Цвет шахмат во франции


Почему шахматные фигуры так называются?

Шахматы - игра очень старинная и придумана не у нас. Родилась она в далекой Индии давным-давно, в 6 веке н.э. Древний вариант шахмат назывался "чатуранга", что в переводе с санскрита (языка древних индийцев) обозначает "четыре подразделения войска". Она была уже очень похожа на наши шахматы. Игра велась на доске 8х8 клеточек (только они были одноцветными, деление на черные и белые появилось гораздо позже в Европе).

В это время сложились уже все знакомые нам фигуры и лишь ферзь появился позднее. Главное отличие было в том, что в игре участвовало не два игрока, а четыре, каждый из которых выстраивал свои "войска" в углу доски: пехоту (пешки), конницу (конь), боевых слонов (слон) и колесницы (ладья). Войско возглавлял раджа - индийский король. Фигуры были четырех цветов:  чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Какой фигурой ходить, определялось с помощью игрального кубика (пешка - 1, конь -2, ладья - 3, слон - 4, король - 5 и 6). Игра велась до тех пор, пока все фигуры противников не были уничтожены.

Правила ходов чатуранги:

Пешка ходит так же как и сейчас, только нет возможности на первом ходе перепрыгивать через третью линию. Дойдя до последней линии она может превратиться только в ту фигуру, которая уже есть среди "убитых" противником.

Конь ходит так же как и сейчас.

Слон  ходит по диагонали или вперед, но всего лишь на одну клеточку.

Ладья ходит по вертикалям и горизонталям на одну клеточку.

Ферзь отсутствует.

Король ходит как и сейчас.

Как расставлять фигуры, приведено на рисунке (мы играли вдвоем, поэтому фигуры расставили в соседних углах).

В том же трактате Бируни приводится легенда о возникновении шахмат. Якобы их придумал некий брамин  и предложил сыграть в них царю. Царь был в восторге от новой игры и захотел наградить брамина. "Проси все, что хочешь!" - сказал он. И брамин попросил выдать ему зерна: на первую клетку шахматной доски положить 1 зернышко, а на каждую последующую класть зерен в два раза больше, чем на предыдущую. Т.е. на вторую - 2, на третью - 4 и т.д. В математике это называется "геометрическая прогрессия"). Царь сначала согласился на это условие. Но вскоре оказалось, что всего зерна в его стране не хватит, чтобы заполнить всю доску. Более того, если посчитать количество зерен по формуле, то окажется, что всего мирового урожая зерна, собранного за всю историю человечества для этого не хватит!

Задача о зернах на шахматной доске

Из Индии шахматы были завезены в соседние страны: в Китае эта игра стала называться сянци, в Японии -  сёги, в Таиланде - макрук. А персы и, вслед за ними, арабы называли эту игру  шатрандж. Персы несколько изменили правила, и шахматы уже стали больше похожи на шахматы. От игральных кубиков отказались. Вместо четырех игроков стало играть двое, используя двойной комплект фигур. Так как из-за этого получилось два раджи (в Персии его стали называть "шах", как своего правителя), то одного из них несколько "понизили в звании" и второй ражда стал ферзем. Ферзь был очень слабой фигурой. Он мог ходить только по диагоналям и только на одну клетку. Персы же ввели правило, что игра длиться до тех пор, пока не поставят мат королю. Если слово "шахматы" перевести с языка персов, то получится "шах умер".

Из Персии эта игра в 9 веке пришла в Европу, где ее правила потихоньку менялись, пока не стали такими, как мы привыкли сейчас. Но в Россию первоначальный вариант игры попал не из Европы, а через Среднюю Азию. Поэтому в названии русских шахматных фигур сохранился дословный перевод с арабского или персидского языка. А лишь потом, в 11 веке, европейские шахматные правила дошли до Руси. Именно из-за этого многие фигуры получили двойное название - одно из старых русских шахмат, второе - из европейских.

Давайте разберем значение названий шахматных фигур подробнее.

Пешка

Слово "пешка" однокоренное с "пеший", "пехота". Это название означает "пеший солдат".

В других европейских. языках перевод названия этой фигуры тот же самый. А вот в Германии название пешки "вauer" значит не солдат, а "крестьянин".

Конь

В древних шахматах эта фигура изображала собою "кавалерию" - всадника на коне. Со временем ее изображение упростили, оставив только коня. Но во многих европейских языках шахматного коня продолжают называть наездником. Во Франции шахматный конь - это сavalier (кавалер), в Англии - knight (рыцарь).

А вот в других языках "человеческая составляющая" из этой фигуры пропала. У нас она называется просто "конь". А, например, в Германии (springer), Польше (skoczek), Хорватии (skakač) название его переводится как "прыгун", "скакун".

Слон

В древних шахматах это была фигура, изображающая боевого слона с наездником. Ее название на Руси перевели дословно, получилось "слон".

Но в Европе название никому неведомого животного "слона" (по персидски "фил") превратилось в "шута" ("фул"). В древних европейских шахматных книгах можно увидеть, что эту фигуру изображали как человечка в шляпе с бубенчиками. До сих пор во Франции "слон" называется  fou (фу), т.е. шут.

Позже в разных странах эта особа, приближенная к королю, получила более почетные звания:  епископ (bishop) - в Англии, бегун (Läufer) - в Германии, гонец (goniec) - в Польше, стрелок (střelec) - в Чехии, охотник (lovec)- в Словении и Хорватии, офицер - в Болгарии и Греции. И у нас до революции эту фигуру тоже принято было называть "офицер". Только потом за ней официально закрепили древнее русское название "слон". А вид фигурки оставили прежний, европейский. Поэтому шахматный слон похож не на слона (зверя с хоботом), а на человека в высокой шляпе (епископа, офицера).

Ладья

В индийской игре ладья - это боевая колесница (ратхи). Изображалась вместе с упряжкой коней и правящей ею возницей. Видимо, отсюда произошло персидское название колесницы - рух. Та самая Птица Рух из сказок  "Тысячи и одной ночи". И изображать фигуру тоже стали в виде птицы. А на Руси эту птицу приняли за стилизованное носовое украшение древнерусского судна - ладьи. Отсюда фигура получила свое имя.

А внешний вид и другое название этой фигуры - тура, - пришло к нам из Европы. По французски оно означает "башня" (tour). Так же французы называют и шахматную фигуру. Практически во всех европейских языках ее название имеет смысл "осадная башня", "укрепление": скала (rook) - на английском; башня (Turm) - на немецком; вежа, башня (wieża) - на польском.

Почему же европейцы индийскую колесницу назвали башней? Это произошло из-за того, что персидское слово "рух" испанцы, которые первые встретились с шахматами,  восприняли как "rocco". Так у них называли осадные башни. Поэтому и изображать эти шахматные фигуры стали не в виде птиц или колесниц, а в виде башенок.

Ферзь

Слово "ферзь" в русский язык пришло из персидского. Есть несколько предположений, что именно оно значит. Возможно "ферзь" - это farzana (мудрец, советник), возможно ferz - "полководец" или "визирь" (первый министр).

В Европе в 15 веке "визирь" превратился в "королеву". Эта весьма слабая фигура теперь получила новые возможности - ходить бывший ферзь мог уже не по одной клеточке по диагонали, а по всем линиям и диагоналям на любое расстояние. Многие историки шахмат связывают это с ролью в жизни Европы могущественной королевы Изабеллы Кастильской.

Практически во всех языках ферзь стал называться королевой или дамой. Во Франции и Германии - Dame, В Италии - Donna, в Англии - Queen, в Болгарии - Царица, В Македонии - Кралица.  Любопытно, что только в Польше появилось собственное название для ферзя - гетман (hetman).

Из Европы и пришло к нам наше разговорное название для ферзя: "королева".

Король

Шахматный король во всех языках обозначает верховного правителя.

В Англии - кing, в Герании - König, во Франции - roi, в Болгарии  - Цар.

via

kim373.livejournal.com

Шахматы. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола

Среди многочисленных домашних игр наибольшей популярностью пользовались кости. В ту эпоху они имели такое же значение, какое впоследствии приобретут карты. Представители всех социальных категорий в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях предавались этой игре с губительной страстью, тщетно порицаемой суверенами и прелатами-реформаторами. Здесь проигрывались деньги, одежда, лошади и жилища. Многие, как, например, несколько позже поэт Рютбеф [84], жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели. К тому же играть в нее было еще и опасно. Хотя игроки пользовались рожком, нередко встречались случаи мошенничества, особенно из-за поддельных костей: одни имели намагниченную поверхность, у других одна и та же грань воспроизводилась дважды, у третьих одна сторона утяжелялась за счет примеси свинца. В результате возникали многочисленные распри, порой перераставшие даже в частные войны.

Гораздо более безобидной считалась игра «марель» («la marelle»), не столько азартная, сколько требовавшая размышлений: победителем считался тот, кто первым составлял геометрическую фигуру из перпендикулярных или наклонных линий при помощи трех (иногда пяти) пешек. Впрочем, это было не так уж сложно. Больших усилий требовала загадочная игра «табль» («tables»), литература придавала ей особое значение, однако ее правила практически неизвестны. В какой-то степени она напоминала игру в триктрак [85], участвовали двое или четверо игроков, используя несколько костей и много жетонов. Иногда этим же словом обозначали игру в шашки, в них в XII веке играли точно так же, как и сейчас.

