Амьенский собор во франции


Амьенский собор - Храмы и соборы Франции

Амьенский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame d'Amiens) — самый большой из французских соборов по своему объему (200 000 м³). Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами архитектурных сооружений в стиле классической готики. Архитектура собора включает в себя также следующие элементы готического стиля: высокая или зрелая готика (особенно апсид) и пламенеющая готика (особенно большая роза, северная башня, амвон и кресла со спинкой). Длина собора 145 м и высота свода — 42,30 м (близкая к максимальной высоте для архитектурных сооружений такого типа). С 1981 г. собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Строительные работы по возведению собора начались в 1220 году. Около 1236 г. был закончен неф, а в 1243 г. — башни фасада. Только в 1528 г. был установлен шпиц, возвышающийся над собором. Верхушка шпица находится на высоте 112,7 м над землей. В строительстве собора принимали участие следующие архитекторы: Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и, наконец, его сын Рено де Кормон. La partie la plus ancienne de l'édifice, la nef, haute de 42,3 mètres, vue depuis le triforium du chœur - Au fond la rosace flamboyante surmontant la tribune des grandes orgues - самая старая часть собора, нёф высотой 42, 3 м., в глубине находятся роза и орган

Les trois portails de la grande façade occidentale furent très rapidement édifiés. Ils datent des années 1220-1230  - три главных портала западного фасада были построены очень быстро, они датируются 1220-1230 гг.

Ces bas-reliefs du soubassement du portail de droite (de la Mère-Dieu) de la façade occidentale se trouvent sous les statues des rois Salomon et Hérode et datent du début du XIIIe siècle3. Ils sont remarquablement conservés. De gauche à droite : Salomon à table, Salomon sur son trône, le massacre des Innocents, Salomon avec la reine de Saba, Salomon en prière devant le Temple, Hérode donnant l'ordre de brûler les vaisseaux de Tharsis.  Эти барельефы в основании правого портала (посвящённого Богородице) находятся под статуями царей Соломона и Ирода и датируются началом XIII в. Они отлично сохранились. Слева направо: Соломон за столом, Соломон на троне, избиение младенцев, Соломон и царица Сабы, Соломон молится у храма, Ирод отдаёт приказ сжечь корабли Тарсиса(?)

Vue de la rosace ouest ou rosace de la mer, depuis le triforium du chœur - De style flamboyant, elle date du début du XVIe siècle - вид западной розы или розы моря со стороны трифория клира De style flamboyant, elle date du début du XVIe siècle - стиль "пламенеющая готика" позволяет датировать её началом XIV в.

Chapelle de Notre-Dame du Puy. La statue de gauche, sainte Geneviève, fut transformée en déesse Raison durant la Révolution - капелла Нотр-Дам-дю-Пюи. Статуя слева - св. Женевьева, была переделана в богиню разума во время революции

Gargouille fantastique ornant la base droite du gâble du portail saint Firmin (portail de gauche du côté nord) - фантастическая горгулья, украшающая портал св. Фермена

Face sud de la tour sud avec son cadran solaire - вид южной башни с солнечными часами

Le cadran solaire - циферблат солнечных часов

 

Statue de la Vierge sur la tour nord (fin du XIVe siècle). À ses pieds, un homme joue du rebec, sorte de violon à trois cordes - статуя Девы на северной башне (конец XIV в.). У её ног человек играет на ребеке, разновидности скрипки с трёмя струнами

Le portail du Jugement dernier au centre de la façade occidentale de Notre-Dame d'Amiens - портал Страшного суда в центре западного фасада собора

Le portail du Jugement dernier - vue d'ensemble - общий вид портала Страшного суда

Portail du Jugement Dernier : Le Beau Dieu du trumeau - Портал Страшного суда, статуя Христа-Спасителя в центре между дверями

 

Tympan du portail du Jugement Dernier : le Christ du Jugement. À ses côtés, à genoux, la Vierge Marie et saint Jean intercèdent en faveur du salut des âmes - тимпан портала Страшного суда. Христос вершит суд, по сторонам на коленях Дева Мария и св. Иоанн молят о милости

 La statue du prophète Nahum, à l'angle sud du contrefort séparant le portail central du portail Saint-Firmin - фигура мудреца Наума на южном углу контрфорса, отделяющего центральный портал от портала Сен-Фермен

Portail du Jugement Dernier : statues d'apôtres du piédroit de droite : de gauche à droite Pierre, André, Jacques le Majeur, Jean, Simon ou Jude, Barthélémy, puis les prophètes Isaïe et Jérémie - Портал Страшного суда, статуи апостолов у основания правой арки: слева направо - Пётр, Андрей, Яков старший, Иоанн, Симон или Иуда, Варфоломей, затем пророки Исайя и Иеремия

Au centre de la photo : médaillon représentant Jonas recraché par la baleine - В центре фото медальон с изображением Ионы, которого выплюнул кит)

Le portail Saint-Firmin vu depuis le centre de la façade - портал Сен-Фермен, вид от центра фасада (св. Фермен - первый епископ города, после канонизации ставшего покровителем Амьена)

Le portail Saint-Firmin - портал Сен-Фермен

Portail Saint-Firmin : les grandes statues du piédroit de droite. En dessous les signes du zodiaque du Calendrier picard - портал Сен-Фермен: большие фигуры у основания арки. Внизу знаки зодиака пикардского календаря

Portail Saint-Firmin: sainte Ulphe et un ange - портал Сен-Фермен: фигуры св. Ульфа и ангела

Les soubassements du portail Saint-Firmin sont richement travaillés. L'ensemble de ces ravissantes sculptures, remarquablement bien conservé et qui aura bientôt huit siècles d'âge, est appelé le calendrier picard ou zodiaque d'Amiens - Цоколь портала богато отделан. Ансамбль этих очаровательных скульптур, прекрасно сохранившихся на протяжении почти восьми веков, назван пикардийским календарём или амьенским зодиаком

Les Gémeaux - близнецы

Le signe du Cancer correspond comme il se doit à un crabe - знак рака, заменён крабом

Le signe du Verseau - знак водолея

Le portail de la Mère-Dieu ou de la Vierge - портал девы Марии

Portail de la Mère-Dieu : la présentation de Jésus au Temple par Marie. À droite Syméon - Портал девы Марии: внесение младенца Иисуса в храм. Справа Симеон

Portail de la Mère-Dieu : l'Annonciation - L'archange Gabriel et Marie - Благая весть - Архангел Гавриил и Мария

 

Portail de la Mère-Dieu : la naissance d'Ève - рождение Евы

 

La tentation d'Adam et Ève - Détail du bas du trumeau du portail de la Mère-Dieu - искушение Адама и Евы, деталь междверного простенка портала девы Марии

Les rois du centre de la galerie - изображения царей в центре галереи

La rosace de la façade occidentale au-dessus de la galerie des Rois - роза западного фасада над галереей царей

Porte Saint-Christophe du côté sud de la nef : statue de saint Christophe portant le petit Jésus sur ses épaules - дверца Сен-Кристоф с южной стороны нефа: св. Кристоф держит на плечах младенца Иисуса

Groupe de l'annonciation sur la façade de la chapelle latérale sud, dite de Notre-Dame de Foy ou de l'annonciation (début du XIVe siècle) - группа на фасаде южной боковой капеллы, называемой Нотр-Дам-де-Фой или Благовещение (начало XIV в.)

