Анна австрийская королева франции


Анна Австрийская – королева Франции - 100 величественных императриц, королев, княгинь - Коллектив Авторов - RuTLib2.com

Анна Австрийская – королева Франции

Анна Австрийская (1601–1666) – супруга короля Франции Людовика XIII (с 1615). Эпитет «Австрийская» означает лишь принадлежность королевы к династии Габсбургов (австрийской по происхождению).

Анна Австрийская была дочерью испанского короля Филиппа III и австрийской принцессы Маргариты. Светловолосая и белокожая, она совсем не походила на испанку. Испанскую кровь выдавали лишь выразительные темно-карие глаза.

С юных лет Анну приучали к строгому порядку. Весь ее день был расписан по минутам: молитва, завтрак, учеба, обед, немного свободного времени для общения с фрейлинами, а затем снова молитвы и сон. Согласно многовековым традициям испанского двора, все монархи должны были следовать четкому уставу, соблюдая сотни правил и условностей, поэтому маленькой инфанте с детства не позволяли ни смеяться, ни играть в веселые шумные игры. С родителями же она могла видеться в строго определенные дни. К тому же еще в три года девочку просватали за французского дофина Людовика, полностью лишив ее свободы выбора. Все это наложило отпечаток на характер инфанты – она была довольно замкнутой и ранимой особой.

И вот в 1615 году, когда Анне исполнилось четырнадцать лет, ее отправляют в Париж, чтобы выдать замуж за Людовика XIII, к тому времени уже ставшего законным королем Франции. Ее карету сопровождала пышная процессия, состоявшая из стражи и придворных, охранявших повозки со множеством королевских нарядов. Пока кортеж неспешно двигался по французским дорогам, Анне не давали покоя мысли: каким же будет ее жених – воспитанным или грубым, красивым или уродливым…

Юного Людовика тоже одолевало любопытство. Жених так хотел поскорее познакомиться с невестой, что поскакал ей навстречу и, увидев ее в окошко кареты, потерял дар речи – она показалась ему очень красивой. Он робел и на торжественном пиру в честь их свадьбы, а когда подошло время отправляться на супружеское ложе, то и вовсе стушевался – в спальню его пришлось заталкивать чуть ли не силой. Ходили слухи, что после первой брачной ночи он не заглядывал в спальню жены целых четыре года. Это было связано с тем, что всех женщин он считал коварными распутницами, сам же хотел прослыть образцом целомудрия.

Такие взгляды юного короля были предопределены его воспитанием. Его родители – король Генрих IV и королева Мария Медичи – изменяли друг другу, не уделяя сыну должного внимания. Отец был вечно занят своими делами, а мать навещала мальчика только затем, чтобы наказать его за какую-нибудь шалость. Неудивительно, что Людовик вырос закомплексованным и угрюмым юношей. Смыслом его жизни стала вера – он постоянно молился, носил простую одежду и даже запретил всем придворным дамам носить платья с откровенными декольте, чтобы их прелести не отвлекали его от благочестивых размышлений.

А юная королева Анна, наоборот, наслаждалась свободной жизнью при французском дворе, ведь ей так не хватало этого в детстве. Благодаря ей французский двор открыл для себя удивительное лакомство – горячий шоколад. Его рецепт придворные повара королевы привезли из Испании. Анна меняла великолепные наряды, развлекалась играми и весело проводила время в обществе деверя – Гастона Орлеанского, что даже вызывало у короля тайную ревность. Свекровь же ее, Мария Медичи, фактически управлявшая государством, побаивалась влияния молодой невестки и старалась всячески испортить ей жизнь.

В 1617 году королева-мать была отстранена от власти (без участия Анны Австрийской). Но Медичи все же затаила на невестку обиду и решила испортить ее отношения с сыном, подобрав ему подходящую любовницу. Она оставила при дворе Мари, дочь герцога де Монбазона, – красивую блондинку, которая наверняка могла бы соблазнить Людовика. Однако король не поддался на ее чары – он не любил слишком настойчивых женщин. Людовик выдал Мари замуж за своего министра де Люиня, а когда тот умер – сослал овдовевшую красавицу в провинцию. Он даже не подозревал, что тем самым нажил себе опаснейшего врага.

Вскоре Мари вернулась в Париж уже как герцогиня де Шеврез, вошла в доверие к Анне Австрийской и стала ее лучшей подругой. Коварная герцогиня всячески пыталась расстроить брак королевы, знакомя ее со знатными кавалерами и рассчитывая на то, что Анна изменит мужу. Но строгое воспитание Анны сказывалось – у потенциальных любовников не было никаких шансов.

Однако Мари де Шеврез не сдавалась. Она познакомила королеву с герцогом Бекингемским – богатым остроумным англичанином, готовым на все, чтобы завоевать благосклонность Анны, ведь он был очарован ею с первого взгляда. Герцогиня де Шеврез постоянно рассказывала королеве о достоинствах герцога, чтобы та наконец соизволила дать ему аудиенцию. И Анна в конце концов дала согласие.

Герцог уговорил королеву прогуляться по аллее. Во время прогулки он попытался ее обнять. Но Анна начала энергично сопротивляться и подняла шум, на который немедленно прибежали слуги и придворные. Естественно, разразился небывалый скандал. Королева так и не смогла объяснить мужу этот инцидент – он не поверил ни единому ее слову, и отношения между супругами были окончательно испорчены. Герцогу же пришлось спешно покинуть Францию.

Людовик по-прежнему был зол на Анну, и в этом она винила его нового первого министра – кардинала Ришелье. Она считала его своим личным врагом, хотя их конфликт был скорее политическим. Ришелье был настроен против Испании, что не могло не задевать Анну как сестру испанского короля. Кроме того, кардинал-католик поддерживал немецких протестантов в войне против ее кузена-католика, восстанавливая тем самым королеву, ревностную католичку, против себя.

Анна Австрийская вместе с герцогиней де Шеврез и герцогом Орлеанским начинают активно участвовать в заговорах против Ришелье. Но кардинал был умен, проницателен и мстителен, поэтому попытки королевы и ее приближенных противостоять ему заканчивались для них печально. Хотя Анну он все же щадил, так как понимал, что Франции нужен наследник, и надеялся, что она родит Людовику сына.

Король не мог простить жену несколько лет. Но после долгих уговоров кардинала он наконец пошел на примирение, и вскоре Анна родила долгожданного наследника – будущего Людовика XIV. Король был на седьмом небе от счастья, и отношения между супругами ненадолго улучшились. Благодаря этому вскоре у них родился еще один сын – Филипп Орлеанский.

Тем временем Анна Австрийская пересмотрела свое отношение к кардиналу и решила помириться с ним. В этом ее убедил будущий преемник Ришелье – итальянец Джулио Мазарини, внушив ей, что интриги против кардинала вредят в первую очередь ей самой. Анна добровольно раскрыла Ришелье очередной заговор, став, таким образом, его союзницей.

Людовик же снова охладел к супруге – он до сих пор не мог окончательно ее простить. Кроме того, он начал ненавидеть и собственного сына. Единственным защитником королевы был, как ни странно, кардинал Ришелье. Однако после его смерти свобода Анны оказалась под угрозой – король в любой момент мог заточить ее в монастырь. К счастью королевы, через полгода после смерти Ришелье Людовик XIII заболел и неожиданно умер. А благодаря новому кардиналу Мазарини, который стал ее любовником, Анна получила регентство и власть.

Анна Австрийская и Мазарини начали править Францией вместе. Мазарини навел в стране порядок, закончил Тридцатилетнюю войну с Испанией и устроил выгодный брак Людовика XIV с испанской инфантой Марией Терезией Австрийской. Благодаря усилиям кардинала Франция превратилась в мирное процветающее королевство.

После смерти Мазарини власть перешла в руки юного Людовика XIV. Анна же проводила временя в обществе любимого сына Филиппа. На его руках она и умерла в 1666 году, даже не подозревая о том, что через двести лет станет героиней бессмертного романа Александра Дюма и навсегда останется в сердцах поклонников его творчества.

© RuTLib.com 2015-2016

rutlib2.com

Анна Австрийская королева Франции

Анна Австрийская королева Франции

                                                                                                                                                                  Анна Австрийская 

В октябре 1615 года в городке Бидасоа рубеж между Францией и Испанией пересекла пышная процессия. Вереница золоченых карет, караван мулов с багажом и целая вооруженные силы охраны сопровождали всего одного человека — перепуганную девочку четырнадцати лет. Испанскую инфанту Анну-Марию везли в Париж, чтобы выдать замуж за юного короля Людовика ХIII. Ей предстояло помирить давнехонько враждовавшие династии Габсбургов и французских Бурбонов. С той же целью в Мадрид отправилась принцесса Елизавета, ставшая женой короля Испании Филиппа IV. Бедняжка зачахла от тоски в посторонний стране, в то время как юная испанка полностью освоилась во Франции, где она получила имя Анны Австрийской.При чем в этом месте Австрия? Дело в том, что Габсбурги происходили из этой страны, и к тому же матушка Анны Маргарита была австрийской принцессой. Поэтому девчонка чуть-чуть походила на испанку: светлые, малость вьющиеся волосы, белая кожа, мелкий изысканный носик. И фирменный знак Габсбургов — капризно выпяченная нижняя губа. Об испанской крови напоминали только темно-карие, без малого черные, глаза, говорящие о пылкости чувств. Однако эти чувства без малого ни в жизнь не прорывались наружу: принцессу воспитали в несокрушимых традициях придворного этикета, которые превращали венценосных особ в настоящих мучеников. К примеру, король не имел права сам накатить себе вина — это делал виночерпий, передававший кубок придворному врачу, двум служителям и только следом королю. Пустой кубок с теми же церемониями возвращали на местоположение.