Однако лучшая домашняя игра, в отношении которой авторы просто неистощимы, – это шахматы. Во Франции они появились в XI веке, а вовсе не во времена Карла Великого, как это иногда утверждают. Очень скоро они сделались любимым времяпрепровождением аристократического общества. Умение играть в шахматы считалось одной из составных частей воспитания юного рыцаря. Чтобы достичь в нем совершенства, нужно, как говорится в «Песне о Ли де Нантейле», начать обучение в возрасте шести лет [86]. Возможно, именно так и произошло с Бедуайеном, коннетаблем короля Артура, ведь во всех романах Круглого стола он предстает как лучший игрок своего времени [87]. В литературе описание шахматных партий занимает значительное место. Это одновременно и забавный эпизод, и драматическое действие. Иногда эти партии начинались из-за столкновения серьезных интересов: в них могла разыгрываться судьба женщины, пленника, армии и даже целого королевства. Часто проигравший в ярости от своего поражения ранил или убивал противника. В «Рыцарстве Ожье» Шарло, сын Карла Великого, проиграв Бодине, сыну Ожье Датчанина, «схватил обеими руками шахматную доску, бросил ему в голову и проломил ее так, что брызнул мозг» [88]. Реальная жизнь менее жестока. В ней не разыгрывались ни человеческие жизни, ни королевства, ни даже деньги. Тем более что церковь это запрещала. Дамы и молодые женщины без малейших колебаний садились за шахматную доску и часто показывали себя более искусными игроками, чем мужчины.

По легенде Алиенора [89] заставила потерпеть поражение в шахматах самых влиятельных князей Англии и Франции.

Однако интересно выяснить, как именно играли? Как выглядели шахматные фигуры? В чем заключались отличия от современного варианта этой игры?

Шахматная доска из дерева или металла считалась предметом роскоши. Владелец демонстрировал ее с неизменной гордостью, даже если сам не умел пользоваться ею. Она делалась больших размеров и часто служила верхней частью богато украшенной шкатулки, внутри которой находилась табль, а на противоположной стороне – марель. До конца XII века шахматная доска была однотонной (обычно белой), и прорезанные (иногда отмеченные красным) линии делили ее на 64 клетки. Современный вид – чередование черных и белых клеток – доска приобрела только в начале правления Филиппа Августа. Это не изменило правил игры – и сегодня можно играть в шахматы на одноцветной доске – однако облегчило видение и проверку ходов. Сами ходы несколько отличались, поскольку фигуры имели несколько иной характер и правила передвижения. Прежде всего «ферзь» (от персидского слова, обозначавшего визиря) двигался не во всех направлениях, а только по диагонали и не больше, чем на одну клетку за ход. Сила этой фигуры на шахматной доске была невелика. Так же и «альфен» (alfln), заменявший современного слона, продвигался по диагонали на две клетки через две (и мог при этом перепрыгивать через другие фигуры). Зато король, ладья, конь (вместе с рыцарем на спине) и пешки ходили точно так же, как и в современной игре, если не считать некоторых незначительных отличий. Например, король и ладья могли делать рокировку в любом положении, а пешкам в начале игры разрешалось передвижение только на одну клетку, не допускалось также взятие на проходе. Цель игры, как и сегодня, – поставить мат королю противника, и так же, как и сегодня, говорили «шах», если ему угрожала непосредственная опасность.

Форма фигур зависела от местности и уровня игры. Для повседневных игр уже делали стилизованные фигурки из кости или дерева, и никаких правил их изготовления не существовало. Для парадных же игр фигурки вытачивали из слоновой кости, эбенового дерева, янтаря или яшмы. Каждая из них служила определенным символом. Три оставались практически неизменными: король всегда с короной на голове; конь – всадник верхом на коне; пешки – в виде легковооруженных солдат. Форма остальных трех фигур варьировалась. Ферзя мог представлять сидящий человек с лицом, как у короля, но без короны, иногда – под влиянием куртуазной культуры – вместо него выступала дама. Alfin изображался в Англии и Западной Франции как епископ, во Фландрии и Рейнской области – как граф; в других районах – как пожилой человек, дерево или животное. Наконец, ладья могла быть сделана в виде тяжеловооруженного солдата или животного с башенкой на спине, а чаще представлялась целой сценой с участием двух персонажей: Адама и Евы, святого Михаила, убивающего дракона; двух переплетенных чудовищ, двух рыцарей, сражающихся копьями. У каждого играющего имелось по 16 фигур, перед началом партии их расставляли так же, как и в современной игре. Причем с одной стороны выстраивались белые, а с другой – не черные, а красные. В области шахмат царили те же символы, как и во всем остальном: до XIV века в сознании западного человека белому цвету противопоставлялся не черный, воспринимавшийся отсутствием цвета, как такового, а красный – цвет цвета.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Почему шахматные фигуры так называются?

Шахматы - игра очень старинная и придумана не у нас. Родилась она в далекой Индии давным-давно, в 6 веке н.э. Древний вариант шахмат назывался "чатуранга", что в переводе с санскрита (языка древних индийцев) обозначает "четыре подразделения войска". Она была уже очень похожа на наши шахматы. Игра велась на доске 8х8 клеточек (только они были одноцветными, деление на черные и белые появилось гораздо позже в Европе).

В это время сложились уже все знакомые нам фигуры и лишь ферзь появился позднее. Главное отличие было в том, что в игре участвовало не два игрока, а четыре, каждый из которых выстраивал свои "войска" в углу доски: пехоту (пешки), конницу (конь), боевых слонов (слон) и колесницы (ладья). Войско возглавлял раджа - индийский король. Фигуры были четырех цветов:  чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Какой фигурой ходить, определялось с помощью игрального кубика (пешка - 1, конь -2, ладья - 3, слон - 4, король - 5 и 6). Игра велась до тех пор, пока все фигуры противников не были уничтожены.

Правила ходов чатуранги:

Пешка ходит так же как и сейчас, только нет возможности на первом ходе перепрыгивать через третью линию. Дойдя до последней линии она может превратиться только в ту фигуру, которая уже есть среди "убитых" противником.

Конь ходит так же как и сейчас.

Слон  ходит по диагонали или вперед, но всего лишь на одну клеточку.

Ладья ходит по вертикалям и горизонталям на одну клеточку.

Ферзь отсутствует.

Король ходит как и сейчас.

Как расставлять фигуры, приведено на рисунке (мы играли вдвоем, поэтому фигуры расставили в соседних углах).

В том же трактате Бируни приводится легенда о возникновении шахмат. Якобы их придумал некий брамин  и предложил сыграть в них царю. Царь был в восторге от новой игры и захотел наградить брамина. "Проси все, что хочешь!" - сказал он. И брамин попросил выдать ему зерна: на первую клетку шахматной доски положить 1 зернышко, а на каждую последующую класть зерен в два раза больше, чем на предыдущую. Т.е. на вторую - 2, на третью - 4 и т.д. В математике это называется "геометрическая прогрессия"). Царь сначала согласился на это условие. Но вскоре оказалось, что всего зерна в его стране не хватит, чтобы заполнить всю доску. Более того, если посчитать количество зерен по формуле, то окажется, что всего мирового урожая зерна, собранного за всю историю человечества для этого не хватит!

Задача о зернах на шахматной доске

Из Индии шахматы были завезены в соседние страны: в Китае эта игра стала называться сянци, в Японии -  сёги, в Таиланде - макрук. А персы и, вслед за ними, арабы называли эту игру  шатрандж. Персы несколько изменили правила, и шахматы уже стали больше похожи на шахматы. От игральных кубиков отказались. Вместо четырех игроков стало играть двое, используя двойной комплект фигур. Так как из-за этого получилось два раджи (в Персии его стали называть "шах", как своего правителя), то одного из них несколько "понизили в звании" и второй ражда стал ферзем. Ферзь был очень слабой фигурой. Он мог ходить только по диагоналям и только на одну клетку. Персы же ввели правило, что игра длиться до тех пор, пока не поставят мат королю. Если слово "шахматы" перевести с языка персов, то получится "шах умер".

Из Персии эта игра в 9 веке пришла в Европу, где ее правила потихоньку менялись, пока не стали такими, как мы привыкли сейчас. Но в Россию первоначальный вариант игры попал не из Европы, а через Среднюю Азию. Поэтому в названии русских шахматных фигур сохранился дословный перевод с арабского или персидского языка. А лишь потом, в 11 веке, европейские шахматные правила дошли до Руси. Именно из-за этого многие фигуры получили двойное название - одно из старых русских шахмат, второе - из европейских.

Давайте разберем значение названий шахматных фигур подробнее.

Пешка

Слово "пешка" однокоренное с "пеший", "пехота". Это название означает "пеший солдат".