Détail de la Vierge à l'Enfant du trumeau du portail de la Vierge Dorée : les trois angelots portent son nimbe - Дева с младенцем, портал "Золотая мадонна", три ангела держат над ней нимб. Изначально скульптура была позолочена, за что, собственно, и получила такое название. 

Vue générale de la façade nord de la cathédrale - общий вид собора с северной стороны

Détail de la façade nord : les six chapelles latérales de la nef sont éclairées par de très grandes baies pourvues de vitraux. La toiture de ces chapelles est aménagée en terrasse continue - фрагмент северного фасада: шесть боковых капелл нефа освещаются большими окнами с витражами. Крыши капелл объединены галереей

Détail de la rosace nord - Перевёрнутая пентаграмма, пятиконечная звезда с тремя лучами, направленными вниз, в начале истории христианства перевёрнутая пентаграмма трактовалась как символ Преображения Христа. Позже это стало символом сатанизма (со вписанной в звезду головой козла)

 

Une vue du chevet de la cathédrale - купол собора

Autre vue du chevet de la cathédrale - купол собора с другого ракурса

Détail du chevet vu du côté sud - деталь купола, вид с южной стороны

Au centre, le félin à ailes de chauve-souris, juché au sommet d'un contrefort sur un piédestal - в центре кот с крыльями летучей мыши, сидящий на вершине контрфорса на пьедестале

Deux imposantes chimères du toit de la cathédrale - две импозантные (величественные) химеры на крыше собора

Une belle série de rois musiciens trônant au sommet des contreforts de la chapelle axiale, au chevet de la cathédrale - живописная группа музицирующих королей, восседающих на вершине контрфорса центральной капеллы на куполе собора

 

Les gargouilles sont innombrables sur les parties hautes de Notre-Dame d'Amiens - не счесть горгулий на высотах амьенского Нотр-Дама)))

Intérieur de la cathédrale vu depuis l'entrée - интерьер собора, вид от входа

 La nef de la cathédrale d'Amiens fut édifiée dans l'enthousiasme en un temps record. Débutée en 1220, elle était déjà terminée en 1230 - Неф амьенского собора был построен с энтузиазмом и в рекордные сроки, начатый в 1220 г., он был окончен уже к 1230 г.

Le labyrinthe de la cathédrale. Plus loin, à l'arrière plan, on distingue la variété importante des dessins du pavement de l'édifice - лабиринт собора, на заднем плане можно различить другие виды узоров выложенных на полу церквиЛабиринт - излюбленный декор пола во французских храмах - прихожане перемещались по нему на коленях, читая молитвы. Этот обряд имитировал паломничество, которое не всегда возможно было осуществить ввиду отделенности от Святых мест.

Le centre du labyrinthe avec l'effigie des trois architectes et de l'évêque Évrard de Fouilloy - в центре лабиринта изображения трёх архитекторов и епископа Эврар де Фуйой

 

Les svastikas constituent un des dessins utilisés pour le pavement - свастики - один из видов узоров, использованных при украшении пола

 

Le gisant de bronze d'Évrard de Fouilloy qui lança la construction de la cathédrale actuelle (1211-1222). À ses pieds, deux créatures fantastiques représentent le mal - бронзовое надгробный памятник Эврару де Фуйой, который начал строительство собора в 1211-1222 гг. У ног два фантастических существа, символизирующих зло.

Détail du gisant de bronze de l'évêque Geoffroy d'Eu : les lions soutenant le gisant (XIIIe siècle) - деталь другого бронзового надгробия епископа Жеффруа д'Ё - львы, поддерживающие плиту надгробия (XIII в.)

Détail de la chaire de la cathédrale : les Vertus théologales, la Foi, l'Espérance et la Charité, soutiennent la chaire - деталь престола  - богословские добродетели - Вера, Надежда и Милосердие, поддерживающие престол

Autre détail de la chaire de la cathédrale : l'ange du sommet pointe son index vers le ciel - другая деталь престола - ангел, указующий в небо

Détail du monument du tombeau du chanoine Bury : le Christ humilié et martyrisé - деталь гробницы каноника Бюри - мучения Христа

Monument du tombeau d'Antoine Niquet - скульптура на гробнице Антуана Ника

Chapelle Notre-Dame de Foy ou chapelle de l'Annonciation : le retable de l'Annonciation de Nicolas Blasset (1655)  -Капелла Нотр-Дам-де-Фой или Благовещение, украшение алтаря, выполненное Николя Бласе (1655)

Chapelle de l'Assomption : le retable de l'Assomption, de Nicolas Blasset - Капелла Благовещение, украшение алтаря, выполненное Николя Бласе 

Le chœur de la cathédrale, vu de l'intérieur - интерьер клироса

La cathèdre de la cathédrale est de style baroque et date du XVIIIe siècle. Remarquez à l'arrière plan les superbes grilles en fer forgé, baroques elles aussi, conçues par Michel-Ange Slodtz et exécutées par Jean Veyren - кафедра в стиле барокко (XVIII в.) Примечательна превосходная решётка на заднем плане из кованного железа, так же в стиле барокко (причудливый, вычурный), задуманная Мишелем-Анжем Слодцем и выполненная Жаном Вейреном

Détail du chœur baroque de la cathédrale : un ange porte-cierge à côté d'un médaillon de saint Jean l'Évangéliste accompagné de son aigle symbolique - деталь клироса в стиле барокко: ангел, держащий подсвечник, сбоку от медальона, изображающего св. Иоанна-евангелиста и символического орла

Autre détail du chœur de la cathédrale : une Vierge à l'enfant dorée, et des anges fort joliment sculptés. À l'arrière-plan, la grille de clôture du chœur, forgée par Jean Veyren - другая деталь клироса в стиле барокко: позолоченная скульптура девы с младенцем и великолепные скульптуры ангелов. На заднем плане решётка ограды клироса, выкованная Жаном Вейреном

Les stalles de Notre-Dame d'Amiens vues depuis le triforium du chœur - боковые кресла со спинкой, вид со стороны трифория

Les stalles de Notre-Dame d'Amiens - кресла со спинками, деталь

Gisant d'Adrien de Hénencourt dans un enfeu du soubassement de la clôture méridionale du chœur. À droite, contre la colonne du chœur, le monument de marbre blanc élevé à la mémoire de Charles de Vitry - памятник Адриену д'Эненкуру в виде фигуры,  лежащей в нише, в основании южной ограды клироса. Справа у колонны памятник из белого мрамора в память Шарля де Витри

 

;Clôture septentrionale du chœur : scènes de vie de saint Jean-Baptiste dont le baptême du Christ à gauche - северная ограда клироса - сцены из жизни св. Иоанна-Крестителя, слева сцена крещения Христа 

Détail de l'histoire de saint Firmin situé au-dessus du gisant d'Adrien de Hénencourt - сцена из истории св. Фермена, находится над надгробным памятником Адриену д'Эненкуру

Détail de la grille en fer forgé du chœur, œuvre de Jean Veyren. Ce chef-d'œuvre est plus proche de l'orfèvrerie que de la ferronnerie - деталь кованной решётки ограды, Этот шедевр Жана Вейрена более напоминает работу из драгоценных металлов, чем  из обычного железа

Le tombeau du chanoine Guilain Lucas, au revers du maître-autel - гробница каноника Гилена Люка с обратной стороны главного алтаря.