От сложностей этикета в особенности страдали непривычные к нему иностранцы. На пути в Мадрид австрийской принцессе Марии — будущей второй жене Филиппа IV — поднесли в дар шелковые чулки, но мажордом тут же выкинул гостинец, отрезав: «У королевы Испании нет ног». Бедная Мария упала в обморок, решив, что ее ноги принесут в жертву чудищу этикета. Отец Анны Филипп III умер от угара: его кресло стояло сверх меры рядом к камину, а один гранд, способный его отодвинуть, куда-то отлучился. Но аккурат Филипп IV довел этикет до совершенства. Говорили, что он улыбался не больше трех раз в жизни и требовал того же от своих близких. Французский посланник Берто писал: «Король действовал и ходил с видом ожившей статуи... Он принимал приближенных, выслушивал и отвечал им с одним и тем же выражением лица, и из всех частей его тела шевелились только губы». Тот же этикет заставлял испанских монархов оставаться узниками дворца, потому что за его пределами было немыслимо соблюдать сотни правил и условностей. Дед Анны Филипп II, огромный монарх и кровоточащий палач протестантов, выстроил близ Мадрида богатый и сумрачный замок Эскориал, но его потомки предпочитали больше скромный Алькасар. Дворцы по восточному обычаю — потому как Испания сотни лет оставалась во власти арабов — делились на мужскую и женскую половины. Днем в обеих кишели придворные, шуты и карлики, но после этого захода солнца ни единственный человек, помимо короля, не мог оставаться на женской территории. Честь королевы или принцессы должна была оставаться за пределами подозрений. Даже прикосновение к руке коронованных дам каралось смертью. Известен эпизод, когда два офицера вытащили инфанту Марию-Терезию из седла взбесившегося коня. Им тут же пришлось во весь опор прыгать к границе, спасая свои жизни.

Жизнь родившейся в сентябре 1601 года Анны, как и других испанских принцесс, была подчинена строгому распорядку. Ранний взлет, молитва, завтрак, вслед за тем часы учебы. Юные инфанты обучались шитью, танцам и письму, зубрили священную историю и генеалогию царствующей династии. Далее следовал праздничный обед, дневной дрёма, потом игры или болтовня с фрейлинами (у каждой принцессы был свой штат придворных). Затем сызнова долгие молитвы и отход ко сну — гладко в десять вечера.

Конечно, у девочек были лучшие игрушки и невиданные лакомства, привезенные из заморских владений Испании. Анна в особенности любила шоколад, к которому позже приохотила французов. Но, по правде говоря, жила она не в особенности развесёло — строгие дуэньи с детства не позволяли ей ни хохотать, ни носиться, ни игрывать со сверстниками. Прибавьте к этому жесткие и неудобные платья с каркасом из китового уса и шлейфом, волочащимся по земле. Вдобавок она знала, что лишена всякой свободы выбора — ещё в три года ее просватали за французского дофина Людовика. Чувства самой инфанты не играли никакой роли. Каким окажется ее молодой — красавцем или уродом, добрым или злым? Анна изнемогала от любопытства, в то время как ее кортеж неторопливо двигался по дорогам Франции.

Надо проговорить, что те же вопросы мучили юного Людовика. Французский двор, где он вырос, был вовсе не похож на испанский. Здесь нередко слышались хохот и сальные шутки, обсуждались супружеские измены, да и король с королевой без малого открыто изменяли приятель другу. Вечно занятый делами Генрих IV любил сына, но без малого не уделял ему внимания, а матушка, итальянка Мария Медичи, навещала его только потом, чтобы надавать пощечин или отхлестать розгами за какую-либо провинность. Немудрено, что дофин вырос замкнутым, переменчивым, одержимым множеством комплексов. Одним из них, как пишет Ги Бретон, было касательство к будущей жене. Уже в три года он говорил о ней так: «Она будет дремать со мной и родит мне ребеночка». И тут же хмурился: «Нет, я не хочу ее. Она ибо испанка, а испанцы — наши враги». Теперь он изнывал от желания поскорее познакомиться со своей невестой. Не дождавшись ее прибытия в Бордо, он поскакал навстречу и в окошечко кареты впервой увидел Анну. Она показалась Людовику такой красивой, что он оробел и не смог вымолвить ей ни слова. Та же история повторилась вечером на торжественном банкете по случаю помолвки. В Париже вслед за тем венчания молодых ждало брачное ложе, но Людовик был так напуган, что матери пришлось едва ли не силой заталкивать его в спальню, где ждала Анна. Вместе с юными супругами там провели темное время суток две служанки, которые утром предъявили толпе придворных доказательства того, что «брак осуществился должным образом». Однако желанный наследник так и не был зачат — ни в эту темное время суток, ни в течение последующих десяти лет.

Меж двух огней

К тому времени Людовик XIII уже не был дофином: позже убийства Генриха IV в 1610 году он стал законным королем Франции и Наварры. Однако всеми делами заправляли королева Мария и ее любовник — алчный и трусливый итальянец Кончино Кончини. Их ненавидела вся держава, и все-таки дворца и тут же сражен тремя пулями. На прочий день королеву Марию посадили под домашний арест, а после этого выслали в Блуа. Выслан был и верный королеве епископ Ришелье. Но вскоре он получил красную шапку кардинала, а внезапная кончина де Люиня освободила для него кресло первого министра. Вернувшись в столицу, он занял важное местоположение при дворе. Ему помогали острый ум, уникальная память и холодная безжалостность при достижении своих целей. С 1624 года Ришелье правил Францией, железной рукой подавляя народные бунты и заговоры знати. На него работала разветвленная засекреченная работа, которую возглавлял преданный «серый кардинал» — папа Жозеф дю Трамбле. Шпионы Ришелье появились не только во всех слоях французского общества, но и при многих европейских дворах.

Пока в стране происходили эти перемены, юная королева вела скучную существование в Лувре. Людовик находил себе массу занятий — он молился, охотился, выращивал фрукты и варил из них варенье. После смерти кто-то сочинил ему ехидную эпитафию: «Какой отменный вышел бы слуга из этого негодного монарха!» Анне увлечения супруга казались глупыми, она тосковала по мужскому вниманию, которым по прежнему была обделена. Понадобились усилия Римского папы и испанского посла, чтобы Людовик появился в спальне жены, но «медовый месяц» и на тот самый раз оказался недолгим. И тем не менее королева не желала изменять мужу, несмотря на уговоры ближайшей подруги — прожженной интриганки и распутницы герцогини Мари де Шеврез. «Ах, это испанское воспитание!» — тихонько охала та, когда очередной кавалер, приведенный ею к Анне, получал от ворот разворот.

И тут в «воспитание чувств» королевы нежданно включился кардинал Ришелье. Несмотря на свой сан, он не чуждался женщин. Говорили о его близких отношениях с королевой Марией затем смерти Кончини. Позже в его доме, а вероятно, и в спальне обосновалась юная племянница Мари д'Эгийон. Теперь он решил завоевать сердце королевы. Парижские сплетники утверждали, что кардинал надеется изготовить то, что не удалось Людовику,— зачать наследника и возвести его на трон Франции. Более по всей вероятности, что он без затей хотел удерживать королеву «под колпаком», не давая ей ввязаться в какой-нибудь заговор. Нельзя турнуть и того, что Ришелье без затей увлекся Анной, краса которой достигла расцвета (ей было 24 года, ему — без малого сорок). Ее покорил ум кардинала, восхитило его красноречие, но мужские чары оставили равнодушной. Возможно, еще раз сыграло образ испанское воспитание — Анна не привыкла лицезреть мужчин в служителях Господа.

Устав от домогательств Ришелье, она в недобрый час согласилась на предложение подруги Мари сыграть с ним шутку. Когда он в очередной раз спросил, что может изготовить для нее, королева ответила: «Я тоскую по родине. Не могли бы вы облечься в испанский наряд и сплясать для меня сарабанду?» Кардинал долговременно мялся, но все же нарядился в зеленый камзол и панталоны с колокольчиками и сплясал зажигательный танец, щелкая кастаньетами. Услышав странные звуки, он прервал выступление и заглянул за ширму, где давились от смеха герцогиня де Шеврез и двое придворных. В гневе он повернулся и выбежал вон. Судьба королевы была решена — она не оценила его любви и в настоящий момент не должна была даться никому. Отныне зоркие глаза шпионов кардинала следили за Анной повсеместно и везде.

Суета кругом подвесок

Весной 1625 года влюбленность все же посетила сердце королевы. Это случилось, когда в Париж прибыл британский посланник — 33-летний Джордж Вильерс, герцог Бекингем. Уже на первом балу тот самый большой раскрасавец в щегольском наряде очаровал всех присутствующих дам. Его атласный колет был расшит жемчужинами, которые то и занятие, чисто невзначай, отрывались и раскатывались по полу. «Ах, бросьте! — отмахивался герцог, когда ему пытались возвратить подобранный жемчуг. — Оставьте эту ерунду на память».

Многие знали, что состоятельность герцога досталось ему благодаря щедротам короля Англии Якова I, тот, что как раз в это время умирал в Лондоне. Юный Бекингем играл при короле не сверх меры благовидную образ миньона-любовника. Ради развлечения своего господина он тявкал и прыгал у его ног, изображая собачку. Наградой стали поместья, титулы и лапа богатой наследницы герцогини Ратленд. Умирая, король завещал Бекингема своему сыну Карлу в качестве главного советника, и в настоящий момент герцог приехал сватать новому монарху сестру Людовика XIII принцессу Генриетту. Этот визит оказался роковым: чуть-чуть увидев Анну Австрийскую, Бекингем потратил оставшиеся у него три года жизни на то, чтобы завоевать ее расположение. Как и в случае с Ришелье, тяжко проронить, что это было — политический расчет или искренняя тяга. Несомненно одно: все эти три года политика обеих держав определялась злосчастным увлечением герцога.