В других европейских. языках перевод названия этой фигуры тот же самый. А вот в Германии название пешки "вauer" значит не солдат, а "крестьянин".

Конь

В древних шахматах эта фигура изображала собою "кавалерию" - всадника на коне. Со временем ее изображение упростили, оставив только коня. Но во многих европейских языках шахматного коня продолжают называть наездником. Во Франции шахматный конь - это сavalier (кавалер), в Англии - knight (рыцарь).

А вот в других языках "человеческая составляющая" из этой фигуры пропала. У нас она называется просто "конь". А, например, в Германии (springer), Польше (skoczek), Хорватии (skakač) название его переводится как "прыгун", "скакун".

Слон

В древних шахматах это была фигура, изображающая боевого слона с наездником. Ее название на Руси перевели дословно, получилось "слон".

Но в Европе название никому неведомого животного "слона" (по персидски "фил") превратилось в "шута" ("фул"). В древних европейских шахматных книгах можно увидеть, что эту фигуру изображали как человечка в шляпе с бубенчиками. До сих пор во Франции "слон" называется  fou (фу), т.е. шут.

Позже в разных странах эта особа, приближенная к королю, получила более почетные звания:  епископ (bishop) - в Англии, бегун (Läufer) - в Германии, гонец (goniec) - в Польше, стрелок (střelec) - в Чехии, охотник (lovec)- в Словении и Хорватии, офицер - в Болгарии и Греции. И у нас до революции эту фигуру тоже принято было называть "офицер". Только потом за ней официально закрепили древнее русское название "слон". А вид фигурки оставили прежний, европейский. Поэтому шахматный слон похож не на слона (зверя с хоботом), а на человека в высокой шляпе (епископа, офицера).

Ладья

В индийской игре ладья - это боевая колесница (ратхи). Изображалась вместе с упряжкой коней и правящей ею возницей. Видимо, отсюда произошло персидское название колесницы - рух. Та самая Птица Рух из сказок  "Тысячи и одной ночи". И изображать фигуру тоже стали в виде птицы. А на Руси эту птицу приняли за стилизованное носовое украшение древнерусского судна - ладьи. Отсюда фигура получила свое имя.

А внешний вид и другое название этой фигуры - тура, - пришло к нам из Европы. По французски оно означает "башня" (tour). Так же французы называют и шахматную фигуру. Практически во всех европейских языках ее название имеет смысл "осадная башня", "укрепление": скала (rook) - на английском; башня (Turm) - на немецком; вежа, башня (wieża) - на польском.

Почему же европейцы индийскую колесницу назвали башней? Это произошло из-за того, что персидское слово "рух" испанцы, которые первые встретились с шахматами,  восприняли как "rocco". Так у них называли осадные башни. Поэтому и изображать эти шахматные фигуры стали не в виде птиц или колесниц, а в виде башенок.

Ферзь

Слово "ферзь" в русский язык пришло из персидского. Есть несколько предположений, что именно оно значит. Возможно "ферзь" - это farzana (мудрец, советник), возможно ferz - "полководец" или "визирь" (первый министр).

В Европе в 15 веке "визирь" превратился в "королеву". Эта весьма слабая фигура теперь получила новые возможности - ходить бывший ферзь мог уже не по одной клеточке по диагонали, а по всем линиям и диагоналям на любое расстояние. Многие историки шахмат связывают это с ролью в жизни Европы могущественной королевы Изабеллы Кастильской.

Практически во всех языках ферзь стал называться королевой или дамой. Во Франции и Германии - Dame, В Италии - Donna, в Англии - Queen, в Болгарии - Царица, В Македонии - Кралица.  Любопытно, что только в Польше появилось собственное название для ферзя - гетман (hetman).

Из Европы и пришло к нам наше разговорное название для ферзя: "королева".

Король

Шахматный король во всех языках обозначает верховного правителя.

В Англии - кing, в Герании - König, во Франции - roi, в Болгарии  - Цар.

via

p-i-f.livejournal.com

Почему шахматные фигуры так называются? Клуб почемучек :: Это интересно!

Здравствуйте, дорогие читатели и участники "Клуба почемучек"! В сегодняшнем выпуске Клуба я буду отвечать на вопрос моей дочки Кати (5 лет): "Почему шахматные фигуры так называются?"

Действительно, что обозначают таинственные названия "ладья", "ферзь", почему шахматный слон совсем не похож на слона, почему у некоторых фигур есть целых два имени слон-офицер, тура-ладья, ферзь-королева? Все это очень загадочно!

А получилось это из-за того, что шахматы - игра очень старинная и придумана не у нас. Родилась она в далекой Индии давным-давно, в 6 веке н.э. Древний вариант шахмат назывался "чатуранга", что в переводе с санскрита (языка древних индийцев) обозначает "четыре подразделения войска". Она была уже очень похожа на наши шахматы. Игра велась на доске 8х8 клеточек (только они были одноцветными, деление на черные и белые появилось гораздо позже в Европе). В это время сложились уже все знакомые нам фигуры и лишь ферзь появился позднее. Главное отличие было в том, что в игре участвовало не два игрока, а четыре, каждый из которых выстраивал свои "войска" в углу доски: пехоту (пешки), конницу (конь), боевых слонов (слон) и колесницы (ладья). Войско возглавлял раджа - индийский король. Фигуры были четырех цветов:  чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Какой фигурой ходить, определялось с помощью игрального кубика (пешка - 1, конь -2, ладья - 3, слон - 4, король - 5 и 6). Игра велась до тех пор, пока все фигуры противников не были уничтожены.

Я предложила Кате сыграть в шахматы по правилам чатуранги. Получилось очень забавно, хотя и очень непривычно (и долго).

Если вы тоже хотите повторить наш опыт, то приведу тут правила для передвижения фигур. Точно их мы не знаем, но в трактате арабского ученого Аль-Бируни есть примерное описание чатуранги, остальные правила ученые реконструировали, изучая дальнейшую эволюцию игры.

Правила ходов чатуранги:

Пешка ходит так же как и сейчас, только нет возможности на первом ходе перепрыгивать через третью линию. Дойдя до последней линии она может превратиться только в ту фигуру, которая уже есть среди "убитых" противником.

Конь ходит так же как и сейчас.

Слон  ходит по диагонали или вперед, но всего лишь на одну клеточку.

Ладья ходит по вертикалям и горизонталям на одну клеточку.

Ферзь отсутствует.

Король ходит как и сейчас.

Как расставлять фигуры, приведено на рисунке (мы играли вдвоем, поэтому фигуры расставили в соседних углах).

В том же трактате Бируни приводится легенда о возникновении шахмат. Якобы их придумал некий брамин  и предложил сыграть в них царю. Царь был в восторге от новой игры и захотел наградить брамина. "Проси все, что хочешь!" - сказал он. И брамин попросил выдать ему зерна: на первую клетку шахматной доски положить 1 зернышко, а на каждую последующую класть зерен в два раза больше, чем на предыдущую. Т.е. на вторую - 2, на третью - 4 и т.д. В математике это называется "геометрическая прогрессия"). Царь сначала согласился на это условие. Но вскоре оказалось, что всего зерна в его стране не хватит, чтобы заполнить всю доску. Более того, если посчитать количество зерен по формуле, то окажется, что всего мирового урожая зерна, собранного за всю историю человечества для этого не хватит!

Но Катя этого не знала и захотела сама попробовать разложить зерна на доске. Вот что у нее получилось на 11 шаге, пока она не поняла, что будет дальше:)

Задача о зернах на шахматной доске

Из Индии шахматы были завезены в соседние страны: в Китае эта игра стала называться сянци, в Японии -  сёги, в Таиланде - макрук. А персы и, вслед за ними, арабы называли эту игру  шатрандж. Персы несколько изменили правила, и шахматы уже стали больше похожи на шахматы. От игральных кубиков отказались. Вместо четырех игроков стало играть двое, используя двойной комплект фигур. Так как из-за этого получилось два раджи (в Персии его стали называть "шах", как своего правителя), то одного из них несколько "понизили в звании" и второй ражда стал ферзем. Ферзь был очень слабой фигурой. Он мог ходить только по диагоналям и только на одну клетку. Персы же ввели правило, что игра длиться до тех пор, пока не поставят мат королю. Если слово "шахматы" перевести с языка персов, то получится "шах умер".

Из Персии эта игра в 9 веке пришла в Европу, где ее правила потихоньку менялись, пока не стали такими, как мы привыкли сейчас. Но в Россию первоначальный вариант игры попал не из Европы, а через Среднюю Азию. Поэтому в названии русских шахматных фигур сохранился дословный перевод с арабского или персидского языка. А лишь потом, в 11 веке, европейские шахматные правила дошли до Руси. Именно из-за этого многие фигуры получили двойное название - одно из старых русских шахмат, второе - из европейских.

Давайте разберем значение названий шахматных фигур подробнее.

Пешка

Слово "пешка" однокоренное с "пеший", "пехота". Это название означает "пеший солдат".

В других европейских. языках перевод названия этой фигуры тот же самый. А вот в Германии название пешки "вauer" значит не солдат, а "крестьянин".

