Царский долг перед францией


Долг выплачен. Царский | BBC Russian

Лондон, 3 августа, 12:30 GMT, 16:30 МСКДолг выплачен. Царский

Французам пришлось ждать чуть меньше столетия

Франция признала, что Россия перечислила 50 миллионов долларов в счет погашения долга по так называемым "царским" ценным бумагам. Таким образом сумма долга, согласованная в 1996 году премьер-министром Виктором Черномырдиным и его французским коллегой Лионелем Жоспэном в 1996 году, полностью выплачена.

Вопрос о "царских долгах" неоднократно поднимали во Франции общества, объединяющие держателей и потомков держателей "русских" бумаг. Пытаясь заручиться дальнейшим кредитованием страны в момент докризисного подъема экономики, российское правительство согласилось вернуться к этой теме почти вековой давности.

  Отдавать долги иностранцам 3 поколения большевиков отказывались

Как известно, большевистское правительство отказалось выплачивать что-либо держателям царских облигаций и облигаций временного правительства, равно как и обладателям акций русских компаний.

Первую часть долга, англичанам, из политических соображений и в обмен на "личное золото Николая Второго", согласился погасить Михаил Горбачев. Задолженность по займам выплачивалась из расчета одной десятой номинала.

Держателей старых облигаций и акций (всего около 10 тысяч различных бумаг) во Франции было больше, чем в Великобритании, и их интересы представляли созданные еще в двадцатые годы общества. Эти общества разошлись с правительством в оценке долга. Предложенные Россией 400 миллионов долларов, по оценкам финансистов, представляют собой, с учетом инфляции, не больше 2 процентов общей суммы. Но договор был подписан, а теперь и долг выплачен.

Из стран, в которых держатели "царских" бумаг представлены объединениями остается Бельгия. Пока там лишь создается реестр всех, кто может претендовать на компенсации. Работа эта завершится к 30 сентября и список будет предан Москве.

Подготовил Александр Коляндр

www.bbc.com

Долги наши царские...

Если Россия является правопреемником СССР (т.е. отвечает по его долгам), то СССР правопреемником царской России никогда себя не считал. Поэтому французам не светит получить полные выплаты по царским облигациям

Революции – дело выгодное в плане финансов, но рискованное. Конечно, заманчиво объявить себя принципиально новым государством и отказаться отвечать по долгам прежнего правительства. Но кредиторы почему-то всегда думают, что долг красен именно платежом, и поэтому нет никакой гарантии, что детям или внукам счастливых революционеров не придется расплачиваться по дореволюционным долгам, да еще с набежавшими процентами. По крайней мере, долговая проблема может стоить им немалых нервов.

Именно эта проблема вновь всплыла в российско-французских отношениях. Совсем недавно французская Ассоциация держателей облигаций царских займов (АФПЕР) обратилась в Парижский суд высшей инстанции с требованием наложить арест на культурные ценности из Эрмитажа, экспонирующиеся на выставке "Париж – Санкт-Петербург, 1800-1830" в соборе парижского Дома инвалидов.

История вопроса вкратце такова. Россия еще при Александре I (с 1822 г.) стала размещать государственные ценные бумаги во Франции. Наибольшего масштаба эти операции достигли при Александре III, когда Россия нуждалась в инвестициях для строительства железных дорог и развития промышленности. Правительство Франции поощряло эти операции, и они проводились с большим размахом, суля большие доходы тем, кто покупал российские ценные бумаги. Вскоре добрая половина населения Франции оказалась в кредиторах Российской империи. На деньги, полученные от продажи за рубежом царских облигаций, в России была построена большая часть железных дорог, в том числе и Транссибирская магистраль, морские порты, заводы в Москве и Петербурге, монументальные здания. А когда началась Первая мировая война, правительство Франции призывало граждан покупать российские ценные бумаги, чтобы помочь союзнику.

Но затем произошла большевистская революция 1917 года. Новая власть отказалась быть правопреемником царской России, и все прежние ценные бумаги потеряли всякую свою ценность. Правда, через 10 лет советское правительство, нуждаясь в новых заимствованиях, выразило готовность погасить царские долги, предлагая 15% их номинальной стоимости – в обмен на новые французские кредиты. Но такое предложение было французами отклонено (и, как впоследствии выяснилось, очень даже зря). Затем последовали войны (Вторая мировая и "холодная"), когда было не до старых претензий...

Почти целое столетие многие семьи во Франции хранили стопки красиво оформленных царских облигаций. Тысячи французов могут рассказать историю, как их бабушки и дедушки, вложившие все свои накопления в эти ценные бумаги, оказались полностью разоренными после революции 1917 г. и умерли в нищете. По Франции прокатилась тогда волна самоубийств. Тем не менее, три поколения французов не оставляли надежды на то, что Россия когда-либо начнет платить долги. И их надежды оправдались. Правда, всего на один процент...

В 1986 г. Россия сумела договориться с британскими кредиторами, согласившись уплатить им 54,78% номинальной стоимости царских долгов (британцы составляли вторую по величине группу российских кредиторов); было выплачено $120 миллионов. Затем, в 1997 г., Россия заключила соглашение и с правительством Франции, по которому обязалась выплатить французским кредиторам 3 млрд франков, что в тот момент было эквивалентно $400 млн, причем эти деньги должны были быть выплачены восемью частями по $50 млн каждая.

