнка индивидуально с учётом его детских потребностей.

Как добиться поступления ребёнка в детский сад 

С одной стороны, во Франции декларируется то, что для детей всегда имеется достаточное количество свободных мест, так что очередь в детский сад - это вещь небывалая. Но с другой стороны, всё это как раз бывает. По этой причине лучше заранее немного подсуетиться, нежели потом сталкиваться с проблемами.

Во Франции ключевое слово ко всему - заранее. Так что подумайте о том, чтобы забронировать себе места в детском саду, заранее. Что тут говорить, если французы бронируют даже места в кафе, куда они собрались отправиться сегодня вечером после работы! Тем более стоит заранее побеспокоиться о том, чтобы в детском саду было место для вашего чада, если вы решили переехать во Францию на ПМЖ. Чаще всего французские женщины и будущие отцы начинают заниматься этим вопросом ещё во время беременности, чтобы впоследствии не сталкиваться ни с какими трудностями.

Для начала, нужно нанести визит в детский сад и поговорить с его директором. В большинстве случаев вас на словах заверят, что проблем не будет, особенно если у вас есть и у вашего ребёнка появится страховой медицинский полис во Франции, а также и все остальные документы в порядке. Однако не спешите успокаиваться. Возьмите телефон директора и как минимум раз в месяц ему звоните, а чем ближе к рождению ребёнка - тем чаще. Это позволит вам держать руководителя детского сада "в тонусе", чтобы он про вас не забывал и позаботился в итоге о том, чтобы для вас нашлось место.

Также стоит наведаться в городскую мэрию. Интересно то, что во Франции мэрия выполняет намного более широкий набор функций, нежели в России. Например, мэрия во Франции потребуется всем, кто захочет вступить в брак во Франции. Также в мэрии есть отдел по работе с детьми, и его следует как раз навестить, чтобы увеличить шансы на поступление вашего ребёнка в детский сад. Опять же, чем раньше вы оповестите мэрию о своём существовании и о своих нуждах относительно детского сада, тем лучше. И это тоже лучше делать ещё в первой половине беременности. Заодно вы сможете узнать, нет ли у вас каких-либо проблем с документами, может быть, вам нужно апостилирование или услуги присяжного переводчика. Разобравшись с этим, вам будет проще впоследствии пристроить своего ребёнка в детский сад, и не потребуется тратить слишком много времени на решение бюрократических вопросов тогда, когда вам будет уже не до них.

Если вы всё это сделаете, то с большой вероятностью получите место в детском саду во Франции, чтобы и вы и ваш ребёнок были максимально счастливы и адаптировались к новой жизни в прекрасной европейской стране.

www.oslo.ru

Детсады во Франции и сравнение их с российскими — Записки из Запарижья

Ссылка на мою статью в журнале «Тут и там» — http://tutitam.com/obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie-rossiya-vs-franciya

А как обстоит дело с детскими садами за пределами Российской Федерации?  — Таким вопросом, наверняка, задаются многие родители, планирующие переезд в другие страны. Сегодня я постараюсь сравнить между собой французский и российский детские сады. В таблице ниже приведены основные характеристики детского сада, представляющие наибольшую значимость как для родителей, так и для детей:

Основные характеристики Франция Россия
Наличие государственных детских садов Да Да
Медицинские требования для поступления Только необходимые прививки по графику (в данный момент это прививка от полиомиелита) Полное предварительное врачебное обследование с многочисленными анализами
Месяцы работы государственного садика Сентябрь – Июнь Круглый год
Период каникул Синхронизированы со школой:

4 раза в год по 2 недели плюс 2 месяца летом (июль-август)

Как правило, каникул нет. Только выходные и праздничные дни.
Режим работы государственного садика Утро (8:30 – 9:00) – Вечер (15:30-16:00)

В среду до 12 часов.