Конь 

В древних шахматах эта фигура изображала собою "кавалерию" - всадника на коне. Со временем ее изображение упростили, оставив только коня. Но во многих европейских языках шахматного коня продолжают называть наездником. Во Франции шахматный конь - это сavalier (кавалер), в Англии - knight (рыцарь). 

А вот в других языках "человеческая составляющая" из этой фигуры пропала. У нас она называется просто "конь". А, например, в Германии (springer), Польше (skoczek), Хорватии (skakač) название его переводится как "прыгун", "скакун".

В этом месте рассказа я предложила Кате попробовать решить знаменитую шахматную задачу "Ход конем": пройти все клеточки шахматной доски ходом коня так, чтобы ни в одной клетке конь не побывал два раза. Делать это лучше всего на листочке бумаге, нумеруя ходы. Кате удалось добраться до 42 клетки, а потом ее конь попал в безвыходное положение.

Помню, не один школьный урок я провела за этим занятием)))

Предлагаю и вам с детьми попробовать решить эту задачку. Интересно, до какой клеточки доберетесь вы?

"Ход конем"

Слон

В древних шахматах это была фигура, изображающая боевого слона с наездником. Ее название на Руси перевели дословно, получилось "слон".

Но в Европе название никому неведомого животного "слона" (по персидски "фил") превратилось в "шута" ("фул"). В древних европейских шахматных книгах можно увидеть, что эту фигуру изображали как человечка в шляпе с бубенчиками. До сих пор во Франции "слон" называется  fou (фу), т.е. шут. 

Позже в разных странах эта особа, приближенная к королю, получила более почетные звания:  епископ (bishop) - в Англии, бегун (Läufer) - в Германии, гонец (goniec) - в Польше, стрелок (střelec) - в Чехии, охотник (lovec)- в Словении и Хорватии, офицер - в Болгарии и Греции. И у нас до революции эту фигуру тоже принято было называть "офицер". Только потом за ней официально закрепили древнее русское название "слон". А вид фигурки оставили прежний, европейский. Поэтому шахматный слон похож не на слона (зверя с хоботом), а на человека в высокой шляпе (епископа, офицера).

Ладья

В индийской игре ладья - это боевая колесница (ратхи). Изображалась вместе с упряжкой коней и правящей ею возницей. Видимо, отсюда произошло персидское название колесницы - рух. Та самая Птица Рух из сказок  "Тысячи и одной ночи". И изображать фигуру тоже стали в виде птицы. А на Руси эту птицу приняли за стилизованное носовое украшение древнерусского судна - ладьи. Отсюда фигура получила свое имя. 

А внешний вид и другое название этой фигуры - тура, - пришло к нам из Европы. По французски оно означает "башня" (tour). Так же французы называют и шахматную фигуру. Практически во всех европейских языках ее название имеет смысл "осадная башня", "укрепление": скала (rook) - на английском; башня (Turm) - на немецком; вежа, башня (wieża) - на польском.

Почему же европейцы индийскую колесницу назвали башней? Это произошло из-за того, что персидское слово "рух" испанцы, которые первые встретились с шахматами,  восприняли как "rocco". Так у них называли осадные башни. Поэтому и изображать эти шахматные фигуры стали не в виде птиц или колесниц, а в виде башенок.

Если вы любите головоломки, то предлагаю вам с ребенком попробовать разрешить одну из них. Называется она "Задача о 8 ладьях". На шахматной доске надо так расставить 8 ладей (вместо них можно использовать пешки), чтобы ни одна из них не била другую.

Существует 40320 способа сделать это (включая симметричные). Найдете ли вы какие-нибудь из них?

Самое очевидное решение задачи о восьми ладьях

Ферзь

Слово "ферзь" в русский язык пришло из персидского. Есть несколько предположений, что именно оно значит. Возможно "ферзь" - это farzana (мудрец, советник), возможно ferz - "полководец" или "визирь" (первый министр).

В Европе в 15 веке "визирь" превратился в "королеву". Эта весьма слабая фигура теперь получила новые возможности - ходить бывший ферзь мог уже не по одной клеточке по диагонали, а по всем линиям и диагоналям на любое расстояние. Многие историки шахмат связывают это с ролью в жизни Европы могущественной королевы Изабеллы Кастильской.

Практически во всех языках ферзь стал называться королевой или дамой. Во Франции и Германии - Dame, В Италии - Donna, в Англии - Queen, в Болгарии - Царица, В Македонии - Кралица.  Любопытно, что только в Польше появилось собственное название для ферзя - гетман (hetman).  

Из Европы и пришло к нам наше разговорное название для ферзя: "королева".

Король

Шахматный король во всех языках обозначает верховного правителя.

В Англии - кing, в Герании - König, во Франции - roi, в Болгарии  - Цар.

А напоследок я хочу предложить вам сделать набор шахматных фигур своими руками. Ведь ребенку гораздо интереснее играть, если фигурки для шахмат будут необычными. Вот тут я показывала, как сын делал шахматы из пробок.  Чтобы я ответила и на ваши вопросы, присылайте их мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой "Клуб почемучек". Все присланные в Клуб вопросы, независимо от того, публиковался на них ответ или нет, будут участвовать в розыгрыше приза, который состоится в первую пятницу осени, 6 сентября. Подробности о нем я сообщу позднее. Архив прошлых выпусков "Клуба почемучек" можно посмотреть ЗДЕСЬ. Другие развивающие занятия по истории вещей и понятий вы найдете здесь:  Почему шахматные фигуры так называются,  Почему люди говорят на разных языках, Откуда взялись слова, Кто из живых существ первым полетел в космос,  Почему буква "А" называется буквой "А",  Как определить размер обуви,   Как люди научились печь хлеб, Где находится Край Света, Почему мальчики носят брюки, а девочки юбки, Игры в историю - Инструменты для письма, Игры в историю - Древняя Греция,  История игральных карт   

Материалы по теме:

Шахматные фигуры. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматная_фигура) Задача о ходе коня. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Задача_о_ходе_коня) "Занимательная история шахматных фигур" (http://primery.ru/chess-club/item/1073-shahmatnye-figury.html) Интересные факты о шахматах (http://muzey-factov.ru/tag/chess) 10 фактов о шахматах, которые вы не знали (http://www.factroom.ru/facts/20867) Старинная игра Чатуранга (http://chessdeti.ru/articles/igry.html) Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. (http://chess555.narod.ru/volsh2.htm) Удивительный мир волшебных фигур (http://www.chessarena.ru) Названия шахматных фигур на разных языках (http://shogipro.com/chesspieces.html)

www.tavika.ru

Средневековые игры

Среди многочисленных домашних игр наибольшей популярностью пользовались кости. В ту эпоху они имели такое же значение, какое впоследствии приобретут карты. Представители всех социальных категорий в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях предавались этой игре с губительной страстью, тщетно порицаемой суверенами и прелатами-реформаторами.

Здесь проигрывались деньги, одежда, лошади и жилища. Многие, как, например, несколько позже поэт Рютбеф , жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели. К тому же играть в нее было еще и опасно. Хотя игроки пользовались рожком, нередко встречались случаи мошенничества, особенно из-за поддельных костей: одни имели намагниченную поверхность, у других одна и та же грань воспроизводилась дважды, у третьих одна сторона утяжелялась за счет примеси свинца. В результате возникали многочисленные распри, порой перераставшие даже в частные войны.

Больших усилий требовала загадочная игра «табль» («tables»), литература придавала ей особое значение, однако ее правила практически неизвестны. В какой-то степени она напоминала игру в триктрак , участвовали двое или четверо игроков, используя несколько костей и много жетонов.

Во Франции шахматы появились в XI веке, а вовсе не во времена Карла Великого, как это иногда утверждают. Очень скоро они сделались любимым времяпрепровождением аристократического общества. Умение играть в шахматы считалось одной из составных частей воспитания юного рыцаря. Чтобы достичь в нем совершенства, нужно, как говорится в «Песне о Ли де Нантейле», начать обучение в возрасте шести лет .

В литературе описание шахматных партий занимает значительное место. Это одновременно и забавный эпизод, и драматическое действие. Иногда эти партии начинались из-за столкновения серьезных интересов: в них могла разыгрываться судьба женщины, пленника, армии.

Дамы и молодые женщины без малейших колебаний садились за шахматную доску и часто показывали себя более искусными игроками, чем мужчины. По легенде Алиенора заставила потерпеть поражение в шахматах самых влиятельных князей Англии и Франции.

Часто проигравший в ярости от своего поражения ранил или убивал противника. В «Рыцарстве Ожье» Шарло, сын Карла Великого, проиграв Бодине, сыну Ожье Датчанина, «схватил обеими руками шахматную доску, бросил ему в голову и проломил ее так, что брызнул мозг» .