Скандал разразился уже в Амьене, куда Бекингем и королева отправились проводить невесту короля Карла. Вечером из садовой беседки раздался оглушительный рев, на тот, что сбежались придворные. Они увидели странную картину: Бекингем стоял на коленях, обнимая королеву. Об этом происшествии ходило хоть отбавляй слухов — говорили, что пылкий герцог напугал Анну и более того расцарапал ей ноги своими украшенными жемчугом чулками. Потому-то она и стала орать. Но может быть и другое: рандеву состоялось с полного согласия королевы, а вопль поднял кто-то из спохватившихся шпионов кардинала. Быть может, Анна все же не лишила Бекингема своего внимания. Иначе, зачем при расставании в Булони она подарила ему пресловутые алмазные подвески?

Да-да, подвески в действительности были! О них говорят в своих мемуарах немного современников, в том числе дружбан королевы, прославленный философ Франсуа де Ларошфуко. Дюма описал всю историю достаточно точно: агенты кардинала узнали, что Анна вручила герцогу подвески с дюжиной алмазов, подаренные королем. В занятие вступила ловкая графиня Каррик, воспетая Дюма под именем миледи Винтер. Эта бывшая любовница Бекингема, давнехонько получавшая капиталы от Ришелье, пробралась во дворец герцога, срезала две подвески и переправила их в Париж. Там кардинал предъявил улику королю, и тот велел вероломной супруге натянуть подвески во время Марлезонского бала, устроенного мэрией Парижа в честь королевской четы. К счастью, Бекингем успел за два дня изготовить недостающие подвески и передать их Анне — поистине влюбленность творит чудеса! Правда, в бешеной скачке с драгоценным изделием не принимал участия Д'Артаньян — в ту пору этому сыну гасконского дворянина было всего пять лет.

Почему кардинал так стремился насолить королеве? Конечно, одной из причин была оскорбленная гордыня. Позже Ришелье более того сочинил трагедию «Мирам», где вывел Бекингема в образе коварного соблазнителя и описал близкое над ним торжество. И конечно, он ещё побоялся, что Анна вступит в сговор с врагами Франции. Поэтому кардинал постарался изолировать королеву, и раньше всего рассорить ее с мужем. Это удалось вполне: несмотря на возвращение подвесок, Людовик бесповоротно разочаровался в супруге. Она оказалась не только аморальной особой, но и изменницей, готовой променять его на какого-то гостя нашей страны! Если раньше король хотя бы другой раз защищал жену от нападок кардинала, в настоящий момент на это планировать не приходилось. Для начала Бекингему запретили въезд во Францию, а королеву заперли во дворце.

Ришелье достаточно потирал руки. Он не учел одного: тяготение разлученных влюбленных приятель к другу готово смести все преграды. Герцог в ярости дал клятву возвратиться в Париж. И не униженным просителем, а победителем в войне, которую он собирался развязать. Скоро французские протестанты, лишенные кардиналом многих привилегий, подняли восстание в порту Ла-Рошели. На содействие им тут же отправился британский флот во главе с Бекингемом. Однако французская вс сумела отбить нападение и схватить мятежный городок в осаду. Ришелье, переодевшись в армейский мундир, лично командовал операцией. Бекингем собирал в Портсмуте новоиспеченный флот, когда 23 августа 1628 года офицер по имени Фелтон заколол его шпагой. Многие считали убийцу шпионом кардинала, и все-таки доказательств этого так и не нашли. Сам Фелтон утверждал, что убил фаворита в отместку за казнокрадство и «нечестивую жизнь». В октябре защитники Ла-Рошели, не получив обещанной помощи англичан, подняли белый флаг.

Весть о гибели возлюбленного ошеломила Анну. Заметив ее заплаканные глаза, «любящий» благоверный — конечно, по совету кардинала — устроил в Лувре бал и предложил королеве в нем участвовать. Когда она попыталась отступиться, Людовик спросил: «В чем занятие, мадам? Разве у нас при дворе траур?» Не найдя ответа, Анна отправилась на бал, прошлась с королем в менуэте — и больше не танцевала до конца жизни. Так кончилась трагическая история ее любви, в память о которой остался только прикол об алмазных подвесках.

Сети кардинала

Лишившись по милости кардинала не только любви, но и доверия мужа, Анна Австрийская жаждала отомстить. Ее спокойная существование осталась в прошлом, в настоящее время она сообща с герцогиней де Шеврез ввязывалась в любую интригу, направленную супротив кардинала. Еще в 1626 году герцогиня подговорила одного из своих любовников, маркиза де Шале, заколоть кардинала в его летнем дворце. Заговор был раскрыт, Шале казнили, а интриганку отправили в ссылку. Кардинал получил право завести для охраны собственных гвардейцев. Что касается Анны, которую заговорщики планировали выдать замуж за Гастона Орлеанского, то она еле-еле упросила супруга не отправлять ее в монастырь.

Новый шанс для отмщения кардиналу представился в 1630 году, когда король чуть-чуть не умер от дизентерии. Анна преданно ухаживала за ним, и в приступе раскаяния он обязался сделать любое ее охота. «Удалите кардинала от двора», — это было единственное, о чем она попросила. К ней примкнула и Мария Медичи, мечтавшая ещё о прежней власти, а ещё о возвращении Франции в объятия католичества и папской власти. Обе королевы на глазах у Людовика устроили кардиналу бесчеловечный разнос, отомстив ему за все обиды. Анна молчала и улыбалась — сейчас Бекингем был отомщен. «Убирайтесь, неблагодарный лакей! — кричала Мария. — Я прогоняю вас!» Ришелье, роняя слезы, смиренно попросил вручить ему два дня на сборы. Он знал, что делает: представив себя во власти обманщицы-жены и деспотичной матери, король пришел в страх. Утром второго дня он призвал кардинала к себе и попросил его остаться, обещая полное доверие и поддержку.

Скоро Мария Медичи бежала за рубеж, а маршал де Марильяк, предлагавший угробить кардинала, был обезглавлен. Анна Австрийская отделалась легким испугом, но Ришелье продолжал плести кругом нее свои сети. В одну из них она попалась в 1637 году, когда «верные люди» предложили ей наладить переписку с мадридской родней. Испания давнехонько воевала с Францией, и, чтобы избежать обвинений в нелояльности, Анна хоть отбавляй лет не общалась с соотечественниками и уже начала забрасывать близкий язык. Ее полностью безобидные письма испанскому послу Мирабелю тотчас попали в руки кардинала и сообща с письмами герцогине де Шеврез — значительно менее безобидными — были переданы королю в свидетельство нового заговора. Но на тот самый раз у Анны нашлась заступница — юная монахиня Луиза де Лафайет, с которой верный себе король завел возвышенный «душевный роман». Она упрекнула Людовика в жестокости по отношению к жене и напомнила, что по его вине Франция до сих пор остается без наследника.

Этого внушения оказалось довольно, чтобы в декабре 1637 года король провел темное время суток в Лувре, и посредством положенное время у королевы родился отпрыск — грядущий «король-солнце» Людовик ХIV. Два года через на свет появился его брат, герцог Филипп Орлеанский. Впрочем, многие историки сомневаются, что отцом обоих детей в самом деле был Людовик ХIII. На эту образ предлагалось уймище кандидатур, охватывая Ришелье, Мазарини и более того Рошфора — того самого негодяя из «Трех мушкетеров». Не лишено вероятности предположение, что кардинал лично выбрал и подослал к тоскующей королеве какого-нибудь молодого крепкого дворянина, чтобы снабдить явление дофина.

К тому времени испанское воспитание уже забылось, и Анна Австрийская не считала нужным беречь верность нелюбимому супругу. Несколько лет на его местоположение претендовал брат короля Гастон Орлеанский, которого объединяла с Анной ненависть к Ришелье. А в 1634 году рядом с королевой появился тот, кому суждено было провести рядом с ней остаток лет, — младой итальянский священнослужитель Джулио Мазарини. Представляя его Анне, Ришелье угрюмо пошутил: «Полагаю, он понравится вам, потому как что похож на Бекингема». Действительно, итальянец был как раз таким мужчиной, какие нравились Анне, — пылким, галантным и не скрывающим эмоций. Однако он на долгое время уехал в Рим и никак не мог быть причастен к рождению принца Людовика. Имя настоящего отца «короля-солнце» стало ещё одной загадкой Анны.

У короля тем временем появился новоиспеченный любимец — юный дворянин Анри де Сен-Мар. Привязанность к нему Людовика оказалась настолько глубокой, что 17-ти летний нахал чуть-чуть не преуспел в удалении Ришелье от власти. Однако искушенный в интригах кардинал все же переиграл неопытного соперника. Сен-Мар был обвинен в государственной измене и казнен. Всемогущий первостепенный министр торопился завершить дела, чувствуя, что финал близок. 4 декабря 1642 года он скончался в своем дворце, завещанном королю, — это был прославленный Пале-Рояль.