Однако на этом претензии к России не закончились. На изменении курсов валют французы потеряли порядка 400 млн. франков (выплаты осуществлялись в долларах), но не это главное. А главное то, что, по оценкам АФПЕР, согласованная на межправительственном уровне сумма составила менее 1% от общего объема "царских долгов" России: за 20 облигаций, стоивших в 1906 г. 10 тыс. франков, в 1997 г. можно было получить менее $1 тысячи. Дотошные эксперты тут же подсчитали, что семья, приобретшая два десятка облигаций в 1906 г., могла бы тогда на эти деньги купить участок в сельской местности и построить себе добротный дом. Теперь же на "доход" от российских ценных бумаг их потомки могут внести месячную плату за квартиру в Париже.

Однако Париж, заинтересованный в поддержании хороших отношений с Москвой, не хочет более участвовать в исторических разборках и потому лишил кредиторов царской России своей поддержки, порекомендовав им предъявлять частные иски непосредственно России. Более того, предвидя возможные неприятности на почве неудовлетворенности французских кредиторов, в апреле нынешнего года правительство Франции официально гарантировало неприкосновенность культурных ценностей, "предоставленных Российской Федерацией во временное пользование французскому государству".

Тем не менее, небольшой скандал в Париже все же состоялся. Небольшой – потому что речь шла не о всей сумме царских долгов, а о долговых обязательствах дореволюционного Санкт-Петербурга перед французами на сумму, эквивалентную 6 млн евро. Дело дошло даже до появления на выставке судебных приставов, хотя описать имущество им так и не дали.

Впрочем, эксперты убеждены, что АФПЕР ничего не получит. Российский МИД в ответ на исковые угрозы французов сослался на соглашение 1997 г., назвав все дальнейшие разбирательства по "царским долгам" сугубо внутренним французским делом. И действительно, претензий к России здесь быть не может, поскольку она выполнила условия соглашения с Францией: $400 млн. выплачены французскому правительству, а уж как оно их распределило между кредиторами – это не наше дело. Но главное – в том, что если Россия является правопреемником СССР (т.е. отвечает по его долгам), то СССР правопреемником царской России никогда себя не считал. И с точки зрения международно-правовой доктрины, имел на это полное суверенное право. Так что российско-французское соглашение 1997 г., какие бы мизерные выплаты оно ни предусматривало, следует рассматривать всего лишь как акт доброй воли со стороны богатой и щедрой России, решившей помочь бедным французам, которых в свое время "кинули" большевики. Зачем России понадобилось это делать? Затем, чтобы ее саму достойно приняли в клубе международных кредиторов.

utro.ru

Французский долг России | Русские мы

Премьер-министры России и Франции приняли участие в церемонии открытия Мемориала памяти солдат и офицеров Русского экспедиционного корпуса, направленного на помощь французской армии в годы Первой мировой войны. Открытие памятника состоялось 20.06.2011 г. 

Ввиду того, что мой прадед геройски погиб в составе Русского экспедиционного корпуса, я собирал информацию об истории событий. В свете уже известного, дам комментарий ещё об одном забытом эпизоде - долге Франции России, расчеты по которому недавно происходили. Россия выплачивала долги Франции! Это возмутительно.

Это были инвестиции частных лиц Франции в ценные бумаги России, приобретаемые в период столыпинских реформ и позже. Это были не государственные займы, а инвестиции частных лиц в конкретные проекты.

Почему частные инвесторы Франции понесли потери?

Проблема царских долгов возникла с того момента, когда ВЦИК Советов в январе 1918 г. объявил, что Советская Россия эти долги отменяет.

Газета Лондона: РОССИЙСКИЕ ОБЛИГАЦИИ ИДУТ ВЫШЕ. Происходит дальнейшее нарастание сообщений о ниспровержении большевиков. Это считается хорошей новостью из России.Идут сообщения о ниспровержении большевистского Правительства. Всё это стимулировало вчера дальнейший рост в цене Имперских российских Правительственных облигаций. В течении нескольких дней объявляли о росте российских ценных бумаг на английской бирже.5,5 процентные облигации, должные к предъявлению 1 декабря 1921 продавали по 36,3 во вторник и уже по 41 в четверг. Вчера рост еще на 6 пунктов, продавали по 47.6.5 процентные облигации, должные к предъявлению 18 июня 1919 г., в следующем году, продвинули на 5 пунктов, продавая по 47. Во вторник, эти облигации были указаны еще по 38, а на продажах четверга сообщались о 42...[June 29, 1918. New York Times].

29 июня 1918 г. США приняли решение начать оказывать открытую военную и иную помощь большевикам — опубликовано в Н.Таймс.

ВАШИНГТОН. Американское Правительство считает, что надо помогать России. Сегодня стало известно, что первый шаг уже рассмотрен. Будет оказана неофициальная помощь через американский бизнес и руководителей промышленных предприятий. Это избавляет от публикации широкой общественности подробных отчетов, которые обязаны делать по дипломатической или политической линии. Группы мужчин, которые будут нести опытный совет и материальную помощь наряду с выражением Америки незаинтересованной дружбы российским людям, теперь обсуждаются. Они будут включать только мужчин, знакомых с экономикой, русским языком и условиями транспортировки. Достаточно и полицейской защиты и потому применение военной силы будут избегать. Чиновники отказались обсудить эту фазу ситуации, понимая, что Германия ухватится за это намерение Соединенных Штатов. По этой причине, вероятно, что полные детали помощи, которая будет предложена, не будут раскрыты, пока немцы не узнают о ней по фактическому исполнению… [29 июня 1918, "Нью-Йорк Таймс"].