До конца XII века шахматная доска была однотонной (обычно белой), и прорезанные (иногда отмеченные красным) линии делили ее на 64 клетки. Современный вид — чередование черных и белых клеток — доска приобрела только в начале правления Филиппа Августа. Это не изменило правил игры — и сегодня можно играть в шахматы на одноцветной доске — однако облегчило видение и проверку ходов.Сами ходы несколько отличались, поскольку фигуры имели несколько иной характер и правила передвижения. Прежде всего «ферзь» (от персидского слова, обозначавшего визиря) двигался не во всех направлениях, а только по диагонали и не больше, чем на одну клетку за ход. Сила этой фигуры на шахматной доске была невелика.Так же и «альфен» (alfln), заменявший современного слона, продвигался по диагонали на две клетки через две (и мог при этом перепрыгивать через другие фигуры).

Зато король, ладья, конь (вместе с рыцарем на спине) и пешки ходили точно так же, как и в современной игре, если не считать некоторых незначительных отличий. Например, король и ладья могли делать рокировку в любом положении, а пешкам в начале игры разрешалось передвижение только на одну клетку, не допускалось также взятие на проходе. Цель игры, как и сегодня,— поставить мат королю противника, и так же, как и сегодня, говорили «шах», если ему угрожала непосредственная опасность.

Форма фигур зависела от местности и уровня игры. Для повседневных игр уже делали стилизованные фигурки из кости или дерева, и никаких правил их изготовления не существовало. Для парадных же игр фигурки вытачивали из слоновой кости, эбенового дерева, янтаря или яшмы. Каждая из них служила определенным символом. Три оставались практически неизменными: король всегда с короной на голове; конь — всадник верхом на коне; пешки — в виде легковооруженных солдат.Форма остальных трех фигур варьировалась. Ферзя мог представлять сидящий человек с лицом, как у короля, но без короны, иногда — под влиянием куртуазной культуры — вместо него выступала дама. Alfin изображался в Англии и Западной Франции как епископ, во Фландрии и Рейнской области — как граф; в других районах — как пожилой человек, дерево или животное. Наконец, ладья могла быть сделана в виде тяжеловооруженного солдата или животного с башенкой на спине, а чаще представлялась целой сценой с участием двух персонажей: Адама и Евы, святого Михаила, убивающего дракона; двух переплетенных чудовищ, двух рыцарей, сражающихся копьями.

У каждого играющего имелось по 16 фигур, перед началом партии их расставляли так же, как и в современной игре. Причем с одной стороны выстраивались белые, а с другой — не черные, а красные. В области шахмат царили те же символы, как и во всем остальном: до XIV века в сознании западного человека белому цвету противопоставлялся не черный, воспринимавшийся отсутствием цвета, как такового, а красный — цвет цвета.

Футбол (или как пожелаете)Что надо: Нечто напоминающее мяч, две команды, быстро бегающие и пытающиеся закинуть то самое, напоминающее, в «ворота» противника. Закинули – тхе енд.И все.

Команда. Состоит из (…) игроков. Нужное вписать: от одного до целой деревни со всеми имеющимися мужиками, бабами, киндерами, курами, коровами и прочими предметами обстановки. И если одна курица первой команды стоит всех одиннадцати прекрасных воинов другой команды, то так они и будут играть 1 против 11.Количество игроков любое

«Ворота». Все, что угодно от дырки в полу до рыночной площади.Поле: то, что между воротами, ага. Размер не главное ;)Нарушение правил? Ну, вот, например, в 1321 году один игрок угондошил в процессе игры другого, и ничего. С каждым может случиться.Ручками? Ручками! Можно носить, кидать, таскать и т.д. Впрочем, если вы пошиты хотя бы на середину XV, то можете трогать мяч и ногами. Именно тогда это разрешили. А если нет, то не расстраивайтесь, все равно играть в футбол ногами могут только нецивилизованные бразильцы, в Европе такой способ не прижился.Размеры мяча. Маленький, может, и удаленький, но только если это…впрочем, не суть. Здесь все совсем наоборот: чем больше, тем маневреннее. А впрочем, что уж есть, тем и пользуйтесь.

Alquerque – испанское название игры, которую завезли в Европу продвинутые мавры. Известно. что в эту игру уже тысячу лет играют в Египте и Среднем Востоке.В арабской книге Kitab-al-Aghani, писанной в 10 веке, игрушка носит имя Эль-Квиркат. В Libro de Juegos короля Альфонса Мудрого представлены некоторые разновидности Alquerque. И, кстати, один из таких видов - Alquerqe de doce – до сих пор популярен в испанских кабаках.2 игрока обзаводятся каждый 12-тью черными или, соответственно, белыми камушками. Расставляют их так, чтобы по середине оставалось свободное место. Ходят по очереди.Игрок двигается на соседнее, свободное поле, если рядом он видит противника, не прикрытого со спины, то убивает его методом молодого нинзя-людоеда – перепрыгивает и в прыжке съедает. Если есть такая возможность, то убивается не один, а больше. Опять же прыжком (прыгать можно во все стороны). Милосердие к врагам не поощряется и очень даже наказывается. Не съел – съедят тебя, точнее просто снимут с поля. Победил, как не сложно догадаться тот, кто первый сожрал всех своих врагов.

Лисец и гуси - Игра представляет собой стандартную охотничью развлекуху тет-а-тет. Одному игроку достается одна маленькая, но быстрая и злая фишка, которая жрет находящиеся в количественном превосходстве фишки второго игрока.Первыми игрушку описали исландцы в саге "Греттис", но изобрести под нее доску додумались только итальянцы и англичане. Вот например, кто-то откопал, что в книге расходов короля Эдуарда IV (1461 – 1483) одной из статей указывалось перековать старенькое серебришко на двух лис и 26 собак, то есть на два полных комплекта фишек.Изначально в игре участвовали 13 гусей (собак) и одна лиса. Каждый двигается к противоположному краю доски и в процессе сего действа лиса жрет гусесобак. Правила поменялись после 1600 года: гусесобаки новейшего выпуска не могли уже двигаться назад или по диагонали, зато они размножились до 17 штук.

Позиция номер раз: см. картинку. Первыми ходят рыжие. Лисец двигается в любом направлении и увидев свободное место за спиной гусесобаки прыгает на него через голову последней, убивая ее. Или даже их: семерых одним ударом (в общем система как в шашках). Трупики/тушки убираются с поля. Но в принципе лисец может быть пацифистом и никого убивать не обязан.Гусесобаки двигаются короткими перебежками (один ход/шаг/клетка за раз) вперед или в стороны, но не назад и не по диагонали. Гуси-мутанты победили, если смогли окружить лису так, что ей не шевельнуться.Лиса победила, если сожрала 12 (10) гусесобак.Три «брэ».

Изначально игра использовалась для тренировки оруженосцев, которые должны были суметь в случае необходимости вытащить из сутолоки боя своего господина. Первое время играли с кожаным мешочком, набитым еловыми шишками. Во время игры из-за невозможности видеть оружие противника, нередко случались травмы, поэтому с 12 столетия в нее стали играть в одних только брэ.

Поле: площадка - круг диаметром 6 метров, со средней линией и двумя воротами (диаметром в метр) Линии разметки прокладывались при помощи соломы. Мяч делается из кожи или льна и набивается соломой или тряпками. Вес 25-40 кг, 90-120 см в диаметре. Каждая команда состоит из 6 игроков, одетых только в брэ босые или в крестьянских башмаках.Обе команды находятся на своей половине поля, но место каждого отдельного игрока строго не оговаривается. Мяч лежит в середине круга. Суть игры - загнать мяч (закатить, забросить, занести, затащить, заволочь, запинать или уж как получится) в «ворота» противника Кроме целенаправленных ударов и пинков, а также применения оружия, можно делать все. За нарушение правил, вся команда сразу дисквалифицируется. Отдельный игрок может быть дисквалифицирован судьей при грубых нарушениях чести и морали (ругался матом три минуты, плевался на пол 2 минуты, ну и чья честь еще на что горазда)Длительность игры: 2*3 минуты, с 3 минутным перерывом. Если за это время мяч так и не был забит, то после второго перерыва назначается дополнительный тайм, который продолжается до победы одной из команд.Во время игры состав команды не может меняться, если только игрок не травмируется настолько, что не сможет без посторонней помощи покинуть поле.

18.10.11Чтиво

www.libo.ru

Шахматы в Западной Европе.

Шахматы в Западной Европе.