Mausolée de Charles de Vitry : une des deux têtes de chérubin entourant le sommet du mausolée; ici l'angelot de gauche - мавзолей Шарля де Витри, одна из двух головок херувима, украшающих верх мавзолея

Mausolée de Charles de Vitry : l'enfant Jésus muni d'une croix de fer foule aux pieds le serpent (œuvre datant de 1705) - мавзолей Шарля де Витри: младенец Иисус с крестом, топчет змею под ногами (работа датируется 1705 г.)

La chapelle de la Vierge - капелла девы Марии

Vitrail central de la chapelle du Sacré-Cœur - центральный витраж капеллы Сакре-Кёр

Détail du lambris du retable de saint François d'Assise - деталь лепнины алтаря св. Франсуа Ассизского

Autre détail du lambris du retable de saint François d'Assise -ещё деталь лепнины алтаря св. Франсуа Ассизского

Chapelle Notre-Dame de Pitié : statue de la Vierge Douloureuse - капелла Нотр-Дам-де-Питье - статуя скорбной Девы

La statue de saint Matthieu, accompagné de son ange symbolique, orne le sommet gauche du retable de saint Joseph - статуя св. Матфея с символическим ангелом, украшение левой верхней части алтаря св. Жозефа

Chapelle saint Joseph : statue de saint Luc avec son bœuf symbolique, au sommet droit du retable - капелла св. Жозефа, статуя св. Луки с символическим быком, на правой верхней части аларя

 

 Chapelle de saint Sébastien : statue de saint Roch et de son chien, par Nicolas Blasset, et tableau de la Crucifixion de Guillaume Hergosse - капелла св. Себастьяна, статуя св. Рока и его собаки, выполненная Николя Бласе, и картина изображающая распятие (Гийом Эргос)

Chapelle Notre-Dame du Puy, le tableau, une Assomption de la Vierge, est l'œuvre de François Francken le Jeune - капелла Нотр-Дам-дю-Пюи. Картина Успение богородицы, произведение Франсуа Франкена мл.

Христианские святыниReliquaire du crâne présumé de saint Jean Baptiste, œuvre de Placide Poussielgue-Rusand (XIXe siècle) - ковчег с черепом св. Иоанна-Крестителя (XIX в., автор Пласид Пусьельг-Русан)

Relique de saint Jean Baptiste - éclat d'os cranien - мощи св. Иоанна-Крестителя, обломок кости черепа

Un truculent corbeau sculpté, support d'une des grandes statues de la façade - реалистичная скульптура консоли, поддерживающей большие фигуры на фасаде

Les corbeaux servant de structure de soutènement aux grandes statues peuvent aussi avoir été sculptés sous forme d'animaux fantastiques - выступы, служащие несущими конструкциями больших статуй, вырезаны в виде фантастических птиц

Détail intérieur - деталь интерьера

 Иллюстрация из журнала Нива за 1916 г. В первую мировую войну собор сильно пострадал от бомбёжекВид собора в 1919 г.

vision7.ru

Азов. Энциклопедия о городах России. Все о Франции и про Францию

Католический собор Амьенской Богоматери начали строить в 1120 году, а окончили - в 1269 году. Собор Амьенской Богоматери расположен на севере Франции в провинции Пикардия в департаменте Сомма в городе Амьен. Считается самым просторным (его внутренний объем равен 200.000 кубометрам) во Франции. Собор Амьенской Богоматери и соборы в городах Шартр, Реймс и Бурж считаются эталоном классического готического стиля, включающего также элементы высокой (зрелой) готики (в частности проходы позади хоров) и пламенеющей готики, в частности, большой круглый витраж–роза на западном фасаде, северная башня и кресла со спинкой. Снаружи длина собора Амьенской Богоматери равна 45 метрам, высота свода составляет 42,3 метра. Это исторический памятник во Франции с 1862 года, входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО с 1981 года.

История собора Амьенской Богоматери

­ Первое здание собора было построено в конце III века, то есть еще в галло-римскую эпоху. В течение последующих веков на этом месте были построены несколько соборов, так кк пожары постоянно губили их так произошло в 850 году (во время нормандского вторжения), в 1019 году и затем еще - в 1107 году. После последнего пожара новая церковь в романском стиле была построена в 1152 году. 17 декабря 1206 года пикардский крестоносец привез в Амьен и передал епископу Ришару де Жерберои святую реликвию - череп святого Жан-Батиста (Иоанна Крестителя), который он сумел похитить в 1204 году во время грабежа Константинополя крестоносцами. Очень быстро мощи стали предметом для поклонения многих иностранных и французских принцев. В особенности они привлекали глухонемых, слепых и больных эпилепсией.

 

В 1218 году молния ударила в шпиль колокольни собора. Крыша моментально загорелось, огонь быстро охватил все здание в целом, которое обрушилось в пламени. Епископ Амьена Еврар Фуюа (1145–1222 гг.) решил восстановить новый собор, сделать его не только более просторным и красивым, а также несравненным по сравнению с другими храмами христианства. Для реконструкции фасада здания он выбрал архитектора Робера де Люзаршес. Строительство началось в 1220 году. Немного раньше была расширена территория города: в 1190 году крепостные стены были отодвинуты на востоке, а в 1193 году - на юге. Строители воспользовались увеличенным пространством и смогли предусмотреть алтарь гигантских размеров (145 метров длиной на 70 шириной в трансепте).

Между тем было необходимо разобрать церковь Сен-Фермен-ле-Конфессер, которая занимала место, предусмотренное для северной части трансепта, и центральную городскую больницу, которая мешала строительству северной башни главного фасада. Вопреки правилу, работы начались с внутренней части храма. Как говорят, собор Амьенской Богоматери временно продолжился за счет хора бывшей романской церкви.

В начале XIII в период господства короля Филиппа-Августа Амьен процветал. Город использовал соседство со средневековым графством Фландрия (нынешняя Бельгия), которая славилась изготовлением суконных товаров, а Шампанские ярмарки были крупным торговым рынком в Европе в XII-XIV веках. Щедрые инвесторы не испытывали нехватки средств, ресурсы епископства позволяли финансировать эту гигантскую стройку. Когда Робер де Люзаршес умер в 1222 году, новый епископ Жоффруа Де поручил продолжение работ Томасу де Кормон. Стройка быстро продвигалась за счет благотворительных средств - в 1228 году стены нефа уже достигали уровня основания сводов, а сам неф был закончен к 1230 году. Спустя шесть лет на момент смерти Жоффруа Де большой фасад уже возвышался до карнизов, расположенных выше розетки, также было построено основание трансепта.