Фактическое исполнение, это захват Штатами России, аналогично тому, что сейчас происходит в Ливии. Захват осуществлялся тем же составом: США, Англия и Франция. Они же произвели беспощадный грабеж как государственного имущества, так и личного имущества граждан России. Это в свою очередь привело к голодомору 21-22 года. Примерные потери населения от тех событий - 10 млн. человек.  В дальнейшем Россия управлялась марионетками США и фактически до сего дня Россия это колония США.

Цели оккупантов помимо грабежа и геноцида: http://мошиах.рф/marks.html

Захват  России Штатами обесценил эти самые ценные бумаги частных инвесторов.

Теоретически, граждане Франции за свои финансовые потери должны были идти в суд и требовать компенсации от государств Франция, США, Англия, т.к. это их действия нанесли им ущерб. Россия и русский народ здесь совершенно не виновны. Пусть Франция компенсирует гражданам своей страны их убытки из числа награбленного! Франция кинула своих граждан и дело дошло до наших дней.

Теперь второй раз ограбили Россию! Считаю, что тема не закрыта и надо взыскать обратно эти деньги с Франции.

В новостях:

Проблема русских долгов Франции была окончательно урегулирована в конце ноября 1996 г., когда Виктор Черномырдин подписал в Париже секретный «Меморандум о взаимопонимании между правительствами РФ и Франции об окончательном урегулировании взаимных претензий, возникших до 9 мая 1945 года». Этот документ предусматривает выплату Москвой Парижу в течение 4 лет 400 млн долларов. Как признают на берегах Сены, Москва пунктуально переводит в Париж доллары в соответствие с намеченным графиком. После завершения переписи владельцев облигаций с конца 1998 — начала 1999 г. французские власти приступили к первым выплатам.

Но во Франции не утихают страсти вокруг компенсации царских займов. Некоторые французские граждане и организации выступают с критикой общих объемов компенсации, считая их недостаточными. Другие ведут схватки за то, кому достанутся платежи. Ряды претендентов растут.

Да и в нашей стране не все довольны заключенным соглашением. Некоторые подчеркивают, например, необходимость снятия запрета на размещение новых российских ценных бумаг на французском рынке. Выражается надежда на то, чтобы урегулирование задолженности придало смелости робким французским капиталистам, которые, памятуя о царских долгах, все еще опасаются инвестировать в России. По мнению ряда специалистов, Франции в качестве ответного жеста на достигнутый компромисс целесообразно было бы более активно поддержать Россию в решении современных финансовых трудностей.

Признавая естественный характер недовольства части французских граждан, премьер-министр Франции Ален Жюппе заметил: «Мы знаем, в каком финансовом положении находится сейчас Россия, и поэтому считаем, что это лучшее для обеих сторон соглашение. Лучше сейчас получить эти деньги, чем еще 40 лет продолжать переговоры».

Председатель Национальной группы по защите владельцев русских облигаций Франсуа Бель предложил не допускать к «пирогу» международных и французских спекулянтов и ограничить число претендентов прямыми наследниками тех французов, которые в конце прошлого и начале нынешнего столетия приобретали российские ценные бумаги. Таким образом, на каждую облигацию можно будет получить от 1 500 до 3 000 франков, что, по мнению того же Франсуа Беля, совсем неплохо.

Некоторые граждане и организации Франции обратились в судебные органы, стремясь увеличить размеры компенсации. Конечно, возможны какие-то отдельные коррекции принятых конкретных решений. Но общая формула урегулирования может быть лишь результатом компромисса, она должна, и об этом свидетельствует соглашение 1996 г., учитывать всю сумму взаимных претензий и иметь достойный и взаимоприемлемый для двух государств характер.

Французские граждане обнаглели! Мы помним Русский экспедиционный корпус в Первую мировую и многие потери в той войне, а французы решили ещё раз напомнить о своем предательстве России. То поколение французов предало союзников (Россию) и теперь наши современники-французы вновь отличились на славу. Они опять залезли в карман пенсионеров и ветеранов, чтобы ограбить Россию, её бюджет. Пользуются тем, что в России нет русской власти? Позор гражданам Франции на веки вечные! За геноцид народов России Франция должна заплатить как и США, как соучастник: http://scipeople.ru/uploads/materials/10175/genocide_Russia.pdf

Сейчас объявляют, что найдено "Золото Колчака". Очевидно русские офицеры умышлено сбросили золото в Байкал, чтобы оно не досталось оккупантам. Кто сейчас у власти? Если это всё ещё оккупанты, то необходимо пресекать попытки подъема "Золота Колчака" до полного освобождения России.

Передача трупа Ленина в США способна стать знаковой вехой в истории России и подтвердит независимость России. "Ленин" не Ульянов, а гражданин США.

maxpark.com

Почему решение большевиков не отдавать царские долги оказалось ошибкой: Госэкономика: Финансы: Lenta.ru

На этой неделе президент Украины Петр Порошенко подписал закон о моратории на выплату страной внешних долгов. Этот закон позволяет Киеву в любой момент заморозить платежи в связи с трудной экономической ситуацией в стране. Однако демонстративный отказ от выплат, как показывает история, приносит любой стране больше вреда, чем пользы даже со всеми поправками на обстоятельства. Классический тому пример — решение Советской России не возвращать имперские долги. Выигрыш оказался крайне сомнительным и крайне негативно повлиял на историю страны в среднесрочной перспективе.