Утро (7:30 – 8:30) – Вечер (18:00-19:00)
Возможность раннего прихода Да. За час до официального начала дня. Платно. Не требуется
Возможность продленного дня Да. До 18-30. Платно Не требуется
Возможность посещения детсада в каникулы Да. По предварительной записи. Платно. Не требуется
Режим питания Обед (полдник предлагается только для продленной группы) Завтрак – обед – полдник (иногда включен перекус после завтрака)
Бесплатное ли питание Нет. Цена обеда зависит от дохода налогоплательщика. Нет
Поборы с родителей Нет Да. Практикуются в той или иной форме.
Количество детей в группе 25-30 25-30
Наличие кроватей в спальне Для младших детей. Старшие спят на полу на матрасах. Самые старшие не спят вообще. Обязательно
Наличие постельного белья Простынь (для малышей). Старшие дети могут принести ее с собой. Обязательно
Требования к сменной обуви Нет. Дети остаются в той обуви, в которой пришли. Сменная обувь обязательна
Требования к наличию пижамы Нет. Дети спят в той одежде, в которой пришли. Пижама обязательна
Образовательная программа по возрасту Да Да
Художественное развитие Да Да
Оценки по итогам периода Да. Ведомость с оценками выдается родителям в конце триместра. Нет
Прогулка на территории детсада Да Да
Организованные экскурсии 2-3 раза в год Обычно нет
Домашние задания для детей (родителей) Нет Да. Время от времени.
Возможность поздравления с днем рождения Да. Родители могут принести угощение для детей Да. Родители могут принести угощение для детей
Сезонные праздники для родителей 1-2 раза в год 5 раз в год и более

На первый взгляд, по большей части пунктов выигрывает российский детский сад. Но так ли это на самом деле? Давайте рассмотрим особенности французского детсада в подробностях.

Если говорить о записи ребенка в государственный детский сад (кстати, во Франции это, на самом деле, не детский сад, а школа для детей от трех до шести лет, общее название которой ecole maternelle), то, согласно французским законам, ребенка должны туда принять в обязательном порядке по месту жительства. Никаких особенных требований к ребенку для приема в садик нет. Родители приносят документы, подтверждающие адрес, справку с работы о доходах или последнюю налоговую декларацию. А у ребенка должны быть сделаны необходимые прививки. Вот и все. Во Франции есть и частные детские сады, но мы о них говорить сейчас не будем, поскольку у каждого из таких садиков могут быть свои особенности и отличия.

Поскольку детсад во Франции это вовсе не садик, а школа, то и работает он в соответствии со школьным графиком, утвержденным министерством образования. Опаздывать что в детсад, что в обычную школу нельзя. Двери школы открываются в строго определенное время из соображений безопасности (сейчас во Франции после всех случившихся и всех предотвращенных в последнее время терактов вопрос обеспечения безопасности детей в школьные часы стал особенно актуальным). В другие часы попасть в школу вы сможете только по звонку и, скорее всего, через кабинет директора. Часто возникает ситуация, что дети одних и тех же родителей ходят в разные школы (по возрасту), а привести и забрать их нужно в одно и то же время, поскольку режим работы школ в рамках одного города, как правило, один и тот же. Это очень неудобно для родителей. К счастью, в школах есть возможность как раннего прихода утром, так и продленного дня вечером. Услуга эта платная. Родители подписываются на нее на сайте мэрии, оплата происходит раз в месяц, тариф устанавливается исходя из доходов семьи (во Франции прогрессивная шкала налогов, и многие расходы, связанные с детьми, так или иначе привязаны к этой шкале).

Еще одно неудобство — это многочисленные и очень продолжительные каникулы, также привязанные к графику школ. Если в условиях России родители начинают сталкиваться с проблемой “куда пристроить чадо на каникулы” только через семь лет после рождения чада, то во Франции озадачиваться этим вопросом приходится уже с трехлетнего возраста ребенка (возраста приема в ecole maternelle). Благо, и тут позаботились о несчастных трудоголиках — платите деньги и продолжайте себе работать, пока ребенок развлекается в специальном центре, где с детьми занимаются аниматоры (что-то вроде городского лагеря). Оплата за эту услугу также рассчитывается исходя из совокупного дохода семьи.