Новый епископ Арну взялся за строительство хора, и были построены сияющие часовни. Но с 1240 года бюджет строительства был исчерпан, поэтому работы были приостановлены. Однако смогли закончить деамбулаторий (кольцевой обход вокруг главной апсиды, являющийся продолжением боковых нефов), где Арну и был похоронен в 1247 году. Нового епископа, Жерар де Куси мало беспокоили строительные работы, объем которых был сведен к минимуму в период с 1247-го по 1258 год. В это время произошел пожар, разрушивший ряд капелл, окружающих апсиду. После пожара строительные работы возобновились, и в 1269 году было закончено строительство хора. С тех пор готический Собор Амьенской Богоматери был действующим, хотя до конца работы не были закончены.

Спустя два десятилетия епископ Гийом де Макон сделал выше первый шпиц и выполнил различные маленькие изменения на уровне хора и проходах позади хоров. Эти работы закончились в 1288 году. Выложили дорожки к собору, башни западного фасада еще не были закончены. Основная часть собора была построена, поэтому 1288 год считается годом окончания строительства.

Строительство собора Амьенской Богоматери имело большое значение для развития рационализации средневековых строек и серийного размера камней. Действительно с начала строительства Робер де Люзаршес задумывал четыре типа различных камней. В основном камни добывали в больших карьерах Пикиньи, которые принадлежали служителям церкви. В 1290-1375 годах были построены боковые часовни нефа, непредусмотренные в первоначальном плане. Южная башня собора была закончена в 1366 году, северная башня - в 1402 году. В 1385 в соборе венчались Карл VI с Изабеллой Баварской.

В 1508-1519 годах для хора были изготовлены 120 великолепных кресел со спинкой (сейчас их сохранилось только 110). В 1528 году шпиль собора был разрушен молнией, к строительству нового приступили только в наши дни. Его высота составляет 112,70 метров. Западная розетка, расположенная на высоте 42 метров, была в XVI веке по приказу мэра города переделана в пламенеющем готическом стиле. В XVIII столетии приступили к значительному преобразованию оформления хора. Таким образом, в 1768 году амвон, разрушенный еще в 1755 году, был заменен великолепной оградой. Была разобрана большая часть ограды хора начала XV века. Появились великолепные статуи и замечательный причудливый готический стул с высокой спинкой. Но все эти нововведения были дорогостоящими, ремонт здания был сделан небрежно. Так за неимением денег не был сделан ремонт на уровне наружной подпорной арки хора.

В время революции жители города сумели защитить собор Амьенской Богоматери от покушений вандалов (в отличие от многих других французских храмов). Погибло лишь несколько геральдических лилий, крестов, статуй. Но большие и маленькие статуи галереи королей остались нетронутыми. Собор был преобразован в Храм Причины и Правды. Сегодня можно увидеть статую святой Женевьевы (святая покровительница Парижа), превращенную в богиню Причины на алтаре часовни Пюи-Нотр-Дам, слева в южной части трансепта.

В XIX столетии французский архитектор, реставратор и искусствовед Эжен Виолле-ле-Дюк приступил к восстановлению здания и занимался этим на протяжении 25 лет. Он добавил на вершине большого фасада крытый проход, объединяющий обе башни. В июле 1918 года во время последнего немецкого наступления на западе, собор обрушился под огнем немецких императорских войск. Но по настоятельной просьбе папы Бенедикта XV немцы прекратили штурм собора. В мае 1940 года во время немецких бомбардировок собор чудом уцелел.

Описание собора Амьенской Богоматери

Собор возведен в виде латинского креста, с нефом в притворах, трансептом в притворах и хоре, который сам включает пять нефов. Семь часовен окружают деамбулаторий. Высота нефа состоит из трех частей: большие аркады (ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны), трифорий (узкая декоративная галерея в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего) и высокие окна. Опоры, которые поддерживают аркады, круглые и размещены четырьмя столбиками. Своды в пересечениях стрелок поддержаны столбиками. Пропорции очень гармоничны.

Западный фасад очень гармоничен, имеет три входа, три уровня высоты и две башни. Уровни повышения: уровень входов, уровень галереи королей, возвышающих трифорий, образованный рядом парных аркад в сочетании с розетками. Наконец, выше возвышаются две башни, соединенные Эженом Виолле-ле-Дюк в XIX веке галереей звонарей.

Над каждым из трех входов имеется треугольный стрельчатый фронтон, в центре оформленный в виде клеверного листа. По бокам оснований этих стрельчатых фронтонов находятся гримасничающие и фантастические существа. Большой стрельчатый фронтон центрального входа на своей вершине имеет статую ангела, звонящего в трубу.

Разница между внутренним фасадом и внешним фасадом поразительна. Внутренний фасад содержит первый проект, впоследствии измененный, скрытый хором. Внешняя часть западного фасада, в том числе и башни, 6 метров глубиной. Фасад учитывает чрезмерное повышение нефа (более 4 метров) на высоких больших стойках. Розетка, переделанная в XVI веке в стиле пламенеющей готики. Еще выше находится полог (заалтарная занавесь), "галерея звонарей", далее возвышается вторая галерея, состоящая из тонких ажурных аркад. За этими галереями находится терраса, названная "палатой музыкантов".

Четыре очень мощных контрфорса вертикально разделяют здание и отделяют три входа. Эти выступы резко сужаются при длинном переходе ко второму уровню (в этом трифории находится галерея королей), образовывая здесь уединенное место. Второй уровень фасада находится в стороне по отношению к нижнему этажу входов. Четыре выступа украшены потрясающими и величественными высокими частями здания. Точно такой же переход от второго уровня к третьему уровню (розетка) и следующий ряд четырех самых высоких частей здания. Весь фасад собора появляется и оказывается таким образом декорированный.Но в фасаде имеется и техническая установленная ошибка, заключающаяся в том, что дождь заливает паперть (площадка под открытым небом перед внутренним притвором) больших галерей, что является проблемой сохранения скульптур входов.

Башни были последними частями здания, которые построили. Из-за отсутствия денежных средств обе башни построили прямоугольными, точнее сказать продолговатыми. Это только половины кругов на протяжении всей их высоты, и оба выступа, которые должны были оказаться, сбоку, стали угловыми выступами. То есть в действительности это половины башен (полукруг), не имеющие никакого объема. Они не позволяют возносить вверх здание, хотя они должны были бы это сделать. А роль заострения здания происходит за счет стрелы трансепта, которая видна с многочисленных мест города Амьена.

Башни отличаются по высоте и оформлению последних этажей. Вершина южной башни - это стиль высокой (зрелой) готики, вершина северной башни, построенная тридцатью шестью годами позже, - это красивый пример пламенеющего готического стиля. Обе они находятся по бокам маленькой четырехугольной башенки, помещенной между двумя боковыми выступами, делая корпус с башней. Внутри каждой башенки есть винтовая лестница, позволяющая достигать первых этажей башен и элегантной пирамидальной очень хорошо украшенной крыши. На южной стороне южной башни, на уровне западного выступа, можно увидеть солнечные часы над статуей ангела. Что касается северной башни, ее начали возводить в 1375 году и завершили в 1402 году. Вначале должны были построить огромную подпорку, чтобы избежать опасности развала из-за наклона местности. Башня в стиле пламенеющей готики очень богата украшениями, намного больше, чем примыкающий северный фасад. Там можно увидеть новые очень красивые статуи XIV века, размещенные в три ряда друг над другом. Нижний ряд представляет статуи Девы Марии, святого Жана-Батиста и святого Фирмена мученика. Средний ряд: статути короля Франции Шарль V и его двух сыновей, наследника престола Шарля (будущего Шарля VI) и Луи герцога Турени (будущего герцога Орлеана). Наконец третий ряд: статуи кардинала Жана де Ла Гранжа и двух неизвестных персонажей.