В начале 1918 года захватившие власть в Петербурге и Москве большевики оказались перед дилеммой. С одной стороны, идеологическая позиция требовала как «мира без аннексий и контрибуций», так и непризнания долгов перед капиталистической системой, а финансово-экономическая ситуация в революционной стране была тяжелой. С другой стороны, портить отношения с Антантой, не укрепив свою позицию внутри страны, было чревато. В итоге большевистское правительство все-таки решило рискнуть, и 3 февраля был издан декрет об аннулировании всего внутреннего и внешнего государственного долга. К последнему относились почти 18,5 миллиарда рублей золотом, из которых больше половины пришлось на набранные во время Первой Мировой.

Ленин и Троцкий на праздновании второй годовщины Октябрьской революции

Фото: Mary Evans Picture Library / Global Look

Реакция Антанты оказалась предсказуемой. Особенно с учетом того, что спустя месяц большевики подписали сепаратный мир с Германией и Австро-Венгрией. С Советской Россией прервали все экономические отношения, а союзники сделали ставку на белых. Помощь была ограниченной, однако серьезные проблемы у Советского правительства возникли. Итогом была тяжелейшая и разрушительная для страны гражданская война и массовый голод.

Россия оказалась в блокаде, из которой нужно было как-то выходить. Тем более что и бывшие союзники поняли, что коммунистический режим установлен надолго и, значит, следует искать с ним точки соприкосновения. Наибольшие усилия в этом направлении прилагала Великобритания под руководством премьера Дэвида Ллойд-Джорджа, которая уже успела заключить с Москвой торговый договор. В конечном итоге все участники войны впервые договорились встретиться на конференции в Генуе, на которую должны были прибыть и российские представители.

Политики на конференции в Генуе

Фото: Scherl / Global Look

Конференция открылась 10 апреля 1922 года. Советскую делегацию в Генуе возглавлял народный комиссар по иностранным делам Георгий Чичерин, то есть представительство было максимально серьезным. Но разговор оказался жестким. Сразу после того как зашел разговор о возврате долгов, советская сторона выставила встречные требования: компенсация в размере 39 миллиардов рублей за причиненный в ходе гражданской войны ущерб. Кроме того, советские представители отказались вернуть иностранную собственность, национализированную в ходе революции.

Тактика советской стороны заключалась в том, чтобы договориться с разными странами по отдельности. Скажем, Великобритания и Италия, потерявшие в России не так уж и много, были готовы к сотрудничеству. Но были и Франция с Бельгией, категорически недовольные слишком мягким обращением с большевиками. Бескомпромиссная позиция французского премьера Раймона Пуанкаре также сыграла свою роль в неготовности участников договариваться по-настоящему. Великобритания, сильнейший на тот момент игрок в Европе, была готова уступить Франции взамен на ее уступки по Германии, которая на тот момент была более приоритетной целью дипломатии для экс-Антанты.

Кроме того, цели советской стороны были довольно двусмысленными. Инструкции советских партийных органов предписывали делегации Чичерина «в действительности за кулисами переговоров возможно более рассорить буржуазные государства..., преследуя и реальные интересы, то есть создав возможность отдельных соглашений с отдельными государствами и после срыва Генуэзской конференции». При таком настрое не стоит удивляться, что нормального диалога так и не получилось.

В итоге переговоры завершились ничем. Разговор было предложено продолжить спустя несколько месяцев в Гааге, но и там выработать какую-то общую позицию не удалось. Вместо этого советские дипломаты поехали в Рапалло, где смогли уладить все спорные вопросы с Германией. Москва повторила отказ от немецких репараций, но одновременно утвердила за собой конфискованную во время и после войны собственность Германии и ее граждан. Таким образом, именно Берлин стал главным партнером СССР на ближайшие десять лет.

Дэвид Ллойд Джордж

Фото: Scherl / Global Look

Хотя это было существенно лучше, чем ничего, успехи молодого советского государства на почве финансово-экономической дипломатии были скромными. Веймарская Германия с ее запредельной гиперинфляцией была столь же нищей, сколь и Россия, и ждать от нее помощи на восстановление хозяйства было бы странно. А в 1933-м году к власти пришли нацисты, и Советский Союз оказался в изоляции.

Со временем политические отношения с бывшей Антантой до известной степени уладились, страны Запада в течение 20-х годов признавали СССР одна за одной. Однако вопрос отказа от погашения кредитов висел дамокловым мечом над экономическими связями. Самой большой проблемой стала невозможность перекредитоваться, а также выйти на западные, в первую очередь американские финансовые рынки, хотя советские структуры время от времени выпускали облигации на английских и американских биржах и даже кредитовались под экспорт. Однако все это были не те суммы, на которые можно было рассчитывать при более благосклонном отношении государств-кредиторов.

Скажем, в 1933 году СССР поднял вопрос о кредите в США в размере миллиарда долларов. Эта сумма составляла примерно одну пятую всех затрат по планам индустриализации. Американцы, поколебавшись, сказали «нет». Неудачными оказались попытки кредитоваться и в других странах.

Если бы СССР изначально обладал хорошей кредитной историей, то вероятность получения этих и даже больших сумм была бы куда большей. Возможность занять средства за рубежом в условиях такого дорогого удовольствия как индустриализация была бы для советской власти исключительным подспорьем. С доступом к мировому кредитному рынку государство действовало бы более уверенно и, вероятно, не пыталось бы использовать такой спорный способ изъятия товаров у населения как коллективизация. Последняя, проведенная в спешке и крайне непрофессионально, нанесла тяжелейший удар по советскому сельскому хозяйству (скажем, поголовье крупного рогатого скота не удавалось восстановить в течение нескольких десятилетий).