За 18 лет Ришелье удалось совершить без малого невозможное: одолеть всех врагов внутри страны и за ее пределами, укрепить монархию и сформировать условия для ее расцвета при «короле-солнце». Он сам говорил, что сделал из Франции умирающей Францию торжествующую. Позже это признали и те, кто бурно радовался смерти «тирана в рясе». Признал и Александр Дюма, так нелестно изобразивший Ришелье в «Трех мушкетерах». В следующих романах мушкетерской трилогии герои с ностальгией вспоминали о «великом кардинале».

Кривотолки под занавес

Королева Анна плакала, узнав о смерти своего старого врага. Король, напротив, сочинил веселую песенку, где перечислялись грехи покойного. Но веселье было недолгим: через полгода туберкулез свел Людовика ХIII в могилу. Перед смертью он заставил королеву поставить подпись отказ от регентства, слабым голосом сказав: «Она все испортит, если станет править одна». В окончательный раз оскорбив жену, король испустил дух. И тут легкомысленная и ветреная дама, какой все считали Анну, проявила неожиданную твердость. Сначала она явилась в парламент и настояла на отмене завещания короля и объявлении себя регентшей. Потом добилась назначения первым министром Мазарини, которого предлагал на тот самый пост покойный Ришелье. Все дивились такому совпадению взглядов. Удивление прошло только тогда, когда итальянец стал все дольше задерживаться в апартаментах Анны. А после этого и нисколько перестал отправляться оттуда. Тут французы поняли, что королева отдала верх над государством своему любовнику.

Надо произнести, что сама Анна Австрийская до последнего отрицала это. Она более того утверждала, что кардинал не любит женщин, потому как «у мужчин в его стране вовсе другие наклонности». Еще она говорила, что Мазарини пленил ее только умственными качествами. Это опровергал сам наружность сорокалетней королевы, которая в первый раз в жизни выглядела счастливой, зачастую улыбалась и являла необычное оживление. Парижане сделали свои выводы: на улицах распевали нелестные куплеты о королеве. Прежде французы жалели ее как жертву Ришелье, но в настоящее время, связав свою судьбу с итальянским выскочкой, она обрекла себя на всеобщую ненависть.

Мазарини продолжал политику Ришелье. Шла махаловка с Испанией, казна пустела, вводились все новые налоги. Летом 1648 года недовольство всех слоев народа достигло предела. В одну темное время суток улицы Парижа покрылись баррикадами, и королеве с юным королем и кардиналом пришлось мчаться из города. Так началась Фронда — мощное движение, направленное не только супротив Мазарини, но и супротив королевского абсолютизма. В нем участвовали крайне разнородные силы, и хитрому кардиналу — достойному преемнику Ришелье — удалось расколоть их и усмирить по частям, действуя чаще всего не силой, а подкупом. Тут-то на сцене и появился Шарль Д'Артаньян, новоиспеченный лейтенант мушкетеров. Это он в «темное время суток баррикад» сумел вывезти из восставшего Парижа королевскую семью. Все годы Фронды Д'Артаньян оставался верным служакой Мазарини, за что и был награжден чинами и поместьями. На его свадьбе с мадемуазель де Шанлеси в 1659 году присутствовал не только кардинал, но и сам король. А вот королевы Анны там не было, и история ничего не знает о ее отношениях с храбрым мушкетером.

Дюма выдумал и влюбленность Д'Артаньяна к королевской камеристке Бонасье и многие другие эпизоды знаменитого романа. Однако характеры героев переданы им поразительно точь-в-точь. Д'Артаньян был храбр, Ришелье — мудр и жесток, Мазарини — хитер и пронырлив. Королеву Анну Австрийскую литератор изобразил женщиной, которую раньше всего волнуют ее чувства, и вновь оказался прав. Анна не была ни жестокой, ни корыстной. Она посвоему заботилась о благе государства и все же имела об этом благе самое смутное представление. Ее воспрещено определить рядом с такими великими государынями, как английская Елизавета I или российская Екатерина II. Но она не похожа и на беззаботных мотыльков как будто Марии-Антуанетты. Да, Анна не могла дать оценку преобразования Ришелье, но у нее хватило решимости в годы Фронды обозначиться супротив феодалов, грозящих растащить страну на куски. Уже за это Франция должна быть ей благодарна.

В начале 1651 года бушующие волны Фронды поднялись так приподнято, что Мазарини пришлось оставить не только столицу, но и страну. Королеву сызнова лишили личного счастья, и это казалось ей невыносимым. Она более того пыталась отбыть следом за своим возлюбленным, но вооруженные парижане удержали ее во дворце. Уже посредством год кардиналу удалось возвратиться, а вскоре движение протеста пошло на спад. Улаживались и внешние дела: битва с Испанией закончилась победой, для закрепления которой планировалось женить короля на испанской принцессе Марии-Терезе — племяннице Анны. Для этого было только одно препятствие: влюбленность 20-летнего Людовика к племяннице кардинала Марии Манчини. Мазарини повел было занятие к браку между ними, но королева твердо выступила супротив этого. «Имейте в виду, — сказала она сухо, — в этом случае супротив вас восстанет вся Франция, и я сама встану во главе возмущенного народа».

Это была единственная размолвка влюбленных, которых многие парижане считали тайными супругами. Поразмыслив, кардинал отступил, и в 1660 году испанская инфанта въехала в Париж. Быть может, беседуя с родственницей, Анна пожелала ей быть больше счастливой в браке, чем она сама. Но получилось иначе: Людовик ХIV запер жену во дворце, проводя время с многочисленными любовницами. В марте 1661 года скончался Мазарини: он длительно болел и изводил капризами королеву, которая преданно ухаживала за ним. После этого Анна смогла осуществить давнее охота и удалилась на мир в основанный ею на окраине столицы монастырь Валь-де-Грас. Там она и умерла 20 января 1666 года, оставив позже себя последнюю загадку — тайну «Железной маски». Этого безымянного узника Бастилии тот же Дюма считал старшим сыном Анны Австрийской от Людовика. Другие авторы выдвигают свои версии, а правда похоронена в соборе Сен-Дени сообща с мятежной душой испанской королевы Франции.

 

www.k-dmitriev.com

Анна Австрийская — википедия фото

Биография

  Анна Австрийская

Дочь испанского короля Филиппа III и его жены Маргариты Австрийской. Анна вместе со своей младшей сестрой Марией Анной получили хорошее образование, обучались латыни, основам европейских языков, шитью, танцам, письму, священной истории и генеалогии царствующей династии Габсбургов.

В 1612 году Филипп III подписал брачный контракт, согласно которому юный французский король Людовик XIII брал в жёны испанскую инфанту Анну. Этот брак был необходим в дипломатических целях, так как Испания и Франция в это время стояли на грани войны. Также в брачном контракте было оговорено, что инфанта Анна выйдет замуж за Людовика, только если его сестра Изабелла станет женой младшего брата Анны принца Филиппа.

В конце 1615 года 14-летняя Анна прибыла во Францию и 18 октября обвенчалась с Людовиком XIII. Поначалу король был очарован своей женой, которая заслуженно считалась первой красавицей Европы, но через некоторое время оказалось, что молодые супруги совершенно не готовы к семейной жизни. Их отношения с каждым годом всё больше охладевали. Анна была склонна к изменам и интригам, и кроме того пыталась проводить во Франции происпанскую политику. Королева поддерживала заговоры против Ришельё.

Ко всему этому добавлялось ещё то, что брак Людовика и Анны 23 года был бездетным, и только в 1638 и 1640 годах, после нескольких неудачных беременностей, Анна родила двух сыновей, будущих Людовика XIV и Филиппа I Орлеанского.

В 1643—1651 годах она была регентшей при малолетнем Людовике XIV, фактически же государством управлял Джулио Мазарини, назначенный ею первым министром. В 1661 году, после смерти Мазарини была исключена из королевского совета, когда Людовик XIV стал править самостоятельно. Никакого политического влияния на дела королевства королева-мать больше не имела. Позже Анна удалилась в монастырь Валь-де-Грас.

Скончалась 20 января 1666 года от рака груди.

Анна Австрийская в литературе

Отношения Анны Австрийской и Людовика XIII стали одной из сюжетных линий знаменитого романа Александра Дюма-отца «Три мушкетёра». В его продолжениях «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя», в романе «Красный сфинкс» и в книге-биографии «Людовик XIV» Анна Австрийская также одно из действующих лиц. В рассказе английской писательницы Эвелин Энтони «Любовь кардинала» также упоминается Анна Австрийская. Об Анне также идёт речь в исторических романах Георга Борна «Анна Австрийская, или Три мушкетёра королевы», Шарля Далляра «Первая любовь Анны Австрийской» и Жюльетты Бенцони «Спальня Королевы» из серии «Государственные тайны».