Входы западного фасада, как и входы южного трансепта, украшены скульптурами. Большой центральный вход или вход Страшного суда, иногда еще называемый входом Красивого Бога, окружен другими двумя более маленькими входами: Матери-Бога и святого Фирмена. Тимпан (треугольное поле фронтона, в которой часто помещают скульптуру, живописные изображения или гербы) большого входа украшен представлением Страшного суда, когда в конце времен, согласно христианской традиции, мертвые воскреснут и затем судятся Христом. Тимпан подразделен на три регистра.

На нижнем уровне тимпана, воскресшие выходят из своих могил под звуки трубы. Святой архангел Михаил и его весы представлены в середине, чтобы взвешивать души. Внизу сцены, дьявол пытается жульничать, наклоняя со своей стороны поднос весов. В промежуточном регистре, проклятые отделены от избранников и полностью голые, двигаются вперед дьяволом к пасти чудовища Левиафана (чудовищный морской змей, упоминаемый в Ветхом Завете, иногда отождествляемый с сатаной). В высшем регистре, Христос с поднятыми руками, обнаженным торсом, чтобы были видны его раны, окружен Девой и святым Жаном, которые, встав на колени, просят спасения душ, так же как и ангелов, которые несут инструменты Страсти.

Представление ада и рая находятся в нижних клинчатых кирпичах изгибов свода тимпана. В раю, вначале видятся души, собранные возле Авраама (библейский персонаж, родоначальник многих народов, первый из трёх библейских патриархов, живших после всемирного потоп; согласно книге Бытие, первый еврей и родоначальник всего еврейского народ,потомок Евера (Эвера), правнука Сима (Шема), первого сына Ноя). Затем они направляются к городку, который представляет небесный Иерусалим. Подобно представлен ад и в соборе Парижской Богоматери. Можно там увидеть котелок и голых всадников на поднятых на дыбы лошадях. Они призывают к Апокалипсису. Ад занимает только очень маленькую часть совокупности и несколько элементов подчеркивают милосердие и доброту Бога. Дева Мария и святой Жан просят за нас и изображение Иисуса, его раны, нам напоминают, что он пришел нам на помощь в качестве Искупителя, чтобы искупить наши грехи.

На опорах арки оконных откосов находятся большие статуи двенадцати апостолов, окруженных четырьмя главными пророками. Слева от входа (если стоять напротив входа), размещены последовательно слева направо (то есть от внешней стороны и вглубь, двигаясь к Христу): пророки Даниил (библейский пророк, согласно Библии, Даниил обладал от Бога даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе Навуходоносора Иерусалима, а после падения Вавилона — при дворе Дария и Кира) и Иезекииль (имя означает "Бог укрепляет, придает силы"; основной смысл пророчества Иезекииля состоит в том, что без общения с Богом и без Его присутствия жизнь невозможна; Бог взывает к Своему народу, потому что любит его, - и тогда, когда совершает суд, и тогда, когда творит милость), далее за Симоном Кананитом (один из апостолов (учеников) Иисуса Христа), Филиппом, Левием Матфеем, Фомой (по преданию, родом Фома был из галилейского города Пансады и занимался рыбной ловлей, пока не услышал однажды проповедь Иисуса, которая побудила его бросить дом и устремиться вслед за Христом; вскоре Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов, его называли Дидим, что означает "близнец", так как по преданию он был внешне похож на Иисуса), Иаковом (его называли "братом Господним", и это интерпретируется по-разному: наиболее распространённой в христианстве является версия, что он был двоюродным братом Иисусу (тем самым его отождествляют с Иаковом Алфеевым), а по другой версии — что он был сыном Иосифа, родившимся до его обручения с Девой Марией, то есть Иисусу Христу он приходится сводным братом), и Павлом, который несет книгу и меч. Справа от входа (если стоять напротив входа), последовательность статуй - следующая (то есть от Христа и к внешней стороне): апостол Петр, легко узнаваемый благодаря его обычному атрибуту - ключи, Андрей (Андрей был родным братом апостола Петра, рыбак, как и Пётр, родился в Вифсаиде, городе на северном берегу Галилейского озера, он стал первым из призванных учеников Христа, в связи с чем этого апостола часто называют Первозванным), Иаков Зеведеев с ракушкой в руке, Иоанн Богослов, Фаддей, Варфоломей, затем пророки Исаия и Иеремия. Нужно отметить, что представление некоторых статуй есть недостоверным, так как их отличительный атрибут был утерян. На их основе, можно увидеть серию медальонов, которые представляют недостатки и достоинства.

Северный вход посвящен святому Фирмину. Со всех сторон входа находится шесть больших статуй; большая часть из них представляет святых, чьи мощи выставляли каждый год на главный алтарь. Цоколи входа Святого-Фирмина имеют богатую отделку. Они украшены именно серией медальонов из четырех листов, и представляют аграрный календарь, который устанавливает соответствие между зодиаком и работами в месяце. Все эти очаровательные скульптуры, несмотря на свой восьми вековой возраст хорошо сохранены, названы пикардским календарем или зодиаком Амьена. Представленные персонажи работают за городом. На самом деле не нужно забывать значительное господство сельского мира в то время. Как знаки зодиака так и работы на поле высечены очень хорошо. Персонажи носят различную одежду согласно сезонам.

Южный вход западного фасада, названный входом Матери-Бога, посвященный Деве. В тимпане, в его нижней части, находятся шести персонажей Ветхого Завета, предков Девы. Смерть и Успение Девы (упением называют дни завершения жизненного пути христианских святых; приходит день успения, после которого будет пробуждение, соединение с богом и вечная жизнь и слава) представлены в середине, и наконец, в верхней части представлена ее коронация в раю. В простенке находится большая статуя Девы, топчущей ногами зло, представленного в виде когтистого фантастического животного с человеческой головой.

Статуи, которые украшают оконные откосы боковых опор арки, справа показывают три значительных эпизода жизни Девы Марии: Благовещение, встреча Марии и праведной Елизаветы, Сретение господне. А слева находятся царица Савская, царь Соломон, царь Иудеи (Ирод I Великий) и три царя Каспар, Мельхиор и Бальтазар (принятые в западноевропейской традиции имена царей-магов, принесших Иисусу дары на Рождество). Медальоны, украшающие цоколи, представляют эпизоды жизни Христа и царей, в том числе и историю царя Соломона и его отношений с царицей Савской, эпизоды правления царя Иудеи и истории его отношений с царями–магами.