Репродукция плаката «Ленинизм», работа неизвестного художника, Государственное издательство, Ленинград

Изображение: РИА Новости

Но, может быть, другого выхода у Советской России, кроме как отказаться от долгов, и не было? Действительно, сумма обязательств на первый взгляд выглядела неподъемной, превышая весь ВВП страны. В советской историографии этот дефолт оправдывался в том числе и тем, что государство освободилось из-под тяжкого бремени и могло начать с чистого листа.

Однако реальность намного сложнее. Во-первых, по факту не все долги (как оказалось) нужно было отдавать. Большая их часть в случае России относилась к военным, взятым уже во время Первой мировой. И если посмотреть на международный опыт, то мы видим, что практически никто из должников не заплатил не то что полные суммы по этим обязательствам, но даже и половины от них.

После войны крупнейшим мировым кредитором оказались США, которые загнали в долги даже Британскую империю. В общей сложности американцы профинансировали страны Антанты (исключая Россию) на 10,5 миллиарда долларов (более 200 миллиардов долларов в нынешних ценах). Уже к началу 1920-х годов стало ясно, что разрушенные экономики европейских стран такие суммы потянуть не смогут. В 1922 году Конгресс создал комиссию, которая должна была заниматься вопросом урегулирования этой задолженности.

После переговоров с союзниками утвердили новую программу выплат. Европейцы согласились на колоссальных масштабов реструктуризацию. Все долги должны были быть выплачены на протяжении 62 лет, при этом итоговая сумма к погашению составила всего лишь 22 миллиарда долларов. То есть доходность не превышала 1 процента годовых, что даже в наше время сверхнизких ставок просто смехотворно. Фактически это означало списание 51 процента долга.

На самом деле взыскать даже эту сумму не удалось. Какое-то время должники относительно исправно платили, хотя переговоры о послаблениях велись в постоянном режиме. Но тут грянул кризис 1929 года и Великая депрессия, вновь обрушившая европейскую экономику. Президент США Герберт Гувер ввел мораторий на все межнациональные платежи из-за всеобщей паники и бегства капиталов. Когда мораторий истек, европейские страны, ссылаясь на различные обстоятельства, скопом отказали Америке в дальнейших выплатах. К 1934 году дефолт перед США объявили все государства Европы за исключением Финляндии. Тем история «непомерных военных долгов» и закончилась.

Разница между поведением Советской России и стран Антанты, однако, очевидна. Если первая проявила демонстративное упрямство и неуважение к принятым нормам, чем серьезно осложнила отношения с иностранными государствами, то европейцы поступили хитрее. До последнего момента соглашаясь с необходимостью платить, они выбивали из кредиторов различные уступки и послабления. При этом заимодавцы объективно понимали, что все получить им так или иначе не удастся, поэтому были готовы идти навстречу. В конечном итоге европейские должники, выступив единым фронтом, смогли добиться полной отмены долгового бремени.

lenta.ru

Потребует ли Россия вернуть долги столетней давности в 100 млрд долларов

На днях американский Апелляционный суд признал законной жалобу группы местных инвесторов, требующих от Германии вернуть с процентами займы, предоставленные их предками после Первой мировой войны. Сумма долгов, которые отказался отдавать Гитлер, на сегодняшний день приближается к 0,5 млрд евро. Казалось бы, какое нам дело до финансовых споров США и Германии? Но дело в том, что создан прецедент и использовать это судебное решение смогут теперь и другие страны, в том числе и Российская Федерация. На протяжении всей новейшей истории много говорилось о советских долгах странам Запада, а вот о том, сколько Запад должен нам, почему-то предпочитали не вспоминать. Теперь самое время подсчитать, сколько должны нашей стране американцы, европейцы и японцы.

Царское правительство накануне Первой мировой войны разместило за рубежом значительные средства плюс оплатило многомиллионные сделки с производителями оружия, причём из-за революции поставки отменили, а деньги так никто и не вернул. Бежавшие в Европу и Японию белогвардейцы прихватили с собой сокровища царской казны и поместили их в банки, и эти счета впоследствии были заморожены, как будто они ничьи. И хотя все советские задолженности были урегулированы и оплачены, народную мудрость о том, что долг платежом красен, никто из наших заграничных должников так и не вспомнил. Между тем совокупный долг иностранных государств Российской империи достигает астрономической суммы – 100 млрд долларов, и это ещё не предел: последний подсчёт осуществлялся 10 лет назад. А сколько это в пересчёте на сегодняшние деньги? Один американский доллар до 1914 года стоил 1,943 царского рубля, а для остальных подсчётов надо знать ещё вот что: 1 царский рубль равняется 943 современным рублям или 0,774 грамма золота, а 1 грамм золота стоит 1218 современных рублей. Два месяца назад депутаты Госдумы озаботились взысканием старых долгов с Японии, США и Великобритании. В октябре в Думе пройдут слушания по вопросу взыскания иностранных долгов в пользу нашей страны.