В России, приведя ребенка в детский сад утром, родитель может уже не беспокоиться о том, чем его накормить в течение дня. Обычно детей забирают домой только к ужину. Другое дело — это качество питания. Часто бывает так, что дети и есть не желают садиковскую еду, что в итоге все равно выливается в беспокойство для родителей, только еще и на тему здорового желудка малыша. Во Франции дети что в садике, что в школе питаются один раз в день, в обед (за исключением тех детей, которые остаются на продленный день, и которым полагается еще и полдник). Питание здоровое и качественное. Меню определяется на месяц вперед и публикуется на сайте мэрии или в других местных средствах массовой информации. Оно аналогично для всех школ города. Детей с самого раннего возраста приучают питаться сбалансированно. Свежие и приготовленные овощи — это обязательная составляющая обеда. Если ребенок вегетарианец или не ест, например, свинину, об этом родители могут предупредить детский сад заблаговременно, заполняя ежегодную анкету. Тем не менее, если у родителей есть желание кормить своего ребенка обедом дома, им разрешается забрать его из садика и вернуть уже к окончанию времени на обед и сон.

Пример школьного меню на сентябрь 2016

Сон — это отдельная тема. В российском садике с этим делом все обстоит очень правильно и строго: обязательные требования к гигиене, наличие пижамы, индивидуальные кроватки установлены в отдельном спальном помещении. Во Франции подход спартанский: матрасик на полу, часто даже не в спальне, а в вестибюле, никакого постельного белья, спят в одежде. Для самых младших групп, правда, иногда предполагается наличие в садике двухуровневых кроватей, застеленных простынями, но спят детишки, все равно, в одежде. Тоже самое касается и переобувания. Никакую сменку во французский детсад приносить не нужно. Как пришли в сапогах, так и бегают в них целый день. И, о ужас, бывает, что даже в резиновых.

Вообще, во Франции ко многим вещам, касающимся личной гигиены и здоровья, относятся куда проще, чем в России.  Дети садятся на землю, пачкаются, но это не вызывает нервных окриков ни со стороны воспитателей, ни со стороны родителей. Дети с соплями в садике совершенно обычное дело, на такие мелочи никто даже внимания обращать не будет. Температуры нет? И ладно. Дети, захлебывающиеся кашлем, не вызывают приступов паники у родителей других детей. Никто не будет укоризненно шипеть на эгоистичную мамашу, которая привела ребенка в таком состоянии в детсад, совершенно не заботясь о его товарищах, которые вот-вот подцепят эту же заразу. Ветрянка не предполагает никакого карантина или закрытия садика на несколько недель, как это принято у нас. “Ну ветрянка и ветрянка, заболели в юном возрасте, так прекрасно же!” — считают во Франции. Ребенка, конечно, отправят домой, в основном с целью избежания возможного заражения взрослых людей, но через 10 дней, а то и раньше, он уже может снова идти в сад. А вот еще одно шокирующее обстоятельство, довольно распространенное как в садиках, так и в школах во Франции — вши! Для российского восприятия — это кошмар наяву. Французы же относятся к проблеме совершенно спокойно — если у кого-то из детей в группе были замечены вши, то трагедии из этого делать не станут, а просто напишут родителям других детей  записку рекомендательного характера о проведении профилактической обработки на дому. Средства против вшей рекламируются в аптеках самым беззастенчивым образом.

Пример рекламы средства против вшей, размещенной в окне городской аптеки

Что касается развития и обучения детей, то французская программа включает в себя основы математики, логики, геометрии, естественных наук, художественного и музыкального воспитания. Муштры нет, но есть привлечение детей к процессу изучения человеческих возможностей и окружающего мира. В России подход к образованию более академический, у нас учат “как надо”. Во  французских детсадах он более естественный: у ребенка не воспитывают страх перед тем, что он сделает что-то неправильно, скорее, все усилия направляются на расширение кругозора и развития креативного мышления.