 

Основание простенка содержит барельефы, посвященные первородному греху, теме, ассоциированной с Девой. Точно такая же тема в простенке входа Собора Парижской Богоматери. Третья часть этого барельефа представляет желание Адама и Евы и первородный грех. Пара оказывается у подножья дерева познания добра и зла, плоды которого Бог запретил потреблять. Демон здесь в форме змеи, имеющей голову соблазнительной женщины. Речь идет о Лилит. Согласно еврейской традиции, Лилит была первой женой Адама. Она не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам. Тогда она оставляет наземный рай и скоро делает то же самое, но на этот раз Лилит не повинуется Богу. Позже, исчезнув с лица земли, эта женщина доходит до того, что становится дьяволицей и фавориткой Люцифера.

На фасаде Собора Амьенской Богоматери выше трех папертей находится покрытая галерея службы, украшенная дорогой аркатурой и столбиками. Галерея Королей выше нее поддерживает террасу. Низкая промежуточная галерея между галереей Королей и стрельчатыми фронтонами папертей имеет очень красивое оформление и датирована приблизительно 1235 годом. Эту низкую галерею еще обычно называют "трифорий". Все эти галереи соединены с внутренними этажами башен.

За низкой галереей или трифорием, открываются большие оконные проемы, которые освещали центральный неф собора через другую внутреннюю галерею. За галереей Королей открываются другие небольшие окна, выходящие внутри здания на вторую внутреннюю галерею, находящуюся выше нижней галереи. Следует отметить, что аркатуры нижней галереи касаются опоры, состоящей из трех колонн перед пилястром. На этих опорах основываются арки украшенные зубчатым орнаментом и животными. Единственная каменная опора отделяет низкую галерею от трифория Королей и выше нее находится открытая и выложенная плиткой терраса. Верх галереи Королей украшен длинными головами гаргуль (драконовидная змея, согласно легенде обитавшая во Франции в реке Сена, которая с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома).

В галерее Королей насчитывается 22 статуи, датированные первой половиной XIII века. Центральную часть фасада украшают восемь огромных статуй высотой 3,75 метра, помещенных на 30-метровой высоте. Кроме того, шесть статуй приходится на каждую западную сторону каждой из башен, и еще две размещены впереди центральных выступов фасада. Статуи непропорциональны: они имеют крупную голову и короткие ноги, датируются XIX веком. Такие пропорции позволяют посетителям лучше их рассмотреть.

Северные и южные боковые фасады в целом симметричны. Но есть и существенное различие между обоими боковыми фасадами нефа и клиросами. Неф и хор были построены в течение двух различных периодов, приблизительно с разницей в тридцать лет, поэтому архитектурный стиль нефа принадлежит к классической готики, в то время как хор - это стиль высокой (зрелой) готики. Высокие окна нефа составлены из четырех стрельчатых арок, находящихся выше розы, тогда как хора составляют шесть стрельчатых арок, также находящихся выше розы. Вершины северной и южной боковых частей собора выше крыши собора. Напротив на уровне хора, внутренняя часть двойной галереи, окружающая хоры, имеет плоскую крышу. Боковые часовни нефа, построены на одном уровне внешней галереи хора, покрыты плоской крышей.

Что касается трансепта, то он смешанной архитектуры. С восточной стороны (или стороны хора), вершина укрыта террасой, которая продолжает террасу, закрывающую внутреннюю галерею хора, за исключением части вершины, которая покрыта пирамидальной восьмигранной крышей. С западной стороны напротив, вершина трансепта покрыта таким же образом, что трансепт нефа, а именно, крыша с уклоном к внешней стороне и перекрывающая вершины. Нет следовательно террасы на этом уровне, и, на внутренней части вырезанные в стене проемы - глухие.

В западном крае этого фасада, под южной башней, находится дверь Святого Христофора с огромной статуей Святого Христофора, согласно легенде, несущего маленького Иисуса на своих плечах. Несколько других статуй стоят вдоль дороги между южной башней и папертью южной части трансепта: на внешней стороне часовни собора, можем любоваться изображением Благовещения, находящегося выше архангела Михаила и архангела Рафаила, изображением Николая Чудотворца, затем Преображение Господне, и наконец статуя епископа, построенная в течение последних лет XIII века.

Вход южной части трансепта, или вход Святого Оноре, или еще называемый входом Счастливой (Позолоченной) Девы, в соответствии со статуей, которая украшает простенок. На тимпане изображены различные эпизоды жизни святого, восьмого епископа Амьена, который жил в VI веке. На нижнем уровне тимпана можем увидеть прощания апостолов с Иисусом в день Вознесения. Затем четыре уровня тимпана представляют, снизу вверх, коронование Святого Оноре, чудесные исцеления, приписанные святому, процессия реликвий святого, и к вершине Голгофы, где был распят Иисус Христос. В начале простенка стоит статуя Счастливой (Позолоченной) Девы на руках с маленьким Иисусом и тремя улыбающимися ангелами, несущими нимб. Это великолепный шедевр XIII века, датированный 1288 годом, высотой 2,3 метра. Оригинальная статуя подвергалась неблагоприятным погодным условиям, поэтому в 1980 году она была перенесена внутрь собора и заменена муляжом. В противоположность нынешней Деве с младенцем, эта статуя - это молодая улыбающаяся мать, которая играет со своим ребенком и качает его. Именно с нее потом будут нарисованы или высечены новые образы Девы. Что касается ребенка, то он довольно толстощекий, и кажется, что он играет с миром как с мячом, который держит в руках.

Крыша Собора Амьенской Богоматери выполнена из шифера, скрепленного при помощи гвоздей. Согласно дендрохронологическому анализу (методика, основанная на исследовании годичных колец древесины), осуществленному в 1988 году, конструкция хора датирована 1288 годом, в то время как конструкция нефа и трансепта - 1311 годом.

Пол собора состоит из серии различных рисунков. Теперешний плиточный пол, восстановленный в XIX веке, был задуман и нарисован в XIII столетии. Среди разновидностей нарисованных тем находится, между прочим, тема свастики. Важнейшая деталь плиточного пола - это восьмиугольный лабиринт длинной 234 метра, расположенный на уровне пятого пролета нефа. В Средние века паломники, пришедшие поклоняться мощам Иоанна Крестителя, проходили по лабиринту на коленях, подобно Крестному пути. Для этого они должны были следовать за черной линией, чтобы искупить серьезные грехи, которые совершили.

Существуют также лабиринты в других соборах и французских церквях, таких, например, как: собор пресвятой Богородицы в Байе и Шартрский собор. Имелся лабиринт и в Реймском соборе, но он был разрушен в XVIII веке. Центральный камень лабиринта очень интересен, так как там находится текст, излагающий основание собора и записанный на полосе меди. В центре этой детали, крест, ориентированный на основные моменты и окруженный четырьмя персонажами - тремя архитекторами собора и епископом. Этот камень датирован 1288 годом, когда как раз и было окончено строительство Собора Амьенской Богоматери. Камень, который находится в настоящее время в нефе - это копия, а оригинал был перенесен в музей Пикардии.

delarina.info

Фото и описание Амьенского собора во Франиции :: SYL.ru

Франция – одна из европейских стран, сохранившая до наших дней на своей территории большое количество великолепных храмов, которые и сегодня поражают своими размерами, утонченными формами, сложностью и богатством отделки.