Долгие годы проблемой долгов зарубежных стран России занимался историк профессор Владлен Сироткин. Кроме него, похоже, этим вопросом у нас никто профессионально не интересовался: руководство страны в начале 90-х не собиралось взыскивать с иностранных должников ни копейки. Поворотным моментом в вопросах внешних долгов царской России Сироткин считал визит бывшего президента СССР Михаила Горбачёва в Париж в 1990 году. В ходе этого визита Горбачёв заключил с французским правительством соглашение, в соответствии с которым советская сторона впервые с момента Октябрьской революции 1917 года объявила себя правопреемницей предреволюционной Российской империи, а также всех временных режимов, возникавших на её территории в 1918–1922 годах. Два года спустя президент России Борис Ельцин там же, в Париже, перезаключил это соглашение, и теперь правопреемницей стала уже Российская Федерация. Надо сказать, что Профессор Сироткин неоднократно обращался к депутатам Верховного Совета, а затем и Госдумы со своими подсчётами, но там ему отвечали словами первого вице-премьера Егора Гайдара: если аннулировать соглашения, заключённые Горбачёвым, и потребовать возвращения золота с процентами, то и наши долги тогда надо будет вернуть с процентами, а они огромны! И Россия продолжала платить по векселям, хотя нам отдавать долги никто и не собирался.

Правда, в 1992 году Сироткину всё же удалось пробить стену непонимания и не без помощи ряда депутатов Верховного Совета начать долгую процедуру возвращения старых долгов. В качестве общественной организации, которой делегировались полномочия взыскать по счетам, был создан Международный экспертный совет по зарубежному российскому золоту, недвижимости и царским долгам, а позже в Госдуме организовали специальную комиссию во главе с депутатами Сироткиным и Масарским. Но тогда деятельность этих структур искусственно притормаживалась, а вот теперь они, по всей видимости, заработают в полную силу.

По теме

630

До решения Апелляционного суда в Лондоне Украина вряд ли вернет России долг в три миллиарда долларов. Слушания по поданной Киевом апелляции пройдут в январе 2018 года.

Десять лет ушло у Сироткина на подсчёт всех долгов нашей стране, и в 1999 году доклад «Золото и недвижимость России за рубежом» был представлен им главе российского правительства Евгению Примакову. Сироткин всё подсчитал со скрупулёзной точностью, и в этом ему помогали эксперты Госдумы и правительства России. По их оценкам, наша страна может потребовать возвращения золота и иных движимых ценностей, оказавшихся за рубежами Отечества в 1914–1919 годах, на общую сумму более 100 млрд долларов. Именно эти расчёты и будут фигурировать на слушаниях в Госдуме, которые пройдут в самом начале осенней парламентской сессии.

В 1914–1916 годах Россия собиралась закупить в Англии и Америке крупные партии оружия. Иностранные подрядчики выдвинули условие – 100-процентная предоплата золотом. Но когда Россия расплатилась, стало известно, что у Великобритании нет возможности выполнить поставку оружия в срок: на складах имелось порядка 10% заказа, ещё 20% оружейники обязались изготовить к концу 1916 года и отправить в Архангельск. Но грянула Февральская революция, затем Октябрьская, и о полученной предоплате в Лондоне как-то быстро забыли. Американцы вообще не отправили в Россию ничего: поставки должны были начаться лишь в феврале 1917 года, но из-за политической неразберихи в Санкт-Петербурге так и не начались. А деньги между тем были получены. Порядка 200 млн золотых рублей осело в Лондоне и столько же – за океаном.

В годы Первой мировой в Англию ввезли золота в залог под кредиты на 68 млн фунтов стерлингов (если верить советской статистике 1960 года, которую собрала группа историков под руководством профессора А.Л. Сидорова). Это цифры наименьшие: авторы из числа представителей белой эмиграции приводили другие данные – от 568 млн фунтов (Ю.А. Павловский, А.Г. Рафалович) до 579 млн (П.Н. Апостол). Западные независимые эксперты, к слову, считают самыми достоверными сведениями Рафаловича, который был доверенным лицом премьер-министра Витте и агентом российского Министерства финансов в Париже на протяжении 40 лет.

Проблему российско-советских долгов Англии вроде бы урегулировал в 1986 году Михаил Горбачёв, подписав с премьер-министром Маргарет Тэтчер «нулевой вариант». Вот только английские банки этот документ не признали до сих пор, поставив под сомнение легитимность договорённости. Разбираться с претензиями поручили известной лондонской фирме Price Waterhouse – они это делают и поныне, предъявляя курьёзные претензии нашей стране. К примеру, востребована компенсация за утрату багажа, в котором находились четыре коробки сардин, три неиспользованных билета на цикл музыкальных концертов и абонемент в театр.

Американские долги целиком сосчитать так и не удалось. В качестве залога для закупки оружия туда отправили золота на 40 млн английских фунтов, но дело в том, что американские финансисты впоследствии поставили условие: перечислять средства в английские банки. Туда ввезли золотых слитков ещё на 200 млн фунтов. Это залоговое золото впоследствии «растворилось».

В январе 1916 года на строительство порохового завода концерном Дюпона представители Министерства финансов Российской империи доставили в США золота и ценных бумаг на сумму, эквивалентную 2,5 млрд долларов в ценах 1998 года. Концерн Дюпона присвоил примерно 2 млрд и до октября 1917 года не поставил в Россию ни одного снаряда или патрона. Впоследствии поставки всё же начались и покрыли примерно пятую часть залога. А об остальном золоте – ни слуху ни духу. В отличие от советского правительства белоэмигрантские круги скрупулёзно сосчитали, сколько Америка украла у России. По данным начальника Главного артиллерийского управления русской армии генерала Маниковского, опубликованным в 1937 году в США, стоимость всех невыполненных русских заказов в Америке оценивалась в 1 млрд 287 млн долларов.