Киновоплощения

  • Мэри МакЛарен — «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers), США, 1921 год, режиссёр Фред Нибло.
  • Жанна Декло — сериал «Три мушкетёра» (англ. Les Trois Mousquetaires), Франция, 1921, режиссёр Анри Диаман-Берже.
  • Маргарит Морено — «Vingt ans après», Франция, 1922, режиссёр Анри Диаман-Берже.
  • Белль Беннетт — «Железная маска» (англ. The Iron Mask), США, 1929, режиссёр Аллан Дуон.
  • Глория Стюарт в музыкальной комедии «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers), США, 1939 год.
  • Дорис Кенион — «Человек в Железной маске» (англ. The Man in the Iron Mask ), США, 1939, режиссёр Джеймс Уэйл.
  • Анджела Лэнсбери в художественном фильме «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers), США, 1948 год.
  •  ??? в в художественном фильме «Капитан», Франция, 1960 год.
  • Франсуаз Кристоф в художественном фильме «Три мушкетёра» (фр. Les Trois Mousquetaires), Франция-Италия, 1961 год.
  • Жермен Монтеро — Железная маска / Le masque de fer (Италия, Франция; 1962) режиссёр Анри Декуэн.
  • Катарина Ренн — Захват власти Людовиком ХIV / La prise de pouvoir par Louis XIV (Франция; 1966) режиссёр Роберто Росселлини.
  • Джеральдина Чаплин в фильмах «Три мушкетёра» (фр. Les Trois Mousquetaires), Великобритания-США, 1973 год, «Четыре мушкетёра: Месть миледи», Великобритания-Испания-Панама, 1974 год, «Возвращение мушкетёров» (англ. The Return Of The Three Musketeers), Испания-Панама-США-Великобритания, 1989 год.
  • Катрин Журдан в фильмах «Четыре мушкетёра Шарло», «Четверо против кардинала», Франция, 1974 год.
  • Бренда Брюс — Человек в железной маске / The Man in the Iron Mask (Великобритания, США; 1977) режиссёр Майк Ньюэлл.
  • Мари-Кристин Демаре в телевизионном сериале «Ришелье» (фр. Richelieu), Франция, 1977 год.
  • Мартина Сарсе в телевизионном сериале «Мазарини», Франция, 1978 год.
  • Алиса Фрейндлих в фильмах «Д’Артаньян и три мушкетёра», СССР, 1978 год, «Мушкетёры двадцать лет спустя», Россия, 1992 год, «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя», Россия 1993 год, «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини», Россия, 2009 год.
  • Кармен Маура в художественном фильме «Луи, король — дитя», Франция, 1993 год.
  • Габриель Анвар в художественном фильме «Три мушкетера», Австрия — Великобритания — США, 1993 год.
  • Сильви Ван ден Эльзен в художественном фильме «Дочь д’Артаньяна», Франция, 1994 год.
  • Лариса Долина в музыкальном фильме «Старые песни о главном 3», Россия, 1997 год.
  • Анн Парийо в художественном фильме «Человек в железной маске» (англ. The Man in the Iron Mask), США-Великобритания, 1998 год.
  • Колетт Эмманюэль в художественном фильме Король танцует (фр. Le Roi danse), Франция — Германия — Бельгия, 2000 год.
  • Катрин Денев в художественном фильме «Мушкетёр» (англ. The Musketeer), Германия — Люксембург — Великобритания — США, 2001 год.
  • Сара-Джейн Поттс в художественном фильме «Мушкетёры», Франция-Великобритания, 2001 год.
  • Кароль Буке в художественном фильме «Бланш», Франция, 2002 год.
  • Асусена Каамано в художественном фильме «Миледи», Франция, 2004 год.
  • Амалия Мордвинова в музыкальном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», Россия, 2005 год.
  • Стефания Рокка в художественном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», Канада-Франция-Великобритания-Чехия, 2005 год.
  • Диан Столожан в художественном фильме «Версаль, мечта короля», Франция, 2008 год.
  • Алессандра Мартинес в минисериале «Королева и кардинал», Франция, 2009 год.
  • Анн Лорье в сериале «Король, Белка и Уж», Франция, 2009 год.
  • Джуно Темпл в художественном фильме «Мушкетёры» (англ. The Three Musketeers), США, 2011 год.
  • Мария Миронова в художественном фильме «Три мушкетёра», Россия, 2013 год.
  • Сесиль Буа в телефильме «Ришелье, пурпур и кровь» (Richelieu, la pourpre et le sang), Франция, 2014 год
  • Александра Доулинг в телесериале «Мушкётеры» (англ. The Musketeers), Великобритания, 2014 год
  • Доминик Блан в телесериале «Версаль», Франция-Канада, 2015 год

Предки

Литература

Ссылки

org-wikipediya.ru

Афоризму.нет - Авторы - Биография Анна Австрийская

У этого термина существуют и другие значения, см. Анна Австрийская (значения).

Анна Австрийскаяфр. Anne d'Autriche, исп. Ana de Austria (de Habsburgo)
Портрет кисти Рубенса
Королева Франции
18 октября 1615 года — 14 мая 1643 Предшественник: Мария Медичи Преемник: Мария Терезия Австрийская
регентша Франции
1643 — 1651   Гражданство: Франция Вероисповедание: Римско-католическая церковь Рождение: 22 сентября 1601(1601-09-22)Вальядолид, Испания Смерть: 20 января 1666(1666-01-20) (64 года)Париж, Королевство Франция Место погребения: Аббатство Сен-Дени Род: Габсбурги Отец: Филипп III Мать: Маргарита Австрийская Супруг: Людовик XIII Дети: Людовик XIV, Филипп I Орлеанский   Автограф:

Анна Австрийская на Викискладе

А́нна Австри́йская (фр. Anne d'Autriche, исп. Ana María Mauricia de Austria (de Habsburgo); 22 сентября 1601(16010922) — 20 января 1666) — королева Франции, супруга (с 18 октября 1615 года) короля Франции Людовика XIII. Эпитет «Австрийская» означает лишь принадлежность к династии Габсбургов, австрийской по происхождению.

Биография

Анна Австрийская

Дочь испанского короля Филиппа III и его жены Маргариты Австрийской. Анна вместе со своей младшей сестрой Марией Анной получили хорошее образование, обучались латыни, основам европейских языков, шитью, танцам, письму, священной истории и генеалогии царствующей династии Габсбургов.

В 1612 году Филипп III подписал брачный контракт, согласно которому юный французский король Людовик XIII брал в жёны испанскую инфанту Анну. Этот брак был необходим в дипломатических целях, так как Испания и Франция в это время стояли на грани войны. Также в брачном контракте было оговорено, что инфанта Анна выйдет замуж за Людовика, только если его сестра Изабелла станет женой младшего брата Анны принца Филиппа.

В конце 1615 года 14-летняя Анна прибыла во Францию и 18 октября обвенчалась с Людовиком XIII. Поначалу король был очарован своей женой, которая заслуженно считалась первой красавицей Европы, но через некоторое время оказалось, что молодые супруги совершенно не готовы к семейной жизни. Их отношения с каждым годом всё больше охладевали. Людовик изменял жене, Анна также была склонна к изменам и интригам, и кроме того пыталась проводить во Франции происпанскую политику. Королева поддерживала заговоры против Ришельё.

Ко всему этому добавлялось ещё то, что брак Людовика и Анны 23 года был бездетным, и только в 1638 и 1640 годах, после нескольких неудачных беременностей, Анна родила двух сыновей, будущих Людовика XIV и Филиппа I Орлеанского.

В 1643—1651 годах она была регентшей при малолетнем Людовике XIV, фактически же государством управлял Джулио Мазарини, назначенный ею первым министром. В 1661 году, после смерти Мазарини была исключена из королевского совета, когда Людовик XIV стал править самостоятельно. Никакого политического влияния на дела королевства королева-мать больше не имела. Позже Анна удалилась в монастырь Валь-де-Грас.

Скончалась 20 января 1666 года от рака груди.

Анна Австрийская в литературе

Отношения Анны Австрийской и Людовика XIII стали одной из сюжетных линий знаменитого романа Александра Дюма-отца «Три мушкетёра». В его продолжениях «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» Анна Австрийская также одно из действующих лиц, и в его книге «Людовик XIV». В рассказе английской писательницы Эвелин Энтони «Любовь кардинала» также упоминается Анна Австрийская. Об Анне также идёт речь в исторических романах Георга Борна «Анна Австрийская, или Три мушкетёра королевы», Шарля Далляра «Первая любовь Анны Австрийской» и Жюльетты Бенцони «Спальня Королевы» из серии «Государственные тайны».

Киновоплощения

  • Мэри МакЛарен — «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers), США, 1921 год, режиссёр Фред Нибло.
  • Жанна Декло — сериал «Три мушкетёра» (англ. Les Trois Mousquetaires), Франция, 1921, режиссёр Анри Диаман-Берже.
  • Маргарит Морено — «Vingt ans après», Франция, 1922, режиссёр Анри Диаман-Берже.
  • Белль Беннетт — «Железная маска» (англ. The Iron Mask), США, 1929, режиссёр Аллан Дуон.
  • Глория Стюарт в музыкальной комедии «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers), США, 1939 год.
  • Дорис Кенион — «Человек в Железной маске» (англ. The Man in the Iron Mask ), США, 1939, режиссёр Джеймс Уэйл.
  • Анджела Лэнсбери в художественном фильме «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers), США, 1948 год.
  • Франсуаз Кристоф в художественном фильме «Три мушкетёра» (фр. Les Trois Mousquetaires), Франция-Италия, 1961 год.
  • Жермен Монтеро — Железная маска / Le masque de fer (Италия, Франция; 1962) режиссёр Анри Декуан.
  • Катарина Ренн — Захват власти Людовиком ХIV / La prise de pouvoir par Louis XIV (Франция; 1966) режиссёр Роберто Росселлини.
  • Джеральдина Чаплин в фильмах «Три мушкетёра» (фр. Les Trois Mousquetaires), Великобритания-США, 1973 год, «Четыре мушкетёра: Месть миледи», Великобритания-Испания-Панама, 1974 год, «Возвращение мушкетёров» (англ. The Return Of The Three Musketeers), Испания-Панама-США-Великобритания, 1989 год.
  • Бренда Брюс в телевизионном фильме «Человек в железной маске», США-Великобритания, 1977 год.
  • Мари-Кристин Демаре в телевизионном сериале «Ришелье» (фр. Richelieu), Франция, 1977 год.
  • Мартина Сарсе в телевизионном сериале «Мазарини», Франция, 1978 год.
  • Алиса Фрейндлих в фильмах «Д’Артаньян и три мушкетёра», СССР, 1978 год, «Мушкетёры двадцать лет спустя», Россия, 1992 год, «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя», Россия 1993 год, «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини», Россия, 2009 год.
  • Кармен Маура в художественном фильме «Луи, король — дитя», Франция, 1993 год.
  • Габриель Анвар в художественном фильме «Три мушкетера», Австрия — Великобритания — США, 1993 год.
  • Сильви Ван ден Эльзен в художественном фильме «Дочь д’Артаньяна», Франция, 1994 год.
  • Анн Парийо в художественном фильме «Человек в железной маске» (англ. The Man in the Iron Mask), США-Великобритания, 1998 год.
  • Колетт Эмманюэль в художественном фильме Король танцует (фр. Le Roi danse), Франция — Германия — Бельгия, 2000 год.
  • Катрин Денев в художественном фильме «Мушкетёр» (англ. The Musketeer), Германия — Люксембург — Великобритания — США, 2001 год.
  • Сара-Джейн Поттс в художественном фильме «Мушкетёры», Франция-Великобритания, 2001 год.
  • Кароль Буке в художественном фильме «Бланш», Франция, 2002 год.
  • Амалия Мордвинова в музыкальном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», Россия, 2005 год.
  • Стефания Рокка в художественном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», Канада-Франция-Великобритания-Чехия, 2005 год.
  • Алессандра Мартинес в минисериале «Королева и кардинал», Франция, 2009 год.
  • Энн Лорье в сериале «Король, Белка и Уж», Франция, 2009 год.
  • Джуно Темпл в художественном фильме «Мушкетёры» (англ. The Three Musketeers), США, 2011 год.
  • Мария Миронова в художественном фильме «Три мушкетёра», Россия, 2013 год.
  • Александра Доулинг в телесериале «Мушкётеры» (англ. The Musketeers), Великобритания, 2014 год