Вот пример из курса художественного воспитания в детском саду: детям вкратце рассказывают об известных художниках, в том числе современных, о стиле их творчества, используемых приемах, цвете, манере самовыражения и т.д. В качестве практического задания дети должны попытаться интерпретировать похожий стиль в своих работах. Тут нет правильного и неправильного. Есть задача дать детям представление об их собственных творческих возможностях.    

Пример детского творчества в стиле работ французского художника Жана Дюбюффе.  

С самого раннего возраста дети учатся рисовать человека. Тетрадь, в которой они это делают, переходит вместе с ними из класса в класс. Таким образом, учителя и родители могут видеть прогресс ребенка в изображении человека. Если у трехлеток — это непонятное нечто, то у старших детей уже вырисовывается вполне себе реалистичный человечек (bonhomme), обладающий стандартным набором человеческих внешних признаков.

Оценки выставляются каждый триместр по многоуровневой шкале, но их выставляют с целью отследить прогресс в развитии ребенка за определенный промежуток времени. Об унижении достоинства ребенка не может быть и речи. В конце каждого триместра помимо оценок наставник ребенка пишет отзыв о его сильных качествах и о сторонах, над которыми нужно поработать, например, стеснительность при общении со взрослыми и т.п.  В конце года дается рекомендация о переводе в следующий по возрасту класс.

————————————————————————

Два-три раза в год дети посещают культурные мероприятия. Это может быть поход в кино или в театр, или в музей. Или, например, на ферму, где им рассказывают о том, как выращиваются растения, а также дают возможность самим приобщиться к огородничеству. Что касается детских утренников и прочих праздников на территории детского сада, таких сильных традиций, как в России, по части проведения праздников, во Франции нет. В лучшем случае вы можете ожидать мероприятие на Рождество и праздник по поводу окончания учебного года. Но присущего российским дошкольным учреждениям размаха здесь не будет. Обычно это совместный завтрак-фуршет с родителями, выставка детских работ, общение с учителями. И никаких умилительных песен-хороводов в исполнении малышей.

В отличие от российских детских учреждений, во французских детсадах и школах нет регулярных поборов с родителей. Почти всегда при школе (детском саде) существует некий комитет (школьный кооператив) с официально зарегистрированным банковским счетом. Два-три раза в год всем родителям предлагается поучаствовать в финансировании различных школьных мероприятий посредством добровольного пожертвования на счет этого комитета. И ключевое слово  здесь —  добровольное. Речь обычно идет о суммах в 10-20 евро (сумма определяется самим жертвователем исходя из своих возможностей), но если вы ограничены в средствах или просто не желаете участвовать в такой благотворительности, ни на вас, ни на вашем ребенке это никак не отразится. Просто итоговая сумма, собранная школьным кооперативом, будет меньше, а следовательно, и возможности для участия в различных мероприятиях тоже будут меньше. Все доходы и расходы школьного кооператива учитываются в официальных документах, всегда доступных для родителей. В целом, расходы на школу и детский сад со стороны родителей во Франции минимальны и состоят из оплаты стоимости обедов, покупки необходимых канцелярских принадлежностей в начале года (это касается именно школы, а не детсада; список очень маленький, тетради и учебники предоставляются школой бесплатно) и добровольных пожертвований в пределах 30-50 евро в год.

————————————————————————-

В заключение можно сказать, что всё не так страшно во французском подходе к дошкольным учебным заведениям, как может показаться на первый взгляд. Так же как и в любой другой системе, здесь есть свои минусы, к которым нужно постараться адаптироваться без потерь для собственной нервной системы, чтобы начать получать удовольствие от имеющихся плюсов.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

zaparizhye.com


Смотрите также