Японский долг – самый большой: в банки Страны восходящего солнца попали из России в 1918–1919 годах 523 млн рублей золотой русской монетой, 90 млн рублей слитками золота и 28 млн рублей иностранными монетами. Одним из получателей колчаковского золотого запаса стал японский Иокогамский валютный банк, позже переименованный в банк «Ёкохама сёкин гинко». Позднее это золото было отправлено в хранилища государственного Банка Японии – «Нихон гинко». Другим хранителем золота Колчака стал банк «Тёсэн гинко». Эта часть также была перекачана в Банк Японии.

«Долгие годы проблема иностранных долгов нашей стране мало кого интересовала, – заявил корреспонденту «Нашей Версии» депутат Госдумы Виктор Илюхин. – Дело в том, что в 90-е эксперты, зная установку Ельцина и Гайдара о том, что мы должны всем, а нам – никто, приводили странную статистику наших долгов, якобы в несколько раз превышающих то, что должны нам. Манипуляции цифрами удалось прекратить лишь 10 лет назад, и с тех пор мы практически рассчитались со всеми нашими старыми долгами. Я считаю, пришло время потребовать и то, что должны нам.

versia.ru

Почему Россия до сих пор выплачивает долги СССР: Госэкономика: Финансы: Lenta.ru

Летом текущего года Россия погашает последний внешний долг, возникший во времена СССР. Сумма в 125,2 миллиона долларов будет перечислена Боснии и Герцеговине. Помимо республик бывшей Югославии, Москва расплатилась с Китаем, Чехией, Финляндией, Францией, Парижским клубом. «Лента.ру» выясняет, зачем тратить на это деньги налогоплательщиков во время кризиса.

Особенность выплат советских долгов Югославии заключается в том, что ни заемщика, ни кредитора более не существует на карте мира. Но долговые отношения остались. Платит Россия, ставшая единственным из всех 15 советских республик плательщиком долгов СССР странам-правопреемникам союзного балканского государства.

Россия после распада Советского Союза не только признала его долги, но и согласилась выплачивать долги царского правительства перед Великобританией, Францией и Бельгией. Советское правительство в свое время отказалось от долгов свергнутого режима, назвав их «кабальными», примерно так же, как это сделала одна восточноевропейская страна после произошедшей там смены режима. С царскими долгами Россия благополучно расплатилась: в 1997 году — с Великобританией, в 2000 году — с Францией и в 2008 году — с Бельгией. Мало того, Россия взяла на себя все обязательства по советскому долгу, не деля их с другими бывшими республиками.

Фото: Игорь Носов / РИА Новости

Почему Россия пошла на это? В 1991 году, после распада Союза, бывшие республики подписали меморандум, где была закреплена солидарная ответственность по советским долгам. Однако при расчете долей оказалось, что на Россию приходится львиная доля — 61,34 процента общей суммы в 96,6 миллиарда долларов. Это объясняется масштабами страны и численностью населения. Например, на каждую из республик Средней Азии приходилось менее процента. Примерно в такой же пропорции предполагалось делить не только обязательства, но и все советские активы (здания посольств, земля, на которых посольства располагались, иные объекты недвижимости).

Надо сказать, что бывшие республики СССР не горели желанием брать на себя выплату советского долга — у них и без того финансовых проблем хватало. В 1993 году было достигнуто новое соглашение, согласно которому Россия взяла на себя все обязательства, а также все требования Советского Союза. Остальные республики отказывались от активов, зато снимали с себя головную боль по урегулированию отношений с кредиторами. Это тогда назвали «нулевым вариантом».

Советский долг состоял из межгосударственных заимствований, коммерческих обязательств перед Лондонским клубом кредиторов, держателями облигаций Внешэкономбанка и облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).

Проблема погашения советских долгов заключалась еще и в том, что не всегда их можно было однозначно исчислить в денежном выражении. Зачастую СССР заимствовал «натурой». Так произошло с югославским долгом (поэтому выплаты балканским странам перечислены в последнюю очередь). Советский Союз поставлял Югославии оборонную продукцию и энергоресурсы, а вывозил оттуда потребительские товары. В результате за счет разницы в стоимости импорта и экспорта образовалась задолженность. Тем не менее даже такие трудноизмеряемые долги решили погасить. Был ли в этом смысл?

Советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов считает, что выгода в таком погашении, безусловно есть, но отложенная на очень долгий срок: «На нынешней ситуации погашение советского долга не скажется никак. Но это улучшает имидж России. В неопределенном будущем, когда улучшатся отношения с Западом, это позволит привлекать кредиты под более низкие ставки».

Эксперт напомнил, что отношение к добросовестным плательщикам принципиально отличается от отношения к тем, кто допускает дефолты или просит о реструктуризациях (а тем более — о списаниях). Наценка за риск тем, кто платит, гораздо меньше. Это одна из причин, по которой США так дешево размещают свой госдолг: в плане погашения американцы практически безупречны.

Кроме того, отмечает Хестанов, советский долг был сильно девальвирован. «В 1980-е годы, когда заимствования привлекались, это были довольно солидные суммы. Но в 2000-х годах (особенно с учетом нефтегазовых доходов, которые пролились на нашу страну) этот долг потерял в стоимости. И когда Россия взялась их гасить, это были уже смешные деньги. А к имиджу России это добавило определенные очки», — отметил он.

Эксперт убежден, что скрупулезное погашение всех долгов — рациональное решение. «Будущие выгоды непонятно когда наступят, но они многократно превышают затраты. В ближайшее время мы за рубежом занимать не собираемся, да нам никто и не спешит давать. Но это задел на далекое будущее: когда вновь встанет тема привлечения зарубежных инвестиций, это можно будет сделать гораздо выгоднее», — уверен Хестанов.