Предки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Карл V (император Священной Римской империи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Филипп II (король Испании)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Изабелла Португальская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Филипп III (король Испании)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Максимилиан II (император Священной Римской империи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Анна Австрийская (1549—1580)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Мария Испанская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анна Австрийская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Фердинанд I (император Священной Римской империи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Карл II (эрцгерцог Австрии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Анна Ягеллонка (королева Чехии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Маргарита Австрийская (1584—1611)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Альбрехт V (герцог Баварии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Мария Анна Баварская (1551—1608)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Анна Австрийская (1528—1590)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

aforizmu.net

Знаменитые женщины » Архив блога » Анна Австрийская

Правительницы, представительницы царствующих домов - - Опубликовано 11.05.2008 в 09:54

(1601-1666)

Дочь и сестра испанских королей, Анна Австрийская родилась в самом начале XVII века, в августе 1601 года. Австрийской она осталась в истории потому, что ее матушка, принцесса Марианна, была родом из Австрии, из знаменитой династии Габсбургов.

С наследником французского престола ее обручили еще в детстве. Выданная замуж за капризного, болезненного и бессердечного Людовика XIII исключительно по политическим соображениям, гордая и целомудренная, воспитанная в пуританском духе испанская инфанта стала не женой, а великолепной куклой, о которой король забывал, как только заканчивалась очередная парадная церемония. Достаточно сказать, что наследник престола, будущий король-Солнце Людовик XIV родился через двадцать три года после свадьбы его родителей. Впрочем, такой странный факт легко объяснить: король Франции отдавал предпочтение фаворитам. Оживлялся он, лишь дрессируя собак и играя на лютне. А еще был прекрасным кулинаром и огородником: выращивал зеленый горошек и посылал слуг продавать его на рынке…

Как стало известно после вскрытия его тела, король Людовик XIII вообще не мог иметь детей. Результаты вскрытия были обнародованы лишь в период Великой Французской революции…

Впрочем, исторические факты говорят о том, что Людовик XIII не обходил своим вниманием и женщин – в частности, отдавал явное предпочтение небезызвестной нам по «Трем мушкетерам» «опальной» герцогине де Шеврез. Пикантность ситуации усугубилась тем, что свою метрессу он определил к королеве в качестве первой статс-дамы. Женщины подружились так, что герцогиня стала ближайшей наперсницей Анны.

Именно прекрасная герцогиня внушила своей подруге и повелительнице следующую мысль: следует отплатить королю за холодность той же монетой, не губить молодость в безотрадном уединении и отыскать себе воздыхателя в кругу придворных. Первое время Анна отмахивалась от лукавых советов герцогини, но постепенно стала задумываться над ее словами. Томно вздыхающий кардинал Ришелье, посвящавший любимой королеве стихи, не пришелся ей по сердцу. А если и пришелся, то ненадолго…

Любовь Анны Австрийской и герцога Бэкингема по праву следовало бы назвать «романом века». Вряд ли можно вспомнить другую пару, которая заплатила бы такую дорогую цену за несколько мимолетных свиданий, большей частью абсолютно невинных. Да и то, что произошло между ними, в конце концов выглядело милой пасторалью на фоне тогдашней придворной жизни, когда супружеская верность считалась скорее пороком, нежели добродетелью, а любовные связи с гордостью выставлялись напоказ всему свету.

Молва давно разнесла по всему французскому королевству легенды о необычайной красоте, уме, обаянии герцога. И главное – о его неотразимости и фантастическом количестве жертв его волокитства. Высокий ростом, превосходно сложенный, с пламенными черными глазами, герцог мог бы вскружить не одну женскую головку. Этот красавец, прибывший в Париж послом в сопровождении великолепной свиты, был одет так роскошно, как не приходило в голову и королям. Ослепив весь французский двор богатством и красотой, герцог удивил его и своей грациозностью в танцах. Несколько раз он был кавалером Анны Австрийской. Тысячи глаз следили за ними, большинство – в восхищении блестящей парой.

В тот праздничный вечер герцог пленил не только королеву Анну. В Бэкингема до безумия влюбилась… герцогиня де Шеврез. В итоге Людовик потребовал от кардинала Ришелье, чтобы нахального англичанина в двадцать четыре часа выдворили за пределы королевства. Ришелье этого не сделал: для него политические интересы Франции были важнее сиюминутных королевских капризов.

Любовь Бэкингема к Анне Австрийской, возможно, стала его единственной настоящей любовью. Любимая им женщина хотя и называлась королевой Франции, но казалась (да и была!) несчастнее самой последней своей подданной.

О том, что Анна считалась необыкновенной красавицей, никто из ее современников не писал. Не подтверждают это и известные портреты королевы. Но внешностью природа ее явно не обидела. От матери Анна унаследовала очень белую и нежную кожу, роскошные белокурые волосы и крупный, очень яркий рот, а от отца – высокий рост, точеный с горбинкой нос и большие голубые глаза.

Сохранились свидетельства другого рода – о ее поистине королевской чувствительности. Легчайшее прикосновение к ее коже обычного полотна вызывало раздражение. Поэтому тонкие простыни, которые делались для нее на заказ, можно было с легкостью пропустить сквозь кольцо. Раздражал Анну и запах роз, а увидев на картинах этот цветок, она подчас теряла сознание от одной мысли о его аромате.

Анна привязалась к Бэкингему со всем пылом первой страстной любви. Однажды, протанцевав с ним целый вечер, молодая королева не смогла сдержать своих чувств. Вернувшись в свои покои, в присутствии придворных дам она сжала в объятиях де Шеврез и принялась страстно целовать ее, плача и бормоча слова нежности, обращенные к герцогу.

Случайно или нарочно, но тот остановился в доме герцогини де Шеврез, которая взялась устроить тайное свидание влюбленных. Именно ей принадлежала гениальная идея прорыть подземный ход из погреба ее дома в склепы расположенного неподалеку женского монастыря Валь-де-Грас.

Условились, что королева придет вечером в церковь этого монастыря, где ее будет поджидать переодетый монахом-капуцином Бэкингем, и они проникнут в дом герцогини, воспользовавшись подкопом. К несчастью, в церкви затаился один из шпионов Ришелье, который поплатился за это жизнью – шпагой герцог владел виртуозно. Свидание сорвалось, королева и герцогиня бежали из церкви. Труп шпиона был обнаружен, кардинал распорядился провести следствие, установившее наличие подземного хода, а герцогиня поклялась, что не имеет о нем понятия. Она отделалась легким испугом, королеву же подвергли домашнему аресту в Лувре.

Свадебные торжества закончились, и принцесса Генриетта, отныне английская королева, отправилась на свою новую родину. До морского порта ее сопровождал брат – французский король, невестка – французская королева и, разумеется, герцог Бэкингем.

Королева действительно подарила герцогу алмазные подвески – в Булони, при расставании. Шпионы кардинала поспешили донести тому, что Анна, потерявшая от любви голову, преподнесла своему любовнику аксельбант с двенадцатью подвесками – подарок ее венценосного супруга.

Оставив в Булони английскую королеву, которую сопровождал, герцог на сутки вернулся в Амьен вслед за Анной и добился у нее аудиенции. Королева была нездорова, приняла его, лежа в постели, и тем самым дала возможность еще большему числу кардинальских шпионов получить подтверждение этой скандальной связи. Поздно вечером она на несколько минут выскользнула в сад, чтобы попрощаться с Бэкингемом. Это свидание описал Дюма в «Трех мушкетерах» и ничуть не погрешил против истины: оно было чрезвычайно кратким и абсолютно невинным.

Возвращение королевы Анны в Лувр было омрачено грубой холодностью, которую проявил ее супруг. К раздуванию королевского гнева приложил, разумеется, руку и кардинал Ришелье, оскорбленный прежде всего не как отвергнутый любовник, а как государственный деятель, которому роман королевы путал все карты большой политической игры.