Амьенский собор во Франции – ценнейший образец готической архитектуры Европы. Этот восхитительный храм находится в городе Амьене на севере страны, между Парижем и Бельгией.

История создания собора

Когда-то давно в этом французском городе было несколько церквей и храмов. Что находилось на месте нынешнего Амьенского? Собор, история которого началась в конце III века, был изначально возведен из дерева. Но пожары преследовали все возводимые здесь сооружения, уничтожая их дотла. Это произошло в 850 году, в 1019, а потом и в 1107-м. Культовое сооружение в романском стиле была построено на этой земле в 1152 году.

В декабре 1206 года в город была доставлена и передана епископу де Жерберои реликвия – частица черепа святого Иоанна Крестителя, которая хранится в храме и сегодня. Всего шестьдесят шесть лет простояла новая церковь. В 1218 году в шпиль колокольни ударила молния. Мгновенно загорелась крыша, пламя охватило все здание, и оно обрушилось.

Епископ города Еврар Фуюа задумал восстановить собор, но при этом сделать его более просторным и красивым. Была у епископа мечта – возвести культовое сооружение, которое не будет похоже на другие христианские храмы.

Начало строительства

Для воплощения своей мечты он пригласил к сотрудничеству архитектора Люзаршеса. Строительные работы начались в 1220 году. Чуть раньше территория Амьена была немного расширена: крепостные стены на востоке были отодвинуты в 1190 году, а на юге – в 1193 году. Строители использовали увеличившееся пространство и запланировали алтарь невиданных размеров (70 метров шириной и в трансепте 145 метров длиной).

Для продолжения строительства необходимо было разобрать церковь, занимавшую место, которое отводилось для северной части трансепта, а кроме того, возведению северной башни фасада мешала центральная городская больница. Вопреки всем правилам, строительство храма началось с внутренней части храма. Сведения, сохранившиеся в летописях, подтверждают, что временно собор Амьенской Богоматери продолжили за счет хора старой романской церкви.

XIII век – период расцвета Амьена

Действительно, в начале XIII столетия, когда господствовал король Филипп-Август, город процветал. Успешно использовалось соседство с древним графством Фландрия (современная Бельгия), которое было известно изготовлением отличных суконных товаров, а ярмарки шампанского были крупнейшим торговым рынком Европы в XII-XIV веках.

Ресурсы епископства в этот период позволяли финансировать гигантскую стройку по возведению Амьенского собора. Когда архитектор Люзаршес скончался (1222), новый епископ Жоффруа поручил продолжить строительство Томасу де Кормону. Строительство продвигалось быстрыми темпами благодаря благотворительным пожертвованиям: уже в 1228 году стены нефа достигли основания сводов. Сам же неф был завершен в 1230 году.

Через шесть лет, когда не стало Жоффруа, фасад уже вырос до карнизов, которые расположены выше розетки. Сменил Жоффруа на его посту епископ Арну, который с энтузиазмом продолжил строительство Амьенского собора. Он взялся за строительство хора, а также при нем были возведены сияющие часовни. Однако в 1240 году выяснилось, что бюджет строительных работ исчерпан, поэтому все работы были остановлены.

До окончания работ строители успели возвести деамбулаторий – так называли кольцевой обход вокруг апсиды, который являлся продолжением боковых нефов. Здесь в 1247 году был похоронен Арну.

Следующего епископа Жерара де Куси строительные работы по возведению Амьенского собора практически не интересовали: в период с 1247 по 1258 год они были сведены к минимуму. В этот же период произошел очередной пожар, уничтоживший несколько капелл, которые окружали апсиду. Строительные работы были возобновлены спустя несколько лет. В 1269 году было завершено строительство хора. Готический Амьенский собор (фото вы можете увидеть в этой статье) стал действующим, хотя строительство еще не было завершено.

В 1288 году при епископе Гийоме де Маконе был изготовлен первый шпиц и внесены небольшие изменения в проходах позади хоров и на уровне хора. Были выложены дорожки, ведущие к собору, но в то время башни западного фасада еще не были закончены. Тем не менее основная часть храма уже была построена, поэтому исследователи считают, что храм был построен в 1288 году.

Дальнейшее развитие собора

В 1290-1375 годах собор был дополнен боковыми часовнями нефа, которые в первоначальном плане не предусматривались. Строительство южной башни было завершено в 1366 году, а северной – в 1402-. В период с 1508 по 1519 год для хора были изготовлены сто двадцать уникальных кресел со спинкой. На сегодняшний день их сохранилось сто десять.

В 1528 году молния разрушила шпиль собора. Новый шпиль начали строить только в XX веке. Его высота – 112,7 метра. В XVIII веке начались работы по преобразованию оформления хора. В 1768 году амвон, который был разрушен в 1755 году, заменили великолепной оградой. Была демонтирована основная часть ограждения хора, построенного еще в начале XV века. Появились уникальные статуи и скульптурные композиции.

Реставрация храма

В XIX веке известный французский архитектор и реставратор Виолле-ле-Дюк начал масштабное восстановление здания. Этой работе он посвятил 25 лет своей жизни. На вершине большого фасада он добавил крытый проход, который объединил две башни. Летом 1918 года во время наступления немецких императорских войск на западе собор частично был разрушен. Но по убедительной просьбе папы Бенедикта XV штурм собора немцы прекратили. Только чудом можно объяснить тот факт, что весной 1940 года в то время, когда город подвергался ожесточенным бомбардировкам фашистской Германии, собор не пострадал.

Описание собора

Это самый крупный готический собор Франции: его внутренний объем составляет 200 тысяч кубических метров. Амьенский собор, описание которого можно найти во всех путеводителях по Франции, построен в форме латинского креста, с трансептом в притворах и хоре, включающего пять нефов. Высота нефа состоит из трёх частей:

  • трифорий (декоративная очень узкая галерея, расположенная в толще стены над арками, которые отделяют боковые нефы от среднего);
  • большие аркады (несколько одинаковых по размеру и форме арок, которые опираются на колонны);
  • высокая готика (относится к апсиду).

Архитектурные особенности

Архитектура собора имеет характерные элементы готического стиля:

  • пламенеющая готика (северная башня, большая роза, кресла со спинкой, амвон);
  • высокая готика (апсид).

Амьенский собор: западный фасад

Западная часть фасада очень гармонична. Здесь имеется три входа, две башни и три уровня высоты: входов, уровня «Галереи королей» и две башни, соединенные «Галереей звонарей». Над каждым из входов располагается треугольный стрельчатый фронтон, который в центре оформлен в виде листика клевера. По бокам оснований находятся скульптуры фантастических существ. Фронтон центрального входа венчает статуя ангела.

Поразительна разница между внешним и внутренним фасадом. Внутренний фасад создан по первому проекту, который позднее был изменен и скрыт хором. Внешняя сторона западного фасада, включая башни, имеет глубину шесть метров. При создании фасада учтено значительное повышение нефа (4 метра) на больших стойках. Еще выше расположен полог, «Галерея звонарей», затем высится вторая галерея, которую составляют тонкие ажурные аркады. За этими галереями расположена терраса, которая названа «Палатой музыкантов».