В 1998 году Россия получила тяжелый урок, связанный с долговым рынком. После дефолта по гособлигациям и последовавшего за ним кризиса всем стало ясно, насколько серьезные проблемы могут создать неоплаченные долги. С тех пор российское правительство старается держать государственный долг на чрезвычайно низком уровне.

Признав все долги и взяв на себя обязательства по их оплате, Россия приобрела репутацию добросовестного заемщика. Теперь, когда возникают проблемы, например, с выплатой долга России Украиной, международные финансовые организации и судебные инстанции относятся к нам гораздо благосклоннее. Никто не может упрекнуть российскую сторону в небрежности выполнения обязательств, а значит, и у нее есть все основания требовать возмещения долга.

Будучи аккуратным плательщиком по долгам Советского Союза, Россия при этом не слишком требовательный кредитор по отношению к тем, кто заимствовал у СССР. Обычно это объясняют низким качеством заемщиков. Заимствовало советское правительство у серьезных и респектабельных государств, а давало в долг, напротив, бедным странам Африки и Латинской Америки. Как правило, это были авансы в обмен на лояльность к Советскому Союзу, «социалистическую ориентацию» и в значительной степени рассматривались самим кредитором как форма помощи. Требовать выплат такого рода задолженностей нет смысла, поскольку денег у них все равно нет.

В 1999 году в качестве члена Парижского клуба Россия списала больше половины долга беднейшим странам, таким как Танзания, Бенин, Мали, Гвинея-Бисау, Мадагаскар, Гвинея, Чад, Йемен, Мозамбик, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне.

В отношениях с бедными должниками иногда используют «бартер». Например, в декабре 2016 года Куба предложила Чехии покрыть долг времен холодной войны в 276 миллионов долларов ромом. Шутники посчитали, что если Чехия ввезет такое количество алкоголя, то в расчете на численность населения ей хватит на 200 лет.

Россия простила некоторые долги своим политическим и экономическим партнерам в обмен на заключение крупных контрактов — так, например, было с Македонией и Северной Кореей.

В связи с урегулированием долгов в 2007 году пострадал замминистра финансов Сергей Сторчак. Он был арестован и обвинен в мошенничестве при урегулировании долга Алжира. Пробыв под стражей 11 месяцев, чиновник был освобожден сначала под подписку о невыезде, а затем полностью оправдан и восстановлен в должности. И хотя обвинения оказались беспочвенными, это дело заставляет российские финансовые власти действовать при урегулировании долгов крайне осмотрительно.

lenta.ru

Группа россиян просит суд признать незаконным правопреемство России по царским долгам Франции

Группа россиян просит суд признать незаконным правопреемство России по царским долгам Франции Телекомпания Эхо

Заключенный в 1997 году договор о признании правопреемства РФ по царским долгам перед физическими и юридическими лицами Франции поставлен под сомнение группой российских граждан. Группа россиян в пятницу подала иск в Верховный суд к правительству, Госдуме и МИД РФ о признании незаконными действий органов государственной власти страны, заключивших соответствующий межгосударственный договор с Францией.

Один из подателей иска, адвокат Михаил Воронин сказал, что согласно договору 1997 года Россия должна была выплатить французским акционерам долги по займам, полученным для строительства императорских железных дорог, сообщает "Интерфакс".

"При этом сама Россия отказалась от всех дореволюционных имущественных и неимущественных претензий российских граждан к французскому правительству, несмотря на то, что общая сумма этих претензий многократно превышала царские долги", - отметил Воронин.

"Это пакетное соглашение стало кабальным с точки зрения защиты прав и интересов российских граждан", - отметил адвокат. Даже отказ в удовлетворении иска, по словам Воронина, позволит защитить права россиян.

"В случае признания судом правопреемства современной России по долгам царской империи перед третьими лицами в стране должен быть начат полномасштабный процесс реституции", - сказал Воронин.

В частности, по его мнению, государство будет обязано восстановить права церковных приходов на собственность, принадлежавшую им до революции.

Россия полностью урегулировала с Францией проблему так называемых "царских долгов" в июне 1997 года. Соглашением об урегулировании взаимных финансовых претензий предусматривалось, что правительство этой республики не будет поддерживать финансовые требования, касающиеся всех займов и облигаций, выпущенных или гарантированных до 7 ноября 1917 года правительством России, а также требования по возврату имущества французских физических и юридических лиц.

В свою очередь российская сторона взяла на себя обязательство не поддерживать связанные с интервенцией 1918-1922 гг. требования, касающиеся всех находившихся во Франции активов, включая ту часть золота, которая была передана правительством РСФСР Германии при заключении Брест-Литовского мирного договора, и золота, переданного Франции адмиралом Колчаком.

Соглашением предусматривалось, что в качестве полного и окончательного урегулирования всех взаимных финансовых претензий, возникших до 9 мая 1945 года, РФ выплатит Франции 400 млн долларов в течение 4 лет. Первый платеж из этой суммы был осуществлен в течение 15 дней с даты вступления соглашения в силу. Начиная с 1997 года Россия дважды в год перечисляла Франции по 50 млн долларов в счет погашения "царского" долга.

А уже в августе 2000 года министр финансов Франции Лоран Фабиус заявил о выплате Россией последнего транша из общей суммы в 400 млн долларов, предназначенных для погашения долгов держателям царских облигаций. Правительство Франции после этого распорядилось о переводе денег, полученных от России, держателям облигаций.

www.newsru.com


Смотрите также