    Западная Европа заимствовала шахматы в форме шатранджа у арабов, в первую очередь, через Иберийский полуостров, но возможно также через Аквитанию и Прованс (южное побережье Франции), а также через юг Аппенинского полуострова. Распространению игры на Британских островах и в Скандинавии способствовали викинги.     Первое упоминание о шахматах в Западной Европе относится к самому началу XI в., однако игра могла быть уже известна на один, а то и на два века раньше.     В XI–XII вв. шахматы считались одним из самых распространенных развлечений феодальной знати, входили в программу рыцарского воспитания. Настольные игры, существовавшие в Западной Европе со времен древнего Рима, были азартными играми на деньги, поэтому шахматы тоже стали игрой на ставку. Неудивительно, что Римско-католическая церковь пыталась их запретить, однако все эти запреты оказались безуспешными и позднее, к 1400, были отменены.     В Западной Европе шатрандж претерпел значительные изменения. Во-первых, начиная с XI в. шахматная доска стала двухцветной (на Востоке она была одноцветной). Во-вторых, вместо трех путей к победе – мата, пата и уничтожения всех боевых сил, остался лишь один – мат. Это, по-видимому, объяснялось тем, что в игре на ставку упрощало расчеты. В-третьих, стремились убыстрить игру – в начальном положении был разрешен двойной ход пешкой, придуман прыжок короля (в пределах прямоугольника с1 – с3 – g1 – g3) – прообраз будущей рокировки. К тому же, после того как пешка превратилась в ферзя, последний мог прыгнуть на любое третье поле вокруг себя.     Загадочные для европейцев абстрактные фигуры шатранджа вновь стали принимать изобразительную форму.     В 1283 по указанию Альфонса X Мудрого (1221–1284), короля Кастилии и Леона, в Испании была написана Книга игр, первая часть которой посвящена шахматам. В ней приведены 103 задачи. Подавляющее большинство этих задач имеют восточные корни. Однако в отличие от восточных аналогов, где задание было – выиграть или сделать ничью, здесь появилось принципиально новое условие: нужно дать мат в определенное число ходов. Иногда к этому добавлялись и другие условия – нужно дать мат на определенном поле или определенной фигурой. Появление таких задач означало отход от правил игры. Эта тенденция получила развитие и в других сборниках задач, появившихся в то же примерно время в Англии и Италии. Возникли задачи на обратный мат, где заданием является вынуждение противника дать мат. Сейчас эта область композиции называется «сказочные шахматы». Подобные задачи были далеки от практики и никак не способствовали совершенствованию шахматистов. Это были головоломки, решение которых развивало смекалку и изобретательность.     Европейские задачи часто решались на пари или на ставку. Их решение стало своего рода азартной игрой. И сборники задач становились источником дохода. Поэтому появились также «обманные» задачи, которые было решить невозможно и смысл которых был в том, чтобы обмануть решателя и выиграть ставку.     Кроме сборников задач в те времена в Западной Европе появилась обширная литература, связанная с шахматами. Во-первых, дидактические произведения (нередко в стихотворной форме), в которых излагались правила и основные принципы игры. Во-вторых, богатая шахматная символика использовалась проповедниками для этических и нравственных поучений, следующего типа: «Мир напоминает шахматную доску, белую и черную. Эти цвета показывают два состояния – жизни и смерти, или хвалы и осуждения. Шахматные фигуры представляют людей этого мира, которые рождаются одинаково, занимают различное положение, получают разные звания, соперничают между собой, а в конце их ждет одна и та же судьба, которая всех уравнивает. И король часто оказывается в мешке под другими фигурами».     Наиболее распространенным таким сочинением в средние века был трактат ломбардского проповедника Якобуса Цессолеса Об обычаях людей простых и знатных. По популярности этот трактат уступал только Библии. Взгляды проповедника отражали концепцию средневекового ученого и философа XII в. Иоанна Солсберийского (умер в 1180), согласно которой феодальное общество представляет как бы единый механизм, каждая часть которого выполняет свои определенные функции. А трактат Цессолеса, написанный в конце XIII века, отражал эти идеи применительно к шахматам.     «В жизни, как на шахматной доске, – проповедовал Цессолес, – каждая фигура имеет не только свои права, но и обязанности». В целом же он представлял расстановку фигур и пешек на доске как модель феодального государства. Вторая половина XV в. в Европе характеризуется изобретением книгопечатания, началом эпохи географических открытий, означавшим расширение пространства, а в переносном смысле и расширением горизонтов. Повысился интерес к искусству, точным наукам, истории. К периоду Ренессанса относится и реформа шахмат. Слон и особенно ферзь получили намного большую свободу передвижения, чем в старых шахматах. Это изменение правил сделало игру более быстрой, более динамичной, более богатой тактическими возможностями, а, значит, и более интересной и привлекательной, что обеспечило ее дальнейшую жизнеспособность. Шахматы уже испытывали сильную конкуренцию со стороны игральных карт, которая особенно усилилась, когда карты стали печатать. Не исключено, что прошедшая реформа спасла шахматы от забвения. Изменение правил могло произойти в среде молодых интеллектуалов, людей высокой культуры, с обостренным восприятием новых веяний, с тонким чувством прекрасного. И можно согласиться с мнением испанского историка Рикардо Кальво, что эта реформа произошла в Валенсии, в литературном кружке молодых поэтов. Они, кстати, создали первое сочинение, посвященное новым шахматам. Это была поэма Шахматы любви. Она датируется 1480 и в ней описывается партия, игранная по новым правилам. Они назвали эту игру «игрой Дамы». Название имеет двоякий смысл – во-первых, подчеркивает сильнейшую фигуру новых шахмат, во-вторых, прославляет благородных и прекрасных дам.     В Испании вышли и первые печатные книги о новых шахматах – в 1495 100 задач Францеска Висента и в 1497 Забавы любви и искусство шахмат Луиса Рамиреса Лусены.     Употребив слово «искусство» Лусена высветил важную эстетическую сторону новой игры, которая сразу же привлекла к ним новых поклонников, особенно в Италии, где раньше всего в Европе воцарился дух Ренессанса. Первая же книга о новых шахматах португальца Дамиано, выпущенная в 1512 в Риме на двух языках – испанском и итальянском, оказалась необычайно популярной, и в XVI в. выдержала 8 изданий.     Немало способствовала распространению новой игры в Европе поэма Марка Иеронима Виды Игра в шахматы. Написанная на классической латыни, она только в XVI в. выдержала около 30 изданий, была переведена почти на все европейские языки. Это объяснялось тем, что поэт был священнослужителем, впоследствии он стал епископом. В томик своих религиозных стихов он включил написанную им в молодости шахматную поэму. Стихи Виды расходились по монастырям, университетам и библиотекам. А вместе с ними распространялись и новые шахматы.     Хотя родиной новых шахмат явилась Испания, но Италия оказалась лучше всего подготовленной для их восприятия. В XVI в. новая игра получила там самое широкое распространение. Появилось немало шахматистов-практиков, которые стали профессионалами, зарабатывающими игрой хлеб насущный. Испанский священник Рюи Лопес де Сегура был одним из первых мастеров и теоретиков современных шахмат. В 1560 он приезжал в Рим и с успехом играл с итальянскими мастерами. В 1561 выпустил книгу Об изобретательности и искусстве игры в шахматы, в которой отразил состояние шахматной теории в середине XVI в. В отличие от шатранджа в новых шахматах быстрее всего стала развиваться теория дебютов.     Первым международным турниром в истории современных шахмат считаются встречи испанцев Рюи Лопеса и Альфонса Серона с итальянцами Джованни Леонардо и Паоло Бои. Это соревнование проходило в 1575 в Мадриде при дворе короля Филиппа II и закончилось поражением испанцев.     В XVI в. в правила игры было внесено еще одно изменение – появилась рокировка, причем итальянцы изобрели свободную рокировку, когда король и ладья могли поменяться местами.     С конца XVI в. слава сильнейших шахматистов переходит к итальянским мастерам, и с их творчеством впервые связывается понятие школы – итальянской. Их партии и дебютные анализы, представленные в рукописи Полерио, книгах Сальвио, Карреры и Греко, показывают ярко выраженную наступательную стратегию игры – стремление к жертвам материала ради выигрыша времени для мобилизации сил, открытия линий и организации атаки на короля противника. Главная фигура в атаке – мощный ферзь. Подготовка к нападению на короля начинается, как правило, уже в дебюте. Особенно должен быть отмечен Джоакино Греко (1600–1634). Уроженец Калабрии, он с успехом гастролировал при королевских дворах Франции, Англии, Испании. На изданных уже после его смерти сборниках партий учились целые поколения европейских шахматистов.     В середине XVIII в. жившие в Модене мастера Эрколе дель Рио, Джамбатиста Лолли и Доменико Лоренцо Понциани теоретически обосновали основные положения итальянской школы. Главное – они провозгласили шахматы искусством. Их идеалом стала тактическая схватка, озаренная вспышками эффектных комбинаций, тонкими, полными изящества замыслами. Возведя шахматы в ранг искусства, итальянские мастера показали богатые комбинационные возможности игры, ее своеобразную красоту. Однако роль пешек итальянцы недооценивали. Они стремились их разменять или пожертвовать, чтобы дать свободу своим атакующим фигурам.     