А в Лондоне оставалась одна из любовниц герцога – леди Клэрик. Ришелье еще во время пребывания блистательного герцога в Париже связался с его английской метрессой, уведомив прекрасную леди о новом увлечении Бэкингема. После отъезда герцога из Франции и возвращения королевы Анны в Париж кардинал направил леди Клэрик письмо.

Ришелье прекрасно знал, что герцог непременно поспешит продемонстрировать двору королевский подарок. И тот действительно надел его на первый же придворный маскарад. Леди Клэрик сумела добыть две подвески, но… Положение спас не отважный мушкетер, а камердинер герцога. Раздевая своего господина после маскарада, он обнаружил пропажу двух подвесок. А дальше Бэкингем действовал уже самостоятельно, будучи человеком ничуть не более глупым, чем Ришелье, только более молодым и увлекающимся. Он мгновенно отгадал и воровку, и причины кражи, и в ту же минуту принял все необходимые меры.

А во Франции события тем временем приняли драматический оборот, давно известный нам по «Трем мушкетерам». Ришелье под предлогом примирения царственных супругов предложил Людовику дать большой бал во дворце, пригласив на него королеву. Вечером того же дня королева получила письмо от короля.

Это примирительное письмо привело Анну Австрийскую в непередаваемый ужас. Все висело на волоске: честь, корона, сама ее жизнь, возможно. Герцогиня де Шеврез предложила королеве сказаться на несколько дней больной и послать гонца в Лондон, к герцогу. Но Ришелье предусмотрел и это: королева была лишена всех преданных ей слуг, во всяком случае тех, чья отлучка могла остаться незамеченной. К тому же по повелению короля Англии все порты оказались заперты и сообщение с Францией прервано.

Ришелье упустил из виду только одну «деталь»: фактическим королем Англии был Бэкингем… На рассвете следующего дня герцогиня де Шеврез вбежала в спальню королевы и воскликнула: «Ваше величество, вы спасены, спасены!»

Бэкингем прислал курьера к герцогине, и та передала королеве футляр с аксельбантом и письмо благородного любовника:

«Заметив пропажу подвесок и догадываясь о злоумышлениях против королевы, моей владычицы, я в ту же ночь приказал запереть все порты Англии, оправдывая это распоряжение мерой политической… Пользуясь случаем, я приказал изготовить две новые подвески и с болью в сердце возвращаю моей повелительнице то, что ей угодно было подарить мне…»

Как выяснилось спустя многие годы, две новые подвески оказались весьма искусной подделкой – времени на огранку настоящих алмазов у ювелиров все-таки не было. Знал ли об этом влюбленный герцог, неизвестно. Да и не все ли равно? Главное, что эти камни спасли королеву от позора!

Перед самым балом кардинал вручил королю две алмазные подвески и объявил – в присутствии королевы! – что герцог столь мало дорожил ее подарком, что преподнес его своей очередной пассии, а та начала распродавать бриллианты по одному. Королева проявила поразительное хладнокровие и приказала одной из фрейлин принести из будуара ларчик. Приказание было мгновенно исполнено, и все увидели аксельбант в целости и сохранности. Король ничего не понял, но сразу успокоился. Кардинал понял все – и возненавидел королеву еще яростнее.

Бэкингем, со своей стороны, орудием своей любви сделал политику: изыскивал любые способы для приезда во Францию под благовидным предлогом. Желанный повод не замедлил отыскаться. Между Карлом I и его супругой Генриеттой Французской возникло взаимное неудовольствие, и их семейная жизнь стала очень напоминать отношения между Людовиком и Анной во Франции. Английская королева решила съездить во Францию, повидаться с матерью – вдовствующей королевой Марией Медичи. Карл согласился при одном условии: сопровождать королеву будет герцог Бэкингем. «Сестра вольна приезжать с кем угодно, но только не с Бэкингемом!» – в бешенстве воскликнул Людовик.

Герцог, узнав о непреклонности короля, в свою очередь потерял здравый смысл. С этой минуты отношения между двумя державами испортились почти непоправимо. Все предвещало неизбежный полный разрыв и настоящую войну французов с англичанами. В результате в августе 1628 года Бэкингем был убит фанатиком-одиночкой, который не сказал ни слова с момента убийства до собственной казни. Но кое-кто утверждал, что убийцу – Фельтона – видели во дворце кардинала Ришелье за две недели до трагедии.

…Любовь к королеве позволила Бэкингему к концу жизни стать именно тем благородным рыцарем, которого мы знаем по роману Дюма. Герцог остался в памяти потомков прежде всего благодаря тому, что был возлюбленным королевы, трагически погибшим из-за этой любви в тридцать шесть лет. И почти никто не вспоминает о том, что начинал этот знатный красавец любовником английского короля. Превратиться из куртизана в политика, а из наложника – в романтичного влюбленного мало кому удавалось… Бэкингему удалось.

Весть о гибели возлюбленного, о новой встрече с которым она грезила целых три года, жестоко поразила королеву Анну. Любовь к нему была единственным счастьем ее жизни, воспоминания о нем – единственной отрадой. По целым дням, запершись в своей дворцовой часовенке, королева молилась за упокой души человека, подобного которому уже никогда больше не встретила. Супруг дал ей неделю на траур, а потом устроил в Лувре великолепный бал с придворным балетом и предложил королеве в нем участвовать. После нескольких па королева без чувств упала на пол. Больше она не танцевала никогда – до самой своей смерти, хотя танцы просто обожала.

По утверждению некоторых историков, Анна Австрийская, объединившись с Гастоном Орлеанским, младшим братом своего супруга, неоднократно замышляла арест короля и смену власти на престоле. В этом ее поддерживали родственники и в Австрии, и в Испании. Существует версия, что Анна и Гастон были любовниками и планировали править Францией вместе после низложения Людовика. Но этим планам не суждено было осуществиться…

Анне Австрийской предстояло стать королевой-матерью при своем любвеобильном сыне короле-Солнце, пережить многие политические события Франции. Сразу после смерти супруга она вернула ко двору всех, кого выслал покойный король.

Последние годы ее жизни были скрашены связью с кардиналом Мазарини, хитрым и ловким политиком. Говорят, их отношения даже освятила церковь. Но согревала ли любовь сердце королевы Анны так же, как согревала его в молодые годы – кто знает?

Несмотря на возраст, королева оставалась все еще привлекательной. Настолько, что в нее, если верить хроникерам, на полном серьезе влюбился красивый и молодой маркиз двадцати двух лет.

Умерла она 65-летней. Возраст по тем временам более чем почтенный…

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.

www.greatwomen.com.ua

Анна Австрийская — WiKi

Биография

  Анна Австрийская

Дочь испанского короля Филиппа III и его жены Маргариты Австрийской. Анна вместе со своей младшей сестрой Марией Анной получили хорошее образование, обучались латыни, основам европейских языков, шитью, танцам, письму, священной истории и генеалогии царствующей династии Габсбургов.

В 1612 году Филипп III подписал брачный контракт, согласно которому юный французский король Людовик XIII брал в жёны испанскую инфанту Анну. Этот брак был необходим в дипломатических целях, так как Испания и Франция в это время стояли на грани войны. Также в брачном контракте было оговорено, что инфанта Анна выйдет замуж за Людовика, только если его сестра Изабелла станет женой младшего брата Анны принца Филиппа.

В конце 1615 года 14-летняя Анна прибыла во Францию и 18 октября обвенчалась с Людовиком XIII. Поначалу король был очарован своей женой, которая заслуженно считалась первой красавицей Европы, но через некоторое время оказалось, что молодые супруги совершенно не готовы к семейной жизни. Их отношения с каждым годом всё больше охладевали. Анна была склонна к изменам и интригам, и кроме того пыталась проводить во Франции происпанскую политику. Королева поддерживала заговоры против Ришельё.

Ко всему этому добавлялось ещё то, что брак Людовика и Анны 23 года был бездетным, и только в 1638 и 1640 годах, после нескольких неудачных беременностей, Анна родила двух сыновей, будущих Людовика XIV и Филиппа I Орлеанского.

В 1643—1651 годах она была регентшей при малолетнем Людовике XIV, фактически же государством управлял Джулио Мазарини, назначенный ею первым министром. В 1661 году, после смерти Мазарини была исключена из королевского совета, когда Людовик XIV стал править самостоятельно. Никакого политического влияния на дела королевства королева-мать больше не имела. Позже Анна удалилась в монастырь Валь-де-Грас.

Скончалась 20 января 1666 года от рака груди.

Анна Австрийская в литературе

Отношения Анны Австрийской и Людовика XIII стали одной из сюжетных линий знаменитого романа Александра Дюма-отца «Три мушкетёра». В его продолжениях «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя», в романе «Красный сфинкс» и в книге-биографии «Людовик XIV» Анна Австрийская также одно из действующих лиц. В рассказе английской писательницы Эвелин Энтони «Любовь кардинала» также упоминается Анна Австрийская. Об Анне также идёт речь в исторических романах Георга Борна «Анна Австрийская, или Три мушкетёра королевы», Шарля Далляра «Первая любовь Анны Австрийской» и Жюльетты Бенцони «Спальня Королевы» из серии «Государственные тайны».