Скульптуры Амьенского собора

Это одна из главных достопримечательностей храма. Амьенский кафедральный собор славится своими статуями и скульптурными композициями. Они украшают оконные откосы арок, иллюстрируют три важных эпизода из жизни Девы Марии: Сретение господне, Благовещение, встреча Марии и праведной Елизаветы. Здесь же можно увидеть изображения царицы Савской, царя Соломона, царя Ирода I и трех царей – Каспара, Бальтазара и Мельхиора, которые в западноевропейской традиции считаются царями-волхвами, принесшими Иисусу на Рождество дары.

Цоколи украшают медальоны, на которых изображены сцены, иллюстрирующие жизнь Христа и царей.

Барельефы и скульптуры этого портала Богородицы изображают сцены из Библии. Статуя Богородицы находится в центре портала. Собор украшен многочисленными фигурами химер и горгулий. Горгульи использованы в качестве декоративных элементов, скрывающих водостоки, которые отводят от собора дождевую воду.

Химеры же являются декоративным украшения собора. Это удивительные фигуры самых различных форм: все они выполнялись в разное время и разными мастерами, которые дали волю собственной фантазии.

Внутреннее убранство

Внутреннее пространство храма тоже разделено на три яруса:

  • нижняя сводчатая галерея;
  • галереи-трифория;
  • окна.

Собор прекрасно освещен благодаря стрельчатым высоким окнам и великолепному окну-розе, которое находится в центре западного фасада.

Внутреннее убранство храма удивительным образом сочетает в себе барочные и готические элементы: в XVIII веке епископ Амьена решил придать интерьеру элементы барокко. В оформлении храма принимали участие многие скульпторы, включая и знаменитого Жана-Батиста Дюпьи. Готический амвон обнесли узорчатой барочной решеткой, был построен новый алтарь, который обрамляет скульптурная группа, занимающая практически полностью апсиду.

Нельзя не отметить «Трон Истины», который располагается с северной стороны храма. Скульптурная композиция представлена тремя изображениями основных христианских добродетелей – Милосердия, Веры и Надежды, которые поддерживают трон, на котором расположился ангел, указывающий на небо.

Эта композиция в XIX века подвергалась острой критике, но отрицать ее художественную ценность и великолепное исполнение невозможно. Большинство боковых капелл были окончательно оформлены в середине XVIII века, поэтому в них присутствуют элементы барочной живописи и скульптуры.

Пол собора

Одной из достопримечательностей интерьера собора, бесспорно, является пол, покрытый плитами с самыми разнообразными сюжетами. Среди них находится лабиринт, который был реконструирован в XIX веке по эскизам, сохранившимся с XIII века.

Изначально лабиринт задумывался как некое испытание для паломников, которые желали поклониться святым мощам: чтобы дойти к капеллам, им необходимо было строго придерживаться линий орнамента, нанесенным на поверхность пола. В самом центре лабиринта находится каменная плита, на которой выгравирована история возведения собора. Именно этот текст раскрывает имена архитекторов, принявших участие в строительстве удивительного сооружения.

www.syl.ru

Амьенский собор - это... Что такое Амьенский собор?

Координаты: 49°53′42″ с. ш. 2°18′08″ в. д. / 49.895° с. ш. 2.302222° в. д. (G) (O) (Я)49.895, 2.302222

Собор Амьенской Богоматери (фр. Cathédrale Notre-Dame d'Amiens) — кафедральный собор католической епископии с центром в пикардийском городе Амьен (Амьенской епархии). По своему объёму (200 000 м³) он превосходит все готические соборы Франции.

Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами чистейшей готики. Архитектура собора включает в себя также следующие элементы готического стиля: высокая или зрелая готика (особенно апсид) и пламенеющая готика (особенно большая роза, северная башня, амвон и кресла со спинкой). Длина собора 145 м и высота свода — 42,30 м (близкая к максимальной высоте для архитектурных сооружений такого типа). С 1981 г. собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Размеры

Интерьер собора
  • Длина снаружи: 145 м
  • Длина изнутри: 133,5 м
  • Ширина нефа: 14,6 м
  • Ширина бокового нефа: 8,65 м
  • Длина трансепта: 70 м
  • Высота свода: 42,3 м
  • Высота шпица: 112,7 м
  • Площадь: 7 700 м²
  • Внутренний объём: 200 000 м³

История

Строительные работы по возведению собора начались в 1220 году. Около 1236 г. был закончен неф, а в 1243 г. — башни фасада. Только в 1528 г. был установлен шпиц, возвышающийся над собором. Верхушка шпица находится на высоте 112,7 м над землей.

После разграбления Константинополя в собор поступила лицевая часть главы святого Иоанна Предтечи.

В строительстве собора принимали участие следующие архитекторы: Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и, наконец, его сын Рено де Кормон.

См. также

Литература

Амьенский собор во время ПМВ, 1916

Ссылки

  Всемирное наследие ЮНЕСКО во Франции Культурные объекты Природные объекты Смешанные объекты
Ансамбль Мон-Сен-Мишель с заливом  • Кафедральный собор в городе Шартр  • Версальский дворец и парк  • Базилика Марии Магдалины  • Наскальные рисунки в пещерах по реке Везер (в т.ч. Пещера Ласко)  • Дворец и парк Фонтенбло  • Кафедральный собор в городе Амьен  • Древнеримский театр с окружением и триумфальная арка в городе Оранж  • Древнеримские и романские памятники в городе Арль  • Цистерцианский монастырь Фонтене  • Соляные шахты в городе Сален-ле-Бен и Арк-э-Сенан • Площади Плас-Станислас, Плас-де-ла-Карьер и Плас-д’Альянс в городе Нанси  • Церковь Сен-Савен-сюр-Гартамп  • Древнеримский акведук Пон-дю-Гар  • Гранд-Иль – исторический центр Страсбурга  • Берега Сены в Париже  • Кафедральный собор Нотр-Дам, бывшее аббатство Святого Ремигия и дворец То в городе Реймс  • Кафедральный собор Сент-Этьен в Бурже  • Исторический центр города Авиньон  • Каналь-дю-Миди (Южный канал)  • Исторический укрепленный город Каркассон  • Дороги во Франции, ведущие в Сантьяго-де-Компостела  • Историческая часть города Лион  • Винодельческий район Сент-Эмильон  • Колокольни городов Бельгии и Франции (совместно с Бельгией)  • Долина Луары от Сюлли-сюр-Луар до Шалона  • Провен, город средневековых ярмарок  • Гавр — город, восстановленный Огюстом Перре  • Порт Луны в Бордо  • Архитектурное наследие Вобана  • Епископский город Альби  • Горные массивы Севенны и Гран-Косс  • Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп (совместно с Германией, Швейцарией, Австрией, Италией, Словенией)  • Памятники промышленной революции региона Нор — Па-де-Кале
Мысы Жиролата и Порто, природный резерват Скандола и скалистые бухты «каланки» у города Пьяна (остров Корсика)  • Лагуны Новой Каледонии, разнообразие коралловых рифов и их экосистем  • Вулканы и цирки на острове Реюньон
Район горы Мон-Пердю в Пиренеях (совместно с Испанией)

dic.academic.ru


Смотрите также