Следующий шаг в понимании шахмат был сделан французским мастером Андре Франсуа Филидором (1726–1795). В XVIII в., названном во Франции «Веком просвещения», там создаются такие замечательные произведения, как всеобъемлющая Энциклопедия наук искусств и ремесел, издание которой возглавлял Дени Дидро, а его сотрудниками были Монтескье, Вольтер, Руссо, Даламбер и др.     Подобный же научный подход к шахматам проявляет Филидор в своей книге Анализ шахматной игры, изданной в 1749.     Выбрав шахматы объектом научного исследования, он подверг анализу их стратегию. В то время как итальянская школа недооценивала роль пешек, Филидор выступил с парадоксальным заявлением, что именно пешки – «душа шахмат» и что сила фигур в значительной мере зависит от пешечной структуры, а та, в свою очередь, часто диктует наиболее целесообразную стратегию игры.     Постулат о могуществе пешек был глубоко символичным: как раз тогда во Франции нарастал конфликт между третьим сословием и феодально-абсолютистским строем, приведший к Великой французской революции.     По профессии музыкант и композитор, один из создателей французской комической оперы, Филидор был не только теоретиком, но и выдающимся шахматным мастером, сильнейшим в Европе во второй половине XVIII в. Он триумфально выступал в Англии и в 1847 с разгромным счетом 8:2 победил в Лондоне арабского шахматиста Филиппа Стамму.     В XVIII в. во Франции шахматы перестали быть привилегией феодалов и получили распространение среди третьего сословия. Шахматные поединки стали проводиться в кафе и клубах. В Париже большую популярность приобрело в первой половине XVIII в. кафе «Прокоп», а с 1750 кафе «Режанс», где за шахматной доской можно было встретить Вольтера, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо, Мирабо, Ж.Ж.Дантона, М.Робеспьера и др. государственных и общественных деятелей. В этом кафе выдвинулись многие известные шахматисты, в первую очередь, Легаль и Филидор.     Если последний сделал первый шаг на пути создания позиционной школы игры, то ее основателем по праву считается первый чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц (1836–1900), но произошло это значительно позже, в последней четверти XIX в. А начало века ознаменовалось оживлением шахматной жизни во многих европейских странах. Состоялась серия матчей между сильнейшими французскими и английскими шахматистами. Так Луи Шарль Лабурдонне победил в 1834–1835 в 4-х матчах Александра Мак-Доннелла, проиграв лишь два, а в 1843 англичанин Говард Стаунтон, проиграв первый матч французу Пьеру Шарлю Фурнье де Сент-Аману, во втором матче убедительно победил, и был назван сильнейшим шахматистом Европы. Появились сильные шахматисты и в других странах: А.Андерсен и И.Цукерторт в Германии, И.Колиш и В.Стейниц – в Австро-Венгрии, А.Петров и К.Яниш – в России, П.Морфи и Л.Паульсен – в США.     В 1836 Лабурдонне начал издавать первый в мире шахматный журнал «Паламед». Затем подобные журналы появились в Великобритании (1837) и Германии (1846).     Первый международный турнир состоялся в Лондоне в 1851. Его победителем стал Андерсен. Он же выиграл в 1862 в Лондоне второй международный турнир. Победу в третьем международном турнире, прошедшем в Париже в 1867, одержал Колиш. Первый международный турнир в Германии состоялся в 1870 – там снова победил Андерсен. В дальнейшем международные турниры стали проводиться регулярно.     Андерсен считался сильнейшим шахматистом своего времени, но в 1858 его в матче со счетом 8:3 убедительно победил американец Пол Морфи, вскоре отошедший от шахмат.     Первый официальный матч на первенство мира по шахматам состоялся в 1886 в США между Стейницем и Цукертортом. Выиграв этот матч, Стейниц стал первым чемпионом мира. Он не только был сильнейшим шахматистом, но и создателем школы позиционной игры. Стейниц как бы разложил позицию на составные элементы, выделив из них наиболее существенные, позволяющие ее объективно оценить и наметить наиболее целесообразный, наиболее эффективный план действий. Фактически он предложил принципиально новый поход к игре. Его стратегия заключалась в постепенном накоплении мелких преимуществ, в маневрировании с целью усиления своей позиции и ослабления неприятельской. Этот подход – постепенное накопление мелких преимуществ, удивительным образом соответствовал популярным тогда экономическим учениям.     С чисто шахматной точки зрения в партии возникла новая фаза – маневрирование. К прямой атаке Стейниц переходил только тогда, когда получал достаточный для этого позиционный перевес. Одновременно Стейниц учил: имеющий перевес обязан атаковать, иначе перевес может исчезнуть.     К концу XIX в. учение Стейница стало фактически доминирующим, приобрело многих последователей. Неутомимым пропагандистом идей Стейница был второй чемпион мира Эммануил Ласкер (1868–1941), в 1894 победивший его в матче. Большую роль в распространении учения Стейница сыграл также один из сильнейших шахматистов того времени Зигберт Тарраш, ставший учителем многих молодых мастеров.     Значение позиционной школы для развития и распространения шахмат трудно переоценить. Вместо игры, основанной только на конкретном расчете, был предложен сугубо научный метод, основанный на объективной оценке плюсов и минусов позиции.     Учение Стейница стало особенно популярным и потому, что им легко было овладеть, но в этом заключалась и его ахиллесова пята. Среди мастеров-профессионалов появилось немало таких, кто, маневрируя, не стремился достичь каких-то позиционный выгод, а заботился главным образом о безопасности своей позиции, выжидал, не желая рисковать, уклонялся от обострения игры и, особенно с сильным противником, легко шел на мировую. Как раз тогда в международных соревнованиях возрос процент неинтересных ничейных партий, и появился даже специальный термин «гроссмейстерская ничья», что иногда означало уклонение от борьбы. Таким образом был нанесен ущерб творческому содержанию шахмат.     В начале XX в. в живописи, скульптуре и музыке появилось новое течение – модернизм. И тогда же в шахматах, в недрах позиционной школы, возникло направление, получившее название «гипермодернизм» или «неоромантизм». Гипермодернисты выступили с критикой ряда установок позиционной школы, возведенных слишком рьяными ее представителями в абсолют. Они, например, полагали, что позиционная школа переоценивает роль пешечного центра и разработали концепцию фигурно-пешечного центра, когда контроль над центральными полями осуществляют не только пешки, но и фигуры. Это привело к появлению ряда новых начал: дебюта Рети за белых, защиты Нимцовича, защиты Грюнфельда, новоиндийской и староиндийской защит, а также защиты Алехина за черных.     Гипермодернисты отказались от проповедуемой сторонниками позиционной школы игры черными на постепенное погашение инициативы белых и уравнению игры. Они стремились к встречным активным действиям, к перехвату инициативы, к контригре.     Нимцовичу также принадлежит заслуга в разработке и практическом применении различных приемов маневрирования в середине игры – лавирования, профилактики, ограничения подвижности, блокаде и т.п.     Главное достижение гипермодернистов – они снова сделали шахматы интересными, вернули тактическую игру, полную жертв и комбинаций, на пьедестал, воздвигнутый представителями итальянской школы. Подчеркивая ведущую роль стратегии, позиционная школа невольно принижала роль тактики. Между тем Нимцович неоднократно подчеркивал, что комбинация должна логично вытекать из самой стратегии. Существенно и то, что в своих партиях гипермодернисты показали красоту стратегии, продемонстрировали на практике, что ее, как и тактику, оплодотворяют вдохновение, фантазия и интуиция. Тем самым они еще больше расширили представление о шахматах как об искусстве.     Однако на шахматном Олимпе по-прежнему главенствовали представители позиционной школы, и в 1921 кубинец Хозе Рауль Капабланка (1888–1942) стал третьим чемпионом мира, победив в Гаване Ласкера. Понимание позиции и техника позиционной игры у Капабланки были настолько высоки, что его называли «шахматной машиной» и считали непобедимым. В 1927, выиграв матч у Капабланки, четвертым чемпионом мира стал русский Александр Алехин (1892–1946). В 1935 Алехин в матче, проходившем в различных городах Голландии, уступил голландцу Максу Эйве, ставшему пятым чемпионом мира, но в 1937 вернул звание чемпиона, победив в матч-реванше.     В 1946 Алехин умер непобежденным, и созданная еще в 1924 Международная Шахматная Федерация (ФИДЕ) взяла на себя организацию дальнейших соревнований за звание сильнейшего шахматиста мира. В проведенном в 1948 матч-турнире победил представитель Советского Союза Михаил Ботвинник (1911–1995). После окончания второй мировой войны наша страна вступила в ФИДЕ, а советские шахматисты стали доминировать на мировой шахматной арене.     Начиная с 1927 ФИДЕ начала проводить соревнования на первенство мира среди женщин. Первой чемпионкой мира стала чешка Вера Менчик. Она побеждала еще в шести подобных турнирах. Однако в 1944 погибла во время бомбежки Лондона.