Киновоплощения

  • Мэри МакЛарен — «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers), США, 1921 год, режиссёр Фред Нибло.
  • Жанна Декло — сериал «Три мушкетёра» (англ. Les Trois Mousquetaires), Франция, 1921, режиссёр Анри Диаман-Берже.
  • Маргарит Морено — «Vingt ans après», Франция, 1922, режиссёр Анри Диаман-Берже.
  • Белль Беннетт — «Железная маска» (англ. The Iron Mask), США, 1929, режиссёр Аллан Дуон.
  • Глория Стюарт в музыкальной комедии «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers), США, 1939 год.
  • Дорис Кенион — «Человек в Железной маске» (англ. The Man in the Iron Mask ), США, 1939, режиссёр Джеймс Уэйл.
  • Анджела Лэнсбери в художественном фильме «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers), США, 1948 год.
  •  ??? в в художественном фильме «Капитан», Франция, 1960 год.
  • Франсуаз Кристоф в художественном фильме «Три мушкетёра» (фр. Les Trois Mousquetaires), Франция-Италия, 1961 год.
  • Жермен Монтеро — Железная маска / Le masque de fer (Италия, Франция; 1962) режиссёр Анри Декуэн.
  • Катарина Ренн — Захват власти Людовиком ХIV / La prise de pouvoir par Louis XIV (Франция; 1966) режиссёр Роберто Росселлини.
  • Джеральдина Чаплин в фильмах «Три мушкетёра» (фр. Les Trois Mousquetaires), Великобритания-США, 1973 год, «Четыре мушкетёра: Месть миледи», Великобритания-Испания-Панама, 1974 год, «Возвращение мушкетёров» (англ. The Return Of The Three Musketeers), Испания-Панама-США-Великобритания, 1989 год.
  • Катрин Журдан в фильмах «Четыре мушкетёра Шарло», «Четверо против кардинала», Франция, 1974 год.
  • Бренда Брюс — Человек в железной маске / The Man in the Iron Mask (Великобритания, США; 1977) режиссёр Майк Ньюэлл.
  • Мари-Кристин Демаре в телевизионном сериале «Ришелье» (фр. Richelieu), Франция, 1977 год.
  • Мартина Сарсе в телевизионном сериале «Мазарини», Франция, 1978 год.
  • Алиса Фрейндлих в фильмах «Д’Артаньян и три мушкетёра», СССР, 1978 год, «Мушкетёры двадцать лет спустя», Россия, 1992 год, «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя», Россия 1993 год, «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини», Россия, 2009 год.
  • Кармен Маура в художественном фильме «Луи, король — дитя», Франция, 1993 год.
  • Габриель Анвар в художественном фильме «Три мушкетера», Австрия — Великобритания — США, 1993 год.
  • Сильви Ван ден Эльзен в художественном фильме «Дочь д’Артаньяна», Франция, 1994 год.
  • Лариса Долина в музыкальном фильме «Старые песни о главном 3», Россия, 1997 год.
  • Анн Парийо в художественном фильме «Человек в железной маске» (англ. The Man in the Iron Mask), США-Великобритания, 1998 год.
  • Колетт Эмманюэль в художественном фильме Король танцует (фр. Le Roi danse), Франция — Германия — Бельгия, 2000 год.
  • Катрин Денев в художественном фильме «Мушкетёр» (англ. The Musketeer), Германия — Люксембург — Великобритания — США, 2001 год.
  • Сара-Джейн Поттс в художественном фильме «Мушкетёры», Франция-Великобритания, 2001 год.
  • Кароль Буке в художественном фильме «Бланш», Франция, 2002 год.
  • Асусена Каамано в художественном фильме «Миледи», Франция, 2004 год.
  • Амалия Мордвинова в музыкальном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», Россия, 2005 год.
  • Стефания Рокка в художественном фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», Канада-Франция-Великобритания-Чехия, 2005 год.
  • Диан Столожан в художественном фильме «Версаль, мечта короля», Франция, 2008 год.
  • Алессандра Мартинес в минисериале «Королева и кардинал», Франция, 2009 год.
  • Анн Лорье в сериале «Король, Белка и Уж», Франция, 2009 год.
  • Джуно Темпл в художественном фильме «Мушкетёры» (англ. The Three Musketeers), США, 2011 год.
  • Мария Миронова в художественном фильме «Три мушкетёра», Россия, 2013 год.
  • Сесиль Буа в телефильме «Ришелье, пурпур и кровь» (Richelieu, la pourpre et le sang), Франция, 2014 год
  • Александра Доулинг в телесериале «Мушкётеры» (англ. The Musketeers), Великобритания, 2014 год
  • Доминик Блан в телесериале «Версаль», Франция-Канада, 2015 год

Предки

Литература

Ссылки

ru-wiki.org

Анна Австрийская - это... Что такое Анна Австрийская?

Анна Австрийская

королева и регентша Франции, старшая дочь Филиппа III Испанского, род. 22 сент. 1601 г. и уже 25 ноября 1615 г. вступила в брак с Людовиком XIII (см. это сл.) Французским, который был старше ее лишь на 5 дней. Богато одаренная внешними качествами, к тому же страстная по природе, она не любила своего слабого и угрюмого супруга; ее тайные сношения с Испан. двором и оппозиция против системы Ришелье до того обострили отношения между супругами, что они жили совершенно врозь. Только в последние годы своей жизни Людовик сблизился с своей супругой, которая родила ему двух сыновей; из них старший, родившийся в 1638 г., вступил на престол под именем Людовика XIV, а другой, Филипп, род. 1640, сделался родоначальником Орлеанского дома. Людовик завещал, чтобы после его смерти во время малолетства его сына правление находилось в руках особого совета. Но по желанию А. парламент 18 мая 1643 г. в соглашении с высшим дворянством уничтожил это завещание и передал регентство самой королеве. Если парламент и дворянство при этом надеялись воспользоваться правлением женщины для восстановления своих прав, ослабленных политикой Ришелье, то надежды их скоро оказались тщетными. А. отдала свое доверие другу и любимцу Ришелье, Мазарини (см. это сл.), которому благодаря блестящим успехам его внешней политики и после тяжелой внутренней борьбы с Фрондой (см. это сл.) удалось еще более упрочить всемогущество министров. А. пережила своего друга лишь пятью годами, которые она провела в своем монастыре Валь-де-Грас. † 20 января 1666 г. Ср. Фрира (Freer), "Anne of Austria" (2 т., Лондон., 1866).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Анна ≈ имя святых русских
  • Анна Амалия

Смотреть что такое "Анна Австрийская" в других словарях:

  • АННА АВСТРИЙСКАЯ — (Anne d Austriche) (1601 66) французская королева, жена (с 1615) Людовика XIII. В 1643 51 регентша при малолетнем Людовике XIV …   Большой Энциклопедический словарь

  • Анна Австрийская — (Anne of Austria) (1601 66), жена франц. короля Людовика XIII (вышла замуж в 1615г.) и дочь исп. короля Филиппа III. Ее подруга мадам де Шеврёз участвовала в заговоре против Ришелье, а саму А.А. обвиняли в потворстве ухаживаниям герцогаБекингема …   Всемирная история

  • Анна Австрийская — У этого термина существуют и другие значения, см. Анна Австрийская (значения). Анна Австрийская фр. Anne d Autriche, исп. Ana de Austria (de Habsburgo) …   Википедия

  • АННА АВСТРИЙСКАЯ — (Anne d Autriche) АННА АВСТРИЙСКАЯ (1601 1666), королева Франции. Анна, старшая дочь короля Испании Филиппа III и Маргариты Австрийской, родилась в Вальядолиде 22 сентября 1601. В 1615 была выдана замуж за короля Франции Людовика ХIII.… …   Энциклопедия Кольера

  • Анна Австрийская — (Anne d Autriche)         (22.9.1601 20.1.1666), французская королева, жена (с 1615) Людовика XIII. Дочь испанского короля Филиппа III, пыталась проводить происпанскую политику. Поддерживала заговоры против Ришельё. В 1643 51 регентша при… …   Большая советская энциклопедия

  • АННА АВСТРИЙСКАЯ — (Anne d Autriche) (22.IX.1601 20.I.1666) франц. королева, жена (с 1615) Людовика XIII и регентша в 1643 61 при их сыне Людовике XIV. Дочь исп. короля Филиппа III, пыталась проводить происп. политику. Фактически Францией в период регентства А. А.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Анна Австрийская — (Anne d’Austriche) (1601 1666), французская королева, жена (с 1615) Людовика XIII. В 1643 1651 регентша при малолетнем Людовике XIV …   Энциклопедический словарь

  • Анна Австрийская — ÁННА АВСТРИ́ЙСКАЯ (Anne d Austriche) (1601–66), франц. королева, жена (с 1615) Людовика XIII. В 1643–51 регентша при их малолетнем сыне Людовике XIV …   Биографический словарь

  • Анна Австрийская (1549—1580) — Анна Австрийская нем. Anna von Österreich исп. Ana de Austria …   Википедия

  • Анна Австрийская (1528—1590) — Анна Австрийская нем. Anna von Österreich …   Википедия

Книги

  • Анна Австрийская, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! А?нна Австри?йская (фр. Anne d'Autriche, исп. Ana de… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Анна Австрийская. Мать Людовика XIV, . Анна Австрийская (1601-1666) - одна из самых известных личностей в мировой истории. Принцесса, дочь самого могущественного монарха Европы, испанского короля, она в возрасте четырнадцати лет… Подробнее  Купить за 477 руб
  • Анна Австрийская. Мать Людовика XIV, Дюлон Клод. Анна Австрийская (1601-1666) - одна из самых известных личностей в мировой истории. Принцесса, дочь самого могущественного монарха Европы, испанского короля, она в возрасте четырнадцати лет… Подробнее  Купить за 344 руб
Другие книги по запросу «Анна Австрийская» >>

dic.academic.ru


Смотрите также