king-qwerty.narod.ru

Шахматные фигуры - это... Что такое Шахматные фигуры?

Шахматные фигуры: (слева направо) белые: король, пешка, слон; чёрные: ладья, ферзь, конь

В шахматах существует шесть разных (видов или наименований) фигур — король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. В шахматы играют два человека; один играет белыми фигурами, другой чёрными. У каждого игрока 16 фигур — один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня, и восемь пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске по-своему.

Описания фигур

Король, ферзь, слон, ладья, конь, пешка Король  Ходит на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Кроме того, может участвовать в рокировке. Считается самой важной фигурой, поскольку невозможность защитить короля от атаки противника (эта ситуация называется «мат») означает проигрыш партии. В комплекте шахматных фигур король обычно — самая высокая фигура, либо одна из двух самых высоких фигур (вторая — ферзь). Ферзь (королева)  Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Самая сильная фигура на шахматной доске. Изначально (в старом арабском шатрандже) ферзь ходил лишь на одно поле по диагонали; превращение его в наиболее сильную фигуру произошло уже в европейских шахматах. В современной шахматной теории ферзь относится к «тяжёлым фигурам», наряду с ладьёй. Внешний вид фигуры в традиционных «стаунтоновских» шахматах аналогичен королю, но фигура увенчана небольшим шариком и обычно несколько ниже, в отличие от короля, который, как правило, выше ферзя и увенчан крестом. Ладья (турá) Ходит на любое число полей по вертикали или горизонтали. Может участвовать в рокировке. Игрок начинает партию с двумя ладьями, стоящими на крайных полях первой горизонтали. Как и ферзь, относится теорией к «тяжёлым фигурам». Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной башни (что соответствует европейскому её названию, с разных языков переводящимся именно как «крепостная башня»). В старых русских шахматных комплектах имела вид стилизованного корабля (ладьи). По некоторым предположениям, различные наименования данной фигуры связаны с её первоначальным названием и видом. В чатуранге она называлась «колесница», то есть «ратх». В арабском шатрандже название превратилось в «Рух» (имелась в виду мифическая птица). Её стилизованные изображения, по предположениям шахматных историков, на Руси были приняты за изображения визуально похожей русской ладьи, от чего и произошло русское название фигуры. В Европе же изображение фигуры было связано с названием, созвучным с «rook» (утёс, башня), в результате соответствующая европейская шахматная фигура стала изображаться в виде крепостной башни. Слон (офицер) Ходит на любое число полей по диагоналям. В чатуранге и шатрандже ходил через одно поле по диагонали, являясь, как и конь, «прыгающей» фигурой (при ходе перешагивал через свои и чужие фигуры, стоящие на пути). В начале игры у игрока есть два слона — белопольный и чёрнопольный. В силу геометрии шахматной доски, слоны перемещаются только по диагоналям своего цвета. Относится к классу «лёгких фигур», вместе с конём. Фигура обычно ниже короля и ферзя, верхняя часть имеет вид капли (или капюшона) заострением вверх, представляет собой стилизацию одеяния католических и протестантских священников, что соответствует английскому названию «bishop» — «епископ». Конь  Ходит русской буквой «Г» — сначала на два поля по вертикали или горизонтали, потом ещё на одно поле по горизонтали или вертикали перпендикулярно первоначальному направлению. Единственная фигура в современных шахматах, которая ходит не по прямой линии и является «прыгающей» — ходит не в плоскости доски и может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры. Одна из двух фигур (вторая — король), ход которой не изменился со времён чатуранги. В начале партии у каждого игрока два коня, стоящих на вторых слева и справа полях первой от него горизонтали. Относится к «лёгким фигурам». Фигура имеет вид головы коня на подставке. Английское название «knight» — рыцарь. Пешка Ходит на одно поле по вертикали вперёд. Из исходного положения может сделать один ход на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали вперёд. При выполнении хода на два поля может быть следующим ходом взята на проходе пешкой противника (т. н. взятие «энпассан»). Единственная фигура в шахматах, у которой тихий ход и ход со взятием различаются. В комплекте фигур у каждого игрока по восемь пешек, в начальной позиции пешки стоят на второй от игрока горизонтали, прикрывая фигуры. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля. За редкими исключениями, обычно пешку превращают в ферзя. Фигура самая маленькая из всех в комплекте. Несмотря на слабость, пешки очень важны в шахматной партии, так как зачастую составляют основу оборонительной структуры игрока, являясь и «наполнителем» поля, и «пушечным мясом». В эндшпиле роль пешек многократно возрастает обычно за счёт того, что часть из них являются так называемыми «проходными пешками», потенциально способными достигнуть последней горизонтали и превратиться в фигуру.

Классификация

Фигуры делятся на:

  • Лёгкие фигуры — конь и слон.
  • Тяжёлые фигуры — ладья и ферзь.
  • Король — из-за своей особой роли в партии не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.
  • Пешка — так же, как и король, не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.

В терминологии имеется неоднозначность: в узком смысле фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. Обычно слово «фигура» в комментарии к шахматной партии употребляется именно в этом смысле, например, выражение типа «потеря фигуры» означает потерю лёгкой или тяжёлой фигуры, но не пешки.

Сравнительная сила фигур

Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории силу фигур принято измерять в пешках. Общеприняты следующие примерные соотношения:

Следует учитывать, что приведённые соотношения вовсе не достаточны для объективной оценки тех или иных действий в конкретной партии. В игре к ним добавляются многочисленные дополнительные соображения. На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем на стороне и, тем более, в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от ситуации. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю, двумя конями — нет. В шахматах действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них. От шаха коня невозможно закрыться — нужно либо отходить королем, либо забирать коня.

Ударная сила фигур

Способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей шахматной доски свободной от других фигур называется ударной силой этой фигуры.

Фигура В центре На краю В углу
Пешка 2 1
Конь 8 4 2
Слон 13 7 7
Ладья 14 14 14
Ферзь 27 21 21
Король 8 5 3

Кроме ладьи централизация фигур повышает их ударную силу.

История облика

Точная копия старинных английских шахмат XIX век, стиль «Барлейкорн»

Обычно (ещё со времён чатуранги и шатранджа) шахматные фигуры представляли изображения соответствующих «персонажей» игры, выполненные в более или менее реалистичной манере. Издавна известны исключительные наборы, в которых фигуры представляют собой настоящие мини-скульптуры, подробно и со множеством деталей изображающих солдат (пешки), крепостные или осадные башни (ладьи), коней, слонов (или людей, одетых как христианских священников, в соответствии с английским названием фигуры слона — bishop), короля и королеву (либо советника или генерала) в соответствующих одеяниях. Такие наборы фигур делались, как правило, по заказу, нередко из очень дорогих материалов (например, слоновой кости), соответственно, они были редки и дороги. При создании «массовых», относительно дешёвых игровых наборов фигуры делались сильно упрощёнными; задача достижения внешнего подобия реальным объектам для них не ставилась, существеннее было лёгкое опознание фигуры и невозможность перепутать одну фигуру с другой.

До середины XIX века внешность шахматных фигур была достаточно произвольной. В предыдущие века выделилось несколько наиболее распространённых в каждой стране стилей. Так, стиль «барлейкорн» получил распространение в Англии. Доска изготавливалась из ореха, красного дерева, венге. Фигуры из дорогих пород дерева, бивня мамонта или слоновой кости. Характерен большими размерами фигур. Подставки фигур, подбитые натуральной кожей, содержат металлические утяжеления, делающие фигуры более устойчивыми. Шахматная доска, изготовленная из светлого или затемненного дуба, покоится на четырёх ножках. Шахматное поле набиралось из натурального шпона различных пород дерева. Внутренняя часть шахматной доски содержит декоративную деревянную решетку, на красивой ткани, внутри которой эффектно размещены шахматные фигуры. Форма главных фигур — короля и ферзя, — сходна с кукурузными початками.[1]. Также в Англии был распространён стиль «калверт». Для английских стилей характерна тонкая токарная работа и ажурная резьба. В Германии был популярен старый стиль «селенус», напоминающий «барлейкорн», но с более тонкими фигурами, имеющими больше поперечных элементов. Во Франции и России предпочитали шахматы стиля «режанс».

Точная копия шахмат в стиле «Стаунтон»

В середине XIX века, когда начали проводиться международные шахматные турниры, потребовалось стандартизировать шахматные фигуры. Специально для Лондонского турнира 1851 года был разработан новый стиль шахматных фигур, так называемые «стаунтоновские» шахматы, которые создал британский художник Натаниэль Кук. Простые осесимметричные (за исключением коня) высокие фигуры, обычно изготавливаемые из дерева, хотя применялись и другие, самые различные, материалы. Одной из характерных особенностей являются гривы коней, сделанные по образцу одного из коней с фриза Парфенона, увиденного художником в Британском музее. Организатор турнира Говард Стаунтон, заказчик новых фигур, разрешил ставить на коробках с наборами своё факсимиле, в результате дизайн получил его имя. Стаунтоновские шахматы были запатентованы 1 марта 1849 года. Исключительным производителем сначала была фирма «Джон Жаке и сын», но когда истёк срок действия патента, их стали изготавливать повсеместно, в результате стаунтоновские шахматы стали стандартом де-факто, турнирные наборы по сей день следуют именно этому образцу.

Названия

В дореволюционной России были приняты следующие названия фигур:Ладья — тура, слон — офицер, ферзь — королева[2]:

… Туры могли сойти за рюмки, король — за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея…

Символы в Юникоде

Кодировка Юникод имеет специальные символы, которыми обозначаются шахматные фигуры.

Название Король Ферзь Ладья Слон Конь Пешка Белые Символ Код HTML Чёрные Символ Код HTML
U+2654 U+2655 U+2656 U+2657 U+2658 U+2659
U+265A U+265B U+265C U+265D U+265E U+265F

Примечания

Литература

 

Шахматные фигуры

dic.academic.ru


Смотрите также